Научная статья на тему 'GR-менеджмент как разновидность современного менеджмента'

GR-менеджмент как разновидность современного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
968
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
GOVERNMENT RELATIONS / GR-МЕНЕДЖЕР / СТРЕЙКХОЛДЕРЫ / ЛОББИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Олег Анатольевич

В статье рассматриваются аспекты продвижения бизнеса путем построения системы GRкоммуникаций c целью повышения прибыльности работы компаний. Деятельность компаний, по мнению автора, зачастую включает коррупционные методы работы, в результате чего происходит неравноправное перераспределение ресурсов и к формированию неэффективной внешней среды для бизнеса, что, с одной стороны, замедляет рост российской экономики, а с другой стороны, крайне негативно сказывается на имидже России в международной среде. Отмечая, что в практике советского хозяйствования был исторический аналог современному GR-направлению в деятельности частных компаний, автор делает вывод о главной цели GR-менеджмента и дает сравнительную характеристику GR-менеджера и лоббиста. В заключении автор приводит профессиональные качества GR-специалиста, от которых зависит успех в сфере GR-менеджмента компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «GR-менеджмент как разновидность современного менеджмента»

4. Кузьмина Е.Г. Предыстория Великого шелкового пути. Диалог культур Европа-Азия. М.: КомКнига, 2010. - 240 с.

5. Негматов Н.Н. Концепция истории и реалии «Великого шелкового пути» // Центрально-Азиатские гуманитарные исследования. 1998. № 2. С. 97-114.

6. Первухин В.В. Новый шелковый путь журнал «Энергетическая политика», №3, 2014. - 18с.

7. Татур С.П. Геополитика на Великом шелковом пути http://tatur.su/wp-content/uploads/2012/01/GEOPOL.pdf - 2-3с.

8. Фазылова Г. Возрождение Великого Шелкового пути / Геополитика Евразийсвтво Казахстан Шелковый Путь http://www.mesoeurasia.org/archives/3270 - 1с.

9. Федотова В.Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации// Вопросы философии. 2011. №10. - 45-53с.

10.China.Ergebnisse eigner Reisen und darauf gegründeter Studien". Б., 1877—83, т. 1, 2, 4; атлас, 1885.

11. Ritzer G. Globalization of Nothing. Thousand Oaks. L., New Delhi: Pine Forge Press. 2004. - 38 p.

12. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L: Sage. 1992. 31 p.

13. Waugh D. Richthofen «Silk Roads»: Toward the Archeology of a Concept // The Silk Road. Vol. 5. № 1. Summer 2007. -67 p.

© Мехришвили И.С., 2015

Морозов Олег Анатольевич

канд. экон. наук, доцент СПбГТУРП, г.Санкт-Петербург, РФ

e-mail: elion2004@yandex.ru

GR-МЕНЕДЖМЕНТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты продвижения бизнеса путем построения системы GR-коммуникаций c целью повышения прибыльности работы компаний. Деятельность компаний, по мнению автора, зачастую включает коррупционные методы работы, в результате чего происходит неравноправное перераспределение ресурсов и к формированию неэффективной внешней среды для бизнеса, что, с одной стороны, замедляет рост российской экономики, а с другой стороны, крайне негативно сказывается на имидже России в международной среде. Отмечая, что в практике советского хозяйствования был исторический аналог современному GR-направлению в деятельности частных компаний, автор делает вывод о главной цели GR-менеджмента и дает сравнительную характеристику GR-менеджера и лоббиста. В заключении автор приводит профессиональные качества GR-специалиста, от которых зависит успех в сфере GR-менеджмента компании.

Ключевые слова

Government Relations, GR-менеджер, стрейкхолдеры, лоббизм

Одним из инструментов продвижения бизнеса является построение системы коммуникаций Government Relations (GR). Понятие «Government» в указанном контексте следует переводить не как «правительство», а как «государственная система управления» в целом, которая включает все ветви государственной и муниципальной власти. [1, с.17] Менеджер по взаимодействию с органами власти (GR-менеджер) — это ответственное лицо, которое должно уметь строить доверительные и позитивные отношения между своим работодателем и представителями власти с помощью установления неформального диалога в целях устойчивого развития компании. Таким образом, если говорить о виде деятельности, то GR-это разновидность современного менеджмента в сфере взаимодействия с органами государственной власти, целью которого является повышение интегральной прибыльности компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе.[2, с.25]

Успешность деятельности компании, особенно крупной, во внешней среде с сильным уровнем государственного присутствия во многом зависит от наличия деловых контактов с представителями исполнительных и законодательных органов государственной власти и во многом определяется тем, насколько профессионально будет организована работа с властями разного уровня - федеральной, региональной, муниципальной. При этом GR-менеджер не занимается государственными заказами или продажами. Его задача - вести диалог с парламентариями и правительством, вовремя отслеживать законодательные инициативы и затем привлекать тех специалистов, которые на месте решают узкие проблемы как профессионалы в своей сфере (к примеру, будь то специалисты коммерческого или производственного департаментов, юридической или логистической служб и т.д.).

Не секрет, что порой компании имеют тенденцию прибегать к нецивилизованным формам обеспечения своих интересов в органах власти или, проще говоря, к коррупции. Нельзя согласиться с таким подходом, который не только не позволяет учитывать долгосрочные задачи компаний, ведет к неравноправному перераспределению ресурсов и к формированию неэффективной внешней среды для бизнеса в целом, но и замедляет рост экономики, а также крайне негативно сказывается на имидже России в международной среде.

Отметим, что профессия GR-менеджер (также как PR-HR-FR-менеджер) для России новая. И все же она имеет некий исторический аналог в практике советского хозяйствования. Во времена СССР в министерствах и ведомствах были специалисты, ответственные за согласование проектов решений и нормативных актов с ЦК, Госснабом, Госпланом и т.д. Они работали профессионально, досконально знали проблему, специфику процесса принятия решений в конкретном министерстве и ведомстве, механизмы воздействия. Порядок согласования был четко определен Постановлением Совмина. Да, были в то время и взятки, и взаимные услуги, но эта практика была вторична. Изменившиеся экономические и политические условия обрушили эту практику, сформировав новую бюрократическую культуру.

В настоящее время главной целью GR-менеджмента является выстраивание долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании стрейкхолдерами, т.е. заинтересованными, причастными к власти сторонами. [3]

Однако в научной литературе остается путаница в терминологии этой проблемы, например, встречаются некорректные отождествления лоббизма и GR несмотря на разительные отличия между этими понятиями. Так, если GR выступает составной частью общего менеджмента и его цели более глобальные, то лоббизм, в свою очередь, включается в сферу GR-менеджмента, так как он является технологией для продвижения интересов компании в органах власти.

Успех в сфере GR-менеджмента зависит от того, насколько удачно она преподнесет себя власти и как хорошо наладит отношения с ее представителями. В рамках выполнения этой задачи современные GR-менеджеры, в основной своей массе сами являясь выходцами из органов государственной власти, имеют следующие профессиональные качества:

• серьезные навыки эффективного межличностного общения со своими клиентами,

• стратегическое мышление, умение формулировать проблемы и задачи и лидерские качества.

• глубинное понимание особенностей функционирования законодательной и исполнительной власти, специфики межведомственных отношений и навыки лоббирования,

• креативность, то есть способность к нестандартному мышлению.

• обладают организаторскими способностями, так как реализация крупных проектов требует сложной системы мероприятий: конференций, кампаний в СМИ, реализации социальных проектов компании и др.

Список использованной литературы: 1.Толстых П. Лоббизм, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA): к истокам понятий. http://lobbymg.ru/mdex.php?artide_id=145L

2.Основы организации работы с органами власти/ В. А. Евсеев, С. Ю. Барсукова. Под ред. А. Е. Дынина. -М., Ассоциация Менеджеров, 2006- 54С;

З.Российский профессиональный портал о лоббизме и GR. http://lobbying.ru/dictionary_word.php?id=6

© Морозов О. А.,2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.