Научная статья на тему 'Готовность государственных служащих к управлению проектами'

Готовность государственных служащих к управлению проектами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GOVERNMENT EMPLOYEES / PUBLIC SERVICE / PUBLIC PROJECT MANAGEMENT / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Наталья Васильевна, Минченкова Ольга Юрьевна

В статье выделены критерии оценки готовности государственных служащих к управлению в рамках концепции проектного менеджмента, предложена модель формирования профессиональной готовности государственных служащих к управлению проектами, а также этапы, условия, содержание, формы и методы обучения государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness of Government Employees for Project Management

The article highlighted the criteria for assessing the readiness of government employees for management within the concept of project management. It proposes a model of formation of professional readiness of government employees for project management, as well as the stages, conditions, content, forms, and methods of their training.

Текст научной работы на тему «Готовность государственных служащих к управлению проектами»

DOI: 10.17805/trudy.2018.5.3

ГОТОВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ К УПРАВЛЕНИЮ

ПРОЕКТАМИ

Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье выделены критерии оценки готовности государственных служащих к управлению в рамках концепции проектного менеджмента, предложена модель формирования профессиональной готовности государственных служащих к управлению проектами, а также этапы, условия, содержание, формы и методы обучения государственных служащих.

Ключевые слова: государственный служащий; государственная служба; государственное управление проектами; проектная деятельность

READINESS OF GOVERNMENT EMPLOYEES FOR PROJECT MANAGEMENT

N. V. Fedorova, О. Yu. Minchenkova Moscow University for the Humanities

Аннотация: The article highlighted the criteria for assessing the readiness of government employees for management within the concept of project management. It proposes a model of formation of professional readiness of government employees for project management, as well as the stages, conditions, content, forms, and methods of their training.

Ключевые слова: government employees; public service; public project management; project activities

Проектный подход к управлению в государственной службе в последнее время приобретает все большее значение, что подтверждается наличием различных программ развития России («Социально-экономическое развитие регионов», «Развитие образования», «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» и др.), улучшением качества жизни населения, интеграцией в инновационную экономику и переходом в новый технологический уклад.

Сегодня среди системных недостатков государственного управления проектами и программами можно выделить проблемы связанные с несоблюдением государственными заказчиками требований законодательства в сфере разработки и выполнения государственных целевых программ в

21

части отсутствия четко определенных задач и мероприятий, предусмотренных в рамках программы, сроков их выполнения, объемов финансирования по годам, результативными показателями реализации программ. Это побуждает к поиску новых подходов к разработке, организации, исполнения и контроля над финансированием государственных целевых программ, которые бы, с одной стороны, обеспечили эффективное управление проектами и программами, а с другой — эффективно координировали действия их исполнителей.

Анализируя научные работы и систематизируя приведенные в них рекомендации по профессионализации государственных служащих в сфере управления социальными проектами, необходимо указать на определенную эпизодичность обращения как отечественных, так и зарубежных исследователей по этой проблематике, в частности по формированию профессиональной готовности государственных служащих к управлению проектами. Однако не подлежит сомнению, что внимание к этому направлению дает новое понимание о возможностях повышения качества профессиональной деятельности государственных служащих.

Под проектом в государственном управлении рассматривается комплексный план мероприятий, предусматривающий вложение информационных, финансовых, интеллектуальных, материальных, трудовых, управленческих и других ресурсов, направленных на достижение качественно нового эффекта, реализуемых в определенный срок.

К специфическим чертам проекта в государственном управлении можно отнести следующие характеристики:

1) расходы несоизмеримы с доходами по объему и форме проявления;

2) период от начала вложений до момента получения эффекта отличается большей продолжительностью по сравнению с вложениями в материальные или финансовые активы;

3) инвестиционные проекты в государственном управлении отличаются высокой чувствительностью к времени (темпоральность);

4) проекты в государственном управлении имеют свойство мультипликации эффектов — в процессе инвестирования происходит интерференция творческих и стабилизирующих вложений, а при получении доходов — «наложение» интернальных и экстернальных эффектов;

5) к реализации проекта привлекаются внешние ресурсы;

6) имеет место взаимодействие мультипроектных или виртуальных команд, реализующих различные мероприятия в рамках одной целевой программы или портфеля проектов.

Можно характеризовать проекты в государственном управлении по следующим признакам: уровню сложности (проект, программа, портфель

проектов, система); классам (монопроект, мультипроект, мегапроект); продолжительности реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); сферам деятельности (здравоохранение, наука и образование, культура и спорт, экология, социальная защита и обеспечение, местное самоуправление); направленности (создание эффекта — ценности; инфраструктурные или отраслевые, по предоставлению услуг); источникам финансирования (государственные, региональные, бизнес-структур, целевых фондов, комбинированные); типам управляемой структуры (управляемые извне, управляемые самостоятельно).

В системе государственного управления необходимо соблюдать признанные стандарты и методологию управления проектами, которые применяются на международном уровне, в частности:

1) Project Management Body of Knowledge (PMBoK) — «Свод понятий и практических требований по управлению проектами», разработанный Институтом управления проектами PMI (Project Management Institute);

2) International Competence Baseline (ICB) — «Свод требований к специалистам по управлению проектами», разработанный Международной ассоциацией по управления проектами IPMA (International Project Management Association).

Необходимо также формировать профессиональную готовность государственных служащих к проектному управлению по специально разработанным программам как в системе профессиональной подготовки, так и в системе повышение квалификации.

Анализируя подходы ученых к раскрытию сущности феномена «профессиональная готовность государственных служащих к управлению проектами»» можно констатировать, что профессиональная готовность — это сложная структура, в основу которой положены психофизические состояния, основанные на ценностях конкретной профессии и обеспечивающие личность системой умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональных задач (Федорова, Минченкова, 2011: 225).

Структура профессиональной готовности государственных служащих к управлению проектами представлена в табл.

Профессиональную готовность государственных служащих к управлению проектами можно градуировать по уровням. Наличие высокого уровня профессиональной готовности к управлению проектами объединяет государственных служащих, имеющих достаточные знания по разработке и управлению проектами. Они обладают технологией разработки проекта с соблюдением нормативно-правовых требований и анализом эффективности и результативности проекта; осведомлены о структурных элементах и классификации проектов, умеют работать с программным пакетом MS Project.

Таблица. Структура профессиональной готовности государственных

служащих к управлению проектами

Компоненты Критерии Показатели

Психологический Аксиологически-мотивационный -потребность служения на благо РФ и предоставления качественных государственных услуг в рамках должностной компетенции; -профессиональная направленность государственных служащих на гуманизацию и демократизацию общественных отношений; - морально-ценностные ориентации государственных служащих в условиях современных общественных изменений; -мотивация государственных служащих на эффективную реализацию программ и проектов на различных уровнях государственного управления

личностные -толерантность; -коммуникабельность; -эмпатия; -инициативность; -саморегуляция / самоменеджмент

когнитивный -знание базовых положений государственных социальных проектов, реализуемых в РФ; -знание нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональной деятельности государственных служащих в процессе управления проектами; -понимание функций и специфики проектной деятельности и их фундаментальной роли в развитии социальной инфраструктуры государства; -знание принципов, форм и методов управления проектами, их классификации и специфики применения в области государственного управления; -знание видов, моделей, организационных структур проектной команды и специфики их функционирования при реализации социальных проектов; -знание инструментария и процедур разработки проекта

Функциональный Проектно-технологический -умение определять ограничения, стратегии и цели проектов; -способность разрабатывать структурный план проекта, составлять организационную схему, определять и описывать роли в проекте, анализировать окружение проекта, составлять календарные планы; -навыки работы с программой MS Project и документацией проекта

Экономико-правовой -умение проводить проектный анализ в соответствии с правовыми норм, действующих в современном международном и российском законодательстве; -умение целесообразно применять различные методы анализа эффективности проекта

Организационный -умение управлять ресурсами, затратами проектов и пространственно-временной организацией деятельности проектной команды; -умение принимать эффективные решения с учетом целей проекта

У них есть умения и навыки по созданию команды проекта, эффективного управления проектами с учетом основ статусно-ролевого поведения и межличностной совместимости персонала в командной работе; навыки использования методов мотивации и адаптации персонала. Государственный служащий такого уровня является лидером; у него творческий подход к решению задач любой сложности, он генерирует и разрабатывает идеи; знает механизмы управления проектом, а именно основы формирования определенных организационных структур, управления ресурсами и затратами проекта, может быстро принимать эффективные решения с учетом целей проектов и брать на себя ответственность за их выполнение и результат. Он умеет управлять пространственно-временной организацией деятельности проектной команды; активно участвует в интерактивных занятиях, не останавливается на достигнутом, правильно определяет эффективность и результативность проекта. Все это определяет высокий уровень квалификации госслужащего.

Достаточный уровень характеризуется наличием у государственных служащих базовых знаний по разработке и реализации проектов. Государственные служащие знакомы с основами управленческой деятельности, знают механизмы управления проектами, но имеют определенные трудности с применением имеющихся знаний на практике, хотя четко решают поставленные задачи, следуют правилам и определенным технологиям.

Они имеют понимание о команде проекта, ее функциях, организационной структуры проекта, могут дать четкие определения понятий по управлению проектами. Владеют различными методами анализа, но не всегда могут использовать их правильно, им присуще логико-математическое мышление, что помогает им в управлении ресурсами и затратами. Они достаточно конструктивно взаимодействуют с другими коллегами, конструктивно общаются с подчиненными и руководством.

На низком уровне квалификации находятся государственные служащие, имеющие определенный объем знаний по проектной и управленческой деятельности. Они легко решают задачи, не требующие творческого мышления, много времени и значительных усилий. Участвуют в дискуссиях, но не предлагают свои пути решения. Их умение разрабатывать и внедрять проекты соответствуют тем умением, которые приобретены в течение жизни и не носит характер научности, официальности, деловитости. Навыки работы с MS Project почти отсутствуют, имеются определенные организаторские способности, могут сформировать команду, но не умеют управлять ею. Игнорируют некоторые правила, стараются больше опираться на собственный опыт.

Неудовлетворительный уровень готовности государственных служащих к управлению проектами характеризуется тем, что знания государственных служащих не соответствуют требованиям реализации и управления проектами. Навыки работы с MS Project в них отсутствуют. Они имеют проблемы с организацией и управлением коммуникациями не только в контексте проектной деятельности, но и в профессиональной деятельности вообще. Не могут оперировать математическими данными, что негативно влияет на управления ресурсами и затратами по проекту. Отрицают правила и действуют по своему усмотрению.

Результаты диагностики государственных служащих необходимо положить в основу планирования стратегии развития готовности государственных служащих к управлению проектами.

В основу стратегии формирования готовности государственных служащих по управлению проектами должны быть положены принципы ее формирования. Основным принципом формирования профессиональной готовности государственных служащих к управлению проектами является принцип модульности, который учитывается при определении структуры и содержания учебного плана, предусматривающего целостность и системность, поскольку этот принцип является основным исходным положением какой-либо научной системы, теории, идеологического направления.

Принцип инновационности и интегративности является логическим продолжением принципа модульности, поскольку каждый компонент си-

стемы существует только во взаимосвязи с другими компонентами с учетом постоянных изменений в структуре, содержании, форм и методов обучения, изменяющихся образовательных потребностей государственных служащих, а также введения в содержание обучения новых дисциплин, спецкурсов, учебных модулей, лекций, тренингов и др.

Принцип гностичности при формировании профессиональной готовности государственных служащих к управлению проектами связан с постоянным обобщением и систематизацией научных знаний, их анализом и синтезом, преобразованием научных знаний в профессиональные, изучением общих закономерностей проектного подхода.

ЭТАПЫ

ЦЕЛЬ: Формирование профессиональной

готовности государственных служащих кг появлению ппоектаии

Цс.ш Н 1ада чп

<1>ормъг н янггОдь!

1 ЗГАП

Получение, с» гстемапгшри расширение знаний в области управления проектами

Тюреппгешя подготовка (лекции, семинары)

2 ЭТАП

Формирование и развитие умений в планировании и реализации проектов

Дискуссия, обмен мнением., разбор кейсов, игры по теме

3 ЭТАП

Развитие умешсГС и навыков фо р\о фов ашит проектной команды и управления ее деятельностью

Тренинг, кейс-стадп, деловые игры

4 ЭТАП

Форм Еровннш (С

умений использования ресурсов, и оценки деятельности командной работы по реалтацин проектов

Фш тисовый, проектный и свот-анализ

РЕЗУЛЬТАТ: Формирование профессиональной готовности государственных служащих к правлешпо проектами

СЛЕДСТВИЕ: Эффективная реализация государственных проектов на основе: метода л опт проектного менеджмента

Рис. Модель формирования профессиональной готовности государственных служащих к управлению проектами.

Принцип самоконтроля и самокоррекции связан с созданием общего ритма и режима профессиональной деятельности государственных служа-

щих в процессе управления проектами, в частности способностью адекватно ставить задачи взаимодействия и уметь выделять проблемную ситуацию.

Принцип реинжиниринга предусматривает перепроектирование деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности государственной системы.

На основании вышеизложенного можно разработать модель формирования профессиональной готовности государственных служащих к управлению проектами, которая реализуются в четыре этапа (информационно-когнитивный, репродуктивный, деятельностно-креативный и контрольно-аналитический), в их рамках необходимо определить условия, содержание, формы и методы обучения государственных служащих (Федорова, Минченкова, 2016: 43). Такая модель формирования профессиональной готовности государственных служащих к управлению проектами представлена на рис.

Реализация модели формирования профессиональной готовности государственных служащих к управлению проектами позволит повысить эффективная управления государственными проектами на основе методологии проектного менеджмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федорова, Н. В., Минченкова, О. Ю. (2011) Управление персоналом : учебник. М. : Кнорусс. 536 с.

Федорова, Н. В., Минченкова, О. Ю. (2016) Экономика труда : учебник для бакалавриата. М. : Кнорусс. 325 с.

Дата поступления: 15.09.2018 г.

Федорова Наталья Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента Mосковского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Mосква, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499] 374-70-13. Эл. адрес: [email protected]

Минченкова Ольга Юрьевна — доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Mосковского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Mосква, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499] 374-70-13. Эл. адрес: [email protected]

Fedorova Natalya Vasilyevna, Candidate of Economics, Associate Professor, Professor, Department of Management, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499] 374-70-13. E-mail: [email protected]

28

Minchenkova Olga Yuryevna, Doctor of Economics, Professor, Department of Management, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-70-13. E-mail: [email protected]

Для цитирования:

Федорова Н. В., Минченкова О. Ю. Готовность государственных служащих к управлению проектами [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 5. URL: http://journals. mosgu.ru/trudy/artide/view/832(дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/ trudy.2018.5.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.