Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / БАНКОВСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонова Екатерина Михайловна, Омшанова Эльвина Алексеевна

Основным инструментом достижения поставленных задач в рамках обеспечения национальной безопасности в современных условиях является государственная программа вооружения, средства на реализацию которой выделяются из федерального бюджета Российской Федерации в рамках выполнения государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ). Направление значительных объемов бюджетных средств в рамках ГОЗ на закупку продукции для обеспечения обороны и безопасности России определяет тенденцию по усилению мер финансового контроля с целью обеспечения целевого, эффективного использования бюджетных средств. В числе ключевых инструментов, обеспечивающих целевое использование бюджетных средств, прослеживаемость финансовых потоков до конечного исполнителя ГОЗ, особое значение приобретают казначейское и банковское сопровождение ГОЗ. Целью настоящей статьи является определение особенностей казначейского сопровождения ГОЗ, выявление проблем в сфере казначейского сопровождения и определение направлений совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самсонова Екатерина Михайловна, Омшанова Эльвина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE DEFENSE ORDER: FEATURES AND PROBLEMS OF TREASURY SUPPORT

The main instrument for achieving the assigned tasks within the framework of ensuring national security in modern conditions is the state armament program, funds for the implementation of which are allocated from the federal budget of the Russian Federation as part of the fulfillment of the state defense order (SDO). The allocation of significant amounts of budgetary funds within the SDO for the purchase of products to ensure the defense and security of Russia determines the trend towards strengthening financial control measures in order to ensure targeted, efficient use of budgetary funds. Among the key instruments that ensure the targeted use of budgetary funds, the traceability of financial flows to the final executor of the SDO, treasury and banking support of the SDO is of particular importance. The purpose of this article is to determine the specifics of treasury support for SDO, identify problems in the field of treasury support and identify areas for improvement.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Государственный оборонный заказ: особенности и проблемы казначейского сопровождения

Самсонова Екатерина Михайловна,

магистрант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» E-mail: oles.romanova2013@yandex.ru

Омшанова Эльвина Алексеевна,

канд. экон. наук, кафедра финансов и цен, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» E-mail: ea_o@mail.ru

Основным инструментом достижения поставленных задач в рамках обеспечения национальной безопасности в современных условиях является государственная программа вооружения, средства на реализацию которой выделяются из федерального бюджета Российской Федерации в рамках выполнения государственного оборонного заказа (далее -ГОЗ). Направление значительных объемов бюджетных средств в рамках ГОЗ на закупку продукции для обеспечения обороны и безопасности России определяет тенденцию по усилению мер финансового контроля с целью обеспечения целевого, эффективного использования бюджетных средств. В числе ключевых инструментов, обеспечивающих целевое использование бюджетных средств, прослеживаемость финансовых потоков до конечного исполнителя ГОЗ, особое значение приобретают казначейское и банковское сопровождение ГОЗ. Целью настоящей статьи является определение особенностей казначейского сопровождения ГОЗ, выявление проблем в сфере казначейского сопровождения и определение направлений совершенствования.

Ключевые слова: бюджетные расходы, федеральный бюджет, государственный оборонный заказ, казначейское сопровождение, банковское сопровождение.

LQ S Ое

см о см см

Достижение приоритетных задач в сфере повышения финансовой дисциплины, обоснованности расходов на национальную оборону и безопасность, регулирования цен и предельного уровня рентабельности на продукцию, поставляемую в рамках исполнения государственной программы вооружения, обеспечивается посредством использования ряда инструментов: программно-целевые методы финансирования, система государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), методы ценообразования на продукцию ГОЗ, банковское, казначейское сопровождение контрактов, бюджетный мониторинг. Финансирование государственной программы вооружения обеспечивается исполнением ГОЗ, уровень выполнения которого позволит обеспечить к 2024 году долю современного оружия и техники в войсках на уровне 76%, в ядерной триаде - 88% [8].

Статистика расходов по разделу «Национальная оборона» в разрезе отдельных подразделов представлена в таблице 1 [13]. Можно отметить высокий уровень исполнения подразделов бюджета в размере более 99,00% по рассматриваемым подразделам раздела «Национальная оборона».

Данная динамика свидетельствует о том, что механизмы осуществления контроля за направлением расходования бюджетных средств в рамках ГОЗ успешно справляются со своей задачей. Небольшое снижение доли исполненного объема исполнения бюджета до 98,17% наблюдается по подразделу «Другие вопросы в области национальной обороны».

В целях обеспечения интересов всех прямых и косвенных участников исполнения ГОЗ, а также публичных интересов Российской Федерации в сфере ГОЗ используются механизмы как банковского, так и казначейского сопровождения. Параллельное функционирование двух моделей сопровождения ГОЗ обусловлено необходимостью усиления и совершенствования мер контроля за направлением бюджетных средств на целевые расходы. Казначейское сопровождение средств ГОЗ стало осуществляться органами Федерального казначейства начиная с 2017 года со вступлением в силу отдельных нормативно-правовых актов [3, 6]. Основной причиной существования двух моделей сопровождения ГОЗ можно назвать необходимость ужесточения платежной дисциплины по ГОЗ ввиду наличия фактов нецелевого использования средств по ГОЗ, а также роста остатков на счетах бюджетных и автономных учреждений за счет значительных объемов авансовых перечислений, а также низких темпов авансирования

кооперации. Минфин России выдвигал предложение по ужесточению контроля за финансированием ГОЗ в том числе по линии государственного заказчика Минобороны России, на долю которого приходится большая часть государственных

контрактов по ГОЗ, однако предложение по введению казначейского сопровождения бюджетных средств для данного государственного заказчика поддержано не было.

Таблица 1. Объем ассигнований раздела бюджета «Национальная оборона» в 2019-2020 гг. [13]

Наименование подраздела 2019 % исполне- 2020 % исполне-

Утверждено, млрд руб. Исполнено, млрд руб. ния Утверждено, млрд руб. Исполнено, млрд руб. ния

Всего, в т.ч. 1 026,60 1 022,57 99,61 1 089,24 1 086,54 99,75

Вооруженные Силы Российской Федерации 917,52 916,26 99,86 976,06 974,47 99,84

Мобилизационная и вневойсковая подготовка 7,76 7,72 99,48 8,35 8,30 99,40

Другие вопросы в области национальной обороны 83,94 82,40 98,17 85,12 84,46 99,22

Казначейское сопровождение - это механизм осуществления и контроля операций получателя средств со денежными средствами федерального бюджета на казначейских счетах. Главная задача механизма казначейского сопровождения заключается в нивелировании риска нецелевого или неэффективного использования бюджетных средств. Именно данный механизм позволяет государству отслеживать динамику и направления расходования бюджетных средств. Механизм казначейского сопровождения распространяется на государственные контракты (контракты) таких крупных государственных заказчиков как Минпромторг России, МЧС России, Росгвардия, МВД России, ФСИН России и другие.

В рамках казначейского сопровождения обеспечивается мониторинг отдельных показателей ГОЗ при санкционировании расходов, в частности:

- наличие указания ИГК в операциях по движению денежных средств на лицевом счете,

- контроль соотношения суммы денежных средств по соответствующему коду направлений расходования и суммой остатка по соответствующему государственному контракту (контракту) на лицевом счете организации (отдельный код соответствует каждому укрупненному направлению расходования денежных средств),

- соответствие операции по расходам направлению расходования денежных средств.

ТОФК открывает счет в отделениях Банка России для учета движения бюджетных средств, получаемых юридическими лицами, не являющимися участниками бюджетного процесса. Юридические лица, головные исполнители (исполнители) ГОЗ, открывают лицевые счета в ТОФК, где происходят процедуры списания и начисления денежных средств в рамках выполнения ГОЗ.

В таблице 2 представлена динамика ключевых показателей казначейского сопровождения в 2018-2019 гг. в соответствии с которой можно оценить масштабы применения механизма казначейского сопровождения ГОЗ.

Количество «41» лицевых счетов, открытых на счетах Федерального казначейства в целях выполнения ГОЗ для неучастников бюджетного процесса, держится в рассматриваемом периоде на стабильно высоком уровне более 60 000 шт. Остатки на лицевых счетах в 2019 году по сравнению с 2018 годом снизились на 17 263,91 млн руб. (6,3%), поступления на лицевые счета возросли на 35 005,79 млн руб. (5,9%). Данная динамика может говорить об улучшении механизмов управления остатками на лицевых счетах головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ, увеличении объемов авансирования ГОЗ, что свидетельствует о развитии механизма казначейского сопровождения ГОЗ, увеличении объемов исполнения государственных контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению.

Таблица 2. Динамика ключевых показателей казначейского сопровождения ГОЗ в 2018-2019 годах, млн руб. [12]

Показатели на 01.01.2018 на 01.01.2019

Количество «41» лицевых счетов, открытых в рамках казначейского сопровождения средств ГОЗ 65 524 шт. 61 610 шт.

Остатки на лицевых счетах, открытых в ТОФК 274 479,54 257 215,63

Поступления на лицевые счета юридических лиц, открытые в ТОФК 592 648,82 627 654,61

Правила казначейского сопровождения средств ГОЗ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года № 2153 и определяют механизм осуществления территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК) сопровождения денежных средств, предоставляемых предприятиям, которые выступают в роли головных исполнителей, исполнителей ГОЗ [7]. Данные правила обновляются ежегодно. Правила казначейского

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

сопровождения ГОЗ распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся головными исполнителями, исполнителями ГОЗ.

Особенности казначейского сопровождения ГОЗ заключаются в следующем:

- движение денежных средств производится только на казначейских счетах,

- каждый государственный контракт (контракт) имеет свой уникальный идентификатор (далее - ИГК), его необходимо указывать во всех платежных документах головного исполнителя (исполнителя) ГОЗ в целях осуществления государственным заказчиком контроля исполнения ГОЗ и расчетов с кооперацией,

- произведение операций списания денежных средств с лицевого счета головного исполнителя (исполнителя) осуществляется только после осуществления ТОФК санкционирования расходов, которое проводится путем проверки соответствующих предоставленных головным исполнителем (исполнителем) ГОЗ в ТОФК сведений, оформленных в установленном Министерством финансов РФ порядке и форме. Таким образом ТОФК в рамках осуществления расчетов по ГОЗ можно выделить в отдельное звено цепочки взаимодействия государственного заказчика и головного исполнителя (исполнителя).

На рисунке 1 представлена схема осуществления казначейского сопровождения ГОЗ.

Рис. 1. Порядок казначейского сопровождения ГОЗ [15]

в

см см

В рамках казначейского сопровождения ГОЗ головной исполнитель (исполнитель) открывает лицевой счет в ТОФК, на который государственный заказчик перечисляет авансирование по государственному контракту (контракту). При этом произвести перевод данных денежных средств на другой лицевой счет возможно только после проверки ТОФК обосновывающих документов, подтверждающих направления расходов головного исполнителя (исполнителя). Только после осуществления ТОФК процедуры проверки средства с лицевого счета головного исполнителя (исполнителя) могут быть перечислены на лицевые счета участников кооперации. Сведения о целях предоставления денежных средств для головного исполнителя (исполнителя) утверждаются государственным заказчиком (головным исполнителем) или самим головным исполнителем (исполнителем) при наличии разрешения государственного заказчика на самостоятельное утверждение головным исполнителем (исполнителем) направлений расходования денежных средств.

В таблице 3 представлена статистика уведомлений, которые использует ТОФК для взаимодействия с головным исполнителем (исполнителем) ГОЗ.

Можно отметить рост общего количества уведомлений на 7,16% или на 276 Уведомлений, при этом количество счетов об открытии (отказе открытия) лицевого счета головному исполнителю (исполнителю) демонстрирует значительное снижение.

Таблица 3. Общее количество уведомлений головному исполнителю (исполнителю) государственного оборонного заказа при казначейском сопровождении [12]

Показатели 2019 год 2020 год

Общее количество направленных уведомлений, уведомлений 3 856 4 132

Уведомления об открытии (отказе открытия) лицевого счета головному исполнителю (исполнителю) 2 444 176

Уведомления об отказе в принятии к исполнению платежных документов 1359 3 950

Уведомления о проведении (об отказе в проведении) ранее приостановленной операции 53 6

Рост отказов в принятии к исполнению платежных документов свидетельствует о наличии трудностей при подготовке Расходных деклараций для санкционирования платежных операций при

казначейском сопровождении для новых получателей денежных средств через лицевые счета территориальных управлений Федерального казначейства.

Трудности при подготовке обосновывающей документации (платежных документов) также могут быть связаны несоответствием фактических объемам поставленной продукции заявленным, а также данным раздельного учета и информации о структуре цены государственного контракта (контракта).

Одним из спорных моментов, возникших после введения казначейского сопровождения для ГОЗ, является тот факт, что появилось два правовых режима ведения раздельного учета. Механизм казначейского сопровождения подлежит использованию головными исполнителями (исполнителями) ГОЗ, средства которых подлежат сопровождению органами Федерального казначейства в соответствии с действующем законодательством. Второй режим устанавливает порядок банковского сопровождения государственных контрактов для всех остальных головных исполнителей. Правила казначейского сопровождения не распространяются на ряд государственных контрактов организаций, в отношении которых осуществляется банковское сопровождение средств по ГОЗ и государственными заказчиками которых являются:

- Министерство обороны Российской Федерации,

- органы внешней разведки,

- Госкорпорация «Росатом»,

- иные организации по решениям, принятым

в установленном порядке.

Установлению единого подхода ведения раздельного учета результатов при осуществлении банковского и казначейского сопровождения средств ГОЗ способствует принятие Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах [9], нормы которой направлены на развитие современных технологий исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе посредством развития системы казначейских платежей. Основная цель данного направления работы - это переход к полноценному функционированию механизма единого казначейского счета, который позволит исключить дублирование операций на банковских и казначейских счетах, а также повысит оперативность денежных трансакций.

Механизм единого казначейского счета позволит осуществлять органам государственной власти постоянный мониторинг хода выполнения ГОЗ и расходования бюджетных средств, который позволит усовершенствовать результаты контроля за счет более полного охвата деятельности организации.

Сложности, которые могут возникнуть у организации при казначейском сопровождении ГОЗ, в первую очередь связаны с формированием дополнительного пакета документов. В целях санкционирования ТОФК операций на перевод денеж-

ных средств с казначейского счета каждый контракт с кооперацией должен быть документально обоснован. Так, чтобы произвести перевод денежных средств с лицевого счета в ТОФК необходимо предоставить платежное поручение, государственный контракт (контракт) ли выписка из него, а также обосновывающие документы, которые включают в себя первичные документы: товарные накладные, акты приемки-передачи и прочее. Отдельно стоит отметить, что ТОФК располагаются не в каждом городе России, поэтому при отсутствии возможности ведения электронного документооборота, подтверждающие операции документы необходимо будет предоставлять нарочно. Отдельно отмечается низкая оперативность взаимодействия с сотрудниками ТОФК, которая также может осложнять работу механизма казначейского сопровождения.

Ранее функционирующие процедуры кассового обслуживания исполнения бюджетов Российской Федерации различных уровней с вступлением в силу федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 479-ФЗ будут заменены на систему казначейских счетов, которые подлежат открытию всеми участниками бюджетного процесса для осуществления расчетов с публично-правовыми образованиями, а также отдельными юридическими лицами, которые не являются участниками бюджетного процесса (например, организации, участвующие в исполнении ГОЗ) [4].

Создание и применение единого казначейского счета направлено на достижение следующих положительных эффектов:

- сокращение количества банковских счетов в Центральном банке Российской Федерации и коммерческих банках для осуществления операций с участием ТОФК;

- совершенствование механизма управления остатками денежных средств на едином казначейском счете для повышения эффективности и результативности размещения бюджетных средств;

- внедрение механизма прямых перечислений между клиентами ТОФК, финансовых органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации. Для достижения указанных эффектов предполагается осуществлять перевод денежных средств между участниками системы казначейских платежей без привязки к банковским счетам.

Одним из направлений совершенствования ГОЗ является перевод расчетов по контрактам с Минобороны России, осуществляемые через уполномоченные банки, во модернизированную систему казначейских платежей. Данная мера позволит контролировать использование средств, выделенных на выполнение государственного контракта, контракта в форме авансовых платежей и исключить их нецелевое использование и сократить дебиторскую задолженность. Обоснованность предложения подтверждается тем, что казначейское сопровождение станет гибким меха-

сз о со от гп Р от

от А ш

низмом контроля, позволяющим создать условия, когда бюджетные средства можно будет использовать исключительно на цели, указанные в государственном контракте (контракте). Стоит отметить, что по статистике Минобороны России выступает государственным заказчиком в среднем в 80,0% всего объема контрактов по ГОЗ. То есть, если объем финансирования государственной программы вооружения 2018-2027 гг. составляет 20 трлн руб., то казначейскому сопровождению будет подлежать лишь порядка 4 трлн руб. [14].

Указанные режимы сопровождения ГОЗ имеют как общие принципы, так и существенные отличия. Согласно казначейскому сопровождению средств головные исполнители, исполнители ГОЗ предоставляют в территориальные органы Федерального казначейства Расходную декларацию. В то время как при банковском сопровождении предприятия - Отчет об исполнении контракта. Основные отличия показателей отчетности по банковскому и казначейскому сопровождению представлены на рис. 2.

сг>

g i

° Щ

'— о = S

р I

5

о w с « :_> tS N

О %

° Е

& о р *

О

Группы показателей отчета:

Состояние выполнения контракта. Движение ресурсов контракта, Использование ресурсов контракта.

Группы показателей источников финансирования и структуры используемых источников:

Финансирование контракта, Распределение ресурсов контракта, Отгрузка товара, выполнение работ, оказание услуг, (+) привлечение ресурсов в контракт/ (-)перенаправление ресурсов контракта, Списание денежных средств с отдельного счета контракта.

0

— со

1 О

а- щ §

Р о §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

~ Б а

И

и

к 2 - С

I « 1 э-

а. ~

о о

-е- *

Наименование показателей: Цена Договора, Чистая прибыль, Затраты (себестоимость), Окончательный расчет _(экономия)._

Справочная информация:

Выплаты авансовых платежей по контрактам, Амортизация,

Прибыль от себестоимости.

Расчет суммы накладных расходов по контракту по выполнению ГОЗ: Общепроизводственные, Общехозяйственные, Административно-управленческие.

Рис. 2. Сравнение отчетности в рамках банковского и казначейского сопровождения

В результате, возникают случаи, когда головному исполнителю будет необходимо организовать две разные системы ведения учета деятельности в рамках ГОЗ [11], что существенно усложняет его работу. В числе оптимизационных мероприятий в сфере сопровождения - единая база режима сопровождения и отчетности по бюджетным средствам, полученных в целях исполнения ГОЗ.

Рассмотрим основных участников исполнения ГОЗ помимо государственного заказчика. Головной исполнитель - это организация (юридическое лицо), которая выполняет ГОЗ. Головной исполнитель заключает с государственным заказчиком государственный контракт. Исполнитель (участник кооперации) представляет собой организацию, которая участвует в поставках продукции в рамка ГОЗ. Государственный заказчик заключает с исполнителем контракт.

Головные исполнители, а также все исполнители ГОЗ вне зависимости от уровня кооперации в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» обязаны вести раздельный учет [2]. Согласно принципам раздельного учета, предприятие осуществляет учет всех доходов, расходов, активов отдельно по каждому государственному контракту, контракту.

Данное требование существенно снижает заинтересованность в участии в выполнении ГОЗ в качестве исполнителя [10]. Чтобы подготовить

массив информации, требуемый для включения в отчетность по выполнению ГОЗ, на предприятии должна быть сформирована интегрированная система планирования, учета и анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности. Организация и ведение раздельного учета представляет собой высокозатратное мероприятие, при этом в случае нарушения порядка ведения данного вида учета предприятие может получить крупный штраф (рис. 3).

Нарушение требования о ведении раздельного учета

штраф в размере от 20 000 руб. до 50 000 руб. для должностного лица штраф в размере от 300 000 руб. до 500 000 руб. для юридического лица

Грубое искажении суммарных сумм расходов более чем на 10%

штраф в размере от 50 000 руб. до 100 000 руб. для должностного лица штраф в размере от 500 000 руб. до 1 000 000 руб. для юридического лица

Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ

штраф в размере от 20 000 руб. до 50 000 руб. для должностного лица штраф в размере от 300 000 руб. до 1 000 000 руб. для юридического лица

Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией)

• штраф в размере 50 000 руб. для должностного лица

• штраф в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по ГОЗ и не относящихся к производству такой продукции для юридического лица

Рис. 3. Штраф за нарушение порядка ведения раздельного учета [1]

Иногда размер штрафа для участника кооперации (соисполнителя) может быть значительно

выше самой цены исполнения контракта. Именно поэтому на сегодняшний день можно наблюдать достаточное количество отказов хозяйствующих субъектов от участия в выполнении ГОЗ.

Так, существует вопрос относительно обоснованности требований действующего законодательства ведения раздельного учета всеми исполнителями вне зависимости от уровня кооперации. Одним из направлений совершенствования казначейского сопровождения ГОЗ может быть применение других форм отчетности для исполнителей ГОЗ низкого уровня кооперации, или же введение прогрессивного размера штрафа за нарушение требований ведения раздельного учета в зависимости от суммы контракта соисполнителя.

Данная проблема была решена после вступления в силу положений Федерального закона от 5 апреля 2021 г. № 66-ФЗ, где было определено, что если в роли государственного заказчика выступают органы внешней разведки средствами разведывательной деятельности, органы федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, а также отдельные контракты Госкорпорации «Росатом», то контрактам не присваивается ИГК, следовательно, расчеты по данному контракту не подлежат надзору со стороны контролирующего органа за соблюдением законодательства по ГОЗ [5]. В отношении вышеуказанных контрактов не применяются положения Федерального закона № 275-ФЗ, регулирующие вопросы банковского сопровождения.

Другим изменением, направленным на привлечение организаций в кооперацию при выполнении ГОЗ, является возможность не указывать ИГК в платежных документах и контрактах на сумму 3-5 млн руб. На такие договора не распространяются требования нормативных правовых документов в сфере ГОЗ. Данное нововведение в значительной степени упрощает работу организаций ОПК с поставщиками работ и услуг (аренда, ремонт, тепловая энергия и водоснабжение и прочее), а также сокращает вероятность отказов поставщиков работать с исполнителями ГОЗ.

Это нововведение призвано привлечь в кооперацию соисполнителей низких уровней кооперации, которым теперь не нужно открывать отдельный счет для получения оплаты от головного исполнителя (исполнителя) по ГОЗ.

Таким образом, можно отметить, что сегодня механизм казначейского сопровождения нуждается в определенных доработках, а именно, в разработке упрощенной формы ведения раздельного учета для исполнителей ГОЗ или изменения подхода к суммам штрафов за нарушение правил ведения учета, а также приведение отчетности о ходе выполнения ГОЗ к единой базе. Данные меры будут способствовать упрощению и оптимизации применения механизма казначейского сопровождения вне зависимости от конкретного государственного заказчика и уровня кооперации исполнителя. Именно использование казначейского

сопровождения даст возможность повысить эффективность исполнения бюджетов всех уровней за счет повышения прозрачности движения денежных средств.

Литература

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34661/. (Дата обращения: 08.11.2021).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140175/ (Дата обращения: 12.11.2021).

3. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_209150/ (Дата обращения: 19.11.2021).

4. Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей». - URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/73255439/ (Дата обращения: 28.10.2021).

5. Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_381371/ (Дата обращения: 29.11.2021).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 249 «О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу». - URL: http:// base.garant.ru/71623976/ (Дата обращения: 20.11.2021).

7. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2153 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341698/ (Дата обращения: 04.09.2021).

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. «Послание Президента Федеральному Собранию». - uRl: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_382666/ (Дата обращения: 07.11.2021).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года № 117-р

сз о со от m Р от

от А

«Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 20192024 годах». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_317187/ (Дата обращения: 08.10.2021).

10. Бакулина А.А., Земсков В.В. Совершенствование раздельного учета на предприятиях ОПК с применением цифровых технологий // Учет, анализ, аудит. - М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2019. - с. 17-23.

11. Свининых Е.А. Правовой режим закупок в рамках государственного оборонного заказа // Законы России: опыт, анализ, практика. - М.: Издательский дом «Буквовед», 2020. - с. 29-33.

12. Доклады и отчеты Федерального казначейства. - URL: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/o-rezultatakh-raboty-fk/ (Дата обращения: 12.11.2021).

13. Раздел бюджета Национальная оборона. - URL: https://spending.gov.ru/budget/fkr/02/?year=2020 (Дата обращения: 08.11.2021).

14. Новая государственная программа вооружения 2018-2027 впервые предусматривает выделение средств на строительство инфраструктуры. - URL: https://function.mil.ru/news_ page/country/more.htm?id=12157784@egNews (Дата обращения: 23.11.2021).

15. Яковлев Д.А. Как работает казначейское сопровождение для закупок гособоронзаказа в 2021 году. - URL: https://www.pro-goszakaz. ru/article/103076-kaznacheyskoe-soprovojdenie-gosoboronzakaza-poslednie-izmenenia-i-obrazec (Дата обращения: 20.11.2021).

STATE DEFENSE ORDER: FEATURES AND PROBLEMS OF TREASURY SUPPORT

Samsonova E.M., Omshanova E.A.

Plekhanov Russian University of Economics

The main instrument for achieving the assigned tasks within the framework of ensuring national security in modern conditions is the state armament program, funds for the implementation of which are allocated from the federal budget of the Russian Federation as part of the fulfillment of the state defense order (SDO). The allocation of significant amounts of budgetary funds within the SDO for the purchase of products to ensure the defense and security of Russia determines the trend towards strengthening financial control measures in order to ensure targeted, efficient use of budgetary funds. Among the key instruments that ensure the targeted use of budgetary funds, the traceability of financial flows to the final executor of the SDO, treasury and banking support of the SDO is of particular importance. The purpose of this article is to determine the specifics of treasury support for SDO, identify problems in the field of treasury support and identify areas for improvement.

Keywords: budget expenditures, federal budget, state defense order, treasury support, banking support.

References

1. "Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" dated December 30, 2001 No. 195-FZ. - URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/. (Date of access: 08.11.2021).

2. Federal Law of December 29, 2012 No. 275-FZ "On State Defense Order". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140175/ (Date of access: 12.11.2021).

3. Federal Law of December 19, 2016 No. 415-FZ "On the federal budget for 2017 and for the planning period of 2018 and 2019". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_209150/ (Date of treatment: 11/19/2021).

4. Federal Law of December 27, 2019 No. 479-FZ "On Amendments to the Budget Code of the Russian Federation in terms of treasury services and the treasury payment system." - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73255439/ (Date of access: 10/28/2021).

5. Federal Law of April 5, 2021 No. 66-FZ "On Amendments to the Federal Law" On State Defense Order ". - URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_381371/ (Date of treatment: 11/29/2021).

6. Resolution of the Government of the Russian Federation of March 3, 2017 No. 249 "On treasury support of funds in the currency of the Russian Federation received in the course of settlements in order to execute government contracts (contracts) under the state defense order." - URL: http://base.ga-rant.ru/71623976/ (Date of treatment: 20.11.2021).

7. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 18, 2020 No. 2153 "On approval of the Rules for treasury support of state defense order funds in the currency of the Russian Federation in the cases provided for by the Federal Law" On the federal budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023 ". - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_341698/ (Date of treatment: 09/04/2021).

8. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of April 21, 2021 "Message of the President to the Federal Assembly." - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_382666/ (Date of access: 07.11.2021).

9. Order of the Government of the Russian Federation of January 31, 2019 No. 117-r "On Approval of the Concept for Increasing the Efficiency of Budget Spending in 2019-2024". - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317187/ (Date of treatment: 10/08/2021).

10. Bakulina A.A., Zemskov V.V. Improvement of separate accounting at the enterprises of the military-i ndustrial complex with the use of digital technologies // Accounting, analysis, audit. - M.: Financial University under the Government of the Russian Federation, 2019. - p. 17-23.

11. Pigs E.A. Legal regime of procurement within the framework of the state defense order // Laws of Russia: experience, analysis, practice. - M.: Publishing house "Bukvoved", 2020. - p. 29-33.

12. Reports and reports of the Federal Treasury. - URL: https:// roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/o-rezultatakh-raboty-fk/ (Date of access: 12.11.2021).

13. Budget section National Defense. - URL: https://spending.gov. ru/budget/fkr/02/?year=2020 (Date of access: 11/08/2021).

14. The new state armament program 2018-2027 provides for the first time the allocation of funds for the construction of infrastructure. - URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.ht-m?id=12157784@egNews (Date of access: 11/23/2021).

15. Yakovlev D.A. How does treasury support work for procurement of the state defense order in 2021. - URL: https://www. pro-goszakaz.ru/article/103076-kaznacheyskoe-soprovojdenie-gosoboronzakaza-poslednie-izmenenia-i-obrazec (Date of access: 20.11.2021).

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.