УДК 37.08, 378.12
Т. А. Кузнецова, П. Б. Торопов ГОТОВНОСТЬ
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АКТИВНОСТЬЮ
СТУДЕНТОВ
Увеличение социальной активности в обществе диктует необходимость научно-теоретического осмысления как самого феномена социально-правовой активности, так и процесса управления ее проявлениями в учреждениях образования. Анализируются результаты исследования готовности преподавателей федерального университета к управлению социально-правовой активностью студентов. Полученные данные могут быть использованы при повышении квалификации преподавателей.
An increase in social activity in society emphasizes the need for scientific and theoretical understanding of the phenomenon of social and legal activity per se, as well as the process of managing its manifestations at educational institutions. The authors analyze the results of a study into the aptitude of federal university teachers for managing social and legal activity of students. The data obtained can be used for increasing teachers' qualification.
Ключевые слова: образовательный процесс вуза, социально-правовая активность личности, готовность преподавателей к управлению.
Key words: university training process, social and legal activity of a person, the aptitude of teachers for management.
Серьезные социально-экономические преобразования, которые в настоящее время продолжаются в государстве и сочетаются с кризис-
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 13 — 18.
ными явлениями в современном мире, усиливают социальную активность молодежи, выражающуюся как в правомерных, так и в неправомерных формах.
Особенно ярко это показали события лета 2012 г., когда демонстрации и митинги в крупных городах России («Марши миллионов», «Новое голосование», акции ФНПР и др.) привели в смятение общественность. Среди участников санкционированных и несанкционированных митингов преобладали подростки. Активно выражая свое мнение, они нарушали нормы и положения закона, игнорируя действия сотрудников сил правопорядка.
Результаты опросов молодежи, проведенных нами в вузах г. Калининграда, показали, что значительная часть студентов мотивирована на инициативное выражение собственного мнения и готова принять участи в активном его проявлении при определенных условиях.
Задача управления социально-правовой активностью студентов вуза актуальна с точки зрения роли выпускников в строительстве правового государства в ближайшие 10 — 20 лет (время их трудовой и социальной активности) и в стабилизации ситуации в обществе в ближайшие 3—5 лет (срок их обучения).
Таким образом, повышение социально-правовой активности в обществе диктует необходимость системного, научно-теоретического осмысления как самого феномена социально-правовой активности, так и процесса управления ее проявлениями в образовательных учреждениях.
Анализ научных публикаций показал, что за всплеском интереса к теме воспитательной функции вуза в конце 90-х гг. прошлого века последовал его спад в начале 2000-х. Однако с 2009 г. проявляется тенденция к разработке концепций воспитания в отдельных направлениях (правовое, гражданское, патриотическое) или учреждениях высшего образования.
В специальной литературе рассматриваются системный подход к воспитательному процессу в вузе (Гафурова Н. В.), аксиологические доминанты воспитания и оценка его качества (Трухачев В. И. и др.), роль среды вуза в процессе воспитания (Тугуз Ф. К.) и т. д.
Исследованы возможности в этой сфере общественных объединений (Денисова Л. В.), учебных дисциплин (Майер В.), сотрудничества преподавателя и студента (Сидорова И. А.), тьюторов (Бочкарева С. И.) и кураторства (Исаев И. Ф. и др.)
Подготовлены концепции повышения качества воспитательной работы в отдельных вузах: Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского (Масленикова В. А.), Калмыцком технологическом институте (Овшинов А. Н.), Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (Охтень О. С.), Тимирязевской сельскохозяйственной академии (Прохоров И. Т.), Ставропольском государственном аграрном университете (Воронин М. А. и др.) и т. д.
Изучение нормативных документов, регламентирующих воспитательную деятельность в государственных учреждениях высшего профессионального образования, свидетельствует о том, что в них не находят отражения на должном уровне требования со стороны государства к содержанию и технологиям правового воспитания студенческой молодежи, не разрабатываются системы развития и управления социально-правовой активностью студентов, отсутствует система исследования такой активности и критерии оценки эффективности процесса управления ею.
Таким образом, на данный момент актуален вопрос о разработке концептуальных основ и технологии управления социально-правовой активностью студентов вуза. Это позволило бы выстраивать систему управления (соуправления) учреждения образования, способную обеспечить эффективное воспитательное воздействие и достижение ее цели — формирование личности не только специалиста, но и активного строителя правового государства.
В настоящее время в науке накоплен значительный потенциал для разработки сложных и многогранных проблем воспитания студенческой молодежи. Вместе с тем следует констатировать, что в литературе не получили достаточного отражения такие проблемы, как управление социально-правовой активностью студентов вуза, технология управления, критерии и показатели эффективности управления.
Для более подробного изучения ситуации и проблем управления социально-правовой активностью молодежи на уровне вуза нами в 2C11 г. было проведено исследование среди преподавателей Балтийского федерального университета им. И. Канта (более 1CC респондентов). Применялся метод формализованного интервью. Исследование проводилось индивидуально, в кабинете начальника управления персоналом. При анализе полученных результатов использовались возможности пакета обработки данных Microsoft Excel.
Целью исследования было выявление ситуации и возможностей профессорско-преподавательского состава университета в управлении социально-правовой активностью студентов.
В качестве задач были определены следующие:
1. Уточнить особенности восприятия социально-правовой активности студентов преподавателями.
2. Указать сферы проявления социально-правовой активности студентов в образовательном процессе по мнению преподавателей.
3. Проанализировать проблемы и возможности преподавательского состава управлять такой активностью.
В ходе решения первой задачи были получены следующие данные.
Преподаватели университета понимают содержание категории «социально-правовая активность студента». У одной пятой есть представление о структуре этого явления.
Преподаватели отмечают значительный всплеск активности студентов по сравнению с тем, что было 2C и 1C лет назад. Более 3C % преподавателей чувствуют в этом «некоторую угрозу» и «не желали бы ми-
риться с такой ситуацией». Однако почти две трети опрошенных понимают, что всплеск активности объективно отражает социальные процессы. Почти половина преподавателей считает такую активность естественным и благоприятным явлением, менее 10 % одобряют ее проявление в учебном процессе в вузе, а 50 % полагают, что необходимо снизить уровень социально-правовой активности именно в учебном процессе.
Существуют некоторые различия в восприятии социально-правовой активности в зависимости от возраста и пола респондентов. Кроме того, меньше замечают изменение уровня активности студентов преподаватели юридического факультета и факультета психологии и социальной работы.
В ходе решения второй задачи были получены следующие данные.
Активность студентов проявляется в основном в увеличении количества вопросов преподавателям (отметили 93 % опрошенных) и вступлении с ними в дискуссии с желанием отстоять собственную точку зрения (почти 25 %).
Чаще всего преподавателям задавались вопросы о цели и особенностях реализации программы учебного курса (отметили 63 % опрошенных), об обосновании выбора примеров и материала (47 %), особенностях проведения лекционных и семинарских занятий (почти 42%), необходимости посещения лекционных и практических занятий (почти 33 %), критериях оценки уровня знаний студента на экзамене (более 25 %), давались рекомендации определенной литературы (менее 5 %).
Сами преподаватели отмечают возросшую активность студентов, выражающуюся, например, при описании ими личностных и профессиональных качеств преподавателя и особенностей его метода преподавания в социальных сетях и на сайтах.
Дополнительно можно отметить, что выделяются и такие проявления активности, как свободная форма одежды студентов, позволяющая им самовыражаться, и потребление напитков и небольших порций еды на лекциях, если это необходимо.
В ходе решения третьей задачи были получены следующие данные.
Почти четверть опрошенных испытывает некоторые трудности в управлении учебной группой, если она едина в своем мнении и желает переубедить педагога.
Почти половина респондентов заинтересована в получении специальных знаний и навыков в области управления ситуацией, связанной с повышением социально-правовой активности студентов.
Подавляющее большинство (более 90%) считают необходимым управлять социально-правовой активностью студентов, причем указывают, что роль университета в этом процессе ведущая. Однако более 70 % опрошенных возлагают эту миссию не на преподавателей, а на другие организационные структуры: студенческий совет (более
60 %), заместителя декана по воспитательной работе (почти 30 %), кураторов групп (25 %), руководителей спецкурсов и клубов для студентов (почти 10%). На прямой вопрос о готовности управления социально-правовой активностью студентов менее 10 % опрошенных дали утвердительный ответ.
Надо отметить, что большинство преподавателей (более 75 %) оценили уровень собственной социально-правовой активности как низкий и реализуемый преимущественно на двух уровнях — соблюдение и использование норм права.
Таким образом, с одной стороны, социально-правовая активность студентов, с точки зрения преподавателей вуза, возросла и будет возрастать далее, с другой, многие из них не готовы управлять данным процессом, но понимают необходимость этого.
Полученные данные, анализ специальной литературы и личный опыт работы с профессорско-преподавательским составом университета позволили выявить ряд существенных противоречий, которые возникают:
— между государственными интересами в воспроизводстве кадров, ориентированными на стратегические цели научно-технического, экономического развития страны, на социальную стабильность в обществе, с одной стороны, и недостаточной готовностью образовательной системы вуза обеспечить данный социальный запрос, с другой;
— между потребностью педагогической науки осмыслить актуальные направления воспитательного процесса и слабой их теоретической разработанностью применительно к новой форме активности студента — социально-правовой активности, недостаточным вниманием к ним со стороны исследователей;
— между отсутствием концепции и методов управления социальноправовой активностью студентов вуза как элементов системы воспитательной работы и актуальной потребностью в обеспечении эффективного функционирования учреждения высшего профессионального образования;
— между сложившимся в вузах опытом управления в сфере воспитания студентов и необходимостью его реализации в управлении социально-правовой активностью молодежи.
Список литературы
1. Гафурова Н. В., Бугаева Т. П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102 — 106.
2. Бочкарева С. М. Модель тьюторской деятельности как средство сопровождения индивидуальной траектории развития студентов // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С. 71 — 72.
3. Денисова Л. В. Поддержка студенческих общественных объединений как инновационная форма учебно-воспитательной работы // Высшее образование сегодня. 2010. № 3. С. 78—81.
4. Емельянова И. Н. Воспитательная деятельность вуза: мифы и реальность // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5. С. 45 — 50.
5. Ибрагимов И. М., Ниязова Х. Н. Воспитание — первостепенный приоритет в образовании // Профессиональное образование. 2007. № 11. С. 14 — 16.
6. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И. Деятельность куратора студенческой группы: личностно-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 149—152.
7. Майер В. Управление воспитательным процессом через учебные дисциплины // Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 16 — 19.
8. Масленников В. А. Организация воспитательной работы // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 75 — 79.
9. Овшинов А. Н. Воспитание гармоничной личности — приоритет современного вуза // Аккредитация в образовании. 2010. № 6.
10. Охтень О. С. Не только обучать, но и воспитывать // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 63 — 69.
11. Прохоров И. П. Комплексная целевая программа «Воспитание» Российского государственного аграрного университета им. К. А. Тимирязева // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2006. № 1.
С. 125 — 130.
12. Сидорова И. А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 79—82.
13. Трухачев В. И., Тарасова С. И., Хохлова Е. В., Федиско О. Н. Система воспитательной работы в вузе: традиции качества // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 72 — 80.
14. Трухачев В. И., Козаченков В. А. Аксиологические доминанты образования и воспитания молодежи в вузах : монография / под общ. ред. В. А. Авксентьева. Ставрополь, 2005.
15. Тугуз Ф. К. Университетская среда как фактор воспитания // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 72 — 78.
16. Воронин М. А., Розова Т. Н., Скрипкин В. С. и др. Управление воспитательной работой в Ставропольском государственном аграрном университете : учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2003.
Об авторах
Татьяна Артуровна Кузнецова — канд. пед. наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
Павел Борисович Торопов — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About author
Dr Tatyana Kuznetsova, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
Dr Pavel Toropov, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]