УДК 332
Озрокова К.Ю.
студент магистратуры ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ (Россия, г. Нальчик)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ
Аннотация: Работа посвящена организации мониторинга земельных ресурсов, как комплексной системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов.
Итогом работы является ряд существенных предложений по вопросам социально-экономического развития России.
Ключевые слова: Государственный мониторинг, рациональное природопользование, государственное регулирование землеустройства.
На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс - земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.
Наиболее полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным (экономическим). Как средство труда земля характеризуется качеством почв и продуктивностью растений, как предмет труда - технико-технологическими и пространственными свойствами. От правильного использования почв зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства, благосостояние общества.
Постоянно нарастает потребность в землях для несельскохозяйственных целей. Лучшие земли освоены практически полностью или отчуждены под населенные пункты, промышленные предприятия, аэродромы, дороги, трубопроводы, линии связи, для утилизации отходов промышленного и сельскохозяйственного производств, бытовых отходов. Происходит прямое уничтожение почв в результате подземных и открытых разработок полезных ископаемых [1].
Поэтому важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целом и земельными ресурсами, в частности, является организация мониторинга земельных ресурсов (земель), как комплексной системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов.
Цель данной работы - рассмотреть основные понятия мониторинга земель в Российской Федерации.
Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации, многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов и явлений, которые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов и создают критическую экологическую ситуацию, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве.
Одним из современных методов контроля за использованием и состоянием
земельных ресурсов является определение качественного состояния земель с учетом
воздействия природных и антропогенных факторов и составление на их основе карт
плодородия на определенный момент времени, которые представляют сопоставимые и
175
систематизированные сведения о состоянии и использовании сельскохозяйственных угодий, степени их деградации [2].
Мониторинг осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.
На современном этапе социально-экономического развития России земля в рамках Гражданского Кодекса РФ отнесена к недвижимости, вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. В целях объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земельных участков необходимо иметь базовую и оперативную кадастровую информацию о состоянии земель по показателям плодородия, экологическим характеристикам и критериям, которые необходимы для реализации целевого назначения и разрешенного использования земель [3].
Особое место должны занять в стране работы, направленные на получение объективной и достоверной информации о качестве и экономическом состоянии земель. Цивилизованный оборот земли необходимо обеспечить стартовой информацией о качестве и экономическом состоянии земель, вести наблюдения для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов на землях, обеспечению их рационального использования и охраны [4].
Подводя итог данной работы хотелось бы сказать, что таким образом, в результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической
ущербов, планировании природоохранных мероприятий.
176
Так же необходимо упомянуть о том, что углубление земельной реформы в России вызывает необходимость дальнейшего совершенствования правового механизма охраны почв как природного ресурса, внесения соответствующих поправок в природоохранительное, земельное и административное законодательство, укрепления судебной системы и усиления государственного земельного контроля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Махотлова М.Ш., Накова Л.В., Мирзоева Н.М. Мониторинг земель и землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель. Московский экономический журнал. 2016. № 2. С.27.
2. Махотлова М.Ш. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения. В сборнике: тенденции и перспективы развития науки XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С.87-89.
3. Махотлова М.Ш. Современное состояние государственного мониторинга сельскохозяйственных земель. В сборнике: тенденции и перспективы развития науки XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С.91-93.
4. Махотлова М.Ш. Управление земельными ресурсами. В сборнике: инновации, технологии, наука. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С.46-49.
5. Махотлова М.Ш., Степанов Э.Ю. Система землеустройства РФ и закономерности ее развития. В сборнике: современные проблемы управления и регулирования: теория, методология, практика. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С.51-53.