Научная статья на тему 'Государственный строительный заказ как механизм поддержки наиболее эффективных форм предпринимательства в строительстве'

Государственный строительный заказ как механизм поддержки наиболее эффективных форм предпринимательства в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГСЗ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГСЗ / МАРКЕТИНГ / SCC / THE INTERACTION OF STATE AND PRIVATE BUSINESS / SOCIO-ECONOMIC FUNCTIONS OF THE SCC / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кощеев Вадим Аркадьевич, Кныш Михаил Иванович, Knish M. I.

Рассматриваются понятие «государственный заказ» в широкой и более узкой трактовке; вопросы государственного воздействия на экономику; факторы, обусловливающие необходимость передачи функций заказчика специализированным структурам; структуры и взаимосвязи функций ГСЗ. Утверждается, что деятельность государства в сфере реализации строительного заказа на основе маркетинго ориентированных концепций осуществляется в рамках государственного предпринимательства. Изложены принципы маркетинга взаимодействия инвестиций, бюджетного и информационного маркетинга как методологическая платформа ГСЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кощеев Вадим Аркадьевич, Кныш Михаил Иванович, Knish M. I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State construction contracts as a mechanism to support the most effective forms of entrepreneurship in the construction

We consider the terminology «state order» in broad and more narrow interpretation, issues of state influence on the economy, factors causing the need for transfer of customer functions to specialized structures, the structure and function relationship of PES, affirmed that the State in implementation of construction contracts on the basis of marketing-oriented concepts implemented in the framework of state enterprise. The principles of marketing interaction investments, budget and the Information Marketing as a methodological platform NHS.

Текст научной работы на тему «Государственный строительный заказ как механизм поддержки наиболее эффективных форм предпринимательства в строительстве»

В. А. Кощеев1 , М. И. Кныш2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

КАК МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Государственный строительный заказ (ГСЗ) как термин введен в научный оборот сравнительно недавно. Диссертационные работы последнего десятилетия претендуют на первенство в терминологическом определении ГСЗ. Столь непродолжительный период научного использования понятия «государственный строительный заказ» (до 10 лет) не мог не сказаться на количестве и предметности определений. По существу, можно говорить лишь о нескольких определениях и подходах, а значит, и фрагментарности научных знаний по данной проблематике. Остановимся на некоторых из них: ГСЗ является одним из главных элементов всех государственных закупок в регионах РФ и его можно определить в виде перечня строительно-монтажных работ и услуг в строительстве, планируемых к закупке за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации [17, 18]. В этом определении (достаточно общем) внимание концентрируется не столько на сути явления, сколько на указании источников, его порождающих.

Большую четкость имеет следующая интерпретация: термин «государственный строительный заказ» следует понимать как организационный процесс по приобретению прав собственности на строительно-монтажные работы и услуги в строительстве в соответствии с потребностями региона, представляющий собой форму взаимодействия государственного заказчика с субъектами ИСК на основе договорных отношений. Это определение имеет очевидные положительные стороны. Во-первых, дана характеристика ГСЗ как процесса. Во-вторых, охарактеризована правовая сторона этого процесса. В-третьих, сконцентрировано внимание на региональном аспекте, что является крайне важным, так как ИСК рассматривается современной наукой и практикой как региональная система [17]. Наконец, в-четвертых, в этом определении отражена идеология взаимодействия, участниками которого являются субъекты ИСК и государственный заказчик. Этот аспект корреспондируется с идеологией маркетинга взаимодействия -одной из составляющих предлагаемого в данной работе концептуально-методологического базиса ГСЗ [8].

Так как генезис ГСЗ базируется на содержательных основах государственного заказа вообще, представляется целесообразным рассмотреть существующие трактовки госзаказа как составного элемента системы государственных закупок.

В работе «Управление государственными закупками в Санкт-Петербурге» авторы рассматривают понятие «государственный заказ» в двух аспектах [11]. В узком смысле «государственный заказ» означает определение государственным заказчиком конкретного поставщика товара для государственных нужд и подписание с ним контракта.

В широком смысле понятие «государственный заказ» означает отношения между государственной властью и бизнесом, между всем обществом и государственными органами по поводу обеспечения жизнедеятельности всех членов общества. Государственный заказ является составной частью экономической политики государства, которая может выполнять ряд функций:

1. Социальную - обеспечение населения гарантированными государственными услугами, объем которых свидетельствует о социальной ориентации политики государства.

2. Стимулирующую - путем размещения государственного заказа можно создавать льготы для отдельных категорий производителей, например, для предприятий малого бизнеса.

1 Вадим Аркадьевич Кощеев, директор Верхнекамского филиала НП СРО «Межрегиональное объединение строителей», д#р экон. наук. Е#таЛ: npmos@bk.ru

2 Михаил Иванович Кныш, профессор кафедры экономики и управления Академии государственной службы Республики Коми, д#р экон. наук. Е#таП: M.Knish@yandex.ru

Однако стратегическим направлением при размещении госзаказа должен стать принцип равенства потенциальных исполнителей, без реализации которого не будет обеспечена конкуренция на рынке государственных закупок.

3. Воспроизводственную - государство посредством государственного заказа создает условия для расширенного воспроизводства, способствует привлечению инвестиций. Потребность государства в той или иной продукции стимулирует рост производства данного вида товара.

4. Регулирующую - через систему госзаказа правительство может регулировать развитие экономики. Посредством государственных закупок можно влиять на ценовые показатели определенной категории продукции и услуг, на развитие конкуренции на тех или иных сегментах рынка. Широко известны трактовки, в которых роль государственных предприятий (а значит, и предпринимательства) оценивается как «инструмент регулирования экономики», «средство для преодоления последствий отраслевых, структурных и циклических кризисов», «орудие правительства для осуществления национальной политики, достижения общенациональных целей» [15]. Часто в этих трактовках смешиваются функции госпредпринимательства и государственного регулирования предпринимательства.

В работе [7] широко рассматриваются вопросы государственного воздействия на экономику исходя из идеологии предпринимательства - создания условий для развития предпринимательской инициативы; экономико-правового подхода, выраженного в регулировании государственного сектора экономики (в рамках государственной собственности) и общем правовом регулировании (относится к субъектам хозяйственной деятельности всех видов). Проведена идентификация сущности, форм и методов государственного регулирования предпринимательства.

Потребность в строительных работах и услугах проявляется во всех сферах экономики. Это означает, что все институты, в ведении которых находятся сферы деятельности, подлежащие государственному регулированию, вынуждены решать задачу по обеспечению строительной продукцией. Такие институты формируют требования, отражающие общественную потребность в строительной продукции, и, в принципе, являются базовыми субъектами ГСЗ. Однако строительство - крайне сложный вид деятельности, реализация которого нуждается в привлечении многих специалистов высокой квалификации, обладающих общими и специальными знаниями и опытом. Причем высокая квалификация, знания и опыт необходимы не только на стадии проектирования и возведения конкретных объектов, но и на стадии планирования строительства. Это обстоятельство следует рассматривать как один из факторов, обусловливающих необходимость передачи функций заказчика структурам, непосредственно ориентированным на решение строительных задач.

Вторым из таких факторов является высокая капиталоемкость строительства. Она определяет необходимость поиска дополнительных инвестиций для реализации крупных и крупнейших проектов. Этот фактор связывает строительство с инвестиционным рынком, что и отражено, в частности, в интеграции инвестиционной и собственно строительной деятельности в рамках ИСК.

Третьим фактором, обусловливающим необходимость выполнения функций заказчика специализированными госструктурами строительного профиля, служит связь строительных программ, планов, проектов с расходованием бюджетных средств. Оптимизацией бюджетных расходов на нужды капитального строительства могут заниматься лишь профессиональные отраслевые специалисты, взаимодействующие с распорядителями бюджетных средств. Учитывая указанные факторы, можно сделать следующий вывод: аккумулирование функций заказчика в сфере государственного строительного заказа в рамках конкретного госинститута необходимо и целесообразно.

Занимаясь проблемой ГСЗ, следует иметь в виду, что современное строительство привязано к региональному уровню. Работы [2, 3, 4, 5, 6, 9, 16] убедительно доказывают,

что в качестве объекта управления и развития необходимо рассматривать региональный ИСК. Регулирование деятельности этих комплексов является прерогативой субъектов Российской Федерации.

Государственный строительный заказ выполняет ряд важнейших социально-экономических функций:

1. Регулирование соотношения между спросом и предложением на строительную продукцию. С одной стороны, государственный строительный заказ отражает повышение государственного спроса на строительную продукцию, работы, услуги. При этом ГСЗ распространяется на те виды строительной продукции, в которых государство заинтересовано. В качестве строительной продукции в данном случае следует рассматривать, например, строительные объекты определенного назначения и виды работ, необходимые для создания или воссоздания объектов, обладающих общественной значимостью. ГСЗ в этом контексте - стимулятор спроса.

С другой стороны, на основе госзаказа формируются законченные строительные объекты, которые видоизменяют структуру совокупного рыночного предложения. Безусловно, объекты, вводимые в эксплуатацию на основе ГСЗ, остаются в государственной собственности и в свободном рыночном обмене, как правило, не участвуют. Однако не следует забывать, что любой строительный объект имеет ценность не сам по себе, а как инфраструктура для организации определенных процессов (производственных, общественных, обеспечения жилищных нужд). В этих условиях любой объект, выстроенный на основе ГСЗ, выполняет одну из функций в формировании предложения на различные виды товаров и услуг. Причем государственный заказ ориентирован на поддержку формирования рыночного предложения в приоритетных (с государственных и общественных позиций) отраслях и хозяйственных сферах. В этом смысле ГСЗ - важнейший регулятор рынка в части, касающейся рыночного предложения. Если учесть, что объектами государственного строительного заказа являются (в большинстве) здания и сооружения общественного назначения, используемые социальной сферой экономики, можно утверждать, что ГСЗ есть регулятор отношений между двумя основными сферами хозяйственного комплекса - производственной и непроизводственной.

Следует особо отметить, что выполнение данной функции является классическим примером реализации государственного маркетинга за счет средств строительной отрасли. Строительная деятельность в этом контексте - метод реализации системы государственного предпринимательства. Именно этим вопросам посвящена работа, в которой раскрыт действенный механизм строительного прокъюремента, позволяющий достичь практического внедрения идеологии государственного предпринимательства и методов государственного маркетинга в строительстве [13].

2. Регулирование градостроительных процессов. Государственное регулирование в городах и регионах Российской Федерации является прерогативой органов государственного управления регионального уровня и осуществляется в двух формах:

• на основе реализации разрешительно-запретительных механизмов и методов согласования строительных проектов, реализуемых частными строительными организациями, с направлениями социально-экономического развития территорий;

• на основе государственного строительства в рамках ГСЗ.

Вторая форма имеет важнейшее значение: это основной инструмент градостроительства. При реализации градостроительной функции ГСЗ в качестве его основы выступают генеральный план развития территорий и ряд регламентирующих документов,

производных от генплана (схема зонирования и др.). Выполнение этой функции рассматривается в рамках экономики градостроительства, охватывающей весь круг проблем, связанных с эффективностью использования территорий.

3. Распределение ресурсов. Основными источниками государственного строительного заказа являются бюджетные программы различных уровней (федеральные, региональные, ведомственные), направленные на рационализацию использования бюджетных средств в соответствии с социально-экономическими приоритетами. При выполнении данной функции (в соответствии с идеологией маркетингоориентированной концепции) реализуются принципы бюджетного маркетинга.

4. Поддержка инновационных процессов в строительстве. Система государственных заказов вообще ориентируется на производство инновационной, в частности наукоемкой, продукции, что является проявлением ключевой особенности госрегулирования в условиях развития предпринимательства - ориентации на инновационное воспроизводство. Государственный строительный заказ - это полигон для реализации широкого спектра инноваций в строительстве, той их части, которая не может быть реализована силами частных строительных организаций.

5. Воздействие на конъюнктуру рынка. Эта функция проявляется по нескольким направлениям на основе:

• косвенного регулирования цен на строительную продукцию, работы, услуги;

• внедрения на рынок новых видов предложения (в частности, связанных с инновационными методами производства строительных работ или оказания услуг);

• активизации спроса на отдельные виды работ и услуг, осуществляемой в короткие

сроки;

• формирования спроса на инновационные предложения, а значит, инициирование инновационной конкуренции, стимулирующей развитие НТП в строительстве;

• изменения структуры рынка за счет укрепления рыночных позиций субъектов, являющихся исполнителями госзаказа, а также за счет государственного лоббирования.

Данная функция также реализуется за счет маркетинго-ориентированных механизмов.

6. Обеспечение притока инвестиций. ГСЗ является инвестиционным предложением. Однако его реализация, как правило, осуществляется на основе агрегирования инвестиций, поступающих из различных источников. Для строительства наиболее крупных объектов используется принцип совмещения инвестиций. При этом активизируются действия многих потенциальных инвесторов, среди которых могут быть как государственные, так и негосударственные организации.

7. Стабилизация рынка крупных строительных корпораций. ГСЗ обеспечивает для крупных строительных корпораций устойчивый и весьма выгодный рынок сбыта строительной продукции. Он стимулирует крупных «игроков» к внедрению в новые сферы строительного рынка, использованию инновационных технологий, материалов и новой техники, развитию НИиОКР в сфере строительства, т. е. к использованию факторов, обусловливающих развитие любой строительной организации.

Государственный заказ, в принципе, способен стабилизировать деятельность всех производителей строительной продукции, однако в наибольшей степени его стабилизирующая роль сказывается на функционировании крупного строительного бизнеса. С точки зрения развития вида экономической деятельности «строительство» это является, безусловно, целесообразным, так как строительная деятельность формируется за счет крупных организаций, объединяющих ресурсы и предотвращающих их распыление. Таким образом, ГСЗ есть механизм поддержки наиболее эффективных форм предпринимательства в строительстве.

8. Реализация предпринимательского лоббирования. Это объективно существующее явление, которое нельзя не учитывать не только на практике и в методических рекомендациях, но и на методологическом уровне. Инструменты лоббирования нуждаются в поиске оснований для реализации, а также в создании принципов, переводящих их в русло социально-экономической целесообразности.

Анализ представленных функций свидетельствует, что большинство из них взаимосвязаны и реализуются совместно.

Идеология предпринимательского поведения, его стремление к реализации консруктивных инициатив и внедрению эффективных инноваций как единая идеология экономического поведения проникла и в государственный сектор. Характеристики, свойственные предпринимательству, являются ориентирами для деятельности по управлению государственным имуществом. Государство в данном секторе является и собственником, и хозяйствующим субъектом, опирающимся на принципы эффективного хозяйствования, свойственного развитию рыночных отношений и стремлению к экономической целесообразности. Поэтому можно утверждать, что деятельность в данном секторе является по сути предпринимательской, осуществляемой в рамках государственного предпринимательства [12, с. 62], идеологией которой является маркетинг.

Принципиальное отличие этой идеологии от других, «немаркетинговых», заключается в том, что стратегия деятельности любой организации (в том числе и государственной) строится на принципах первичности внешних факторов. Если менеджмент рассматривает, в первую очередь, внутренние факторы - элементы внутренней среды, то маркетинг изучает, анализирует, прогнозирует, учитывает факторы внешнего окружения, адаптируясь к ним или используя методы косвенного воздействия. При низкой степени неопределенности средств менеджмента, среди которых есть составляющие, учитывающие внешние воздействия, вполне достаточно. В условиях нестабильности, неопределенности, наблюдающихся не только на уровне отдельных товарных рынков, но и на макроэкономическом и мирохозяйственном уровнях, «классический» менеджмент несостоятелен. Его инструментарий может быть эффективно использован, лишь, когда определены и установлены стратегические позиции во внешней среде. Применительно к предпринимательству ключевой задачей является обеспечение стратегической устойчивости организации в динамике внешнего окружения. Эта задача играет доминирующую роль, и ее реализация требует привлечения всего арсенала средств, накопленных менеджментом. Можно утверждать, что менеджмент с позиций эффективного предпринимательства, стремящегося к расширению экономических горизонтов, выполняет обеспечивающую функцию. В этом смысле менеджмент - это инфраструктура предпринимательства, его необходимый, сложный и очень значимый элемент. Маркетинг же есть «магистральный путь» предпринимательства, дающий четкие целевые ориентиры и открывающий новые возможности для поступательного развития.

Использование маркетинговой парадигмы в государственном предпринимательстве означает:

• что государственные предприятия и организации должны использовать маркетинговый подход в своей хозяйственной деятельности, превращая ее в предпринимательство;

• государство должно искать новые формы участия в бизнес-пространстве и модифицировать используемые формы в соответствии со структурными изменениями в бизнес-среде, макроэкономической системе, глобальном рыночном пространстве.

Маркетинговая концепция госпредпринимательства является концепцией перманентного обновления и качественного совершенствования деятельности государственных агентов. Причем это обновление должно предугадывать и предвосхищать принципиально значимые социально-экономические процессы, охватывая все виды экономической деятельности, а также учитывать всю совокупность социальных и экологических последствий. При этом акценты смещаются в сторону маркетингового прогнозирования, основной инструмент которого - наблюдение, анализ и предвидение развития длительных устойчивых тенденций. Маркетинговая концепция не опровергает и не вытесняет расширенную концепцию, а лишь дополняет ее и адаптирует к новым экономическим реалиям [7, с. 7-8].

Исходя из маркетинго-ориентированной концепции ГСЗ, предусматривающей интеграцию маркетинга взаимодействия, бюджетного и информационного, рассмотрим принципы, лежащие в основе реализации функций государственного строительного заказа.

Принципы маркетинга взаимодействия наиболее ярко проявляются в выполнении следующих функций ГСЗ:

• реализация предпринимательского лоббирования;

• обеспечение притока инвестиций;

• регулирование соотношения спроса и предложения;

• регулирование градостроительных процессов.

Нетрудно заметить, что при реализации каждой из функций актуализируются различные по экономической природе взаимодействия. Однако взаимодействия объективно существуют в рамках каждой функции и, что особенно важно, между функциями. Это означает, что в ходе управления выполнением одной из них неизбежно проявление управленческого воздействия на другую функцию (причем не только косвенное, но и прямое). Например, выполнение функции стабилизации рынка строительных организаций сопровождается реализацией функции поддержки инновационных процессов в строительстве (прямое воздействие), а также изменением процесса реализации функции регулирования спроса и предложения (под воздействием косвенных факторов).

Принципы маркетинга взаимодействия, обусловливающие эффективность реализации функций ГСЗ, могут быть агрегированы в следующую совокупность:

• приоритет общественных интересов на стадии формирования госзаказа, его целей и задач;

• баланс интересов партнеров по взаимодействию при построении реализационного блока ГСЗ и его осуществлении;

• ориентация на долгосрочные взаимодействия;

• упрочение взаимодействия, установление устойчивых связей;

• рассмотрение взаимодействий в качестве источника дополнительных конкурентных преимуществ.

Принципы бюджетного маркетинга наиболее рельефны при осуществлении таких функций ГСЗ, как распределение ресурсов и регулирование градостроительных процессов.

При этом бюджетный маркетинг проявляется не только в формировании ряда функций, но и в процессе реализации всех без исключения функций. Имеется в виду, что любой ГСЗ реализуется на конкурсной основе, когда осуществляется выбор исполнителей госзаказа распорядителями бюджетных средств, т. е. происходит специфический маркетинговый выбор.

К числу принципов бюджетного маркетинга относятся принципы:

• достижения социальной и бюджетной эффективности;

• рационального распределения бюджетных средств;

• обеспечения эффективности бюджетных средств;

• гласности;

• адресности и целевого использования бюджета;

• сочетания бюджетных средств и инвестиций, получаемых из негосударственных источников.

Последний принцип реализуется в рамках маркетинга инвестиций -самостоятельного вида деятельности в управлении ИСК. Принципы маркетинга инвестиций проявляются в процессе выполнения функции обеспечения притока инвестиций. Однако нельзя забывать, что государственный строительный заказ сам по себе есть активный участник данного рынка. Государство в лице соответствующих институтов является субъектом рынка инвестиций, выводящим на рынок инвестиционное

предложение, т. е. выступает как носитель предложения. В то же время оно выступает как носитель спроса не только на строительные работы и услуги, но и на дополнительные инвестиции. Спрос на последние тем больше, чем масштабнее социально-экономическая идея, отраженная в ГСЗ.

Маркетинг инвестиций применительно к ГСЗ основан на принципах:

• целевой ориентации инвестиций;

• эффективности инвестиционных вложений - вложения должны обеспечивать социальную и экономическую эффективность;

• непрерывности инвестиционного обеспечения ГСЗ;

• взаимности интересов участников инвестиционного процесса. Основные принципы информационного маркетинга:

• рационализация информационно-знаниевого обмена между участниками ГСЗ;

• обеспечение полноты, достоверности и своевременности информации, используемой участниками ГСЗ;

• обеспечение транспарантности ГСЗ;

• расширение информационного пространства ГСЗ;

• эффективность информационного обеспечения формирования и реализации ГСЗ;

• сбалансированность информационных взаимодействий.

Представленные принципы образуют устойчивую методологическую платформу ГСЗ, касающуюся как процесса его формирования, так и процесса реализации [14]. Их совместное использование характеризует сущность государственного строительного заказа как самостоятельного социально-экономического явления.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Развитие институтов гражданского общества в инвестиционно-строительной сфере / А. Н. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2007. - №3(12). - С. 68-72.

2. Асаул, А. Н. Инвестиционно-строительный комплекс: рамки и границы термина/ А. Н. Асаул [и др.] // Вестник гражданских инженеров. - 2009. - №4(21). - С. 91-96.

3. Асаул, А. Н. Формирование мезоэкономических объединений в инвестиционно-строительном комплексе региона / А. Н. Асаул // Известия высших учебных заведений. Строительство. - 2004. -№ 1. - С. 38.

4. Асаул, А. Н. Строительный кластер - новая региональная производственная система / А. Н. Асаул //Экономика строительства. - 2004. - № 6. - С. 16-25.

5. Асаул, А. Н. К вопросу о дефиниции инвестиционно-строительного комплекса / А. Н. Асаул [и др.]// Экономика строительства и городского хозяйства. - 2009. - Т. 5. - № 3. -С. 131-139.

6. Асаул, А.Н. Региональный строительный комплекс существует/ А. Н. Асаул, С. Н. Иванов // Экономика строительства. - 2002. - № 2. - С. 3.

7. Асаул, А. Н. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев; под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009.

8. Гоахов, В. П. Информационное обеспечение механизмов реализации маркетинг-менеджмента в инвестиционно-строительном комплексе региона / В. П. Грахов // Экономическое возрождение России. - 2008. - №4(18). - С. 60-66.

9. Доничев, О. А. Инвестиционная сфера региона как основа динамичной инновационной трансформации его экономики / О. А. Доничев, С. А. Никонорова // Экономическое возрождение России. - 2009. - 2(20). - С. 60-69.

10. Иванов, С. Н. Исследование структуры участников регионального инвестиционно-строительного комплекса / С. Н. Иванов // Вестник гражданских инженеров. -2008. - №1(14). -С. 74-83.

11. Управление государственными закупками в Санкт-Петербурге: учеб. пособие / Л. Г. Каранатова [и др.]; под ред. В. В. Бланка, В. И. Фролова, С. Р. Тажетдинова. - Изд. 2#е. - СПб.:СПбГАСУ, 2005.

12. Кощеев, В. А. Государственное предпринимательство в строительстве / В. А. Кощеев //Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3(13). - С. 57-63.

13. Кощеев, В. А. Методологические основы регулирования и оптимизации государственного-строительного заказа / В. А. Кощеев // Вестник гражданских инженеров. - 2008. - №3(16). -С. 101106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Кощеев, В. А. Принципы и методы формирования и реализации государственного строительного заказа/ В. А. Кощеев // Экономическое возрождение России. - 2008. - №2(16). -С. 43-49.

15. Кощеев, В. А. Зарубежный опыт заказов для государственных нужд / В. А. Кощеев //Экономическое возрождение России. - 2005. - № 2(4). - С. 33-40.

16. Асаул, А.Н. Снижение трансакционных затрат в строительстве за счет оптимизации информационного пространства / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов; под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон.наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008.

17. Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе / А. Н. Асаул [и др.]; под ред. Д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: Гуманистика, 2005.

18. Чибисов, И. Е. Влияние государственного строительного заказа на стабилизацию экономики региона (на примере Санкт#Петербурга): автореф. дисс.... канд. экон. наук/ И. Е. Чибисов. -СПб.: СПбГАСУ, 2003.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Development of civil society institutions in the investment and the construction industry // Bulletin of Civil Engineers. -2007. - № 3 (1912). - P. 68-72.

2. Asaul, A. N. Investment-building complex: the scope and boundaries of the term / A. N. Asaul [and others]// Bulletin of Civil Engineers. -2009. - № 4921. - P. 91-96.

7. Asaul, A. N. Formation of meso-economic associations in the investment-construction complex of the region / A. N. Asaul // Proceedings of the higher educational institutions. Building. - 2004. - № 1. - P. 38.

4. Asaul, A. N. Construction Cluster - a new regional production system / A. N. Asaul //Construction Economics. - 2004. - № 6. - P. 16-25.

5. Asaul, A. N. On the definition of investment-construction complex / A. N. Asaul [and others]// Economics Building and Urban Affairs. - 2009. - V. 5. - № 3. - P. 131-139.

6. Asaul, A. N. Regional building complex exists/ A. N. Asaul, S. N. Ivanov // Construction Economics. -2002. - № 2. -P.3.

7. Asaul, A. N. The state business in costruction (the state building order) / A. N. Asaul, V. A. Koshcheev, under the editorship of the Dr. econ. Sciences, prof. A. N. Asaula. - SPb.: ANO «IPEV», 2009. - 300 p.

8. Grahov, V. P. Supply with information of mechanisms of realization of marketing-management in investment-building complex of region/ V. P. Grahov // Economic revival of Russia. - 2008. - №4(18). -P. 60-66.

9. Donichev, O. A. Investment sphere of region as a basis of dynamical innovational transformation of its economy/ O. A. Donichev, S. A. Nikanorova // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2(20). - P. 6069.

10. Ivanov, S. N. Investigation of the structure at a regional investment#building complex / S. N. Ivanov // Bulletin of Civil Engineers. - 2008. - № 1 (14). - P. 74-83.

11. Karanatova, L.G. Management of public procurement in St. Petersburg: textbook / L. G. Karanatova [and others] ed. V. V. Blanca, V. Frolova, S. R. Tazhetdinova; Ph. - 2nd edit. - SPb., 2005. - 279 p.

12. Koshcheev, V. A. The state business in building / V. A. Koshcheev // Economic revival of Russia. -2007. - № 3(13). - P. 57-63.

13. Koshcheev, V. A. Methodological principles of the regulation and optimization of construction order / V. A. Koshcheev / / Bulletin of Civil Engineers. - 2008. - № 3 (16). - P. 101-106.

14. Koshcheev, V.A. Principles and methods of formation and realization of the state building order /V. A. Koshcheev // Economic revival of Russia. - 2008. -№2(16). - P. 43-49.

15. Koshcheev, V.A. Foreign experience of orders for the state needs/ V. A. Koshcheev // Economic revival of Russia. - 2005. - № 2(4). - P. 33-40.

16. Asaul, A. N. Reduction in transactional costs in construction due to optimization of information space // A. N. Asaul, S. N. Ivanov, under the editorship of the deserved builder, Doc. Econ. Sci., Prof A. N. Asaul. - SPb.: ANO «IPEV». - 2008. - 300 p.

17. The theory and practice the organizations and realizations contract tenders in region /Asaul A. N. [and others]; under edition of doc. econ. sci. Prof. A. N. Asaul. - SPb.: Humanistica, 2005. - 240 p.

18. Chibisov, I. E. Effect of state construction contracts to stabilize the economy of the region (for example, St. Petersburg) - dissertation for the degree of candidate of economic sciences/ I. E. Chibisov. - SPb.: Civil Engineering, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.