УДК 37
С.Р. Гилязова, И.М. Зарипова
ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Ключевые слова: компетенции, техническое мышление, повышение квалификации преподавателей, высшая
математика.
В статье приводится анализ результатов анкетирования преподавателей технического вуза о готовности к внедрению компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования, к формированию профессиональных компетенций студентов в процессе обучения. Приводятся факторы, блокирующие внедрение технологий формирования технического мышления. Излагаются основные пункты программы, направленной на повышение готовности преподавателей к формированию технического мышления студентов как основы некоторых профессиональных компетенций.
Keywords: Competencies, technical thinking, professional development of teachers, higher mathematics.
The article provides an analysis of the results of questionnaire survey of teachers of the technical university of readiness for the introduction of competence-based approach in the system of higher professional education, to the formation of professional competences of students in the learning process.
Are factors that inhibit the introduction of the technologies of forming of technical thinking. Sets out the main points of the program, aimed at increasing the preparedness of teachers to the formation of a technical thinking of students as the basis of some of the professional competences.
Анализ проблем современного высшего образования позволил выделить особенности и специфику инженерного образования и определить его проблемы в условиях внедрения компетентностного подхода [1].
Исследователи отмечают, что инженерная деятельность тесно связана с техникой и технологией, разработкой и непосредственным созданием технических систем, их функционированием и управлением. В связи с этим исключительной функцией инженера является интеллектуальное обеспечение процесса создания техники, на основе применения научных знаний в технической практике. От инженера требуется готовность к ведению комплексной инженерной деятельности, проектированию и решению сложных инженерных задач. На этом основании можно утверждать что, во-первых, специальное инженерное образование определяется как сущностная характеристика инженерной деятельности и, во-вторых, предъявляются высокие требования к инженерному образованию, в том числе и в части формирования технического мышления.
В современном обществе техническая деятельность весьма разнообразна, имеет широкий спектр различных реализаций от деятельности по заготовке сырья до упаковки и транспортировки произведенных товаров, от непосредственного участия рабочих в производственном процессе до творческой работы инженеров в конструкторских бюро.
Ныне техническая деятельность направлена на реализацию в процессе производства инженерных решений, а деятельность инженеров нацелена на проектирование, конструирование и эффективное функционирование техники, она является важным видом технической деятельности.
Первоначально техническая деятельность приспосабливала природные агенты к своим потребностям и решала лишь такие задачи, разрешение которых уже назрело, не заглядывая в будущее. Затем техническая деятельность была направлена на усовершенствование орудий труда стихийным путем. К более позднему времени относится изобретательская деятельность, которая предполагала сравнительно развитый уровень мышления. В этом случае люди овладевали не только свойствами материальных вещей, но и закономерностями их развития и функционирования. Появляется инженерная деятельность как особый вид технической
деятельности. В связи с этим становится актуальной задача формирования технического мышления и, следовательно, технических компетенций будущих инженеров-нефтяников.
Переход высшего профессионального образования к компетентностному подходу влечет за собой изменение самой системы образования [2]. В стороне от этих изменений не остался и Альметьевский государственный нефтяной институт.
При исследовании формирования технических компетенций будущих инженеров-нефтяников мы изучили готовность профессорско-преподавательского состава Альметьевского государственного нефтяного института к формированию технических компетенций у студентов. Было проведено анкетирование, целью которого стало выявление отношения преподавателей к изменению процесса оценивания результатов обучения, знаний о сущности, содержательных характеристиках и критериях оценивания компетенций. В опросе приняли участие 36 преподавателей, средний возраст которых составил 41 год, средний стаж педагогической работы - 18 лет. На вопрос «Как Вы относитесь к переходу в образовательном процессе к формированию компетенций?» результаты опроса выглядят следующим образом: 45% ответили «нейтрально», 35% - «положительно» и 20% -«отрицательно».
Было установлено, что большинство преподавателей осознают необходимость формирования компетенций в процессе обучения, понимают задачи и возможности компетентностного подхода в образовании. Следует отметить, что только 8 респондентов имели опыт формирования компетенций, 27 педагогов в ближайшее время планировали изучить вопрос влияния компетентностного подхода на содержание обучения.
Мнения всех опрошенных преподавателей разделились следующим образом:
- 52% считают, что внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс высшей школы положительно будет влиять на организацию учебного процесса, так как он позволяет расширить научно-исследовательскую деятельность студентов;
- 42% считают, что компетентностный подход расширяет учебную и познавательную активность;
- и только 6% считают, что с внедрением нового подхода ничего не изменится.
Анализ ответов позволяет сделать вывод о том, что преподаватели не владеют в
необходимой степени знаниями о компетентностном подходе, сущностных и содержательных характеристиках технологии оценивания компетенций, критериями оценки в системе подготовки студента к будущей профессиональной деятельности. Интуитивно преподаватели чувствуют необходимость приобретения дополнительных знаний о применении, практическом внедрении компетентностного подхода, практических технологиях формирования технического мышления, однако систематизированных знаний об этом педагогическом явлении у них нет.
На основе бесед и результатов анкетирования профессорско-преподавательского состава нами были выявлены факторы, блокирующие внедрение технологий формирования технического мышления как базы для ключевых и профессиональных компетенций, а именно:
- профессиональная неподготовленность преподавателей для формирования у студентов технических компетенций;
- отсутствие необходимых методических рекомендаций по формированию технических компетенций в высшей школе;
- психологическая неготовность преподавателей к внедрению в образовательный процесс инновационных технологий.
Готовность преподавателей к формированию технических компетенций имеет мотивационный, когнитивный и операционный компоненты. Соответственно были разработаны одноименные критерии, позволившие оценить уровень готовности преподавателей:
1) мотивационный, характеризующийся сформированностью убеждений в необходимости формирования технических компетенций (показатели: наличие внутреннего
положительного мотива к организации образовательной деятельности на основе компетентностного подхода, наличие познавательного интереса к инновационной педагогической практике, решению профессиональных задач, осознание необходимости непрерывного образования, самообразования, саморазвития для успешной педагогической работы со студентами);
2) когнитивный, характеризующийся наличием профессиональных знаний, необходимых для формирования технических компетенций, диагностики способностей и готовности студентов к формированию и применению компетенций (показатели: эффективность использования знаний в практической деятельности; системность знаний концептуальных психолого-педагогических основ формирования технических компетенций; применение знаний в компетентностно-ориентированном образовательном процессе);
3) операциональный (деятельностный), включающий профессиональные умения, навыки
и компетенции решения профессиональных задач, связанных с внедрением компетентностного подхода, умения проектировать процесс формирования отдельных компетенций и компетентности в целом (показатели: сформированность профессиональных умений;
ориентация на творчество в процессе формирования компетенций; освоение новых технологий и способов формированию технических компетенций студентов).
Оценивание когнитивного критерия осуществлялось методом тестирования, мотивационного и деятельностного - методами комплексного опроса, анкетирования, интервьюирования, дискуссий. Уровни определялись по карте готовности, представленной в таблице. 1
Для подготовки преподавателей к формированию компетенций, в частности, технических компетенций, нами разработан специальный курс «Компетентностный подход в высшем образовании: формирование компетенций на основе развития технического
мышления». Данный курс направлен на формирование у преподавателей готовности к формированию технических компетенций, прирост знаний преподавателей вузов о методах формирования технического мышления как основы технических компетенций, а также на повышение профессионального мастерства преподавателей.
Программа спецкурса предназначена для целенаправленной подготовки преподавателей технического вуза к формированию и оцениванию компетенций в подготовке студента к будущей профессиональной деятельности. Цель программы учебного курса является формирование у преподавателей представления о техническом мышлении и основанном на нем, компетентностном подходе в образовании, технологиях формирования компетенций. Курс рассчитан на 72 часа, из которых 46 часов аудиторной работы и 18 часов практической работы. Несмотря на то, что программа состоит из двух основных разделов (лекционных и практических занятий), каждый из этих разделов включает теоретическую подготовку и самостоятельную практическую деятельность слушателей курса. В результате повышения квалификации по данному курсу преподаватель должен уметь:
- выявлять актуальный состав компетенции выпускников вуза; осуществлять системное внедрение компетентностного подхода в образовательные программы учебных дисциплин и практики;
- разрабатывать технологии развития и формирования необходимых компетенций средствами учебных дисциплин;
- оценить уровень сформированности компетенций студента и выпускника;
- уметь разрабатывать диагностические материалы для оценки результатов образования студентов на основе компетентностного подхода;
- оценивать подготовленность выпускников вуза в рамках текущей, поэтапной и итоговой аттестации.
Таблица 1 - Карта уровня готовности преподавателей к формированию технических компетенций
Кри- Уровни готовности преподавателей
терии
Низкий Средний Высокий
Характеризуется слабой Характеризуется Характеризуется
мотивацией к сформированной ответственным
формированию мотивацией к отношением к
технических формированию формированию
компетенций, технических компетенций, технических компетенций,
Мотивационный перестройке системы перестройке системы перестройке системы
оценивания результатов оценивания результатов оценивания, устойчивым
образовательной образовательной положительным мотивом к
деятельности, деятельности, но решению соответствующих
нежеланием заниматься недостаточным интересом профессиональных задач,
непрерывным к применению высокими требованиями к
самообразованием для компетентностного собственному
осу ществления подхода в решении самосовершенствованию
эффективной профессиональных задач, для успешной реализации
профессиональной деятельности. фрагментарным характером собственного самообразования. данной работы.
Характеризуется Характеризуется Характеризуется широким
недостаточными достаточными спектром
профессиональными профессиональными профессиональных знаний
Когнитивный знаниями для знаниями для должного для эффективного
качественного осуществления процесса внедрения в
осуществления процесса формирования технических образовательный процесс
формирования компетенций, деятельности по
технических компетенций работы с учащимися, формированию и
и вследствие этого слабым осознанием способностей своих студентов. однако, недостаточным осознанием профессиональных способностей студентов. оцениванию компетенций
й ы н Л ч а н о и ц а Л и с О Характеризуется Характеризуется Характеризуется
недостаточностью сформированностью сформированными
профессиональных профессиональных умений профессиональными
умений и, следовательно, для формирования умениями, творческим
низким уровнем технических компетенций подходом к формированию
деятельности по по разработанным и оцениванию компетенции
формированию и оцениванию компетенций студентов методическим материалам
Литература
1. Гериш, Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования / Т.В. Гериш, П.И. Самойленко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - №2. - С. 11-15.
2. Журбенко, Л.Н. Проектирование содержания самостоятельной деятельности в процессе математической подготовки бакалавров технологического направления / Л.Н. Журбенко, Е.Д. Крайнова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №6. - С 314-318.
© С. Р. Гилязова - асп. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КНИТУ, [email protected]; И. М. Зарипова - ст. преподаватель каф. высшей математики АГНИ, [email protected].