Научная статья на тему 'Государство и трансакционные издержки иностранного капитала в России'

Государство и трансакционные издержки иностранного капитала в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшеницына Я. В.

This article examines the expenses incurred by legal transactions of non-national companies as a specific type of transaction cost for foreign capital in Russia. This allows for a quantitative approach to the topic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State and Transaction Costs of Foreign Capital in Russia

This article examines the expenses incurred by legal transactions of non-national companies as a specific type of transaction cost for foreign capital in Russia. This allows for a quantitative approach to the topic.

Текст научной работы на тему «Государство и трансакционные издержки иностранного капитала в России»

Я. В. Пшеницына

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИИ

Экономическая теория (модель общего равновесия) утверждает, что стоимость максимизируется, когда ресурсы - путем добровольных обменов - способны перераспределяться таким образом, что оказываются там, где могут быть использованы наиболее эффективно. Процессы распределения ресурсов порождают трансакционные издержки (затраты на поиск партнеров, на выявление цен на рынке, на измерение качеств предмета обмена, на ведение переговоров, на заключение отдельного контракта на каждую трансакцию, на мониторинг реализации согласованного контракта, на предотвращение оппортунистического поведения сторон и т.п.), структура и величина которых определяется теми правилами, в соответствии с которыми происходит обмен.1

Ведь именно «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми»,2 представляют собой, согласно Д. Норту, институты.*

Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признаются акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, как требующих детального документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Природа трансакционных издержек как затрат и потерь, сопровождающих такое взаимодействие, вполне очевидна. Следовательно, желание любого инвестора - прежде чем выйти на новый рынок, выстроить стратегию присутствия на нем, исходя не только из соотношения «риск и возможности его прогноза», но также из соображения эффективности и экономии на трансакционных издержках.

На российском рынке высокие трансакционные издержки вынуждают иностранные компании использовать стратегии выхода, построенные на жестких иерархических связях между головной компанией и российским подразделением. С одной стороны, это позволяет «интернализировать» трансакционные издержки, с другой - снижает возможности кооперации с российскими партнерами.

* Данное определение является одной из наиболее распространенных трактовок институтов в рамках современного институционализма.

ПШЕНИЦЫНА Яна Владимировна

— аспирантка кафедры экономической теории СПбГУ. Окончила экономический факультет СПбГУ (2001). Кандидатская диссертация посвяшена трансакционным издержкам иностранного капитала в России. Сфера научных интересов— неоинституциональная экономика. Участница III ежегодной конференции по обмену знаниями на локальном и мировом уровнях под патронажем «Всемирной сети развития („Global Development Network")», Рио-де-Жанейро. Бразилия (декабрь, 2001). и Международного семинара по институциональному анализу, организованного Институтом Рональда Коуза, Рио-де-Жанейро, Бразилия (декабрь. 2001). Автор одной публикации.

С Я.В. Пшеницына, 2004

Основными «минусами» российской экономики, препятствующими получению приемлемой нормы прибыли иностранным капиталом, являются следующие позиции государства:

Во-первых, достаточно острая проблема налогообложения, связанная в основном не с количеством вводимых налогов, а с частотой появления и замены их новыми, что ведет к возможности различного толкования налоговых положений. И на переориентировку уходит некоторое время. Кроме того, деятельность иностранной компании подвергается двойному налогообложению: это отчетность по налоговому законодательству России и по

международным стандартам СААР в стране, где расположена головная компания. Наблюдаются также и отличия в системе российского бухгалтерского учета - в России преобладает направленность на учет налогов, а не на выявление реальных бизнес-процессов.

Во-вторых, экономика России сильно бюрократизирована. Для начала осуществления какой-либо деятельности необходимо получить лицензию, сертификат либо разрешение, что требует прохождения огромного числа государственных инстанций, таких как ФАПСИ, КУГИ, Департамент экспортного контроля, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, всевозможные муниципальные образования и т.п. Это требует огромных временных и денежных затрат, связанных с заполнением многочисленных отчетных форм и ведением переговоров с чиновниками того или иного ведомства. На получение разрешения на осуществление какой-либо деятельности часто уходит около 6 месяцев напряженной работы по предоставлению необходимой информации, которая должна удовлетворять определенным стандартам и кодам, и согласованию своих действий с представителями власти.

В-третьих, иностранный инвестор сталкивается с достаточно сложной таможенной процедурой на российской границе. Это стало особенно ощутимо после недавних нововведений в таможенных правилах. В этой связи при заказе оборудования иностранная компания сначала пытается найти производителя подобного товара на территории России либо отыскать представителей зарубежных производителей, поставляющих данное оборудование в нашу страну, дабы избежать взаимодействия с таможней. При отсутствии тех и других компании приходится выходить на производителя за рубежом напрямую. Это, с одной стороны, уменьшает сроки поставки, так как снижается количество посредников, а с другой стороны, создает дополнительные проблемы при прохождении таможенной процедуры, занимающей от 2 недель до 2,5 месяцев и поглощающей не только сэкономленное время, но и денежные ресурсы.

Стоимость ввозимого груза минимально увеличивается на 50-60%, поскольку предполагается уплата всевозможных таможенных пошлин, НДС (при импорте товаров такого налога за границей нет), штрафов за несвоевременную подачу документов на оформление декларации и за хранение грузов на таможенном складе и прочих расходов, связанных с таможенным оформлением груза. Для сравнения: во Франции достаточно телефонного звонка в таможенные органы о принадлежности груза к данной компании. Таможенная процедура длится от 1 до 3 дней и составляет 10-15% от стоимости заказанного оборудования. При этом на трансакционные издержки приходится порядка 30-40% бюджета компании-инвестора. В России на трансакционные издержки затрачивается примерно 60-70% от бюджета.*

Кроме того, таможенное оформление груза в России предполагает предоставление всевозможных справок, гарантийных писем, заполнение отчетных форм во все вышестоящие инстанции, такие как Государственный Комитет охраны окружающей среды,

* Выводы основываются, исходя из наблюдения за этими вопросами на практике.

ФАПСИ и т. д. Необходимы доказательства, что импортируемое оборудование не предоставляет угрозы для общества, окружающей среды, не будет использовано в военных целях, ввозится для собственного пользования и не предполагает дальнейшую продажу. Иногда, после всей проделанной работы, растаможенный груз становится непригодным для введения в эксплуатацию.

В-четвертых, экономика России сильно персонифицирована, и иностранный капитал сталкивается с непривычным для себя чиновничьим произволом и преференциями олигархов, когда положительное решение по какому-либо вопросу зависит от «настроения» того или иного должностного лица.

В-пятых, в России законодательная база по спецификации и защите прав собственности пребывает пока еще в «инфантильном» состоянии. Например, одним из источников трансакционных издержек является специфичный предмет сделки, который предполагает издержки защиты информации и продукта. Для компаний, обладающих таким специфическим активом, как товарный знак, представляющий собой не что иное, как «пучок прав», недостатки российского законодательства по охране товарных знаков имеют большое значение, поскольку, по статистике, примерно 54% иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность на российском рынке, сталкивались с нарушением прав на их товарные знаки.3 Как следствие, в России достаточно слабо развита такая перспективная форма сотрудничества (позволяющая существенно снизить трансакционные издержки), как международный франчайзинг, в основе которой лежит передача прав на товарный знак. Также наблюдается отсутствие эффективного правового регулирования добросовестной конкуренции. 74% компаний обеспокоены возможностью утечки информации от работников фирмы, 12% сталкивались с распространением о них ложных сведений конкурентами/

Источником возникновения трансакционных издержек всегда являются противоположные друг другу интересы экономических субъектов, поэтому эти издержки существуют как в легальной, так и в теневой сферах экономики. Больший интерес представляет легальная сфера экономики России, именно там иностранный капитал осуществляет свою деятельность, проявляя «прозрачность» в отчетности и неся бремя высоких трансакционных издержек. Трансакционными издержками, как уже было отмечено выше, здесь являются издержки подчинения закону, поэтому для их снижения государство выступает гарантом при заключении сделки не во всех случаях, так как функционирование государства, как и любой другой организационной структуры, связано как с уменьшением, так и с увеличением трансакционных издержек. И они тем больше, чем в большем числе трансакций государство выступает в качестве гаранта выполнения условий контракта. Высокие издержки заключения контракта, издержки спецификации и защиты прав собственности и издержки защиты от третьих лиц можно объединить одним термином-«цена подчинения закону»,5 которая включает:

• издержки доступа к закону: затраты на регистрацию юридического лица, на получение лицензии, на открытие счета в банке, на получение юридического адреса и выполнение иных формальностей;

• издержки продолжения деятельности в рамках закона, связанные с необходимостью: выплаты налогов; выполнения требований закона в области трудовых отношений (длительность рабочего дня, минимальная заработная плата, социальные гарантии); выплаты судебных издержек при разрешении конфликтов в рамках легальной судебной системы.6

Эта своеобразная «цена подчинения закону» включает не только прямые денежные затраты, но и затраты времени на выполнение тех или иных процедур, осуществление которых, из-за размытости правовой базы, подчас просто шокирует иностранный капитал,

решивший осуществлять деятельность на территории РФ, и требует ментального перестраивания. Финансовые возможности иностранных инвесторов являются «лакомым куском» для бюрократов-чиновников, чьи «тарифы» для положительного принятия решений зачастую доходят до 50% от суммы, заложенной в бизнес-проект, путем сознательного оттягивания момента выдачи окончательной резолюции. Например, процедура получения разрешения на строительство жилого дома. Здесь наблюдаются не только высокие трансакционные издержки, но и более серьезные убытки, такие как простаивание оборудования вследствие затягивания срока выдачи лицензии, и, как результат, уменьшение запланированной нормы прибыли, и предоставление «зеленого света» конкурентам, что в действительности может привести к снижению доли участия данной компании на рынке и даже к потере занимаемой ранее ниши.

Вполне очевидно, что без обращения к государству уровень трансакционных издержек, возможно, был бы значительно ниже, хотя бы во временной составляющей, так-как, даже после принятия второй, а затем и третьей глав Гражданского кодекса, законы, по причине слабости их выполнения на местах продолжают нарушаться.

Тем не менее путем делегирования части прав по контролю над своей деятельностью государству в таких сферах, как спецификация и защита прав собственности, создание каналов обмена информацией, разработка стандартов мер и весов, создание каналов физического обмена товарами и услугами, правоохранительная деятельность и производство общественных благ, экономические агенты ожидают, что на основе монополии на осуществление насилия оно сможет более эффективно специфицировать и защищать права собственности, чем они сами.7 Соответственно государство в этих сферах получает право легитимного, т. е. основанного на социальном контракте, принуждения и насилия. Индивиды, в свою очередь, должны оплачивать предоставляемые государством услуги. Государство, являясь гарантом выполнения функций спецификации и защиты прав собственности, взимает «некую плату» с экономических агентов, например в виде налогов, которые можно рассматривать как их трансакционные издержки, и, опираясь на классификацию О. Уильямсона, как издержки ex post - издержки по выполнению условий контракта. Своеобразный «контрактный подход» очевиден, поскольку любые организации, от фирмы до государства, понимаются как сложная сеть явных и неявных контрактов. Соответственно, составляя бизнес-проекты для выявления целесообразности осуществления экономической деятельности на территории России, инвесторы, знающие, налоговые процентные ставки на тот или иной род деятельности, могут заранее спрогнозировать трансакционные издержки в данной сфере. А это особенно существенно, так как, по мнению Р. Коуза, соображения экономии трансакционных издержек являются решающими при выборе организационной формы и размеров фирмы.

Вполне возможным представляется подсчет трансакционных издержек легально функционирующего иностранного капитала на основе использования все той же классификации трансакционных издержек О. Уильямсона. Структура издержек доступа к закону и издержек продолжения деятельности в рамках закона включает составляющие, которые могут быть выражены в денежной форме, например расходы компании при получении лицензии на осуществление определенного рода деятельности (это и оплата консультационных услуг фирм, и прохождение бюрократической лестницы государственных чиновников, и т.п.). На макроуровне еще Д. Норт и Дж. Уоллис, в их совместной статье «Измерение трансакционного сектора в американской экономике в 1870— 1970 годах», предприняли попытку систематической оценки трансакционных издержек в экономике в целом через трансакционный сектор.

Конечно, вполне очевидно, что получение государством монопольного права на использование насилия также приводит к росту трансакционных издержек внутри

государственного аппарата, что порождает систематические искажения в распределении правомочий, так как чем активнее роль государства в спецификации и защите прав собственности, тем сложнее внутренняя структура государства и выше численность государственных служащих и, следовательно, больше искажения циркулирующей внутри государственного аппарата информации. Кроме того, возрастают издержки на мониторинг и предотвращение государством оппортунистического поведения своих представителей -бюрократов.8 В России трансакционные издержки скорее выступают как «издержки эксплуатации экономической системы»,4 выявляя ее «прорехи».

К сожалению, пока государству будет «не под силу» снизить трансакционные издержки, их уровень для иностранного капитала, осуществляющего свою деятельность на территории РФ, будет чрезмерно высоким, что, в частности, затруднит легальный выход на российский рынок и других иностранных компаний. И все-таки, какими бы высокими ни были трансакционные издержки при привлечении государства к процессу спецификации и защиты прав собственности, оно на сегодняшний день остается единственным институтом, способным выступать наиболее эффективным гарантом выполнения условий сделок в допустимых для него рамках.

Тамбовцев В.Л. Инетитуцнональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999. N 4. С. 44.

;Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение//Тезис. Т. 1.Вып. 2. М., 1993. С. 73.

1 http:// www.ic.boom.ru

J Там же.

5 С о т о Э. д е Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М., 1995. С. 178.

6 О л е й н и к А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М., 2004. С. 156.

7 Там же. С. 353.

* Там же. С. 349.

4 Э р р о у К. Восприятие риска в психологии и экономической науке // THESIS. 1994. N 5. С. 66.

Статья посту пила в редакцию 23 сентября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.