Николай ПОДПРЯТОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ФИНЛЯНДСКОГО К СЛУЖБЕ В РУССКОЙ АРМИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
В статье рассматриваются подходы органов государственной власти и военного управления к возложению на финское население воинской обязанности в различные периоды российской истории.
The article explores the various approaches of public authorities and the military command to assigning conscription to the Finnish population in various periods of Russian history.
Ключевые слова:
национальные формирования, финские части, военный налог, воинская повинность; national units, Finnish troops, military
Приобретение новых территорий и включение в состав государства дополнительных граждан дает не только положительные результаты, но и требует от органов власти значительных усилий по их интеграции в единое правовое поле, приобщению к общегосударственным ценностям и выполнению определенных обязанностей. После вхождения Финляндии в состав Российской империи в начале XIX в. возник вопрос об организации службы в армии жителей княжества. Во времена шведского владычества здесь формировались так называемые поселенные войска, т.е. нерегулярные воинские части, находившиеся в местах своего проживания, собиравшиеся только по необходимости, т.е. в случае военной угрозы, и содержавшиеся за счет местного населения.
Российское руководство решило сохранить традиционный порядок отбывания финнами воинской повинности. С 1809 по 1868 г. в России применялась система поселенных финских войск. 15 марта 1810 г. был опубликован императорский манифест, который гласил: «...чтобы предоставить стране отдых и возможность финансовых сбережений, финские войска упраздняются. Взамен воинской повинности вводится вакантная подать вдвое меньше стоимости содержания ратника».
До Крымской войны середины XIX в. поселенные финские войска не созывались. Вербовочные же (добровольческие) войска набирались только один раз по Высочайшему рескрипту от 6 (18) сентября 1812 г., т.е. в ходе Отечественной войны1.
В это время из них были созданы три егерских полка двухбатальонного состава (до 666 чел. каждый). Бойцы летом призывались на 30 дней для обучения, а зимой распускались по домам. В 1818 г. для подготовки командного состава для финских войск в Тавастгусте формируется учебная команда из Выборгского полка. В 1824 г. она была развернута в финский учебный батальон. В 1827 г. эти вербовочные полки были преобразованы в 6 стрелковых батальонов. В 1830 г. финские батальоны упраздняются, а вместо них формируются лейб-гвардии Финский стрелковый батальон и в Гельсингфорсе — флотский экипаж. Части эти подчинялись инспектору стрелковых батальонов генерал-лейтенанту Рамзаю.
1 Зейн Ф.А. Воинская повинность в Финляндии по сравнению с общеобязательною воинскою повинностью в империи. — СПб., 1899, с. 1, 2.
tax, conscription.
ПОДПРЯТОВ
Николай Вячеславович — к.и.н., доцент кафедры общей и отечественной истории Пермского государственного университета podpryatov@psu.ru
В 1830-х гг. российский император повелел принимать студентов Александровского университета (Гельсингфорс) со сроком обучения три года (6 учебных курсов) на военную службу в финские части с правом производства в офицеры через шесть месяцев службы. Кроме того, был создан Финляндский кадетский корпус, директором которого в декабре 1834 г. был назначен полковник Дитмарс.
11 (23) июня 1854 г. Николай I, опасаясь вступления Швеции в войну против России, издал манифест, в котором устанавливалось, что часть поселенного финского войска должна быть вновь сформирована, «соображаясь с местными коренными законами и действующими постановлениями»1. Для этого при двух стрелковых батальонах формируются две резервные стрелковые роты и две запасные роты, составляющие два резервных полубатальона. Поселенные войска вновь формируют девять батальонов: Абоский, Вазаский, Улеаборгский, Куопиоский, С.-Михельский, Тавастгустский, Бьер-неборгский, Нюландский и Выборгский. В каждом таком батальоне насчитывалось по 673 бойца. Всего в поселенных войсках было, таким образом, 6 057 военнослужащих. Кроме того, 4 654 бойца находились в вербовочных частях (стрелковых батальонах и ротах и флотских экипажах). Вооружение финским частям предоставляло военное министерство, для чего было истрачено 56 тыс. руб. А вот снаряжение солдат осуществлялось за счет финской казны. Поселенные батальоны собирались на ежегодные шестинедельные военные сборы (потом их длительность сократили до четырех недель). Однако этого было недостаточно, и сами командиры отправляли своих бойцов на 3—4 месяца в строевые русские части для приобретения навыков гарнизонной службы.
С окончанием боевых действий на юге России и снижением опасности начала войны со Швецией надобность в таких войсках отпала, и началось постепенное их сокращение. Были распущены все резервные полубатальоны. Штаты поселенных батальонов были сокращены и составили 369 чел. в каждом. В 1858 г. девять поселенных батальонов в Финляндии были упразднены, и к началу русско-турецкой
1 ГАРФ, ф. 579, оп. 1, д. 1826, л. 1; Захаров М. Национальное строительство в Красной Армии. — М., 1927, с. 9.
войны в действующей армии оставался только один гвардейский Финский стрелковый батальон2.
Во время проведения военной реформы в стране вопрос о порядке отбывания финнами воинской повинности был вновь поднят. Военный министр России Д. А. Милютин докладывал императору
12 февраля 1871 г., что «в России общественное мнение требует, чтобы финляндцы несли службу наравне с прочим населением Империи и сливались с ним в одной армии — русской»3. Александр II с этим предложением согласился, начертав на рапорте, что генерал-губернатор будет являться начальником финских войск.
Указом Сената с 1 января 1874 г. в России вводилась всеобщая воинская повинность, которую с 1877 г. предполагалось распространить и на Финляндию. Однако командующий войсками в Финляндии граф Адлерберг предупреждал Петербург, что для введения этого положения необходимо одобрение финского сейма.
Но начавшаяся русско-турецкая война 1877—1878 гг. заставила царское правительство сохранить прежний порядок военной службы финнов. Опасаясь выступления Швеции на стороне противников России, царизм согласился на формирование финских территориальных воинских частей. В 1881 г. были созданы 9 стрелковых финских батальонов и 1 кавалерийский добровольческий полк, насчитывавший до 600 шашек.
Между тем, новый проект Устава о военной службе финнов, подготовленный комиссией генерала Индрениуса, был передан в сейм. Он существенно изменил этот проект, введя четкое разделение русских и финских войск на территории Финляндии. Кроме того, предлагалось установить для финнов срок службы в 3 года, в то время как в русской армии тогда он равнялся 5 годам. Финские законодатели записали, что финские войска обязаны защищать только Финляндию. Этот устав, вступивший в действие с 1 января 1881 г., был одобрен императором как временный на 10 лет. Чиновники не удосужились перевести предложенный сеймом Устав с финского на русский язык, посчитав, видимо, что все положения в
2 РГА ВМФ, ф. 283, оп. 2, д. 4735, л. 4, 20, 21, 22, 24, 26; РГИА, ф. 1276, оп. 11, д. 89, л. 4.
3 Государственный Совет. Департамент законов. Т. 291 (1901). О финском уставе, с. 5.
нем отражают требования российской высшей администрации1.
Вместо вербовки и поселенных войск была введена личная воинская повинность. Все войска на территории Финляндии делились на три категории. К первой относился действующий состав, в который входили стрелковые батальоны и драгунский полк, существовали запасные и ополченческие части. Для этого территория княжества разбивалась на 13 призывных округов и 80 призывных участков, в которых находилось 13 запасных ротных и 8 запасных батальонных округа (по числу восьми финляндских губерний). В каждом таком батальонном округе было по четыре ротных кадра для ополченческих частей, представлявших третью форму воинских формирований. В ополчение зачислялись только те, кто уже отбыл службу в запасе, и находились в нем до 40 лет. Действующие войска и запас определялись жеребьевкой лиц мужского пола, достигших 21 года на 1 января года призыва. Срок службы в действующей армии составлял 3 года, а затем еще 2 года состояния в запасе. Раз в три года запасники призывались на сборы длительностью в 90 дней2.
1 августа 1891 г. император повелел министру-статс-секретарю княжества провести согласование российского и финского законодательств. При этом было указано, что впредь для принятия законов Российской империи, касающихся Финляндии, не нужно решение сейма или сената, а их заключение российские власти могли не принимать во внимание.
В 1897 г. при главном штабе создается комиссия по обсуждению вопроса
0 выравнивании финансовых тягот по исполнению воинской повинности в России и Финляндии. Предполагалось в Финляндии после изменения устава набрать 6 120 чел., из которых около 4,5 тыс. направлялись бы в финские национальные части. При этом срок службы в 3 года планировалось оставить только для тех финнов, которые знают русский язык, а для всех остальных установить обычный срок в 5 лет3. Новый устав был принят в 1899 г. и вступил в действие по приказу военного министра А.Н. Куропаткина с
1 (14) января 1901 г. Однако финский
1 Там же, с. 9; Зейн Ф.А. Указ. соч., с. 5.
2 РГА ВМФ, ф. 283, оп. 2, д. 4735, л. 46, 47, 49.
3 РГИА, ф. 579, оп. 1, д. 1825, л. 5, 12.
сейм и земские чиновники Финляндии отвергли этот закон, предложив вместо него двойное увеличение в мирное время финских войск и унификацию военного законодательства4. Все финские партии объединились в конституционный блок против закона, а по всей территории княжества развернулись массовые демонстрации протеста, сбор петиций. Пасторы отказывались оглашать Устав о воинской повинности, население бойкотировало выборы членов в воинские присутствия.
В 1898 г. начальник штаба Петербургского военного округа генерал Н.И. Бобриков был назначен генерал-губернатором Финляндии с заданием распустить сепаратистские силы (финские военные формирования). Были оставлены только лейб-гвардии Финский стрелковый батальон и Финский драгунский полк, а восемь финских стрелковых батальонов в 1901 г. были упразднены.
В 1902 г. на первый призыв не явилось около 60% призывников, в 1903 г. — 32%. Но и из явившихся 7 тыс. новобранцев присягу приняли только 190 чел. В 1904 г. призыв прошел более гладко, но и в этот год число уклонившихся достигало 22%.
Революционные финские партии перешли к террору. 3 июня 1904 г. Е. Шау-ман убивает генерала Н.И. Бобрикова, затем следуют еще 11 террористических актов против русских должностных лиц. В январе 1905 г. в Гельсингфорсе вспыхивают уличные беспорядки, в Финляндию возвращаются все высланные Бобриковым. 31 марта 1905 г. в Гельсингфорсе созывается съезд конституционалистов под руководством лидера шведской партии Л. Мехелина. Съезд собирался выработать план вооруженного выступления, но был разогнан солдатами.
Однако 17 октября 1905 г. в Финляндии состоялась забастовка и вооруженное восстание. Все органы власти при помощи Красной и Белой гвардии были свергнуты. Забастовочный комитет объявил себя Временным правительством и назначил временным генерал-губернатором бывшего полковника финских войск Горди. Сенат был распущен, а полицейские и жандармы обезоружены и арестованы5.
Напуганный размахом революционного движения, Николай II в марте 1905 г.
4 РГИА, ф. 579, оп. 1, д. 1826, л. 4.
5 ГАРФ, ф. 128, оп. 1, д. 34, л. 3-5.
приостановил применение Устава 1901 г., а 22 октября этого же года вовсе отменил воинскую повинность для финнов. Расформировывается и последняя финская воинская часть — гвардейский батальон. Закон от 10 января 1912 г. установил для финнов вместо военной службы дополнительный денежный налог в размере 10 млн марок в год1.
Монархия оказалась сильнее в этот раз и смогла удержаться у власти. Используя русские войска, император подавил финское национальное движение. Но логика развития событий в данном регионе показала, что у властей имелась слишком маленькая поддержка среди местного населения. И при первой же возможности, когда управление в самой России ослабнет, а армия откажется или не сможет удерживать северо-западную колонию в повиновении, Финляндия, несомненно, будет потеряна, т.е. это вопрос только времени.
В концедекабря 1905 г. Сенат Финляндии вышел с ходатайством о восстановлении национальных финских войск на основании их существования в XIX в. Однако это ходатайство было отклонено. 9 мая 1908 г. Сенат вновь вышел с ходатайством к императору о воинской повинности финнов. Но и генерал-губернатор, и П. Столыпин, и военный министр высказались против такого решения. Николай II отклонил это прошение2. 24 сентября (7 октября) 1909 г. Николай II заявил, что до разрешения вопроса о личной воинской повинности на финляндскую казну возлагается обязанность ежегодно вносить платежи на военные нужды. Но сейм отказался утвердить это решение императора. Вообще отказ финнов платить военный налог был характерным в начале века.
1 РГИА, ф. 1276, оп. 11, д. 89, л. 4, 5; ф. 579, оп. 1, д. 1826, л. 5.
2 РГИА, ф. 1276, оп. 18, д. 105, л. 2, 6, 34.
С 1905 г. сейм неоднократно принимал решения о приостановке выплаты налога. Финансовая комиссия Государственной думы 3 марта 1911 г. предложила установить одинаковое военно-финансовое бремя на душу населения в России и в Финляндии и взимать с Финляндии около 29 млн марок в год (36,5 тыс. руб.). Однако сейм выступил против. А. Неовиус заявлял, что Финляндия ничего не обязана платить России. Но т.к. революция закончилась, финским руководителям все-таки пришлось пойти на уступки царскому руководству. Власть смогла окончательно установить военный налог в 10 млн марок в год, увеличивая с 1910 г. сумму ежегодных платежей на 1 млн марок в год.
Но даже сам по себе военный налог вместо военной службы свидетельствовал о бесспорном поражении российского руководства. Привлечь финнов к выполнению общегражданских обязанностей не удалось, они не чувствовали себя гражданами единого государства и всячески подчеркивали свою особенность, самобытность. Да и попытки сейма восстановить финские национальные части говорили о стремлении социума к независимости и обеспечению этой будущей независимости территории своей финской армией.
Власть фактически в течение столетия не решала проблему, сохраняя архаичную форму военной службы финнов, характерную для XVIII в. А когда правительство попыталось заняться этой проблемой, то всплыл целый клубок социальных, национальных противоречий, накопившихся к началу XX в., которые надо было решать комплексно. Царское правительство опять пошло по пути наименьшего сопротивления и затрат, не решив проблему кардинально, а введя военный налог, который в империи применялся к народам, вообще не способным служить в армии.