ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
МОТИВАЦИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ
Готовность к самообразованию в физкультурно-спортивной среде
БУТыч
Наталья Сергеевна,
кандидат педагогических наук, преподаватель ЗападноСибирского государственного колледжа, Тюмень
шатохин
Александр Георгиевич,
руководитель спортивного клуба «Запсибколледж», Тюмень
Согласно исследованиям И. В. Ма-нжелей, именно физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения через создание в ней условий и предоставления спектра возможностей будет способствовать формированию физической культуры студентов и готовности к непрерывному самообразованию, в том числе физкультурному [2].
В этой связи представляется интересным исследование процесса формирования готовности студентов к самообразованию в физкультурно-спортивной среде профессиональной образовательной организации. (Исследование проводилось на базе Западно-Сибирского государственного
Важным направлением развития системы профессионального образования рассматривается создание условий для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни.
- содержательно-технологические — наличие электронного пособия и порт-фолио, методических рекомендаций по физкультурному самообразованию с учетом физкультурно-спортивных интересов, способностей и профиля будущей специальности, организация внеучебной работы (участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, занятий в секциях, клубах и др.);
- социально-коммуникативные (сформированные физкультурно-спортивные ценности, идеалы и традиции образовательного учреждения, благоприятные взаимоотношения в коллективе среди студентов и педагогов, взаимодействие спортивного коллектива с образовательным сообществом).
Проведенная работа позволила разработать модель формирования у сту-
колледжа (Тюмень) в течение пяти лет (2008-13 гг.) с привлечением студентов дневного отделения 1-111 курсов — всего 2547 человек (1469 девушек и 1078 юношей) [1].
В ходе работы были определены группы условий, способствующие формированию у студентов готовности к самообразованию в физкультурно-спортивной среде (ФСС) профессиональной образовательной организации:
- пространственно-предметные — компьютерный класс, локальная и глобальная сеть Интернет, двигательные рекреации и спортсооружения, музей спортивной славы, спортивное оборудование и инвентарь и др.;
Рис. 1. Динамика показателей индексов физкультурно-спортивной грамотности студентов (в%)
Рис. 2. Динамика показателей индексов физической подготовленности студентов (в%)
МОТИВАЦИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
дентов готовности к самообразованию в физкультурно-спортивной среде профессиональной образовательной организации, ориентированную на непрерывное физкультурное саморазвитие через: а) совершенствование и дифференциацию содержания и форм организации и контроля самостоятельной работы; б) обеспечение среды электронными ресурсами: в) культивирование в ней физкультурно-спортив-ных ценностей и традиций, символов и идеалов.
В соответствии с целевыми установками было создано электронное учебное пособие (для актуализации познавательной активности студентов) и электронное портфолио (как индивидуальная накопительная система учебных достижений студента) для опосредованного взаимодействия с педагогом, стимулирования рефлексии у молодых людей на основе вербализации и визуализации учебного материала.
Результаты изучения иерархии ценностных ориентаций студентов (по методике Е. Б. Фанталовой) и сравнительный анализ расхождения между значимыми и доступными ценностями показали значительный прирост к 2012/13 учебному году у студентов значимости и доступности ценностей «здоровье» и «познание нового, не известного ранее». Эти изменения произошли, на наш взгляд, вследствие внедрения дополнительно к электронному учебному пособию портфолио, ориентированного на актуализацию личностных смыслов добровольной ФСД.
Результаты изучения физкультур-но-спортивной грамотности (рис. 1) свидетельствуют о том, что у студентов за период 2008-13 гг. произошел значительный прирост в уровне владения
физкультурно-спортивными знаниями, за исключением юношей в 200910 гг. Положительные изменения физ-культурно-спортивной грамотности у студентов мы связываем с насыщением ФСС ссуза информационными ресурсами и организацией консультаций педагога. К тому же сформиро-ванность умений самостоятельно работать с информацией положительно отобразилась на общей успеваемости по учебным дисциплинам и усилении познавательной активности студентов.
К концу исследуемого периода (2008-13 гг.) у студентов отмечено улучшение всех показателей физической подготовленности (рис. 2). Причем наибольшие приросты выявлены у девушек в силовой выносливости, а у юношей — в общей выносливости и гибкости. Данный прирост, на наш взгляд, является следствием включенности студентов в физкультурное самообразование за счет усиления физкультурно-спортивной активности и участия в спортивно-массовой жизни образовательного учреждения (с 20% до 60,2% — у юношей и с 11,8% до 55,6 % — у девушек).
В целом за исследуемый период отмечена положительная динамика посещаемости учебных занятий студентами по физической культуре, что, в свою очередь, обусловлено тем, что самостоятельная работа студентов была организована в соответствии с их физкультурно-спортивными интересами и выходила за рамки учебной работы (посещение секций и клубов, выступление в спартакиадах, конкурсах, фестивалях), а не сводилась лишь к элементарным домашним заданиям.
За исследуемый период увеличив а-ется количество спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных ме-
роприятий и количество спортивных секций, что, соответственно, способствовало увеличению видов спорта, культивирующихся в колледже (рис. 3).
На основании результатов данного мониторинга за период 2008-13 гг. была выявлена положительная динамика количества студентов колледжа, регулярно занимающихся физической культурой и спортом (рис. 4).
Изучив опыт работы спортивного клуба «Запсибколледж», мы наблюдаем положительную динамику не только в количественном, но и в качественном (увеличение количества функционирующих спортивных секций, количество присвоенных спортивных разрядов, результативность выступления на со-ревнованияхразличного уровня)отно-шении.
Таким образом, в ходе исследования доказана эффективность формирования у студентов готовности к самообразованию в физкультурно-спортивной среде профессиональной образовательной организации за счет повышения значимости и доступности ценностей «здоровье» и «познание нового, не известного ранее», увеличения физкультурно-спортивной активности во внеурочное время, повышения физкультурной грамотности и позитивной динамики психофизического состояния студентов.
Литература
Манжелей И. В. Конструктивное взаимодействие в физкультурном образовании // Теория и практика физической культуры. 2004. № 12. С. 24-30.
Бутыч Н. С. Формирование у студентов готовности к самообразованию в физкультурно-спортивной среде учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2012. 26 с.
560
540
520
500
460
460
440
420
545
545
4йй
467
1 I
И
2008-09 гг 2009-10 гг 2010-11 гг 2011-12 гг 2012-13 гг
Рис. 3. Количество видов спорта, культивирующихся в колледже за период 2008-13 гг.
Рис. 4. Количество студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом за период 2008-13 гг.