Научная статья на тему 'Готовность к обучению в школе в контексте ценностных установок участников образовательного процесса'

Готовность к обучению в школе в контексте ценностных установок участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенко В.А.

Исследование проблем подготовки детей к обучению в школе показало, что родители нацелены прежде всего на их раннее интеллектуальное развитие. Развитие самостоятельности ребенка, потребности самостоятельно осваивать новое не осознается родителями в качестве первоочередной задачи подготовки к школе. Причины этого: психологопедагогическая некомпетентность, дистанцированность родителей от детей; реальные ожидания будущего педагога. В статье обосновывается необходимость разработки программ формирования непротиворечивой, гармоничной детско-взрослой общности как необходимого условия реализации Федеральных государственных требований и Федерального государственного стандарта начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романенко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness for school study in the context of value attitudes of the participants of the educational process

The investigation of the problems of preparing children for school study has revealed that the parents aim at early intellectual development of their children. Development of self-consistency of the child and the need to master something new on one’s own is not recognized by the parents as a priority in preparing for school. The causes are psycho-educational incompetence, remoteness of the parents from the children and the actual expectations of the future teacher. The paper discusses the need for the development of programs for creating a commonality of children and adults as a prerequisite condition for implementing the Federal State Requirements and the Federal State Standard of Primary Education.

Текст научной работы на тему «Готовность к обучению в школе в контексте ценностных установок участников образовательного процесса»

Романенко В. А. заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования

КГИМО Калуга, Россия

Готовность к обучению в школе в контексте ценностных установок участников

образовательного процесса

Аннотация: Исследование проблем подготовки ребенка к обучению в школе показало, что родители пока нацелены прежде всего на раннее интеллектуальное развитие, самостоятельность, потребность самостоятельно осваивать новое не осознается родителем в качестве первоочередной задачи подготовки к школе. Причины: психолого-педагогическая некомпетентность, дистанцированность родителей от детей; реальные ожидания будущего педагога. Обосновывается необходимость разработки программ формирования непротиворечивой, гармоничной детско-взрослой общности как необходимого условия реализации ФГТ и ФГОС НОО.

Ключевые слова: ФГТ, ФГОС НОО, готовность к обучению в школе, участники образовательного процесса, ценностные установки, саморегуляция, психолого-педагогическая компетентность

Принятие ФГТ и ФГОС НОО - это, по сути, заявка на превращение образования в «генетическую матрицу» воспроизводства общества, пространство личностного развития каждого человека [1]. Вместе с тем, сегодня есть основания говорить о том, что реализация ФГТ и ФГОС НОО сталкивается с определенным сопротивлением в нашем обществе, с неготовностью некоторых участников образовательного процесса отказаться от старых и принять новые ценностные установки. Это, в частности, наглядно отражается в такой сфере, как подготовка ребенка к обучению в школе.

В феврале-марте 2012 года в г.Калуге нами совместно с Антоновой Д.А. [2] было проведено исследование представлений родителей о готовности ребенка к обучению в школе, которое показало существование явного противоречия между декларируемыми требованиями к портрету выпускника [3], ориентирами, задаваемыми ФГОС НОО [4] и реальным поведением участников образовательного процесса. Исследование проводилось методом опроса. В опросе приняли участие 81 родитель, имеющий ребенка, поступающего в школу в 2012 году.

Назовем факты. В Калуге практически все будущие первоклассники охвачены предшкольной подготовкой. Если ребенок не посещает ДОУ, то посещает группы предшкольной подготовки при школах. Кроме того, постоянно растет число центров дополнительного дошкольного образования и частно практикующих педагогов, предоставляющих услуги предшкольной подготовки.

По результатам опроса, 85% родителей считают, что для успешной подготовки к школе занятия в детском саду должны быть дополнены занятиями на специализированных курсах; 76% родителей ответили, что их дети посещают специализированные занятия по подготовке к школе (подготовительные курсы, индивидуальное репетиторство); 13% собирались посещать такие занятия и только 10% ответили «нет и не планируем».

Практически все дети из выборки посещают дополнительные занятия два и более раз в неделю и всегда вечером. Какие перегрузки при этом возникают у ребенка? Ответ на этот вопрос должен быть дан в исследованиях, которые пока никто не проводил.

Родителей просили проранжировать по значимости умения, которыми должен обладать будущий первоклассник (1 ранг - самое важное, 12 - наименее важное). В качестве умений предлагались: узнавать большинство букв, читать слова, писать буквы, писать слова, узнавать цифры от 1-го до 9-и, считать от 1 до 10-и и обратно, выполнять арифметические действия в пределах 10, работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию, общаться со сверстниками, связно рассказывать, добиваться результата.

По мнению родителей, будущий первоклассник должен прежде всего уметь слушать взрослого и выполнять его инструкции (средний ранг - 2,85); далее следует «связно рассказывать» (средний ранг - 4,7), «общаться со сверстниками» (средний ранг -5), «узнавать большинство букв» (средний ранг -5). Обращает на себя внимание то, что наименее значимыми, по мнению родителей, для будущего первоклассника являются такие умения, как «работать по образцу» (средний ранг - 8,07), «писать слово» (средний ранг - 7,69), «добиваться результата» (средний ранг - 7,59).

Родителям задавался вопрос «С какими трудностями может столкнуться ребенок при обучении в школе?» Почти половина родителей прогнозируют проблемы саморегуляции (аккуратность, усидчивость, невнимательность). Вместе с тем, по ответам родителей, 78% детей и на специализированных занятиях и на занятиях с родителями в первую очередь обучаются счету, чтению, грамоте и письму.

Таким образом, картина складывается противоречивая. Чем это можно объяснить и как с этим быть? Во-первых, логично предположить недостаток психологической компетентности родителей будущих первоклассников, что проявляется и в неверном понимании значения таких умений, как «работать по образцу» и «добиваться результата» и в том, что прогнозируя у собственного ребенка проблемы саморегуляции, сами в первую очередь занимаются дрессурой, натаскиванием на те знания, умения и навыки, которые ему все равно будут проподавать в школе, только более квалифицированно [5].

Во-вторых, не уделяют должного внимания развитию саморегуляции ребенка, т.к. не знают как это делать. Вопрос о развитии саморегуляции ребенка в наши дни не такой банальный, как может показаться на первый взгляд. Е.В. Субботский в книге «Ребенок открывает мир» (1991) приводит пример наблюдений русского путешественника Миклухо-Маклая за папуасами Новой Гвинеи: «Маленький мальчуган лет четырех пресерьезно разводил огонь, носил дрова, мыл посуду, помогал отцу чистить плоды...» [6]. Можно с уверенностью предположить, что у родителей в то время не было проблем с формированием саморегуляции ребенка. В современной ситуации ребенок чаще всего имеет весьма ограниченный опыт самостоятельной трудовой деятельности, где он сам ставит цель, сам достигает общественно значимого результата, сам корректирует полученное в соответствии с задуманным. Объяснений этому может быть несколько: предметно-орудийный мир усложнился, многое в быту механизировано, автоматизировано... По представлениям современных родителей саморегуляция появится как-то сама собой. А если ребенок в будущем пропускает буквы, не дописывает слова и вообще не особенно успевает в школе, то можно нанять репетитора. Как отражение названных тенденций - рост спроса на услуги репетитора для младших школьников.

В-третьих, явно прослеживается недоверие к качеству подготовки в ДОУ, поэтому ребенка ведут в центры развития или к частно практикующему педагогу. Примечательно, что большинство родителей уверены, что качество образовательных программ частных образовательных центров контролируется государством. При этом большинство родителей не проявляют интереса к содержанию образовательных программ ДОУ. Последнее подтверждает такие негативные тенденции, как снижение родительской мотивации, нарастающая психологическая отчужденность взрослых от мира детства [7]. Одной из причин здесь может быть также неумение педагогов ДОУ находить соответствующие методы и формы вовлечения родителей в активное участие в образовательном процессе.

В-четвертых, родители зачастую действуют в соответствии с реальными ожиданиями будущего педагога, который в свою очередь часто лишь декларативно ориентирован на ФГОС НОО. Причин здесь тоже несколько. Большинство педагогов в начальной школе имеют почтенный возраст и соответствующий стаж, соответственно, было бы иллюзией ожидать легкий отказ от интеллектуально центрированный установок и последовательную работу по-новому. К тому же методы диагностики сформированности метапредметных компетенций и личностных качеств пока находятся в разработке. Вместе с тем современная школа внедряет систему дифференцированной мотивации (прежде всего систему оплаты труда) педагогов, в основе которой закладывается результативность их деятельности. В качестве основного результата пока выступают предметные умения учащихся.

Все вышеизложенное, во-первых, в определенной мере объясняет, почему современный школьник стал менее энергичным, почему нарастает дефицит произвольности, возрастает эмоциональный дискомфорт и т.д. [7]. Во-вторых, свидетельствует о том, что реализация ФГТ и ФГОС НОО столкнулась с определенным сопротивлением со стороны участников образовательного процесса. Очевидной является необходимость специальной, целенаправленной работы психологов и педагогов с родителями по изменению ценностных установок и содержания их детско-родительских отношений. Профподготовка, повышение квалификации педагогов также должны уделять больше внимания тому, как в рамках урочной и внеурочной деятельности развивать метапредметные, личностные компетенции младшего школьника. Роль психологических служб тоже должна измениться; их задачами должны быть не только и не столько диагностика сформированности соответствующих компетенций, сколько информационно-методическая помощь и педагогам, и родителям по их формированию.

Литература

1. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. С.15

2. Антонова Д.А. Психологический анализ представлений родителей о готовности ребенка к обучению в школе / Дипломная работа, КГУ им.К.Э. Циолковского, факультет психологии, 2012г., с35-40

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655), base.garant.ru, 21.10.2012

4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. -М.: Просвещение, 2001г.

5. Гуткина Н.И. До школы ребенок должен играть. Издательство «Просвещение» 19 октября 2012 www.prosv.ru, 30.10.2012

6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. Кн. для воспитателя дет.сада. - М: Просвещение, 1991. С.168

7. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Доклад на выездном заседании Президиума РАО в Н.Новгороде 19-20 апреля 2010г. Воронеж, Москва: МПСИ, МодЭк, 2010. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.