Научная статья на тему 'Государственный контракт как особый вид административного договора'

Государственный контракт как особый вид административного договора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2101
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДОГОВОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / ЗАКУПКА / ADMINISTRATIVE CONTRACT / PUBLIC CONTRACT / PUBLIC INTEREST / PURCHASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мараев Кирилл Егорович

Предложена дискуссия о правовой природе государственного контракта на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд. В данной статья автор путем анализа выделяет сущностные признаки государственного контракта. В ходе приведенных рассуждений автором делается вывод о том, что государственный контракт на является особым видом административного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public contract as a special form of administrative contract

In science quite a long discussion about the legal nature of state contract for the procurement of goods, works and services for state needs. In this article, the author through analysis, identifies the essential characteristics of the government contract. In the course of these arguments the author concludes that the state contract is a special form of administrative contract.

Текст научной работы на тему «Государственный контракт как особый вид административного договора»

УДК: 342.951:351.82 ББК: 67.9

© Мараев К.Е.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ КАК ОСОБЫЙ ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО ДОГОВОРА

КИРИЛЛ ЕГОРОВИЧ МАРАЕВ,

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: forvater_slik@mail.ru Научная специальность — 12.00.14 административное право,

административный процесс Научный руководитель: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Предложена дискуссия о правовой природе государственного контракта на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд. В данной статья автор путем анализа выделяет сущностные признаки государственного контракта. В ходе приведенных рассуждений автором делается вывод о том, что государственный контракт на является особым видом административного договора.

Ключевые слова: административный договор, государственный контракт, публичный интерес, закупка

Annotation. In science quite a long discussion about the legal nature of state contract for the procurement of goods, works and services for state needs. In this article, the author through analysis, identifies the essential characteristics of the government contract. In the course of these arguments the author concludes that the state contract is a special form of administrative contract.

Keywords: administrative contract, public contract, public interest, purchase

Для цитирования: Мараев К.Е. Государственный контракт, как особый вид административного договора. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):180-2.

Государственные закупки играют важную роль в экономике страны. В настоящее время основной объем денежных средств сосредоточен у государства. Реализациях бюджетных средств осуществляется через государственные органы. Одним из таких способов реализации является государственный заказ. Для исполнителей государственный заказ является «лакомым кусочком», так в большинстве своем это возможность получить прибыль. Основанием такого взаимодействия между государственным органом и поставщиком является государственный контракт.

Итак, в настоящей работе мы попробуем разобраться в сущности и правовой природе данного документа. Отметим, что в науке ведется активная дискуссия по данному вопросу.

Например, с точки зрения И.Ю. Синдеевой «контракты на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд являются разновидностью гражданско-правовых до-

говоров, а не административных договоров, поскольку указанные контракты регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации» [1, а 109]1.

К.В. Ходаковский, считает, госудаственный контракт является административным договором, так как, в этом случае, обеспечивается публичный интерес, не взирая на то, что регулируется он нормами гражданского законодательства [2, а 51-53]2.

Безусловно, государственный контракт способствует обеспечению публичных нужд и интересов. Но заключение контракта регулируется не только нормами гражданского права, но и нормами специального законодательства, в частности, Законом о контрактной системе закупок.

Исходя из анализа норм указанного нормативно-правового акта, для государства важное значение имеет принудительное обеспечение равенства участников, закупка у субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов, предприятий уголовно-испол-

нительной системы. Для обеспечения этих публичных интересов в законодательстве о закупках установлены административно-правовые регуляторы, которых в гражданско-правовых отношениях нет.

Так, при заключении государственных контрактов на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд применяются обязательные и более строгие требования к его условиям.

В связи с этим мы считаем, что применение специальных норм в регулировании таких отношений указывает на то, что участие государства, как высшего проявления общественного интереса, в роли субъекта частного права не возможно.

Способствует неопределенности в понимании сущности и правовой природы государственного контракта и отсутствие единого метода правового регулирования сферы закупок. Указанная сфера регулируется нормами и административного, и гражданского права. В связи с этим, некоторые исследователи определяют правовую природу государственного контракта исходя из преобладания норм одного права над другим.

Например, Л.И. Шевченко рассматривает государственный контракт, как «гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы3» [3, а 268].

Напротив, по мнению В.В. Балакиной, «государственный контракт... обладает всеми признаками административного договора и одновременно имеет частноправовую окраску» [4, а 152]4.

Такой подход, с нашей точки зрения, не способствует установлению правовой природы государственного контракта. Для решения этого вопроса необходимо определить его сущностные признаки.

Первым сущностным признаком является наличие в качестве субъекта договора органа административной власти. Органы внутренних дел Российской Федерации являются федеральными органами исполнительной власти.

Во-вторых, как справедливо определила И. Е. Кабанова, «сущность государственного (муниципального) контракта как правовой формы удовлетворения публичных нужд обусловливает создание такого правового режима, который, в отличие от классических гражданско-правовых конструкций, призван еще и обеспечить достижение цели надлежащего использования средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования» [5]5.

Действительно, механизмы регулирования государственного заказа не только определяют порядок обеспечения соответствующих нужд заказчика, но они еще и призваны обеспечить эффективность используемых для закупок бюджетных средств. В том числе, такая эффективность достигается и через государственный контракт, так как для государства важно, чтобы расходуемые средства принесли максимальный эффект.

В-третьих, государственный контракт по своей природе имеет организационное содержание, так как определяет порядок взаимодействия заказчика с поставщиком. В этой связи Гладков В. С. отмечает, что «основной функцией государственного контракта является не характерное для гражданско-правового договора перемещение материальных благ, а организация

согласованной деятельности различных субъектов, направленной на удовлетворение государственных нужд» [6, а 9]6.

Более того, в настоящее время для закупок ряда товаров, услуг, работ применяются типовые контракты, которые разрабатываются Федеральными органами исполнительной власти. Внесение изменений в эти контракты производится по средствам принятия нормативно-правового акта федеральным органом исполнительной власти. Получается, что государственный заказчик диктует условия, которые исполнителю необходимо соблюдать.

И это справедливо, так как осуществление закупок сопряжено с осуществлением государственной управленческой деятельности. «Государственно-управленческая деятельность — это функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации своих функций и задач» [7]7. На наш взгляд не возможна реализация государственным органом функций и задач без властного влияния, в том числе и в рассматриваемой сфере.

Таким образом, в данном случае, очевиден «дух» императивности правового регулирования закупок. Соответственно, происходит вытеснение диспозитив-ного метода, присущего договорам частно-правового характера.

Выделив сущностные признаки государственного контракта попробуем определить его правовую природу, на примере контрактов, заключаемых органами внутренних дел.

Одной из функций органов внутренних дел является выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в области организации государственных закупок.

Исходя из анализа вышесказанного мы видим, что органы внутренних дел самостоятельно вырабатывают и реализуют государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области государственных закупок. Тем самым, осуществляют возложенную на органы внутренних дел функцию.

Мы убеждены, что эффективная реализация государственным органом возложенных функций без соответствующих властных полномочий невозможна. Так, в Указе Президента РФ №699 от 21.12.2016 г. «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» установлено, что МВД РФ осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и в целях осуществления этого полномочия имеет право: осуществлять функции государственного заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту объектов системы МВД России, а также по жилищному строительству.

Через осуществление закупок реализуется функ-

ция органов внутренних дел, а ее реализация предполагает исполнительно-распорядительный характер, что показывает административный порядок осуществления возложенных полномочий.

Произошла ассимиляция гражданско-правого договора с административным договором, что породило особый вид.

Таким образом, государственный контракт на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд — это особый вид административного договора, заключаемого в целях обеспечения нужд государственного органа.

1 См.: Синдеева И.Ю. Административный договор как институт административного права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 109.

2 См.: Ходаковский К.В. Цель административного договора // Административное право и процесс. 2010. N 4. С. 51 - 53 // СПС "КонсультантПлюс".

3 См.: Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: дис. ... д-ра юрид. наук. Кемерово, 2001. С. 268.

4 См.: Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 152.

5 См.: И.Е. Кабанова. Проконкурентная и антиконкурентная деятельность публичных субъектов: элементы характеристики. // СПС "КонсультантПлюс".

6 См.: Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008. С. 9.

7 Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/ view/0/?*=asZF%2FerCHelc5plbGMwRsUlT2FB7InVybCI6Imh0 dHA6Ly93d3cud2Vibm9tb3MucnUvaW1hZ2VzL1BSQVZPL1VD SEVCTklLL0FETUЮX0FMRVhJTl91aGViLnBkZiIsInRpdGxlIjo iQURNSU5fQUxFWEЮX3VoZWIucGRmIiwidWlЦjoiMCЫnШ joiNjU3NzYzMTc5MTUwMTYyMTcxOSIsIm5vaWZyYWШjp0c nVlLCJ0cyI6MTUxMjgwNzI4ODE2Nn0%3D&page=1&lang=ru. Дата обращения: 09.12.2017 г.

Литература

1. Синдеева И.Ю. Административный договор как институт административного права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

2. Ходаковский К.В. Цель административного договора // Административное право и процесс. 2010. N 4. С. 51 — 53 // СПС «Консуль-тантПлюс».

3. Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: дис. ... д-ра юрид. наук. Кемерово, 2001.

4. Балакин В.В. Торги как институт гражданско-

го права в условиях современной рыночной экономики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

5. Кабанова И.Е. Проконкурентная и антиконкурентная деятельность публичных субъектов: элементы характеристики. // СПС «КонсультантПлюс».

6. Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008.

7. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД «Зерцало-М». 2003. Режим доступа: https://docviewer.yandex. ru/view/0/?*=asZF%2FerCHelc5plbGMwRsUlT 2FB7InVybCI6Imh0dHA6Ly93d3cud2Vibm9tb3 MucnUvaW1hZ2VzL1BSQVZPL1VDSEVCTkl LL0FETUl0X0FMRVhJTl91aGViLnBkZiIsInR pdGxlIjoiQURNSU5fQUxFWElOX3VoZWIucG RmIiwidWlkIjoiMCIsInlnjoiNjU3NzYzMTc5M TUwMTYyMTcx0SIsIm5vaWZyYW1lIjp0cnVl LCJ0cyI6MTUxMjgwNzI40DE2Nn0%3D&pag e=1&lang=ru. (Дата обращения: 09.12.2017 г.).

Reference

1. Sindeeva I. J. Administrative contract as an institution of administrative law: Dis. kand. the faculty of law. Sciences. M., 2008.

2. Khodakovskiy K. V the purpose of the administrative contract // Administrative law and process. 2010. N 4. C. 51 — 53 // ATP "Consultant".

3. Shevchenko L. I. problems of formation of the contractual relationship of delivery in the conditions of formation in Russia of a market economy: dis. ... d-RA yurid. Sciences. Kemerovo, 2001.

4. Balakin V. Trading as Institute of civil law in conditions of modern market economy: Dis. kand. the faculty of law. Sciences. M., 2004.

5. Kabanova I. E. Pro-competitive and anticompetitive activities of public entities: elements characteristics. // SPS "ConsultantPlus".

6. Gladkov V. S. State order in the sphere of state management of the economy: Dis. kand. the faculty of law. Sciences. Rostov-on-don, 2008.

7. Alekhin A. P., Karmelitski A. A., Kozlov Yu. M. Administrative law of the Russian Federation: Textbook. — M.: ICD "Mirror-M". 2003. Mode of access: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?* =asZF%2FerCHelc5plbGMwRsUlT2FB7InVyb CI6imh0dha6ly93d3cud2vibm9tb3mucnuvaw1h z2vzl1bsqvzpl1vdsevctklll0fetulox0fmrvhjtl91a gvilnbkziisinrpdgxlijoiqurnsu5fquxfwelox3vozw iucgrmiiwidwlkijoimcisinl1ijoinju3nzyzmtc5mt uwmtyymtcxosisim5vawzyyw1lijp0cnvllcj0cyi6 mtuxmjgwnzi4ode2nn0%3D&page=1&lang=ru. (Date accessed: 09.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.