УДК 63
С.В. Шимов
Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект», Новосибирск А.А. Бочарова СГГА, Новосибирск
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ РЕЕСТР В БУДУЩЕМ
Современное состояние управления лесной отраслью РФ характеризуется рядом проблем, связанных с информационным обеспечением поддержки принятия управленческих решений. Для рационального использования лесных ресурсов необходимо, в первую очередь, обладать в полном объеме информацией о всех составляющих лесов и лесного фонда (о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов и т.д.). В настоящее время это невозможно без создания и ведения единой информационной системы лесного хозяйства с разграниченным доступом, функционирующей на разных уровнях (страна, субъект РФ, лесничество).
S.V. Shimov
Branch of the Federal State Unitary Enterprise «Roslesinforg» «Zapsiblesproject»,
Novosibirsk
A.A. Bocharova
SSGA, Novosibirsk
THE FUTURE OF THE STATE FOREST REGISTER
The current state of RF forest industry management is characterized by some problems concerning the dataware for managerial decision making. For the efficient use of forest resources the detailed information on all their components (forestry, woodland parks and their blocks, forest inventory plots) is required. Besides the above mentioned the information on the qualitative, quantitative and economic characteristics of forests, their use, conservation and reproduction is needed. At present it cannot be realized without the development and maintenance of the uniform information system (with restricted access) for forest management at different levels (country, the subject of RF, forestry, etc).
Проблема эффективного использования лесных ресурсов и управления лесами не потеряла и не потеряет своей актуальности. Для рационального использования лесных ресурсов необходимо, в первую очередь, обладать в полном объеме информацией о всех компонентах лесов и лесного фонда. Современное лесное законодательство предписывает сформировать и вести в
актуальном состоянии государственный лесной реестр. При этом особое внимание необходимо уделять достоверности и разносторонности информации о землях лесного фонда, лесных ресурсах, состоянии лесов и динамике лесного фонда. Государственный лесной реестр (ГЛР) - свод документированных сведений о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках. ГЛР ведется органами государственной власти субъектов РФ в области лесного хозяйства и включает данные:
- О составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
- О лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
- О защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;
- Об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;
- О лесных участках;
- О количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
- Об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов;
- О предоставлении лесов физическим и юридическим лицам.
В современный условиях подобного рода сведения должны быть систематизированы, переведены в электронный вид и хранится в определенной базе данных (с разграниченным доступом). А для эффективного функционирования как отдельно взятого лесничества, так и лесной отрасли в целом необходимо решить проблемы, связанные с подготовкой и обработкой бумажных документов неавтоматизированным способом, процедурой сбора, хранения и передачи сведений о землях лесного фонда, лесных ресурсах, состоянии лесов и динамике лесного фонд. В связи с этим ФГУП «Рослесинфорг» был разработан системный проект по организации информационной системы сбора информации и внесению текущих изменений о лесном фонде в государственный лесной реестр, который содержит предложения по совершенствованию ведения ГЛР и оказанию государственных услуг в электронном виде, функциональные требования к системе, техническое, технологическое, программное и информационное обеспечение системы, описание процессов, участвующих в автоматизации и т.д.
Разрабатываемая информационная система для ведения и внесения изменений в государственный лесной реестр (ИС ГЛР) предназначена для сбора, обработки, хранения данных государственного лесного реестра и их предоставления потребителям информации, как в исходной форме, так и в виде сводных отчётов. Она позволит органам исполнительной власти в области лесных отношений не только принимать эффективные управленческие решения, но и решить ряд существующих проблем (большой объем бумажных документов, неавтоматизированная подготовка большого объема документов,
недостаток отлаженных процедур сбора информации, отсутствие баз данных, дублирующиеся запросы на предоставление одной и той же информации, изменение форматов отчетности, дублирование информации в отчетности, сложность некоторых отчетных форм, низкая квалификация сотрудников и лесопользователей, трудности при обнаружении недобросовестных покупателей, потребность в ДДЗ (данных дистанционного зондирования), таксационные характеристики части территорий не оцифрованы, государственный лесной реестр ведётся в недостаточном объёме, отсутствие нормативно-законодательной информации, отсутствие «обратной связи» и другие), а так же сделать процессы в лесопользовании, охране, защите и воспроизводстве лесов более прозрачными.
Легенда: I ^ поток предметных данных; -► управляющие команды; взаимодействие человек-система.
Рис. 1. Функциональная архитектура СПО ГЛР
Основной технологической частью ИС ГЛР является специализированное программное обеспечение (СПО ГЛР), которое представляет собой многофункциональный заказной программный продукт, предназначенный для
автоматизации следующих процессов: ведение государственного лесного реестра, планирование, учёт и контроль мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Особенностью СПО ГЛР является ориентация на органы управления лесным хозяйством федерального, регионального и местного уровня (рис. 1), отличающиеся высоким уровнем географической и организационной неоднородности. При этом обеспечение взаимодействия системы с пользователями: с лесничими, лесопользователями, сотрудниками органов исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений и Рослесхоза, системными администраторами осуществляется на всех уровнях системы посредством автоматизированных рабочих мест (АРМ) специализированного назначения и функции визуализации и предоставления данных на базе единого портала с применением web-технологий (обмен электронными документами в формате XML).
Технологические принципы информационной системы для ведения и внесения изменений в государственный лесной реестр основываются на следующих принципах (составляющих):
1. Автоматизация сбора. Ввод данных (ручное заполнение форм) в систему должен выполняться ровно один раз, после чего любые манипуляции с данными должны производиться автоматизированным способом.
2. Автоматизация подготовки документов. Формирование твердых (бумажных) копий документов должно выполняться автоматически на основе введенных данных.
3. Автоматизация передачи данных. Передача первичных данных с АРМ лесничего в информационный комплекс органа исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений (ИК ОИВС) должна выполняться автоматически по расписанию или по команде оператора АРМ. Средства передачи данных обеспечивают гарантированную доставку данных по защищенному каналу связи.
4. Автоматизация проверки данных. При сборе первичных данных и при их приеме в ИК ОИВС информационный комплекс Рослесхоза автоматически выполняются проверка корректности данных. В частности, проверке подлежит взаимная согласованность данных, допустимость значений характеристик, подлинность авторства данных.
5. Автоматизация хранения данных. Все данные ГЛР субъекта РФ должны поступать в единую БД ИК ОИВС, которая обеспечивает их сохранность и управление доступом на чтение и изменение.
6. Автоматизация подготовки сводных данных. Любые сводные данные по субъекту/лесничеству должны формироваться автоматически средствами ИК ОИВС.
Таким образом, разрабатываемая информационная система для ведения и внесения изменений в государственный лесной реестр (ИС ГЛР) позволит автоматизировать процессы организационно-технического характера, связанные с управлением информационными потоками: сбор, проверка и консолидация
первичных данных, формирование отраслевой отчетности. К процессам, которые затронет автоматизация, относятся:
- Оформление и контроль выполнения государственных контрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов;
- Оформление и контроль выполнения договоров аренды;
- Оформление и контроль выполнения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;
- Воспроизводство лесов (рис. 2);
- Осуществление государственного лесного контроля;
- Выявление очагов вредителей и болезней леса;
- Обнаружение и ликвидация пожаров (рис. 3);
- Формирование проекта лесного участка;
- Ведение государственного лесного реестра (рис. 4).
Рис. 2. Воспроизводство лесов
Внедрение ИС ГЛР приведёт к изменению технического, технологического, информационного и методического обеспечение отдельных шагов процессов. В частности, большая часть первичных и вторичных данных будет формироваться автоматизированными средствами системы (в настоящее время, как правило, документы подготавливаются операторами вручную). Кроме того, шаги процессов, связанные с анализом и принятием решений, будут опираться на достоверную базу данных, снабжённую разнообразными средствами анализа и представления информации.
Рис. 3. Обнаружение и ликвидация пожаров
Рис. 4. Ведение государственного лесного реестра
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лесной кодекс РФ: Новая редакция. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 79 с.
© С.В. Шимов, А.А. Бочарова, 2011