Научная статья на тему 'Государство и крупный бизнес: проблемы взаимодействия'

Государство и крупный бизнес: проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1864
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суркова Наталья Станиславовна

Рассматриваются проблемы взаимодействия государства и крупного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State and the large business: problems of interaction

The interaction of the large business and the government attrects attantion of many investigators. Today problems of this relations are still guite actual. In the context of government policy the ineraction of these two subjects acquires strategic importance. By force of historical circumstances in Russia now there are only two agents of modernisation. They are the government, which initiated the economic reform, and the large business, which had appeared during this reform. Exactly there the resources of national development accumulate. It's basic personnel, new management and financial technologies. Only partnership of government and the large business allows to Russia secure the worthy place in international company.

Текст научной работы на тему «Государство и крупный бизнес: проблемы взаимодействия»

Н.С. Суркова

ГОСУДАРСТВО И КРУПНЫЙ БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рассматриваются проблемы взаимодействия государства и крупного бизнеса.

В эволюции взаимоотношений государства и бизнеса в России прослеживается определенная закономерность, в соответствии с которой этапы сближения субъектов взаимодействия чередуются с этапами их взаимного удаления. Так, пиком сближения после президентских выборов 1996 г. стал приход ведущих представителей элиты российского бизнеса на командные позиции в структуре исполнительной власти. За этим периодом последовало новое восстановление дистанции с осени 1997 г. Можно говорить о наличии определенных циклов, которым подчиняются взаимоотношения государства с бизнесом. Однако основополагающие принципы этих взаимоотношений, которые входят составной частью в идеологическую и политическую идентичность нового российского государства, никогда не подвергались сомнению.

Анализ взаимоотношений власти и крупных компаний выделяет два смежных вопроса: получение прибыли субъектами, действующими на стороне бизнеса и государства, и реализация промышленной политики. Спрос со стороны отечественного бизнеса на государственную поддержку обусловлен растущей глобальной конкуренцией. Органы же государственной власти, в свою очередь, заинтересованы в развитии крупного бизнеса, поскольку он обеспечивает рост экономики и, соответственно, способствует повышению уровня жизни населения.

Рассматривая отношения государства и российских компаний, необходимо учитывать историю создания активов, которыми располагают компании. Большая часть их возникла в условиях административной системы, где решения принимались исходя из критериев эффективности, свойственной этой системе. Предприятия создавались как часть «единой фабрики», поэтому российская переходная экономика унаследовала от командного периода безальтернативность поставщика и покупателя - фактически двухстороннюю монополию как типичную структуру рынка [1. С. 125].

При формально государственной собственности контроль над советскими предприятиями фактически осуществляла коалиция директората и органов власти, включая органы коммунистической партии. На основе не закрепленных, но фактически существующих прав собственности директор и представители власти получали нелегальные доходы. Теневой компонент затрат на производство продукции служил причиной существования экономики дефицита: получение дохода управляющими требовало назначение официальной цены ниже равновесного уровня. Формально действующие нормы центрального планирования и распределения дополнялись неформальными связями между директорами предприятий, а также между директоратом и властями. Функционирование сетей, основанных на взаимном доверии, служило важнейшим условием совершения сделок. Таким образом, эволюция развития крупного бизнеса в России предопределила обязательное участие государства в его функционировании.

Необходимость формирования и развития крупного бизнеса для переходной экономики осознается почти во всех правительственных кругах. Регулирование взаимоотношений государства и крупных компаний включает в себя создание законодательной и информационной базы функционирования крупных компаний, эффективный контроль за их деятельностью. Целепо-лагание означает формирование целевых программ и определение перечня госзаказа, выработку приоритетов развития. Создание законодательных основ предполагает обеспечение условий для организации и развития таких компаний, а также разработку методов государственного стимулирования, приводящих к образованию механизма договорных отношений между правительством и крупным бизнесом [2. С. 216].

Поскольку нами уже затронут вопрос необходимости создания информационной базы функционирования крупного бизнеса, стоит отметить, что в настоящее время при участии специалистов Магнитогорского металлургического комбината уже разработана «Концепция взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с системообразующими предприятиями реального сектора экономики на базе ИКТ» и начаты работы по созданию типовых программных решений, призванных оптимизировать существующую систему взаимоотношений между государством и крупным промышленным бизнесом.

Сейчас взаимоотношения между органами государственной власти и крупными промышленными предприятиями строятся на основе бумажного документооборота. Это обусловливает их сложность и низкую оперативность. В результате государство теряет эффективность в управлении экономикой, а бизнес не имеет возможности интенсивно развиваться и теряет в прибыли. В частности, сам Магнитогорский металлургический комбинат оценивает собственные потери в десятки миллионов долларов США в год. Сейчас можно выделить три направления информатизации.

Во-первых, это контроль за недропользованием и экологией. Системообразующие промышленные предприятия являются крупнейшими потребителями природных ресурсов и источниками потенциальной угрозы техногенных катастроф. И государство, и само предприятие обоюдно заинтересованы в сохранении нормальной экологической ситуации вокруг производства. Для успешного решения этой задачи требуется создание единой информационной системы экологического мониторинга, куда стекались бы экологические показатели работы предприятия, осуществлялся бы их комплексный анализ и в случае возникновения экологической опасности определялся бы комплекс мер по ее устранению.

Во-вторых, это таможенное налогообложение, главным образом в области возврата экспортного НДС. Вследствие того, что промышленное производство в основном сконцентрировано в центре страны и оформ-

ление документации на поставку продукции за рубеж осуществляется на приграничных терминалах, проходит очень много времени, прежде чем таможенные органы получают необходимые подтверждения о пересечении груза границы и отдают распоряжение о возврате НДС. Этот срок может занимать до 2 месяцев. Для примера, на сегодняшний день долг государства ММК по возврату НДС составляет 1,6 млрд руб. Это те деньги, которые вырваны из оборота комбината и не могут быть использованы менеджментом в процессе экономического и технологического развития предприятия.

И, в-третьих, это социальная сфера. И государство, и крупные промышленные предприятия параллельно друг с другом осуществляют широкий комплекс социальных программ, включая выплату пенсий, обеспечение медицинским обслуживанием, содержание санаторно-курортных и учебно-воспитательных учреждений. Необходима оперативная систематизация данных об этих социальных программах с тем, чтобы гарантировать равную социальную защиту для всех граждан и обеспечить целевое использование выделенных на эти цели финансовых средств.

Данные проблемы являются похожими для всех крупных промышленных предприятий. Поэтому в соответствии с требованиями министерства по информационным технологиям и связи решения должны быть типовыми. Это предполагает возможность их использования на любом отечественном промышленном предприятии. Таким образом, удастся значительно сократить стоимость внедрения подобных систем и создать единые организационные регламенты взаимодействия органов власти и большинства промышленных предприятий в масштабах страны. В результате будет создана принципиально новая система взаимоотношений государства и бизнеса, которая, используя преимущества современных информационных технологий, позволит устранить значительную часть административных барьеров, препятствующих нормальной работе отечественной промышленности.

На основе изучения природы крупных компаний можно предложить следующие направления корректировки российской системы государственного регулирования. Прежде всего, необходима четкая постановка государством долгосрочных и краткосрочных целей и задач корпораций применительно к каждой отрасли.

Следующий вид контроля осуществляется путем обследования официальной отчетности, путем аудиторских проверок, через введение в состав советов управляющих представителей исполнительной власти.

Фактором повышения интеграционной активности является возможность оказания крупным компаниям трех видов государственной поддержки:

- передача группе (участнику) в доверительное управление временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий-участников бизнес-групп;

- зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем инвестиций, предусмотренных условиями инвестиционного конкурса (торга) для компании-покупателя;

- предоставление государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием механизма залога [3].

Поскольку речь идет о крупном бизнесе, ни в коем случае нельзя не упомянуть о финансово-промышленных группах (ФПГ), где происходит интеграция финансового и промышленно капитала. Закон «О финансово-промышленных группах» расширил перечень возможных форм государственной поддержки ФПГ, к которым относится:

1) зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах, в объеме предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов инвестиций для покупателя в лице центральной компании той же ФПГ;

2) предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;

3) передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ;

4) предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

5) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ;

6) возможность предоставления банкам-участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льгот, предусматривающих снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности [4].

Можно привести достаточно примеров реализации обозначенных форм государственной поддержки. Так, на реализацию инвестиционных проектов ООО «Забайкальская лесная компания», ЗАО «Энергострой-инвест», ООО «Читинское монтажное управление «Востокэнергомон-таж» предоставлена господдержка в форме госгарантии Читинской области в качестве обеспечения возврата банковского кредита. По итогам заседания Совета по рассмотрению крупных инвестиционных проектов было решено выделить более 46 млн рублей господдержки на развитие производства НПО «ЭЛСИБ». Эта помощь предполагает субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам из бюджета региона, а также предоставление предприятию временных льгот по уплате налогов на имущество и прибыль [5. С. 21].

Однако основной проблемой является то, что при всем многообразии форм господдержки крупного бизнеса в России из всех перечисленных можно признать самым распространенным, реально работающим пока лишь пункт третий. Таким образом, объем государственной поддержки крупного бизнеса пока минимален.

Главное при поддержке развития крупных компаний - это способствование росту эффективности производства и развитию конкуренции, но именно достижение этих целей весьма затруднено из-за несоответствия продукции ряда отраслей рыночной конъюнктуре. Одним из путей решения данной проблемы является согласование межгосударственной промышленной политики, использующей цивилизованные формы промышленной интеграции и построенной на новой системе интеграционных связей.

Стоит отметить, что от эффективности деятельности крупных компаний зависит и работа государства. Помимо этого, учитывая реалии современной экономики России, ни

в коем случае нельзя отводить на второй план возможности крупного бизнеса, который реально может приносить пользу также малому и среднему бизнесу и регионам. В данном случае создается замкнутый круг. Многие предприятия, контролируемые крупными компаниями, предоставляют тысячи рабочих мест, являются основными налогоплательщиками в бюджеты. Наряду с предоставлением хорошо оплачиваемой работы крупный бизнес создает соответствующие условия жизни всему обществу, в частности спонсорскую помощь школам, сузам, широкую сеть супермаркетов, аптек, центров детского и юношеского творчества и спорта, стадионов, детских площадок и т.д.

Существует несколько способов увеличения доходов крупных компаний в текущей экономической и политической ситуации для того, чтобы направлять их в развитие своего бизнеса и развития регионов. Во-первых, это увеличение доли заложенной прибыли в отпускных ценах на свою продукцию.

Другим источником финансирования крупнейших компаний являются заемные средства на внутреннем и мировом рынках. Государство на федеральном и региональном уровнях осуществляет стимулирование инвестиционной деятельности в соответствии со своей спецификой и традициями, где основополагающим началом служат нормы законодательства. Говоря об инвестиционной привлекательности, нельзя не упомянуть о проблеме, с которой борются в нашей стране также малый и средний бизнес - это налоги и налоговая система. Возьмем, для примера, нефтяную отрасль. Налогообложение в нефтяной отрасли России за последние десять лет пересматривалось порядка пятидесяти раз. Для получения большей денежной массы в виде налогов (помимо налоговых поступлений от продажи нефтепродуктов) государство должно продавать запасы. Сейчас государство продает эти самые подготовленные ресурсы по цене ниже, к примеру, цен в Азербайджане, в три-пять раз. Ответ на вопрос о причине недополученных доходов России предельно прост. Потому что никто больше не платит. И не будет платить, потому что когда одновременно с продажей ресурсов государство говорит, что мы, возможно, пересчитаем налоги, то любой инвестор, конечно, резко дисконтирует стоимость этих самых ресурсов. Кроме того, органами власти активно используются такие инструменты, как бюджетные кредиты и инвестиции, в том числе в уставные капиталы, государственные и муниципальные гарантии [6].

Для того чтобы получить финансирование с Запада, России и российским компаниям необходимо получить там признание. Камнями преткновения, мешающими российскому бизнесу вступить в международное экономическое сообщество, являются приобретенные Россией в ми-

ре печальную известность в связи с коррупцией, которая до сих пор остается безнаказанной, непрозрачность, финансовая отчетность, корпоративное управление.

Корпоративное управление, которому на Западе в настоящее время уделяется все больше и больше внимания, всегда оставалось проблемой для российских компаний. Те компании, которые развиваются в соответствии с международными принципами корпоративного управления, значительно увеличивают свою стоимость и инвестиционную привлекательность. Конечно, абсолютных стандартов корпоративного управления не существует. Главное, чтобы компании имели желание установить соответствующую мировым нормам линию поведения в отношении проблем, связанных с отношениями между менеджментом, акционерами, а также заинтересованными лицами, экологией, ведением бухгалтерского учета, охраной труда и техникой безопасности. Однако прецеденты уже есть. Так, например, ОАО «ТНК» в конце 2006 г. получила награду за успехи в сфере корпоративного управления, присуждаемую известным в США журналом «Oil and Gas Investor». Помимо этого Россия сделала большой шаг вперед в интеграцию в мировое бизнес-сообщество. Вход BP в российский бизнес является, по словам посла Великобритании в Москве Родерика Лайна, важным знаком доверия, веры в стабильность и развития российской экономики. Безусловно, это - также важный знак для других иностранных инвесторов. Потому что когда такая крупная компания, как BP принимает такое решение, это влияет на подход, настроение и уверенность других компаний. Подобные сделки будут способствовать развитию корпоративного управления в тех параметрах, которые приняты сегодня в цивилизованном мире. Это, скорее всего, будут транспарентность финансово-хозяйственной деятельности, соблюдение норм корпоративного права, отсутствие закулисных договоренностей при реализации крупных инвестиционных проектов.

Таким образом, российские компании занимают ведущее место в развитии современной экономики России. В целях своего дальнейшего развития и, соответственно, развития страны и регионов указанным компаниям необходимо находить новые рынки сбыта своей продукции, добиваться признания на Западе, переходя на международные стандарты ведения бизнеса и, конечно, стабильности в налоговом законодательстве. Здесь интересы рассматриваемых нами субъектов -государства и крупного бизнеса - совпадают, поэтому в целях взаимовыгодного сотрудничества властям следует выстраивать отношения с такими структурами в рамках социального партнерства. Только крупный бизнес совместно с государством может взять на себя бремя и риски экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яковлев А. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция // Вопросы экономики. 2007. № 1.

С. 124-137.

2. ОлейникА.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 416 с.

3. Федеральный закон «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации».

4. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах».

5. Бубунщиков А.Д. Проблемы финансово-правового стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации //

Вопросы экономики. 2007. № 4. С. 21-23.

6. Розинский И.А. Механизмы получения доходов и корпоративное управление в российской экономике // Российские предприятия: корпора-

тивное управление и рыночные сделки. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2002. 372 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 9 сентября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.