Научная статья на тему 'Готовность к социальному содействию у студентов-практикантов Центра социальной помощи семье и детям Калининградской области'

Готовность к социальному содействию у студентов-практикантов Центра социальной помощи семье и детям Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОМ СОДЕЙСТВИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левинская Наталья Болеславовна, Торопов Павел Борисович

В статье рассмотрены результаты исследования готовности студентов, будущих психологов и социальных работников, к социальному содействию. Описан профиль компетентности в социальном содействии в связи с реализаций ряда специальных курсов в ходе подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность к социальному содействию у студентов-практикантов Центра социальной помощи семье и детям Калининградской области»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Поэтому наш университет принимает меры, всячески способствует улучшению физического состояния студентов. А именно студентам бесплатно предоставляются посещение различных секций: бассейна, аэробики, кроссфита, пауэрлифтинга, волейбола, баскетбола, футбола, мини-футбола, самбо, тхэквондо, сумо, бокс, тренажерного зала.

Также есть абонементы с 50% скидкой для студентов (сауна, бассейн, тренажерный зал, групповые занятия).

Но студенты пренебрегают данными предложениями, что и приводит резкому сокращению посещения студентами пар физической культуры.

В ходе нашего исследования можно сделать несколько выводов.

Выводы исследования: 1)изучен материал по данной теме и проведено исследование посещения студентов пар физической культуры в СГЭУ за 2015-2016 период; 2)изучена и проанализирована роль физической культуры и правильного образа жизни; 3)изложена важность ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию и самовоспитанию и предложены практические рекомендации.Учитывая все выше сказанное, мы сделали вывод о том, что здоровый образ жизни может быть обеспечен в большей степени занятиями физической культурой, а также соблюдением правильного питания. Но не стоит забывать о том, что никто кроме нас самих нам не поможет преобразить и улучшить себя как в плане здоровья, так и красоты. Поэтому предложим несколько практических рекомендаций.

Практические рекомендации:

1)Соблюдать режим сна (спать не меньше 8 часов); 2)Питаться по режиму (есть 5 раз в день небольшими порциями, в одно и то же время); 3)Соблюдать водный режим (выпивать 2 литра воды в день, для предотвращения обезвоживания организма); 4)Регулярные физические упражнения (обязательно делать зарядку каждый день); 5)Регулярно гулять на свежем воздухе. Если соблюдать все необходимые рекомендации, то о проблемах со здоровьем можно будет забыть. Список использованной литературы:

1.В.И.Ильинич // Физ. культура студентов. - М., 2015. - 340 с.

2.Климова В. И. Человек и его здоровье. - 2-е изд., перераб. И доп., - М.: Знание, 1990. - 224с.

3.Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001 - 448 с.

4.Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. - М.: Высш. школа, 1983, 391с.

© Курочкина Н Е., Мокшина И.А., 2016

УДК: 37.01 и 364.01

Левинская Наталья Болеславовна

директор ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям», Калининград, РФ

e-mail: kcspsd@mail.ru Торопов Павел Борисович к.п.н., доцент кафедры психологии и социальной работы БФУ им. И. Канта, Калининград, РФ e-mail:: ptoropov@kantiana.ru

ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ СОДЕЙСТВИЮ У СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Аннотация

В статье рассмотрены результаты исследования готовности студентов, будущих психологов и социальных работников, к социальному содействию. Описан профиль компетентности в социальном содействии в связи с реализаций ряда специальных курсов в ходе подготовки специалистов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Ключевые слова

Подготовка кадров в высшей школе, практика, социальная помощь, компетентность в социальном содействии.

Ситуация. Подготовка специалистов для учреждений социальной обслуживания должна строиться на основании основополагающих документов - государственных стандартов. В Стандартах социального обслуживания обращается большое внимание на некоторые основополагающие цели-ценности обслуживания - формирование социальных ценностей, адаптация к изменяющимся условиям, взаимоподдержка и взаимопомощь отдельных личностей и социальных групп : «4.4.7 Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, ... в ..., привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.»[1]. А так же «6.4.4. Содействовать активизации потенциала собственных возможностей отдельных граждан, семей или социальных групп людей, расширению масштабов самопомощи и взаимопомощи, способствовать улучшению взаимоотношений между отдельными людьми» [2]

Можно предположить, что необходимо более точно сформулировать те ценности, на которые будет опираться процесс социального обслуживания и реабилитации, которые могут сплотить группу и направить ее на взаимоподдержку и решение индивидуальных и групповых проблем.

Такой ценностью может быть социальное содействие - инициативная, совместная, осознаваемая как ценность, систематическая, результативная активность, направленная на глобальные общественные интересы [3]. Социальное содействие лишено излишней политизации и более направлено на взаимодействие в решении социальных проблем на различных уровнях - от семьи до государства. Вполне естественно можно предположить, что студенты, проходящие практику в ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» должны разделять ценности социального содействия, быть компетентны в этом виде просоциальной активности и быть готовы помочь клиентам Центра в организации этого процесса.

Цель и задачи. Целью исследования было выявление готовности к социальному содействию студентов, проходящих практику.

Задачами, соответственно: исследование уровня и особенностей компетентности в социальном содействии, выявление различий в компетентности у двух групп практикантов и рассмотрение результативности практики студентов в зависимости от уровня готовности.

Методика. Опросник «КСС-100», разработанный нами более 5 лет назад и апробированный в ряде исследований [4], направлен на изучение компетенции в социальном содействии отдельной личности через систему параметров.

Для оценки результативности практики использовалась простая шкальная методика, оценивающая результативность практиканта по 5 показателям: общая активность и заинтересованность, контактность, направленность на сотрудничество (содействие), ответственность и готовность к социальному содействию в решении проблем клиентов и их семей.

Особенности проведения и выборка. Исследования были проведены в 2014-2015 гг. среди студентов 3 и 4 курсов специальности «Психология», «Социальная работа» и «Клиническая психология» Института социально-гуманитарных технологий и коммуникации Балтийского федерального университета им. И. Канта во время практики на базе Центра и его подразделений в г. Калининграде и калининградской области.

Выборка составили 27 человек, что почти полностью охватывало группу студентов, проходивших практику в указанных учреждениях. Исследование проходило индивидуально с помощью электронного варианта методики, расположенного по адресу http://socpsychology.ru/soc_coop/test.php.

Выборка была разделена на два сегмента. В основе разделения лежал признак участия в занятиях и семинарах, проводимых на базе БФУ им. И. Канта доцентом Тороповым П.Б. В ходе занятий студентам объяснялось содержание феномена социального содействия, факторы, влияющие на него и социальная значимость содействия для решения глобальных актуальных социальных проблем. В ходе исследования составлялся индивидуальный профиль каждого респондента, а данные накапливались и усреднялись. По

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

результатам формировался профиль группы.

Результаты исследования и их интерпретация. Общий показатель компетентности в социальном содействии у студентов достаточно высок (около 150 баллов) и описывается как продвинутый и устойчивый, что соответствует требованиям и духу Стандарта специальностей и целям подготовки бакалавров и специалистов. Однако существуют различия между группами, связанные с участием в работе семинаров (прошедших специальную подготовку). Визуальные различия обобщенных профилей представлены на рисунке 1. Использование Q-критерия Розенбаума подтвердило наличие достоверных различий в двух сегментах выборки.

Групповые гфофили студентов прошедших подготовку (1) и не имеющей таковой

Уровень Показатели по шкалам КСС

Очень высокий, акцеттузди^ ванный до : зо- 1S зо+ 1S 30 1S от -1; 30 21 зо 1S

Высокий, направленный 30 - 14

(1) 4L

Продвинутый, УСТОЙЧИВЫЙ ч/ л,

Оптимальный, неустойчивый s от-И ч_

N

Низкий, ситуативный ч_ до -6 30 -6 30 -6 30 -6 30 -7 до -4 до -9

Очень низкий

Шкапа и се номер цщ о) о< z z. : О} Мотивация Особенности целей Соответствие целей Опыт и его оценка s В е и S о О Уверенность в своих силах в: В я О 4J.00H Взаимное доверие Социальная ответственность Уровень амбициозности Уровня готовности Уровень реши мо ста Направленности на партнерство

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15

Рисунок 1 - Групповые обобщенные профили.

При этом наиболее значимы различия в социетизме, социальной ответственности, уровне решимости, направленности на партнерство и, что естественно, в опыте социального содействия. Мы считаем, что это результат участия в семинарах, проводимых в БФУ им. И. Канта.

Наименее выражены отличия по таким показателям как осведомленность о социальных проблемах, эмпатия и субъективно оцениваемый уровень готовности к социальному содействию. На наш взгляд это один из результатов обучения в общеобразовательной школе. С одной стороны респонденты знают о социальных проблемах, но уровень их активности не высок, хотя они достаточно высоко оценивают свои возможности. Высокий показатель по уровню эмпатии объясняется их профессиональным выбором - все они являются студентами Института социально-гуманитарных технологий и коммуникации и имеют профессиональную связь с психологией и общением.

Применение шкальной методики, оценивающей результативность практиканта экспертами -руководителями практики от Центра, показало, что средний показатель по всем пяти шкалам у студентов с высокими показателями по «КСС-100» значительно выше. То есть они более результативно проходят практику и взаимодействуют с персоналом. При этом было отмечено, что практиканты, участники семинаров, особенно отличаются по направленности на сотрудничество (содействие), ответственности и готовности к социальному содействию в решении проблем клиентов и их семей.

С 1 января 2015 года, в связи со вступлением в силу Федерального закона № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», меняется не только содержание, но и некоторые основы социального обслуживания населения России. Мы уверены, что социальное содействие может быть одной и социально значимых ценностей, на основе которых может строиться эффективное социальное обслуживание граждан и семей в трудной жизненной ситуации.

Список использованной литературы: 1. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

2003. Постановление Госстандарта России от 24.11.2003 г. № 326-ст «О принятии и введении в действие национального стандарта».

2. Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52883-2007. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 561-ст "Об утверждении национального стандарта".

3. Торопов П.Б. Особенности динамики формирования компетентности в социальном содействии // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки № 1 (35) (2016) С. 49-55.

4. Левинская Н.Б., Торопов П.Б. Готовность специалистов учреждения социального обслуживания к управлению социальным содействием клиентов. // Вестник федерального балтийского университета им. И. Канта. 2015. Выпуск № 11. С. 79—84.

© Левинска Н.Б., Торопов П.Б., 2016

УДК 378.147

Леткина Наталия Владимировна

канд.филос.наук, доцент МГУ им.Н.П. Огарёва,

г. Саранск, РФ e-mail: letkinanv@mail.ru

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМОЙ УРОВНЕЙ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Аннотация

В статье рассматривается понятие «общеевропейские компетенции владения иностранным языком» и способы его реализации в неязыковом вузе. Целью данной работы является привлечение внимания к проблемам многоуровневого иноязычного образования в условиях неязыкового вуза.

Ключевые слова

Общеевропейская система уровней (компетенций) владения иностранным языком, неязыковой вуз,

цели обучения, самостоятельная работа.

Интеграция России в мировое экономическое, образовательное и информационное сообщество увеличивает потребность общества в высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранным языком (ИЯ). Определить степень владения ИЯ помогает общеевропейская система уровней (компетенций) владения иностранным языком (CEFR)1, представленная Советом Европы в 2001 году.

В настоящее время, в соответствии со стандартами ФГОС ВО 3+ основной целью освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» в ВУЗе является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым (достаточным) уровнем коммуникативной и лингвистической компетенции для решения социально-коммуникативных задач в бытовой, культурной, профессиональной и научной сферах деятельности, а также для дальнейшего самообразования.

1 Common European Framework of Reference — CEFR (англ.) — система уровней владения иностранным языком, используемая в Европе. В данной статье понятие переводится как общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Однако в профессиональном сообществе существуют несколько вариантов перевода этого понятия: общеевропейская шкала уровней владения иностранным языком; европейская система уровней владения иностранным языком; европейская система языковой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.