Научная статья на тему '«Государство, требуя от предприятий выполнения природоохранных мероприятий, свои собственные обязанности не торопится выполнять»'

«Государство, требуя от предприятий выполнения природоохранных мероприятий, свои собственные обязанности не торопится выполнять» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ENVIRONMENTAL PROTECTION / ENVIRONMENTAL SITUATION IN RUSSIA AND IN SVERDLOVSK REGION / RECYCLING AND DISPOSAL OF WASTE / THE PROGRAM "ELIMINATION OF ACCUMULATED ENVIRONMENTAL DAMAGE FOR 2014-2025" / TECHNOLOGIES OF WASTE PROCESSING / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / AIR POLLUTION / ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / THE COMPETITION OF RESEARCH PROJECTS OF STUDENTS AND YOUNG SCIENTISTS "EURASIA GREEN" / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РОССИИ И В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ / УТИЛИЗАЦИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ / ПРОГРАММА "ЛИКВИДАЦИЯ НАКОПЛЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА НА 2014-2025 ГОДЫ" / ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ "ЕВРАЗИЯ GREEN"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахальчак Галина Юрьевна

2017 год пройдет в России под знаком Года экологии. В соответствующем указе Президента РФ говорится, что проведение такого года поможет привлечь внимание широкой общественности к «вопросам экологического развития страны, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности». Проблемы охраны окружающей среды чрезвычайно актуальны для современной России. Долгое время вопросы государственной экологической политики оставались, по сути, на обочине господствующих в российской власти идеологических течений. Сегодня, как говорят эксперты, наметились определенные позитивные сдвиги. Текущее состояние дел в экологической отрасли мы обсудили с кандидатом экономических наук, профессором кафедры корпоративной экономики и управления бизнесом Уральского государственного экономического университета Галиной Пахальчак. Галина Юрьевна с 2001 года по 2009 год работала в должности первого заместителя Министра природных ресурсов Свердловской области, а сегодня возглавляет общественный совет при этом ведомстве. Наш эксперт считает, что сегодняшнее российское законодательство не стимулирует природоохранную деятельность. Ситуация далека от идеальной как в целом по России, так и в отдельных регионах. Средний Урал, к примеру, по количеству накопленных отходов занимает третье место в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE, DEMANDING ENTERPRISES TO KEEP CONSERVATION MEASURES, DOESN’T HURRY TO PERFORM THEIR OWN DUTIES

2017 is a year of ecology in Russia. In the corresponding decree of the Russian Federation president it is told that holding this year may attract attention of general public to “problems of the country ’s ecological development, saving biological diversity and providing ecological security”. Environmental protection problems are very urgent for the modern Russia. For a long time the problems of state ecological policy were not actual for Russian power ’s ideological ideas. Today, as the exports say, one can see positive progress. The current state in the field of ecology we have discussed with Galina Pakhalchak, Candidate of Economics, Professor of the department of corporate economics and business management of Ural State University of Economics. From 2001 to 2009 Galina Yuriyevna was a deputy of the Minister of natural resources of Sverdlovsk Region, and today she is a head of community board of this department. Our expert believes that today Russian legislation doesn’t stimulate conservation activity. The situation is far from ideal one in Russia, and in some regions as well. The middle Ural, for example, according to accumulated wastes holds the third place in Russia.

Текст научной работы на тему ««Государство, требуя от предприятий выполнения природоохранных мероприятий, свои собственные обязанности не торопится выполнять»»

«ГОСУДАРСТВО, ТРЕБУЯ ОТ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕ ТОРОПИТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ»

ПАХАЛЬЧАКГалина Юрьевна

кандидат экономических наук, профессор кафедры корпоративной экономики и управления бизнесом Уральского государственного экономического университета

Карьера

С 2001 года по 2009 год трудилась в должности первого заместителя министра природных ресурсов Свердловской области. Вице-президент НП « Уральская ассоциация экологически ответственных предприятий», председатель Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области. Эксперт Общественной палаты Свердловской области.

Награды

Награждена орденом «Знак почета IIстепени».

2017 год в России объявлен Годом экологии. В соответствующем указе Президента РФ говорится, что проведение такого года поможет привлечь внимание широкой общественности к «вопросам экологического развития страны, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности». Проблемы охраны окружающей среды чрезвычайно актуальны для современной России. Долгое время вопросы государственной экологической политики оставались, по сути, на обочине господствующих в российской власти идеологических течений. Сегодня, как говорят эксперты, наметились определенные позитивные сдвиги.

О текущем состоянии дел в экологической отрасли мы беседуем с кандидатом экономических наук, профессором кафедры корпоративной экономики и управления бизнесом Уральского государственного экономического университета Галиной ПАХАЛЬЧАК.

- Галина Юрьевна, довольно широко распространено мнение, что несмотря на принимаемые меры экологическая обстановка в России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Вы с этим согласны?

- Это действительно так, ситуация далека от идеальной. И в целом по России, и в отдельных регионах. Если взять Свердловскую область, то у нас высокая степень загрязнения атмосферного воздуха в промышленных

городах, качество воды большинства водных объектов не соответствует нормативным требованиям, загрязнены почвы, по количеству накопленных отходов мы занимаем третье место в стране - у нас более 9 миллиардов тонн отходов размещено. По сути, площадь, которую занимают у нас отходы, равна площади стран Бенилюкса. То есть в стране есть огромные экологические проблемы. И сказать, что государство очень много делает для решения этих проблем, я, как человек, работавший долгое время в органах государственной власти, а сейчас - в постоянном взаимодействии с предприятиями, к сожалению, не могу. У нас периодически объявляют Год экологии. Один мы уже прожили, следующий год - 2017-й - снова будет проходить под знаком охраны окружающей среды. Но что мы видим в реальности? В реальности мы видим, что государство, требуя от предприятий выполнения природоохранных мероприятий, свои собственные обязанности не торопится выполнять. Сегодняшнее законодательство не стимулирует природоохранную деятельность. В 2014-2015 годах в Закон «Об охране окружающей среды» и в Закон «Об отходах и потреблении» внесли очень много поправок, но все эти изменения не являются нормами прямого действия. Для того чтобы они начали работать, нужно принять большое количество подзаконных актов. А их нет. Поэтому у предприятий возникают большие проблемы по организации своей природоохранной деятельности. Самый больной вопрос, который тревожит многих природопользователей, это вопрос, связанный с лицензированием деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности. С 1 июля текущего года поменялась система лицензирования: к лицензируемым ранее двум видам деятельности (утилизация и размещение отходов) прибавилось еще четыре - сбор, транспортирование, обработка и обезвреживание отходов. Многие предприятия оказались в непростом положении, потому что старые лицензии уже не будут действовать, а новые они получить не успевают. Надо сказать, что эта норма должна была вступить в силу еще 1 января 2016 года, но под давлением крупного бизнеса сроки перенесли на 1 июля. Начиная с этого дня, за отсутствие оформленной по новым

требованиям лицензии природопользователь будет наказан. Я считаю такое отношение неправильным, потому что, повторяю, государство не приняло своевременно подзаконные акты, которые должны были четко определить порядок оформления документов.

Особенно сложная ситуация возникает у предприятий, обеспечивающих обращение с твердыми бытовыми отходами (правильнее пользоваться новым термином - ТКО - твердые коммунальные отходы). Промышленные отходы - прерогатива промпредприятий и ответственность за их безопасное размещение или переработку несут предприятия, а за безопасное обращение с ТКО отвечали по ранее действующему законодательству муниципалитеты. Сейчас полномочия по обращению с ТКО переданы субъектам федерации, но практически в организации этой деятельности ничего не изменилось. Ситуация с полигонами в Свердловской области продолжает оставаться напряженной. Около 30% действующих полигонов не имеет надлежащим образом оформленных документов: нет землеотводов, проектной документации, полигоны не включены в федеральный реестр объектов размещения отходов и т. д. Поэтому с 1 июля у многих эксплуатирующих эти полигоны предприятий возникнут серьезные проблемы с природонадзорными органами.

- И что с ними будет дальше?

- Если предприятие работает без лицензии, включается система наказаний: пятикратный размер платы за размещение отходов, предписания по приостановке деятельности, штрафы. Вообще, теоретически считается, что мусорный бизнес - очень выгодное дело. Но по факту предприятия, которые работают с отходами, весьма далеки от заоблачных прибылей. Проблем у них очень много. Почему? Потому что для нормальной работы объекта необходимо оформить все правоустанавливающие документы: сделать проект, землеотвод, получить лицензию, оформить паспорта. Многие полигоны, которые действуют в стране, создавались десятилетия назад, когда не было таких жестких требований. Когда требования появились, для того чтобы им соответствовать, нужно было выделять финансовые

средства, а у муниципальной власти их было недостаточно. Были попытки передачи полигонов в частные руки. Например, в городе Березовском. И сразу возникли финансовые проблемы между властью и бизнесом. Потому что любой частный бизнес ориентирован на получение прибыли. Он устанавливает свою цену на прием отходов. Но существует государственная ценовая политика, которую реализует Региональная энергетическая комиссия, и тут у собственника начинаются проблемы: как включить в тариф инвестиционную составляющую (ведь создание эффективного бизнеса требует серьезных капитальных вложений), не превысив размер предельного тарифа? Кстати, в соответствии с новым законодательством в сфере ТБО на 1 января 2016 года должен был быть утвержден новый порядок расчета тарифов. Однако только 30 мая 2016 года Правительство РФ утвердило Основы ценообразования и правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО и дало поручение Федеральной антимонопольной службе в 4-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. То есть по новым правилам будут проводиться расчеты тарифов только в 2017 году, и будем надеяться, что в них будут учтены интересы потенциальных инвесторов.

Для реализации требований нового законодательства по обращению с отходами нужны значительные финансовые ресурсы. Для того чтобы сейчас, например, привести в порядок Широкореченский полигон в Екатеринбурге и создать на его площадке эффективное предприятие по переработке ТКО, потребуются даже не миллионные, а миллиардные вложения! А сколько нужно, чтобы навести порядок на всех объектах складирования ТКО в населенных пунктах нашей области и других регионов России? Таких средств ни в областных, ни в местных бюджетах нет. Поэтому необходимо привлекать к решению проблемы частных инвесторов, развивая механизмы экономического

стимулирования их инициатив. В свое время в Свердловской области в рамках бюджета были предусмотрены льготные кредиты, ко -торые выдавались предприятиям для внедрения технологий по переработке отходов. На сегодняшний день таких льготных кредитов практически нет. Новым законом, кстати, предусмотрен возврат к тому механизму, который действовал в России почти десять лет - с 1990 года по 2000 год. Тогда было разрешено часть платы за негативное размещение отходов оставлять предприятию, если оно выполняет природоохранные мероприятия. Потом эту норму забыли и до последних лет никак не стимулировали экологическую деятельность. Теперь этот пункт снова появился в законе. Это хороший шаг вперед. Но! Норма была введена еще в декабре 2014 года, а подзаконного акта до сих пор нет. То есть с точки зрения законодательства есть пробелы, с точки зрения финансового обеспечения есть возможность привлечь инвесторов в случае создания взаимовыгодных условий взаимодействия власти и бизнеса.

Возвращаясь к вопросу ранее накопленных отходов. Мы знаем, что на Урале промышленность развивается уже более трехсот лет. Металлургия, горнодобывающее производство и так далее. У всех предприятий в результате производственной деятельности образуются отходы, размещение которых осуществляется на специальных объектах (шла-монакопителях). После приватизации в 1990-х годах из 307 объектов размещения отходов 37 объектов (12,1%) оказались бесхозными. При отсутствии собственника ответственность за поддержание экологической безопасности на этих объектах несут муниципалитет и правительство субъекта федерации. Вот, например, всем известные шламонакопители ликвидированных Лёвихинского и Дягтярско-го рудников. Если ими не заниматься, они могут оказать негативное влияние на источники питьевого водоснабжения Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Во избежание этого более 50 миллионов рублей ежегодно из областного бюджета Свердловской области направляется на нейтрализацию размещенных в этих накопителях отходов. Такие объекты относятся к категории объектов ранее накопленного экологического ущерба.

- То есть именно для таких объектов создавалась федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы»?

- Совершенно верно. Но эта программа так и не была принята! Говорят о ней на разных уровнях власти уже лет 15. Правительство Свердловской области не раз направляло в адрес Росприроднадзора свои предложения по включению в программу областных объектов ранее накопленного экологического ущерба. Кроме Лёвихинского и Дегтярского шламонакопителей там фигурируют шламо-накопитель «Хромпика», в котором содержится токсичный шестивалентный хром, ряд других объектов. На Всероссийском съезде по охране окружающей среды, который состоялся в Москве в 2013 году, представители субъектов РФ и бизнеса снова поднимали вопрос о принятии этой программы, что было отражено в резолюции съезда, но дело опять было отложено, поскольку сегодня в стране сложилась не самая благоприятная ситуация для решения экологических проблем.

- И тем не менее их необходимо решать...

- Безусловно, потому что они усугубляются. От решения экологических проблем зависит качество жизни населения, по уровню которого мы еще отстаем от многих экономически развитых стран. Вернемся к теме твердых коммунальных отходов. Вот

если у промышленных отходов есть хозяин, собственник, то он худо-бедно решает проблему переработки отходов. На многих крупных предприятиях, таких как СУМЗ, НТМК, Северский трубный завод, «Русский хром», ПНТЗ, текущие отходы перерабатываются практически на 100%. В то же время существуют целые отрасли, в которых решение проблем, связанных с отходами, никак не сдвинется с мертвой точки. Например, алюминиевое производство: Богословский алюминиевый завод, Уральский алюминиевый завод. Там поиск технологий переработки отходов (красных шламов) продолжается, поскольку предлагаемые на сегодняшний день экономически нерентабельны.

С твердыми коммунальными отходами ситуация еще сложнее. Законом все основные полномочия по обращению с ними ложатся на плечи субъекта федерации. В законе говорится, что субъект федерации должен выбрать регионального оператора, который будет управлять процессом обращения с ТКО. Но на сегодняшний день ничего до конца не решено: подзаконных актов Правительства РФ, определяющих порядок их выбора и организации работы, нет. Поэтому никакого регионального оператора в Свердловской области нет, как нет областной программы и территориальной схемы по обращению с отходами, наличие которых тоже предусмотрено законодательством. Причина? Множество правовых дыр. По инерции за эту рабо-

ту у нас все еще отвечают муниципалитеты. Вы, наверное, слышали, что администрация города Нижний Тагил пытается самостоятельно найти партнера, инвестора, который мог бы вложиться в строительство нового полигона ТКО на основе частно-государственного партнерства. Я считаю, что данный механизм мог бы хорошо продвинуть решение этого вопроса. То есть государство передает в аренду имущественные комплексы, устанавливает какие-то налоговые льготы, дает возможность включать в тарифы на обращение с ТКО инвестиционную составляющую. Инвестор, в свою очередь, вкладывает собственные либо заемные средства в строительство объекта. Такой альянс государства и бизнеса, на мой взгляд, очень перспективен. Но, к сожалению, мы все знаем пословицу про то, как русский мужик долго запрягает. Мы все запрягаем, запрягаем и никак не поедем.

- Бич многих больших городов - стихийные свалки. Как Вы считаете, почему нам не удается справиться с этой бедой?

- Постоянно меняется законодательство. То мы его смягчаем, то ужесточаем. Не так давно было отменено обязательное лицензирование деятельности по сбору и транспортированию отходов. Поскольку сейчас любая деятельность, которая финансируется за счет бюджетных средств, осуществляется на конкурсной основе, а главным ориентиром в конкурсе является цена, то в итоге среди исполнителей контрактов оказались дешевые и не очень добросовестные компании. Они выигрывали конкурсы, не имея ни техники, ни специалистов. В результате отходы оказывались в лесах и на обочинах дорог. Сейчас опять ввели лицензирование сбора и транспортирования отходов, то есть повышаются ответственность и контроль за организациями, осуществляющими эти виды деятельности. Надеюсь, что это как-то улучшит ситуацию. Кстати, я считаю, что в последние годы наши дороги стали чище. Вспоминаю, как десять лет назад в области была принята программа «За чистый Урал» по борьбе с несанкционированными свалками, как много мы работали со «Свердловскавтодором» по обеспечению чистоты придорожных полос. Думаю, все это принесло положительные результаты.

- Как выглядит сегодня экологическая карта Свердловской области? Где самые грязные территории?

- Карта меняется. У нас есть 13 городов, где размещены предприятия металлургического, химического, энергетического комплексов. Это априори сложные предприятия. Нельзя сказать, что в этих городах все в порядке с воздухом, почвой и водой. Но, по оценке областного Министерства природных ресурсов и экологии, с 2010 года по 2015 год суммарные выбросы предприятий в атмосферу сократились на 15%. В Екатеринбурге и в Нижнем Тагиле уже не регистрируются экстремально высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха. Все эти улучшения стали возможны благодаря взаимодействию Правительства области и крупных предприятий, заключивших соглашения о совместной природоохранной деятельности, а также благодаря повышению качества автомобильного топлива и строительству объездных дорог. Но, безусловно, необходимо еще очень много сделать для того, чтобы мы жили в комфортной среде обитания.

- В последние годы в России практически ничего не слышно о деятельности экологической общественности. Если раньше имена были у всех на слуху, то сегодня невозможно вспомнить ни одну фамилию.

- Я не могу с этим согласиться. Есть очень сильные группы общественников, например, в Первоуральске. Там есть такой лидер - Плюснин Владимир Серафимович. Он является заместителем председателя областного совета Всероссийского общества охраны окружающей среды. Это очень активная организация. В настоящее время они ведут переговоры с «Хромпиком», с Первоураль-ским новотрубным заводом. У них довольно жесткая позиция. Выступают за минимизацию производственных отходов. В Нижнем Тагиле действует организация «Экоправо», руководитель - Волегов Андрей Николаевич, которая борется за право тагильчан пить качественную питьевую воду.

В Дегтярске действует очень серьезная группа общественников, которая препятствует строительству сурьмяного завода. Об этом очень много пишут в прессе. Если бы эта группа не отстаивала своих позиций, то за-

вод, наверное, уже был бы построен. Думаю, что они пойдут до конца и этого предприятия там не будет. Хотя у лоббистов завода очень серьезные доводы: они утверждают, что технология переработки сурьмяных отходов достаточно чистая, аналогичные предприятия есть в Европе и т.д. Но в Дегтярске и так очень плохая экологическая обстановка - старое производство оставило после себя шламонакопите-ли. Дегтярский узел, опять же, связан с Волчи-хинским водохранилищем, которое является источником питьевой воды для екатеринбурж-цев. Поэтому я, как жительница Екатеринбурга, тоже не проголосовала бы за сурьмяной завод. То, что общественники привлекают внимание к этому объекту, очень важно.

Кроме того, есть общественные организации, объединяющие людей по принципу профессиональных интересов. В качестве примера можно привести НП «Уральская ассоциация экологически ответственных предприятий», в которую входят руководители предприятий, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, и представители науки и образования. Целью подобных организаций является информационная и правовая поддержка их членов, а также формирование вопросов и предложений в адрес органов власти в части совершенствования нормативно-правового обеспечения экологической деятельности.

- Галина Юрьевна, Вы уже долгие годы работаете в образовании, в высшей школе. Как по-Вашему, нынешняя молодежь не потеряла интерес к профессии эколога?

- Знаете, не так давно мне довелось побывать на юбилее кафедры в лесотехническом университете, которая выпускает инженеров-экологов. С большим удовольствием познакомилась с нынешними студентами, повстречалась с выпускниками. Очень хорошая кафедра, замечательные специалисты! Это именно инженеры, то есть у них развито инженерное мышление и при этом сформирована экологическая ответственность. Профессия востребована, интерес у ребят есть. К сожалению, в УрГЭУ кафедры природопользования как таковой сегодня нет, она соединилась с другой кафедрой, но все равно эта тема у нас звучит. Шесть лет в УрГЭУ в рамках Евразийского

экономического форума молодежи проводится конкурс научно-исследовательских проектов студентов и молодых ученых «Евразия Green». В конкурсе есть три номинации: первая - «экологическая ответственность бизнеса, инженерные и технологические решения», вторая - «экономические и правовые вопросы охраны окружающей среды» и третья -«экологическая культура, образование и воспитание». Нам присылают работы студенты из других городов и стран. В этом году поступило более 60 работ. В том числе из Индии, Чили, Бангладеш, Казахстана. У молодых исследователей есть свое видение, как решать экологические проблемы, многие работы были как раз связаны с переработкой отходов. Они думают об альтернативных источниках энергии, о выращивании экологически чистых продуктов. Очень интересно было наблюдать, с каким воодушевлением ребята защищали свои работы. Хотелось бы отметить и поблагодарить наших постоянных партнеров и спонсоров: Среднеуральский медеплавильный завод, Русскую медную компанию, ООО «ЭНВИРО-ХЕМИ ГмбХ» (Германия), российско-бельгийское предприятие «Про-лайм», НП «Уральская ассоциация экологически ответственных предприятий», которые помогают нам поощрять победителей конкурса очень достойными призами.

Вообще, я считаю экологическое образование, формирование экологической культуры очень важным направлением экологической деятельности. И этот вопрос, наряду с другими вопросами организации природоохранной деятельности, обсуждался на экологическом форуме «Сила Урала: здоровая окружающая среда», организованном Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области. Форум прошел в июле на площадке УрГЭУ и собрал большой круг экологов муниципальных образований, предприятий, научных и образовательных учреждений и общественных организаций. Специалисты обсудили итоги природоохранной деятельности за прошлый год и приняли к исполнению задачи по повышению качества окружающей среды в Свердловской области на перспективу.

Беседовала Ольга Иванова

«ГОСУДАРСТВО, ТРЕБУЯ ОТ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕ ТОРОПИТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ»

Г.Ю. Пахальчак, кандидат экономических наук, профессор кафедры корпоративной экономики и управления бизнесом Уральского государственного экономического университета

2017 год пройдет в России под знаком Года экологии. В соответствующем указе Президента РФ говорится, что проведение такого года поможет привлечь внимание широкой общественности к «вопросам экологического развития страны, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности». Проблемы охраны окружающей среды чрезвычайно актуальны для современной России. Долгое время вопросы государственной экологической политики оставались, по сути, на обочине господствующих в российской власти идеологических течений. Сегодня, как говорят эксперты, наметились определенные позитивные сдвиги. Текущее состояние дел в экологической отрасли мы обсудили с кандидатом экономических наук, профессором кафедры корпоративной экономики и управления бизнесом Уральского государственного экономического университета Галиной Пахальчак. Галина Юрьевна с 2001 года по 2009 год работала в должности первого заместителя Министра природных ресурсов Свердловской области, а сегодня возглавляет общественный совет при этом ведомстве. Наш эксперт считает, что сегодняшнее российское законодательство не стимулирует природоохранную деятельность. Ситуация далека от идеальной как в целом по России, так и в отдельных регионах. Средний Урал, к примеру, по количеству накопленных отходов занимает третье место в стране.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологическая обстановка в России и в Свердловской области, утилизация и размещение отходов, программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы», технологии переработки отходов, природоохранная деятельность, загрязнения атмосферного воздуха, экологическая ответственность бизнеса, конкурс научно-исследовательских проектов студентов и молодых ученых «Евразия Green».

THE STATE, DEMANDING ENTERPRISES TO KEEP CONSERVATION MEASURES, DOESN'T HURRY TO PERFORM THEIR OWN DUTIES

G.Y. Pakhalchak, Candidate of Economics, Professor, The department of corporate economics and business management of Ural State University of Economics

2017 is a year of ecology in Russia. In the corresponding decree of the Russian Federation president it is told that holding this year may attract attention of general public to "problems of the country's ecological development, saving biological diversity and providing ecological security". Environmental protection problems are very urgent for the modern Russia. For a long time the problems of state ecological policy were not actual for Russian power's ideological ideas. Today, as the exports say, one can see positive progress. The current state in the field of ecology we have discussed with Galina Pakhalchak, Candidate of Economics, Professor of the department of corporate economics and business management of Ural State University of Economics. From 2001 to 2009 Galina Yuriyevna was a deputy of the Minister of natural resources of Sverdlovsk Region, and today she is a head of community board of this department. Our expert believes that today Russian legislation doesn't stimulate conservation activity. The situation is far from ideal one in Russia, and in some regions as well. The middle Ural, for example, according to accumulated wastes holds the third place in Russia.

Key words: environmental protection, environmental situation in Russia and in Sverdlovsk region, recycling and disposal of waste, the program «Elimination of accumulated environmental damage for 2014-2025», technologies of waste processing, environmental management, air pollution, environmental responsibility of business, the competition of research projects of students and young scientists «Eurasia Green».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.