ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
ЧУБУКОВА Светлана Георгиевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовой информатики Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье предпринята попытка раскрыть понятие государства как субъекта информационного права. Рассмотрено качественное изменение в условиях развития современного информационного общества содержания таких признаков государства, как информационная правосубъектность информационный суверенитет и информационная функция.
Abstract: In article the attempt to consider a concept of the state as the information law subject is made. Change of such signs of the state in modern information society as information legal personality, information sovereignty and information function is considered.
Ключевые слова: Информационное общество, информационное право, информационное законодательство, государство, субъект информационного права, информационный суверенитет, информационная правосубъектность, информационная функция государства/
Keywords: Information society, information law, information legislation, state, information law subject, information sovereignty, information legal personality, information functions of the state.
В целях формирования общетеоретической концепции субъектов информационного права необходимо определить общие закономерности их становления и правового закрепления в действующем законодательстве, рассмотреть качественное изменение объема правовых возможностей субъектов в современных условиях информационного общества, а также переосмыслить правовое положение традиционных субъектов права, включая само государство, органы государственной власти, субъекты РФ, муниципальные образования, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц.
Государство является важнейшим субъектом информационного права. Государство, выступающее как обладатель основных информационных ресурсови владелец государственных информационных систем, формирует государственную информационную политику, обеспечивает единство ее информационного пространства, играет ведущую роль в международном информационном обмене и формирует информационное законодательство.
С определением «юридической личности» государства в науке информационного права связано понятие универсальной правосубъектности. Правосубъектность - это исходный инаиболее абстрактный признак государства как лица. Правосубъектность выступает в качестве самостоятельной правовой категории, не поглощающей понятия «субъект права» и свидетельствующей о правовой способно-
сти субъекта иметь права и обязанности, быть их носителем на любой стадии проявления (приобретать, осуществлять, изменять или прекращать), а также отвечать за неправомерную реализацию и исполнение. При этом связь правосубъектности и правового статуса субъекта права носит конкретизированный отраслевой характер.
В силуособой, политической природы государства в его правоспособности многие авторы выделяют два начала: публично-правовое, выражаемое в особом статусе авторитарного, властвующего субъекта, устанавливающего для себя особые, исключительные права, преимущества и навязывающего свою волю иным субъектам права, и частноправовое, которое выражается в классической конструкции юридического лица.
Правосубъектность Российской Федерации как государства определяется ее Конституцией - основным законом. К ведению государства отнесены наиболее важные вопросы в информационной сфере: разработка государственной информационной политики, обеспечение информационной безопасности, защита государственной тайны, создание и обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам и др.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей
территории и в международных отношениях. Государство обязано пресекать любые формы посягательст-вана суверенитет и обеспечить свою безопасность, в том числе информационную, при которой будет гарантирована неприкосновенность информационного пространства. Однако сегодня в условиях глобализации, процессов межгосударственной интеграции, развития информационно-телекоммуникационных трансграничных технологий и сетей это становится сложной и актуальной проблемой. Так, утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 новая Доктрина информационной безопасности основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства определяет защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве посредством осуществления самостоятельной и независимой политики, направленной на реализацию национальных интересов в информационной сфере [1].
Несмотря на то, что большинство ученых рассматривают правовой суверенитет как единое и неделимое понятие, которое охватывает все сферы государственной деятельности, в т. ч. и информационную сферу, в последнее время все ширеразвива-ется дискуссия по поводу введения понятия «информационный суверенитет».
Сегодня нормы об информационном суверенитете содержатся в законодательстве многих стран. Например, требование «информационной независимости» содержатся в Законе Республики Таджикистан от 10 мая 2002 г. № 55 «Об информа-ции»[2]. Определение информационного суверенитета дано в ст. 1 Закона Украины от 4 февраля 1998 г. № 76/98-ВР «О национальной программе информатизации» (действует в редакции с 19 февраля 2016 г.), где указано, чтоинформационный суверенитет государства состоит в способности государства контролировать и регулировать потоки информации из-за пределовгосударства в целях соблюдения законов Украины, прав и свобод граждан, гарантирования национальной безопасности государства[3].
Необходимость обеспечения информационного суверенитета, т.е. формирования и проведения политики, исходя из интересов национальной безопасности России, содержится в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации[4].В Концепции формирования информационного пространства СНГ одной из важнейших проблем форми-
рования информационного пространства государств -участников СНГ названо обеспечение каждым из них собственной информационной безопасности и защиты своего информационного суверенитета. Для своевременного решения этих вопросов каждое государство-участник СНГ осуществляет своевременный мониторинг «противоречий» в информационной политике и угроз своему информационному суверенитету [5].
В Концепции внешней политики Российской Федерации[6], утвержденной Указом Президента РФ от 30.11.2016 № 640, отмечено, что «на передний план, наряду с военной мощью, выдвигаются такие важные факторы влияния государств на международную политику, как экономические, правовые, технологические, информационные» (п. 8). Россия, согласно данной Концепции, принимает необходимые меры для обеспечения национальной и международной информационной безопасности, противодействия угрозам государственной, экономической и общественной безопасности, исходящим из информационного пространства, для борьбы с терроризмом и иными криминальными угрозами с применением информационно-телекоммуникационных технологий, противодействует их использованию в военно-политических целях, не соответствующих нормам международного права, включая действия направленные на вмешательство во внутренние дела государств или представляющие угрозу международному миру, безопасности и стабильности, добивается выработки под эгидой ООН универсальных правил ответственного поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности (п. 28).
Ряд ученых сегодня также поддерживают идею необходимости выделения информационного суверенитета. Так, А.А. Ефремов определяет информационный суверенитет как верховенство государственной власти и возможность национального (или государственно-правового) регулирования определенного информационного пространства[7].
Вместе с тем очевидно, что государственный суверенитет сложное и многоплановое явление, которое в информационной сфере обогащается новым содержанием.
Государство как суверен осуществляет внутреннюю политику и реализует ее и полномасштабном-управлением винформационной сфере. Государство представляет собой организацию политической власти в обществе и в этом качестве служит реализации общего, совокупного информационного интереса всех
своих граждан. Как следует из ст. 71 Конституции Российской Федерации, информация и связь находятся в ведении Российской Федерации. Государство определяет и проводит национальную информационную политику, призванную соединять общественные и информационные закономерности развития.
Одним из важнейших признаков суверенитета государства в информационной сфере является обеспечение соблюдения информационных прав и сочетания их с соответствующими обязанностями. Правовое закрепление и осуществление ответственности государства перед гражданами за состояние информационной сферы, использование ее в интересах всех членов общества, настоящего и будущих поколений является одним из основных показателей суверенитета. И здесь важное значение приобретает установление баланса между частными и публичными интересами физических и юридических лиц, граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, их права на доступ к информации и необходимость обеспечения ее конфиденциальности.
Внешняя сторона государственного суверенитета проявляется в статусе государства как субъекта международно-правовых информационных отношений. В международном праве суверенитет государства по-прежнему рассматривается как один из общепризнанных принципов. Но он и здесь далек от абсолютного, поскольку практически все государства современного мира состоят в тех или иных международных организациях. Заинтересованность в участии в соответствующей международной организа-циив определенной степени ограничивает суверенность этих государств[8].
Сегодня становится очевидным, что суверенитет в информационной сфере служит непременным условием становления полноценного гражданского общества.
Наконец, особенности государства как субъекта информационного правапроявляются в том, что оно является постоянным участником информационных отношений. Деятельность государства в качестве главного субъекта информационных правоотношений реализуется посредством осуществленияин-формационной функции.
Государство осуществляет информационную функцию как суверен и организация политической власти. Правовую основу информационной функции составляют конституционные нормыо праве
каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29).
Представляется, что информационная функция государства раскрывается по таким направлениям, как построение информационных отношений между обладателями и пользователями информации, обществом и государством по поводу осуществления права на информацию, использования и охраны информационных ресурсов; организация эффективного управления информационной деятельностью; развития процессов информатизации во всех сферах деятельности.
Содержание информационной функции государства обогащается с трансформацией индустриального общества в информационноеобщество, в котором основным условием повышения благосостояния человека и государства становятся знания, в котором обмен информацией не имеет пространственных, временных и политических границ, котороеспособст-вует взаимопроникновению культур. Быстро меняющаяся геополитическая обстановка в мире потребовала разработки новых концептуальных основ развития информационного общества. Советом Безопасности РФ представлен проект новой Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы[9]. Целью реализации новой Стратегии является создание государством условий для формирования в Российской Федерации обществаз-наний - общества, которое стремится к получению, производству и распространению знаний и направляет их на развитие экономики, государства и граждан с учётом приоритетов национальной безопасности.
Основными направлениями государственной политики в информационной сфере сегодня можно назвать:
- совершенствование информационного законодательства РоссийскойФедерации. Важнейшая особенность государства как субъекта информационного-права состоит в том, что оно создает право в его позитивном понимании. И в этом смысле оно не только формулирует права и обязанности других субъектов, но и наделяет себя правами и обязанностями в информационной сфере. Объем их и содержание зависят от приоритетов государственной политики. Трансформируя свои функции в рамках развития информационного общества, государство в первую очередь должно совершенствовать свою правовую базу и основываться на балансе интересов личности, общест-
ва и государства в информационной сфере;
- создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом информационную деятельность. Перед государством стоит задача формирования информационного пространства и развитой информационной инфраструктуры, которые позволят обеспечить права всех субъектов информационных отношений на объективную, достоверную и безопасную информацию, удовлетворение их информационных потребностей. Большую роль в решении этой задачи должны играть государственные информационные ресурсы и государственные информационные системы;
- обеспечение информационной безопасности, выявление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения этих угроз, предупреждение, выявление и пресечение информационных правонарушений. Сегодня это направление нашло свое развитие в разработке и принятии новой Доктрины информационной безопасности Российской Федерации;
- осуществление международного сотрудни-
Библиография:
1. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Фе-
дерации» // СЗ РФ. 12.12.2016. № 50. Ст. 7074.
2. Закон Республики Таджикистан «Об информации» // URL:http://cipi.tj/2014/01/закон-республики-таджикистан-об-инфо/
(дата обращения 15.12.2016).
3. Закон Укра'ши «Про НацюнальнупрограмуЫформатизацп» // URL:
http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/Z980074.html(дата обращения 15.12.2016)
4. Указ Президента РФ от 01 июля 1996 г. № 1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка цен-
ных бумаг в Российской Федерации». // СЗ РФ. 08.07.1996. № 28. Ст. 3356; СЗ РФ. 23.10.2000. № 43. Ст. 4233.
5. Решение о Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств (Москва,
18 октября 1996 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1996. № 4. С. 87.
6. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Россий-
ской Федерации» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612010045?index=1&rangeSize=1 (дата
обращения: 15.12.2016).
7. Ефремов А.А. Электронное правительство и международное право // Труды XIV Всероссийской объединенной конфе-
ренции «Интернет и современное общество» (IMS-2011). СПб., 2011. С. 192.
8. Страшун Б.А. Суверенитет государства в современном национальном, международном и наднациональном праве
//LexRussica. 2016.№ 7 (116). С. 167-176.
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (проект) //
URL:http://www.scrf.gov.ru/documents/6/136.html (дата обращения: 20.12.2016)
чества в области развития информационного общества и обеспечения информационной безопасности, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях. Остро стоят вопросы отстаивания на международном уровне суверенного права государства определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальных сегментах сети Интернет, разработки международно-правовых норм безопасного и устойчивого функционирования и развития сети Интернет на основе равноправного участия мирового сообщества в управлении глобальной сетью и её ресурсами с учётом уникальности данной сферы, в том числе в вопросах определения юрисдикции, субъектов взаимоотношений.
Новации в общественной жизни, развитие современного информационного общества побуждают к переосмыслению таких явлений и категорий информационного права как информационная правосубъектность, информационный суверенитет и информационная функция государства. Это позволит обогатить новым качественным содержанием понятие государства как субъекта информационного права.