С. В. Поройский, А. Д. Доника, М. В. Еремина
Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра медицины катастроф
ГОТОВНОСТЬ ВРАЧА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
УДК 614.8:61:355.58]+614.23
В статье рассматривается проблема оценки профессиональной готовности специалистов службы скорой медицинской помощи для работы в чрезвычайных ситуациях. Изложены данные изучения нервно-психической устойчивости врачей скорой медицинской помощи в сравнении с врачами других профилей. Результаты проведенного исследования положительно характеризуют валидность методики «Прогноз» в плане отбора лиц к работе в экстремальных ситуациях.
Материалы исследования могут быть рекомендованы для оптимизации методической базы подготовки специалистов медицинского профиля для работы в чрезвычайных ситуациях
Ключевые слова: профессиональная готовность, чрезвычайные ситуации,
нервно-психическая устойчивость.
S. V. Poroysky, A. D. Donika, M. V. Eremina
COMPETENCE OF AN EMERGENCY DOCTOR IN EMERGENCIES
The article deals with the problem of the competence of an emergency doctor enabling them to work in emergencies. The findings of a study of neuropsychological stability of emergency doctors were compared with those of doctors of other specialties. The outcomes of the study prove the validity of the Prognos technique when selecting people to work in emergencies. The materials of the study can be used to update the methodological basis of training medical professionals working in emergencies.
Keywords: professional competence, emergencies, neuropsychological stability
На территории России за год в среднем происходит до 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с опасными природными процессами, и до 900-950 чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной деятельностью человека. Статистика и долгосрочное прогнозирование показывают, что эти цифры имеют тенденцию к дальнейшему росту и в первую очередь за счет увеличения числа событий техногенного характера.
Согласно данным современных исследований по рассматриваемой проблеме, готовность врачей к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях представляет собой личностное образование, которое характеризуется внутренней убежденностью в правильном ее выборе по медицинским специальностям, совокупностью специальных знаний, умений и навыков, трудового опыта и норм поведения, позволяющими выполнять квалифицированные профессиональные действия на основе сформированности основных профессионально значимых качеств, таких как выносливость, стрессоустойчивость, мобильность, умение работать в команде, альтруизм, готовность к риску, с учетом их возрастных особенностей [1, 2, 4, 9].
Готовность к профессиональной деятельности - это интегральное состояние, проявляющееся в оптимальном сочетании нравственно-мотивационного, интеллектуально-операционального и психофизического уровней организации личности в соответствии с требованиями той или иной деятельности [2, 3].
На наш взгляд, такое определение позволяет рассуждать о профессиональной готовности (как готовности к деятельности в профессиональной сфере, отвечающей ее наиболее оптимальным моделям), а также конкретной готовности в конкретном виде деятельности.
Известно, что ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, включающая и оказание помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях, требует высокой психологической готовности всех участников. Согласно современным взглядам ученых работа человека в сложных условиях, например, обусловленных высоким темпом и (или) высоким уровнем предъявления информации, опасностью для жизни и здоровья, характеризуется сменой определенных этапов адаптационных механизмов [11, 12].
Анализ литературных данных, посвященных проблеме профессиональной деятельности
врачей в условиях экстремальных ситуаций, свидетельствует, что катастрофы, будь они природными (например, землетрясение, наводнение), техногенными (например, ядерные и химические аварии) или антропогенными (например, железнодорожная катастрофа, террористический акт), характеризуются рядом признаков, порождающих определенные проблемы для специалистов, работающих в условиях экстремальных ситуаций:
а) неожиданность, требующая неотложных действий;
б) дефицит медицинских ресурсов, рассчитанных, как правило, на нормальную жизнедеятельность: большое число пострадавших означает, что имеющиеся ресурсы должны быть задействованы максимально эффективно для спасения как можно большего числа человеческих жизней;
в) материальные и природные разрушения затрудняют либо делают опасным доступ к пострадавшим;
г) последствия, угрожающие здоровью населения в результате загрязнения окружающей среды, с риском возникновения эпидемий [3, 4, 10].
Таким образом, катастрофы требуют многогранной реакции, включающей различные виды действий, начиная с транспортировки и обеспечения продовольствием и заканчивая предоставлением медицинской помощи; все это должно делаться в условиях надежной безопасности (полиция, пожарная служба, армия). Таким образом, спасатели и врачи вынуждены действовать в экстремальной обстановке [5, 8, 9, 10].
Профессия врача скорой медицинской помощи относится к оперативной деятельности, которая характеризуется дефицитом времени, непредсказуемостью обстановки, недостатком информации о ситуации, необходимостью принятия ответственных решений. Формально измерить эффективность такой деятельности весьма затруднительно.
Работа специалистов, участвующих в ликвидации ЧС и осуществляющих аварийно-спасательные мероприятия, является типичной оперативной деятельностью, усугубляемой угрозой жизни и здоровью как самих спасателей, так и пострадавших [4, 6, 7, 13].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Исследовать состояние профессиональной готовности врачей службы скорой медицинской помощи на основании оценки нервно-психической устойчивости.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для исследования состояния профессиональной готовности врачей в экстремальных у словиях проведено исследование врачей службы скорой медицинской помощи, терапевтов и врачей нелечебного профиля. Мужчины и женщины представлены в паритетном соотношении. Социологическое исследование проведено с помощью методики определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе - «Прогноз», которая предусматривает оценку нервно-психической устойчивости градаций уровней: низкий, средний, ниже среднего, средний, высокий.
С целью апробации рассматриваемой методики мы проводили психологическое исследование врачей различных профилей, составивших модельные группы врачей службы скорой медицинской службы, терапевтов и специалистов нелечебного профиля (гигиенисты, эпидемиологи, бактериологи и т. п.), взятых в паритетных соотношениях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно полученным результатам, большинство исследованных имеет уровни нервно-психической устойчивости градаций «средний» и выше, следовательно, обладают достаточно высокой готовностью к работе в экстремальных условиях. В среднем набранное количество баллов по шкале НПУ (М ± т) у всех исследуемых составило 14,40 ± 0,94 и не имело достоверных различий в рассматриваемых группах (р > 0,05).
В то же время проведенный распределительный анализ выявил достоверные различия в соотношениях лиц с разным уровнем нервно-психической устойчивости в исследуемых группах. Так, в группе врачей скорой помощи выявлено меньшее число лиц с низкими уровнями нервно-психической устойчивости, чем в группах других специалистов (7,5 %; р < 0,05). Большинство исследованных врачей скорой помощи имело уровни нервно-психической устойчивости градации «выше среднего» (71,3 %, р < 0,05).
В группе врачей-терапевтов примерно половина исследуемых имела уровни НПУ «выше среднего» (57,1 %; р < 0,05 между числом лиц с высокими уровнями НПУ и низкими уровнями НПУ). Число лиц со средним уровнем НПУ в группе терапевтов достоверно больше, чем в других исследованных группах (35,7 % против 5,5 % в группе врачей скорой помощи) (см. табл.).
Распределение врачей разных профилей по уровням нервно-психической устойчивости, %
Профили врачебной деятельности Группы врачей по уровням нервно-психической устойчивости
средний (5-й) выше среднего (6-10-й) ниже среднего (1-4-й)
Врачи скорой медицинской помощи 5,5* 71,3 23,2**
Терапевты 35,7* 57,1 7,2**
Врачи нелечебного профиля 13,6* 54,7 31,7**
* р < 0,05 между показателями врачей скорой медицинской помощи и других специалистов; ** р < 0,05 между показателями терапевтов и других специалистов.
В группе врачей нелечебного профиля число лиц с уровнями НПУ «ниже среднего» больше, чем в группах врачей лечебных специальностей (р < 0,05 аналогичного показателя в группе терапевтов).
В то же время распределительный анализ выявил достоверные различия в соотношениях лиц с разным уровнем нервно-психической устойчивости в исследуемых группах. Так, в модельной группе скорой медицинской помощи у большинства лиц отмечены уровни нервно-психической устойчивости «выше среднего» (р < 0,05), а лиц с низкими уровнями нервно-психической устойчивости меньше, чем в других группах, р < 0,05.
В модельной группе терапевтов у половины исследуемых выявлены уровни НПУ «выше среднего» (р < 0,05 между числом лиц с высокими и низкими уровнями НПУ). Число лиц со средним уровнем НПУ в группе терапевтов достоверно больше, чем в других модельных группах (р < 0,05).
В группе врачей нелечебного профиля число лиц с уровнями НПУ градации «ниже среднего» больше, чем в группах врачей лечебных специальностей (р < 0,05 для аналогичного показателя в группе терапевтов) [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные данные демонстрируют зависимость уровня НПУ врачей от профиля врачебной деятельности. Среди врачей скорой медицинской помощи больше лиц с высокими уровнями нервно-психической устойчивости, а среди врачей нелечебного профиля - с низкими уровнями (р > 0,05).
Полученная зависимость, на наш взгляд, во многом обусловлена особенностями профессиональной деятельности врачей модельных групп - степенью ответственности, волевого и эмоционального напряжения.
В то же время, выявленное число лиц с низкими уровнями нервно-психической устойчивости в группе врачей скорой медицинской
службы (20 %) свидетельствует о необходимости совершенствования мероприятий психологического сопровождения профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, в том числе проведения мероприятий психологического отбора лиц, рекомендуемых к работе в этих условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23, № 3. - С. 130-131.
2. Доника А. Д., Поройский С. В., Еремина М. В. Врач как субъект экстремальной ситуации: медицинские, психологические и социологические аспекты. -Волгоград: Изд-во ВолгГМУ. - 2015. - С. 66-70.
3. Доника А. Д., Поройский С. В. // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. -№ 1. - С. 26.
4. Доника А. Д., Еремина М. В. // Биоэтика. -2010. - № 2 (6). - С. 45-46.
5. Лебедев В. И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах. - М., 2003. - С. 412-418.
6. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2008. - 928 с.
7. Непопалов В. Н., Сопов В. Ф., Родионов А. В. и др. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. А. Н. Блеера. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
8. Пономаренко В. А. // Мир психологии. - 2006. -№ 4. - С. 38-46.
9. Поройский С. В., Доника А. Д., Еремина М. В. // Кубанский научный медицинский вестник. - 2014. -№ 3 (145). - С. 99-102.
10. Поройский С. В., Доника А. Д., Еремина М. В. // Матер. III Международ. практ. конф в рамках форума «Безопасность и связь». Ч. II. - Казань, 2014. -С. 458-460.
11. Поройский С. В., Доника А. Д., Еремина М. В. // Медицина катастроф. - 2014. - № 2 (86). - С. 53-54.
12. Поройский С. В. Доника А. Д., Еремина М. В. // В естник ВолгГМУ. - 2014. - № 2 (50). - С. 109-112.
13. Пуховский Н. Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. - М., 2000. - С. 132-133.