Научная статья на тему 'Государственный язык Республики – субъекта Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса (на примере Республики Калмыкия)'

Государственный язык Республики – субъекта Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса (на примере Республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
678
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гунаев Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный язык Республики – субъекта Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса (на примере Республики Калмыкия)»

ББК 86.2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ -СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА (на примере Республики Калмыкия)

Е.А. Гунаев

В статье рассматриваются правовые аспекты языкового регулирования в Российской Федерации на примере Республики Калмыкия.

Ключевые слова: государственный язык, Конституция, правовой статус, Российская Федерация, Республика Калмыкия.

The article deals with legal aspects of language regulation in Russian Federation on the example of Republic of Kalmukia.

Keywords: state language, Constitution, legal status, Russian Federation, Republic of Kalmukia.

Статус языка — это его правовое положение в социальной системе, определяемое и закрепляемое в государстве основным законом — Конституцией, законом о языках, а также положение языка, определяемое сферой и объемом его функционирования [1]. Согласно Конституции РФ, государственным языком на всей ее территории является русский язык (ч.1 ст.68). Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ (ч.2 ст.68). В основном законе страны также закреплено, что РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч.3 ст.68). Как отмечается в литературе, в законодательстве СССР термин «государственный язык» практически не использовался. Так, Н.А Любимов считает, что отказ от термина «государственный язык», возможно, связан с тем, что В.И Ленин давал ему отрицательную характеристику. Он полагал, что обязательный государственный язык сопряжен с «принуждением, вколачиванием». Отвергая вслед за В.И. Лениным термин «государственный язык», советские законодатели стремились, видимо, подчеркнуть равноправие всех наций, населявших СССР, поскольку наделение какого-нибудь одного языка статусом «государственного» могло быть расценено как нарушение принципа национального равноправия, закрепленного в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. (ст. 123 и ст. 36). Русский язык по

традиции использовался как язык межнационального общения народов СССР, но ни в одной из советских конституций этот статус не был закреплен» [2]. В советских конституциях, помимо понятия «родной язык» и связанных с ним прав, использовалось также понятие «язык союзной, автономной республики, автономного округа, автономной области и язык большинства населения данной местности» применительно к сфере судопроизводства. В этой связи, следует согласиться с точкой зрения судьи Конституционного Суда РФ Н. В Витрука, высказанной им в 1998 г. в «Особом мнении по делу о проверке конституционности отдельных положений ч.1 ст. 92 Конституции Республики Башкортостан, ч.1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в ред. от 28.08.97 г.) и ст. 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан», о том, что в автономной республике язык титульной нации имел статус государственного наряду с русским, поскольку было предусмотрено его использование не только в судопроизводстве, но и при опубликовании законов, а также в государственной символике [3]. Например, в Конституции Калмыцкой АССР 1978 г. - это статьи 98, 148, 157, 158.

В годы, непосредственно предшествовавшие дезинтеграции СССР, языковые проблемы значительно обострились, свидетельством чему стало принятие Закона СССР от 24 апреля 1990 г. «О языках народов СССР» [4]. В названном законе впервые было закреплено право союзной, автономной респу-

блики определять правовой статус языков республик, в том числе устанавливать их в качестве государственных языков (ст.4). С учетом исторически сложившихся условий и в целях обеспечения общесоюзных задач русский язык признавался на территории СССР официальным языком СССР и использовался как средство межнационального общения. В РСФСР таким актом стал Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г., а также Декларация «О языках народов России», принятая в тот же день [5]. По мнению Ж. И Овсепян, принятие данных актов означало официальное признание СССР и РСФСР в качестве не только национальных, но и лингвистических федераций, поскольку специальные законы о языках впервые появились в отечественном праве именно в 1990 - 1991 гг. [6].

Закон РСФСР объявил языки народов Российской Федерации национальным достоянием Российского государства. Государство на всей территории РФ взяло на себя обязательство способствовать развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия (преамбула в ред. ФЗ от 24.07.98 № 126 - ФЗ). В 1991 г. правовое положение государственных языков было определено следующим образом. Русский язык был определен в качестве основного средства межнационального общения народов РСФСР и в этой связи получил статус государственного языка РСФСР на всей территории РСФСР. Республики в составе РСФСР в соответствии с настоящим Законом получили право самостоятельно принимать решения о правовом положении языков народов, проживающих на их территориях. Республики также получили право устанавливать собственные государственные языки (ч.2 и 3 ст.3).

Особенностью Закона РСФСР «О языках народов РСФСР» 1991 г. являлось то, что он провозглашал языковой суверенитет и закреплял его государственные гарантии. Языковой суверенитет был определен как «совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения» (ч.1 ст.2). Необходимо отметить, что период 1990 — 1991 гг. характеризуется как «парад суверенитетов», когда не только союзные (например, РСФСР), но и автономные республики принимают собственные Декларации о суверенитете, распространяя его действие на многие сферы общественной жизни, включая языковую. С

принятием Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 126 — ФЗ данные положения исключаются из Закона РСФСР «О языках народов РСФСР». Понятие «языковой суверенитет» заменяется на понятие «равноправие народов РФ», которое понимается аналогично как «совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения» (ч.1 ст.2) [7]. Декларация «О языках народов России» от 25.10.91 г. также упоминает о языковом суверенитете, и формально ее положения сохраняют силу. Однако, данное положение действует лишь в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г. и федеральному законодательству, включая Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» с изменениями 1998 г.

24 июля 1998 г. в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» были внесены изменения в части регулирования правового положения государственных языков. В частности, относительно русского языка, уже прямо было закреплено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык, т.е была исключена его характеристика как «языка межнационального общения». Как отмечает В.Ю. Михаль-ченко, «это не юридический термин, так как язык межнационального общения применяется в межличностном неофициальном общении людей разных национальностей, а эта сфера частной жизни юридическому регулированию не подлежит» [8]. Относительно республик было сохранено положение о праве устанавливать свои государственные языки с небольшим уточнением: «в соответствии с Конституцией РФ» (ч.1 и 2 ст.3 в ред. от 24.07.98 г.).Таким образом, Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» 1991 г. был приведен в соответствие с Конституцией РФ 1993 г.

Правовые аспекты языкового регулирования получили развитие и в решениях Конституционного Суда РФ. Например, в упоминавшемся деле Республики Башкортостан, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 24 апреля 1998 г. № 12—П пришел к следующему выводу: «Конституция РФ (ст. 68, ч.2) закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным

языком РФ, что обусловлено государственной целостностью РФ, единством системы государственной власти, особенностями федеративного устройства РФ и служит интересам сохранения двуязычия (многоязычия) их многонациональных народов. Из этого, однако, не вытекает ни обязанность республик устанавливать государственные языки, ни необходимость специальных требований к знанию этих языков в качестве условия приобретения пассивного избирательного права, в том числе при выборах главы государства» (главы исполнительной власти субъекта РФ). Конституционный Суд РФ выразил также правовую позицию, согласно которой нормативно должны быть определены надлежащие предпосылки для признания языка (языков) в качестве государственного, а также вытекающие из такого признания правовые последствия, с тем, чтобы при этом исключалась произвольная трактовка языка в качестве государственного, а также не допускались чрезмерные языковые требования. Такие условия, по мнению Конституционного Суда, связаны в том числе с реальным соотношением языковых групп, рассчитанных на переходный период программ и мероприятий, обеспечивающих возможность изучения и использования соответствующего языка населением республики [9]. В последующем, в Определении от 13 ноября 2001 г. № 260 «По запросу Совета республики Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея о проверке соответствия Конституции РФ п.1 ст. 76 Конституции Республики Адыгея» Конституционный Суд РФ подтвердил позицию о том, что требование о свободном владении государственными языками как условии приобретения пассивного избирательного права, в том числе при выборах высшего должностного лица республики, противоречит Конституции РФ, поскольку ограничения пассивного избирательного права возможны путем установления только федеральным законом или в строгом соответствии с ним (когда федеральный закон допускает установление таких ограничений законодательством субъектов РФ) [10].

По мнению автора, важным актом в определении статуса государственных языков республик в РФ является Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального

закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Хотя в Постановлении напрямую не рассматриваются вопросы языкового регулирования, однако оно важно в свете так называемой проблемы «суверенитета», которая была характерна для 90-х гг. прошлого столетия. Как заключил Конституционный Суд РФ, «использование в ст. 5 (ч.2) Конституции РФ применительно к установленному ею понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 г. — признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера» [11].

Следовательно, республики как субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом и не могут распространять его действие, в том числе и на языковую сферу Как уже было отмечено, понятие «языковой суверенитет» было исключено из федерального законодательства в 1998 г. А в 2002 г. в Законе РСФСР «О языках народов РФ» от 25 октября 1991 г. было установлено, что «в РФ алфавиты государственного языка РФ и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка РФ и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами» (п.6 ст.3) [12].

Более подробно правовые аспекты языкового регулирования были даны в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 г. № 16—П «По делу о проверке конституционности положений п.2 ст. 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», ч.2 ст.9 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», п.2 ст. 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании» и п.6 ст.3 Закона РФ «О языках народов РФ» в связи с жалобой гражданина С.И. Хапу-гина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан». В частности, Конституционный Суд РФ установил, что «вопросы, касающиеся правового статуса государственных языков республик, затрагивают конституционные права как граж-

дан — носителей соответствующего государственного языка республики, в том числе проживающих в РФ за пределами данной республики, так и граждан, проживающих в ней и не владеющих этим языком, включая права в области общения, воспитания, обучения, творчества, изучения и развития родных языков (ч.2 ст.26; ч.3 ст.68 Конституции РФ), а также в сфере культуры, включая право на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44 Конституции РФ). В этой связи, определяя предметы ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, за пределами которого субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, Конституция РФ относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, а значит прав в языковой сфере, и установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития РФ, составной частью которой является государственная языковая политика, к ведению РФ (п. «в», «е» ст.71), а защиту прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования, культуры и языка как их компонента — к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «б», «е» ч.1 ст.72). Таким образом, считает Конституционный Суд РФ, по смыслу указанных положений Конституции РФ, федеральный законодатель вправе устанавливать основы правового регулирования языков народов РФ, включая общие вопросы языковой политики, в том числе относящиеся к статусу государственных языков республик в его соотношении со статусом государственного языка РФ. Как постановил Конституционный Суд РФ, статус государственных языков республик в составе РФ, как затрагивающий статус государственного языка РФ, права и свободы и ее граждан в сфере образования и культуры, не может быть предметом исключительного ведения субъектов РФ [13].

Как заключил Конституционный Суд РФ, в целях обеспечения использования государственного языка республики во всех сферах официальных отношений, республиканский законодатель вправе — по смыслу ст.68 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 43 и в соответствии с федеральным законодательством — предусмотреть его изучение как государственного языка соответствующей республики при получении основного общего образования. Однако, регулирование статуса языка как государственного соответствующей республики, его за-

щита и развитие, изучение (преподавание) в рамках основного общего образования как обязательной учебной дисциплины должно осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка как государственного языка РФ в соответствии с общефедеральными государственными стандартами. С учетом того, что в отличие от русского языка государственный язык республики не является официальным языком на территориях других субъектов РФ. В противном случае, утверждает Конституционный Суд РФ, создавалась бы возможность нарушения гарантированных Конституцией РФ принципов равенства прав и свобод человека и гражданина и несения гражданами РФ равных обязанностей на всей ее территории, в том числе применительно к реализации права на образование и языковых прав и свобод (ч.2 ст.6; ч.2 ст. 19; ст.43 и ст.68).

Как отметил Конституционный Суд РФ, государственные языки республик — один из элементов конституционного статуса этих субъектов РФ, который определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ч.1 ст. 66 Конституции РФ) и вместе с тем обусловлен федеративным устройством РФ, основанным на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ (ч.3 ст. 5 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ постановил, что «в силу указанных принципов федеративного устройства и исходя из того, что Конституция РФ относит установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного и национального развития РФ, в том числе основ государственной языковой политики и содействие развитию государственных языков республик, к ведению РФ (п. «б», «е» ст.71), федеральный законодатель вправе урегулировать принципиальные вопросы статуса государственных языков республик, затрагивающие интересы всей РФ и конституционные права и свободы граждан, а также определить общие принципы правового регулирования этих языков, к которым должны предъявляться особые требования по сравнению с иными языками, не имеющими статус государственных».

Обязательным и важным компонентом правового статуса государственного языка

является графическая основа его алфавита. В этой связи, как считает Конституционный Суд РФ, «установив единую графическую основу алфавитов государственного языка РФ и государственных языков республик, федеральный законодатель прежде всего констатировал и легитимировал исторически сложившиеся в Российской Федерации реалии — существование и развитие языков народов России, получивших статус государственного языка, на графической основе кириллицы». По мнению Конституционного Суда РФ, «такое законодательное решение в настоящее время обеспечивает — в интересах сохранения государственного единства — гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик, направлено на достижение их оптимального взаимодействия в рамках общего языкового пространства и не препятствует реализации гражданами РФ прав и свобод в языковой сфере, в том числе права на пользование родным языком».

Вместе с тем федеральный законодатель не исключил возможность изменения графической основы алфавитов государственных языков республик. При этом, как пояснил Конституционный Суд РФ, «он не вправе действовать произвольно, по своему усмотрению, - такое изменение допустимо, если только оно преследует конституционно-значимые цели, отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям, а также интересам многонационального народа РФ». По мнению Конституционного Суда РФ, «решение же этого вопроса республикой в одностороннем порядке, без учета вытекающих из Конституции РФ требований и гарантий в языковой сфере, могло бы привести не только к ослаблению федеративного единства, нарушению полномочий РФ в языковой сфере, но и к ограничению конституционных прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами республики, для которых данный язык является родным, - на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, многие из которых созданы на основе исторически сложившейся письменности» [14].

1 июня 2005 г. был принят ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», в котором, в частности, говорится, что «ста-

тус русского языка как государственного языка РФ предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных федеральным законодательством, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан РФ на пользование государственным языком РФ». Далее отмечается, что «государственный язык РФ является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов РФ в едином многонациональном государстве. Защита и поддержка русского языка как государственного языка РФ способствует приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов РФ». Также оговаривается, что «обязательность использования государственного языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящимися в составе РФ, и языками народов РФ» (п.2, 4, 5, 7 ст. 1 ФЗ) [15].

Итак, статус государственного языка (языков) республики в составе РФ нельзя рассматривать в отрыве от статуса общефедерального государственного языка, каковым является русский язык. Де-факто и де-юре они взаимосвязаны. Например, согласно Степному Уложению (Конституции) Республики Калмыкия от 5 апреля 1994 г. (в ред. от 23.04.07 г.) государственными языками в республике являются калмыцкий и русский языки (ст. 17). Это же положение зафиксировано в ст.3 республиканского Закона «О языках народов Республики Калмыкия», который ссылается на нормы Конституции РФ, Степного Уложения (Конституции) РК, Закон РФ «О языках народов РФ» [16]. Республиканский закон относит к ведению Республики Калмыкия в лице органов ее государственной власти в сфере охраны, изучения и использования языков народов Республики Калмыкия, в том числе:

- установление общих принципов правового регулирования, сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Калмыкия;

- обеспечение равноправного функционирования калмыцкого и русского языков как государственных языков Республики Калмыкия.

В республиканском законе установлено, что граждане РФ, проживающие на территории Республики Калмыкия, имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения при соблюдении обязательного

условия обучения государственным языкам Республики Калмыкия как государственных языков Республики Калмыкия. В образовательных учреждениях изучение калмыцкого и русского языков является равнообязатель-ным независимо от ведомственной принадлежности учреждений (ч.1, 4 ст.9).

В образовательных учреждениях, обучение в которых ведется на русском языке, вводится в качестве обязательного учебного предмета калмыцкий язык как один из государственных языков. В образовательных учреждениях, обучение в которых ведется на калмыцком языке, вводится в качестве обязательного учебного предмета русский язык как один из государственных языков (ч.2, 3 ст. 10).

Согласно Закону РК «О языках народов Республики Калмыкия», калмыцкий язык как государственный (наряду с русским) используется в деятельности органов государственной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций. Его использование предусмотрено в работе Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, правительства Республики Калмыкия и администрации Главы республики; при подготовке проектов законов и других нормативно-правовых актов Республики Калмыкия, их опубликовании; при подготовке и проведении республиканского и местного референдумов, выборов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия и органов местного самоуправления; в официальном делопроизводстве и переписке; в качестве языка судопроизводства и делопроизводства в судах общей юрисдикции и у мировых судей, в правоохранительных органах; в сфере промышленности, связи, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного производства (в оперативной связи на транспорте, в энергетике и связи используется русский язык); в работе почты и телеграфа; в средствах массовой информации и т.д. В реальности, на практике используется, в основном, русский язык.

Как видим, статус языка как государственного предполагает его использование в различных сферах государственной деятельности и в официальных отношениях. В этой связи, в литературе указывается и на другой аспект статуса языка как государственного. Это — интеграционная, консолидирующая функция. В частности, отмечается, что «государственный язык — это язык, выполняю-

щий интеграционную, консолидирующую функцию в рамках единого государства в политической, социально-экономической и культурных сферах, выступающий в качестве одного из символов данного государства» [17]. Этим требованиям отвечает, безусловно, русский язык. Какой же видится тогда роль государственных языков республик? Представляется, что ответ следует искать в контексте федеративного устройства России. Автор присоединяется к точке зрения Н.А Любимова, согласно которой: «В Российской Федерации русский язык наряду с государственными языками республик обеспечивает реализацию принципов федерализма в языковой сфере. Это означает, что русский язык и языки народов Российской Федерации, являясь основным средством обеспечения коммуникационного единства, содействуют реализации принципов территориальной целостности Российской Федерации, верховенства Конституции РФ и федеральных законов на территории Российской Федерации. Выступая как языки соответствующих этносов, русский язык и другие языки народов РФ способствуют реализации принципа равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации» [18]. Таким образом, статус языка (языков) республики как государственного, наряду с русским, позволяет говорить об их политической консолидирующей функции в рамках единого Российского государства. Они выступают одним из средств реализации его федеративной и национальной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нерознак В.П. Законы о языках народов РФ и программирование языкового развития // Языки народов России: перспективы развития. Материалы международного семинара (Элиста, 10-16 мая 1999 г.). Элиста, 2000. С. 194.

2. Ленин В.И. Нужен ли обязательный государственный язык? // Полн. собр. соч. Т. 24. С. 293-295 // Цит. по: Любимов В.А. Некоторые вопросы конституционно-правового закрепления статуса языков народов РФ // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Материалы научной конференции (Москва, 27-28 апреля 2000 г.) / Под ред. проф. С.А Авакьяна. М., 2001. С. 71.

3. Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 4.

4. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР 1990. № 19. Ст.

327; Ливеровский А. А «О статусе субъекта РФ» // Известия вузов. Правоведение. 2000. № 2. С. 97.

5. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. № 50. Ст. 1740; 1742.

6. Овсепян Ж.И. Реформы российского федерализма конца XX столетия (ч.1. Период до распада СССР) // Северо-кавказский юридический вестник. 2004. № 1. С. 22.

7. Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3804.

8. Михальченко В.Н. Законы о языках и языковые конфликты // Языки народов России: перспективы развития. Материалы международного семинара (Элиста, 10 — 16 мая 1999 г.). Элиста, 2000. С. 190.

9. Собрание законодательства РФ. 1998. № 18. Ст. 2063.

10. Российская газета. 2002. 19 февраля.

11. Собрание законодательства РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

12. Собрание законодательства РФ. 2002. № 50. Ст. 4926

13. Собрание законодательства РФ. 2004. № 47. Ст. 4691.

14. Там же.

15. Российская газета. 2005. 7 июня.

16. Консультант Плюс. Калмыкия.

17. Нерознак В.П. Там же; Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 53.

18. Любимов Н.А. Конституционно-правовой институт языка: проблемы формирования // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2004. № 2. С. 27-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.