Научная статья на тему 'Государство и конституция'

Государство и конституция Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
767
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ГОСУДАРСТВО / STATE / ГАРАНТИРОВАНИЕ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ / GUARANTEEING LEGITIMATE INTERESTS / ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА / POSSIBILITIES OF THE STATE / ЗАЩИТА ПРАВ / PROTECTION OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капитонов С.А.

Конституция в данной статье рассматривается как инструмент, выражающий юридическую сущность явления государства. Конституционно закрепленная юридическая обустроенность государства рассматривается в данной статье не только как совокупность возможностей государства, обеспечивающих защиту прав, но и как взаимодействующая с нею совокупность возможностей государства, обеспечивающих гарантирование законных интересов людей, пребывающих в его юридическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State and the Constitution

The constitution is considered as a tool expressing legal essence of the phenomenon of the state. In this article constitutionally fixed legal order of the state is considered not only as a set of opportunities of the state providing the protection of rights, but also as a set of opportunities of the state guaranteeing legitimate interests of people interacting with it and staying in its legal environment.

Текст научной работы на тему «Государство и конституция»

И <

ш о а С

и S bS

и

И IT

S

U

о <

о ^

о н

Ы

о X

< I

8

С.А. КАПИТОНОВ,

главный научный сотрудник отдела по исследованию стратегических проблем управления

научного центра, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

Государство и Конституция

Конституция в данной статье рассматривается как инструмент, выражающий юридическую сущность явления государства. Конституционно закрепленная юридическая обустроенность государства, по мнению автора, это не только совокупность возможностей государства, обеспечивающих защиту прав, но и взаимодействующая с нею совокупность возможностей государства, обеспечивающих гарантирование законных интересов людей, пребывающих в его юридическом пространстве.

Конституция, государство, гарантирование законных интересов, возможности государства, защита прав.

Главным юридическим смыслом Конституции в государстве является беспрепятственность гарантирования созидатель-ности человека, уравновешенная беспрепятственностью государственной поддержки его социально значимых ожиданий1.

Предложенная народу и ныне действующая Конституция на первый взгляд обеспечивает равновесие между значимыми для государства созидательными возможностями человека и его ожиданиями от пребывания в государстве. К сожалению, положение дел основывается не на содействии притоку созидательных человеческих возможностей и увеличении разнообразия ожиданий, обусловленных этим, а на их искусственном ограничении. Итогом этого являются, с одной стороны, невостребованность созидательного потенциала большого числа россиян, с другой — возможность бесполезного для человека и государства расходования средств, предназначаемых на социально значимые расходы. Исходя из этого, высказываются мнения о юридической неполноценности ныне действующей Конституции РФ.

Действительно, любое развиваемое на основе ограничения созидательных возможностей человека государство своему юридическому предназначению соответствовать не может.

1 Данная статья представляет собою взаимосвязь ассоциаций, возникших при ознакомлении с текстом доктринальной модели Конституции России, разработанной Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования под руководством доктора физико-математических наук, доктора политических наук, профессора С.С. Сулакшина, представленной вместе с пояснительной запиской и сопроводительным письмом [1].

Анализировать и оптимизировать состояние любой системы (ведь общество, адекватно обустроенное в государство, так или иначе система) продуктивнее, если начинать эту работу не «от цели», а «от функции». Основной функцией государства является возможность трансформации созидательной инициативы человека в адекватную поддержку его ожиданий от пребывания в юридическом пространстве государства.

Юридическими средствами реализации этой функции могут стать, во-первых, четкие границы поля деятельности для каждого политика или чиновника, официально уполномоченного на реализацию российской государственности. Во-вторых, развитие ответственности таких уполномоченных не только в сторону их готовности претерпеть лишения за допущенные нарушения, но и в сторону расширения проявлений ими своего профессионализма.

Одним условием для достижения эффективности от такого решения может стать наличие юридически и фактически непроницаемой границы между политиками, чиновниками и бизнесменами, исключающей всякую возможность совмещения упомянутых ролей. Другим условием — наличие в юридическом пространстве государства таких областей, куда не может распространяться ни чья индивидуальная воля.Третьим в этой группе условий может стать закрепленный на государственном уровне перечень признаков, наличие которых предполагает обязательное инициативное вмешательство уполномоченных профессионалов, гарантирующих российскую государственность, в любую сферу социально значимых отношений в государстве.

Об этом можно будет вести речь при наличии должного государственного внимания к взаимоотношениям как с каждым человеком, так и со всеми людьми, и государственной гарантии адекватности трансформирования созидательных возможностей человека в реализацию его ожиданий.

Надо не только уравновешивать гарантированные государством права и обязанности человека, но и препятствовать правонарушениям и поддерживать законные интересы, осуществляемые государством в отношении каждого человека и всех, пребывающих в юри-

301

дическом пространстве государства. Кроме того, все запреты, дозволения и поддержку, обеспечиваемые государством, необходимо соотносить с пользой и созидательностью, обеспечиваемыми государством.

Конституция — акт упорядочивающий, прежде всего, государственное устройство, с тем чтобы оно соответствовало предназначению оптимизации юридической среды обитания каждого человека. Права и законные интересы человека в Конституции упоминаются как основной ориентир, в соответствии с которым должно развиваться Российское государство. Поэтому детализация защиты прав и гарантирования законных интересов человека в Конституции не нужна, должны быть установлены только юридические принципы, обеспечивающие такую возможность. Отождествлять Конституцию с прочими правовыми актами и соотносить права гражданина с правами государства — то же самое, что пытаться взвесить весы на самих себе.

Если отрасль права регулирует, то Конституция устанавливает принципы и гарантии такого регулирования. Если права человека защищаются, а его законные интересы гарантируются, то Конституция выражает, соответственно, принципы их защиты и гарантирования.

Государство не имеет прав, в которых оно конкурировало бы с каждым человеком. Оно обладает возможностями. Противопоставляя права человека и государства с намерением ограничить государство в его правах, мы тем самым противопоставляем ожидания человека от пребывания в государстве возможностям их защиты и гарантирования.

Конституция — не правовой и не политический документ. Это юридический документ, где сформулированы основные принципы государственной политики и государственного гарантирования прав и законных интересов. Кроме того, в нем еще содержатся принципы государственного устройства, обеспечивающего возможность реализации политики, защиты прав и гарантирования законных интересов в юридическом пространстве государства.

Поэтому сущность ответственности государственного органа или должностного лица заключена не в том, чтобы, подобно индивидуальной человеческой ответственности, трансформироваться в готовность официального чиновника претерпевать за допущенные правонарушения какие-то ущемления, тяготы и лишения. В этом случае ничего не добавляется к существующей ответственности конкретного человека за конкретное преступление. Ведь несет такую ответственность

не государственный орган и не должностное лицо, а группа людей или конкретный человек за то, что злоупотребил доверием государства, противопоставил государственной пользе свою незаслуженную выгоду и таким образом скомпроментировал себя как сотрудник государственного органа или должностное лицо. Государственный орган или должность сами по себе преступными быть не могут. Преступны бывают деяния конкретных людей, которые, работая в определенных структурах, совершают противозаконные действия, злоупотребляют полномочиями. Симметрия ответственности должностных лиц и государственных органов рассматривается через призму таких понятий, как профессионализм, подкрепленное ресурсами доверие, реализуемое от имени государства и направляемое на поддержку всякой созидательной пользы каждому человеку и всему человеческому сообществу, упорядоченному в государство.

Конституция, в строгом юридическом смысле, содержит не нормы, а принципы. Она не регулирует, а проявляет и формулирует параметры — принципы, гарантии и основные характеристики государственного устройства, а также нормативные основы созидательных и полезных взаимоотношений между всеми и каждым из нас. Иное прочтение содержащихся в ней положений способно провоцировать ее уравнивание с прочими нормативными правовыми актами. Следствиями такого уравнивания являются, во-первых, стремление урегулировать все большее количество государственно-правовых проблем при помощи Конституции непосредственно, и это провоцирует несвойственные ей детализацию и объем. Во-вторых, нивелируется особый юридический статус Конституции. Означенную проблему проще решить посредством упорядочивания приоритетов и обеспечения логического сочетания принципов, содержащихся в Конституции.

Государство — юридическое устройство, объединяющее жизненно важное пространство, жизненно важные ресурсы и жизненно важные интересы. В государстве существуют интересы каждого из нас в отдельности и всех нас вместе. При этом категория «все вместе» не представляет собой простую сумму человеческих индивидуальностей, а является системным качеством их взаимодействия. Качественная новизна категории «все вместе» проявляется в разнообразии потенциала, объективно выражающего предназначение государства, которое можно определить как трансформацию разнообразия индивидуальных созидательных возможностей каждого

и <

ш о а С

и К Ьй

и

и у

к

и

о <

о ^

о н ы

о X

< I

9

И <

ш о а С

и S bS

и

И IT

S

U

о <

о ^

о н

Ы

о X

< I

10

человека в разнообразие коллективной поддержки его ожиданий от пребывания в составе государственного устройства.

Разнообразие же созидательных и ресурсных возможностей государства обеспечивает создание блага. Оно представляет собою, во-первых, объективно существующий и материально выраженный массив значимых для человеческого сообщества и каждого человека материальных, духовных, моральных и нравственных ценностей. Благо обеспечивается содержащим определенные ресурсы пространством государства и созидательным потенциалом пребывающих в нем людей. Существование этого блага предстает условием обеспечения благополучия, разнообразия возможностей реализации этих ценностей для поддержки ожиданий каждого человека, связанных с его пребыванием в государстве. Процесс обращения созидательных возможностей человека в реализацию его законных интересов, по сути, не может выражаться, а тем более исчерпываться услугами. Более того, не может выражаться услугами и процесс препятствования правонарушениям и противодействия преступности.

Государство — не только арбитр человеческих взаимоотношений, значимых для всех людей, но и гарант их созидательности. Оно устанавливает и гарантирует лишь законные — созидательные — интересы и социально значимые права. Регламентация и охрана именно социально значимых прав человека юридически целесообразна и объяснима тем, что любое официально установленное право — всегда ограничение. Причем не только для тех, кто обязуется его гарантировать или соблюдать, но и для тех, кому оно предоставлено. Все упомянутые противоречия, как представляется, можно устранить путем ранжирования прав и законных интересов, гарантирования приоритетности человеческой созидательности.

Пусть государство продает какие-то особенные услуги тем, у кого есть средства, чтобы их купить. Но продает их таким образом, чтобы это было полезным для всех нас и для каждого в отдельности, объединенных государственным устройством. Базовое условие оказания таких услуг заключается в том, что они не должны затрагивать жизненно важных интересов как общих, так и каждого в отдельности.

Управляя, юридически «адекватное» государство должно не заставлять, а скорее создавать условия, обеспечивающие жизненно важное пространство, жизненно важные ресурсы, жизненно важные интересы и права, гарантирующие созидательность, полезную

для каждого человека и всех людей, объединяемых государственным устройством. Условия, создаваемые государством, должны осуществляться по отношению к каждому человеку и всем людям, пребывающим в его пространстве, в виде возможности выбора. И двигателем такого управления должна быть не мотивация (внутреннее осознание выгоды), а созидательность (профессиональное, объективно подтверждаемое осознание пользы). Менеджмент и профессиональное проявление государственности — скорее антагонисты, чем аналоги. Менеджер подготовлен для того, чтобы эффективно конкурировать и выгодно торговать. Смысл его деятельности — достижение приоритетности представляемой им корпорации за счет всех тех, кто пребывает вне ее пределов. Оказанная услуга или проданный товар должны приносить выгоду не ее адресатам, а ее продавцам. В отличие от менеджеров уполномоченные народом политики, а также профессионально подготовленные и персонально ответственные чиновники обязаны полезно и созидательно радеть о каждом из нас и обо всех вместе, объединяемых в государственное устройство.

Возможно, дело еще и в том, что многие нынешние политики, озабоченные степенью своего влияния на своих избирателей в государстве, не только не воспринимают исходящего от народа созидательного потенциала, но и не предлагают ему поддержки его ожиданий. Они ведут себя не как радетели о благе и благополучии, а как менеджеры, преследующие выгоду нанявшей их корпорации. Вместо внимания к предложениям и ожиданиям народа, выражаемого в виде поддержки, они навязывают надуманные заготовки, препятствующие как притоку созидательных инициатив, так и надлежащему гарантированию ожиданий тех, кто связан пребыванием в составе нашего государственного устройства.

Замена сепаратных заготовок, реализуемых с целью обеспечения корпоративного влияния на общество, полезной поддержкой его созидательных инициатив и ожиданий и есть высшая ценность для российского народа, упорядоченного в Российское государство. Предлагать народу высшие ценности в такой постановке вопроса — вариант корпоративной заготовки. Полезная созидательность, приумножение блага во имя возрастания благополучия, трансформация беспрепятственного притока разнообразия созидательных инициатив в беспрепятственно реализуемое разнообразных официальной поддержки индивидуальных ожиданий, связанных с пребыванием в государстве, — чем не российская

301

цивилизационная уникальность? Такую юридическую конструкцию не надо вводить, а тем более навязывать. Ее надо выявлять как объективную реалию — статистически и эмпирически. И заниматься этим повседневно, неустанно и профессионально должны политики и чиновники. Причем каждый — строго в рамках своей профессиональной деятельности.

Для того чтобы получить возможность оценить качество деятельности каждого политика и чиновника, необходимо вначале юридически оптимизировать конструкцию государства, чтобы она проявила себя как система взаимодействующих элементов, обладающих эмпирически выявленными и объективно обусловленными параметрами, предсказуемо и наглядно зависимыми от усилий политиков и чиновников. После этого польза и созидательность их труда станут очевидны. Юридическая оптимизация государства должна происходить на створе следующих параметров: «созида-тельность и польза» и «каждый из нас и все мы вместе». Вне этого створа мы либо вернемся к построению псевдосоциализма, либо продолжим движение к «оголтелому» капитализму.

Чтобы этого не случилось, следует рассматривать и воплощать государство как устройство беспрепятственной трансформации индивидуального полезного созидательного потенциала в официально, ответственно и профессионально предоставляемую полезную созидательную поддержку. Следует понимать и осуществлять государственную политику как радение обо всех членах общества и о каждом из нас в отдельности. И никогда не помышлять о подмене государственной политической власти партийным влиянием.

Нужно воспринимать и реализовывать государственную власть только как доверенный инструмент, надлежаще обеспечиваю-

Список литературы

1. Доктринальная модель Конституции России, выражающая идею нравственного государства, разработанная Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования под руководством доктора физико-математических наук, доктора политических наук, профессора С.С. Сулакшина: поясни-

щий функционирование государственного устройства, проявляющий его пользу и со-зидательность, исключающий возможность личного обогащения за счет остальных.

Государство, помимо всего прочего, — это система взаимоотношений между людьми, в которой народ — источник государственной власти, политик — уполномоченный народом и персонально ответственный выразитель государственной власти, а чиновник — профессиональный и персонально ответственный гарант государственной власти, и это необходимо помнить.

Право сильного, во-первых, — побочное следствие длительного процесса консолидации человеческого сообщества в государственное устройство, во-вторых, это давно уже архаизм. Юридически безупречное государство исчерпывает себя не подавлением, а поддержкой.

Полагаем нецелесообразным возвращение на официальном уровне к религиозным устоям в светском многоконфессиональном государстве, каковым является Российская Федерация, это чревато межконфессиональной розней и угрозой распада государства. Здесь лучше уповать на свободу человеческой совести, а не на преференции религиозных канонов.

Значимы в государстве созидательность и полезность. Причем только тогда, когда они реализуются от имени и во имя всех нас вместе и каждого в отдельности.

Высказанные соображения дают основания заключить, что конституционно закрепленная и государственно гарантированная справедливость в ее высшем юридическом смысле проявляется для каждого человека как сопоставимость социального значения того, что он отдает государству как созидатель, с тем, что он получает от государства в качестве защиты и гарантий.

тельная записка к доктринальнои модели Конституции России // Официальный саИт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. URL: http://www.rusrand.ru (дата обращения: 27.09.2012).

E-mail: oniikni@mail.ru

и <

ш о а С

и S ¡Ü

и

И IT

S

U

о <

о ^

о н

Ы

о X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< I

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.