DOI 10.21292/2078-5658-2017-14-5-21-24
ГОТОВО ЛИ СООБЩЕСТВО ВРАЧЕЙ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ К СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Ю. С. ПОЛУШИН1, К. Г ШАПОВАЛОВ2
1ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова», Санкт-Петербург, Россия
2ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия МЗ РФ», г. Чита, Россия
Реформирование системы подготовки медицинских кадров в России - процесс объективный и неизбежный. Однако переход к непрерывному медицинскому образованию (НМО) вызывает много вопросов у специалистов, работающих в практическом звене. Цель: выявить осведомленность врачей анестезиологов-реаниматологов по вопросам предстоящих реформ медицинского образования, степень готовности к их восприятию.
Методика: сформулировано и размещено на сайте Ассоциации анестезиологов-реаниматологов (Ьйр://ассоциация-ар.рф) 10 вопросов по актуальным аспектам перехода к системе НМО. В добровольном анонимном опросе приняло участие почти 100 специалистов из различных регионов страны.
Результаты свидетельствуют о дефиците информации о системе НМО среди практических врачей, недостаточной готовности части специалистов к планируемой реформе подготовки кадров, риске их ухода из профессии.
Заключение. Необходимы углубленное разъяснение проводимых реформ, совершенствование законодательной базы, дальнейший мониторинг мнения специалистов.
Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, подготовка кадров, профессиональные общественные организации Для цитирования: Полушин Ю. С., Шаповалов К. Г. Готово ли сообщество врачей анестезиологов-реаниматологов к системе непрерывного медицинского образования? // Вестник анестезиологии и реаниматологии. - 2017. - Т. 14, № 5. - С. 21-24. DOI: 10.21292/2078-5658-2017-14-521-24
IS THE COMMUNITY OF ANESTHESIOLOGISTS AND EMERGENCY PHYSICIANS READY FOR THE SYSTEM OF CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION?
YU. S. POLUSHIN1, K. G. SHAPOVALOV2
1Pavlov First Saint Petersburg State Medical University, St. Petersburg, Russia
2Chita State Medical Academy, Chita, Russia
Reforming of medical personnel training in Russia is on-going and inevitable. However, the transfer to continuous medical education causes numerous questions in practicing medical specialists.
The objective is to assess the awareness of anesthesiologists and emergency physicians of future reforms of medical education, their readiness to learning.
Methods: 10 questions about important aspects of transfer to continuous medical education were compiled and placed on the website of Anesthesiologists and Emergency Physicians Association (http://ассоцнацнн-ар.р$). Almost 100 specialists from various regions participated in this voluntary anonymous inquiry.
Results show the lack of information on continuous medical education among practicing doctors and poor readiness of some specialists to the planned reforming of medical training, as well as the risk that some specialists will stop working in medicine.
Conclusion. Some deeper explanation of the reforms is needed, the legislature is to be improved and opinions of specialists are to be monitored. Key words: continuous medical education, training, professional public organisations
For citations: Polushin Yu. S., Shapovalov K. G. Is the community of anesthesiologists and emergency physicians ready for the system of continuous medical education? Messenger of Anesthesiology and Resuscitation, 2017, Vol. 14, no. 5, P. 21-24. (In Russ.) DOI: 10.21292/2078-5658-2017-14-521-24
Система подготовки медицинских кадров в РФ находится в состоянии реформирования [2]. Уже приступают к работе выпускники специали-тета, прошедшие обучение по новым федеральным образовательным стандартам, на подходе - ординаторы, подготовка которых также претерпела существенные изменения. Следующий закономерный этап реформирования - система дополнительного профессионального образования (ДПО).
Согласно логике реформ и зарубежному опыту, обучение врача должно продолжаться непрерывно в течение всей его профессиональной деятель-
ности [3, 4]. Учитывая стремительное обновление медицинских технологий и знаний, общество уже не устраивает система циклов повышения квалификации один раз в пять лет [1].
В отличие от изменения основных образовательных программ, реформирование ДПО в рамках перехода к системе непрерывного медицинского образования (НМО) затронет всех без исключения медицинских специалистов. Уже сейчас врачами высказываются опасения по поводу ряда трудностей, с которыми им предстоит столкнуться. Весьма опасной представляется перспектива оттока из
специальности многих врачей, особенно старшей возрастной группы. Незавершенность законодательной базы в отношении внедрения системы НМО порождает множество слухов и спекуляций [5, 6].
Цель работы: составить представление об осведомленности врачей анестезиологов-реаниматологов по вопросам предстоящих реформ медицинского образования, степени их готовности, а также о возможных негативных аспектах новаций.
Материал и методы
Сформулировано и размещено на сайте Ассоциации анестезиологов-реаниматологов (Ьйр://ассо-циация-ар.рф) 10 вопросов по актуальным аспектам перехода к системе НМО: осведомленности о сути реформ, готовности нормативно-правовой базы, оценке сложности участия для специалиста, риске ухода из профессии, роли вузовского компонента образования. Врачам предлагалось выбрать из списка один ответ.
В добровольном и анонимном опросе приняло участие 96 специалистов из различных регионов страны.
Статистическую обработку результатов голосования выполняли с помощью программы Microsoft Excel.
Результаты и обсуждение
Учитывая, что на сайте Ассоциации зарегистрировано более 1,5 тыс. человек и на момент опроса зафиксировано более 13 тыс. посещений, относительно небольшое количество принявших участие в опросе в течение полутора месяцев свидетельствует о том, что значительная часть специалистов еще не составила о проблеме НМО какого-либо более или менее четкого представления. Сведения, полученные в ходе опроса, согласуются с другими данными. Из материалов ежегодной коллегии Министерства здравоохранения РФ следует, что на конец 2016 г. на портале НМО зарегистрировалось свыше 130 тыс. врачей, однако это составляет лишь малую часть от всех работающих в отрасли [9].
Ответы принявших участие в опросе также любопытны. Ожидается, что переход к системе НМО призван поддерживать высокий профессиональный уровень специалистов, однако большинство опрошенных (57%) подвергают данный тезис сомнению. Это может быть связано с разными причинами: низким качеством мероприятий, получающих аккредитацию в системе НМО, что и порождает такой скепсис; отсутствием у практических врачей желания заниматься самообразованием и повышать свою квалификацию; невысокой осведомленностью специалистов обо всех механизмах и вариантах реализации НМО. Следует акцентировать внимание на последнем обстоятельстве, поскольку для подавляющего большинства врачей (92%) формы их
участия в системе НМО до конца остаются неясными. На этом основании можно предположить, что лишь 8% врачей анестезиологов-реаниматологов, интересующихся современными тенденциями в изменении системы медицинского образования, ознакомились с документами, размещенными на портале НМО, и адекватно представляют себе суть преобразований.
Вместе с тем участники опроса показали неплохую готовность к участию в системе НМО, так как большую часть специалистов (57%) переход к ней не пугает. И здесь нет противоречия с предыдущим положением. По всей видимости, многие врачи просто не находят времени для изучения соответствующих нормативных документов и откладывают этот процесс на неопределенное время. Хорошо известные в нашей стране надежда на «авось» и решение вопроса в последний момент, очевидно, срабатывают и в этой ситуации. Радует, что только 19% принявших участие в опросе отметили низкую готовность к переходу на новую образовательную систему. Тем не менее задача по информированию врачей о сути, механизмах и формах НМО для всех заинтересованных структур, в том числе для Ассоциации анестезиологов-реаниматологов, не утрачивает своего значения.
Несмотря на довольно продолжительную работу портала непрерывного медицинского образования, размещение нормативных документов на сайте Министерства здравоохранения РФ, а также реализацию пилотных проектов по разным специальностям в ряде регионов, только 2% анкетированных отметили высокую доступность пояснительных документов по переходу к системе НМО [7, 8]. Возможно, представленная информация требует упрощенного и более понятного изложения, но, скорее всего, должно быть расширено число каналов для распространения информации, в том числе через сайты образовательных учреждений, посредством активизации работы профессиональных и общественных организаций.
Не вызвал удивления тот факт, что 68% врачей отметили низкую готовность регламентирующей базы для перехода к НМО. Это согласуется с публикациями и результатами обсуждений на различных совещаниях, в которых констатируется незавершенность пакета нормативных документов по внедрению НМО [1, 5]. В конечном счете это признается и самим Министерством здравоохранения РФ (письмо № 16-2/2048112 от 26.05.2017 г.). Недостатки нормативной базы способствуют росту числа мероприятий с низкой образовательной значимостью, но подкрепленных кредитами НМО исключительно с целью привлечения спонсоров. Безусловно, такой недобросовестный подход не способствует повышению значимости НМО как в глазах болеющих за дело специалистов-преподавателей, так и практических врачей.
Более половины опрошенных посчитали, что переход к системе НМО не повлияет на кадровую
обстановку на местах. Однако настораживает то, что 44% опрошенных считают возможным усиление ухода специалистов из профессии. Очевидно, в группе риска - представители старших возрастных групп, которых не вдохновляют современные интернет-технологии, для которых нововведения могут послужить ключевым аспектом для принятия решения о прекращении профессиональной деятельности. Учитывая закрытие интернатуры, снижение доступности подготовки в ординатуре, такая комбинация факторов создает весомые риски ухудшения кадровой ситуации и снижения качества специализированной медицинской помощи в стране.
Подавляющее большинство опрошенных (85%) связывают реформирование системы медицинского образования с дополнительными трудностями для врача. По сравнению с традиционной системой (один цикл за пять лет) непрерывное обучение для них является более обременительным, требующим дополнительного времени для усвоения тонкостей реформы, обучения методике внесения кодов на портале НМО и пр. Для работающего на пределе физических возможностей человека (во многих регионах коэффициент совместительства для врачей анестезиологов-реаниматологов составляет 1,70-1,86), при оставляющем желать лучшего материально-техническом обеспечении переход к новой системе пока не выглядит заманчивым. В основной своей массе не готовы они и к использованию потенциала всей российской образовательной системы - 51% опрошенных выразили желание проходить обучение в рамках НМО в региональном вузе и только 16% - на центральных базах. Это абсолютно понятно - частые, даже короткие командировки не являются привлекательными не только для работодателя, но и для самих врачей. Большинство принявших участие в опросе в любом случае считают, что имеющиеся в регионах вузы (39%), так же как и местные общественные и профессиональные сообщества (15%), способны проводить учебные мероприятия в системе НМО. Общероссийские общественные организации при этом особых пре-
ференций не получили (13%), и это ставит вопрос о необходимости повышения качества проводимых ими мероприятий.
Большая часть опрошенных согласна с тем, что вузовский компонент обучения в рамках системы НМО должен отличаться от традиционного дополнительного профессионального обучения. Это важно, поскольку согласуется с имеющимися требованиями. Вместе с тем свыше 40% врачей не видят нужды в таких изменениях, и это диктует необходимость кропотливой работы по разъяснению важности корректировки системы обучения специалистов.
Заключение
Таким образом, мы полагаем, что опрос достиг своей цели - он показал важность продолжать методично разъяснять суть перехода к системе НМО с использованием всех доступных информационных ресурсов. Результаты его также не только выявили слабую осведомленность врачей по данному вопросу, но и подтвердили правильность выбранной Ассоциацией анестезиологов-реаниматологов стратегии действий в этом направлении, предусматривающую в том числе проведение региональных Школ в тесном сотрудничестве с вузами. Ключевая цель данного проекта - без длительного отрыва от повседневной деятельности вовлечь в образовательный процесс, в том числе в системе НМО, максимально большое число врачей, в силу разных причин не имеющих возможности часто выезжать за пределы своего региона. Целенаправленно выбираемая тематика лекций и мастер-классов органично дополняет образовательную деятельность кафедр анестезиологии и реаниматологии медицинских вузов, что делает такие Школы весьма привлекательными для разных категорий обучающихся, а также преподавателей.
Ассоциация предполагает продолжать осуществлять мониторинг ситуации в сфере образовательной деятельности, чтобы учитывать полученные данные для разработки предложений по ее совершенствованию.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии у них конфликта интересов. Conflict of Interests. The authors state that they have no conflict of interests.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балкизов З. З., Природова О. Ф., Семенова Т. В., Сизова Ж. М. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2016. - № 4 (26). - С. 12-18.
2. Глыбочко П. В. Новые рубежи системы медицинского образования // Социология образования. - 2015. - № 2. - С. 4-8.
3. Лукъянцева Д. В., Маркова Я. В. Организация системы непрерывного медицинского образования как важнейшая составляющая процесса обеспечения качества медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2015. - № 1-2. - С. 28-35.
4. Москвичева М. Г., Шишкин Е. В. Актуальные вопросы организации непрерывного медицинского образования // Непрерывное медицинское образование и наука. - 2017. - Т. 12, № 1. - С. 4-12.
5. Пивень Д. В., Куцул И. С. Аккредитация специалиста: мифы, реальность, риски, предложения // Менеджер здравоохранения. - 2016. - № 6. - С. 6-15.
6. Салыгина Е. С. Обучение сотрудника за счет ОМС // Правовые вопросы в здравоохранении. - 2017. - № 2. - С. 90-93.
7. http://edu.rosminzdrav.ru/
8. http://www.sovetnmo.ru/pages/documents_nmo.html/
9. https://www.rosminzdrav.ru/open/kollegiya-ministerstva-zdravoohrane niya-rossiyskoy-federatsii/materialy-kollegii-ministerstva-zdravoohranen iya-rossiyskoy-federatsii/kollegiya-2017
ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ:
Полушин Юрий Сергеевич
ФГБОУВО «Первый Санкт-Петербургский
государственный медицинский университет
им. акад. И. П. Павлова МЗ РФ»,
академик РАН, доктор медицинских наук, профессор,
проректор по научной работе, руководитель
научно-клинического центра анестезиологии и
реаниматологии, заведующий кафедрой анестезиологии
и реаниматологии президент Ассоциации
анестезиологов-реаниматологов.
197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8.
E-mail: [email protected]
Шаповалов Константин Геннадьевич
ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия МЗ РФ»,
доктор медицинских наук, проректор по дополнительному профессиональному образованию, заведующий кафедрой анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, заместитель президента Ассоциации анестезиологов-реаниматологов. 672000, г. Чита, ул. Горького, д. 39а. E-mail: [email protected]
REFERENCES
1. Balkizov Z.Z., Prirodova O.F., Semenova T.V., Sizova Zh.M. Transfer to a new system of medical practice licensing: accreditation and continuous medical education. Meditsinskoe Obrazovanie i Professionalnoe Razvitie, 2016, no. 4 (26), pp. 12-18. (In Russ.)
2. Glybochko P.V. New borders of medical education system. Sotsiologiya Obrazovaniya, 2015, no. 2, pp. 4-8. (In Russ.)
3. Lukyantseva D.V., Markova Ya.V. Organisation of continuous medical education as a crucial component of quality medical care provision. Problemy Standartizatsii v Zdravookhranenii, 2015, no. 1-2, pp. 28-35. (In Russ.)
4. Moskvicheva M.G., Shishkin E.V. Actual issues of organisation of continuous medical education. Nepreryvnoe Meditsinskoe Obrazovanie I Nauka, 2017, vol. 12, no. 1, pp. 4-12. (In Russ.)
5. Piven D.V., Kutsul I.S. Accreditation of a specialist: myths, reality, risks, offers. Menedzher Zdravookhraneniya, 2016, no. 6, pp. 6-15. (In Russ.)
6. Salygina E.S. Training of workers paid by MMI. Pravovye Voprosy v Zdravookhranenii, 2017, no. 2, pp. 90-93. (In Russ.)
7. http://edu.rosminzdrav.ru/
8. http://www.sovetnmo.ru/pages/documents_nmo.html/
9. https://www.rosminzdrav.ru/open/kollegiya-ministerstva-zdravoohrane niya-rossiyskoy-federatsii/materialy-kollegii-ministerstva-zdravoohranen iya-rossiyskoy-federatsii/kollegiya-2017
FOR CORRESPONDENCE: Yury S. Polushin
Pavlov First Saint Petersburg State Medical University, Academician of RAS, Doctor of Medical Sciences, Professor, Pro-Rector for Research, Head of Research Clinical Center of Anesthesiology and Intensive Care, Head of Anesthesiology and Intensive Care Department, President of Association of Anesthesiologists and Emergency Physicians. 6-8, Lva Tolstogo St., St. Petersburg, 197022 E-mail: [email protected]
Konstantin G. Shapovalov
Chita State Medical Academy,
Doctor of Medical Sciences, Vice-Rector for Additional Professional Education, Head of Anesthesiology and Intensive Care Department, Deputy President of Association of Anesthesiologists and Emergency Physicians. 39a, Gorkogo St., Chita, 672000 E-mail: [email protected]