Научная статья на тему 'Готовность военнослужащих внутренних войск МВД России к безаварийной эксплуатации автомобильной техники'

Готовность военнослужащих внутренних войск МВД России к безаварийной эксплуатации автомобильной техники Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / НАЦЕЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ-ВОДИТЕЛИ / READINESS / AIMING / MOTIVATION / SELF-CONFIDENCE / STRESS STABILITY / MILITARY DRIVERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бугаев Владимир Александрович

Статья посвящена формированию готовности военнослужащих-водителей к безаварийной эксплуатации автомобильной техники при выполнении служебно-боевых задач во внутренних войсках МВД России. В статье раскрыта сущность готовности к безаварийной эксплуатации техники, которая в себя включает такие компоненты, как настроенность на полное включение и самоотдачу, стрессоустойчивость и устойчивую мотивацию, уверенность в своих силах и возможностях при безаварийной эксплуатации автомобильной техники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бугаев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Readiness of the Servicemen of the Russian Interior Ministry Forces for safety operation of motor vehicles

The article deals with the formation of military drivers' readiness for safety operation with automobile vehicles in performing service-combat duties in the Russian Interior Ministry Forces. The article reveals the readiness essence for safety operation of motor vehicles, which includes such components as aiming for the work and efficiency, stress stability and motivation, self-confidence and abilities in safety operation with automobile vehicles

Текст научной работы на тему «Готовность военнослужащих внутренних войск МВД России к безаварийной эксплуатации автомобильной техники»

собой во имя спасения сослуживца, особенно офицера. К сожалению, в настоящее время профессиональная деятельность некоторых командиров подразделений и частей специального назначения внутренних войск МВД России проводится в жесткой бескомпромиссной форме. Это так называемый «кавалерийский» стиль руководства, когда начальник идет к цели напролом, «размахивая шашкой». Задачи выполняются за счет личного времени, средств и здоровья подчиненных. Типаж такого командира становится всё более хрестоматийным, являясь негативным примером для подражания подчиненных ему офицеров.

«Мы, учимся прежде всего у себя, потому, что каждая воинская часть, подразделение специального назначения, каждый орган разведки внутренних войск МВД России накопил богатейший опыт подготовки подразделений, проведения специальных операций в любых, самых сложных, условиях» [3, с. 9]. Несомненно, то же самое касается и опыта педагогического общения командиров всех степеней со своими подчиненными. Профессиональная деятельность военнослужащего подразделения специального назначения, чаще всего проходящего военную службу по контракту, построена так, что времени для мероприятий воспитательного характера практически нет, да и эффективность их с данной категорией военнослужащих очень низка. Возникает необходимость проведения воспитательных мероприятий с военнослужащими индивидуально и по «категориям», в зависимости от воинского звания и продолжительности военной службы в подразделении специального назначения. Эффективность педагогического общения офицеров со своими подчиненными в подразделениях специального назначения достигается прежде всего за счет высокой педагогической и психологической подготовленности офицеров, наличия у них организаторских и управленческих качеств, неформального авторитета со стороны командиров и среди подчиненных. Завоевать неформальный авторитет у военнослужащих по контракту в подразделении специального назначения очень сложно. Одним из непременных педагогических условий является соблюдение принципа сочетания требовательности с уважением личности и заботой о подчиненном.

Настоящий командир должен быть гармонично развитой личностью, способной к самоконтролю и самоотдаче. Разработанные в научной литературе теоретические положения по вопросам общения в системе руководства и подчинения, а также подготовки военнослужащих к эффективному взаимодействию и созданию условий, способствующих процессу оптимизации общения, позволяют подразделениям специального назначения решать задачи по предназначению в условиях оптимизации численности внутренних войск МВД России и перехода на контрактный способ комплектования воинских должностей солдат и сержантов.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - Федеральный выпуск. - 2009. - N° 4831.

2. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. - М.: Рид Групп, 2012.

3. Куцов, С. Н. «Маниловщины в спецназе быть не должно» // На боевом посту. - 2001. - № 2. - 74 с.

4. Квачков, В. В. Спецназ России : монография. - М.:НП ИД «Русская панорама», 2007. - 206 с.

5. Давыдов, Д. В. Дневник партизанских действий 1812 года. - Л., 1985. - 245 с.

6. Асриев, С. А. Оптимизация военно-педагогического общения офицеров с курсантами в ВУЗах ВВ МВД России //Дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: СПб УМВД России, 2008. - 171 с.

7. Барабанщиков, А. В., Муцынов, С. С. Педагогическая культура офицера. - М.: Воениздат, 1985. - 159 с.

8. Слепов, В. Я. Педагогические основы обучения личного состава подразделения (в/ч) в условиях боевых действий (на основе ВОВ и «горячих точек»). - СПб.: ВВКУ МВД РФ, 1996. - 15 с.

УДК 355.233.21 В.А. Бугаев*

Готовность военнослужащих внутренних войск МВД России к безаварийной эксплуатации автомобильной техники

Статья посвящена формированию готовности военнослужащих-водителей к безаварийной эксплуатации автомобильной техники при выполнении служебно-боевых задач во внутренних войсках МВД России. В статье раскрыта сущность готовности к безаварийной эксплуатации техники, которая в себя включает такие компоненты, как настроенность на полное включение и самоотдачу, стрессоустойчивость и устойчивую мотивацию, уверенность в своих силах и возможностях при безаварийной эксплуатации автомобильной техники.

Ключевые слова: готовность, нацеленность, мотивация, уверенность в своих силах, стрессоустойчивость, военнослужащие-водители.

* Бугаев, Владимир Александрович, адъюнкт очной формы обучения Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, подполковник. Россия, 198092, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. (812) 730-16-10. E-mail: Bugaev1505@gmail.com.

* Bugaev, Vladimir Alexandrovich, military post-graduate of St Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces. Russia, 198092, St.- Petersburg, Piluytov str., 1. (812) 730-16-10. E-mail: Bugaev1505@gmail.com.

© Бугаев В.А., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

V.A. Bugaev*. The Readiness of the Servicemen of the Russian Interior Ministry Forces for safety operation of motor vehicles. The article deals with the formation of military drivers’ readiness for safety operation with automobile vehicles in performing service-combat duties in the Russian Interior Ministry Forces. The article reveals the readiness essence for safety operation of motor vehicles, which includes such components as aiming for the work and efficiency, stress stability and motivation, self-confidence and abilities in safety operation with automobile vehicles.

Keywords: readiness, aiming, motivation, self-confidence, stress stability, military drivers.

Проблема аварийности на автотранспорте приобрела в мире в начале XXI в. особую остроту. Ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий во всем мире становятся 1,3 млн. человек, 90 % из которых — в странах с низким и средним уровнем доходов. Еще 20-50 млн. человек получают серьезные травмы. Дорожно-транспортный травматизм является также основной причиной гибели молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет. Значительное число дорожно-транспортных происшествий и травм можно предотвратить путем устранения основных причин, из-за которых они происходят, в частности, превышение скорости, неиспользование ремней безопасности и детских удерживающих устройств, вождение в нетрезвом состоянии, игнорирование шлемов водителями двух- и трехколесных моторизованных средств, плохое планирование дорог и их ненадлежащее обслуживание, небезопасная инфраструктура и транспортные средства и плохая работа служб оказания травматологической помощи.

2 марта 2010 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 64/255, в которой провозгласила период 2011-2020 гг. Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения в целях стабилизации и последующего сокращения прогнозируемого уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий во всем мире.

В поисках выхода из сложившейся ситуации Россия активно включилась в работу Комиссии по проблемам глобальной безопасности, утвержденной Фондом Международной автомобильной ассоциации (FIA). Россия поддержала инициативу Организации Объединенных Наций объявить следующее десятилетие, с 2011 по 2020 год, десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения [5, с. 5].

Как и в целом по стране, крайне остро стоит проблема с аварийностью и во внутренних войсках МВД России. Анализ происшествий на войсковом транспорте, допущенных во внутренних войсках, свидетельствует, что работа, проводимая по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и обеспечению безопасности дорожного движения, не позволила добиться общего сокращения аварийности. Меры, принимаемые командованием воинских частей внутренних войск, являются недостаточными. В результате недооценки роли и масштабов использования автобронетанковой техники в современных условиях, усложнения условий её эксплуатации, вследствие общего роста интенсивности движения транспорта и снижения уровня подготовки, культуры поведения водителей и пешеходов на дорогах во внутренних войсках возникло явное противоречие между сложившейся в войсках дорожнотранспортной ситуацией и несовершенством системы доподготовки водителей автомобилей. Устранение этого противоречия осложнено тем, что специальных педагогических исследований в сфере подготовки водителей автомобилей у нас практически не проводится, а научному изучению формирования готовности к безаварийной эксплуатации автомобильной техники водителей не уделяется должного внимания со стороны специалистов по обеспечению безопасности дорожного движения.

В философском понимании понятие «готовность» связывается с интегративным качеством личности, которое характеризуется наличием стремления постоянно расширять диапазон восприятия жизни с целью более глубокого ее понимания [4].

В психологической науке готовность рассматривается с различных точек зрения. Д.Н. Узнадз,

Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов и др. понимают под готовностью особое психическое состояние личности, предшествующее той или иной деятельности и определяющее ее результат.

А.И. Щербаков считает, что готовность - это своего рода способность к деятельности, представляющая собой достаточно сложное образование ввиду того, что она связана с различными характеристиками психологической активности личности и вне этих связей теряет свое содержание. Именно поэтому одним из критериев готовности личности следует считать проявление ее активности.

Анализ психологических исследований показал, что понятие «готовность» конкретизируется в выделении временной (ситуативной) и долговременной (устойчивой) готовности (С.Л. Рубинштейн), психологической (на уровне сознания) и практической (на уровне конкретных моторных, коммуникативных и др. действий личности) (Е.А. Климов), специальной (обусловленной спецификой конкретного вида деятельности) и общей (характерной для нескольких или многих видов деятельности) (Б.Г. Ананьев), что говорит о сложности и многомерности данного явления [1].

В педагогических трудах исследование понятия «готовность» занимает значительное место и связано с задачей комплексного развития профессиональной направленности личности.

В наиболее общем виде готовность личности, по мнению Н.В. Бордовской, сводится к обладанию такими качествами, как интеллект, устойчивость к стрессам, уверенность в себе и приятие себя, самостоятельность.

Д.А. Белухин, анализируя готовность к обучению, указывает на близость этого понятия понятию «зрелость». Под ним автор понимает определенный уровень многофункционального и психофизиологического развития организма обучаемого, при котором он может воспринимать определенную сумму знаний и умений.

Без сомнений, определенный интерес представляют работы ученых, конкретизирующих понятие «готовность» как «готовность к профессиональной деятельности» или синонимичного понятия «профессиональная готовность». Анализ междисциплинарных исследований позволил выделить следующие доминирующие точки зрения в понимании проблемы готовности к профессиональной деятельности: 1) профессиональная готовность как качество личности; 2) профессиональная готовность как способность к деятельности; 3) профессиональная готовность как синтез свойств личности, формирующих особое личностное состояние.

Известные педагоги Г.Л. Гаврилова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластелин, С.А. Смирнов определяют готовность к профессиональной деятельности как важное профессиональное качество и как характеристику личности.

B.А. Сластелин под готовностью понимает интегративное качество личности, объединяющее в себе положительное отношение к деятельности (мотивации); адекватные требования профессиональной деятельности к чертам характера, способностям, проявлениям темперамента; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые профессионально важные особенности процессов отражения и мышления. Ученый полагал, что выполнение профессиональных функций требует эмоциональной устойчивости, педагогического такта и выдержки, педагогического мышления, позволяющего проводить анализ собственной деятельности. Он выделяет, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, с другой - научно-теоретическую и практическую готовность как основу профессионализма [7, с. 26].

Компонентами готовности к профессиональной деятельности

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович называют следующие [3]: а) мотивационные (потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремления добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); б) познавательные (понимания обязанностей, задач, оценка ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки); в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления); г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, преодоление сомнений, боязни).

C.А. Смирнов в характеристике готовности к профессиональной деятельности, помимо психологического, психофизического и физического компонентов, выделяет научно-теоретический и практический компоненты. В.А. Крутецкий, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др., готовность к профессиональной деятельности рассматривают как совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, обусловливающих способность выполнять определенную деятельность на достаточно высоком (творческом) уровне. Несколько иная позиция у таких ученых, как Б.Г. Ананьев, К.М. Дурай-Новакова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина: они рассматривали готовность как свойство, а точнее, синтез свойств, формирующих особое состояние личности, выражающееся во внутреннем настрое на определенное поведение и установке ее на активные целесообразные действия в педагогической деятельности. Составляющими такого состояния ученые считают следующие компоненты: мотивационно-целевой (потребность в реализации задач, стремление добиться успеха); познавательный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, прогнозирование); эмоциональный (чувство ответственности, эмпатия); волевой (мобилизация сил, преодоление неуверенности); операционный (владение способами, приемами, знаниями, умениями, навыками, процессами, необходимыми для профессиональной деятельности).

По мнению известного психолога Б.Г. Ананьева, готовность к профессиональной деятельности не может ограничиваться характеристиками мастерства, производительности труда, его качествами в тот момент, когда совершается соответствующая деятельность. Важным при оценке профессиональной готовности он считает наличие внутренней силы личности, ее потенциала и резерва, необходимых для повышения производительности профессиональной деятельности в будущем. Это дополнение существенно расширяет границы нашего понимания профессиональной готовности и при подготовке водителей [1].

Психолог А.Л. Деркач определяет профессиональную готовность как свойство личности, обеспечивающее ее самореализацию в подготовке и решении определенных задач на основе профессиональных знаний, умений и собственного опыта. По мнению ученого, сущность профессиональной готовности в том, что она представляет собой первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности, в том числе и педагогической.

По мнению А.П. Шарухина, под профессиональной готовностью военнослужащего-водителя следует понимать особое функциональное состояние психики военнослужащего, характеризующееся сформированностью и мобилизованностью всех компонентов, необходимых для его полного включения и самоотдачи в целях безаварийной эксплуатации автомобильной техники. К таким компонентам относятся: настроенность на полное включение и самоотдачу при эксплуатации автомобильной техники; устойчивая мотивация к безаварийной эксплуатации автомобильной техники; обладание высоким уровнем компетенции к безаварийной эксплуатации автомобильной техники; уверенность в своих силах и возможностях; стрессоустойчивость при безаварийной эксплуатации автомобильной техники [8, с. 38-42].

Одной из важнейших структурных составляющих профессиональной готовности военнослужащего-водителя является психологическая настроенность на полное включение и самоотдачу к безаварийной эксплуатации автомобильной техники. При этом под включенностью следует понимать степень вхождения военнослужащего-водителя в систему требований, норм, ролей, прав, обязанностей и ожиданий, а под настроенностью на полное включение и самоотдачу в учебно-воспитательном процессе - мобилизацию имеющегося психического потенциала на безусловное достижение поставленных целей. Соответствующий настрой позволяет быстро привлечь к решению стоящих задач скрытые психологические резервы и обеспечить взрыв необычайной творческой активности.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Мотивация играет исключительную роль в служебной деятельности военнослужащего-водителя, в первую очередь как смысловое ядро любого поступка. Мотивация в системе профессиональной готовности представляет собой не что иное, как комплекс мотивов поведения и деятельности, которые выступают внутренней движущей силой военнослужащего-водителя.

Известный психолог Е.А. Климов считал, что для достижения высокого уровня профессионализма, успеха в профессии у личности должна быть сформирована мотивация достижения. К таким мотивам относится желание стать компетентным специалистом, стремление обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Однако, как справедливо отмечает ученый, личность может обладать выраженным мотивом достижения, но при этом интерес к себе может не быть выражен. Достичь же высоких значимых результатов, опираясь лишь на везение, удачу, невозможно, поэтому необходимо взвешивать свои возможности, оценивать свои шансы и способности, т.е. заниматься самопознанием.

Таким образом, для возникновения устойчивой мотивации к безаварийной эксплуатации автомобильной техники следует развивать у военнослужащего-водителя интерес к будущей профессии, ее особенностям, стремление к самопознанию, развитию своего потенциала профессиональных возможностей, достижению успеха.

На основе исследований структуры мотивации учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и др.) можно выделить две группы мотивов готовности военнослужащих-водителей к безаварийной эксплуатации автомобильной техники: 1) мотивы учебной деятельности (ориентация на овладение новыми знаниями, желание углубления знаний, интерес к усвоению способов самостоятельного добывания знаний и приемов профессиональной деятельности, стремление к высокому уровню интеллектуального личностного развития и др.); 2) мотивы достижения успеха (желание успешно закончить доподготовку водителей автомобилей, стать компетентным специалистом, стремление обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, желание получить удовлетворение от своей профессиональной деятельности, стремление к самопознанию, самоутверждению).

Отдельные мотивы могут занимать доминирующее или подчиненное значение и тем самым определять тот или иной уровень сформированности мотивационно-целевого компонента готовности к безаварийной эксплуатации автомобильной техники.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы - очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются оценка альтернатив, выбор и принятие решений военнослужащим-водителем при безаварийной эксплуатации автомобильной техники.

Итак, для возникновения готовности к безаварийной эксплуатации автомобильной техники необходимо, чтобы у военнослужащего-водителя сформировались мотивы учебной деятельности, мотивы достижения успеха, а также стремление к самопознанию. Уверенность в своих силах и возможностях основывается на теоретической и практической подготовленности военнослужащего-водителя и проявляется в твердости намерений достичь того или иного результата. Одним из психологических условий уверенности в своих силах выступает воля личности водителя.

Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней, В.А. Ядова, волевой компонент готовности предполагает не только самоактуализацию, но и воспитание целеустремлённости, настойчивости, работоспособности, уверенности в себе, умения преодолевать трудности, возникающие в процессе решения разнообразных проблем в профессиональной деятельности. В.А. Ядов отмечает, что на уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких ее качествах, как поведенческие (сила воли, настойчивость, выдержка), характерологические (энергичность, решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе), нравственные (ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность), деловые (деловитость, инициативность, исполнительность, организованность). Следовательно, для проявления воли необходима выработка волевых качеств.

Таким образом, волевой компонент в структуре готовности военнослужащего-водителя к безаварийной эксплуатации автомобильной техники играет стабилизирующую роль, поддерживает целенаправленное саморегулирование своего поведения, выраженное в его способности сознательно преодолевать сложности при решении профессионально значимых задач, в т.ч. связанных со стрессом.

Проблема стресса в профессиональной деятельности у военнослужащих-водителей приобретает все более возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни. Возрастает количество возможных проблемных ситуаций, повышается профессиональная и личная ответственность за результаты и последствия деятельности.

Устойчивость к стрессу - важный фактор для военнослужащего-водителя нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с окружающими и внутренний гармонии человека в трудных условиях. Психическую устойчивость можно определить как способность предвидеть и предотвращать аварийные ситуации при управлении автомобильной техникой, а в случае возникновения аварийной ситуации - без существенных потерь выйти из сложившейся ситуации.

Особую значимость проблема стрессоустойчивости приобретает сегодня применительно к профессиональной деятельности военнослужащих-водителей к безаварийной эксплуатации автомобильной техники. Это обусловлено спецификой военно-профессиональной деятельности, которая неизбежно

связана с присутствием внешних и внутренних факторов (действующих постоянно или эпизодически), ее усложняющих, вызывающих развитие трудных состояний: стресса и эмоциональной напряженности, переутомления, депрессии и даже невротических состояний. РМ. Грановская отмечает: «Психическое напряжение, неудачи, срывы, страх, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, порождают психические следствия эмоционального перенапряжения - неврозы» [2].

Профессиональная деятельность в режиме психического и физического напряжения, чувства опасности свойственна военнослужащим-водителям при управлении автомобильной техникой. Им часто приходится выполнять различные задачи в экстремальных условиях. Эти условия характеризуются присутствием и агрессивным воздействием на психику широкого спектра неблагоприятных, дискомфортных и угрожающих факторов, порождающих повышенный уровень психологического стресса (дистресса). В экстремальных условиях нарушается привычный режим труда и отдыха военнослужащего. В тяжелых ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми могут следовать переутомление, нервные истощение, полнейший срыв деятельности, аффективные реакции, психогении. Воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. Это означает, что военнослужащие подвергаются не только физической угрозе, но и значительному риску возникновения особой группы нервно-психических расстройств, известной как посттравматические стрессовые состояния. По данным как зарубежных, так и отечественных исследователей такие расстройства являются причиной срывов профессиональной деятельности.

Работа по формированию стрессоустойчивости у военнослужащих-водителей при управлении автомобильной техникой прежде всего предполагает изучение и анализ стрессогенных факторов, присущих их предстоящей военно-профессиональной деятельности, поскольку возникновение стресса обусловливается не самой деятельностью, а именно факторами, ее сопровождающими и, соответственно, влияющими на человека. При этом при рассмотрении стресс-факторов применительно к деятельности военнослужащего-водителя необходимо исходить из того, что он одновременно осуществляет и выполнение задач, определяемых его статусом как военнослужащего, и реализует функции водителя автомобильной техники. Несмотря на значительный интерес к проблеме стресса, единой классификации стрессогенных факторов нет. Общим для исследователей является положение о том, что ими могут выступать экстремальные факторы социального, психологического и профессионального характера.

Обобщение проанализированных нами источников позволяет предложить следующую классификацию стресс-факторов применительно к военно-профессиональной деятельности.

По характеру психосоциальной мотивации выделяют: а) стрессоры повседневной напряженной профессиональной деятельности. Сюда входят особенности различных сфер деятельности, регламентируемые приказами, нормативными документами; б) стрессоры деятельности в экстремальных условиях. В данном случае речь идет о выполнении конкретных военнопрофессиональных задач, связанных с риском, угрозой и т. п.; в) стрессоры семейной жизни. В качестве стрессогенных факторов могут выступать развод, потеря близких людей, супружеские конфликты и т.д.; г) стрессоры морально-нравственного характера угрызения совести, ответственность за жизнь и здоровье людей, за выполнение служебно-боевых задач; д) стрессоры социальных условий смешанного происхождения. Это прежде всего изоляция от привычного окружения, связанная с изменением значимых социальных связей.

Вышеуказанные стрессоры могут отличаться друг от друга по характеру воздействия и по времени действия на военнослужащего-водителя.

По времени действия могут быть: а) стрессоры с кратковременным действием: вызывающие тревогу и страх; темпа и скорости (необходимость переработать большой поток информации и принять решение, необходимость проявить предельную скорость и быстроту движения); отвлечения внимания; неудачных действий; б) стрессоры с длительным действием: длительные нагрузки, порождающие усталость, связанные с определенным риском и опасностью при эксплуатации автомобильной техники, необходимость постоянно выполнять требования командиров и начальников в ограниченные сроки и т.д. [6].

К основным стресс-факторам деятельности военнослужащих-водителей относится следующие:

1) факторы стресса вне воинского коллектива - изменения в обществе; изменения в личной жизни;

2) групповые факторы стресса - неудовлетворительный социально-психологический климат в коллективе; наличие конфликтов с командирами, сослуживцами; 3) факторы стресса внутри воинского коллектива - нереализованные возможности по управлению своей деятельностью и служебным ростом.

Знание названых факторов позволяет организовать целенаправленную работу по формированию стрессоустойчивости навыком управления стрессами у будущих водителей при безаварийной эксплуатации автомобильной техники.

Поскольку перечисленные характеристики являются динамическими образованиями, важно в период проведения доподготовки водителей автомобилей организовывать целенаправленную и систематическую работу по их формированию и развитию, что повысит у водителей устойчивость к воздействию стрессогенных факторов при управлении автомобильной техникой, следствием чего будет снижение числа дорожно-транспортных происшествий на дорогах с участием воинов-водителей внутренних войск МВД России и уменьшение травматизма военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.

2. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии. - СПб., 2000. - 237 с.

3. Дмитриева, М. А. Психология труда и инженерная психология / М.А. Димтриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев. - Л.: ЛГУ, 1979. - 184 с.

4. Новиков, A. M. Методология образования. - М.: Эгвест, 2002. - 320 с.

5. Повышение безопасности дорожного движения во всем мире: записка Генерального секретаря ООН, Distr.: General 30 September 2011, Russian, Original English. - С. 5-6.

6. Психологический процесс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М., 1995. - 185 с.

7. Сластенин, В. А. Общая педагогика. - М.: Владос, 2006. - 462c.

8. Шарухин, А. П. Профессиональная готовность преподавателя к эффективному решению учебного - воспитательных задач как условие успешного формирования педагогической компетенций у курсантов // Сборник статей межвузовской научно-практической конференции 8 февраля 2012. «Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет». - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД Росси, 2012. - С. 38-42.

УДК 37.013 В.С. Бялт*

Анализ форм и методов дисциплинарной практики в аспекте формирования мотивации у сотрудников органов внутренних дел на соблюдение служебной дисциплины

Статья посвящена рассмотрению таких элементов дисциплинарной практики в органах внутренних дел, как формы и методы. Автор анализирует особенности формирования мотивации у сотрудников органов внутренних дел на соблюдение служебной дисциплины с точки зрения реализации различных форм и методов дисциплинарной практики. Также в статье автором приводится и обосновывается ряд обобщающих выводов по исследуемой проблематике.

Ключевые слова: дисциплинарная практика, формы и методы, мотивация, служебная дисциплина.

V.S. Bjalt*. The analysis of forms and methods of disciplinary practice in aspect of formation of motivation at employees of law-enforcement bodies on observance of office discipline. Article is devoted to consideration of such elements of disciplinary practice in law-enforcement bodies as forms and methods. The author analyzes features of formation of motivation at employees of law-enforcement bodies on observance of office discipline from the point of view of realization of various forms and methods of disciplinary practice. The author results and proves a number of generalizing conclusions on researched problematic.

Keywords: disciplinary practice, forms and methods, motivation, office discipline.

Проводимая в настоящее время административная реформа в Российской Федерации напрямую коснулась и системы МВД России. Одним из главных направлений реформирования органов внутренних дел является повышение эффективности оперативно-служебной деятельности, оптимизация организационноштатной структуры органов внутренних дел и укрепление авторитета органов внутренних дел среди населения. Последнее напрямую связано с уровнем служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел, который, несомненно, является необходимым условием эффективного функционирования органов внутренних дел как государственной правоохранительной организации [1, с. 4].

Обеспечение должного уровня служебной дисциплины в органах внутренних дел достигается рядом средств, среди которых следует выделить прежде всего дисциплинарную практику.

Дисциплинарная практика по нашему мнению включает в себя следующие элементы: предмет, функции, субъекты, формы и методы дисциплинарной практики. Попытаемся рассмотреть и проанализировать такие ее элементы, как формы и методы, а также обозначить их влияние на вырабатывание у сотрудников органов внутренних дел мотивации соблюдения служебной дисциплины.

Все явления окружающего нас мира имеют форму и содержание, которые взаимосвязаны, активно влияют друг на друга. Категория «форма» определяется как «внешнее очертание, наружный вид предмета, способ существования содержания» [2, с. 699], «внешнее выражение содержания» [3, с. 489]. В административно-правовой науке под формой управления понимается «внешне выраженное

* Бялт, Виктор Сергеевич, преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. E-mail: victorkwr@mail.ru.

* Bjalt, Viktor Sergeyevich, lecturer of the Department of personnel and educational work of the Saint-Petersburg University of Ministry of internal Affairs of Russia, candidate of legal Sciences. E-mail: victorkwr@mail.ru.

© Бялт В.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.