Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2021
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ
АББАСИДОВ
THE STATE SYSTEM DURING THE REIGN OF THE ABBASID DYNASTY
УДК 93
Багандалиев Алигаджи Мирзагаджиевич, Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики" 1 курс, Москва Научный руководитель: Нагих Сергей Иванович, Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики".
Bagandaliev Aligaji Mirzagadzhievich, [email protected] Academic Supervisor: Nagikh Sergey Ivanovich
Аннотация
Государственный строй — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами, а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране.
В состав Аббасидский халифат входили территории современных арабских стран Азии, часть Средней Азии, Египет, Иран, Северная Африка и Индия. До завоевания халифата Буидами в 945 году вёл самостоятельную политику. После взятия в 1055 году Багдада сельджуками аббасидские халифы владели только прилегающей к столице областью.
Annotation
The state system is a system of political, legal, administrative, economic and social relations in the state, which is established by the basic laws, as well as the structure of the state, due to the socio-economic development of society and the ratio of political forces in the country.
The Abbasid caliphate included the territories of modern Arab countries of Asia, part of Central Asia, Egypt, Iran, North Africa and India. Before the conquest of the caliphate by the Buids in 945, he led an independent policy. After the capture of Baghdad by the Seljuks in 1055, the Abbasid caliphs owned only the area adjacent to the capital.
Keywords: Abbasid dynasty, state system, state development.
Ключевые слова: династия Аббасидов, государственный строй, развитие
государства.
1.1. Специфика развития государственного строя в период правления династии Аббасидов.
Халифат по своей сути представляет объединение в некое государство средних веков разрозненных арабских племен, которые на тот момент преимущественно населяли Аравийский полуостров. В процессе объединения и установления общей государственной одновременно родилось новое религиозное течение - ислам.
Арабский халифат, как известная своей мощью и государственностью средневековая империя, правила в 2 периода.
1. Династия Омейядов (661-750), которая также получила название «дамасский период».
2. Династия Аббасидов (750-1258). Запомнилась ключевым этапом формирования и развития арабской средневековой государственности.
Рассматривая мусульманский строй общества в тот период, можем выделить наличие доминирующего права собственности империи на землю.
Ситуация выливается в тот факт, что повсеместно используется рабский труд в зарождающейся экономике. Рабочих отправляют на нечеловеческие условия труда в мастерские, шахты, рудники и ирригацию. Дополнительно государственный аппарат обкладывает крестьян рентой, забирая вырученные средства на пользу правящей знати. Отмечается контроль общественной жизни не только со стороны государства, но также религиозными структурами. Одновременно города не имеют какого-либо особого статуса, у них отсутствуют свободы и привилегии, но и нет определенного разделения на сословие. То есть юридическое положение личности зависит от вероисповедания: у зиммиев (немусульман) и мусульман отличались права и статусы в государстве. И если на первых порах завоеванные зиммии чувствовали себя более-менее спокойно (сохранились традиции, язык, культура, самоуправление и даже судебная система), то со временем ситуация обострилась и попала под действие мусульманского права. Так, зиммии не могли создавать семьи с мусульманами, должны были поставлять людей (а также продукты) в арабскую армию и выделяться одеждой, платить налоги (подушный, поземельный).
1.2. Государственное устройство и местное управление.
Государственный строй империи Арабского халифата является примером феодальной теократической (основанной на вере в Бога) монархии. Так, управление и структура власти были подчинены догматам правящей религии.
Возглавлял арабское государство после смерти правителя Мухаммеда человек с должностью халиф. Правителей избирала мусульманская община, а у самого халифа оставалось право назвать своих преемников. Причем на роль последних могли претендовать только те, кто так или иначе происходил от рода Мухаммеда. Также важным условием было отсутствие тяжелых заболеваний и физических недугов.
Халифу полагалось следовать во всей своей деятельности предписаниям священной книги Корана. Он являл собой одновременно 2 высшие власти:
эмират (светскую) и имамат (духовную). Также халиф возглавлял мусульманскую общину в целом, являясь главным собственником земли, владыкой ее ресурсов и недр, главнокомандующим войска. В связи с последним правитель сам нередко участвовал в военных кампаниях, активно принимал участие в расстановке кадров и назначении лиц высшего эшелона. Халиф консолидировал в одном лице и законодательную, и управленческую власть, а также судебную, являясь верховным судьей. Его авторитет по вопросам религии и вероисповедания общины был непоколебим. Так, халифа возводили в ранг духовного лидера, проводника в рай, считали его посланником Аллаха, то есть первосвященником. Он имел право учреждать и упразднять, легитимизировать посягательства на чужие земли. Так, в Арабском халифате практиковалось, что если кто-то умудрился отнять у противника территорию, то он может прийти к халифу и получить от него так званую «инвеституру» - документ (наподобие грамоты или диплома), которая позволяла узаконить узурпацию. Если кто-то выступал против решения халифа по этому вопросу, то можно было расценить как предательство веры и государства. Однако несмотря на громкие права халифа, на практике подобное самодержавие действительно имело место быть лишь при халифах из династии Омейядов, которые правили в первый период становления Багдадского халифата.
В процессе расширения империи и появления у государства новых полномочий, совершенствовался и усложнялся государственный аппарат, лежащий в основе власти халифа. И первые 4 халифа выстроили бюрократическую систему, в которую входила элита из числа персов и греков.
Во время династии Омейядов государственная система была пересмотрена и реструктурирована. Так, в нее начали входить исключительно арабы, а делопроизводство и документооборот осуществлялся исключительно на международном арабском языке. Во главе бюрократической системы стоял
великий визиръ, ставший «правой рукой» халифа в светской жизни. Он напрямую подчинялся последнему и держал ответ перед ним.
В ранний период у визирей полномочия были довольно урезаны: давать советы правителю, быть хранителем государственной печати, незамедлительно выполнять приказы. Во время правления династии Аббасидов с IX в. Визирь нашел поддержку у государственной элиты и вышел в главенствующую политическую фигуру, оставив позади самого халифа по вопросам принятия ключевых решений и даже назначения должностных лиц. Халиф перестал визировать указы подписью - достаточно было подтвердить документ исключительно печатью. Визирь же заправлял «диванами» или на современный лад министерствами: военным, экономическим, финансовым, по учету земель, по государственному имуществу, логистике и т. д.
Центральными органами в структуре государственного управления халифата являлись министерства - диваны.
1. Диван-аль-Джунд. Ведомство, отвечающее за военное дело, вооружение, армию страны. Диван контролировал составление списков наемников и ополченцев, назначал зарплату служащим и земельный надел за выслугу. Армия играла одну из самых важных ролей в халифате, так как кровопролитные войны за территорию велись регулярно. Так, халиф мог быть выбран исключительно при поддержке сильной армии. Последняя получала 4\5 части от завоеванных территорий и добычи, а военачальники, в свою очередь, наживались на продаже рабов на соответствующих рынках, разграбления захваченных земель и домов. В армию привлекались наемники в большом количестве. Военачальниками быть было престижно, так как за службу они получали наделы земли (икты). Халифы позволяли себе иметь личную гвардию, однако на практике в итоге становились ее пленникам.
2. Диван-алъ-Варид. В подчинении ведомства была почтовая служба, а также прокладка и ремонт дорог, управление логистикой и городской инфраструктурой. Помимо отправки сообщений государственной важности,
власть имущие также отчитывались перед Багдадом о состоянии экономики, денежной системы, сельского хозяйства, социальных настроений, качества управления и т. д. По своей сути диван играл роль тайной «полиции».
3. Диван-аль-Харадж. Ведомство ведало всеми финансовыми вопросами империи, в том числе вело учет и взыскание налогов и податей, контролировало доходы и расходы казны, составляло бюджет. В период правления Омейядов в тюрьму можно было попасть за неуплату налогов. За такое преступление также наказывали публичным унижением возле позорного столба, пытками (перегрев на солнце, поливание головы раскаленным маслом и т. д.). Но несмотря на внешнее совершенство и устрашение системы поданные умудрялись избегать уплаты податей, давая взятки высокопоставленным чиновникам.
4. Диван общественных работ. В его ведении находились системы орошения и ирригационные системы.
5. 5. Диван по надзору (хисба). Ведомство представляло себе аналог «счетной палаты», которая следила за неукоснительным исполнением предписаний морали, культуры, права и, главное, религии. Ведомство имело представительство в каждом городе. Оно контролировало сферы, где появляются представители идеологической власти, формируются группы-выразители общественного мнения. Также среди функций дивана был «мухтасиб», своего рода «цензор нравов», осуществлять который могли уважаемые ценители ислама, которые наблюдали за регулярным посещением мечети, обязательным соблюдением поста в рамадан, за ношением женщинами предписанных одеяний и соблюдением правил приличия, общения с мужским полом. Также мухтасиб следил за порядком на улицах и базарах, контролировал поведение пьяниц и любителей игральных домов.
Местное управление Арабского халифата строилось по централизованному типу. Согласно политико-территориальному устройству он считался империей, в состав которой входили провинции, одновременно являющиеся
военными форпостами. Возглавляли их эмиры - наместники, назначенные самим халифом, которые получали право на административную, налоговую и военную власть на вверенной территории. У каждого наместника было 2 зама, которые отвечали за финансовую и судебную систему.
В каждой провинции был военный округ, где сосредотачивались военные силы, готовые в любой момент пресечь волнения общественности или отразить нашествие неприятеля.
В провинции входили города, «мэрами» которых были хакимы, назначаемые центральной властью. Быть ими могли лишь чиновники -представители феодальной аристократии. Селения же возглавляли шейхи, руководители религиозных общин.
Судебная власть номинально реализовывалась верховным судьей, которым по совместительству был халиф, а фактически - духовенством, которое и отправляли правосудие, назначая на местах судей-кади. К функциям последних относилось рассмотрение судебных дел и вынесение приговоров, расшифровка законов, контроль их исполнения, отслеживание состояния общественно важных зданий, оценка настроений в социуме и др.
В результате распада халифата на независимые административные единицы султанаты и эмираты, расположенные нынче в Египет, Закавказье, Испании, Средней Азии и т. д. он к X столетию мог контролировать лишь земли столицы и только часть Персии. В XIII столетии восточная часть халифата была захвачена в бою и ликвидирована монголами, в результате чего резиденцию переместили в Каир, где он процветал среди суннитов еще 3 века.
Библиографический список
1. История арабского халифата / Д.В. Мухетдинов, Д.З. Хайретдинов -Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2011 - 226 с.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства, М.: Норма, 2008. -752 с.
3. Томсинов, Владимир Алексеевич. История государства и права зарубежных стран (древность и средние века) [Текст] : учебно-методическое пособие для семинарких занятий / В. А. Томсинов ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юридический фак., Каф. истории государства и права. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва : Зерцало-М, 2013. - 120 с.
4. Томсинов, Владимир Алексеевич. История государства и права зарубежных стран (древность и средние века) [Текст] : учебно-методическое пособие для семинарких занятий / В. А. Томсинов ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юридический фак., Каф. истории государства и права. - Изд. 3-е, перераб. и доп. -Москва : Зерцало-М, 2013. - 120 с.
5. Полная история ислама и арабских завоеваний / А. Попов - М.: АСТ, Астрель, 2019 - 458 с.
Bibliographic list
1. The history of the Arab Caliphate / D. V. Mukhetdinov, D. Z. Khayretdinov -Publishing House of N. I. Lobachevsky National State University, 2011-226 p.
2. Grafsky V. G. Universal history of law and the state, Moscow: Norm, 2008. -752 p.
3. Tomsinov, Vladimir Alekseevich. History of state and law of foreign countries (antiquity and the Middle Ages) [Text]: an educational and methodological guide for seminar classes / V. A. Tomsinov; Moscow State University named after M. V. Lomonosov, Legal Faculty, Department of History of State and Law. - 3rd Ed., reprint. and add. - Moscow: Zertsalo-M, 2013. - 120 p.
4. Tomsinov, Vladimir Alekseevich. History of state and law of foreign countries (antiquity and the Middle Ages) [Text]: an educational and methodological guide for seminar classes / V. A. Tomsinov; Moscow State University named after M. V. Lomonosov, Legal Faculty, Department of History of State and Law. - 3rd Ed., reprint. and add. - Moscow: Zertsalo-M, 2013. - 120 p.
5. The complete history of Islam and the Arab conquests / A. Popov-M.: AST, Astrel, 2019-458 p.