Научная статья на тему 'Готовность выпускников медицинского высшего учебного заведения к самостоятельной работе в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь'

Готовность выпускников медицинского высшего учебного заведения к самостоятельной работе в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выпускник медицинского высшего учебного заведения / медицинская организация / первичная медико-санитарная помощь / medical graduate / medical organization / primary health care

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Варакина Ж. Л., Шкерская Н. Ю., Лосев В. Р., Зимина Э. В., Меньшикова Л. И.

Цель. Изучить мнение обучающихся старших курсов медицинского высшего учебного заведения (ВУЗ) о готовности к самостоятельной практической деятельности в медицинских организациях (МО), оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП). Материал и методы. В 2023г проведено сплошное социологическое исследование поперечного типа среди обучающихся 5 и 6 курсов лечебного и педиатрического факультетов Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск), из них 137 — обучающихся педиатрического факультета (5 курс — 70, 6 курс — 65), 266 — лечебного факультета (5 курс — 140, 6 курс — 126). Результаты. Выявлен недостаточный уровень готовности выпускников медицинского ВУЗа к самостоятельной практической деятельности в МО, оказывающих ПМСП. Только 19,0% после прохождения первичной аккредитации нацелены сразу работать в качестве врача-педиатра участкового и врача-терапевта участкового, 44,2% не готовы начать самостоятельную практическую деятельность. Основным направлением работы участкового врача правильно считают именно профилактическую деятельность 67,2% старшекурсников педиатрического и только 28,6% лечебного факультетов. Самостоятельно работать в медицинской информационной системе готовы >75% выпускников, однако не уверены в том, что смогут самостоятельно сформировать электронный лист нетрудоспособности 15,1% респондентов, оформить направление на медико-социальную экспертизу — 41%, заполнить статистический талон в электронном виде — около трети выпускников. Заключение. Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость усиления практической составляющей в подготовке студентов медицинского ВУЗа и внедрения системы наставничества в МО, оказывающих ПМСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Варакина Ж. Л., Шкерская Н. Ю., Лосев В. Р., Зимина Э. В., Меньшикова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness of medical graduates to self-guided work in primary health care organizations

Aim. To study the opinion of senior medical students about their readiness for self-guided practice in primary health care organizations. Material and methods. In 2023, a continuous cross-sectional social study was conducted among 5th and 6th year students of the Northern State Medical University (Arkhangelsk), of which 137 were from pediatric faculty (5th year — 70, 6th year — 65), 266 — general medicine faculty (5th year — 140, 6th year — 126). Results. An insufficient level of readiness of medical graduates for self-guided practice in primary health care facilities was revealed. Only 19,0%, after passing the primary accreditation, aim to immediately work as a local pediatrician and a local general practitioner, while 44,2% are not ready to begin independent practical activity. The main work direction of a local physician is considered to be prevention by 67,2% and 28,6% of senior pediatric and general medicine students, respectively. More than 75% of graduates are ready to work independently in a medical information system, but 15,1% of respondents are not sure that they will be able to independently make an electronic sick note, while 41% — a referral for disability examination, and about a third of graduates — fill out a statistical electronic form. Conclusion. The study results confirm the need to strengthen the practice in the training of medical students and introduce a mentoring system in primary health care facilities.

Текст научной работы на тему «Готовность выпускников медицинского высшего учебного заведения к самостоятельной работе в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь»

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(9S):3829.

doi:10.15829/1728-8800-2023-3829 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)

и

РОПНИЗ

mw

РОССИЙСКОЕ

КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Готовность выпускников медицинского высшего учебного заведения к самостоятельной работе в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

Варакина Ж. Л.1, Шкерская Н. Ю.2, Лосев В. Р.1, Зимина Э. В.3, Меньшикова Л. И.1'4

:ФГБОУ ВО "Северный государственный медицинский университет" Минздрава России. Архангельск; 2ГБУЗ АО "Архангельская городская клиническая больница № 7". Архангельск; 3ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова" Минздрава России. Москва; 4ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России. Москва, Россия

Цель. Изучить мнение обучающихся старших курсов медицинского высшего учебного заведения (ВУЗ) о готовности к самостоятельной практической деятельности в медицинских организациях (МО), оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП). Материал и методы. В 2023г проведено сплошное социологическое исследование поперечного типа среди обучающихся 5 и 6 курсов лечебного и педиатрического факультетов Северного государственного медицинского университета (г Архангельск), из них 137 — обучающихся педиатрического факультета (5 курс — 70, 6 курс — 65), 266 — лечебного факультета (5 курс — 140, 6 курс — 126). Результаты. Выявлен недостаточный уровень готовности выпускников медицинского ВУЗа к самостоятельной практической деятельности в МО, оказывающих ПМСП. Только 19,0% после прохождения первичной аккредитации нацелены сразу работать в качестве врача-педиатра участкового и врача-терапевта участкового, 44,2% не готовы начать самостоятельную практическую деятельность. Основным направлением работы участкового врача правильно считают именно профилактическую деятельность 67,2% старшекурсников педиатрического и только 28,6% лечебного факультетов. Самостоятельно работать в медицинской информационной системе готовы >75% выпускников, однако не уверены в том, что смогут самостоятельно сформировать электронный лист нетрудоспособности 15,1% респондентов, оформить направление на медико-социальную экспертизу — 41%, заполнить статистический талон в электронном виде — около трети выпускников.

Заключение. Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость усиления практической составляющей в подготовке студентов медицинского ВУЗа и внедрения системы наставничества в МО, оказывающих ПМСП.

Ключевые слова: выпускник медицинского высшего учебного заведения, медицинская организация, первичная медико-санитарная помощь.

Отношения и деятельность: нет.

Поступила 30/10-2023 Рецензия получена 02/11-2023 Принята к публикации 21/11-2023

Для цитирования: Варакина Ж. Л., Шкерская Н. Ю., Лосев В. Р., Зимина Э. В., Меньшикова Л. И. Готовность выпускников медицинского высшего учебного заведения к самостоятельной работе в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(9Б): 3829. doi:10.15829/1728-8800-2023-3829. EDN VIBRRT

Readiness of medical graduates to self-guided work in primary health care organizations

Varakina Zh. L1, Shkerskaya N. Yu.2, Losev V. R.1, Zimina E. V.3, Menshikova L. I.1,4

.Northern State Medical University. Arkhangelsk; Arkhangelsk City Clinical Hospital № 7. Arkhangelsk; 3A. I. Evdokimov Moscow State Medical and Dental University. Moscow; 4Russian Medical Academy of Continuous Professional Education. Moscow, Russia

Aim. To study the opinion of senior medical students about their readiness for self-guided practice in primary health care organizations. Material and methods. In 2023, a continuous cross-sectional social study was conducted among 5th and 6th year students of the Northern State Medical University (Arkhangelsk), of which 137 were from pediatric faculty (5th year — 70, 6th year — 65), 266 — general medicine faculty (5th year — 140, 6th year — 126).

Results. An insufficient level of readiness of medical graduates for self-guided practice in primary health care facilities was revealed. Only 19,0%, after passing the primary accreditation, aim to immediately work as a local pediatrician and a local general practitioner, while 44,2% are not ready to begin independent practical activity. The main work direction of a local physician is considered to be prevention by 67,2% and 28,6% of senior pediatric and general medicine students, respectively. More

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: ravenzh@yandex.ru

[Варакина Ж. Л. * — д.м.н., доцент, декан лечебного факультета, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы, ORCID: 0000-0002-8141-4269, Шкерская Н. Ю. — ассистент кафедры семейной медицины и внутренних болезней, заведующая поликлиникой, ORCID: 0000-0002-8311-3937, Лосев В. Р. — к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы, ORCID: 0009-0000-1752-6373, Зимина Э. В. — д.м.н., профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, ORCID: 0000-0002-3590-753X, Меньшикова Л. И. — профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы, д.м.н., профессор кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья с курсом оценки технологий, ORCID: 0000-0002-3034-9014].

than 75% of graduates are ready to work independently in a medical information system, but 15,1% of respondents are not sure that they will be able to independently make an electronic sick note, while 41% — a referral for disability examination, and about a third of graduates — fill out a statistical electronic form.

Conclusion. The study results confirm the need to strengthen the practice in the training of medical students and introduce a mentoring system in primary health care facilities.

Keywords: medical graduate, medical organization, primary health care.

Relationships and Activities: none.

Varakina Zh. L.* ORCID: 0000-0002-8141-4269, Shkerskaya N.Yu. ORCID: 0000-0002-8311-3937, Losev V. R. ORCID: 0009-0000-1752-6373,

Zimina E. V. ORCID: 0000-0002-3590-753X, Menshikova L. I. ORCID: 0000-0002-3034-9014.

'Corresponding author: ravenzh@yandex.ru

Received: 30/10-2023 Revision Received: 02/11-2023 Accepted: 21/11-2023

For citation: Varakina Zh. L., Shkerskaya N.Yu., Losev V. R., Zimina E. V., Menshikova L. I. Readiness of medical graduates to self-guided work in primary health care organizations. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(9S):3829. doi:10.15829/1728-8800-2023-3829. EDN VIBRRT

ВУЗ — высшее учебное заведение, МО — медицинские организации, ПМСП — первичная медико-санитарная помощь.

Введение

Ликвидация дефицита кадров в медицинских организациях (МО), оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), является одной из важнейших задач здравоохранения. Внедрение системы аккредитации специалистов позволяет выпускнику высшего учебного заведения (ВУЗ) после прохождения первичной аккредитации приступить к самостоятельной работе в качестве участкового врача. По результатам исследований, проведенных в 2022г в МО Нижегородской и Иркутской областей, выявлено, что, по мнению заведующих отделениями и администраций МО, существующая система образования в медицинских ВУЗах, ориентированная на обязательное постдипломное образование (интернатуру), не успела адаптироваться к изменившейся ситуации, и молодые специалисты не готовы к самостоятельной практической деятельности. В целом руководители учреждений довольны их теоретическими знаниями, однако считают, что нужно повысить уровень практической подго-товки1 [1, 2].

Высокие требования к качеству оказания медицинской помощи [3], пациентоориентированность в оказании медицинских услуг, необходимость наличия у медицинских специалистов широкого набора цифровых компетенций и навыков [4] усложняют задачу закрепления и удержания медицинских кадров, особенно в МО, оказывающих ПМСП [3].

На XIII Общероссийской конференции с международным участием "Неделя медицинского образования — 2022" Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Альбертович Мурашко отметил рост числа участковых терапевтов и педиатров в стране2, в уч-

1 Романова Т Е. Наставничество как инструмент подготовки студентов медицинских вузов к самостоятельной работе в практическом здравоохранении Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия Тип: статья в сборнике трудов конференции Язык: русский Год издания: 2022 Страницы: 254-256.

2 http://pravo-med.ru/community/blogs/panov/_1926.php?ysclid= Io0ew68a9h40079092.

реждениях, оказывающих ПМСП. Однако сохраняется и отток врачей из поликлиник, во многом связанный со сложностями профессиональной адаптации и недостаточной готовностью выпускников медицинских ВУЗов к профессиональной деятельности [5-8].

Целью исследования явилось изучение мнения обучающихся старших курсов медицинского ВУЗа о готовности к самостоятельной практической деятельности в МО, оказывающих ПМСП.

Материал и методы

В апреле-мае 2023г проведено сплошное социологическое исследование поперечного типа среди обучающихся 5 и 6 курсов лечебного и педиатрического факультетов Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск). Участвовали в анкетировании 403 человека, из них 137 — обучающиеся педиатрического факультета (5 курс — 70, 6 курс — 65), 266 — лечебного факультета (5 курс — 140, 6 курс — 126). Средний возраст респондентов составил 23,1 ± 1,5 года, 76,2% — лица женского пола (n=307).

База данных сформирована в программе Microsoft Excel. Статистический анализ проводился с использованием программы STATAversion 17. Сравнение качественных признаков проводилось с помощью критерия х2 Пирсона.

Легитимность исследования подтверждена решением этического комитета Северного государственного медицинского университета от 15.02.2023.

Результаты

Большинство обучающихся старших курсов планирует поступать в ординатуру (44,2%), при этом треть (33,0%) — планируют работать врачом-педиатром участковым и врачом-терапевтом участковым с одновременным обучением в ординатуре. Только 19,0% после прохождения первичной аккредитации нацелены сразу работать в МО, оказывающих ПМСП (таблица 1).

Таблица 1

Распределение обучающихся по направлению деятельности после окончания специалитета медицинского ВУЗа (абс., %)

Лечебный факультет Педиатрический факультет

Абс. % Абс. %

Поступление в ординатуру 119 44,7 59 43,1

Отсутствие планов работать в системе здравоохранения 8 3,0 4 2,9

Работа врачом-педиатром участковым и врачом-терапевтом участковым 37 13,9 40 29,2

Поступление в ординатуру и работа врачом-педиатром участковым и врачом-терапевтом участковым 101 38,0 32 23,4

Работа врачом выездной бригады скорой медицинской помощи 1 0,4 2 1,4

Итого 266 100,0 137 100,0

Примечание: р рассчитывалось с помощью Хи-квадрат Пирсона (х2=18,3975, р=0,001).

Таблица 2

Распределение обучающихся по уровню практических навыков работы в медицинской информационной системе (абс., %)

Практическая деятельность Лечебный факультет Педиатрический факультет р-уровень

Абс. % Абс. %

Готовность самостоятельно заполнить Да 77 29,0 30 21,9 р=0,057

статистический талон в медицинской Возможно 116 43,6 54 39,4

информационной системе Нет 73 27,4 53 38,7

Готовность самостоятельно заполнить Да 64 24,1 12 8,8 р<0,001

направление на медико-социальную Возможно 133 50,0 48 35,0

экспертизу Нет 69 25,9 77 56,2

Готовность самостоятельно Да 98 36,9 45 32,9 р=0,053

сформировать электронный лист Возможно 136 51,1 63 46,0

нетрудоспособности Нет 32 12,0 29 21,1

Готовность начать работу Да 58 21,8 28 20,4 р=0,269

в медицинской информационной Возможно 167 62,8 79 57,7

системе Нет 41 15,4 30 21,9

Примечание: р рассчитывалось с помощью Хи-квадрат Пирсона.

Практически половина выпускников (44,2%) не готовы начать самостоятельную практическую деятельность. При этом к 6 курсу доля таких обучающихся снижается до 34,9% (х2=13,2087, р=0,001). Готовность самостоятельно лечить пациентов продемонстрировали лишь 14,1% выпускников, к 6 курсу готовность незначительно выше (5 курс — 12,3%, 6 курс — 16,2%, х2=6,2544, р=0,044). Между факультетами отсутствует статистически значимая дифференциация по данному вопросу (х2=2,8149, р=0,245). Основным направлением работы врача-педиатра участкового правильно считают именно профилактическое 67,2% обучающихся. Приоритет профилактического направления в своей работе обучающиеся лечебного факультета недооценивают и лишь чуть больше четверти считают его основным (28,6%).

Исследование показало, что у большинства выпускников сформирована готовность самостоятельно работать в медицинской информационной системе, однако полностью уверены в своих силах лишь 20,4% обучающихся педиатрического и 21,8% лечебного факультета. Часть выпускников педиатрического (21,9%) и лечебного (15,4%) факультетов считают, что не готовы самостоятельно работать в медицин-

ской информационной системе. Так, по самооценке респондентов не смогут самостоятельно оформить направление на медико-социальную экспертизу — 41%, заполнить статистический талон в электронном виде — около трети выпускников, электронный лист нетрудоспособности не сможет оформить каждый шестой (15,1%). В самостоятельной выписке направления на медико-социальную экспертизу и заполнения статистического талона в медицинской информационной системе более уверены выпускники лечебного факультета (таблица 2).

Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации по профилактическим осмотрам несовершеннолетних, по условиям и порядку формирования листков нетрудоспособности знают 88,3% и 87,6% выпускников педиатрического факультета, однако приказ по диспансерному наблюдению несовершеннолетних известен лишь 54,0% опрошенных (рисунок 1). Исходя из ответов на вопросы анкеты, знаниями по работе врачебной комиссии по временной нетрудоспособности владеют лишь 5,8%.

Знание приказов у выпускников лечебного факультета оказалось ниже, приказ по диспансерному наблюдению за взрослыми знают лишь чуть более

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

12,4 11,7

46,0

87,6 88,3

54,0

Приказ № 302

Приказ № 514

Приказ № 1089

Ответили неверно Правильный ответ

Рис. 1 Распределение выпускников педиатрического факультета по знанию приказов, %.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

14,3

Приказ № 168н Приказ № 404н Приказ № 1089

Ответили неверно Щ Правильный ответ

Рис. 2 Распределение выпускников лечебного факультета по знанию приказов, %.

половины студентов (54,0%), лучше всего респонденты знают приказ по условиям и порядку формирования листков нетрудоспособности (85,7%) (рисунок 2). Ориентируются в работе врачебной комиссии более трети обучающихся на лечебном факультете, что значительно больше, по сравнению с педиатрическим факультетом (5,8%).

Также в исследовании анализировался аспект необходимости помощи молодым специалистам со стороны наставника. Все обучающиеся педиатрического и 98,1% лечебного факультета отметили важность помощи наставника. В большей степени будущим молодым специалистам от наставника требуется помощь информационного характера (работа в медицинской информационной системе),

а также практического (советы по выбору тактики обследования и лечения) и организационного характера (маршрутизация пациентов). При этом в меньшей степени выпускникам от наставника необходима психологическая помощь.

Обсуждение

Результаты исследования показали, что лишь каждый седьмой выпускник ВУЗа мотивирован после прохождения первичной аккредитации работать на должностях участковых врачей-терапевтов и педиатров в МО, оказывающих ПМСП. Известно, что мотивация к работе по профессии обратно пропорциональна вероятности возникновения у работника намерения её сменить [9, 10]. Следует отметить более высокую долю выпускников-педиатров (на 15,3%) непосредственно готовых после первичной аккредитации выйти на работу на участок по сравнению с выпускниками лечебного факультета. При этом треть старшекурсников планирует работать врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми и одновременно учиться в ординатуре. Возможность совмещения очного обучения в ординатуре и одновременной работы в качестве участкового врача представляется сомнительной, что, безусловно, требует дополнительной разъяснительной работы как среди выпускников ВУЗа, так и среди работодателей. Совмещение обучения и практической трудовой деятельности возможно только на условиях неполной занятости по должности врача-терапевта участкового и врача-педиатра участкового, что потенциально может привести к снижению доступности медицинской помощи, неполной удовлетворенности пациентов и нарушению участкового принципа оказания ПМСП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение уровня знаний в области нормативно-правовой документации требует особого внимания со стороны клинических кафедр университета. Без знаний основополагающих документов, регламентирующих деятельность МО, оказывающих ПМСП, трудно себе представить деятельность участкового врача. Вместе с тем необходимо констатировать, что респонденты признают недостаточную информированность по этим вопросам.

Сами обучающиеся признают достаточность объема получаемой теоретической информации в ВУЗе, вместе с тем имеется потребность в отработке именно практических навыков, что отмечается и в других исследованиях [1, 2].

Проведенные немногочисленные социологические исследования среди выпускников медицинских ВУЗов выявили следующие общие характеристики: отсутствие уверенности в начале трудовой деятельности, сложности коммуникации с пациентами, коллегами [1, 2, 8]. Одним из способов облегчения адаптации молодых специалистов к трудовой деятельности является институт наставничества.

Наставничество необходимо внедрять в МО для содействия молодым специалистам в обретении практических навыков. Наставничество является одной из перспективных практик профессионального развития врачей, поскольку медицина требует от врача наличия практического опыта и высокого мастерства, обеспечения безопасности пациента в процессе медицинской деятельности [11]. В настоящее время изданы Атлас лучших московских практик наставничества в сфере здравоохранения3 и Атлас лучших российских практик наставничества в сфере здравоохра-нения4 [12], но единая эффективная модель наставни-

3 Атлас лучших московских практик наставничества в сфере здравоохранения. Под ред. Ю.В. Бурдастовой. М.: ГБУ "НИИОЗММ ДЗМ"; 2021. 35 с.

4 Александрова О. А., Аликперова Н. В., Бурдастова Ю. В. и др. Атлас лучших российских практик наставничества в сфере здравоохранения. М.: ГБУ "НИИОЗММ ДЗМ"; 2020. 40 с.

Литература/References

1. Makarov SV, Gaydarov GM, Maevskaya IV, et al. The analysis of readiness of young specialists to self-dependent work in primary health care section. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2023;31(2):278-83. (In Russ.) Макаров С. В., Гайдаров Г. М., Маевская И. В. и др. Анализ готовности молодых специалистов к самостоятельной работе в первичном звене здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(2):278-83. doi: 10. 32687/0869-866X-2023-31-2-278-283.

2. Alekseeva MV, Nikolaev AI, Shashmurina VR. Analysis of readiness of medical university graduates for labor activity. Russian Journal of Dentistry. 2020;24(3):180-5. (In Russ.) Алексеева М.В., Николаев А. И., Шашмурина В. Р. Анализ готовности выпускников медицинского университета к трудовой деятельности. Российский стоматологический журнал. 2020;24(3): 180-5. doi:10.17816/1728-2802-2020-24-3-180-185.

3. Burdastova YV. Problems of formalization of mentoring institute in healthcare and ways of solving it. Health Care of the Russian Federation. 2021;65(5):461-6. (In Russ.) Бурдастова Ю. В. Проблемы формализации института наставничества в здравоохранении и пути их решения. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(5):461-6. doi: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-461-466.

4. Prisyazhnaya NV, Vyatkina NYu. Readiness of future graduates of a medical university for professional activities. Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2022;18(4):590-5. (In Russ.) Присяжная Н. В., Вяткина Н. Ю. Готовность будущих выпускников медицинского вуза к профессиональной деятельности. Саратовский научно-медицинский журнал. 2022;18(4):590-5. EDN: GJEKAU.

5. Krom IL, Erugina MV, Eremina MG, et al. Modern transformations of medicine space from medical care to a medical service. Bioethics. 2019;12(1):27-9. (In Russ.) Кром И. Л., Еругина М.В., Еремина М. Г. и др. Современные трансформации пространства медицины от медицинской помощи к медицинской услуге. Биоэтика. 2019;12(1):27-9. doi:1019163/2070-1586-2019-1(23)-27-29.

6. Romanova TE, Rodina AA, Romanov SV, et al. Assessment of the medical students training quality during the COVID-19 pandemic for future work in practical health care. Healthcare Management: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ. 2022;8(1):75-81. (In

чества отсутствует [11]. Её создание требует не только разработки методик и направлений, но и предварительного изучения потребности выпускников в наставничестве.

Заключение

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о недостаточной готовности выпускников медицинского ВУЗа к самостоятельной практической деятельности в качестве участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров, что подтверждает необходимость усиления практической составляющей в подготовке студентов медицинского ВУЗа и внедрения системы наставничества в МО, оказывающих ПМСП.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Russ.) Романова Т. Е., Родина А. А., Романов С. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников вузов в период пандемии COVID-19 для будущей работы в практическом здравоохранении. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022;8( 1 ):75-81. doi: 10.33029/2411-8621-2022-8-1-75-81.

7. Sidorova AA. Interrelation of educational activity and psychological readiness to perform professional activities of psychology students. Pushkin Leningrad State University Journal. 2021;(2):53-66. (In Russ.) Сидорова А. А. Взаимосвязь учебной активности и психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности студентов-психологов. Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2021;(2): 53-66. doi:10.35231/18186653_2021_2_53.

8. Burdastova YV. Mentoring in healthcare: trend or necessity? Population. 2020;(1):148-54. (In Russ.) Бурдастова Ю. В. Наставничество в системе здравоохранения: тренд или необходимость? Народонаселение. 2020;(1):148-54. doi: 10.19181/population. 2020.23112.

9. Bhat S, D'Souza L, Fernandez J. Factors influencing the career choices of medical graduates. J. Clin. Diagn. Res. 2012;6(1):61-4. ID: JCDR/2012/3652:1887/1.

10. Vandenberghe C. Organizational commitments. In: Commitment in Organizations: Accumulated Wisdom and New Directions; ed. by H. J. Klein, T. E. Becker, J. P. Meyer. NY: Taylor & Francis, 2009:99-136.

11. Shestak NV, Krutiy IA. Mentoring in the aspect of continuous learning professional development of the doctor. Pedagogy of Professional Medical Education. 2019;(2):6-24. (In Russ.) Шестак Н. В., Крутий И. А. Наставничество в аспекте непрерывного профессионального развития врача. Педагогика профессионального медицинского образования. 2019;(2):6-24.

12. Burdastova YV, Nenakhova YS, Alekperova NV, et al. New models of mentoring in healthcare as a way to improve the professional competencies of medical workers. Economy. Taxes. Law. 2022;15(3):69-79. (In Russ.) Бурдастова Ю. В., Ненахова Ю. С., Аликперова Н. В. и др. Новые модели наставничества в здравоохранении как способ повышения профессиональных компетенций медицинских работников. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(3):69-79. doi:10.26794/1999-849X 2022-15-3-69-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.