Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ'

ГОТОВНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфалова Любовь Владимировна

В статье раскрывается вопрос готовности иностранных студентов к профессиональному общению в российском вузе. Рассматриваются различные виды взаимосвязанных аспектов, способствующих успешному процессу обучения студентов-иностранцев и приобретению ими достаточного набора знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления процесса профессионального общения. Обсуждается роль русского языка в предвузовской подготовке, являющейся первой ступенью профессионального образования, закладывающей фундамент успешной подготовки иностранных студентов к изучению основной профессии. Анализируется ситуация недостаточной теоретической и практической разработанности путей совершенствования научно-методической деятельности преподавательских кадров, призванных обеспечить эффективность подготовки иностранных обучающихся в условиях динамично развивающегося педагогического процесса. Успешная подготовка каждого иностранного обучающегося в стенах российских вузов будет способствовать формированию позитивного представления о российской системе образования, народе и государстве. Изучение готовности к профессиональному общению именно у иностранных студентов подразумевает исследование дополнительных вопросов, связанных с поликультурной средой, межкультурной коммуникацией и иноязычной культурой общения и поведения. Анализируются существенные изменения на уровне интеграции с зарубежными вузами и понимание необходимости самого процесса интеграции, как эффективного механизма повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анфалова Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF FOREIGN STUDENTS FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION

The article analyzed the question of foreign students’ readiness for professional communication at the Russian university. The article presents various types of interrelated aspects that contribute to the successful learning process and acquisition of knowledge, skills and abilities necessary for professional communication of foreign students. One more purpose of the article is to discuss the role of Russian language in the pre-university training, which is the first stage of professional education, forming the foundation for the successful preparation of foreign students to study the main profession. The author analyzes the situation of insufficient theoretical and practical elaboration of ways to improve the scientific and methodological activities of teaching staff, designed to ensure the effectiveness of training foreign students in a dynamically developing pedagogical process. The successful process of foreign students’ preparation at any Russian university will form the positive image of the Russian education system, also people and state. Having researched and analyzed the key points specified in this problem the author has concluded that the study of readiness for professional communication in particular among foreign students implies the additional researches related to the multicultural environment, intercultural communication and foreign language culture and behavior.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ»

Статья поступила в редакцию 03.11.2020

УДК 378.4

ГОТОВНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

ОБЩЕНИЮ

Любовь Владимировна Анфалова, начальник международного отдела, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

В статье раскрывается вопрос готовности иностранных студентов к профессиональному общению в российском вузе. Рассматриваются различные виды взаимосвязанных аспектов, способствующих успешному процессу обучения студентов-иностранцев и приобретению ими достаточного набора знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления процесса профессионального общения. Обсуждается роль русского языка в предвузовской подготовке, являющейся первой ступенью профессионального образования, закладывающей фундамент успешной подготовки иностранных студентов к изучению основной профессии. Анализируется ситуация недостаточной теоретической и практической разработанности путей совершенствования научно-методической деятельности преподавательских кадров, призванных обеспечить эффективность подготовки иностранных обучающихся в условиях динамично развивающегося педагогического процесса. Успешная подготовка каждого иностранного обучающегося в стенах российских вузов будет способствовать формированию позитивного представления о российской системе образования, народе и государстве. Изучение готовности к профессиональному общению именно у иностранных студентов подразумевает исследование дополнительных вопросов, связанных с поликультурной средой, межкультурной коммуникацией и иноязычной культурой общения и поведения. Анализируются существенные изменения на уровне интеграции с зарубежными вузами и понимание необходимости самого процесса интеграции, как эффективного механизма повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг.

Ключевые слова: готовность, иностранные студенты, профессиональное общение, готовность к профессиональному общению, иноязычная культура общения, поликультурная среда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p24-28

READINESS OF FOREIGN STUDENTS FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION

Lyubov Vladimirovna Anfalova, the head of the international department, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The article analyzed the question of foreign students' readiness for professional communication at the Russian university. The article presents various types of interrelated aspects that contribute to the successful learning process and acquisition of knowledge, skills and abilities necessary for professional communication of foreign students. One more purpose of the article is to discuss the role of Russian language in the pre-university training, which is the first stage of professional education, forming the foundation for the successful preparation of foreign students to study the main profession. The author analyzes the situation of insufficient theoretical and practical elaboration of ways to improve the scientific and methodological activities of teaching staff, designed to ensure the effectiveness of training foreign students in a dynamically developing pedagogical process. The successful process of foreign students' preparation at any Russian university will form the positive image of the Russian education system, also people and state. Having researched and analyzed the key points specified in this problem the author has concluded that the study of readiness for professional communication in particular among foreign students implies the additional researches related to the multicultural environment, intercultural communication and foreign language culture and behavior.

Keywords: readiness, foreign students, professional communication, readiness for professional communication, foreign language culture of communication, multicultural environment.

ВВЕДЕНИЕ

Расширение международной сферы профессионального взаимодействия в области образования и науки, а также, присоединение России к процессу создания общеевропейского образовательного пространства привело к быстрому развитию интеграционных процессов, способствующих обеспечению инновационного развития нашей страны. Российская Федерация сегодня занимает достойное место на мировой образовательной арене, а обучение иностранных граждан является важной составляющей частью комплекса экспорта образовательных услуг.

Согласно последним данным, приведённым в документах Министерства науки и высшего образования, численность иностранных студентов в российских вузах с 2010 учебного года по 2019 учебный год увеличилась с 153 тыс. человек до 297,9 тыс. Такие показатели говорят о повышении имиджа российского образования за рубежом.

Повышение конкурентоспособности российских вузов в сфере международных образовательных услуг диктует потребность в создании соответствующих условий в высших образовательных учреждениях для полноценного развития личности иностранного студента, как профессионала.

Иностранные студенты, попадая в новые условия, нуждаются в специальной психологической, социальной и педагогической поддержке. К тому же, процесс обучения и профессиональная подготовка в российских вузах имеет существенные отличия от системы образования других стран.

Формирование готовности к профессиональному общению иностранного специалиста является одной из актуальных проблем российской высшей школы. Для иностранных выпускников готовность к профессиональному общению оказывает серьёзное влияние на эффективность результатов их дальнейшей профессиональной деятельности. Данную проблему исследует в настоящее время целый ряд наук: философия, социология, социальная психология, социолингвистика, педагогика, общая психология, педагогическая психология и другие.

Цель исследования. Основной целью исследования является изучение процесса формирования готовности иностранных студентов к профессиональному общению, которое становится особенно актуальным сегодня, в поликультурном образовательном пространстве вуза, а также в связи с явно выраженной тенденцией российского образования к интернационализации и интеграции. Процесс овладения профессиональной подготовкой иностранными студентами во многом зависит от верного представления о стране пребывания, менталитете, культурных особенностях, специфике коммуникативного поведения, уровня сформированности межкультурной компетентности. Иностранным студентам в российских вузах необходим качественно организованный период адаптации к новым условиям и требованиям.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методами исследования являются изучение и анализ научной литературы, методических материалов и учебных пособий по проблеме готовности иностранных студентов к профессиональному общению. Концептуальную основу составили: механизмы развития профессиональных способностей, закономерности перехода от общих способностей к специальным; положения государственной политики РФ в области международного сотрудничества, применительно к сфере образовательного сотрудничества; адаптация человека, как последовательное становление и развитие личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследования и опыт практической работы показали: несмотря на повышенный интерес к проблемам подготовки зарубежных кадров в российских вузах, как со стороны практиков, так и со стороны исследователей, приходится констатировать явное несоот-

ветствие между потребностью в экспорте профессиональной подготовки и уровнем разработанности данного вопроса. Вместе с тем, эффективное обучение иностранных студентов невозможно без серьезного научного обоснования организационно-педагогических условий подготовки, а также без научно обоснованных методов экспериментальной оценки их эффективности. Ряд работ российских исследователей направлен на изучение вопросов организации профессиональной подготовки специалистов, в том числе и иностранных студентов, в российских вузах (А.Л. Денисова, А.И. Мищенко, Н.Я. Молотков, В.А. Сластенин и др.).

Проблема готовности студента к практической деятельности остается одним из актуальных предметов обсуждения современной психологии и педагогики. Этому вопросу большое внимание уделялось в работах М. И. Виноградова, Б. Ф. Ломова, В. Н. Пушкина, А. А. Ухтомского, и др.

Исследованию возможностей информационных технологий в процессе создания условий адаптации для иностранных студентов посвящены работы А.Я. Алеевой, Э.Г. Азимова, Е.А. Власова, А.Л. Денисовой, И. Кечкеша, О.И. Руденко-Моргун, С.В. Фадеева и др. В настоящее время возникает новый подход к термину «профессиональное образование»: под ним понимают процесс и результат профессионального обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека. Многие учёные сегодня придерживаются такой формулировки, когда меняются акценты и приоритеты профессионального образования и на передний план выступает личность человека.

Готовность к профессиональному общению, на наш взгляд, следует рассматривать в следующей логике: общение, профессиональное общение, профессиональная подготовка, готовность, готовность к профессиональному общению. Профессиональное общение, как сложное образование, характеризующееся своеобразием структуры, содержания и качественных характеристик, изучается различными науками: психологией, теоретической лингвистикой, общим языкознанием, социальной психологией, социологией, логикой, философией, педагогикой. Сущность процесса формирования готовности иностранных студентов к профессиональному общению заключается в совершенствовании личностных (общих) компетенций и профессиональных качеств (профессиональных компетенций), а также в развитии ключевых компонентов к готовности к профессиональному общению.

По нашему мнению, готовность иностранных студентов к профессиональному общению представляет собой сложное, профессионально значимое качество личности, включающее направленность на профессиональную межкультурную коммуникацию. Сущность процесса формирования готовности иностранных студентов к профессиональному общению в образовательной среде вуза заключается в организации профессионально-педагогической деятельности, направленной на активизацию образовательных ресурсов вуза, позволяющих иностранным студентам конструктивно реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал.

Ещё одной особенностью изучения данной темы в российских вузах является не родной для иностранных студентов язык обучения и внешняя среда. В этой связи, следует обратить особое внимание на изучение русского языка на этапе предвузовской подготовки.

Предвузовская подготовка выполняет начальную ступень профессионального образования, где закладывается фундамент успешного обучения в вузе и способствует успешной адаптации иностранных студентов.

Появление методики русского языка в нерусской школе или для нерусских людей, как педагогической науки, связано с такими именами известных учёных как Н.Н. Иль-минский, В. А. Богородицкий, Н.В. Боровников, Бодуэн де Куртенэ, Н.К. Дмитриев и др. В своих работах учёные рекомендуют строить обучение на связи русского языка и особенностях родного языка обучающихся. Также, немаловажный вклад внесли такие исследователи, как А. Д. Алфёров, Л.В. Занков, Н.А. Корф, А.М. Пешковский, Д.И. Тихомиров,

К. Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Современная методика РКИ (русский как иностранный) - динамичная, плодотворная и быстро развивающаяся наука, которая исследует все компоненты, необходимые для правильной и эффективной организации учебного процесса.

Многие учёные, изучающие данный вопрос, говорят о большом разрыве между теорией и практикой в данной области. Например, С.А. Хавронина признаёт, что существует провал между теоретическими исследованиями и практикой преподавания: небольшой опыт у молодых педагогов и «консервизм, приверженность к привычному, но уже устаревшему и не отвечающему требованиям, которые предъявляет к деятельности преподавателя современная методическая реальность» (Хавронина С. А.) [1].

Задача преподавателя РКИ состоит в том, чтобы, учитывая сложившуюся переходную ситуацию, сделать изучение русского языка максимально эффективным, ориентируясь на современные приоритеты. Так, одним из важнейших направлений по развитию экспортного потенциала российского образования, является открытие представительств и центров русского языка за рубежом, а также онлайн-обучение или e-learning по русскому языку, как иностранному. В последние несколько лет русскоговорящая аудитория Интернета значительно увеличилась, что явилось положительным фактором в деле развития интереса к российским электронным образовательным ресурсам. По данным Internet World Stats, публикующей статистику использования определённых языков в Интернете, численность русскоязычных пользователей выросла на 3,2% с 2000 по 2016 гг. и составила 103 147 691 чел. Или 2,9% от всех пользователей Интернета в мире. По итогам основных рейтингов, в целом, русский язык занял 8 место в мире, превзойдя французский и немецкий языки (https://www.internetworldstats.com/stats.htm).

Важно то, что на сегодняшний день вопрос готовности иностранных студентов к профессиональной деятельности остаётся одним из самых актуальных в области международного образования. И решение следующих задач должно изменить ситуацию в процессе подготовки квалифицированных кадров среди зарубежных студентов:

1. Уточнение и дополнение научных представлений о профессиональном общении иностранных студентов, об особенностях формирования готовности к этому общению в условиях современного динамично развивающегося процесса на международной арене.

2. Системная организация всего процесса международной деятельности в вузе на основе активного взаимодействия всех его участников, с ориентацией на достижение результата.

3. Включение иностранных обучающихся в непрерывное профессиональное обучение (формальное, неформальное, информальное).

4. Формирование положительной мотивации иностранных обучающихся к профессиональному общению.

5. Конкретизация критериев и уровней готовности к формированию профессиональной готовности у студентов-иностранцев.

6. Подготовка педагогических кадров к работе с иностранными студентами.

7. Принятие комплекса мер по устранению психофизиологических трудностей («вхождение» в новую среду, психоэмоциональное напряжение, смена климата и т.д.), учебно-познавательных трудностей (недостаточная языковая подготовка, преодоление различий в системах образования; адаптация к новым требованиям и системе контроля знаний; организация учебного процесса, который должен строиться на принципах саморазвития личности, «выращивания» знаний, привития навыков самостоятельной работы), социокультурных трудностей (барьер в решении коммуникативных проблем, как по вертикали, т.е. с администрацией факультета, преподавателями и сотрудниками, так и по горизонтали, т.е. в процессе межличностного общения внутри межнациональной малой учебной группы, учебного потока, на бытовом уровне).

ВЫВОДЫ

Только преодолев данные трудности, совершенствуя методику РКИ, уделяя достойное внимание систематизации всего процесса международной деятельности вуза, российские высшие учебные заведения смогут выпускать квалифицированные кадры, которые буду подготовлены к труду, готовы к профессиональному общению. А правильная организация профессионально-педагогической деятельности в вузе, направленная на активизацию образовательных ресурсов университета, позволит иностранным студентам конструктивно реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хавронина С.А. Вопросы повышения методической компетентности преподавателя русского языка как иностранного / С.А. Хавронина // Технологии обучения русского языка как иностранного и диагностика речевого развития : тезисы доклада XVII Международной научно-практической конференции. - Минск, 2007. - С. 7-8.

REFERENCES

1. Havronina, S.A. (2007), "Issues of improving the methodological competence of a teacher of Russian as a foreign language", Technologies of teaching Russian as a foreign language and diagnostics of speech development: abstracts of the XVIIInternational Scientific andPractical Conference, Minsk, pp. 7-8.

Контактная информация: anfalovalv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2020

УДК 373.103.71

ДИНАМИКА ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ ГТО II СТУПЕНИ

Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна Амбарцумян, старший преподаватель, Галина Николаевна Дудка, старший

преподаватель, Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Дмитриевна Фролова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

В рамках исследования осуществлялось сравнение степени готовности детей 9-10 лет, обучающихся города Краснодара выполнить нормативы ГТО в начале и в конце 2018-2019 учебного года. Цель исследования - изучение уровня готовности к испытаниям ГТО детей школьного возраста и его годичной динамики. В исследовании были задействовано около 800 учащихся. В исследовании использовались следующие методы научного исследования: педагогическое тестирование, статистические методы. Результаты исследования. Исследование позволило установить, что у обучающихся г. Краснодара, соответствующих II ступени ВФСК ГТО в течение учебного года не происходит достоверного увеличения числа способных выполнить соответствующие нормативные требования. Выводы. Установлено, что годичная динамика готовности к выполнению нормативов испытаний ГТО современных школьников г. Краснодара 9-10 лет недостаточна и составляет, в среднем, 11,4%; в течение учебного года не происходит достоверного увеличения числа учащихся, успешно справившихся с соответствующими требованиями на знак отличия; обучающиеся 9-10 лет более успешно справляются с испытаниями ГТО «по выбору» нежели с «обязательными» испытаниями, что свидетельствует о негармоничном формировании физических качеств.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), обучающиеся, мониторинг физической подготовленности, динамика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.