Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2017. № 2
СОВРЕМЕННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
О.Е. Казьмина
ГОСУДАРСТВО, ШКОЛА И ЦЕРКОВЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ В АДАПТАЦИИ и интеграции беженцев И ИММИГРАНТОВ В США*
В статье на примере США анализируется сотрудничество государства и религиозных организаций в образовательных проектах, нацеленных на адаптацию и интеграцию беженцев и иммигрантов в принимающее общество. Работа написана на основе полевого материала автора, собранного во время поездок в Джорджию в 2014, 2015 и 2016 гг. Целью данной статьи является определение параметров сотрудничества государства и религиозных организаций в социальных проектах, связанных с образованием, оценка эффективности действий религиозных организаций в адаптации и интеграции беженцев и иммигрантов в США. Исследуемая тема приобретает особую актуальность, поскольку задача адаптации беженцев и иммигрантов, а также их интеграции в принимающее общество остро стоит в настоящее время во многих странах.
Ключевые слова: школа, образование, церковь, религиозные организации, беженцы, иммигранты, адаптация, интеграция, государство, законодательство, благотворительность, миссионерство, США.
On the example of the USA the article analyzes the cooperation of the state and religious organizations in the educational projects aimed at the adaptation and integration of refugees and immigrants into the host society. The paper is predominantly written based on the author's field materials collected during the trips to Georgia in 2014, 2015 and 2016. The goal of the article is to consider the parameters of the cooperation between the state and religious organizations in the social projects connected with education, to understand the efficiency of the involvement of the religious organizations in such projects for the success of the adaptation and integration of refugees and immigrants in the USA. The topic is timely since many countries currently face the task of the adaptation of refugees and immigrants, as well as their integration into the host society.
Keywords: school, education, church, religious organizations, refugees, immigrants, adaptation, integration, state, legislation, charity, missionary, USA.
Казьмина Ольга Евгеньевна — доктор исторических наук, профессор, заместитель декана исторического факультета по международному сотрудничеству МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
* Статья написана при финансовой поддержке РГНФ. Грант 16-01-50064 а(ф).
В условиях, когда мобильность населения — одно из проявлений глобализации с ее потоками трудовых мигрантов и причина неутихающих политических, этнических и религиозных конфликтов в разных регионах мира — стала реальностью наших дней, во многих развитых странах обострилась проблема интеграции пришлого населения. Для ее решения необходимо сформировать баланс между увеличением культурного многообразия и сохранением собственного культурного своеобразия, наладить безопасные и взаимоприемлемые контакты между принимающим и пришлым населением. Большая роль в таких интеграционных процессах отводится школе и вообще образовательным проектам. Вовлеченные в процесс обучения мигранты могут стать проводниками инкультурации и интеграции в своей семье и шире в своей этнокультурной среде, через них возможно установление взаимосвязей между пришлым и принимающим населением. Полагаю, что эффективность образовательных проектов увеличивается, когда в них задействованы и государство, и различные институты гражданского общества, в том числе организации, созданные усилиями или на базе церквей. В США их называют faith-based organizations. Именно о проектах с участием таких организаций пойдет речь в данной статье.
Тема статьи видится вполне актуальной, поскольку задача адаптации беженцев и иммигрантов, а также их интеграции в принимающее общество остро стоит в настоящее время во многих странах. Проблема возможных параметров сотрудничества государства, школы и религиозных организаций в социальных проектах также является весьма злободневной и дискуссионной.
Проблема сотрудничества христианских организаций с государством в образовании и вообще в социальных проектах актуализирует и некоторые более широкие вопросы. Каковы возможные параметры такого сотрудничества? Работая над проектами в области образования, непременно ли религиозные организации приносят в школу конфессиональную специфику? Есть ли миссионерская составляющая в социальной работе религиозных организаций? Не перерастает ли она в недопустимый прозелитизм?
В данной статье впервые в отечественной историографии на примере США анализируются параметры сотрудничества государства и религиозных организаций в образовательных проектах, нацеленных на интеграцию беженцев и иммигрантов в принимающее общество.
Основным источником при написании статьи стал полевой материал автора, собранный во время поездок в Атланту, Декейтур
и Кларкстон (штат Джорджия) в 2014, 2015 и 2016 гг. посредством наблюдения (в том числе включенного) и неформализованных интервью. Были также привлечены законодательные акты, решения судов, уставные документы школы, созданной для детей беженцев, документы религиозных организаций, вовлеченных в благотворительную деятельность среди беженцев и иммигрантов.
Для более глубокого понимания ситуации была проанализирована научная литература о формате взаимодействия церкви и государства в делах благотворительности и социального служения в США1. Интересный материал представлен в исследованиях о функционировании школьного образования в этой стране, о допустимых рамках вовлеченности в него религиозных организаций и регулировании их деятельности2, об адаптации и интеграции в США иммигрантов и беженцев3. Полезными были и более общие труды о положении религии и деятельности религиозных организаций в США4.
Цель данной статьи — на примере Атланты и Кларкстона определить структуру и признанные допустимыми формы социального служения религиозных организаций в области образования, выявить параметры сотрудничества государства и религиозных организаций в социальных проектах, связанных с образованием, оценить эффективность вовлеченности в такие проекты религиозных организаций для успешности адаптации и интеграции беженцев в США. В статье рассмотрены образовательные программы, создаваемые совместными усилиями государства, религиозных и
1 Bartkowski J.P., Regis H.A. Charitable Choices: Religion, Race, and Poverty in Post-Welfare Era. NY.; L.: New York University Press, 2003; Bretherton L. Christianity and Contemporary Politics: The Conditions and Possibilities of Faithful Witness. Chi-chister (UK); Malden (USA): John Wiley & Sons Ltd., 2010; Sacred Places, Civic Purposes. Should Government Help Faith-Based Charity? / Ed. by E.J. Dionne, Jr., Chen Ming Hsu. Washington: Brookings Institution Press, 2004; Unruh H.R. Saving Souls, Serving Society: Understanding the Faith Factor in Church-based Social Ministry. Oxford; NY.: Oxford University Press, 2005.
2 Strasser M. Religion, Education and the State. An Unprincipled Doctrine in Search of Moorings. Farnham (England); Burlington (USA): Ashgate, 2011.
3 From Arrival to Incorporation. Migrants to the U.S. in a Global Era / Ed. by E.R. Bar-kan, H. Dinner, A.M. Kraut. NY.; L.: New York University Press, 2008; Incorporating Diversity: Rethinking Assimilation in a Multicultural Age / Ed. by P. Kivisto. Boulder, CO: Paradigm, 2005; Alba R., Nee V. Remaking the American Mainstream: Assimilation and Contemporary Immigration. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2003; Spickard P. Almost All Aliens: Race, Immigration, and Colonialism in American History and Identity. NY.: Routledge, 2007.
4 Cm.: Lambert F. Religion in American Politics. A Short History. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2008; Witte J., Jr.; Nichols J.A. Religion and the American Constitutional Experiment. 4th Edition. NY.: Oxford University Press, 2016.
светских общественных организаций и частных лиц и направленные на интеграцию беженцев и иммигрантов в американское общество.
Поскольку важнейшим условием интеграции «нового» населения в американское общество является свободное владение английским языком и хорошее трудоустройство, большинство усилий по адаптации и интеграции беженцев направлено именно на его реализацию. Для этого создаются различные проекты в области образования: от дополнительных занятий по английскому языку, курсов для приобретения определенных навыков до создания специальных школ. Школе принадлежит особенно большая роль. Здесь проходит социализация детей из семей беженцев и иммигрантов, их приобщение к культуре принимающей страны. Вместе с детьми отчасти интегрируются и их родители. Школа позволяет не только обучающимся там детям беженцев и иммигрантов, но и через детей в определенной степени их родителям, постичь основы истории и культуры принимающей страны, ее законодательство и нормы повседневного и бытового поведения. Школа выступает важным каналом, через который «новое» население адаптируется к стандартам принимающего общества. Однако здесь неизбежно возникают вызовы и проблемы для всех вовлеченных сторон, «смягчить» которые призваны программы социального служения.
При работе над данной статьей в центре моего внимания был городок Кларкстон, непосредственно примыкающий к Атланте — столице штата Джорджия и ее крупнейшему городу. В прошлом Кларкстон был типичным маленьким городом американского Юга. Почти все его население составляли консервативные белые южане-протестанты, в основном представители среднего класса. Однако с конца 1970-х гг. город стал быстро меняться. Сначала незадолго до этого построенные здесь квартирные комплексы стали использовать под социальные жилищные программы для малоимущих. В результате в Кларкстоне появились бедные афро-американцы. А в конце 1980-х гг. город был выбран федеральными властями для государственной программы по размещению беженцев из разных стран мира, получивших разрешение на жительство в США. Вслед за беженцами в Кларкстон потянулись и иммигранты, у которых среди беженцев были родственники (часть из них смогли приехать в США по линии воссоединения семьи) или знакомые либо просто выходцы из тех же мест и представители тех же этнических групп. Впрочем, едут не только к «своим», но и в расчете (вполне оправданном) найти комфортную для не-американизированного иммигранта пеструю среду. В результате
в Кларкстоне появились выходцы из многих стран мира: Вьетнама, Мьянмы, Непала, Ирака, Афганистана, Судана и позже Южного Судана, Сомали, Эфиопии, Эритреи, Бурунди, Руанды, Того, Либерии, Демократической Республики Конго, Боснии и Герцеговины, Косово, Гватемалы и др. Город стал полиэтничным и поликонфессиональным. Местные жители теперь называют его «самой пестрой милей Америки». Одновременно население Кларкстона стало очень подвижным. Сюда постоянно прибывают новые беженцы и иммигранты. В 1990-е гг. из Кларкстона был и сильный отток старожильческого населения, поскольку «самая пестрая миля» понравилась не всем. Часть старожилов, разочарованных неожиданно произошедшими изменениями и не готовые принять новые особенности среды обитания, уехали в более гомогенные районы. Другие же захотели стать частью вдруг возникшего культурного разнообразия и предпочли остаться. Из Кларкстона постоянно происходит и отток части переселенцев. Такое решение нередко принимают те, кто уже довольно прочно встал на ноги и адаптировался к американской жизни. Им становится тесно в Кларкстоне, и их начинает тяготить несколько искусственное сообщество, весьма зависящее от различных благотворительных и социальных программ. Однако есть и другая категория людей, относительно давно поселившихся в Кларкстоне, привыкших к иждивенчеству и зачастую маргинализированных. По последней переписи населения, состоявшейся в США в 2010 г., население Кларкстона составило 7554 чел.5 Его этнорасовый состав стал очень разнородным: 13,6% его жителей — белые, 58,4% — черные (афроамериканцы и африканцы), 21,6% — лица азиатского происхождения, 2,8% — латиноамериканцы6. Население Кларкстона молодое: 30% образуют дети до 18 лет, 40% — лица от 25 до 44 лет. Средний доход на душу населения, по американским меркам, небольшой — 14 304 долл. в год7. Кларкстон также притягивает желающих поучаствовать в социальном служении волонтеров из Атланты и ее благополучных пригородов. Они не переселяются туда, но отдают Кларкстону значительную часть своего свободного времени, помогая его новым жителям. Влечет сюда и миссионеров: им не надо ехать в дальние страны, объекты евангели-зации едут к ним.
5 American Fact Finder. Clarkston city, Georgia. URL: http://factfinder2.census. gov/faces/community_facts.xhtml (accessed: 16.12.2016).
6 American Fact Finder. Race and Hispanic or Latino Origin. 2010 Census Summary File 1. URL: http://factfinder2.census.gov/faces/tableservices/jsf/pages/productview. xhtml?pid=DEC_10_SF1_QTP3 (accessed: 16.12.2016).
7 American Fact Finder. Clarkston city, Georgia.
В Кларкстоне существует своя начальная школа (elementary school), которая находится совсем рядом с одним из квартирных жилых комплексов, где живут семьи беженцев, и школа для учеников средних классов (middle school). В настоящее время в этих школах учатся дети из более 50 стран мира. Школа для учеников старших классов (high school) находится на границе Кларкстона и соседнего населенного пункта, в котором преобладает афроаме-риканское население, и в ней учатся дети из обоих поселений.
В США государственные (точнее, муниципальные) школы (public schools) бесплатные, существующие на деньги, получаемые от местных налогов. Для таких школ действует территориальный принцип, т.е. ребенок должен учиться в школе по месту жительства. Если родители хотят отдать ребенка в государственную школу не по месту жительства, то они при наличии мест могут это сделать, но за обучение в этом случае придется платить. На частные школы территориальный принцип, разумеется, не распространяется. Кроме того, частные школы, в отличие от государственных, которые подчинены принципу отделения церкви от государства, могут быть как светскими, так и религиозными, т.е. основанными религиозными организациями и включающими в свою программу предметы религиозного образования, вовлеченными в богослужебную и иную религиозную деятельность. Параметры и рамки возможного взаимодействия государства и церкви в школе в основном определяются судебным решением Everson v. Board of Education (1947), хотя до сих пор существует много разногласий по этому поводу8. Государство не может оказывать помощи религиозной деятельности, но может поддерживать нерелигиозные функции религиозных школ9. В соответствии с судебным делом Board of Education v. Allen (1968), органы, курирующие государственное школьное образование, должны предоставлять учебники по обязательным предметам не только государственным, но и частным бесприбыльным школам, в том числе и религиозным10.
Кроме государственных и частных школ, в США существуют еще независимые школы, действующие на основе устава (charter schools). Такие школы в случае одобрения местными властями их устава финансируются за счет денег из местных налогов и государственных грантов. Действуют они независимо от школьной системы соответствующего района, и на них не распространяется
8 StrasserM. Op. cit. P. 2.
9 Ibid. P. 7.
10 Ibid. P. 13-14.
территориальный принцип. Такие школы представляют собой пример альтернативного образования (нацелены на решение специфической образовательной задачи, на обучение особой категории детей и т.п.). Они могут создаваться и функционировать и при участии религиозных организаций.
Когда Кларкстон превратился в «самую пеструю милю Америки», его государственные школы не смогли полностью отвечать слишком разным потребностям всех групп его населения. Часть старожильческих семей не устраивало то, что в школе появилось значительное число детей, лишь недавно приехавших в США и недостаточно хорошо владевших (или даже не владевших) английским языком. Детям беженцев и иммигрантов, наоборот, требовались дополнительные занятия по английскому языку. Ученики также сильно отличались дошкольной подготовкой и знаниями, полученными в предыдущих классах, особенно если часть их обучения прошла в других странах, нередко в лагерях беженцев. Из-за того, что в одном классе оказывались дети с разным уровнем подготовки и разным владением английским языком, процесс обучения становился более медленным, уменьшалась возможность достижения высоких академических успехов. Возникал и конфликт интересов родителей, которые имели весьма сильно различавшиеся ожидания от школьного образования. К взаимному непониманию приводило и столкновение разных культурных норм и стереотипов поведения. Осложнялась ситуация и тем, что в семьях новых кларкстонцев нередко возникал конфликт норм школьной и домашней среды. В итоге часть старожильческих семей, опасаясь неизбежного падения качества образования детей в такой смешанной школе, а нередко недовольные и кросскуль-турным взаимонепониманием, предпочли уехать из Кларкстона. Другие же родители увидели возможность для своих детей приобретения навыков межкультурного общения, которые могут затем пригодиться в жизни и решили остаться11. Часть из них включилась в оказание помощи детям беженцев.
Однако то, что в государственной школе с большим числом учащихся и при значительной загруженности учителей трудно учесть все особенности и потребности пестрого состава школьников, было понятно изначально. Отчасти эту задачу помогают решить различные общественные организации города, как светские, например, Кларкстонский центр местного сообщества (Clarkston
11 St. John W. The World Comes to Georgia, and an Old Church Adapts // The New York Times. 22.09.2007. URL: http://ww.nytimes.com/2007/09/22/us/22church.htmtf_ r=0 (accessed: 16.12.2016).
Community Center), где репетиторы-волонтеры помогают детям беженцев и иммигрантов справиться с домашними заданиями и подтянуться по школьным предметам, а при необходимости занимаются с ними английским языком12, так и созданные на базе церквей. К таким церковным относится организация «Друзья беженцев» (Friends of Refugees). Она возникла именно в Кларкстоне и для кларкстонцев. В 1995 г. в Кларкстон вернулась его уроженка Пэт Мэддокс. Однажды в баптистской церкви, прихожанкой которой она была, она увидела объявление, приглашавшее волонтеров помочь только что прибывшим семьям из Косово. Женщина откликнулась на призыв. Постепенно она расширяла деятельность по помощи семьям беженцев в Кларкстоне и привлекала новых волонтеров. В 2005 г. «Друзья беженцев» была официально зарегистрирована как неприбыльная негосударственная организация. Организация базируется в Кларкстонской международной библейской церкви, в которую была преобразована в 2004 г. Кларкстонская баптистская церковь. Организация «Друзья беженцев» установила партнерские отношения с рядом других церквей, фондами, общественными и коммерческими организациями, активно привлекает волонтеров. Организация помогает беженцам и иммигрантам в трудоустройстве, обеспечивает нуждающиеся семьи продовольствием, устраивает детские летние лагеря, создает различные образовательные программы13. П. Мэддокс сейчас за восемьдесят лет, но она по-прежнему активно вовлечена в дела созданной ею организации и постоянно ходит в церковь, рядом с которой она живет14.
12 ПМА 2014. Полевые материалы автора. Поездка в Атланту и Кларкстон (Джорджия, США). Июль — август 2014 г. Наблюдения и интервью, зафиксированные в дневниковых записях. Информанты: преподаватели и сотрудники Университета Эмори, волонтеры в Кларкстоне; прихожане Пресвитерианской церкви в Америке (приход Intown Community Church), волонтеры в Кларкстоне; сотрудница организации «Друзья беженцев» (Friends of Refugees); сотрудники Кларкстонского центра местного сообщества (Clarkston Community Center); жители Кларкстона.
13 Подробнее см.: Friends of Refugees [Site]. URL: http://friendsofrefugees.com (accessed: 16.12.2016).
14 ПМА 2016 (июль — август). Полевые материалы автора. Поездка в Атланту и Кларкстон (Джорджия, США). Июль — август 2016 г. Наблюдения и интервью, зафиксированные в дневниковых записях. Информанты: пастор, прихожане, волонтеры социальных программ Кларкстонской международной библейской церкви (Clarkston International Bible Church); волонтеры организации «Друзья беженцев» (Friends of Refugees); жители Кларкстона; сотрудница Университета Эмори, член родительского комитета Школы международного сообщества; прихожане Пресвитерианской церкви в Америке (приход Intown Community Church), волонтеры в Кларкстоне.
На протяжении последних семи лет эта организация осуществляет «Программу грамотности семей беженцев» (Refugee Family Literacy). Программа адресована женщинам и детям от младенческого возраста до 5 лет. Для младенцев созданы ясельные группы: где обеспечены уход за ними и программы раннего развития. В отдельных детсадовских группах в соответствии с возрастом занимаются и играют дети постарше. Их обучают английскому языку и готовят к школе. В это время их мамы в специальных группах с профессиональными преподавателями изучают английский язык по программе ESOL (English to Speakers of Other Languages). Для тех, кто уже в достаточной степени освоил язык, проводятся семинары, призванные адаптировать семьи к жизни в Америке. Сотрудница, с которой я беседовала, упомянула уроки о правильном и здоровом питании, о ведении домашнего хозяйства, о работе системы здравоохранения, о развивающих играх с детьми15. Проводятся также занятия, на которых информируют о детско-родительских отношениях и их нормах в США. Для женщин из африканских стран, например, оказывается открытием, что в США считаются недопустимыми телесные наказания детей. Проводятся также и совместные занятия для матерей и детей, предполагается, что женщины затем будут самостоятельно проводить подобные занятия с детьми дома.
Позже организация «Друзья беженцев» открыла интернет-кафе, в котором волонтеры помогают беженцам подавать различные заявления, анкеты для трудоустройства. В организации «Швейное общество беженцев» (Refugee Sewing Society), обучают швейному мастерству, а затем помогают трудоустроиться по этому профилю16. Как пояснила сотрудница, программы организации «Друзья беженцев» имеют небольшой штат оплачиваемых работников и большую группу волонтеров. Финансирование «Программы грамотности семей беженцев» на 40% осуществляется за счет государственных грантов, которые специально для этой программы выделяются Техническому колледжу Атланты (Atlanta Technical College) для оплаты работы части преподавателей, а на 60% — за счет частных пожертвований. В настоящее время по этой программе обучается около 200 чел.
Местные церкви, общественные организации и университеты Атланты помогают беженцам и иммигрантам из Кларкстона получить доступ к высшему образованию. Мне известны примеры, когда преподаватели и сотрудники Университета Эмори (Emory
15 ПМА 2014.
16 ПМА 2016 (июль — август).
University) и других учебных заведений Атланты добровольно и безвозмездно проводили индивидуальные занятия со старшеклассниками из Кларкстона, чтобы те смогли поступить в колледж17.
В еще большей степени специфику образовательного процесса для детей беженцев удалось учесть в основанной в 2000 г. Школе международного сообщества (International Community School) и принявшей первых учеников подготовительной группы и начальной школы в августе 2002 г. В Джорджии учебный год в школах начинается в середине августа и заканчивается в середине мая. Школа получила статус независимой школы, действующей на основе устава (charter school). В ней вместе учатся дети беженцев и дети тех «старых» жителей Атланты и ее пригородов, чьи родители захотели, чтобы их дети получили особый межкультурный опыт18. Изначально Школа международного сообщества разместилась в одном из зданий Объединенной методистской церкви в находящемся неподалеку от Кларкстона районе Атланты Авон-дейл. Население этого района за последние десятилетия тоже изменилось, хотя и не столь радикально, как население Кларкстона: здесь по-прежнему живут белые вполне обеспеченные южане в собственных красивых и просторных домах, построенных еще в первой половине ХХ в., а также появились афроамериканцы, беженцы и иммигранты из разных стран. Все эти новые группы обычно живут в относительно недавно построенных квартирных комплексах. Над созданием Школы международного сообщества работали руководители и активисты этой методистской церкви, других местных протестантских церквей, а также работники образования, бизнесмены и журналист, который освещал работу в прессе и привлекал внимание местного населения к этому проекту. На создание, а затем и функционирование школы наряду
17 ПМА 2014; ПМА 2015. Полевые материалы автора. Поездка в Атланту и Кларкстон (Джорджия, США). Июль — август 2015 г. Наблюдения и интервью, зафиксированные в дневниковых записях. Информанты: преподаватели Университета Эмори, волонтеры в Кларкстоне; сотрудница Университета Эмори, мама ученицы Школы международного сообщества, член родительского комитета школы; профессор Университета Эмори, участница создания Школы международного сообщества; прихожане Пресвитерианской церкви в Америке (приход Intown Community Church), волонтеры в Кларкстоне.
18 ПМА 2015; ПМА 2016 (январь). Полевые материалы автора. Поездка в Атланту и Декейтур (Джорджия, США). Январь 2016 г. Наблюдения и интервью, зафиксированные в дневниковых записях. Информанты: учителя и сотрудники Школы международного сообщества; ученики Школы международного сообщества (подготовительная группа, 3 класс); сотрудница Университета Эмори, мама ученицы Школы международного сообщества, член родительского комитета школы.
с частными пожертвованиями были получены деньги как от федерального правительства, так и от местных властей. Хотя школа создавалась при активном участии церквей и в здании церкви, сразу было решено, что школа будет не религиозной христианской (чтобы не закрыть двери перед детьми из семей, исповедующих другие религии), а духовной (spiritual), что предполагает внимание к мировоззренческим и морально-этическим вопросам, но без их конкретной конфессиональной привязки19.
В первом наборе школы были дети из Руанды, Демократической Республики Конго, Эфиопии, Судана, Афганистана, Ирака, Палестины, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Гватемалы, а также американские дети из Атланты и ее пригородов как белые, так и афроамериканцы20. В первый год в школе училось 125 детей трех уровней (подготовительная группа, 1 и 2 классы)21. Каждый следующий год в школу набирали новую подготовительную группу и продолжали обучать детей, поступивших в предыдущие годы. Этнический состав школьников становился все более пестрым. К 2006 г. в школе были уже подготовительная группа и классы с первого по шестой, т.е. комплектация элементарной (начальной) школы. В классе учатся 20—24 чел. В 2013 г. школа переехала в освободившееся здание старой, построенной еще в 1950-е гг. школы. По сравнению со зданием методистской церкви здесь было просторнее, имелись спортивный и актовый залы. Именно это и стало причиной переезда. Прежнее нахождение школы в здании церкви ни ее руководство, ни сотрудников не смущало. Более того, одна сотрудница школы посетовала, что, хотя в нынешнем здании комфортнее, в прежнем была более духовная атмосфера22. После этого переезда Школа международного сообщества территориально стала располагаться в Декейтуре — маленьком, процветающем и весьма престижном городке, граничащем с Кларкстоном и вклинивающемся в Атланту поблизости от Университета Эмори. Школе такое расположение выгодно, поскольку жители Декейтура активно участвуют в благотворительности и социальной помощи.
Уставом Школы международного сообщества предусмотрено, что в ней должны учиться дети из трех основных групп: дети из
19 ПМА 2016 (январь).
20 Bounds E.M., Patterson B. Intercultural Understanding in a Community School // Religión in Global Civil Society / Ed. by M. Juergensmeyer. Oxford; NY.: Oxford University Press, 2005. P. 179.
21 International Community School [Site]. URL: http://icsgeorgia.org/whoweare_ overview.shtml (accessed: 16.12.2016).
22 ПМА 2016 (январь).
семей беженцев, несущие с собой травмы войны; дети из малообеспеченных семей, которые часто страдают от насилия, бедности, отсутствия безопасности и расовой дискриминации; дети из весьма благополучных семей, которым нужен позитивный муль-тикультурный опыт, которые в своей повседневной жизни отгорожены от экономических и социальных проблем менее состоятельных сограждан23. Прием в школу производится по лотерее. Для каждой группы учащихся предусмотрены свои квоты. Самая большая квота — для детей из семей беженцев. Было также решено, что в школе будут учиться дети из Атланты и прилегающих населенных пунктов, прежде всего из Кларкстона.
Большинство учащихся школы — это дети из малоимущих семей, и к концу месяца в этих семьях часто не остается денег на еду. В школе действуют церковные программы помощи нуждающимся семьям. В середине месяца церкви, которые вовлечены в благотворительную работу с беженцами, завозят в школу продукты и распределяют их по семьям. Волонтеры, тоже церковные, предоставляют и готовые блюда, таким образом не просто оказывая продовольственную помощь, но и приобщая беженцев к американским традициям питания. Наиболее активно в продовольственных программах участвуют члены Пресвитерианской церкви в Америке24. В школе также предусмотрены бесплатные обеды для детей из нуждающихся семей и программа продленного дня. Цель программы продленного дня — занять детей, пока их родители находятся на работе, помочь им подготовить домашние задания и способствовать межкультурному обмену.
Дети в школе учатся по особой программе, учитывающей, что для большинства детей английский язык не родной. Кроме того, школа ставит одной из своих важных задач помочь детям из разных стран и их родителям войти в американскую культуру25. Программа в первую очередь учитывает возможности и потребности детей беженцев. Одной своей информантке, сотруднице Университета Эмори, дочка которой училась в Школе международного сообщества, я задала вопрос, не опасается ли она того, что в этой школе уровень подготовки может оказаться ниже, чем в школе, где не учится так много детей беженцев и иммигрантов. Она ответила, что семья это изначально понимала и менее высо-
23 International Community School Informational Packet 2003. Цит. по: Bounds E.M., Patterson B. Op. cit. P. 179.
24 ПМА 2016 (январь).
25 International Community School [Site]. URL: http://icsgeorgia.org/whoweare_ overview.shtml (accessed: 16.12.2016).
кий академический уровень образования в школе они для своей дочери конпенсировали дополнительными занятиями и участием во внешкольных кружках и студиях. Правда, на последние годы начальной школы девочку перевели в сильную частную школу с тем, чтобы она была бы хорошо подготовлена к средней школе. Семья, тем не менее, не прервала связей с ICS: мама осталась там в родительском комитете, а девочка участвует в отдельных внеклассных мероприятиях26. Некоторые американские семьи переводят своих детей в другие школы уже после первого или второго года обучения в Школе международного сообщества.
Школа международного сообщества создает комфортное пространство для беженцев и иммигрантов, в котором и дети, и их родители должны постепенно интегрироваться в американскую культуру и общество. Зачастую именно дети школьного возраста, особенно те, которые приехали совсем маленькими и начали свое школьное обучение уже в Америке, проходящие в школе через активную социализацию и инкультурацию, оказываются проводниками адаптации и интеграции в своих семьях. Именно младшим в семье как лучше всех владеющим английским языком порой приходится быть переводчиками для своих родителей и общаться с коммунальными службами, отвечать на телефонные звонки, заполнять различные формуляры. Это дополнительно способствует интеграции детей, но одновременно таит опасности, когда родители теряют авторитет в глазах своих детей, которые гораздо лучше знают английский язык и лучше ориентируются в американских социокультурных реалиях. По идее, Школа международного сообщества должна предупреждать подобные конфликты. В уставных документах среди основных целей школа провозгласила создание «сообщества многообразия» (community in diversity) и партнерство между семьей и этим сообществом. Школа стремится помочь семьям беженцев и иммигрантов установить гармоничные отношения со старожильческими семьями27. Школа способствует формированию чувства сообщества, которое бы органично включало собственные культуры новых жителей Кларкстона и культуру принимающую, формируя новое многообразное культурное пространство. Директор школы имеет большой опыт работы в международном образовании. В школе подобрался коллектив высококвалифицированных и увлеченных учителей. Среди учителей и сотрудников школы много иммигрантов. Предполагается также
26 ПМА 2015, ПМА 2016 (июль — август).
27 International Community School [Site]. URL: http://icsgeorgia.org/whoweare_ overview.shtml (accessed: 16.12.2016).
активная и целенаправленная вовлеченность родителей в жизнь школы. Родители должны не просто участвовать в волонтерской работе, но и способствовать активному общению между детьми. В семьях беженцев родители, однако, не могут посвятить много времени школе, в родительском комитете активны родители детей из американских семей. Есть и другая проблема: часть детей из мусульманских семей ходят только на уроки, родители их не пускают на дни рождения и другие мероприятия28.
В школе изучаются языки, культурные традиции и религии тех стран, которые представляют ее ученики. Особенно большое внимание уделяется изучению разных религий, что, по замыслу устроителей школы, в основном людей церковных, должно способствовать более мирной обстановке в поликультурных районах и предотвращать потенциальные конфликты29. В школе отмечаются религиозные праздники конфессиональных традиций, представленных учениками, учителями и сотрудниками школы. Формы как таковой в школе нет, хотя многие дети носят футболки с логотипом школы. Внешним проявлениям принадлежности к определенной религии школа не препятствует. Мне при посещении школы в январе 2016 г. бросилось в глаза, что много девочек было в хиджабах, даже в подготовительной группе, где учатся дети пяти-шести лет30.
Совместное участие государства, школы и религиозных организаций в деятельности по адаптации и интеграции беженцев и иммигрантов неизбежно поднимает вопрос о параметрах сотрудничества. Многие религиозные организации видят социальное служение, в том числе социальное служение в области образования, неотъемлемой частью своей деятельности. С другой стороны, чтобы облегчить и ускорить адаптацию и интеграцию беженцев, государство нуждается в помощи неправительственных организаций, вовлеченных в социальную работу. Допустимо ли в этой области сотрудничество государства и религиозных организаций? В США модель взаимоотношений церкви и государства определяется двумя основными принципами, заложенными еще Первой поправкой Конституции США, (внесена в 1789 г. и ратифицирована в 1791 г.): свободное исповедание религии и отделение Церкви от государства31. Сотрудничество в адаптации и интегра-
28 ПМА 2015.
29 International Community School Informational Packet 2003. Цит. по: Bounds E.M., Patterson B. Op. cit. P. 180.
30 ПМА 2016 (январь).
31 Подробнее см.: Witte J., Jr.; Nichols J.A. Op. cit.
ции беженцев не воспринимается нарушением принципа отделения церкви от государства до тех пор, пока оно не относится непосредственно к вероисповеданию. Религиозные организации и, сотрудничающие с ними НГО, получают государственные гранты, но тратят их на цели, не связанные с религиозной жизнью беженцев. Во время моей беседы с руководительницей одной из программ организации «Друзья беженцев» она, не дожидаясь моего вопроса, но, видимо, не исключая, что я могу его задать, сказала мне, что их деятельность имеет именно социальный, а не религиозный характер. Она отметила, что не все волонтеры принадлежат к христианским деноминациям, хотя верующие, конечно же, заводят со «своими подопечными» разговоры на христианские темы32.
В последние десятилетия американское государство все большее значение придает партнерству с религиозными организациями в делах социального служения, видя в них надежных проводников в осуществлении программ социальной помощи и образовательных проектов. Разворот государства к религиозным организациям в этой сфере наметился в 1980-е гг., когда в США началось реформирование системы социального обеспечения (welfare). В это время возникла идея необходимости установления баланса между правами и ответственностью человека, получающего помощь. Такая концепция делала церкви и созданные ими благотворительные организации эффективными проводниками программ социального обеспечения, поскольку они в своей деятельности по оказанию социальной помощи способны сочетать мотивацию и поддержку личной ответственности получателей помощи с персонифицированной заботой о них и сочувствием к ним со стороны тех, кто помощь оказывает33.
Реформирование системы социального обеспечения заключалось еще и в том, что государство постепенно перешло от непосредственного оказания социальной помощи к участию в программах по ее оказанию, т.е. государство стало предоставлять гранты организациям, занимающимся социальной работой. Среди таких организаций всегда были как светские, так и религиозные. Использование религиозными организациями государственных денег для программ социального служения значительно упростилось в США с принятием в 1996 г. Акта о согласовании личной ответственности с возможностью трудовой деятельности (1996Personal Responsibility and Work Opportunity Act). До принятия этого за-
32 ПМА 2014.
33 Bretherton L. Op. cit. P. 33-34.
кона религиозные организации и связанные с ними институты тоже могли заключать с государством контракты для реализации социальных программ, но требования по разграничению социального служения и религиозной деятельности раньше были гораздо более жесткими. Закон 1996 г. эти требования значительно смягчил. После принятия этого закона для выбора проводников социальных программ и предоставления им государственных грантов при Белом доме в 1996 г. был создан специальный орган — Офис инициатив религиозных организаций и организаций местных сообществ (the White House Office of Faith-Based and Community Initiatives). В 2001 г. он был преобразован в Офис партнерства с религиозными и соседскими организациями (the White House Office for Faith-Based and Neighborhood Partnerships)34. В результате, несмотря на критику, что это нарушает принцип отделения церкви от государства, предоставление государством грантов церковным организациям на их программы социального служения стало увеличиваться35. По сути, закон 1996 г. рассматривается как водораздел в принципах и подходах к социальному обеспечению уязвимых слоев населения36. Отношение к этому закону в частности и вообще к идее предоставления государством денег религиозным организациям и связанным с ними благотворительным обществам в США неоднозначно. Большинство населения поддерживает возможность выделения государственных грантов на социальные программы организациям, связанным с религией, вместе с тем не меньшее количество людей выражают обеспокоенность тем, чтобы эти социальные программы не включали собственно религиозную деятельность37. Проблема возможного прозелитизма через подобные социальные программы беспокоит американскую общественность, и отражается в американском академическом дискурсе38.
Есть ли миссионерская составляющая вообще в социальной работе христианских организаций и в их образовательных проектах в частности? Безусловно, есть, по крайней мере, миссионерство присутствия. Для евангелических христиан, которые особенно активны на юге США, социальное служение как часть
34 Ibid. P. 36.
35 Midgley J. Charitable Choices: Religion, Race and Poverty in the Post-Welfare Era. John P. Bartkowski and Helen Regis // The Journal of Sociology & Social Welfare. 2015. Vol. 31. Issue 3. Article 20. P. 191-193. URL: http://scholarworks.wmich.edu/ jssw/vol31/iss3/20 (accessed: 16.12.2016).
36 Bartkowski J.P., Regis H.A. Op. cit. P. 1.
37 Подробнее об этом см.: Bartkowski J.P., Regis H.A. Op. cit.; Sacred Places, Civic Purposes. Should Government Help Faith-Based Charity?
38 Подробнее об этом см.: Unruh H.R. Op. cit.
миссионерства является проявлением религиозного долга. В тех случаях, когда социальные программы религиозных организаций осуществляются при финансовой поддержке государства, религиозные организации особенно осторожны и внимательны, чтобы в социальных программах не было элементов собственно религиозной деятельности. Однако это не исключает, что в случае установления неформальных дружеских отношений между благотворителями и адресатами социальной помощи представители религиозных организаций не пытаются рассказывать о Христе, о своей церкви, о проводимых в приходе мероприятиях. Непременно ли в таких действиях есть прозелитизм? На мой взгляд, нет, хотя занимающиеся социальной работой религиозные организации должны постоянно помнить о недопущении прозелитизма. Это тем более важно, когда получатели помощи в большинстве своем являются представителями нехристианских религий, а среди участвующих в благотворительности наиболее активны члены христианских организаций (именно такая ситуация в Кларк-стоне). Определить пределы допустимого в миссионерской деятельности, установить границу между присущим христианству миссионерством и порицаемым прозелитизмом — достаточно сложно39. Обычно одним из маркеров такого разграничения считаются используемые методы. Недопустимы угрозы, запугивание, обусловливание помощи, давление и т.п. Недопустимо обусловливать добрые дела, благотворительность, социальное служение религиозным участием тех, кому оказывается помощь. Именно такой подход заявляют христианские организации, работающие с кларкстонскими беженцами и иммигрантами. Другим важным «тестом на иммунитет к прозелитизму» считается уважение к нормам и традициям другой конфессии или религии, признание и уважение религиозного выбора и религиозной идентичности другого человека. В данном случае косвенным ответом на вопрос о наличии прозелитизма среди кларкстонских беженцев и иммигрантов может быть динамика религиозной структуры города. До появления здесь беженцев в городе действовали баптистская и методистская церкви. Сейчас, пусть и в помещении этих церквей, но проводят самостоятельные богослужения различные, причем не только протестантские, христианские конфессии40.
39 Подробнее см.: Казьмина О.Е. Миссионерство и прозелитизм как категории религиозного дискурса и академического анализа // Вестн. антропологии. 2015. № 2. С. 48-65.
40 Подробнее об этом см.: Казьмина О.Е. Самая пестрая квадратная миля: интеграция беженцев и иммигрантов в маленьком американском городе // Сибирские исторические исследования. 2015. № 2. С. 28-52.
Более того, в городе появились две мечети, индуистские и буддийские религиозные организации.
В Кларкстоне много удалось сделать для того, чтобы новым жителям было легче адаптироваться и приспособиться к американским условиям. Кларкстонский опыт показывает, что государство и религиозные организации могут успешно сотрудничать в деле образования, не нарушая принципа отделения церкви от государства. Успеху кларкстонского эксперимента способствовали и некоторые местные обстоятельства. Конечно же, это расположение Кларкстона в так называемом Библейском поясе. Библейским поясом называют южные штаты США, где население гораздо более религиозно, чем на севере. Для Библейского пояса характерна активная вовлеченность населения в церковную деятельность как в приходах, так и за их пределами. Социальное служение составляет важную неотъемлемую часть внеприходской церковной работы. Безусловно, важным фактором успешности социальных и образовательных проектов, нацеленных на интеграцию беженцев и иммигрантов, стало выгодное расположение этого городка. Кларкстон находится не просто рядом с Атлантой, но в непосредственной близости к ее очень благополучным и обеспеченным районам и пригородам, у жителей которых есть возможность и желание заниматься благотворительной и волонтерской деятельностью. Большинство из них — практикующие христиане, активные члены своих религиозных организаций. В результате религиозные организации становятся заинтересованными и деятельными партнерами государства в проектах, направленных на адаптацию и интеграцию беженцев и иммигрантов.
Список источников и литературы
Казьмина О.Е. Миссионерство и прозелитизм как категории религиозного дискурса и академического анализа // Вестн. антропологии. 2015. № 2. С. 48-65.
Казьмина О.Е. Самая пестрая квадратная миля: интеграция беженцев и иммигрантов в маленьком американском городе // Сибирские исторические исследования. 2015. № 2. С. 28-52.
Полевые материалы автора. Поездка в Атланту и Кларкстон (Джорджия, США). Июль — август 2014 г. Наблюдения и интервью, зафиксированные в дневниковых записях. Информанты: преподаватели и сотрудники Университета Эмори, волонтеры в Кларкстоне; прихожане Пресвитерианской церкви в Америке (приход Intown Community Church), волонтеры в Кларкстоне; сотрудница организации «Друзья беженцев» (Friends of Refugees); сотрудники Кларкстонского центра местного сообщества (Clarkston Community Center); жители Кларкстона. ПМА 2014.
Полевые материалы автора. Поездка в Атланту и Кларкстон (Джорджия, США). Июль — август 2015 г. Наблюдения и интервью, зафиксированные в дневниковых записях. Информанты: преподаватели Университета Эмори, волонтеры в Кларкстоне; сотрудница Университета Эмори, мама ученицы Школы международного сообщества, член родительского комитета школы; профессор Университета Эмори, участница создания Школы международного сообщества; прихожане Пресвитерианской церкви в Америке (приход Intown Community Church), волонтеры в Кларкстоне. ПМА 2015.
Полевые материалы автора. Поездка в Атланту и Декейтур (Джорджия, США). Январь 2016 г. Наблюдения и интервью, зафиксированные в дневниковых записях. Информанты: учителя и сотрудники Школы международного сообщества; ученики Школы международного сообщества (подготовительная группа, 3 класс); сотрудница Университета Эмори, мама ученицы Школы международного сообщества, член родительского комитета школы. ПМА 2016.
Полевые материалы автора. Поездка в Атланту и Кларкстон (Джорджия, США). Июль — август 2016 г. Наблюдения и интервью, зафиксированные в дневниковых записях. Информанты: пастор, прихожане, волонтеры социальных программ Кларкстонской международной библейской церкви (Clarkston International Bible Church); волонтеры организации «Друзья беженцев» (Friends of Refugees); жители Кларкстона; сотрудница Университета Эмори, член родительского комитета Школы международного сообщества; прихожане Пресвитерианской церкви в Америке (приход Intown Community Church), волонтеры в Кларкстоне. ПМА 2016.
Alba R., Nee V. Remaking the American Mainstream: Assimilation and Contemporary Immigration. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2003.
American Fact Finder. Clarkston city, Georgia. URL: http://factfinder2. census.gov/faces/community_facts.xhtml
American Fact Finder. Race and Hispanic or Latino Origin. 2010 Census Summary File 1. URL: http://factfinder2.census.gov/faces/tableservices/jsf/ pages/productview.xhtml?pid=DEC_10_SF1_QTP3
Bartkowski J.P., Regis H.A. Charitable Choices: Religion, Race, and Poverty in Post-Welfare Era. NY.; L.: New York University Press, 2003.
Bounds E.M., Patterson B. Intercultural Understanding in a Community School // Religion in Global Civil Society / Ed. by M. Juergensmeyer. Oxford; NY.: Oxford University Press, 2005. P. 171-188.
Bretherton L. Christianity and Contemporary Politics: The Conditions and Possibilities of Faithful Witness. Chichister (UK); Malden (USA): John Wiley & Sons Ltd., 2010.
Friends of Refugees [Site]. URL: http://friendsofrefugees.com From Arrival to Incorporation. Migrants to the U.S. in a Global Era / Ed. by E.R. Barkan, H. Dinner, A.M. Kraut. NY; L.: New York University Press, 2008.
Incorporating Diversity: Rethinking Assimilation in a Multicultural Age / Ed. by P. Kivisto. Boulder, CO: Paradigm, 2005.
International Community School [Site]. URL: http://icsgeorgia.org/ whoweare_overview. shtml
Lambert F. Religion in American Politics. A Short History. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2008.
Midgley J. Charitable Choices: Religion, Race and Poverty in the Post-Welfare Era. John P. Bartkowski and Helen Regis // The Journal of Sociology & Social Welfare. 2015. Vol. 31. Issue 3. Article 20. P. 191-193. URL: http:// scholarworks.wmich.edu/jssw/vol31/iss3/20
Sacred Places, Civic Purposes. Should Government Help Faith-Based Charity? / Ed. by E.J. Dionne, Jr., Chen Ming Hsu. Washington: Brookings Institution Press, 2004.
Spickard P. Almost All Aliens: Race, Immigration, and Colonialism in American History and Identity. NY.: Routledge, 2007.
St. John W. The World Comes to Georgia, and an Old Church Adapts // The New York Times. 22.09.2007. URL: http://www.nytimes.com/2007/09/ 22/us/22church.html?_r=0
Strasser M. Religion, Education and the State. An Unprincipled Doctrine in Search of Moorings. Farnham (England); Burlington (USA): Ashgate, 2011.
Unruh H.R. Saving Souls, Serving Society: Understanding the Faith Factor in Church-based Social Ministry. Oxford; NY: Oxford University Press, 2005.
Witte J. Jr., Nichols J.A. Religion and the American Constitutional Experiment. 4th Edition. NY.: Oxford University Press, 2016.