© Бардин, А.А., 2023 УДК 78.06
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-91-96
ГОТФРИД КИРХГОФ И ЕГО «МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»
А.А. Бардин1
1 Красноярский колледж искусств им. П.И. Иванова-Радкевича, Красноярск, 660009, Российская Федерация
Аннотация. Настоящая статья посвящена фундаментальному сочинению выдающегося немецкого композитора эпохи высокого Барокко Готфрида Кирхгофа (1685-1746), органиста и музыкального директора церкви Св. Марии в г. Галле, современника и друга И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Это «L'A.B.C. Musical» («Музыкальная азбука, содержащая прелюдии и фуги во всех тональностях для органа или клавесина»), долгое время считавшаяся утраченной и обнаруженная в начале XXI в. в России. Целью статьи является сведение воедино необходимых для исполнителя данных о жизни и творческом пути композитора, замысле и содержании цикла, почерпнутых из различных источников как проверенных временем зарубежных, так и новейших отечественных, среди которых необходимо особо отметить исследования петербургских музыковедов: доктора искусствоведения, профессора Анатолия Павловича Милки, обнаружившего «Музыкальную азбуку» в библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, и кандидата искусствоведения Максима Анатольевича Серебренникова, выдвинувшего гипотезу
0 том, что найденное издание, пребывавшее в указанной библиотеке со второй половины XIX в., не представляет полифонический цикл Готфрида Кирхгофа полностью. Новые открытия, возможно, еще ждут нас.
Ключевые слова: Готфрид Кирхгоф, Музыкальная азбука, Барокко, генерал-бас, Анатолий Павлович Милка, Максим Анатольевич Серебренников
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бардин А.А. Готфрид Кирхгоф и его «Музыкальная азбука» // Вестник
музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 91-96. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-91-96.
GOTTFRIED KIRCHHOFF AND HIS "L'A.B.C. MUSICAL"
A.A.Bardin1
1 P.I. Ivanov-Radkevich Krasnoyarsk College of Arts, Krasnoyarsk, 660009, Russian Federation
Abstract. This article is devoted to the fundamental work of the outstanding German composer of the High Baroque era Gottfried Kirchhoff (1685-1746), organist and musical director of St. Mary's Church in Halle, contemporary and friend of J.S. Bach and G.F. Handel. This is "L'A.B.C. Musical, containing Preludes and Fugues in all keys for organ or harpsichord", which was considered lost for a long time and was discovered at the beginning of the 21st century in Russia. The purpose of the article is to bring together the data necessary for the performer about the life and creative path of the composer, about the idea and content of the cycle, drawn from various sources - both time-tested foreign and the latest domestic ones, among which it is necessary to especially note the studies of St. Petersburg musicologists. These are D. Sc. (Art Criticism), Professor Anatoly Milka, who discovered "L'A.B.C. Musical" in the library of the Rimsky-Korsakov St. Petersburg State Conservatoire, and Cand. Sc. (Art Criticism) Maxim Serebrennikov, who put forward the hypothesis that the found edition, which has been in the said library since the second half of the 19th century, does not fully represent the polyphonic cycle of Gottfried Kirchhoff. New discoveries may still be waiting for us in the future. Keywords: Gottfried Kirchhoff, L'A.B.C. Musical, Baroque, figured bass, Anatoly Milka, Maxim Serebrennikov
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Bardin, A.A. (2023), "Gottfried Kirchhoff and his «L'A.B.C. Musical»", Journal
of Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 91-96. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-91-96.
Нередко история музыки преподносит нам удивительные подарки, но музыкальной общественности порой требуется время, чтобы в полной мере прочувствовать их ценность. К такого рода сюрпризам, без сомнения, относится возвращение в творческую жизнь «L'A.B.C. Musical» Готфрида Кирхгофа «Музыкальной азбуки, содержащей прелюдии и фуги во всех тональностях для органа или клавесина», считавшейся утерянной на протяжении двух столетий и найденной в 2002 г. в Санкт-Петербурге. Обратимся к сведениям о жизни и творческом пути этого крупного мастера своей эпохи, родившегося в один год с И.С. Бахом, Г.Ф. Генделем и Д. Скарлатти, к дошедшей до нас информации о создании «Музыкальной азбуки» и постараемся понять, что эта находка может поведать нашему времени и чем ему может быть полезна?
За дидактическим на первый взгляд названием сочинения Г. Кирхгофа кроется масштабный цикл, одним из первых в истории европейской музыки воплощающий идею написания сборника прелюдий и фуг во всех тональностях. Как известно, в то же самое время эта идея была реализована И.С. Бахом в виде «Хорошо темперированного клавира».
Первое упоминание о «L'A.B.C. Musical» Готфрида Кирхгофа мы находим в первой части «Трактата о фуге» (1753) Фридриха Вильгельма Марпурга: «Когда покойный г-н музикдиректор Кирхгоф из Галле продемонстрировал в своих знаме-
нитых фугах во всех 24 тональностях возможность представить противосложения посредством цифр, он при этом показал своим ученикам и применение генерал-баса, и способы различных проведений темы в фуге» (Marpurg F., 1753, S. 149150). Здесь мы уже соприкасаемся с одной из загадок этого сочинения, так как сборник Г. Кирхгофа содержит прелюдии и фуги не в 24, а в 16 тональностях. Маловероятно, что Марпург имеет в виду другой цикл Кирхгофа - может быть, он не видел издание «Музыкальной азбуки» либо же познакомился с ним, не вдаваясь в детали? Очевидно, сам композитор и его издатель дали повод для недопонимания, указав в заглавии «прелюдии и фуги во всех тональностях», хотя имеются в виду все общеупотребительные тональности. К этому вопросу мы еще вернемся.
Публикации второй половины XIX в., в которых упоминается «Музыкальная азбука», оставляют впечатление, что авторы знакомы с этим сочинением, однако последующие работы и авторитетные музыкальные энциклопедии вплоть до недавнего времени уже сообщают, что «L'A.B.C. Musical» утрачена. В марте 2002 г. «Музыкальная азбука» Готфрида Кирхгофа была обнаружена видным российским исследователем, профессором, доктором искусствоведения Анатолием Павловичем Милкой в библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории, куда сборник поступил в 70-х гг. XIX в. как дар
Михаила Павловича Азанчевского (1839-1881), возглавлявшего в то время консерваторию (Serebrenni-kov M., 2009, p. 24). В 2004 г. «Музыкальная азбука» была напечатана в издательстве «Композитор» (Санкт-Петербург) при поддержке Немецкого культурного центра (Гёте-институт, Санкт-Петербург) и Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германии.
Приведем несколько слов о жизненном пути автора сборника. Гот-фрид Кирхгоф родился в 1685 г. в Мюльбеке. Несколько поколений музыкального рода Кирхгофов трудились в Биттерфельде, Вейзенфель-се, Галле, Кведлинбурге, Лейпциге. Некоторые из них были известны в Голландии, Дании, России. Вместе с Г.Ф. Генделем Г. Кирхгоф учился игре на клавире и органе, а также композиции у Ф.В. Цахау (Friedrich Wilhelm Zachow, 1663-1712), служившего органистом церкви Св. Марии в Галле. В 1709 г. Кирхгоф был приглашен на должность капельмейстера при дворе герцога Голь-штейн-Глюксбургского, которую покинул через два года, заняв пост органиста церкви Св. Бенедикта в Кведлинбурге. В 1714 г., после смерти Цахау, Готфрид Кирхгоф стал органистом церкви Св. Марии в Галле, где он и работал до конца своих дней.
Говоря о Кирхгофе, современники не скупились на эпитеты, называя его «знаменитым», «выдающимся». Мартин Генрих Фурман (1669-1745), восторгаясь игрой «всемирно известного» Иоганна Себастьяна Баха, отмечает, что знает лишь одного столь же искусного мастера - «весьма уважаемого» го-
сподина Кирхгофа из Галле (Fuhrmann M., 1729, S. 32). Мастеров связывала подлинная дружба. Так, в 1718 г. Кирхгоф вместе с женой И.С. Баха Марией Барбарой становится крестным отцом дочери одного из учеников Баха И.Г. Циглера, органиста Ульрихскирхе в Галле. После смерти Готфрида Кирхгофа его место в церкви Св. Марии в Галле занял Вильгельм Фридеман, старший сын И.С. Баха.
К сожалению, творчество Готфри-да Кирхгофа мало известно. Сохранилось несколько его сочинений, которые высоко ценились современниками. Например, Леопольд Моцарт, составляя для сына «Нотную книжку», включает в нее скрипичную сонату и Арию из клавирной сонатины Г. Кирхгофа. Не последним в оценке сочинений этого мастера следует считать и тот факт, что некоторые из них приписывались перу Иоганна Себастьяна Баха.
Дата создания «Музыкальной азбуки» доподлинно неизвестна, а рукопись сочинения, к сожалению, не сохранилась. Известны место и примерное время первой публикации сборника. Как гласит титульный лист «Музыкальной азбуки», она была издана в Амстердаме органистом Новой лютеранской церкви Герхардом Фредриком Вит-фогелем. В период с 1731 по 1742 г. Витфогель опубликовал 93 сочинения, из которых сохранились 75. Видный нидерландский музыковед Альберт Дуннинг в книге «Музыкальный издатель Герхард Фредрик Витфогель и его фонд» (Dunning A., 1966, S. 34) предполагает, что «Музыкальная азбука» Кирхгофа была издана в 1734 г. - она вышла под № 31. При печати применялась тех-
ника гравировки на меди, которая в то время весьма часто использовалась для нотных публикаций. Дизайн сборника типичен как для печатных изданий, так и для нотных рукописей. Сборник имеет горизонтальный формат и удобно располагается на органном или клавирном пюпитре.
Интерес к дате создания «Музыкальной азбуки» обусловлен в числе прочего и желанием понять, кто же раньше реализовал идею написания прелюдий и фуг во всех тональностях - Г. Кирхгоф или И.С. Бах, чей первый том «Хорошо темперированного клавира» был завершен в 1722 г.? Несомненно, эта идея в то время «носилась в воздухе». Здесь следует вспомнить Иоганна Каспара Фердинанда Фишера, чей сборник «Музыкальная Ариадна» 1702 г. в первой своей части объединил 20 прелюдий и фуг в 19 тональностях, Йозефа Николауса Торнера с его «Азбукой по мажорным и минорным терциям», две части которой содержали 15 малых циклов из трех пьес (Офферторий, Возношение Даров, Причастие). Этими именами отнюдь не исчерпывается ряд мастеров, интересовавшихся возможностями новых для того времени систем темперации, делавших доступными все 24 тональности мажо-ро-минорной системы.
Разбираясь в структуре «Музыкальной азбуки», Альберт Дун-нинг руководствуется указанием в заглавии, что прелюдии и фуги охватывают все тональности, и заключает, что композитор стремился продемонстрировать новые возможности системы темперации Андреаса Веркмейстера. Поскольку сочинение считалось утраченным,
исследователь не предполагал, что Кирхгоф имел в виду наиболее употребительные тональности. Может быть, в издание Витфогеля попали не все прелюдии и фуги, и неопубликованная версия «Музыкальной азбуки» включала в себя все же 24 малых полифонических цикла? Такую гипотезу высказывает кандидат искусствоведения Максим Анатольевич Серебренников в работах, посвященных наследию Кирхгофа (2010, с. 37; Serebrennikov M., 2009, p. 23). Этого нельзя исключать, но в конечном итоге мы имеем то, что имеем, к тому же в использовании 16 тональностей присутствует логика, роднящая цикл Кирхгофа с Инвенциями и Синфониями Баха, где используются 15 тональностей (без си мажора), и в конце издания стоит красноречивая пометка Fine.
Однако есть нечто, принципиально отличающее «Музыкальную азбуку» Г. Кирхгофа как от сборника Инвенций и Синфоний, так и от «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. На титульном листе «Азбуки» указывается: «Весьма полезна ученикам для обучения аккомпане менту Basso continuo, а также для сочинения прелюдий и фуг». Прелюдии и фуги в оригинале записаны привычным для музыканта эпохи Барокко способом - в технике генерал-баса. Это однострочная запись многоголосия, где фиксируется нотами нижний голос, а остальные голоса записаны в виде цифровок. При расшифровке такой записи возможны варианты в детализации фактуры, но гармонический остов музыки пребывает неизменным. В умении грамотно и со вкусом расшифровать цифрованную запись и заключалось ис-
кусство владения генерал-басом. Тем не менее, когда Кирхгоф хотел, чтобы какой-либо фрагмент звучал только так, а не иначе, он не шифровал этот эпизод, а нотировал его полностью.
Российское издание «Музыкальной азбуки» 2004 г. включает в себя факсимильное воспроизведение оригинального издания Витфогеля и редакцию профессора А.П. Милки, предложившего свой вариант реализации цифрованного баса. Сборник открывают вступительная статья и комментарии Анатолия Павловича, на основе которых и были подготовлены эти заметки (Кирхгоф Г., 2004, с. У-ХУ1). 22 ноября 2015 г., в честь 330-летия Готфрида Кирхгофа, «Музыкальная азбука» -впервые после ее обнаружения в России - была исполнена автором этой статьи в Органном зале РАМ имени Гнесиных на органе Генри Джонса (1871, 11/Р/10) на Десятом международном симпозиуме «Орган в XXI веке». 27 апреля 2023 г. «Музыкальная азбука» Г. Кирхгофа прозвучала в Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки в рамках проекта «Традиции эпохи Возрождения и Барокко в российской и мировой музыкальной культуре».
Как же получилось, что столь интересный и полезный для музыкантов сборник на длительное время канул в забвение? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, когда «Музыкальная азбука» попала на полку консерваторской библиотеки в Санкт-Петербурге. Это 70-е гг. XIX в. - время, смотревшее на эпоху Барокко сквозь призму «ро-
мантического бахоцентризма». Бах велик, он, подобно одинокому исполину, возвышается над своим веком, а его старый парик скрывает всклокоченную шевелюру в духе Листа или Паганини. Если в глазах современников Г. Кирхгоф был фигурой, равновеликой И.С. Баху, то музыкантами второй половины XIX в. этот мастер позднего Барокко из Галле воспринимался, скорее всего, как композитор второго плана, и его полифонический цикл вряд ли представлял для них особую художественную значимость.
«Музыкальная азбука» исчезает из поля зрения в тот момент, когда в ней перестают нуждаться, и вновь появляется, когда исполнительское искусство в поисках исторической осведомленности становится способным оценить ее по достоинству. Для молодых музыкантов, интересующихся исторической практикой игры на клавишных инструментах, она будет прекрасным подспорьем в изучении генерал-баса. Концертирующие артисты могут украсить свои программы как версией профессора А.П. Милки, так и собственными вариантами расшифровки цифрованного баса в прелюдиях и фугах. Для историков и теоретиков музыки «Музыкальная азбука» Готфрида Кирхгофа - ценный артефакт, свидетельство поисков барочных мастеров в сфере использования возможностей новых для своего времени систем темперации. И если предположение М.А. Серебренникова о том, что композитор подразумевал все же 24, а не 16 прелюдий и фуг, верно, то не исключено, что новые открытия еще ждут нас в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
Кирхгоф Г. Музыкальная азбука, содержащая прелюдии и фуги во всех тональностях: Для органа и клавесина...: Оп. 1. Факс. воспр. ориг. издания ок. 1734 г. СПб.: Композитор, 2004. XXVII, 33 с. факс., 65 с.
Серебренников М.А. О неизвестной прелюдии и фуге Готфрида Кирхгофа. К 325-летию со дня рождения // Орган. 2010. № 4. С. 34-37.
Dunning A. De muziekuitgever Gerhard Fredrik Witvogel en zijn fonds: Een bijdrage tot de geschiedenis van de Nederlandse muziekuitgeverij in de achttiende eeuw. Utrecht, 1966. 64 S.
Fuhrmann M.H. Die an der Kirchen Gottes gebauete Satans-Capelle: Darin dem Jehova Zebaoth zu Leid und Verdruß, Und dem Baal-Zebub zur Freud und Genuß, Cölln, 1729. 96 S.
Marpurg F.W. Abhandlung von der Fuge, nach den Grundsätzen und Exempeln der besten deutschen und ausländischen Meister entworfen. Berlin, 1753. 192 S.
Serebrennikov M. L'A.B.C. Musical by Gottfried Kirchhoff: A work thought to be lost // The Organ. 2009. No. 350. Pp. 21-27.
REFERENCES
Dunning, A. (1966), De muziekuitgever Gerhard Fredrik Witvogel en zijn fonds: Een bijdrage tot de geschiedenis van de Nederlandse muziekuitgeverij in de achttiende eeuw, Utrecht, 64 S. (in Dutch)
Fuhrmann, M.H. (1729), Die an der Kirchen Gottes gebauete Satans-Capelle: Darin dem Jehova Zebaoth zu Leid und Verdruß, Und dem Baal-Zebub zur Freud und Genuß, Cölln, 96 S. (in Germ.)
Kirchhoff, G. (2004), Muzykal'naya azbuka, soderzhashchaya prelyudii i fugi vo vsekh tonal'nostyakh: Dlya organa i klavesina...: Op. 1. Faks. vospr. orig. izd. ok. 1734 g. [A musical alphabet containing preludes and fugues in all keys: For organ and harpsichord...: Op. 1. Fax. playback. orig. editions ca 1734], Kompozitor, Saint Petersburg, XXVII, 33 p. fax, 65 p. (in Russ.)
Marpurg, F.W. (1753), Abhandlung von der Fuge, nach den Grundsätzen und Exempeln der besten deutschen und ausländischen Meister entworfen, Berlin, 192 S. (in Germ.)
Serebrennikov, M. (2009), "L'A.B.C. Musical by Gottfried Kirchhoff: a work thought to be lost", The Organ, no. 350, pp. 21-27. (in Eng.)
Serebrennikov, M.A. (2010), "On an unknown prelude and fugue by Gottfried Kirchhoff. Celebrating the 325th anniversary of birth", Organ [The organ], no. 4, pp. 34-37. (in Russ.)
Сведения об авторе
Бардин Андрей Анатольевич, преподаватель по классу органа Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича E-mail: [email protected]
Author Information
Andrei A. Bardin, organ lecturer at the P.I. Ivanov-Radkevich Krasnoyarsk College of Arts E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 25.06.2023 После доработки 09.08.2023 Принята к публикации 15.08.2023
Received 25.06.2023 Revised 09.08.2023 Accepted for publication 15.08.2023