Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / УЧИТЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ШКОЛА / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER / EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL PROCESS / SCHOOL / BASIC GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеев А.В., Мурыгина Л.С.

Введение. Радикальные экономические, социальные, политические изменения в жизни общества в конце XX века отразились на решении проблем воспитания. Воспитание в России традиционно служило гарантом стабильности общества, способствовало его прогрессивному развитию. Недостаточное внимание проблеме воспитания и образования в девяностые годы XX века явилась следствием того, что воспитание фактически было изгнано из школы и внешкольных образовательных организаций. Это привело к появлению негативных последствий поведения молодежи. Цель исследования - выявить и теоретически обосновать современное состояния проблемы готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности. Материалы и методы. Проведено анкетирование и интервьюирование учителей в рамках областной конференции «Формирование инновационной культуры педагогов основного (общего) образования». Результаты. По результатам проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что педагоги демонстрируют рост творческой активности как предметников, но при этом «каждый третий педагог испытывает серьезные профессиональные трудности в общении и взаимодействии со школьниками, в ситуациях, где он оказывается в роли воспитателя. Обсуждение. Проанализировав полученные результаты исследования можно сделать вывод о том, что опрашиваемые педагоги продемонстрировали низкий уровень готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности. Большинство педагогов в своей практике применяют методы воспитательной работы, используемые во внеурочное время. К тому же, педагоги показали слабое владение современными методами воспитательной работы в процессе учебной деятельности, при этом заявляя, что воспитательная работа в большей мере ими осуществляется во время урока. Заключение. Для решения проблемы исследования необходимо проводить разъяснительную работу в рамках курсах повышения квалификации учителей о существующих методах воспитания на уроке и приоритетных воспитательных задачах для современного образования, а также проводить тренинги и мастер-классы о применении воспитательной работы в учебной деятельности. Основные положения: - изучено состояние проблемы готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности в психолого-педагогической литературе; - на основе анализа литературы разработана критериальная шкала готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности; - проведено анкетирование и интервьюирование учителей в рамках областной конференции «Формирование инновационной культуры педагогов основного (общего) образования»; - проанализированы полученные данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE READINESS OF TEACHER FOR EDUCATIONAL WORK IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Introduction. Radical economic, social, political changes in the life of society at the end of the XX century were reflected in the solution of problems of education. Upbringing in Russia has traditionally served as a guarantor of society's stability and contributed to its progressive development. Insufficient attention to the problem of upbringing and education in the nineties of the XX century was a consequence of the fact that upbringing was actually expelled from school and out-of-school educational organizations. This has led to the emergence of negative consequences of youth behavior. The purpose of the study is to identify and theoretically substantiate the current state of the problem of teacher readiness for educational work in the process of educational activity. Materials and methods. Questioning and interviewing of teachers was carried out within the framework of the regional conference “Formation of an innovative culture of teachers of basic (general) education”. Results. Based on the results of our research, we can conclude that teachers demonstrate an increase in creative activity as subject students, but at the same time “every third teacher experiences serious professional difficulties in communicating and interacting with schoolchildren, in situations where he is in the role of an educator. Discussion. After analyzing the results of the study, we can conclude that the interviewed teachers demonstrated a low level of teacher readiness for educational work in the process of educational activities. Most of the teachers in their practice apply the methods of educational work used outside the classroom. In addition, the teachers showed a weak command of modern methods of educational work in the process of educational activity, while stating that educational work is mostly carried out by them during the lesson. Conclusion. To solve the research problem, it is necessary to carry out explanatory work within the framework of advanced training courses for teachers about the existing methods of education in the classroom and priority educational tasks for modern education, as well as conduct trainings and master classes on the use of educational work in educational activities. Highlights: The state of the problem of the teacher's readiness for educational work in the process of educational activity in the psychological and pedagogical literature has been studied; Based on the analysis of the literature, a criterion scale of the teacher's readiness for educational work in the process of educational activity was developed; Questionnaires and interviews of teachers were carried out within the framework of the regional conference "Formation of an innovative culture of teachers of basic (general) education"; The received data has been analyzed.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.156.3.013

УДК 373.1 ББК 67.0

А. В. Федосеев1, Л. С. Мурыгина2

1ORCID № 0000-0002-0856-8159 Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: andreydesing@mail.ru

2ORCID № 0000-0001-8543-1931 Доцент. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: larissa_russia@mail. ru

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ^ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

о

о № Ж

Аннотация §

Введение. Радикальные экономические, социальные, политические изменения в жизни общества в конце XX века отразились О

о

на решении проблем воспитания. Воспитание в России традицион- а но служило гарантом стабильности общества, способствовало его прогрессивному развитию. Недостаточное внимание проблеме воспитания и образования в девяностые годы XX века явилась следствием того, что воспитание фактически было изгнано из школы и ж внешкольных образовательных организаций. Это привело к появ- а лению негативных последствий поведения молодежи. Цель исследования — выявить и теоретически обосновать современное состояния проблемы готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности.

Материалы и методы. Проведено анкетирование и интервьюирование учителей в рамках областной конференции «Формирование инновационной культуры педагогов основного (общего) образования».

Результаты. По результатам проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что педагоги демонстрируют рост

а

Ж

S л

№ 3

о -к

№ §

§

№ -

Л

ж

о

Й д

So

творческой активности как предметников, но при этом «каждый третий педагог испытывает серьезные профессиональные трудности в общении и взаимодействии со школьниками, в ситуациях, где он оказывается в роли воспитателя.

Обсуждение. Проанализировав полученные результаты исследования, можно сделать вывод о том, что опрашиваемые педагоги продемонстрировали низкий уровень готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности. Большинство педагогов в своей практике применяют методы воспитательной работы, используемые во внеурочное время. К тому же, педагоги показали слабое владение современными методами воспитательной работы в процессе учебной деятельности, при этом заявляя, что воспитательная работа в большей мере ими осуществляется во время урока.

Заключение. Для решения проблемы исследования необходимо проводить разъяснительную работу в рамках курсах повышения квалификации учителей о существующих методах воспитания на уроке и приоритетных воспитательных задачах для современного образования, а также проводить тренинги и мастер-классы проведения воспитательной работы в учебной деятельности.

Ключевые слова: педагог; учитель; воспитательная работа; учебный процесс; школа; основное общее образование.

Основные положения:

- изучено состояние проблемы готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности в психолого-педагогической литературе;

- на основе анализа литературы разработана критериальная шкала готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности;

- проведено анкетирование и интервьюирование учителей в рамках областной конференции «Формирование инновационной культуры педагогов основного (общего) образования»;

а ж s

го

3

t и

4

со 50 50 О О -"О

© - проанализированы полученные данные.

и;

^ 1 Введение (Introduction)

Происходящие в последние несколько десятилетий социально-экономические изменения в жизни нашего общества (имущественное неравенство, рост безработицы, разводов, занятость родителей и др.) болезненно проявляются в жизни подрастающего поколения.

У детей и подростков возникают и накапливаются внутри-личностные конфликты. Увеличивается количество несовершеннолетних, уклоняющихся от учебы, проявляющих агрессию, насилие и жестокость к окружающим и самим себе.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества — вопрос воспитания подрастающего поколения, который привлекает к себе больше внимания, если это касается детей школьного возраста, так как именно в период обучения ребенка в школе происходят кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности ^ и в системе взаимоотношений индивида, т. е. происходит фор мирование личности ребенка.

На зарождающуюся проблему незамедлительно отреагиро- П вала государство. Так, реализация государственной политики в а области воспитания молодежи определена в основополагающих законодательных и нормативных актах Российской Федерации в области образования: Федеральный Закон РФ «Об образовании в и Российской Федерации», Национальная доктрина образования в РФ, Концепция модернизации Российского образования и др. Данная тенденция отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. о

ж о

K

ъ

а

Анализ содержания нормативных документов Российской Федерации представлен в табличной форме (Таблица 1). р

Таблица 1 — Анализ содержания нормативных документов Российской Федерации

Table 1 — Analysis of the content of regulatory documents of the Russian Federation №

So

о -к

№ о о № -

Л

н

о Kl

Наименование документа Раздел документа Содержание статей

Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 3 (пункт 1) Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Основные цели и задачи образования; педагогические кадры Система образования призвана обеспечить личностно ориентированное обучение и воспитание» (Основные цели и задачи образования). Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство призвано обеспечить: ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи (Педагогические кадры).

Модель «Российское образование — 2020» Новый преподаватель Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены. Складывается новое лицо педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.

Наименование документа Раздел документа Содержание статей

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и мета-предметных результатов, в том числе: программу воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Цель современного отечественного образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

4

со со со и

о

-"О со

о

05

Можно сделать вывод о том, что в основных государственных документах в области образования значительную роль в становлении личности ребенка отводят школе в целом и учителю в частности, поскольку именно от его работы будет зависеть качество воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. А для этого процесс воспитания в первую очередь должен иметь целостный, системный характер, то есть осуществляться как во внеурочной, так и в учебной деятельности. Однако, как показывает теоретический и практический опыт, большинство учителей осуществляют воспитательную работу только во внеурочное время — в форме экскурсий, посещений театров, кино, походов в музеи, на каток, на природу и др., как правило, это относится к функциям классного руководителя или организатора, заместителей по воспитательной работе. Подчеркнем, что сложность вызывает осуществление воспитательной работы именно на уроке: «нехватка времени», «необходимо выдать большой объем информации» и т. д. — основные причины, по которым учителя не уделяют должного внимания воспитанию личности школьника в процессе обучения.

Однако недостаточная просвещенность педагога как воспитателя может быть серьезным просчетом в решении проблем воспитания. Неподготовленность педагога как воспитателя ведет к его дисквалификации в этой не менее важной, чем обучение, сфере педагогической деятельности.

Причины этого нам видятся в недостаточной вузовской подготовке учителя к воспитательной работе, а также в том, что нередко переподготовка педагогов в системе повышения квалификации также осуществляется без должного внимания решению данной проблемы.

а ж а

го

3

^ Современное российское общество подвергается глобальным

О социальным, политическим и культурным изменениям, которые неизбежно оказывают влияние на жизнь населения в целом, и, в частности, на подрастающее поколение. На формирование личности ребенка оказывают влияние множество факторов: семья, друзья, среда и многое другое, — но одним из наиболее весомых факторов выступает школа.

От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Другими словами, значительную роль в становлении личности ребенка оказывают учителя, от уровня компетентности которых будет зависеть качество обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

В настоящее время модель «образования на всю жизнь» сменилась моделью «образования через всю жизнь», ценность составляют не только знания, но и способность адаптироваться в информа-

§

ционно-насыщенном и рыночно-экономическом обществе — |

о

готовность к самообразованию, умение работать в команде, самосто- ж

о

ятельность, инициативность, умение ставить и достигать цели. Дру- | гими словами, общество предъявляет к обучающимся более высокие требования как в области обучения, так и в области воспитания подрастающего поколения.

а

л д

а г о г а

№ О

2 Материалы и методы (Materials and methods) |

Изучив состояние готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности в психолого-педагогической литературе мы пришли к выводу, что проблема формирования го-

ж о Й а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

товности учителя к воспитательной работе была предметом изуче- о

ния таких зарубежных педагогов как Я. А. Коменского, И. Г. Песта лоцци и др. В России данная проблема нашла отражение в трудах § П. П. Блонского, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др. Значительный вклад в подготовку учителя-

№ о о № -

л

воспитателя внес В. А. Сухомлинский. ж

Теории современного воспитания представлены в работах № О. С. Газмана (структура воспитательной работы системы О. С. Газ-

мана) [1], Л. А. Байкова [2], В. А. Караковского [3], С. Д. Полякова §

о

[4-7], Н. Л. Селивановой [8], Н. Е. Щурковой [9] и др.

Технологии процесса воспитания исследованы в работах А. А. Бодалева [10], Е. В. Бондаревской (Концепция педагогического воспитания Е.В. Бондаревской) [11] и др.

Для нашего исследования ценным являются работы Л. И. Маленковой [12], Н. Н. Степанова [13] и В. П. Созонова [14] и др., которые рассматривают основные направления воспитательной работы именно в процессе обучения. Проблема формирования готовности практикующих и будущих учителей к реализации воспитательной деятельности регулярно поднимается в периодических научных изданиях [15-19] и др.

Реализация новых концептуальных подходов к воспитанию в системе школьного образования возможна при условии существенного повышения уровня педагогической культуры, профессионализма и личной ответственности педагогов. В связи с этим остро встает вопрос о готовности педагога к воспитательной работе.

Изучение теоретических основ проблемы готовности учителей к воспитательной работе в учебной деятельности в общеобразовательной школе позволило выявить следующие несоответствия и противоречия:

1) между востребованностью в педагогической практике и необходимостью реализации научно обоснованного подхода к процессу воспитательной работе в учебной деятельности и недостаточным уровнем разработанности научных основ и технологического обеспечения данного процесса;

2) между социальными требованиями к учителям — конкурентоспособность, компетентность, креативность, готовность эф-

ина фективно осуществлять обучение, воспитание и развитие подраста-

иг

^ ющего поколения и сложившейся системой подготовки педагогов,

ориентированной на овладение знаниями, умениями и навыками. ^ На основании анализа психолого-педагогической литерату-

ры была сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости разрешения противоречия между возросшей потребностью общества в воспитании высоконравственной, ^ ответственной, творческой, инициативной личности ученика и не-

а

в е е с о д е

в

достаточной теоретико-методологической и практической разработанностью путей развития профессиональной компетентности учителя к осуществлению воспитательной работы с подрастающим поколением в процессе учебной деятельности.

Учитывая вышепредставленную проблематику исследования, идея исследования заключается в изменении традиционного подхода к образовательной деятельности с целью воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире посредством курсов повышения квалификации учителей в области воспитательной работы, проведения тренингов с действующими педагогами, семинаров и конференций, посвященных проблемам воспитания подрастающего поколения.

3 Результаты (Results)

С целью выявления уровня готовности учителя к воспита- о тельной работе в процессе учебной деятельности была разработана критериальная шкала со следующими критериями: осведомленность о запросе человека, общества и государства в области воспи- 5 тания, владение современными методами воспитательной работы в 33 процессе учебной деятельности, система знаний, умений и навыков

Таблица 2 — Критериальная шкала готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности Table 2 — Criteria scale of the teacher's readiness for educational work in the process of educational activity

по воспитанию школьников, мотивационно-ценностное отношение » /- с

к воспитательном работе, самосовершенствование личностных ка- |

честв и воспитательных умений, способность самостоятельно строить методику воспитательной работы с обучающимися, импровизация в сфере воспитания, способность к рефлексии в области

ж о Й Зз

воспитательной работы (Таблица 2). О

л

№ 3

о й № о о № -

Л

Ж

О

Й д

So

а ä s

го

3 &

и ч

50

50 50 SJ О TS 50

О ffij

Критерий Показатель

Осведомленность о запросе человека, общества и государства в области воспитания Знание Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов, Моделей и концепций, конвенции «О правах ребенка» и др.

Владение современными методами воспитательной работы в процессе учебной деятельности Методы педагогического стимулирования — требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение и др. Убеждение — информация, поиск, дискуссия, взаимное просвещение Организации - дисциплина, соревнование, самоуправление и др. Диалог, проектная деятельность и др. Игра, беседа, диспут, индивидуальная и групповая работа и др.

Система знаний, умений и навыков по воспитанию школьников Знания основ воспитательной работы в процессе учебной деятельности, умений применять формы, метолы и средства воспитательной работы в процессе учебной деятельности, владение навыками воспитания школьников в процессе учебной деятельности в системе основного (общего) образования

Мотивационно -ценностное отношение к воспитательной работе Понимание значимости и ценности воспитательной работы в процессе учебной деятельности, наличие внутренних мотивирующих факторов к осуществлению воспитательной работы в процессе учебной деятельности в системе основного (общего) образования

Критерий Показатель

Самосовершенствование личностных качеств и воспитательных умений Постоянное самосовершенствование необходимых личностных качеств и воспитательных умений

Способность самостоятельно строить методику воспитательной работы с обучающимися Умение разрабатывать методику воспитательной работы с обучающимися, используя новые технологии воспитания

Импровизация в сфере воспитания Умение импровизировать в процессе воспитательной работы

Способность к рефлексии в области воспитательной работы Способность анализировать собственную деятельность в процессе воспитательной работы

Также авторами были определены цели и задачи эмпирического исследования.

Целью исследования явилось выявление уровня готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

- разработать диагностический инструментарий определения уровня готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности;

- обосновать выбор участников экспериментальной группы.

- провести исследование;

Для выявления уровня готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности нами была разработана анонимная анкета (Таблица 3).

Таблица 3 — Вопросы анкеты для педагогов школы Table 3 — Questionnaire for school teachers

о

s

о № Ж

о

О

а

л g

а г о г а

№ о

О

ж s

s а

s §

о* Ж

о

Kl

а

о s

№ №

о -к

л

О О № -

Л

л

Ж

о

K

g

л

So

Вопрос анкеты Вариант ответа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какой предмет Вы преподаете? Открытый вопрос

Какой стаж Вашей педагогической работы? Открытый вопрос

Есть ли у Вас классное руководство? а) да; б) нет; в) было раньше.

Назовите возраст Ваших учеников а) 7-9 лет; б) 10-11 лет; в) 12-14 лет; г) 15-17 лет.

В своей педагогической деятельности Вы осуществляете воспитательную работу (возможен выбор двух вариантов)? а) во внеурочное время; б) на уроках в рамках учебной деятельности; в) делаю упор на обучение.

Существует мнение, что воспитательному процессу в школе во время учебной деятельности уделяется мало внимания. Укажите причины (возможны несколько вариантов ответа) а) нехватка времени, т. к. нужно успеть освоить учебный материал; б) отсутствие материального стимула; в) слабая подготовка будущих учителей в области воспитательной работы в вузе; г) свой вариант .

Вопрос анкеты Вариант ответа

Какие методы и формы воспитательной работы Вы используете? В случае затруднения ответа на этот вопрос приведите примеры воспитательной работ (возможны несколько вариантов ответа) а) беседа; б) экскурсии, походы в кино, театр и т. п.; в) личный пример; г) игра; д) классные часы; е) свой вариант .

Какие воспитательные задачи, на Ваш взгляд, являются приоритетными для современного образования? а) компетенции б) духовность, нравственность; толерантность; в) гибкую личность; г) повышение качества образования; д) физическое воспитание.

Ощущаете ли Вы необходимость в повышении уровня компетенции в области воспитательной работы? а) да; б) нет; в) не могу сказать.

4 Обсуждение (Discussion)

Нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 160 практикующих учителей из школ города Челябинск. Полученные данные представлены в виде диаграмм.

Ответы на вопрос «Какой предмет Вы преподаете?» распределились следующим образом: естественно-математическое направление (45,1 %), гуманитарные предметы (44,1 %), учитель начальных классов (10,8 %).

В процессе исследования было определено, что средний стаж педагогической деятельности опрашиваемых педагогов — 20 лет.

На вопрос «Есть ли у Вас классное руководство?» 67,5 % педагогов ответило положительно, 32,5 % — отрицательно.

Средний возраст учеников: вариант 7-9 лет выбрало — 9 % опрошенных, 10-11 лет — 36 %, 12-14 лет — 33 %, 15-17 лет — 22 %.

На вопрос «В своей педагогической деятельности Вы осуществляете воспитательную работу?» ответили, что во внеурочное время занимаются воспитательной работой, — 44 % педагогов, на уроках в рамках учебной деятельности — 50 % учителей занимаются воспитательной работой, делают упор на обучение — 11 % опрашиваемых.

Также респондентам необходимо было указать причины, почему воспитательному процессу в школе во время учебной деятельности уделяется мало внимания. Данные распределились следующим образом: нехватка времени, т. к. нужно успеть освоить учебный материал — мнение 41,6 %, отсутствие материального стимула — 13,8 %, слабая подготовка будущих учителей в области

| воспитательной работы в вузе — 19,4 %, другое указали 25,2 % пего

3

s!

а

дагогов. Как можно заметить, большая часть опрашиваемых педагогов полагает, что во время учебной деятельности уделяется мало ^ внимания воспитательному процессу из-за нехватки времени.

На вопрос «Какие методы воспитательной работы Вы используете?» наиболее приоритетными ответами были следующие: экскурсии, походы в кино, театр, классные часы. Результаты ответа ^ на данный вопрос демонстрируют нам, что, как правило, педагоги

используют методы воспитательной работы, используемые не в процессе учебной, а в процессе внеурочной деятельности.

Наиболее приоритетными задачами воспитательной работы педагоги считают толерантность и гибкость личности, что противоречит социальному заказу общества и государства.

При этом, как показали результаты проведенного нами исследования, 87 % учителей ощущают необходимость в повышении уровня компетенции в области воспитательной работы.

Таким образом, по результатам проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что педагоги демонстрируют рост творческой активности как предметников, но при этом «каждый третий педагог испытывает серьезные профессиональные трудности в общении и взаимодействии со школьниками, в ситуациях, где он оказывается в роли воспитателя. ^

5 Заключение (Conclusion) °

н

Проанализировав полученные результаты исследования мож- ос

S

но сделать вывод о том, что опрашиваемые педагоги продемонстри- ^ ровали низкий уровень готовности учителя к воспитательной работе да в процессе учебной деятельности. Большинство педагогов в своей практике применяют методы воспитательной работы, используемые о во внеурочное время. К тому же, педагоги показали слабое владение | современными методами воспитательной работы в процессе учебной деятельности, при этом заявляя, что воспитательная работа в большей мере ими осуществляется во время урока.

Для решения выявленной проблемы необходимо проводить о

разъяснительную работу в рамках курсах повышения квалификации учителей о существующих методах воспитания на уроке и приоритетных воспитательных задачах для современного образо-

ж о

Kl

а

№ №

ции учителеи о существующих методах воспитания на уроке и О

№ о №

вания, а также проводить тренинги и мастер-классы о применении ^

воспитательной работы в учебной деятельности. ^

о

Kl

д

е So

Библиографический список

1. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. - 296 с. |

2. Методика воспитательной работы / Байкова Л. А. [и др.] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. Москва : Академия. 2004. - 144 с.

а «

'I

I

fi >

50 <0

'S

£

3. Караковский В. А. Воспитание для всех. М. : НИИ школьных технологий, 2008. - 240 с.

4. Поляков С. Д. Технологии воспитания : учеб.-метод. пособие. Москва : ВЛАДОС, 2002. - 144 с.

5. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М. : Новая школа, 2003. - 304 с.

6. Поляков С. Д. Реалистическое воспитание. М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. - 176 с.

7. Поляков С. Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. Москва : Издательская фирма «Сентябрь», 2015. - 199 с.

8. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010. - 211 с.

9. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М. : Педагогическое общество России, 1998. - 48 с.

10. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

11. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системахвоспитания учебное пособие / под общей редакцией Е. В. Бондаревской. Москва; Ростов-н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

12. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе : кн. для учителя-воспитателя. М. : Пед. о-во России «Ноосфера», 1999. - 298 с.

13. Степанов Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе // Классный руководитель. 2006. № 3. URL: https://refdb.ru/look/2834582-pall.html (Дата обращения: 15.06.2020).

14. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе. Москва : Центр «Педагогический поиск». 2002. - 160 с.

15. Психологическая готовность будущих педагогов к воспитательной работе с подростками Сорокоумова / С. Н. Егорова П. А. [и др.] // Приволжский научный журнал. 2015. № 3 (35). С. 278-283.

16. Романова И. В. Готовность педагога к воспитательной работе как составляющая готовности к педагогической деятельности // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 14-21.

17. Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г., Трухманова Е. Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2020. № 2. С. 55-68.

18. Везетиу Е. В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации воспитательной деятельности // Педагогический вестник. 2018. № 3. С. 10-11.

19. Баудер Г. А., Рыжанова Е.А. Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.

A. V. Fedoseev1, L. S. Murygina2

^RCID No. 0000-0002-0856-8159 Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics,

Management and Law, South-Ural state Humanities -Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: andreydesing@mail.ru

2ORCID No. 0000-0001-8543-1931

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics, Management and Law, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: larissarussia@mail.ru

THE READINESS OF TEACHER FOR EDUCATIONAL WORK IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Abstract

Introduction. Radical economic, social, political changes in the life of society at the end of the XX century were reflected in the solution of problems of education. Upbringing in Russia has traditionally served as a guarantor of society's stability and ^ contributed to its progressive development. Insufficient attention e

to the problem of upbringing and education in the nineties of the i

n

XX century was a consequence of the fact that upbringing was | actually expelled from school and out-of-school educational organizations. This has led to the emergence of negative consequences of youth behavior. The purpose of the study is to identify and theoretically substantiate the current state of the problem of teacher readiness for educational work in the process of educational activity.

Materials and methods. Questioning and interviewing of teachers was carried out within the framework of the regional conference "Formation of an innovative culture of teachers of basic (general) education".

Results. Based on the results of our research, we can conclude that teachers demonstrate an increase in creative activity as subject students, but at the same time "every third teacher expe- II d riences serious professional difficulties in communicating and interacting with schoolchildren, in situations where he is in the | role of an educator. x

Discussion. After analyzing the results of the study, we can conclude that the interviewed teachers demonstrated a low

№ |

o

№ -

d 0

0 |

1 S'

S |

a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R

'I? it

fi >

50

-S

£

level of teacher readiness for educational work in the process of educational activities. Most of the teachers in their practice apply the methods of educational work used outside the classroom. In addition, the teachers showed a weak command of modern methods of educational work in the process of educational activity, while stating that educational work is mostly carried out by them during the lesson.

Conclusion. To solve the research problem, it is necessary to carry out explanatory work within the framework of advanced training courses for teachers about the existing methods of education in the classroom and priority educational tasks for modern education, as well as conduct trainings and master classes on the use of educational work in educational activities.

Keywords: Teacher, teacher; Educational work; Educational process; School; Basic general education.

Highlights:

The state of the problem of the teacher's readiness for educational work in the process of educational activity in the psychological and pedagogical literature has been studied;

Based on the analysis of the literature, a criterion scale of the teacher's readiness for educational work in the process of educational activity was developed;

Questionnaires and interviews of teachers were carried out within the framework of the regional conference "Formation of an innovative culture of teachers of basic (general) education";

The received data has been analyzed.

References

1. Gazman O.S. (2002), Neklassicheskoye vospitaniye: ot avtoritarnoy pedagogiki k pedagogike svobody [Non-classical education: from authoritarian pedagogy to the pedagogy of freedom]. MIROS, Moscow, 296 p. (In Russian).

2. Baykova L.A., Grebenkina L.K., Eremkina O.V., Zhokina N.A. & Martishina N.V. (2004), Metodika vospitatel'noy raboty (uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy) [Methodology of educational work (textbook for students of higher pedagogical educational institutions)]. Izdatel'stvo "Akademiya", Moscow, 144 p. ISBN: 5-7695-1750-6. (In Russian).

3. Karakovsky V.A. (2008), Vospitaniye dlya vsekh [Education for everyone]. NII shkol'nykh tekhnologiy, Moscow, 240 p. (In Russian).

4. Polyakov S.D. (2002), Tekhnologii vospitaniya (uchebno -metodicheskoye posobiye) [Technologies of education (Teaching aid)]. VLA-DOS, Moscow, 144 p. (In Russian).

5. Polyakov S.D. (2003), Psikhopedagogika vospitaniya i obucheni-ya. Opyt populyarnoy monografii [Psychopedagogy of education and training: The experience of a popular monograph]. Novaya shkola, Moscow, 304 p. (In Russian).

6. Polyakov S. D. (2004), Realisticheskoye vospitaniye [Realistic education]. Tsentr "Pedagogicheskiypoisk", Moscow, 176 p. (In Russian).

7. Polyakov S.D. (2015), Kollektivnoye tvorcheskoye vospitaniye: perezagruzka. [Collective creative education (Reboot)]. Izdatel'skaya firma "Sentyabr"', Moscow, 199 p. (In Russian).

8. Selivanova N.L. (2010), Vospitaniye v sovremennoy shkole: ot te-orii k praktike [Education in a modern school: From Theory to Practice]. Moscow, 211 p. (In Russian).

9. Shchurkova N.E. (1998), Programma vospitaniya shkol'nika [Pupil education program]. Moscow, 48 p. (In Russian).

10. Bodalev A.A. (1995), Lichnost' i obshcheniye [Personality and e communication]. Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, Moscow, EE 328 p. (In Russian). S

11. Edr. Bondarevskaya E.V. (1999), Pedagogika: lichnost' v guman- ^ isticheskikh teoriyakh i sistemakhvospita-niya uchebnoye posobiye [Peda- e gogy: Personality in humanistic theories and systems of upbringing text- ^ book]. Tvorcheskiy tsentr "Uchitel"', Moscow-Rostov-na-Donu, 560 p. (In ^ Russian). f

12. Malenkova L.I. (1999), Vospitaniye v sovremennoy shkole (Kniga s^ dlya uchitelya-vospitatelya) [Education in a modern school (A book for a B teacher-educator)]. Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii "Noosfera", Mos- § cow, 298 p. (In Russian). ~

13. Stepanov E.N. (2006), Planirovaniye vospitatel'noy raboty v çf klasse [Planirovaniye vospitatel'noy raboty v klasse]. Klassnyy rukovoditel', E 3. Available at: https://refdb.ru/look/2834582 -pall.html (Accessed: ^ 15.06.2020). (In Russian).

C6

14. Sozonov V. P. (2002), Organizatsiya vospitatel'noy raboty v c

klasse [Organization of educational work in the classroom]. Tsentr "Pedagogicheskiy poisk", Moscow, 160 p. (In Russian). ^

15. Sorokoumova S.N., Egorova P.A., Sorokina T.M. & Shchelokov s^ S.A. (2015), Psi-khologicheskaya gotovnost' budushchikh pedagogov k vospi- § tatel'noy rabote s podrostkami [Psychological readiness of future teachers § for educational work with adolescents]. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal, 3 (35), 278-283. (In Russian).

16. Romanova I.V. (2019), Gotovnost' pedagoga k vospitatel'noy rabote kak sostavlyayushchaya gotovnosti k pedagogicheskoy deyatel'nosti

[Readiness of a teacher for educational work as a component of readiness for pedagogical activity]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya, 4, 1, 14-21. (In Russian).

17. Kalinina T.V., Patrikeeva E.G. & Trukhmanova E.N. (2020), Gotovnost' pedagoga k vospitatel'noy rabote v usloviyakh vuzovskogo obra-zovaniya [Readiness of the teacher for educational work in the conditions of university education]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept", 2, 55-68. (In Russian).

18. Vezetiu E.V. (2018), Problema formirovaniya gotovnosti budush-chikh uchiteley k realizatsii vospitatel'noy deyatel'nosti [The problem of forming the readiness of future teachers to implement educational activities]. Pedagogicheskiy vestnik, 3, 10-11. (In Russian).

19. Bauder G.A. & Ryzhanova E.A. (2020), Organizatsiya nrav-stvennogo vospitaniya v protsesse uchebnoy deyatel'nosti [Organization of moral education in the process of educational activity]. Nauka i Obrazovani-ye, 3, 2, 197. (In Russian).

a

ni ygir

I

S.

^

v,

e e s osd

£

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.