Научная статья на тему 'Готовность учителя к организации здорового образа жизни школьников как психолого-педагогический феномен'

Готовность учителя к организации здорового образа жизни школьников как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
516
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / организация здорового образа жизни / готовность учителя к организации здорового образ жизни школьников

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штульберг Т. А.

В статье анализируются психолого-педагогические аспекты понятия «готовность учителя к организации здорового образа жизни школьников», уточняется его определение, выявляются структурные компоненты данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Штульберг Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article specifies on the psychological and pedagogical aspects of the teacher's competence in schoolchildren's healthy lifestyle organization and also provides a clear definition of this notion and describes the structure of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Готовность учителя к организации здорового образа жизни школьников как психолого-педагогический феномен»

Т. А. Штульберг

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ФЕНОМЕН

Рабопш представлена кафедрой профессионального педагогического образования Шадринского государственного педагогического института. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. В. Ипполитова

В статье анализируются психолого-недагогическне аспекты понятия «готовность учителя к организации здорового образа жизни школьников», уточняется его определение, выявляются структурные компоненты данного феномена.

The article specifies on the psychological and pedagogical aspects of the teacher's competence in schoolchildren's healthy lifestyle organization and also provides a clear definition of this notion and describes the structure of this phenomenon.

Характеристика процесса развития готовности учителей к организации здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников требует анализа основных понятий: «готовность», «организация», «здоровый образ жизни».

Ключевым понятием нашего исследования является «готовность». Проблема готовности стала объектом специальных научных исследований начиная с 1870 г. Интерес к ее изучению то возрастал, то падал. Интенсификация поисков решения проблем готовности наступила, например, в Соединенных Штатах Америки в 40-е гг. XX в. В это время и несколько раньше велись исследования готовности и в других странах, например: во Франции, Германии (Э. Фишер и др.), Великобритании (А. Рапопорт и др.).

Понятие «готовность» названными авторами употребляется как функция специалиста в практическом значении его умения. Для нашего исследования важным является прагматический подход к подготовке будущих специалистов, что означает сведение ее целей к становлению «готового» профессионала.

Различные аспекты готовности человека к деятельности вообще и к профессио-

нальной в частности были объектом многолетних исследований ученых в Венгрии, Болгарии (Т. Павлов и др.), ФРГ (Г. Ной-мер и др.), Чехии и других странах.

В России значительное оживление в исследовании вопросов готовности к профессиональной педагогической деятельности наблюдается после 1960 г. В это время возрос интерес к понятиям «психологическая готовность» и «профессиональная готовность» (М. И. Дьяченко, Р. Г. Гурова, А. Г. Ковалев, В. С. Нерсесян, В. А. Поляков и др.).

В работах указанных авторов понятие психолого-педагогической готовности употребляется в нескольких значениях, а подчас отождествляется с подготовкой специалиста.

Для нашего исследования важно разграничить данные понятия. В общем словаре русского языка «готовность» определяется как: «1) согласие сделать что-нибудь и 2) состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» . Понятие «подготовленность» в этом словаре не объясняется.

Русский термин «готов» обозначает: «1) сделавший все необходимые приготовления; 2) окончательно сделанный, годный к употреблению» . Аналогичным образом толкуют термины другие общие словари.

Термин «подготовить» имеет следующие значения: «1) сделать что-нибудь предварительно для устройства, организации; 2) кого (что) обучить, дать необходимые знания для чего-нибудь; 3) кого (что) предварительным сообщением расположить к восприятию чего-нибудь» .

В толковом словаре русского языка имя существительное «готовность» объясняется как: «1) состояние готовности, состояние подготовки к чему-то; 2) решение на что-либо, желание, склонность, намерение; согласие что-то сделать, состояние, в котором все было сделано, изготовлено, все подготовлено к чему-то» . Как видим, двойственность определений термина «готовность» понимается как состояние, т. е. результат процесса подготовки, и как желание, склонность, намерение, согласие, то есть как установка на что-то.

Подготовленность истолковывается как

«наличие подготовки к какому-нибудь

делу, работе» или «свойство и состояние 6

подготовленного» .

Итак, термины «подготовка», «подготовленность» обогащают понятие «готовность», указывая процесс, ведущий к состоянию готовности как результата либо начала процесса. Подготовка - это процесс, результатом которого является готовность,

а подготовленность может рассматривать-

7

ся как составная часть готовности .

Обзор словарных определений терминов «готовность», «подготовка», «подготовленность» позволяет нам более строго анализировать и толковать понятие готовности специалиста к профессиональной педагогической деятельности.

В психологическом словаре-справочнике «готовность» трактуется как «активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Готовность к определенному виду деятельности (игра, уче-

ние, труд) предполагает определенные мо-« 8 тивы и способности» .

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы привел нас к выводу о том, что понятие готовности специалиста используется и как категория теории деятельности (состояние и процесс), и как категория теории личности (ее отношений и установок).

Анализ научной и философской литературы позволяет выделить два основных подхода к данной проблеме. Первый подход предполагает оценку состояния готовности как определенного функционального состояния(близкого к понятию «оперативного покоя» по А. А. Ухтомскому), на такой точке зрения стоят В. С. Нерсесян, а также ряд авторов, рассматривающих готовность операторов (В. Л. Марищук и др.).

Понятие готовности к деятельности некоторые авторы связывают с понятием психологической установки (грузинская школа Д. Н. Узнадзе). Феномен установки изучается на фоне общей активизации организма как состояния, предшествующего поведению, и понимается как готовность к определенной форме реагирования, в том числе и к деятельности. Социально фиксированные установки (аттитьюды, диспозиции, отношения) характеризуют общественное поведение личности (Е. С. Кузьмин, И. Д. Ла-данов, В. А. Ядов, Г. Г. Голубев и др.).

Другой теоретический подход интерпретирует психологическую готовность как подготовленность (М. И. Дьяченко, И. С. Марь-енко, А. Ц. Пуни и др.). Согласно этому подходу, психологическая готовность рассматривается как устойчивая характеристика личности и деятельности, как целостный комплекс, включающий в себя мотивацион-ные, интеллектуальные, эмоциональные и другие переменные, адекватные требованиям содержания и условий деятельности.

Применительно к трудовой деятельности некоторые авторы отдельно рассматривают психологическую готовность. Так, И. Н. Грызлова, Н. Н. Трушина считают,

что «психологическая готовность к труду определяется: 1) психологическим состоянием, обеспечивающим активность, направленную на какой-нибудь трудовой процесс; 2) свойствами личности, проявляющимися в профессиональной деятельности в виде устойчивых психических образований

(склонностей, намерений, умений, навыков, ч 9

черт характера и др.)» .

Л. В. Кондрашова трактует нравственно-психологическую готовность к педагогической деятельности как «сложное сочетание психических особенностей и нравственных черт личности, составляющих основу установки учителя на осознание функций педагогического труда, профессиональной позиции, оптимальных способов деятельности; соотнесение своих возможностей с преодолением трудностей, возникающих

при решении профессиональных задач и до-

10

стижении планируемых результатов» .

В психологическом словаре-справочнике дается следующее определение «Готовность - активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи, включающая в себя знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия»".

На наш взгляд, совершенно правомерно определение понятия «готовности» как сложного интегрального образования. При этом мы присоединяемся к ученым, рассматривающим готовность как субъективное состояние личности (И. Н. Грызлова, Н. Н. Трушина, Л. В. Кондрашова и др.).

Важным для нашего исследования является анализ структуры готовности. В структуре готовности учителя к профессиональной деятельности с учетом психолого-педагогических исследований нам представляется правомерным выделить следующие компоненты: мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней); ориентационный (представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о ее требованиях к личности);

операционный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми умениями, навыками); волевой (самоконтроль, умение управлять собой во время исполнения профессиональных обязанностей); оценочный (самооценка своей профессиональной подготовки и соответствия ее оптимальным профессиональным образцам).

Взаимосвязь данных компонентов очевидна: отрицательное отношение к профессии, отсутствие представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о требованиях к личности не позволяет овладеть в полной мере способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, умениями, навыками.

С учетом вышесказанного мы рассматриваем готовность учителя к профессиональной педагогической деятельности как сложное, интегративное активно-действенное состояние личности, характеризующее мобилизованность сил для выполнения поставленной профессионально-педагогической задачи.

Следующим понятием, важным для нашего исследования, является «организация».

В справочной литературе данное понятие определяется как «организованность,

12

хорошее организационное устройство» . Производное от этого слова - глагол «организовать» - означает «подготовить, наладить; объединить для какой-нибудь цели;

13

упорядочить что-то» .

В философской литературе организация рассматривается как «1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединения людей, совместно реализующих некоторую

программу или цель и действующих на ос-

14

нове определенных процедур и правил» .

Анализ исследований по этой проблеме показывает, что данное понятие употребляется по отношению к различным объектам (биологическим, социальным, техническим) и связывается с понятиями структуры и системы. В данном понятии фиксируются динамические закономерности системы, т. е. относящиеся к функционированию, поведению и взаимодействию ее частей.

В философских исследованиях выделяют два аспекта организации: упорядоченность и направленность. Упорядоченность определяется количественно как величина, обратная энтропии системы. Направленность организации характеризует соответствие (или несоответствие) системы условиям окружающей среды, целесообразность данного типа организации с точки зрения

поддержания нормального функциониро-15

вания системы .

Для нашего исследования важными являются следующие положения:

• организация отражает системный характер явления;

• организация как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия дифференцированных и автономных частей целого благодаря общности в способах взаимодействия позволяет различным по составу объектам демонстрировать сходные свойства;

• организация,основанная на совокупности процессов или действий, ведет к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

• организация характеризует соответствие системы условиям окружающей среды.

В дальнейшем при определении ключевого понятия нашего исследования «готовность учителя к организации ЗОЖ школьников» мы будем опираться на данные положения.

С учетом выделенных положений дадим определение понятия «организация ЗОЖ школьников».

Понятие «здоровый образ жизни» мы, опираясь на исследования М. Я. Виленско-

го, Л. Г. Татарниковой, 3. И. Чукановой и др., рассматриваем как сложную динамическую систему взаимодействия личности с окружающей средой, отражающую позитивные проявления деятельности человека, его стремление к самосовершенствованию и направленную на укрепление адаптивных возможностей организма, способствующих полноценному, неограниченному выполнению человеком учебно-трудовых, социальных и биологических функций.

Поскольку в качестве объекта нашего исследования выступает профессиональная деятельность педагога, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, особое внимание мы уделяем психолого-педагогическому аспекту проблемы ЗОЖ. При этом мы выделяем учителя в качестве ключевой фигуры в обеспечении координации деятельности всех субъектов данного процесса для установления и совершенствования их взаимодействия при решении поставленных задач.

С учетом этого организация ЗОЖ школьников рассматривается нами как совокупность согласованных взаимодействий субъектов педагогической деятельности, направленная на укрепление адаптивных возможностей организма школьников, способствующих полноценному выполнению ими биологических, учебных, трудовых и социальных функций.

На основе анализа понятий «готовность», «организация», «здоровый образ жизни», «организация ЗОЖ школьников» рассмотрим основное понятие «готовность учителя к организации ЗОЖ школьников».

Отметим, что в трактовке готовности мы опираемся на точку зрения М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, И. Н. Грызловой, Н. Н. Трушиной, Л. В. Кондрашовой и др., трактующих данное понятие как сложное интегративное состояние личности.

Под готовностью учителя к организации ЗОЖ школьников мы понимаем сложное интегративное активно-действенное состояние личности, обеспечивающее ус-

пешность взаимодействий субъектов педагогической деятельности, направленной на укрепление адаптивных возможностей организма школьников, способствующих полноценному выполнению ими биологических, учебных, трудовых и социальных функций.

Структура данного понятия определяется нами в соответствии со структурой понятия «готовность учителя к профессиональной деятельности», включающей мотиваци-онный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты. Однако мы считаем возможным объединить некоторые компоненты, принимая во внимание положения о выделении в составе готовности трех аспектов: нравственно-психологического, теоретического и практического. С учетом этого мы выделяем в структуре готовности учителя к организации ЗОЖ школьников четыре взаимосвязанных компонента: ценностно-мотивационный, ориен-тационный, операционный и оценочный.

Ценностно-мотивационный компонент отражает положительное отношение к педагогической профессии и к деятельности

по организации ЗОЖ школьников, интерес к ней, ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ.

Ориентационный компонент характеризует представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности педагога в целом и по организации ЗОЖ школьников.

Операционный компонент отражает степень владения способами и приемами профессиональной деятельности, умениями и навыками, необходимыми для организации ЗОЖ учащихся.

Оценочный компонент характеризует самооценку педагога своей профессиональной деятельности по организации ЗОЖ школьников и ее соответствия оптимальным профессиональным образцам.

Таким образом, анализ готовности учителя к организации здорового образа школьников как психолого-педагогического феномена позволяет рассматривать ее как важную личностную характеристику и реализовать процесс по ее формированию у учителей общеобразовательной школы на научной основе.

ПРИМЕЧАНИЯ

4,

I Ожегов С. И. Словарь русского языка. 24-е изд., испр. / Под общ. ред. Л. И. Скворцова. М.: Мир и образование, 2007. С. 100.

Там же. С. 100.

1,

Там же. С. 375.

Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. Т. 1. С. 610.

5 Там же. С. 378.

Филин Ф. П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пособие для ин-тов и техникумов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1987. С. 50.

Дьяченко М. И., КандыбовичЛ. А. Психологический словарь-справочник. М.: ACT, 2001. С. 87.

Там же. С. 87.

* Грызлова И. Н., Трушина Н. Н. Психологическая готовность учащихся к профессиональному выбору и труду // Школа и производство. 1988. № 12. С. 15-17.

Кондрашова Л. В. Воспитание нравственно-психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Советская педагогика. 1984. № 5. С. 75-79.

II

Дьяченко М. И., КандыбовичЛ. А. Указ. соч. С. 87.

12

Ожегов С. И. Указ. соч. С. 446.

13 Там же. С. 447.

14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Философский энциклопедический словарь / Отв. ред. Л. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 463.

15 Там же. С. 463.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.