УДК 340.1 ББК 67
DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-29-35 © Н.Д. Эриашвили, Ю.А. Иванова, Т.В. Радченко, 2021
Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Нодари Дарчоевич Эриашвили,
профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,
доктор экономических наук, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Юлия Александровна Иванова, доцент кафедры государственного и административного права, кандидат юридических наук, доцент Российский технологический университет - МИРЭА (119454, Москва, Проспект Вернадского, д. 78)
E-mail: [email protected]; Татьяна Викторовна Радченко, доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности»,
кандидат юридических наук
Российский технологический университет - МИРЭА (119454, Москва, Проспект Вернадского, д. 78)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Государство представляет собой основной элемент политической системы общества и исполняет значительную роль в функционировании всего общества в целом. Ведь именно государство организует и регламентирует деятельность многих политических институтов, объединений и иных субъектов политической системы, поддерживая и сохраняя законность и правопорядок в обществе.
Ключевые слова: государство, признаки государства, типология государства, сущность государства, политическая система общества.
THE STATE IN THE POLITICAL SYSTEM OF SOCIETY: FEATURES AND PROSPECTS
Nodari D. Eriashvili,
Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Process,
Doctor of Economic Sciences, Candidate of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor, Laureate of the Prize of the Government of the Russian Federation in the field of science and technology Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Yuliya A. Ivanova,
Associate Professor of the Department of State and Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Russian Technological University - MIREA (119454, Moscow, Prospect Vernadskogo, d. 78);
Tat'yana V. Radchenko,
Associate Professor of the Department of Legal Support of National Security,
Candidate of Legal Sciences
Russian Technological University - MIREA (119454, Moscow, Prospect Vernadskogo, d. 78)
Abstract. The state is the main element of the political system of society and plays a significant role in the functioning of society as a whole. After all, it is the state that organizes and regulates the activities of many political institutions, associations and other subjects of the political system, maintaining and preserving the rule of law and order in society.
Keywords: state, signs of the state, typology of the state, essence of the state, political system of society.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Государство в политической системе общества: особенности и перспективы. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):29-35.
За всю историю изучения и развития государства и связанных с ним явлений, да и политической мысли в целом, было сформулировано достаточно большое количество понятий и определений термина государство.
Выработанные и сформулированные политической мыслью многочисленные определения государства позволяют нам сделать следующие выводы: - государство - это определенный результат функционирования общества в целом; - только в развитом обществе, с активно совершенствующейся и противоречивой системой во всех сферах, областях и уровнях жизнедеятельности общества, может существовать государство.
Государство представляет собой совокупность различных институтов власти, государственного аппарата, правоохранительной системы, государственно-властных органов, системы органов обеспечения национальной безопасности, вооруженных сил. Также не стоит забывать, для того, чтобы вышеуказанная система институтов функционировала, неотъемлемой частью публичной власти государства являются особый контингент лиц, то есть государственных служащих, основной задачей которых как раз и является управление и поддержание нормального функционирования специально созданного государственного механизма, осуществляющих при этом профессионально-властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и другие виды деятельности.
Любое государство всегда реализует свои цели, задачи и функции в определенных пространственных, социальных и территориальных пределах. Иначе в мире царил бы хаос или существовало бы мировое господство.
В любом обществе, в процессе его жизнедеятельности, происходят различные отношения и взаимосвязи между субъектами данного общества (нравственные, экономические, религиозные, психолого-эмоциональные, имущественные и многие другие.). Соответственно, благодаря именно этим связям и отношениям общество функционирует, динамично развивается, а следовательно, может называться обществом в целом. Но из-за того, что в обществе есть государство, то помимо вышеуказанных отношений, формируются политические,
управленческие, властные и административно-территориальные.
Говоря о пространственно-территориальном пределе любого государства, стоит более подробно рассмотреть такой признак государства, как территория и разделение ее на территориальные единицы. Государство является единой территориальной организацией политической власти в пределах страны. Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах данного государства.
Территория государства представляет собой фундамент любого государства. Естественно, что без территории не может существовать государства. Поэтому территория - обязательное условия существования и дальнейшего развития и существования государства.
Государство на принадлежащей ему территории обладает всей полнотой власти и не допускает вмешательства со стороны иностранных государств во внутреннюю политику страны.
В связи с этим, происходит административно-территориальное разделение всего государства на ряд административно-территориальных единиц, функцией которых является - формирование государственной власти и осуществление управления и координации на занимаемой ими территории.
Таким образом, именно благодаря взаимодействию и взаимосвязи вышеуказанных компонентов государства: власть, население и территория осуществляется динамичное развития и нормальная жизнедеятельность всего общества.
Государство является суверенной организацией власти. Суверенитет - это политико-правовое явление, которым обладает государство в целом. Также суверенитет устанавливает самостоятельность, верховенство и независимость государства в обществе в целом, тем самым указывая на уникальность и специфичность положения, занимаемого государством в обществе. Иначе государство не имело бы возможности в полной мере осуществлять свою деятельность по реализации своих функций, задач и назначения в целом. Также стоит отметить зависимость суверенитета от многих внутренних и внешних факторов, таких как: форма государственного устройства, форма правления, политические, национальные, экономические, социальные и духовные
процессы и движения внутри страны (развитость этих сфер), исторический этап и общая динамика развития общества, отношения с другими государствами и т.д.
Суверенитет государства имеет целью становиться абсолютным, то есть неограниченным. Но как показывает практика, часто возникают трудности, в связи с большим количеством внутренних и внешних факторов, ограничивающих суверенитет. А именно: международная структура государств, политические и экономические правовые нормы, нормы морали, нравственность и внутренний мир человека (духовный).
Важной составляющей любого государства является фискальная система. Ведь взимая налоги с населения, государство имеет возможность содержать публичную власть, армию, полицию и многие другие государственные органы, помогающие поддерживать правопорядок и законность в стране. А также государство получает возможность использовать средства на развитие социальной сферы общества, то есть проводить различные государственные программы в области образования, культуры, здравоохранения, спорта и т.д. Все это в совокупности помогает государству и обществу динамично развиваться и поддерживать свой авторитет на мировой арене.
Весьма важным признаком государства является то, что государство и право находятся в достаточно тесной взаимосвязи. При помощи системы права, государство выражает свою волю, волю общества. То есть право представляет собой нормативный государственный регулятор общественных отношений. Правотворчество, как известно, является исключительным полномочием государства. Соответственно, государство имеет монополию на создание нормативно-правовых актов, которые в свою очередь будут являться обязательными для всех граждан и всех людей, проживающих на его территории.
История человечества в разные периоды насчитывает большое число различных государств. Одни в процессе процветали и становились сильнее, другие слабели, им на смену приходили новые. Даже в наши дни существует более 200 государств. Правоведы в этой связи разработали ряд критериев, по которым можно сравнивать их внутреннее устройство,
процессы их исторического развития и объединять их в определенные группы по схожим признакам. Данная классификация, благодаря которой можно более подробно и углубленно изучать государства и объединять их в группы называется - типология государств. Следовательно тип государства - это совокупность признаков, свойственных определенной исторически обособленной группе государств [3]. Соответственно, типология государств играет важную роль при изучении самого государство и раскрытии его социальной сущности.
Если говорить о сущности государства, то ее стоит рассматривать как общественное явление. С этой позиции сущность государства представляет собой совокупность взаимосвязанных внутренних и внешних институтов, отношений и прочих элементов, благодаря которым государство является качественной управляющей системой.
За многовековую историю существования и развития государства и связанных с ним явлений, было выдвинуто множество концепций и теорий о сущности государства.
Самым популярным и распространенным мнением о сущности государства является - социальная и нравственная сущность. Согласно данной теории, в основе государства лежит общечеловеческое и общесоциальное начало. Именно поэтому сущность государства заключается в выражении и защите интересов всего общества, то есть, как бы обязано примирять его, улучшении условий жизни для всех, достижений общей безопасности, создавать различные социальные блага для всех членов общества с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого.
Следующей концепцией, на которую стоит обратить внимание и проанализировать, является -юридическая и территориальная сущность государства. Данная концепция подразумевает, что государство является организацией власти на определенной территории, строящейся на соблюдении права.
Далее весьма популярной концепцией является концепция, описывающая классовую сущность государства. Представители данного движения считали, что сущность государства обусловливается диктатурой одного класса над другим, с сопутствующим отсутствием единых общественных целей.
Но ключевая необходимость государства в современном обществе заключается в том, что оно, обеспечивает и поддерживает целостность всего общества, являясь так называемым политическим стержнем, с максимальной концентрацией власти. Также оно выполняет определенный ряд функций, благодаря которым поддерживается нормальная жизнедеятельность и функционирование всего общества.
Функции государства - это ключевые направления деятельности, которые выражают и конкретизируют его сущность, политическое, социальное и духовное назначение в обществе, а также совокупность присущих ему форм и методов выполнения основных целей и задач государства по управлению обществом [3].
За многолетний опыт исследования государства, сформировались разнообразные критерии, а соответственно и классификации функций государства.
Первым критерием является время действия. Данный критерий подразумевает деление функций государства на постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, свойственны какому-либо государству на протяжении всех этапов его существования и развития. Временные же функции, напротив, присущи какому-либо государству в определенной конкретно-исторической обстановке.
Вторым критерием является направленность (или сфера направленности). Данный критерий подразумевает деление функция государства на внутренние и внешние. Внутренние функции определяют деятельность государства непосредственно внутри страны. То есть подразумевают решение насущных проблем в обществе. Внешние же функции определяют деятельность государства на международной арене (за его пределами).
Если провести сравнение по значимости между внутренними и внешними функциями, то можно абсолютно точно утверждать, что наиболее важными в данной взаимосвязи являются - внутренние. Так как именно внутренняя обстановка государства (состояние сфер жизнедеятельности общества в целом) определяет позицию государства на мировой арене (взаимоотношения с другими государствами).
Третьим критерием является сфера жизни общества. Соответственно, данный критерий предпо-
лагает деление функций государства в соответствии со сферами общественной жизни. То есть также как и сферы общественной жизни, выделяют политические, социальные, экономические и духовные функции.
Экономическая функция определяет роль государства в поддержании развития и стабильности хозяйственной сферы. В нашей стране рыночная экономика, для которой являются характерными свобода рыночных отношений, защита права собственности и т.д.
Для экономической функции современного российского государства характерны следующие направления деятельности:
- совершенствование российской экономики в целом. То есть создание оптимизированной экономики, при которой в конечном счете будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку;
- оказание определенной поддержки, путем использования различных льгот и налоговых послаблений, в основном для стратегически и социально значимых для развития производственной сферы внутри страны, способных оказать высокую конкуренцию на международной арене производств;
- активная борьба с монополизацией производства;
- всесторонняя поддержка производителей (предпринимателей), с целью развития производственной сферы и усиления экономики в целом;
- защита и охрана интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке;
- проведение реформ по совершенствованию экономики в аграрном секторе, в которых на первый план выходит обеспечение права частной собственности на землю;
- систематическая и четко спланированная политика, целью которой является снижение темпов инфляции и сдерживание роста цен;
- использование различных мер, направленных на препятствование спаду и снижению темпов производства в стране.
Если обратиться к Конституции РФ, то в статье 7 закреплено, что: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Теперь раскроем более подробно содержание социальной функции:
- в государстве защищаются и обеспечиваются права на труд и здоровье людей;
- официально определяется гарантированный и обеспечиваемый государством минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
- социальная политика государства по обеспечению активной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развивается и совершенствуется система общественных служб;
- определяются государственные пенсии, пособия и иные обязательства общественной защиты.
Социальная функция государства ориентирована на снижение и форсирование таких трудностей современного этапа развития государства, как нищета, усиления неравенства, рост безработицы, на регулирование уровня жизни населения и более равномерное распределение экономических трудностей между различными группами (слоями) населения.
В наше время, согласно Конституции РФ статьи 44 «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности», а, следовательно, функция развития культуры, науки и образования основывается на принципах идеологического многообразия. В связи, с которым в государстве не может устанавливаться какая-либо идеология в качестве государственной и обязательной для всех.
Содержание этой функции сегодня составляют:
- всесторонняя государственная поддержка развития и совершенствования различных направлений и областей культурной сферы жизни общества;
- оберегание и поддержание должного состояния историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек;
- государственное финансирование совершенствования науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия;
- организация необходимых условий для творческой деятельности научных коллективов и для
свободной состязательности различных школ и направлений;
- содействие развитию фундаментальных теоретических знаний и исследований и совершенно новых нано-технологий;
- эффективное и целесообразное применение образовательного и научного потенциала высшей школы;
- развитие интеграции науки и высшего образования.
Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Объективной причиной появления данной государственной функции, является последствия научно-технической революции.
Несмотря на то, что для людей научно-техническая революция создала огромные экономические и производственные блага, для окружающей среды и мировой экологии она вызвала ряд негативных последствий, а именно: способствовала загрязнению воздуха и водных источников, повышению уровня радиации, созданию угрозы существования флоры и фауны, здоровью и жизни человека.
Как известно, наука и производство не стоят на месте. В связи с этим, экологическая функция с каждым годом становится все более и более актуальной и важной как внутри страны, так и в глобальном мировом масштабе. И смело можно сказать, что от качества принимаемых мер по решению данной проблемы, зависит будущее всего человечества.
Основное содержание экологической функции составляют государственное регулирование и координация деятельности в сфере защиты окружающей среды, регулирования пользованием благами, которые нам дает природа, поддержание и совершенствование экологической безопасности, оздоровление и улучшение состояния окружающей среды.
При помощи законодательства государство создало систему правового контроля природопользования, обязуется обеспечивать своим гражданам нормальную среду обитания. С помощью законодательства (Конституция РФ и законы РФ «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и др.) государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обя-
зательства перед своими гражданами по обеспечению благоприятной среды обитания.
Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. А значит обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, защита и реализация политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
Также, в статье 8 Конституции РФ «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Соответственно обязанностью государства помимо защиты прав и свобод граждан, является правовая защита всех форм собственности в стране.
В настоящее время наметилась тенденция роста отдельных видов преступности (в первую очередь, экстремистской направленности), которая представляет непосредственную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Следовательно, возрастает значение охраны общественной безопасности и правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений, в первую очередь посредством применения комплекса профилактических мер.
Уголовный кодекс РФ занимает ключевую позицию в правовом обеспечении по борьбе с преступностью. Также немаловажное значение в этом принимают законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие нормативные акты, обеспечивающие правовое обеспечение по борьбе с преступностью.
За всю историю существования и развития государств, функции постоянно менялись. Одни переставали быть целесообразными, а другие, напротив, становились более актуальными и даже необходимыми для поддержания развития государства - это касается как внутренних, так и внешних функций.
В современный период, основными задачами внешней политики Российской Федерации считаются:
- постепенное выдвижение, развитие, отстаивание интересов Российской Федерации на мировой арене;
- всестороннее сотрудничество и открытость для переговоров на международной арене;
- создание необходимых условий для беспрепятственного развития внутри страны и проведения новых реформ (и прочих нововведений);
- защита прав, жизни и достоинства граждан России даже за ее пределами.
На протяжении всей истории развития государств, существовала необходимость защищать свои границы, во избежание захвата территории врагом. Хоть и обстановка на международной арене относительно улучшилась, по сравнению с прошлым, все равно существуют проблемы и конфликты интересов, которые в любой момент могут вылиться в открытую конфронтацию с применением армии и различных видов вооружения. Именно поэтому, одной из наиболее актуальных и важных внешнеполитических функций остается - функция обороны страны. Соответственно этой функции, Вооруженные силы РФ имеют следующие ключевые задачи:
- отражение агрессии, направленной против РФ;
- вооруженная защита территориальной целостности и неприкосновенности РФ;
- выполнение задач в соответствии с международными договорами.
Согласно функции обеспечения мира и поддержания мирового порядка, можно выделить несколько основных направлений деятельности Российской Федерации по обеспечению реализации данной функции:
- предотвращение начала какой-либо войны;
- усиление обязательных для всех стран режимов нераспространения оружия массового уничтожения, новейших военных технологий и прочего оружия, запрещенного международными договорами и соглашениями, с целью поддержания мира;
- усиление и увеличение количества мер и способов по контролю за международной торговлей оружием, учитывая при этом интересы РФ.
Также, стоит отметить, что Россия имеет достаточно выгодное геополитическое положение, одну из самых сильных и больших по численности армий мира, высокий авторитет и влияние на мировой арене. Именно поэтому, в силу имеющегося потенциала РФ обязана поддерживать стабильность и
порядок в мире и благодаря своему влиянию и силе не допускать новых войн или каких-либо вооруженных столкновений.
Все системы (сферы) общественной жизни (политическая, экономическая, социальная, духовная) находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и какие-либо изменения в одной оказывают непосредственное влияние на нормальное функционирование других сферы. Но все же именно политическая деятельность занимается непосредственной организацией и выстраиванием нормальной работы других сфер общественной жизни (социальной, экономической и духовной). Соответственно политика оказывает сильное влияние на функционирование и жизнедеятельность всего общества в целом.
Из всех существующих общественных организаций, политических институтов в политической системе общества, самым важным элементом является - государство. Место государства в первую очередь обусловливается тем, что государство представляет собой главное средство реализации политической деятельности, направленной на поддержание целостности и общую организацию всего общества. Именно поэтому около государственной власти всегда наблюдается постоянно возрастающее количество разнообразных взаимоотношений между субъектами политической власти, основной задачей которых, как правило, является захват, удержание и использование государственной власти.
Государство представляет собой единственный полновластный субъект политической системы, обладающий наиболее обширным количеством полномочий (законодательные, судебные, управленческие, контрольные и др.) на территории, ему подвластной. В отличие от государства, другие политические организации обладают меньшим числом полномочий и свойств. Также их юрисдикция распространяется исключительно на участников данного субъекта политической системы общества, различные меры принуждения подобные организации также могут применять исключительно по отношению к своим участникам. Если государство, как указывалось выше, выражает интересы всего
общества, то другие политические организации действуют исключительно в собственных интересах. Если государство обладает монополией на правотворчество на всей ему подвластной территории, то иные субъекты политической системы, могут создавать нормативные акты, распространяющиеся исключительно на членов данной организации (объединения). Также только в исключительную компетенцию государства входит принудительное взимание налогов с населения. Другие организации имеют право взимать различные платежи (к примеру, членские взносы) исключительно со своих участников (и то на добровольной основе). Только государство характеризуется наличием суверенитета, и именно оно выстраивает правовой режим, которому обязаны подчиняться и соблюдать его остальные субъекты политической системы общества.
Соответственно, не взирая на особенности определенной политической системы и специфики взаимодействия и взаимоотношения субъектов политической власти, государство, определяя правовой режим в обществе и направления его развития и функционирования в целом, признается центральным элементом политической системы и всего общества в целом.
Литература
1. Иванова Ю.А. Функции современного российского государства: актуальные аспекты // Государственная служба и кадры. № 4. 2015. С.33-35.
2. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.: Издательство «Зерцало», 2019. 720 с.
3. Соколов Н.Я., Федорченко А.А., Шагие-ва Р.В. Теория государства и права: учебник / отв. ред. Р.В. Шагиева. М.: Проспект, 2019. 520 с.
4. Эриашвили Н.Д. О генезисе федерализма в Российской Федерации // Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 1. С. 105-108.
5. Эриашвили Н.Д. О федеративном устройстве Российской Федерации // Образование и право. 2019. № 1. С. 40-43.