Научная статья на тему 'Государственный контроль за деятельностью арбитражных управляющих в Украине'

Государственный контроль за деятельностью арбитражных управляющих в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабенко К. В.

В статье рассматривается государственный контроль за деятельностью арбитражных управляющих в Украине. Автор рассматривает направления контроля за деятельностью арбитражных управляющих и государственные органы, осуществляющие этот контроль; анализирует современные виды ответственности арбитражных управляющих; показывает, в чем именно заключается государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих. По мнению автора, особое значение на современном этапе развития общества приобретает необходимость внесения уточнения и дополнения в существующий Порядок контроля за деятельностью арбитражных управляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный контроль за деятельностью арбитражных управляющих в Украине»

УДК [347.736.5:347.191.45](477)

Бабенко К.В.,

Арбитражный управляющий, аспирант кафедры права и законотворческого процесса Национальной академии государственного управления

при Президенте Украины (Украина, г. Киев)

Научный руководитель: Снисаренко Л.Ю., кандидат юридических наук, доцент кафедры права и законотворческого процесса Национальной академии государственного управления при Президенте Украины (Украина, г. Киев)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ В УКРАИНЕ

В статье рассматривается государственный контроль за деятельностью арбитражных управляющих в Украине. Автор рассматривает направления контроля за деятельностью арбитражных управляющих и государственные органы, осуществляющие этот контроль; анализирует современные виды ответственности арбитражных управляющих; показывает, в чем именно заключается государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих. По мнению автора, особое значение на современном этапе развития общества приобретает необходимость внесения уточнения и дополнения в существующий Порядок контроля за деятельностью арбитражных управляющих.

Ключевые слова: контроль за деятельностью арбитражных управляющих, государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными практическими задачами. От

качественного государственного контроля деятельности арбитражных управляющих Украины (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) (далее в тексте — АУ) в значительной степени зависит эффективность процедуры банкротства субъектов хозяйствования, поскольку одним из главных лиц процедуры несостоятельности является именно АУ. Поэтому в общем виде проблема организации качественного государственного контроля деятельности АУ имеет связь с важными практическими задачами повышения оптимальности их деятельности в рассмотрении дела о банкротстве, в частности осуществление АУ действий, направленных на восстановление платежеспособности должника, и соблюдения АУ профессиональных этических принципов при реализации своих полномочий.

Отдельные аспекты деятельности АУ в контексте общих вопросов банкрот-

ства анализировали В. Джунь, М. Титова, О. Бирюков, Б. Поляков и др.

Анализ последних исследований таких авторов, как Жаботинский М., Рябцева Я., свидетельствует о том, что ими исследовались ответственность, лицензирование и предлагался порядок страхования профессиональных рисков АУ в Украине, однако анализ организации системы государственного контроля за деятельностью арбитражных управляющих в литературе почти не осуществлялся. Поскольку на данный момент произошли изменения в украинском законодательстве (например, отмена лицензирования и др.), это существенно влияет на решение ранее исследованных указанными авторами частей общей проблемы.

Итак, целью статьи является выяснение вопроса, каким образом осуществляется государственный контроль за деятельностью АУ в Украине.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

• Определение направлений контроля за деятельностью АУ.

• Исследование видов ответственности АУ.

• Определение государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью АУ.

Государственное регулирование деятельности АУ заключается в:

— установлении условий допуска граждан к осуществлению деятельности в качестве АУ;

— установлении порядка приостановления и прекращения их независимой деятельности;

— установлении порядка получения и аннулирования свидетельства о праве на занятие деятельностью АУ;

— установлении порядка ведения Единого реестра АУ Украины;

— усуществлении контроля за организацией проведения АУ восстановления платежеспособности должника или проведения процедуры банкротства;

— осуществлении проверок соблюдения АУ требований законодательства по вопросам банкротства и правил профессиональной этики, соблюдения АУ порядка выполнения правил делопроизводства

согласно Правилам ведения делопроизводства и архива арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) [1];

— определении органов и лиц, проводящих проверки организации деятельности АУ (процедуры организации и проведения проверок деятельности АУ; полномочия лиц, осуществляющих проверки, права и обязанности АУ, порядок оформления результатов проверки, порядок подготовки по результатам проверки представления на Дисциплинарную комиссию арбитражных управляющих о применении к АУ дисциплинарного взыскания);

— установлении обязанности АУ заключать со страховщиком договор страхования профессиональных рисков за ущерб, причиненный в результате непреднамеренных действий или ошибки при осуществлении своих полномочий;

— установлении порядка и условий страхования профессиональных рисков АУ;

— определении ставок страховых взносов (минимальный размер ежегодной страховой суммы составляет триста минимальных размеров заработной платы, установленной в Украине на начало года);

— установлении правил профессиональной этики АУ;

— установлении правил налогообложения АУ и др.

Контроль за деятельностью АУ осуществляют Министерство юстиции Украины (далее — Минюст) как государственный орган по вопросам банкротства и по поручению Минюста Украины — главные управления юстиции Минюста в Автономной Республике Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе как территориальные органы по вопросам банкротства (далее — орган контроля). Отдельные полномочия выполняет Департамент нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа. Также Дисциплинарная комиссия арбитражных управляющих при Минюсте как государственном органе по вопросам банкротства предоставляет консультации и рекомендации, а также готовит методические разработки по вопросам профессиональной этики АУ и применения прогрессивных практик в сфере восстанов-

ления платежеспособности должника или признания его банкротом.

Согласно статье 106 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в новой редакции [2] (далее — Закон о банкротстве) определен порядок контроля за деятельностью АУ, а именно проведение плановых, внеплановых выездных и невыездных проверок. Дисциплинарными проступками АУ являются неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей АУ. Осуществление контроля за деятельностью АУ состоит из следующих этапов: — проведение проверки, составления справки о результатах проверки деятельности АУ (далее — Справка); — предоставление АУ комиссии возражений по Справке и (или) устранение указанных в Справке нарушений; — составления акта проверки с учетом Справки, возражений и устраненных АУ нарушений.

В проверках участвуют представители государственного органа по вопросам банкротства и его территориальных органов с возможностью привлечения наиболее опытных и высококвалифицированных АУ согласно Порядку контроля за деятельностью арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) [3].

В случае выявления во время проверки нарушений в деятельности АУ орган контроля на основании акта проверки при наличии соответствующих оснований выносит предписание о недопущении повторных нарушений (далее — предписание) и (или) распоряжение об устранении выявленных нарушений (далее — распоряжение).

Основаниями для привлечения АУ к дисциплинарной ответственности являются:

❖ установление факта предоставления АУ в документах, представляемых для получения свидетельства на право осуществления деятельности АУ, ложных сведений;

❖ совершение АУ в течение года после вынесения предписания или распоряжения повторного нарушения, аналогичного ранее совершенному;

❖ невыполнение АУ распоряжения об устранении нарушений законодательства по вопросам банкротства в сроки, определенные органом контроля;

❖ отказ АУ в проведении проверки;

❖ грубое нарушение АУ законодательства при выполнении полномочий, что привело к грубому нарушению прав и законных интересов должника и (или) кредиторов должника (банкрота);

❖ установления по результатам проверки невозможности АУ выполнять полномочия, а именно: утрата гражданства Украины, вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении АУ за совершение корыстного преступления или которым АУ запрещено осуществлять этот вид хозяйственной деятельности или занимать руководящие должности.

мгруженностъ арбитражного управляющего делами о йанкротстне

наличие опыта деятельности арбитражным унрлиднющмм НД иргдпринжнх, ЧИСЛЕННОСТЬ работников которых превышает 100 человек

i

2. ° о

iL S X

В S! 3

и CL X

о. S ш

в 5 ^

ь со

и Q. и

sog

х -9- ш

ни личин опыта полномочий im государственных предприятиях и предприятиях, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышай! пятьдесят процентам

наличие выполненных планов санации, заключенных мировых соглашений по делам, участие в который принимал арбитражный управляющий

средний показатель полноты погашения арбитражным управляющим требований кредиторов согласно реестру требований кредиторов н ликвидационной процедуре

возвращения арбитражным управляющим имущества банкрота, которое находилось у третьи* лиц, тгри осуществлении ликвидационной процедуры;

носстаноилепии пла i ежесп ocoöi ioct и должника путем выполнения всех обязательств перед кредиторами

утверждения хозяйственным судом плана санации, под) оюпленного арбитражным управляющим, который выполняет {выполнял) полномочии распорядители имущества

Схема 1. Формирование Минюстом ведомостей об осуществлении АУ своих полномочий

В соответствии со статьей 108 Закона о банкротстве, пунктами 5, 7, 8 Положения о Дисциплинарной комиссии арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) [4], Приказом Министерства юстиции Украины от 21.06.2013 № 592/7 [5] образована Дисциплинарная комиссия арбитражных управляющих. Контроль за выполнением настоящего приказа возложен на директора Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа.

Дисциплинарная комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами:

❖ рассматривает заявления или жалобы физических и юридических лиц о деятельности арбитражного управляющего, организации его работы, соблюдении им требований законодательства по вопросам банкротства и правил профессиональной этики АУ;

❖ рассматривает представление структурного подразделения Минюста, ответственного за обеспечение выполнения Минюстом полномочий государственного органа по вопросам банкротства (далее — структурное подразделение), о применении дисциплинарного взыскания к АУ;

❖ организует проверку обнародованных фактов, унижающих честь и достоинство АУ, путем инициирования проведения такой проверки структурным подразделением или другим органом, к компетенции которого относится решение таких вопросов;

❖ рассматривает материалы проверки обнародованных фактов, унижающих честь и достоинство арбитражных управляющих;

❖ предоставляет консультации и рекомендации, а также готовит методические разработки по вопросам профессиональной этики АУ и применения прогрессивных практик в сфере восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом.

применение к apf>i пражному управляющему лксЕШгиптарного влыскаЕшя ил остЕовантпЕ представления • : ру, :-.[':...;■ о по um ще есния о [тримснснин ДЕТсцинлЕПЕарною взыскании к ирбпзражЕЕОму управляющему

отк'еоисееня представления структурЕюто подразделения о ■ срнменсдШ! дисциплинарное взыскания к ;>|:. 1.1*1"" управляющему

еен минирован не приведення структурным подразделением внеплановой проверки дохняьвостн АУ, если нз таявлення

I I,' +1111-1,1 Will ГИ llllll" I ,* 11,||||'.\|| || l'lrll II, прОВСДСНИЯ 1Ш1 Ш ИШ IC H,IKIII' КОЕГГрОЛЯ

|'11111и111l Ei- i i : вроведев I im' >:ч'| IV"! : ими;;..::л'! АУ проверки .1141,- ' ,"",111ЛУ, членом которой он является. если п IH4II1.I H1IH EL1H жалобы ' I''I I11"111!1,1. нару|[ГСЕЕ[[С ПГ11; I врофсссвовальвсц ytaa фбЕЛриптоге уврявлял III л, этой сачорсЕулЕЕрусмойорЕЯНЕпялпи АУ

отказе п удовлетворении »IUI: II':i|III нлн жалооы

относительно доггельпосп t АУ, ерЕаии i.iiuih ею районы, соолюденнд им требований заквводогепьства по вопросам банкротства i. правил i:;:;i-::ii". | ii;ii;hiii.h;i;:: лики АУ

проверку обЕСфодотшшых фаггогт, унижающие честь lt достоинство АУ, или инициирован! I я проведеЕИЕЯ такой ■ Еровсркп органом, к компетенции которою онеосеггся решение следующих вопросов

lEpEiwrnie мер по пттроверженпя обнародованных фактов.

которые '. е||:и..е.>| честь н достоинство АУ

одобрение консультаций те рекомендаций, а также методических разработок но воЕтрослм профессий! ЕалЕлюП

ЗТИКН Л у ДНЯ дальнейшего ИХ |!И ЕМСТЦеНИЯ ЕЗЛ

официальном сайте Минюста в сети Интернет

Схема 2. Решения, которые принимает Дисциплинарная комиссия АУ

Комиссия может в пределах своих полномочий получать необходимую информацию от Главных управлений юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе, а также других государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и их должностных лиц.

В случае принятия Комиссией решения о применении к АУ дисциплинарного взыскания в виде лишения права на осуществление деятельности протокол ее заседания и ее представление в трехдневный срок направляются в структурное подразделение для аннулирования свидетельства о праве на осуществление деятельности АУ и исключения из Единого реестра арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины сведений об АУ.

Ответственность АУ:

— В случае выявления при проверке нарушений норм законодательства в работе АУ государственный орган по вопросам банкротства может остановить деятельность АУ и передать материалы на рассмотрение Дисциплинарной комиссии для наложения на нарушителя дисциплинарных взысканий.

— Согласно статье 98 Закона о банкротстве нарушение арбитражным управляющим требований Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» [6], а также возникновение конфликта интересов при осуществлении его полномочий являются основанием для отстранения его от исполнения обязанностей АУ во время производства по делу о банкротстве, о чем хозяйственный суд выносит определение. Согласно закону «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» арбитражные управляющие являются субъектами ответственности за коррупционные правонарушения (пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 4). Итак, АУ привлекаются к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Сведения об АУ, привлеченных к ответственности за со-

вершение коррупционных правонарушений, вносятся в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения, который формируется и ведется Министерством юстиции Украины. АУ, привлеченные к уголовной или административной ответственности за коррупционные правонарушения, подлежат освобождению от работы. Специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции являются органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины, если иное не предусмотрено законом. АУ запрещается использовать свои служебные полномочия и связанные с этим возможности с целью получения неправомерной выгоды или в связи с принятием обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц. АУ запрещается непосредственно или через других лиц получать подарки (пожертвования) от юридических или физических лиц:

1) за решения, действия или бездействие в интересах дарителя, принимаемые как непосредственно таким лицом, так и при его содействии другими должностными лицами и органами; 2) если лицо, осуществляющее подарок (пожертвование), находится в подчинении такого лица. АУ могут принимать подарки, которые соответствуют общепризнанным представлениям о гостеприимстве, и пожертвования, кроме случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи, если стоимость таких подарков (пожертвований) не превышает 50 процентов минимальной заработной платы, установленной на день принятия дара (пожертвования), однократно, а совокупная стоимость таких подарков (пожертвований), полученных из одного источника в течение года, — одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года. Предусмотренное ограничение по стоимости подарков (пожертвований) не распространяется на подарки (пожертвования), которые: 1) дарятся близкими лицами,

2) получаются как общедоступные скидки на товары, услуги, общедоступные выигры-

ши, призы, премии, бонусы. Кроме того, АУ обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; безотлагательно сообщать непосредственному руководителю о наличии конфликта интересов (то есть о противоречии между личными интересами АУ и его служебными полномочиями, что может повлиять на объективность или непредвзятость принятия решений, а также на совершение или несовершение действий при исполнении предоставленных ему служебных полномочий).

— АУ несут за свои действия и причиненный третьим лицам ущерб гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность в порядке и объемах, установленных законом. Государственный орган по вопросам банкротства по представлению Дисциплинарной комиссии накладывает на АУ дисциплинарные взыскания (предупреждение или лишение права на осуществление деятельности АУ). О наложении на АУ дисциплинарного взыскания делается запись в Едином реестре арбитражных управляющих Украины.

Дисциплинарными взысканиями, налагаемыми на АУ, являются:

• предупреждение;

• лишение права на осуществление деятельности АУ.

Другой формой контроля за деятельностью АУ является ведение Единого реестра арбитражных управляющих. Так, в соответствии со статьями 3, 104 Закона о банкротстве, пунктами 3 и 9 Положения о Министерстве юстиции Украины утвержден Порядок формирования и ведения Единого реестра арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины [7]. Государственному предприятию «Информационный центр» Министерства юстиции Украины приказано обеспечить: — создание и внедрение программного обеспечения Единого реестра арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины; — создание и внедрение веб-сайта Единый реестр арбитражных управляющих Украины [8].

Единый реестр арбитражных управляющих Украины (далее — Единый реестр) — это совокупность сведений об арбитражных управляющих Украины, получивших в установленном законодательством порядке свидетельство на право осуществления деятельности АУ, и информации об их деятельности, которую Министерство юстиции получает в процессе реализации своих полномочий как государственного органа по вопросам банкротства и от АУ.

Единый реестр формируется с целью:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ведения в полном объеме учета АУ, а также выданных, переоформленных, аннулированных свидетельств на право осуществления деятельности арбитражных управляющих и их дубликатов;

— реализации в соответствии с требованиями законодательства принципов доступности, гласности и открытости информации об АУ для заинтересованных пользователей;

— формирования информации об АУ и их деятельности, необходимой для автоматизированной системы по отбору кандидатов на назначение хозяйственным судом АУ по делам о банкротстве.

Существенным нововведением новой редакции Закона о банкротстве является внедрение порядка возмещения вреда, причиненного по вине АУ. Так, вред, причиненный лицу вследствие непреднамеренных действий или ошибки арбитражного управляющего, возмещается за счет страховой выплаты. А вред, причиненный лицу вследствие умышленных действий или бездействия АУ, возмещается непосредственно арбитражным управляющим. Согласно ст. 110 Закона о банкротстве АУ обязан заключить со страховщиком договор страхования профессиональных рисков АУ за ущерб, причиненный в результате непреднамеренных действий или ошибки при осуществлении полномочий АУ. Осуществление деятельности АУ без договора страхования рисков его деятельности запрещается. Застраховаться АУ необходимо в течение трех дней с момента внесения в Единый реестр записи о предоставлении ему права на осуществление деятельности АУ.

На данный момент Всеукраинская общественная организация «Националь-

ная саморегулируемая организация арбитражных управляющих» заключила меморандум со страховой компанией «Актив-Гарант» для заключения членами организации договоров добровольного страхования ответственности профессиональной деятельности АУ перед третьими лицами. Страховой суммой является 344 100,00 гривен (это общий лимит ответственности АУ, в случае по одному и каждому страховому случаю — 10% от общего лимита ответственности), а страховой платеж составляет 1961,37 гривны.

Контроль за деятельностью саморегулируемой организации АУ осуществляет государственный орган по вопросам банкротства. Предметом контроля (надзора) государственного органа по вопросам банкротства является соблюдение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих требований Закона о банкротстве, других нормативно-правовых актов Украины.

Контроль осуществляется согласно Порядку осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) [9].

Контроль (надзор) Минюста за деятельностью саморегулируемых организаций АУ заключается в сборе, проверке и анализе структурным подразделением Минюста информации о соответствии саморегулируемых организаций арбитражных управляющих требованиям, установленным Законом о банкротстве. По результатам формируется перечень саморегулируемых организаций АУ, отвечающих требованиям, установленным Законом о банкротстве, и обеспечивается его размещение на официальном сайте Минюста в сети Интернет.

Другой формой контроля за деятельностью АУ является установление порядка (правил) назначения и смещения АУ по делу о банкротстве. Так, кандидатура АУ определяется хозяйственным судом самостоятельно с применением автоматизированной системы из числа лиц, внесенных в Единый реестр арбитражных управляющих Украины. Устранение АУ от

исполнения им своих обязанностей осуществляется хозяйственным судом по ходатайству комитета кредиторов — органа, уполномоченного управлять государственным имуществом (для государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 50 процентов), или по собственной инициативе в случае: 1) неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на АУ; 2) злоупотребления правами АУ; 3) предоставления в хозяйственный суд ложных сведений; 4) отказа АУ в предоставлении допуска к государственной тайне или отмены ранее предоставленного допуска; 5) прекращения деятельности АУ; 6) наличия конфликта интересов.

Одной из форм контроля за деятельностью АУ является применение уголовной ответственности. Так, статья 215 Хозяйственного кодекса Украины предусматривает возможность ответственности АУ за нарушение законодательства о банкротстве, в частности фиктивное банкротство, утаивание банкротства или умышленное доведение до банкротства [10].

Поскольку АУ с момента вынесения хозяйственным судом решения (постановления) о назначении его арбитражным управляющим до момента прекращения осуществления им полномочий приравнивается к должностному лицу предприятия-должника, то АУ может нести ответственность за доведение до банкротства (то есть умышленное, из корыстных побуждений, или иной личной заинтересованности, или в интересах третьих лиц совершение должностным лицом субъекта хозяйственной деятельности действий, приведших к стойкой финансовой несостоятельности субъекта хозяйственной деятельности, если это нанесло большой материальный ущерб государству или кредитору, на основании статьи 219 Уголовного кодекса Украины (далее - УК)).

Кроме того, прямое указание на ответственность АУ есть в статье 232-1 УК «Незаконное использование инсайдерской информации», в статье 365-2 УК «Злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги», в статье

368-4 УК «Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги». Итак, законодателем целесообразно введена в Уголовный кодекс Украины ответственность арбитражного управляющего как самостоятельного субъекта, а не только в рамках понятия «должностного лица».

Так, В. Пивоваров обратил внимание на то, что состав преступления «доведение до банкротства» (ст. 219 УК Украины) сформулирован законодателем как материальный, в то время как преступление считается оконченным с момента наступления предусмотренных законом последствий в виде крупного материального ущерба. Однако размер ущерба можно определить только после завершения конкурсного производства, то есть когда доказательства доведения до банкротства зачастую утрачены, документы ликвидированы. Вследствие этого дела почти «разваливаются» на стадии досудебного следствия и в суд не поступают. С другой стороны, споры между сторонами решаются в порядке хозяйственного процесса и могут быть прекращены мировым соглашением практически на любой его стадии. Поэтому до завершения хозяйственного процесса банкротства вмешательство уголовного права может быть преждевременным [11, с. 258].

Кроме того, Пивоваров В. считает нецелесообразно приостановление производства по хозяйственному делу о банкротстве в случае направления материалов дела в следственные органы. Главное в том, что само решение хозяйственного суда устанавливает факты, составляющие объективную сторону доведения до банкротства. Представляется, что хозяйственный суд прежде всего должен проверить, действительно ли должник не способен удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, установить факт банкротства и размер убытков, не рассматривая вопрос о вине субъекта, и при наличии в деле сведений о нарушениях законности, содержащих признаки действий, преследуемых в уголовном порядке, отреагировать сообщением в органы внутренних дел или прокуратуры [11, с. 258-259].

Подытоживая вышесказанное, можно согласиться с мнением Я.Г. Рябцевой, что

для оптимизации работы института банкротства нужно не усиление мер ответственности арбитражных управляющих, а разработка и внедрение механизма привлечения их к ответственности по уже существующим нормам права [12, с. 139].

Кодексом Украины об административных правонарушениях [13] (далее — КУоАП) установлена административная ответственность АУ. Так, статьей 163-9 КУоАП предусмотрена ответственность за незаконное использование инсайдерской информации; статьей 164-2 КУоАП — за нарушение законодательства по финансовым вопросам; статьей 164-15 КУоАП — за сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности; статьей 166-6 КУоАП — за отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, несвоевременное, неполное или с нарушением установленного порядка проведение инвентаризации имущества, нарушение порядка проведения оценки имущества, составление ликвидационного баланса (промежуточного баланса), разделительного баланса, передаточного акта при прекращении юридического лица (отвечает ликвидатор).

Органы государственного финансового контроля, органы доходов и сборов Украины рассматривают дела, связанные с нарушением законодательства по финансовым вопросам (статья 164-2 КУоАП), нарушением порядка прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя (части третья — седьмая статьи 166-6 КУоАП).

Выводы:

Необходимо внести уточнения и дополнения в существующий новый Порядок контроля за деятельностью арбитражных управляющих следующего содержания:

• Государственный контроль за деятельностью арбитражных управляющих — это регламентированная нормами права деятельность государственных органов за соблюдением арбитражными управляющими требований законодательства в целях достижения эффективности и содействия созданию организационных, экономических и других условий, необхо-

димых для реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом.

• Контроль за деятельностью АУ производится по направлениям: — ведение учета арбитражных управляющих, а также выданных, переоформленных, аннулированных свидетельств на право осуществления деятельности арбитражных управляющих и их дубликатов; — формирование информации об арбитражных управляющих и их деятельности, необходимой для автоматизированной системы по отбору кандидатов на назначение хозяйственным судом арбитражного управляющего по делам о банкротстве; — обеспечение реализации принципов доступности, гласности и открытости информации об арбитражных управляющих для заинтересованных пользователей; — проверка организации деятельности АУ; — проверка соблюдения АУ требований законодательства по вопросам банкротства и правил профессиональной этики; — проверка соблюдения АУ порядка выполнения правил делопроизводства; страхование профессиональных рисков арбитражных управляющих за вред, причиненный вследствие непреднамеренных действий или ошибки при осуществлении полномочий арбитражного управляющего; — установление порядка (правил) назначения и смещения АУ по делу о банкротстве.

Контроль осуществляется Министерством юстиции Украины, Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, Главными управлениями юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе. Отдельные полномочия выполняет Департамент нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа при Минюсте. Также Дисциплинарная комиссия арбитражных управляющих при Минюсте как государственном органе по вопросам банкротства предоставляет консультации и рекомендации, а также готовит методические разработки по вопросам профессиональной этики арбитражных управляющих и применения прогрессивных практик в сфере восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом.

Согласно новому Закону о банкротстве одной из строжайших мер государственного контроля за деятельностью АУ является аннулирование его свидетельства. Кроме того, следует учесть, что поскольку дальнейшее существование и функционирование должника зависит от добросовестности и профессионализма АУ, то контроль за его деятельностью, а также механизм (порядок) применения ответственности к АУ должны быть четко определены и прописаны в законодательстве. Более того, необходимо думать не только об ответственности АУ, а, наоборот, расширить горизонты полномочий АУ — найти дополнительные мотивы позитивной деятельности АУ (например, установить в законодательстве возможность дополнительного вознаграждения АУ за количество предприятий с восстановленной платежеспособностью). Контроль за этим возложить на существующие государственные органы в сфере банкротства (Министерство юстиции Украины и его подразделения).

Библиографический список

1. Приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Правил организации делопроизводства и архива арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора)» от 15.03.2013 № 447/5// база данных Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» [Электронный ресурс] . URL:http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/z0431-13/paran15#n15

2. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом"» от 22.12.2011 № 4212-VI// Голос Украины от 18.01.2012. — № 8 — 9 // База данных Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» [Электронный ресурс]. URL: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2343-12/ paran1439#n1439

3. Приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Порядка контроля за деятельностью арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов)» от 27.06.2013 № 1284/5 // База

данных Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» [Электронный ресурс]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/z1113-13

4. Приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Положения о Дисциплинарной комиссии арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов)» от 11.01.2013 № 81/5 // База данных Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» [Электронный ресурс]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/ z0112-13

5. Приказ Министерства юстиции Украины «Об образовании Дисциплинарной комиссии арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов)» от 21.06.2013 № 592/7 // База данных Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» [Электронный ресурс]. URL:http://zakon4.rada.gov.ua/laws

6. Закон Украины «О предотвращении и противодействии коррупции» от 07.04.2011 № 3206-VI // База данных Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» [Электронный ресурс]. URL:http://zakon2. rada.gov.ua/laws/show/1506-17

7. Указ Президента Украины «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Украины» от 06.04.2011 № 395/2011 // База данных Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» [Электронный ресурс]. URL:http://zakon1. rada.gov.ua/laws/show/395/2011#n10

8. Приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого реестра арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины» от 26.03.2013 № 541/5 // База данных Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» [Электронный ресурс]. URL:http://zakon1. rada.gov.ua/laws/show/z0514-13

9. Приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Порядка осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санаци-

ей, ликвидаторов)» от 09.01.2013 № 64/5 // База данных Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» [Электронный ресурс]. URL:http://zakon4.rada.gov. ua/laws/show/z0105-13/paran13#n13

10. Хозяйственный кодекс Украины // База данных Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» [Электронный ресурс]. URL:http://zakon4.rada.gov. ua/laws/show/436-15/page7

11. Пивоваров В. Криминальные банкротства: некоторые вопросы криминологических исследований // Право Украины. - 2011 - № 3. - С. 252-259.

12. Рябцева Я.Г. Правовой статус арбитражного управляющего: Дис ... канд. юрид. наук: 12.00.04 / Я.Г. Рябцева; Киев. нац. ун-т им. Т. Шевченко. - К., 2006. -С. 237.

13. Кодекс об административных правонарушениях Украины // база данных Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» [Электронный ресурс]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/80731-10/page9?text=%E0%F0%E1% B3%F2%F0%E0%E6%ED

Bibliography

1. Order of the Ministry of Justice of Ukraine «On Approval of the Rules of business organization and file trustee (executor of the estate, sanitation manager, liquidator)» from 15.03.2013 № 447/5 / /

database of the Verkhovna Rada of Ukraine «Law of Ukraine» [electronic resource]. URL:http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/z0431-13/paran15#n15

2. The Law of Ukraine «On Amendments to the Law of Ukraine "On Restoring Debtor's Solvency or Declaring bankruptcy"» of 22.12.2011 № 4212-VI// Voice of Ukraine 18.01.2012. - № 8-9 // database of the Verkhovna Rada of Ukraine "Law of Ukraine" [electronic resource]. URL: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2343-12/ paran1439#n1439

3. Order of the Ministry of Justice of Ukraine "On Approval of the Procedure of control over the activities of arbitration managers (asset manager, managing sanitation, liquidators)" of 27.06.2013 № 1284/5// database of the Verkhovna Rada of Ukraine "Law

of Ukraine" [electronic resource]. URL: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1113-13

4. Order of the Ministry of Justice of Ukraine "On Approval of the Disciplinary Commission of Arbitration Managers (property, managing sanitation, liquidators)» of 11.01.2013 № 81/5// database of the Verk-hovna Rada of Ukraine "Law of Ukraine" [electronic resource]. URL: http://zakon4. rada.gov.ua/laws/show/z0112-13

5. Order of the Ministry of Justice of Ukraine "On Education of the Disciplinary Commission of Arbitration Managers (property, managing sanitation, liquidators)» of 21.06.2013 № 592/7// database of the Verk-hovna Rada of Ukraine "Law of Ukraine" [electronic resource]. URL:http://zakon4. rada.gov.ua/laws

6. The Law of Ukraine "On Prevention and Combating Corruption" of 07.04.2011 №3206-VI // database of the Verkhovna Rada of Ukraine "Law of Ukraine" [electronic resource]. URL:http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/1506-17

7. Decree of the President of Ukraine "On Approval of the Ministry of Justice of Ukraine" of 06.04.2011 № 395/2011// database of the Verkhovna Rada of Ukraine "Law of Ukraine" [electronic resource]. URL:http://zakon1. rada.gov.ua/laws/show/395/2011#n10

8. Order of the Ministry of Justice of Ukraine "On approval of the formation and maintenance of the Unified Register of arbitration managers (asset manager, managing san-

itation, liquidators) of Ukraine"of 26.03.2013 № 541/5 // database of the Verkhovna Rada of Ukraine "Law of Ukraine" [electronic resource] . URL:http://zakon1 .rada.gov.ua/ laws/show/z0514-13

9. Order of the Ministry of Justice of Ukraine "On Approval of the Procedure of the control (supervision) over the activities of self-regulatory organizations of arbitration managers (asset manager, managing sanitation, liquidators)» of 09.01.2013 № 64/5// database of the Verkhovna Rada of Ukraine "Law of Ukraine" [electronic resource]. URL:http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0105-13/ paran13#n13

10. Economic Code of Ukraine // database of the Verkhovna Rada of Ukraine "Law of Ukraine" [electronic resource]. URL:http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/436-15/ page7

11. Brewers V. Criminal Bankruptcy: some issues in Criminal Sciences // right of Ukraine. - 2011 - № 3. - C. 252-259.

12. Riabtseva Y.G. The legal status of the trustee: Dissertation of the candidate of legal sciences: 12.00.04 / Kiev. National University named after Taras Shevchenko. - K. - 2006. - C. 237.

13. Code of Administrative Offences of Ukraine // database of the Verkhovna Rada of Ukraine "Law of Ukraine" [electronic resource]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/80731-10/page9?text = %E0%F0 %E1%B3%F2%F0%E0%E6%ED

Babenko K.V., e-mail: [email protected]

Arbitration manager; graduate student of law and the legislative process National Academy of Public Administration under the President of Ukraine (Kiev, Ukraine)

Scientific adviser Snisarenko L.Y., Ph.D. in Law, associate professor of law and the legislative process National Academy of Public Administration under the President of Ukraine (Ukraine, Kiev) STATE CONTROL OF THE ARBITRATION MANAGER IN UKRAINE

The article discusses the state control over the activities of arbitration managers in Ukraine. The author examines the direction of control over the activities of arbitration managers and government bodies responsible for this monitoring; analyzes modern types of liability arbitration managers, shows exactly what the state regulation of arbitration managers. According to the author, of particular importance at the present stage of development of a society is the need to make corrections and additions to the existing order of control over the activities of arbitration managers.

Key words: control over the activities of arbitration managers, government regulation of arbitration managers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.