МИРОВАЯ, НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА WORLD, NATIONAL AND REGIONAL ECONOMY
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 11 (366). Экономика. Вып. 49. С. 23-30.
УДК 338.2 ББК 65
ГОСУДАРСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ
Л. М. Анохин, Н. В. Анохина
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Центральной проблемой российского общества остаётся необходимость выработки и обеспечения реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития. Решение данной проблемы невозможно без соответствующей организационно-управленческой деятельности государства. Теоретическое обоснование возможности и границ созидательного потенциала власти, роли государства в обеспечении целенаправляемого развития национальной экономики должно опираться на базовые теоретические положения универсального эволюционизма (системно-эволюционного подхода). Необходима выработка (выбор) концептуальной модели национальной экономики, в рамках которой обозначены долгосрочные цели, стратегии социально-экономического развития и средства (инструменты) их достижения. В статье с позиций универсального эволюционизма сформулированы императивы, которые государство должно учитывать при разработке и реализации модели национальной экономики, обосновано положение о том, что социальная рыночная экономика является наиболее приемлемым вариантом модели смешанной экономики для России, обоснована необходимость перехода к парадигме целостного социально ориентированного развития.
Ключевые слова: методология, системно-эволюционный подход, универсальный эволюционизм, государство, модель национальной экономики, социальное рыночное хозяйство, экономический порядок.
Сегодня Россия представляет собой классический пример государства, выбирающего свой путь развития со всеми вытекающими из этого состояния катаклизмами, политическими и социальными последствиями.
В этих условиях все проводимые в стране экономические, политические, организационные реформы российского общества должны быть тесно связаны с формированием и реализацией социальной политики государства.
Системный подход к решению данной проблемы предполагает выработку концептуальной модели национальной экономики, в рамках которой обозначены взаимосвязанные долгосрочные цели стратегии социально-экономического развития и средства их достижения.
К обоснованию такой концептуальной модели национальной экономики следует подходить с позиций единства логического и исторического. Это означает необходимость, во-первых, приведения собственно теоретических аргументов и положений; во-вторых, анализа и учёта влияния исторического пути страны на траекторию её последующего развития.
Собственно теоретическое обоснование модели национальной экономики должно опираться, по нашему мнению, на базовые теоретические положения универсального эволюционизма (системно-эволюционного подхода) [1; 13. С. 196— 197]. К ним следует отнести прежде всего фундаментальные представления о механизмах «изменения состояния», т. е. механизмах развития сложных систем. По мнению Н. Н. Моисеева, эти механизмы, характеризующие сущность процесса развития, можно разделить на три группы: механизмы бифуркации, механизмы «сборки» системы, механизмы «дарвинского типа» (адаптации). Представляется, что данные механизмы, регулирующие развитие сложных систем, в том числе и социальных, с необходимостью предопределяют существование соответствующих функций государства, которые в общем виде можно подразделить на трансформационную, системообразующую и адаптационную.
Это означает, что характер прохождения социальной системы через точку бифуркации и выход на траекторию устойчивого развития во многом зависит от качественных и количественных ха-
рактеристик процесса выполнения государством трансформационной функции. Соответственно, в социальной системе на этапе «сборки», т. е. самоорганизации системы, государство в дополнение к трансформационной должно выполнять и системообразующую функцию. Деятельность государства в лице его институтов и должна выступать в качестве одного из центров структуризации «становящейся» социально-экономической системы. С точки зрения базовых принципов универсального эволюционизма можно утверждать, что общество (государство), с одной стороны, обладает определённой степенью свободы, позволяющей повлиять на состояние (траекторию движения) трансформируемой системы, с другой — должно считаться с объективными ограничениями. Рассмотрим основные императивы, с которыми необходимо считаться обществу (государству) при разработке и реализации моде -ли национальной экономики на стадии трансформации. К ним относятся следующие.
1. В раскрытии механизма направленности (отбора) эволюции сложных систем существенную роль играет так называемый принцип экономии энтропии, означающий, что сложные системы имеют преимущество перед простыми, и выполняющий роль действующего критерия (фактора) отбора систем. В общем виде он формулируется следующим образом: если в данных условиях возможны несколько типов организации материи, не противоречащих законам сохранения и другим принципам, то реализуется и сохранит наибольшие шансы на стабильность и последующее развитие именно тот, который позволит утилизировать внешнюю энергию наиболее эффективно [5. С. 25]. Соответственно, можно говорить о направленности мирового эволюционного процесса, о том, что тенденции усложнения возможных организационных структур и рост их разнообразия являются важнейшими проявлениями такой направленности.
Интерпретация данного фундаментального принципа применительно к социальным системам позволяет предположить, что при прочих равных условиях большие шансы на стабильное развитие по сравнению с прочими будут иметь экономические системы смешанного типа, основывающиеся на разнообразных формах собственности (организационно-правовых формах хозяйственной деятельности) и обеспечивающих эффективное использование ресурсов (рост благосостояния членов общества). Следовательно,
в ситуации межсистемного перехода (трансформации) общество в лице государства должно ориентироваться на модель смешанной экономики.
2. Система должна обеспечивать максимально благоприятные условия для стимулирования социально-экономической активности своих членов как формы проявления самоорганизации (самодеятельности) на уровне отдельных индивидов. Дело в том, что при современном уровне обмена информацией и доступности знаний решающее значение приобретают качества субъективного фактора, человека как элемента производительных сил (уровень общей культуры, качество «человеческого капитала»), а также способность общества раскрыть потенциальные возможности к производительному труду его граждан.
3. Общество должно быть способно выполнять условия экологического императива: обеспечить гомеостазис человека как биологического вида на основе коэволюции человека и биосферы.
4. Общество должно быть способно решать проблемы национальной безопасности, обусловленные включённостью национальной экономики в мировую экономическую систему.
5. Поскольку в нелинейной (синергетической) ситуации определённость характерна только для ограничений, эволюционных запретов на некоторые пути развития сложных систем, постольку в известных пределах ничто окончательно не предопределено. Поэтому в социальных системах именно активность субъектов (в данном случае — государства) выступает важным фактором, способным оказать решающее влияние на исход событий, выбор пути развития. Подобная ситуация с точки зрения интересов общества в целом с необходимостью требует активности государства, главная задача которого — реализация определённых возможностей развития социальной системы по тому пути, которому общество отдаёт предпочтение. При этом, с точки зрения характера организационно-управленческой деятельности (активности) государства, основная проблема (задача) заключается в том, чтобы сделать это воздействие малым и резонансным, органически встроенным в самоуправляемое и самоподдерживающееся развитие системы в благоприятном для субъектов (общества) направлении. Таким образом, организационно-управленческая деятельность государства должна строиться исходя из адекватного понимания функций государства как элемента механизма саморазвития социально-экономической системы.
Именно данные характеристики должны рассматриваться в качестве базовых при разработке и реализации национальной модели экономики посредством стратегии целенаправляемого развития нашего общества.
Очевидно, что данные критерии следует применить относительно возможных моделей смешанной экономики, поскольку все современные экономики находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами. В экономической теории распространено примерно одинаковое понимание сущности смешанных экономик. В этих системах распре -деление ресурсов определяют и рыночные силы, и государственные решения, причём реальное соотношение государства и рынка значительно варьируется. Рынки и иерархии играют взаимодо -полняющие роли в осуществлении координации, выбора, реализуемого экономическими субъектами в процессе хозяйственной деятельности.
Сформулированным выше критериям в наибольшей степени отвечает такая разновидность смешанной экономики, как социальная рыночная экономика (СРЭ). В силу собственно теоретических соображений, отмеченных выше, правомерно полагать, что именно данная модель — социальная рыночная экономика — является наиболее приемлемым вариантом модели смешанной экономики для России. В пользу данного вывода свидетельствует и историческое развитие России, существенной чертой которого является высокая степень огосударствления экономических процессов. При этом государственное вмешательство в экономику, при всех его недостатках, сыграло во многих аспектах важную и положительную роль в развитии национальной экономики. Примечательно, что в России на протяжении XVIII — начала XIX в. верховная власть во внутренних и международных делах проводила в целом компромиссную политику, в интересах всех сословий и выступала лидером общества и проводником модернизации [6. С. 211, 227-228].
Являясь своего рода альтернативой как либеральному капитализму, так и командной экономике, данная модель рыночной экономики продемонстрировала свою состоятельность в ряде европейских стран, прежде всего в ФРГ Модель социальной рыночной экономики (социального рыночного хозяйства) представляет собой экономическую систему, функционирующую на основе рыночного механизма, в рамках которой го-
сударство играет активную роль в поддержании оптимального сочетания экономической эффективности с социальными гарантиями и социальной справедливостью. Как отмечает Х. Ламперт, «экономико-политическая концепция социального рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищённостью и социальной справедливостью» [4. С. 66; 7. С. 89-95]. Рыночное хозяйство — основа экономической свободы, её олицетворение. Термин «социальный» означает, во-первых, что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности создаёт экономические предпосылки «благосостояния для всех». И, во-вторых, что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где «...оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными» [4. С. 67; 2. С. 70-82].
С точки зрения возможностей развития и пригодности социального рыночного хозяйства для решения задач, которые могут возникнуть перед обществом в будущем, существенно то, что оно понимается как связанная с фундаментальными ценностями социальная технология, система целей которой открыта для возможных изменений.
Особая ценность концепции социального рыночного хозяйства в аспекте осмысления долгосрочной стратегии социально-экономического развития нашей страны заключается в том, что в данной модели реализован комплексный (системный) подход к решению фундаментальных общественных задач в рамках определённого социально-экономического порядка, где собственно рыночное хозяйство рассматривается как органическая составная часть (подсистема) социума. Отметим наиболее важные содержательные моменты, характеризующие данную модель. К ним относятся прежде всего основополагающие принципы социальной рыночной экономики: органическое единство рынка и государства; защита конкуренции; социальное партнёрство. Во-вторых, в данной модели имеет место функциональное соответствие системы социально-экономических целей и средств их достижения,
как, например, в германской модели социального рыночного хозяйства (таблица).
Все эти экономико-политические цели и средства для их достижения составляют единое целое с общественно-политическими целями свободного демократического общества, основывающегося одновременно на социальном государстве.
Необходимо подчеркнуть, что социальная рыночная экономика не представляет собой готовую, «застывшую» экономическую систему. Напротив, её следует рассматривать как развивающуюся, становящуюся систему, в рамках которой возможно решение новых проблем, порождаемых социально-экономическим развитием, научно-техническим прогрессом, ухудшением экологической ситуации и т. п. Отсюда следуют важные для понимания стратегии развития национальной экономики выводы:
1) социальную рыночную экономику необходимо рассматривать как долговременную социально-экономическую и политическую задачу, как генеральную перспективу развития национальной экономики (как характеристику качества желаемого состояния национальной экономики);
2) конкретные долго- и среднесрочные задачи (и программы) социально-экономического развития нашего общества следует ставить и решать в тесной связи и в рамках движения по пути реализации модели социальной рыночной экономики (в её национальном варианте). Соответственно, все эти моменты должны быть органически взаимосвязаны в экономической политике государства.
Для нашей страны это будет означать переход от парадигмы социально-экономических преобразований, в рамках которой расходы на решение социальных проблем трактуются как некие издержки, сужающие возможности развития экономики, к парадигме целостного, социально ориентированного экономического развития (на основе инновационно-активного роста).
Характерной чертой экономической политики в странах с переходной экономикой была минимальная роль государства. Теперь уже ясно не только теоретически, но и практически, что в условиях переходного периода, обладающего затяжным характером и сложной природой, ответственность государства должна скорее увеличиться, чем уменьшится. Вмешательство государства должно быть активным в те важные
Цели социального рыночного хозяйства (на примере ФРГ) [4. С. 68-69]
№ п/п Цель Средства достижения
1 Достижение максимально высокого благосостояния а) установление порядка конкуренции; б) проведение целенаправленной политики, ориентированной на рост и обеспечивающей его постоянство на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые минимально ограничивают свободу; в) обеспечение полной занятости как гарантии дохода каждому лицу, способному и желающему работать; г) обеспечение свободы внешней торговли, свободного обмена валют и расширения международного разделения труда
2 Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы, в особенности обеспечение стабильности цен а) существование независимого центрального эмиссионного банка; б) стабильность (сбалансированность) государственного бюджета; в) сбалансированность платёжного баланса и обеспечение равновесия во внешней торговле
3 Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, справедливое распределение доходов и имущества а) достижение максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищённости; б) создание и поддержание порядка осуществления конкуренции, т. к. её функция — сведение к минимуму социальной несправедливости и способствование социальному прогрессу; в) государственная корректировка первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жильё, дотаций, мер, способствующих образованию собственности, имущества и т. п. Причём социально-политическая корректировка должна в минимальной степени ограничивать самостоятельность отдельных лиц и социальных групп, свободу и готовность к деятельности отдельного индивида и работоспособность экономики
сферы, где рыночные силы не могут обеспечивать эффективного распределения ресурсов или где доступ к основным, наиболее важным благам и условиям для жизни людей является несправедливым.
Слишком многие правительства, встав на путь быстрой и повсеместной либерализации цен, не осуществили адекватного вмешательства для стимулирования экономического роста. Падение объёмов производства и доходов во многих странах с переходной экономикой в большей степени объяснялось крахом совокупного спроса и, в частности, резким снижением инвестиций. Ключом к экономическому возрождению является стимулирование более высокого уровня инвестиций, в том числе и в развитие человеческих ресурсов.
Успех экономических реформ зависит от проведения их в определённой последовательности, а не одновременно, как это в основном происходило. Опыт азиатских стран с переходной экономикой показал, что поэтапность ускоряет, а не замедляет реформы, которые должны основываться на поддержании экономического роста в противовес экономической стагнации или спаду.
Приоритет оживления экономического роста перед расширением систем социального обеспечения не означает, однако, что необходимые расходы на развитие человеческих ресурсов должны быть отложены. Такие расходы служат стимулом для роста и благоприятно влияют на траекторию, скорость и направление движения переходной экономики.
В области социальной защиты политика «безответственности государства» должна быть пересмотрена.
В контексте перехода к парадигме целостного социально ориентированного развития рассмотрим некоторые важнейшие направления достиже -ния целей долгосрочного развития национальной экономики.
В качестве таких стратегических целей можно выделить следующие.
1) экономическая стабилизация и экономический рост. В среднесрочной перспективе для России правительство ставит задачу достижения устойчивого экономического роста (сценарии — базовый и инвестиционный), а также снижение инфляции и обеспечение стабильности бюджетной системы;
2) социальные цели: повышение уровня и качества жизни; совершенствование социальных ус-
луг и образования; равноправного доступа к плодам общественного прогресса; обеспечение экологической безопасности. Для России актуальна борьба с бедностью;
3) установление «социального порядка», адекватного модели социальной рыночной экономики, а также целостной системы «порядков» (институциональных основ), обеспечивающих функционирование и развитие социального рыночного хозяйства: порядка, регулирующего право собственности; денежного и валютного порядков; порядка регулирования конкуренции; порядка внешнеэкономической деятельности; порядка в сфере труда и социальных отношений. Значимость подобных решений очевидна. Так, общепризнано, что именно формирование законодательной базы (основы) обеспечения прав собственности является базовой целью относительно и экономических, и социальных целей развития стран с незрелой рыночной экономикой;
4) политические цели. Обеспечение внешней, в том числе экономической, безопасности. В среднесрочном и долгосрочном развитии нашей страны следует уделить специальное внимание проблемам экономической и социальной безопасности от мировых финансовых, экономических и политических катаклизмов. Следует так изменять структуру народного хозяйства, сформировать такие институты развития, чтобы с выгодой для себя использовать объективные тенденции глобализации мировой экономики, сглаживая в то же время возможные негативные последствия, например, от оттока иностранного капитала из страны, негативного влияния изменений курса валют, колебаний мировых цен на энергоносители и т. п.
С точки зрения обеспечения единства, комплексности в достижении отмеченных целей важнейшим направлением социальной политики государства, позволяющим сочетать и цели и средства их достижения, является политика стимулирования развития человеческого потенциала посредством различных программ инвестирования в человеческий капитал. Под человеческим капиталом понимается совокупность всех производительных качеств работника, т. е. он включает приобретённые знания, навыки, а также мо -тивацию и энергию, которые используются для производства экономических благ [8. С. 223-224; 7. С. 137-138]. Основным фактором формирования человеческого капитала являются инвести-
ции в человеческие ресурсы с целью повышения их производительности. Затраты осуществляются в ожидании будущих выгод. К основным формам инвестиций в человеческий капитал обычно относят затраты на дошкольное воспитание в семье, на приобретение (сохранение) здоровья, на среднее и высшее образование, обучение без отрыва от производства, на получение информации о рынке труда в процессе поиска работы и т. п. Расходы, связанные с формированием человеческого капитала, несут сами работники, работодатели и государство. В экономической науке человеческий капитал рассматривается как запас человеческих качеств, формируемый в течение всей жизни индивида (накопление) и приносящий работникам поток доходов (рост в будущем).
В последние десятилетия в экономическом развитии многих стран всё большую роль играют инвестиции в человеческий капитал. Они растут более быстрыми темпами, чем производственные капиталовложения. В развитых странах сложилась устойчивая связь между уровнем образования и доходом, получаемым в течение всей жизни. Характерно, что за последние 30 лет относительный разрыв в доходах между крайними группами фактически не изменился.
С учётом этой тенденции в 1980-1990-е гг. ряд экономистов провели исследования влияния человеческого капитала на процесс экономического роста. На основе концепции экономического роста были разработаны новые модели экономического роста, учитывающие возрастающую роль человеческого капитала (модели Р. Лукаса, Г. Менкью, Д. Ромера и Д. Уэйла). Полученные ими результаты свидетельствуют о том, что положительный вклад человеческого капитала в повышение темпов экономического роста неоспорим. Характерно, что в высоко- и среднеразвитых странах уровень развития человеческого капитала выше, чем уровень развития физическо -го капитала [9. С. 146-147; 10. С. 477-479]. В сегодняшнем мире человеческие ресурсы определяют содержание, характер и этапы социально-экономического развития большинства государств. Именно человеческий капитал является, с одной стороны, фактором экономического роста, а с другой — фактором роста благосостояния, уровня и качества жизни населения. Вот почему важнейшим императивом экономической политики государства в нашей стране является создание условий для наращивания человеческого капитала и его максимально возможной реализации.
Список литературы
1. Анохин, Л. М. Императивы стратегии развития экономики России с позиций универсального эволюционизма / Л. М. Анохин // Вестн. ЧГПУ. - 2005. - № 5.
2. Гринберг, Р. С. Индивидуум&Государство: экономическая дилемма / Р. С. Гринберг, А. Я. Рубинштейн. - М. : Весь мир, 2013.
3. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / науч. ред. Е. Т. Гайдар. -М. : Проспект, 2010.
4. Ламперт, Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Х. Ламперт. - М. : Дело ЛТД, 1994.
5. Моисеев, Н. Н. Стратегия разума / Н. Н. Моисеев // Знание-сила. - 1986. - № 10.
6. Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) : в 2 т. / Б. Н. Миронов. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. - Т. 2.
7. Нестеренко, А. Н. Экономика и институциональная теория / А. Н. Нестеренко. - М. : Эдиториал УРСС, 2002. - 416 с.
8. Нуреев, Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики / Р. М. Нуреев. - М. : Инфра-М, 2008.
9. Нуреев, Р. М. Россия: особенности институционального развития / Р. М. Нуреев. - М. : Норма, 2009.
10. Обучение рынку / под ред. С. Ю. Глазьева. - М. : Экономика, 2004. - 639 с.
11. Путь в ХХ! век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / рук. авт. коллектива Д. С. Львов. - М. : Экономика, 1999. - 793 с.
12. Словарь современной экономической теории Макмиллана : пер. с англ. / [Дж. Т. Аддисон и др.]; общ. ред. Д. У. Пирса. - М. : Инфра-М, 1997. - 607 с.
13. Стёпин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Стёпин. - М. : Прогресс-традиция, 2000. - 467 с.
14. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. ред. Л. И. Абалкина. - М. : Экзамен, 2004. - 608 с.
15. Шаститко, А. Е. Новая институциональная экономическая теория / А. Е. Шаститко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Экон. фак. МГУ : ТЕИС, 2002. - 591 с.
Сведения об авторах
Анохин Леонид Михайлович — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и регионального развития Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Анохина Нина Валентиновна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и управления персоналом Уральского социально-экономического института (филиала) Академии труда и социальных отношений, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 11 (366). Economy. Issue 49. Pp. 23-30.
GOVERNMENT AND PERSPECTIVES SOCIAL MARKET ECONOMY
IN RUSSIA
L. M. Anohin
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
N. V. Anohina
Ural Socio-Economic Institute, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The central problem of the Russian society is the need to develop and implement strategies to ensure sustainable socioeconomic development. The solution to this problem is impossible without appropriate organizational and administrative activity of the state. The theoretical justification for the opportunities and limits of the creative potential of power, the role of the state in providing purposeful development of the national economy should be based on the basic theoretical principles of universal evolutionism (system and evolutionary approach). Necessary to develop (selection) of the conceptual model of the national economy, in which the designated long-term goals of socioeconomic development and the means (tools) to achieve them.The article from the standpoint of universal evolutionism formulated imperatives that the state should take into account in the design and implementation of a model of the national economy, justified the position that the social market economy is the most viable option for the model of a mixed economy of Russia, the necessity of the transition to the paradigm of holistic sociooriented development.
Keywords: methodology, systems-evolutionary approach, universal evolutionism, the state model of the national economy, social market economy, the economic order.
References
1. Anohin L.M. Imperativy strategii razvitija ekonomiki Rossii s pozicij universal'nogo jevoljucionizma [The imperatives of the development strategy of the Russian economy from the standpoint of universal evolutionism]. Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University]. 2005, no. 5. (In Russ.)
2. Grinberg R.S., Rubinshtejn A.Ja. Individuum i Gosudarstvo: jekonomicheskaja dilemma [Individual & State: economic dilemma]. Moscow, All World Publ., 2013. (In Russ.)
3. Gaydar E.T. Krizisnaja jekonomika sovremennoj Rossii: tendencii i perspektivy [Crisis economy of modern Russia: Trends and Prospects]. Moscow, Prospekt Publ., 2010. (In Russ.)
4. Lampert H. Social'naja rynochnajajekonomika.Germanskijput' [Social market economy. German way]. Moscow, Delo LTD Publ., 1994. (In Russ.)
5. Moiseev N.N. Strategija razuma [Strategy Mind]. Znanie-sila [Knowledge-power], 1986, no. 10. (In Russ.)
6. Mironov B.N. Social 'naja istorija Rossiiperioda imperii (XVIII — nachalo XXv.) [Social History of Russian Empire period (XVIII — beginning of XX century.)]. Dmitrij Bulanin Publ., 1997. Vol. 2. (In Russ.)
7. Nesterenko A.N. Jekonomika i institucional'naja teorija [Economics and institutional theory]. Moscow, Jeditorial URSS Publ., 2002. 416 p. (In Russ.)
8. Nureev R.M. Jekonomika razvitija: modeli stanovlenija rynochnoj jekonomiki [Development economics: model of a market economy]. Moscow, Infra-M Publ., 2008. (In Russ.)
9. Nureev R. M. Rossija: osobennosti institucional'nogo razvitija [Russia: features of institutional development]. Moscow, Norma Publ., 2009. (In Russ.)
10. Glaz'ev S.Ju. Obuchenie rynku [Education Market]. Moscow, Economy Publ., 2004. 639 p. (In Russ.)
11. L'vov D.S. Put' v XXI vek: strategicheskie problemy i perspektivy rossijskoj jekonomiki [The road in the XXI Century: Strategic Challenges and Prospects of the Russian economy]. Moscow, Economy Publ., 1999. 793 p. (In Russ.)
12. Slovar' sovremennoj jekonomicheskoj teorii Makmillana [Dictionary of modern economics Macmillan]. Moscow, Infra-M Publ., 1977. (In Russ.)
13. Stepin V.S. Teoreticheskoe znanie [Theoretical knowledge]. Moscow, Progress-tradicija Publ., 2000. 467 p. (In Russ.)
14. Abalkina L.I. Strategicheskij otvet Rossii na vyzovy novogo veka [Strategic Russia's response to the challenges of the new century]. Moscow, Jekzamen Publ., 2004. 608 p. (In Russ.)
15. Shastitko A.E. Novaja institucional 'naja jekonomicheskaja teorija [Economics Faculty of Moscow State University]. Moscow, MGU TEIS Publ., 2002. 591 p. (In Russ.)