Научная статья на тему 'Государственный контроль в Российской федерации'

Государственный контроль в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1286
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
контроль / государственный контроль / понятие / содержание. / control / state control / concept / content.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойко Семен Витальевич, Коннов Роман Андреевич

В настоящей научной статье рассматривается вопрос о государственном контроле в Российской Федерации. Также дается определение государственного контроля, исходя из различных подходов. Поднимается актуальная проблема содержания государственного контроля, рассматриваются пробелы, которое имеет специфические свойства. Рассматривается проект Федерального закона, который призван устранить существующие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This scientific article addresses the issue of state control in the Russian Federation. The definition of state control is also given on the basis of various approaches. The actual problem of the content of state control is raised, gaps that have specific properties are considered. A draft federal law is being considered, which is intended to eliminate existing problems.

Текст научной работы на тему «Государственный контроль в Российской федерации»

JURISPRUDENCE / <<Ш^ШетУМ~^(ШТМа1>>#Щ19)),2(0]9

Бойко Семен Витальевич, Коннов Роман Андреевич студенты Юридической школы Дальневосточного федерального университета DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10495 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Boiko Sеmyon Vitalyevich Konnov Roman Andreevich

Students of the law school, Far Eastern Federal University,

STATE CONTROL IN RUSSIAN FEDERATION

Аннотация.

В настоящей научной статье рассматривается вопрос о государственном контроле в Российской Федерации. Также дается определение государственного контроля, исходя из различных подходов. Поднимается актуальная проблема содержания государственного контроля, рассматриваются пробелы, которое имеет специфические свойства. Рассматривается проект Федерального закона, который призван устранить существующие проблемы.

Abstract.

This scientific article addresses the issue of state control in the Russian Federation. The definition of state control is also given on the basis of various approaches. The actual problem of the content of state control is raised, gaps that have specific properties are considered. A draftfederal law is being considered, which is intended to eliminate existing problems.

Ключевые слова: контроль, государственный контроль, понятие, содержание.

Keywords: control, state control, concept, content.

Исследуя современные правовые акты и научную литературу, необходимо отметить, что единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы деятельности государства по контролю в России - нет, а термины «контроль» и «надзор», часто употребляющиеся вместе в различном сочетании.

Понятие государственного контроля, которое содержится в ст. 2 Федерального Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля), очень громоздкое и скорее содержит расширенную информацию о том, что такое государственный контроль48. Анализируя текст этой статьи, можно сделать вывод о том, что государственный контроль - это периодическая проверка уполномоченными органами государственной власти деятельности физических и юридических лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами, по результатам которой при обнаружении нарушений могут применяться меры государственного принуждения.

48 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер.

закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. N 52 (часть I). Ст. 6249. (с изм. и доп. Вступ. В силу 01.03.2019)

Тем временем государственный контроль можно разделить между собой на виды. В литературе, существует множество классификаций и разделений на виды государственного контроля. Однако, по нашему мнению, следует остановится на разделении, которое предлагает В.И. Лукьяненко. Он предлагает государственный контроль подразделить на политический, административный и су-

дебный49.

Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые исполняют полномочия верховной власти. При этом в зависимости от политико-государственного устройства это могут быть либо парламент, региональные и местные выборные органы, либо получившие поддержку большинства народа политические партии.

Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Как правило, здесь реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, изучают эффективность и качество административной деятельности.

Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в Российской Федерации суды: общие, военные, арбитражные и конституционные (уставные). Одним из главных направлений судебного контроля в период перехода к рынку является защита

49 Лукьяненко В.И.Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля / В.И. Лукьяненко / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Каф. гос. службы и кадровой политики. М.: Изд-во РАГС, 2004. 414 с.

<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ19)),2(0]9 / ГОМБРЯГОБЖЕ

прав граждан и юридических лиц как собственников, свободных предпринимателей50.

Данная классификация государственного контроля наиболее близка к характеру содержания Конституции РФ.

Анализ норм действующей Конституции Российской Федерации дает, на наш взгляд, основания в зависимости от органов, наделенных правом производить контроль, выделить: президентский контроль, парламентский контроль, контроль органов исполнительной власти и судебный контроль. Особую специфику имеет прокурорский надзор как одна из форм государственного контроля51.

Вместе с тем именно в силу своей специфики прокурорский надзор выступает в социальной практике в качестве самостоятельного государственно-правового института, влияние которого выходит за пределы сугубо контрольной деятельности. Принципиальное различие прокуратуры и органов контроля (надзора) состоит в том, что прокуратура является универсальным органом правозащиты, охранителем законных прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства.

Следует отметить, что на сегодняшний день, в Государственную Думу РФ в настоящее время внесён проект акта о государственном и муниципальном контроле, а также данный проект вынесен на общественное обсуждение.

Как сказано в пояснении к законопроекту, принятие закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» будет способствовать достижению баланса между интересами контролируемых лиц, общества и государства, окажет благоприятное воздействие на формирование благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, позволит выстроить систему обеспечения соблюдения обязательных требований.

Целями предлагаемого регулирования являются:

1) снижение избыточного административного давления на хозяйствующих субъектов и граждан; 2) обеспечение соблюдения хозяйствующими субъектами и гражданами обязательных требований; 3) концентрация усилий контрольно-надзорных органов на контролируемых лицах, несущих наибольший риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 4) повышение эффективности использования материальных, финансовых и иных ресурсов, выделяемых на обеспечение контрольно -надзорной деятельности государства.

Проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации» устанавливает требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Законопроект позволит:

• установить комплексное правовое регулирование государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Другими федеральными законами будут устанавливаться виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их предмет, а также отдельные процедурные особенности их осуществления, но только в рамках, установленных самим законопроектом.

• перевести деятельность контрольно-надзорных органов с «карательного » на превентивный подход.

• обеспечить предсказуемость деятельности контрольно-надзорных органов.

• обеспечить понижение нагрузки на предприятия, связанной с осуществлением контрольно -надзорной деятельности.

В указанных целях законопроектом ограничиваются основания для внепланового контроля, вместо универсальной проверки внедряется нескольких видов контрольно-надзорных мероприятий, большая часть которых содержит существенные ограничения для контрольно-надзорных органов. Законопроект устанавливает возможность замены контрольнонадзорных мероприятий дистанционным контролем, в том числе осуществляемым на добровольной основе и с использованием информационных систем.

Из содержания Проекта понятно, что принятие данного закона потребует соответствующих, параллельных изменений в законодательстве, а именно -многие действующие нормативные акты будут подвержены изменению и поправка, а некоторые утратят силу, например ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Список литературы:

1. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер, закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. N 52 (часть I). Ст. 6249. (с изм. и доп. Вступ. В силу 01.03.2019)

2. Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Каф. гос. службы и кадровой политики. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 158.

3. Лукьяненко В.И. Контроль в системе государственной службы. - М., - С. 5.

4. Правовое регулирование государственного контроля: монография / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; - Анкил, 2012. - С. 38.

50 Лукьяненко В.И. Контроль в системе государственной

службы. М., С. 5.

51 Правовое регулирование государственного контроля : монография / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ; Анкил, 2012. С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.