РАЗДЕЛ III ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.0+371
В. А. Сластенин, Л. С. Подымова ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ценность человека определяется его уникальностью, творческостью. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, готовность к самоизменению. Человек творческий проявляет себя не только в реальной деятельности, но и в потенциальном проектировании, которое обеспечивает прогнозирование, предвидение развития личности.
В состав категориального комплекса, применяемого в исследовании творческой личности педагога, входят такие понятия, как творчество, индивидуально-творческий подход, творческий стиль деятельности, креативность и особенности ее проявления в деятельности, диагностика креативности, условия и технология творческого развития, готовность к творческой деятельности. Выяснение содержания и соотношения этого множества понятий способствует определению специфики креативной парадигмы образования. Так, анализ творчества на уровне целостной деятельности предполагает рассмотрение данного феномена как специфического вида человеческой активности, приводящего к созданию новых, оригинальных продуктов деятельности за счет преобразования прошлого опыта субъекта.
В отечественной педагогической науке термин «креативность» появился для обозначения способности индивида формировать новые понятия, навыки, способности к осознанию своего опыта, к порождению не существовавшего ранее. Иначе говоря, креативность определяется как способность к созданию нового, это синтез процессуальных и личностных особенностей индивида, позволяющих ему творчески преобразовывать действительность.
Одной из центральных линий в развитии креативной парадигмы является развитие концепции субъектно-деятельностного подхода в образовании. В соответствии с этим подходом личность педагога выступает как самоорганизующийся субъект, наделенный следующими характеристиками:
- способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые;
- осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;
- способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего «Я»;
- способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желания-
ми и принятыми целями, с одной стороны, и осознанием пределов «собственной несвободы» - с другой;
- активная позиция личности, стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать результаты деятельности и отношений;
- направленность на саморазвитие;
- способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, внутренняя независимость от «внешнего мира», независимость не в смысле его игнорирования, а в устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, их коррекции, изменения;
- творческий потенциал, уникальность, неповторимость.
Названные характеристики очерчивают поле субъектной педагогики, ко -
торая во многом обусловливает самоопределение специалиста во всех ситуациях его личностного развития и профессионального роста. Такая педагогика предусматривает смыслопоисковый диалог как полифункциональ-ный метод ее развития, средство реализации новых технологий организации образовательного процесса с доминирующими в них установками на взаимодействие, сотворчество, рефлексию, креативность, ситуационное проектирование, саморазвитие.
Таким образом, креативная парадигма образования, обозначенная в данном подходе, со всей очевидностью определяет механизмы преобразования личности человека через самоопределение, свободу самовыражения, выбора оптимальных стратегий жизненного пути.
Сущность индивидуально-творческого подхода состоит, во-первых, в развитии индивидуально богатой, самобытной личности; во-вторых, в слиянии общественного и личностного смыслов.
Основное назначение индивидуально-творческого подхода заключается в создании условий для самореализации личности педагога, выявления и развития ее творческих возможностей, собственных взглядов.
Реализация творческого потенциала личности педагога связана с механизмами внутренней активности субъекта, продуктивностью подсознательных процессов и проявлением креативности. От богатого творческого потенциала зависит уровень креативной самореализации и саморазвития.
Творческий потенциал как динамическая структура личности педагога включает комплекс креативных способностей, проявляющихся в творческой деятельности, а также комплекс психических новообразований личности на протяжении ее развития. Среди многочисленных критериев креативности можно выделить следующие: оригинальность, гибкость, чувствительность к проблемам, самостоятельность, независимость, открытость, спонтанность.
В структуре творческого потенциала педагога выделяются потенциальный и актуальный образ творческого поведения, обобщенное представление о себе как творческой личности. В основе проявления индивидуальности лежит механизм самоактуализации потенциальных возможностей человека. Процесс перехода потенциальных возможностей человека в актуальные, составляя внутренний, прежде всего психофизический, план развития личности, означает самоактуализацию как механизм развития. Со-
держательные компоненты самоактуализации определяют конкретные особенности личности, являющиеся потенциальными; процессуальные указывают на те действия, которые актуализируют, выявляют данные особенности.
Реализация индивидуально-творческого подхода предполагает, прежде всего, формирование у учителя идеального образа собственного «Я», каким он должен стать. Это, в свою очередь, связано с перестройкой мотивационной сферы, переводом должного в делаемое, в потребности личности. Результатом такой перестройки является возникновение цели «внутри себя», осознание личностного смысла своей деятельности. Категория «индивидуальность» становится основополагающей для развития творческой личности.
Одним из условий развития творческой личности педагога является синергетический подход, который позволяет не просто переориентировать образовательную стратегию на студента, но и дает возможность увидеть и реально учесть неоднолинейность, незапрограммированность развития личности в образовательном процессе, неоднозначность самих педагогических воздействий. Студент - субъект образования - занимает в педагогическом процессе активно-творческую позицию. Отказ от заранее заданной парадигмы обучения и воспитания, манипулятивной педагогики, свобода самовыражения и самореализации личности в образовательной среде, смещение акцента с накопления знаний, умений и навыков на поиск индивидуальной стратегии самоопределения, актуализация принципов активности, диалогичности, самостоятельности и творчества позволяют перейти к открытым саморегулирующимся системам в процессе профессионального обучения студентов.
Исследование условий развития творческой личности педагога связано с анализом специфики, структуры, особенностей и технологий развития его инновационной деятельности. Инновационная деятельность, являясь социально-педагогическим феноменом, выступает важнейшей особенностью педагогического труда и характеризует сложную сущностную взаимосвязь общей культуры педагога, его творческого потенциала и профессиональной направленности. Теоретическая модель инновационной деятельности учителя содержит в себе такие структурные и функциональные компоненты, как мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный. Системообразующим фактором готовности учителя к инновационной деятельности является потребность в преобразовании, совершенствовании педагогической деятельности через опосредованное отношение к своей профессии и к воспитанникам. Инновационный подход к процессу профессионально-педагогической подготовки реализуется путем изменения технологий педагогического процесса, которые стимулируют вносить позитивные изменения в существующую культуру и социально-педагогическую среду. Такой подход вызывает активный отклик на возникающие в профессиональной деятельности учителя проблемные ситуации, постоянное стремление к переоценке ценностей. Инновационность - это, прежде всего, открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного, мнения. Речь идет о готовности и умении педагога отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и истинной. Умение координировать свою
точку зрения с другими, осознание собственной субъективности развиваются на протяжении всей жизни человека (Сластенин, 1997).
Существенной характеристикой принципа инновационности является диалогичность, обеспечивающая равенство психологических позиций взаимодействующих сторон. Сотрудничество и сотворчество в инновационном процессе предполагают отказ от менторского дидакта и утверждение иного типа отношений: совместного поиска и анализа результатов. Совместность в данном случае не означает отказа от самостоятельности. Речь идет о другом - об отказе от позиции, что твое мнение, подход единственно возможные и правильные.
Педагогическая деятельность на высоте ее конструктивных возможностей призвана осуществляться в динамике столкновения и взаимообогаще-ния различных «открытых», способных к самокритике и в то же время к риску принятия на себя свободной ответственности личностей. Диалогизм, полифония выступают как структурообразующие принципы инновационности. Готовность к конструктивному общению, непредвзятому отношению к контраргументации, установка на признание рационального момента в иной позиции выступают не только как этические принципы, но и как необходимые условия для современной теории и практики обучения в вузе. Будущий учитель должен усваивать не некий монолит готового бесспорного знания, а приобщаться к «драме идей», развивать свое сознание, проигрывая эту драму, становясь активным ее соучастником. Мышление в сотворчестве развивает способность к внутреннему диалогу - основе самосознания и самопознания, способность к проблематизации общения, к лабильности его способов и легкости смены позиций.
Такие изменения несут с собой новый тип организации мотивационной сферы личности. Учитель преобразует широкий спектр мотивов, стимулирующих познание и научную деятельность. Мотивы самоактуализации, сотворчества, самопознания и преобразования творчества формируют общую креативность личности педагога.
Но самое важное новообразование, которое несет учителю новая ситуация общения, - это способность к формированию новой позиции личности в отношении к миру, к психолого-педагогической науке, к самому себе. Он освобождается от авторитарных претензий на единственную точку зрения, открывается всему богатству форм педагогического опыта. Новый тип общения помогает гуманизировать отношения, освоить многообразные типы познания, принципы и способы мышления (синергетика, «иррациональная логика», «детерминирующий хаос»). Именно в возможностях преодоления ригидности мышления посредством сотворчества инновационное обучение дает опору становлению образа и новой позиции.
Позиция продуктивной личности вопреки позиции личности потребительской формируется в атмосфере свободы и независимости открытого общения. Важную роль здесь играет также открытость своего «Я», собственного мира. Педагогическая деятельность организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я». В рамках инновационного обучения создаются условия для самораскрытия, осуществляется право на индивидуальный творческий вклад, личностную инициативу.
Изменение относительной роли инноваций в структуре инновационного обучения, обращенного к будущему, предполагает модификацию
типа отношений между педагогами и учащимися. Эти отношения утрачивают характер принуждения, подчинения власти традиции. Они не могут быть ни чем иным, как отношениями сотрудничества, взаиморегуляции, взаимопомощи равных. В процессе учения преобладающим становится творческое начало, индивидуально-личностное своеобразие подхода к проблеме, к способам ее решения. Главная ценность отношений - сотворчество учителя и ученика. Противоречие между репродуктивными и творческими компонентами учения разрешается посредством их согласования, гармонизации при ведущей, селективной роли творческого компонента.
Субъектное развитие и саморазвитие личности педагога осуществляется в процессе инновационного обучения, важнейшими функциями которого являются проблематизация и конфликтизация действительности, критическое отношение к нормативам, открытость среде и профессиональным новшествам, творчески преобразующее отношение к миру, стремление к самореализации, к воплощению в инновационной деятельности своих намерений. Общей основой инновационной подготовки учителя является творческая педагогическая деятельность, к разновидностям которой относятся систематическое исследование, диалоговая и дискуссионная деятельность, моделирование и прогнозирование педагогических новшеств. Сущностной характеристикой разработки и использования моделей инновационной подготовки является рефлексивная деятельность учителя как в творческом, так и в эмоционально-личностном плане.
Перевод процессуального плана обучения в личностно-ориентированный осуществляется по следующим направлениям:
- ориентация на специальное обучение методике педагогического эксперимента, инновационным технологиям;
- специальная разработка профессионально-игровой деятельности, связанной с организацией творческого процесса;
- формирование культуры общения и инновационного мышления.
Инновационная устремленность ведет за собой творческое самовыражение педагога, не умещающееся в привычных рамках. Чем более близка вершина достижений, которую превосходит учитель-творец, тем большее ко -личество «несоблюдений» нормы он демонстрирует и вовлекает в это «игнорирование» большее количество других учителей.
В инновационной деятельности учителя преобладает потребность в новизне, в риске, в поиске более совершенных способов работы. Акцентиро-ванность на поиске предопределена самовыдвижением потребности, неудовлетворенностью достигнутым. Риск усиливает поисковую направленность при предварительном прогнозе степени неопределенности и опасности зоны поиска. Мотивация креативной личности появляется в большей степени именно в тенденции к риску, основанной на желании достичь и проверить свои предельные возможности, развить творческую индивидуальность.
Рефлексия является основным механизмом осмысления профессиональных успехов и неудач, личностных достижений педагога. При возникновении трудностей и выходе в рефлексивную позицию педагог не только перестраивает свои действия, но и просматривает возможные их изменения. С помощью рефлексии учитель объективирует отдельные собственные
интеллектуальные и эмоциональные операции, состояния и переживания. Превращаясь в механизм самоанализа, рефлексия становится инструментом самоконтроля, дает возможность осознающей себя личности проследить те или иные отношения в собственном субъективном мире. В способе решения профессиональных задач мышление педагога неразрывно связано с осмыслением, переосмыслением, открытием нового для себя, проецированием личностного смысла на реальный педагогический процесс.
В педагогической деятельности способность к рефлексии может выражаться в отражении своего стиля деятельности и его соотношения с деятельностью учащихся, в оценке адекватности выбранной стратегии, коррекции педагогического процесса.
Профессиональная рефлексия включает в себя также готовность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, гибкость в принятии решений, стремление к реализации нововведений и инноваций, постоянную нацеленность на поиск новых, нестандартных путей решения профессиональных задач, способность переосмысливать свой профессиональный и личностный опыт.
Наиболее целостное выражение креативная парадигма профессионального образования получает в разработке и реализации обучающей среды. При этом стратегия реализации творческих технологий состоит в осуществлении различных взаимодействий с факторами обучающей среды, призванных обеспечить как личностный рост, так и формирование психо -логических и педагогических новообразований. Принятие личностью позиции продуктивного взаимодействия с обучающей средой с целью самоактуализации и самореализации является одним из главных аспектов методологии инновационных технологий. Выработка и принятие такой позиции возможны в результате творческого самоопределения, при котором устанавливается степень соответствия личностных предпосылок к профессиональной деятельности, глубины понимания и осмысления содержания педагогических инноваций. На основе этого происходит построение самим учителем субъективно приемлемых моделей обучения и выбор индивидуальных технологий. Достижение у педагогов личностных, предметных и профессиональных смыслов также связано с реализацией творческих способов и приемов.
Личностный смысл студент приобретает лишь на основе своеобразного исследования ситуации, ее связей с потребностями. Личностное исследование ситуации выступает одновременно и как высшее проявление познавательной функции интеллекта, поскольку в момент личностной рефлексии происходит более полное отражение связей и отношений с окружающим миром. Личность полнее реализует себя, если предлагаемое содержание способно поколебать целостность мировосприятия, социальный и профессиональный статус студента, который выступает действующим лицом, соучастником, инициатором процесса своего образования. Творческое обучение не имеет однозначно предписанной методики организации педагогического процесса, не осуществляется одновременно для всех. Подлинно личностное порождается личностью, создается путем субъективирования смысло-творчества. Цели, содержание и методы обучения - косвенные стимулы этого процесса. С другой стороны, то, что было скрытым, выявляется в творче-
ском обучении: борьба мотивов, столкновение смыслов и ценностей как бы выходят вовне и становятся осязаемыми.
Открытость диалогу с другими людьми, допускающая возможность изменения самого себя, позволяет формировать как смысловые структуры личности, так и основы профессиональной творческой позиции.
Профессиональная деятельность педагога сопровождается постоянными изменениями. В этой связи были выделены психолого-педагогические условия, моделирующие деятельность учителя в изменяющихся ситуациях и содержащих различные варианты решения сложных педагогических задач. В ходе экспериментальной работы студенты включались в процесс выполнения творческих заданий, которые стимулировали рассмотрение педагогических явлений в динамике, быструю ориентировку в ситуации, способность находить нестандартные решения. Подбор способов решения характеризовал эффективность и уровень выполнения творческих задач. Понимание и способ реагирования способствовали развитию самосознания учителя, критичности его мышления. Именно поэтому вводились такие учебные ситуации, которые требовали рецензирования, оценки, высказывания личного мнения, зарождения сомнений.
Среди форм и методов развития творческого потенциала учителя диалог занимает особое место. Он строится как система проблемно-конфликтных вопросов, что предполагает намеренное обострение коллизий, продумывание различных вариантов развития сюжетных линий, проектирование способов взаимодействия участников дискуссии и возможных ролей и условий их принятия, гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение участников.
Этой же цели служит и игровое моделирование. Одна из его функций состоит в поиске самостоятельного решения той или иной профессиональной задачи и изменении, коррекции ее решения. В качестве основных способов игрового моделирования педагогической деятельности в условиях подготовки учителя мы использовали микропреподавание, индивидуальное и совместное решение задач, анализ педагогических ситуаций, профессиональные и деловые игры, социально-психологический тренинг. В систему игрового моделирования были включены игры детей: ролевые, дидактические, языковые, игры-драматизации. Особое место занимают профессиональные ролевые и деловые игры: приемы и упражнения на игровое поведение и взаимодействие, психотехнические игры, интервью, психодрама, дидактический спектакль, педагогические этюды. Игровое моделирование включало различные формы творческого поиска: «мозговой штурм», дискуссии, методы синектики. В ходе игрового моделирования происходило разрешение проблемно-конфликтной ситуации, ее переживание не подавлялось, не игнорировалось, а наоборот, обострялось, поскольку педагогу приходилось искать решение вопреки его очевидной возможности. В силу этого стремление решить проблему выражается в осмыслении ситуации как жизненно важной, от которой зависит личностная самооценка как способного или неспособного к творческой деятельности.
Потребность в переосмыслении появляется при столкновении с проблемно-конфликтной ситуацией, когда прежний опыт в качественно изме-
нившихся условиях не способен обеспечить положительных результатов в профессиональной области. Данную ситуацию можно охарактеризовать как творческий кризис, в котором заключаются и положительные, и отрицательные моменты. Положительное состоит в том, что состояние кризиса способствует поиску нового, однако, если достичь этого не удается, дальнейшее развитие ситуации может привести к саморазрушению. В результате создания особой творческой среды происходит не только обмен информацией, опытом по данной проблеме, но также, благодаря созданию особой атмосферы сотворчества, удается объективировать новый смысл, ко -торый в дальнейшем будет положен в основу педагогической деятельности.
Обобщая условия творческой личности педагога, следует подчеркнуть необходимость организации обучения как исследовательской деятельности в контексте значимой проблемной ситуации, выбора вариантов решений, рефлексии способов и личностного смысла, осознания себя как творческой индивидуальности.
В этом контексте со всей очевидностью открываются перспективы построения персонифицированных программ, перехода на гибкие модели организации образовательного процесса в высшей педагогической школе.
Литература
1. Куликов, С. Б. Инновационная направленность современного образования как проблема философии науки / С. Б. Куликов // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 1. - С. 62-69.
УДК 37.0+371
Б. Е. Фишман
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Известно, что в типичном процессе развития педагога обычно выделяют три основных этапа:
- закладывание фундамента педагогической культуры (общепедагогическая подготовка учителя в вузе);
- формирование педагогической культуры (первые 3-5 лет самостоятельной педагогической деятельности);
- совершенствование педагогической культуры (дальнейшая педагогическая деятельность).
При благоприятном стечении обстоятельств педагог проходит в своем развитии все эти этапы, результатами которых являются адаптация, индивидуализация и интеграция. Каждый из этапов характеризуется и определяется ведущим типом противоречия, которое выступает в роли предпосылки соответствующего этапа развития и снимается (или смягчается, отходит на второй план) по завершении этапа [1, 8 и др.].
Если говорить о профессиональной деятельности педагогов, то:
а) закладывание фундамента педагогической культуры (этап адаптации) характеризуется противоречием между системой индивидуальных