Научная статья на тему 'Государственный и муниципальный контроль за рациональным использованием долей земельных участков'

Государственный и муниципальный контроль за рациональным использованием долей земельных участков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
774
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗЕМЛИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / АНАЛИЗ ИНСПЕКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прошунина Евгения Владимировна

В данной статье изучаются виды контроля за рациональным ис пользованием долей земельных участков; дается понятие государственного контроля, рассматривается деятельность органов государственной власти, осуществляющих рациональное использование долей земельных участков, как частного случая государственного земельного контроля в целом; анализируется деятельность Росреестра, Россельхознадзора, Росприроднадзора; вносятся предложения по совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный и муниципальный контроль за рациональным использованием долей земельных участков»



1 кя»***

ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОЛЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2016.1.4

Прошунина Евгения Владимировна, соискатель кафедры «Земельное и экологическое право» Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, e-mail: proshunina.evgenia@yandex.ru.

В данной статье изучаются виды контроля за рациональным использованием долей земельных участков; дается понятие государственного контроля, рассматривается деятельность органов государственной власти, осуществляющих рациональное использование долей земельных участков, как частного случая государственного земельного контроля в целом; анализируется деятельность Росреестра, Россельхознадзора, Росприроднадзора; вносятся предложения по совершенствованию законодательства. земельные участки, государственный и муниципальный земельный контроль, деятельность органов исполнительной власти, сельскохозяйственные земли, совершенствование законодательства, анализ инспекторской деятельности, рациональное управление земельными ресурсами.

Под рациональным управлением земельными ресурсами понимается целенаправленное, сознательное и систематическое воздействие органов власти и гражданского общества на земельные правоотношения, которое основывается на изучении тенденций и закономерностей развития данных правоотношений в целях достижения эффективного использования и функционирования земельных ресурсов государства. Под рациональным использованием земли, по мнению А. А. Варламова, понимается наиболее эффективный с позиции обеспечения потребностей орга-

Аннотация.

Ключевые слова:

нов власти и гражданского общества, способ использования земельных ресурсов, при котором учитываются конкретные природные, экономические, социальные и политические условия в контексте с объективно существующими основными началами взаимодействия природы и общества1.

Государственный и муниципальный контроль выступает в качестве метода управления земельными ресурсами. Одной из основных целей такого контроля следует назвать обеспечение функционирования механизма правового регулирования земельных правоотношений. К основному направлению государственного и муниципального контроля следует отнести превентивную функцию, то есть функцию предупреждения или предотвращения противоправного воздействия на земли, которое еще не произошло, но имеется высокая вероятность наступления вредоносных последствий.

Следующее направление — это сбор сведений о земельных участках, предприятиях и других объектах, информация о которых может помочь в осуществлении контроля.

Третьим направлением следует назвать деятельность по привлечению правонарушителей к различным видам юридической ответственности. Следует также указать на снижение в последние десятилетия значимости карательной функции государства и выдвижение на передний план функции превентивной.

В соответствии со статьями 71-72.1 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) существует четыре основных вида земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный. Главное место среди всех видов земельного контроля занимает государственный и муниципальный, которые развивают положения ч. 1 ст. 9 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 ЗК РФ, где указывается, что в Российской Федерации земля используется и охраняется именно как основа жизни и деятельности тех народов, которые проживают на ее территории.

Для начала рассмотрим деятельность органов государственной власти, осуществляющих рациональное использование долей земельных участков, как частного случая государственного земельного контроля в целом. В соответствии с действующим законодательством на сегодняшний день государственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти, к которым относится: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)2, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россель-хознадзор)3, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

1 Варламов А. А. Земельный кадастр: в 6 т. М.: Колос, 2004. Т. 2. Управление земельными ресурсами. С. 34.

2 Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 27.12.2014) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»). Ст. 3052.

3 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 (ред. от 27.12.2014) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору».

(Росприроднадзор)1 и их территориальные органы. За 2009 году данными органами осуществлено 325 823 проверки и выявлено 120 967 правонарушений земельной сфере.

Исследование основных показателей государственного контроля над земельными ресурсами свидетельствует о том, что Росреестр наделен большим инспекторским составом и проводит значительное количество проверок, делает столько предписаний об устранении административных правонарушений и такое количество наложенных административных штрафов, приходящиеся на одного инспектора по использованию и охране земель, которое не сравнится ни с одним другим органом государственной власти. Например, если в Росреестре один инспектор проводит, в среднем, 66 проверок, выдает 18 предписаний и взыскивает 34,9 тысячи рублей административного штрафа, то инспектор Россельхознадзора и Росприрод-надзора совершает 20 и 25 проверок, выдает шесть и четыре предписаний, взыскивает 23,3 и 20,2 тысячи рублей штрафа соответственно.

Наряду с этим общая площадь земель, которые подвергались инспекторским проверкам Росреестра, в 1,5 раза меньше, чем площадь тех земель, которые подвергались проверке инспекторами Россельхознадзора, несмотря на то, что численность состава инспекторов Росреестра превышает численность Россельхознадзора в два раза. Вместе с тем, что касается земель сельскохозяйственного назначения, различие в проверяемых площадях достигает 4,62 раза. Так, Россельхознадзор осуществил проверки на соблюдение требований земельного и экологического законодательства на площади 47,02 миллиона га земель сельскохозяйственного назначения, то есть 11,7% от всей площади данных земель. Росреестр осуществил проверки на соблюдения того же законодательства на площади 10,17 миллиона га земель сельскохозяйственного назначения, то есть на 2,5% общей площади земель сельскохозяйственного назначения.

Необходимо отметить, что один инспектор Россельхознадзора должен проверять территорию площадью 27,573 тыс. га, которая в 3,4 раза больше, чем площадь территории, проверяемой одним инспектором Рос-реестра (8,09 тыс. га). Также необходимо отметить, что в 2009 году Росре-естр показал результативность проверок на выявление нарушений законодательства в сфере использования и охраны земель, ставшей самой низкой среди всех трех ведомств.

В этой связи анализ основных показателей государственного контроля, в целом, свидетельствует о лидерстве Росреестра в данном направлении, рассмотрим на его примере более детально деятельность органов государственного контроля на протяжении последних нескольких лет, так как в государственных и национальных докладах, касающихся состояния

1 Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 3 400 (ред. от 11.11.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370. Ст. 3347

и использования земельного фонда в Российской Федерации за определенный год, начиная с 2002 года, рассматривается деятельность только Рос-реестра (в разное время данный орган назывался Роснедвижимость и Рос-земкадастр). По нашему мнению, это позволяет сделать вывод, что данные доклады, если брать во внимание государственный земельный контроль, фактически являются отчетами о деятельности, а не концепцией развития земельной и агропромышленной политики.

За период с 2000 по 2010 годы деятельность государственных инспекторов Росреестра, Роснедвижимости и Росземкадастра показала следующее. В 2010 году общее количество проверок уменьшилось на 18,28% по сравнению с теми же показателями за 2000 год. И на всем протяжении рассматриваемого периода имело место снижение общего объема проверок, достигнув наименьших показаний в 2005 году, в котором количество проверок уменьшилось в 2,3 раза по сравнению с 2000 годом.

Необходимо отметить, что изменение количества проверок не имеет прямой зависимости от общего числа государственных инспекторов. Так, в разные годы (2004, 2007, 2008) общее количество проверок имело тенденцию к увеличению при снижении числа государственных инспекторов.

В данный период также имело место сокращение территории, подлежащей государственному контролю. Например, если в 2000 году площадь проверяемых земель составляла 131,7 миллиона га (7,7% от общей площади земельного фонда РФ), то в 2010 году проверки охватили только лишь 99,5 миллиона га земель (5,82% от площади всего земельного фонда РФ). В 2008-2009 годах площадь земель не выходила за пределы 2% от площади всего земельного фонда РФ.

Представляется, что причиной сокращения площади проверяемых земель является методология оценки деятельности инспекторов по использованию и охране земель. Оценка деятельности ставилась в зависимость от количества проведенных мероприятий. Введенная Роснедвижимостью1, а затем Росреестром2 норма количества проверок в количестве двух раз в неделю не позволяет инспекторам охватывать государственным контролем все земельные участки. Для соблюдения нормы приоритет отдается земельным участкам меньшей площади, и, вследствие этого,— общее количество мероприятий, которые проводятся в отношении физических лиц, намного превышает количество тех, которые проводятся в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На данное обстоятельство влияет распространение на земельный контроль правил Федераль-

1 Приказ Роснедвижимости от 08.08.2007 № П/0184 «Об утверждении Положения об оценке эффективности деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель» // Документ опубликован не был.

2 Приказ Росреестра от 06.07.2010 № П/344 «О показателях деятельности территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению государственной функции по государственному земельному контролю» // «Вестник Росреестра», 2010. № 3.

ного закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1.

Следует отметить, что значение показателя количества проводимых проверок, которые приходятся на одного инспектора, не было достигнуто ни разу в течение всего периода его действия. Данный факт вызван, прежде всего, низким уровнем материально-технической оснащенности инспекторов как одна из причин уменьшения территории проверяемости, а также, по нашему мнению, отсутствием надлежащим образом сформированной концепции проведения земельного контроля в РФ.

На сегодняшний день государственные инспекторы наряду с функциями государственного земельного контроля, выполняют также другие функции, к которым относится государственная регистрация прав, ведение государственного кадастра недвижимости, оценка, делопроизводство, информирование граждан и т.д. Особо остро вопрос осуществления этих функций ставится в межрайонных отделах, которые имеют удаленные места в городских и сельских поселениях, в которых осуществляют деятельность минимальное количество сотрудников, выполняющих в полном объеме функции Росреестра. Помимо этого, из общего числа государственных инспекторов треть являются главными инспекторами РФ, их заместителями, главными инспекторами субъектов РФ и их заместителями, главными инспекторами городов и районов и их заместителями, не проводящие, как правило, проверок соблюдения законодательства и осуществляющие общее руководство деятельностью Росреестра и рассмотрение дел об административных проступках.

По нашему мнению, формирование правового института государственных инспекторов должен меняться в плане численности, которую следует фиксировать на федеральном законодательном уровне. На сегодняшний день численность определяется на уровне территориальных органов. В этой связи необходимо издать подзаконный акт Росреестра, утверждающий штат государственных инспекторов в территориальных органах, с указанием минимального числа инспекторов в территориальных подразделениях субъектов РФ.

Численность территориальных подразделений при этом необходимо рассчитывать исходя из данных о работе территориальных органов, количественного состава и видов долей земельных участков в субъекте РФ, а также плотности городского и сельского населения. Также необходимо издать положение, утверждающее типовую структуру отдела государственного контроля территориальных органов Росреестра.

Анализируя деятельность государственных инспекторов, следует иметь в виду, что площадь земельных угодий, на которых зафиксирова-

1 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Ст. 6249.

ны нарушения, за последние пятнадцать лет уменьшилась в несколько раз и составила 13,8 га, то есть 2,21% от площади земель. Данный факт свидетельствует о невысоком качестве подготовленных мероприятий по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель.

Снижение качества проводимых проверок подтверждается уменьшением количества нарушений из расчета на одну проверку — в два раза. Уровень устранения нарушений, если брать за основу общую площадь земель, на которых выявлены нарушения увеличилась, но продолжает оставаться невысокой, так как в целом в этот период не превышала половины от общего числа.

Особо следует обратить внимание на то, как устраняются нарушения в зависимости от их количества, где имеется устойчивая тенденция к снижению. Это обстоятельство, обусловлено тем, что Росреестр не реализует в рамках административного производства имеющиеся полномочия по обеспечению мер, прежде всего, наложения ареста на земельные доли с запретом на их эксплуатацию.

Вместе с тем наблюдается повышение количества взысканных штрафов. Анализ их структуры показывает, что почти все суммы наложенных и взысканных штрафов имеют место в следующих ситуациях: самовольный захват земель или использование их без необходимых разрешений и документов, неиспользование земель, использование земель не по целевому назначению и уничтожение межевых знаков; нарушения, связанные с неисполнением предписаний об устранении нарушений законодательства и неуплатой штрафа в срок, приходится небольшая часть от общей суммы наложенных и взысканных штрафов. Последние имеют очевидную тенденцию к росту.

Необходимо отметить, что сумма наложенных административных штрафов, приходящихся на 1 га земель, все еще остается очень низкой и не стимулирует землепользователей к надлежащей эксплуатации занимаемых ими земельных участков. Таким образом, уплатив штраф, несоответствующий степени общественной опасности данного правонарушения, стимулирует дальнейшее нарушение земельного законодательство (прежде всего, это самовольное занятие земельных участков или занятие земельных участков без правоустанавливающих документов). В связи с этим предлагается принять на уровне федерального закона норму, разрешающую Росреестру изымать неиспользуемые земли и принимать меры принудительного характера к их использованию по целевому назначению.

Остается высоким количество самих правонарушений. Анализ судебной практики показывает, что по обжалованию решений государственных инспекторов, около половины правонарушителей избегают ответственности по причине нарушения материальных и процессуальных норм права этими должностными лицами. Отсюда можно сделать вывод, что, общепра-

вовой принцип неотвратимости ответственности за земельные правонарушения не реализуется в судебной и административной практике.

Представляется, что одной из причин неэффективности деятельности органов государственного земельного контроля заключается в их постоянном реформировании. Так, с началом действия Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года № 374-1 «О земельной реформе»1 одним из основных уполномоченных органов государственного контроля был Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, который преобразовывался несколько раз. На сегодняшний день это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

За время реорганизаций федеральные органы власти занимаются чаще всего организационными и техническими вопросами, зачастую оставляя без должного внимания свои основные обязанности. Помимо этого, за все это время федеральные органы исполнительной власти не осуществляли в полном объеме возложенные на них обязанности как по объективным причинам из-за отсутствия положений об их создании и деятельности, так и по субъективным причинами — инерция «советских времен», текучка кадров и т.д.

В решении коллегии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 мая 2011 года «О мерах, принимаемых Росреестром по повышению эффективности и качества государственного земельного контроля»2 указывается, что именно проведение в территориальных отделениях Росреестра реорганизаций послужило одной из главных причин понижения эффективности правового регулирования государственного контроля в 2009 и 2010 году. Необходимо указать, что данная реорганизация послужила причиной снижения как количественного, так и качественного состава инспекторов.

Общеизвестно, что специалист должен обладать не только профессиональными знаниями геодезии и картографии, но и знаниями в сфере гуманитарных наук, а также обладать психологической устойчивостью, способностью трудиться в сложной обстановке, переносить различные нагрузки3.

Однако на сегодняшний день отсутствуют заведения, которые бы готовили кадров для выполнения функций государственного земельного кон-

1 Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 (ред. от 28.04.1993) «О земельной реформе» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1990, № 26. Ст. 327.

2 Омерах,принимаемых Росреестромпо повышению эффективностии качествагосударственного земельного контроля: решение коллегии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 мая 2011 года. // http://docs.cntd.ru/document/902291573.

3 Рускова Н. В. Эффективное управление человеческими ресурсами как основа успеха организации // Земельный вестник России. 2003. № 2. Деградация сельскохозяйственных земель России и меры по ее предотвращению / авторский коллектив ученых под редакцией академика Российской академии сельскохозяйственных наук Г. А. Романенко // Современное сельскохозяйственное землепользование в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2007. С. 43

троля. Поэтому инспекторы главным образом приобретают знания, умения и навыки уже при исполнении ими функций государственного земельного контроля. В итоге наблюдаются недочеты в правоприменительной деятельности и, как следствие, появление необходимости организации постоянного обучения и обмена опытом данных чиновников. Также следует обратить внимание на разъездной характер работы инспекторов и на непосредственную угрозу их жизни и здоровью.

Тем не менее, на сегодняшний день данные обстоятельства не берутся во внимание именно при решении вопроса предоставления социальных гарантий государственным инспекторам.

Следующей причиной, по которой необходимо реформировать государственный земельный контроль от неэффективного землепользования, это несовершенство действующего законодательства. Имеющиеся в арсенале правоприменителя нормы права не обеспечивают рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель, в которых нужно придерживаться комплексного подхода в правовом регулировании земельных правоотношений.

Прежде всего, следует принять меры по правовому регулированию использования и охраны почв, так как по решениям Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию от 1992 года (г. Рио-де-Жанейро), состояние почв должно определять судьбу человечества и оказывать определяющее воздействие на окружающую природную среду. Проблема охраны почв и земель должна закрепляться законодательно и на федеральном уровне.

Именно это, по мнению А. А. Варламова, С. Н. Волкова и В. В. Вершинина должно помочь реализовать на практике один из главных принципов Конституции РФ: «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории»1. В этой связи использование и охрана земель должна обеспечиваться земельным законодательством с учетом экологической стороны эксплуатации земель, так как бесхозяйственность в отношении земли наносит вред всей окружающей среде, приводит к разрушению и эрозии почв, влечет засоление, заболачивание, химическое загрязнение, ухудшение условий использования других природных объектов2. В целях обеспечения надлежащей охраны необходимо, чтобы была провозглашена не только принципиальная позиция гл. II ЗК РФ, а действовали реально меры, организующие деятельность государственных инспекторов.

1 Деградация сельскохозяйственных земель России и меры по ее предотвращению / авторский коллектив ученых под редакцией академика Российской академии сельскохозяйственных наук Г. А. Романенко // Современное сельскохозяйственное землепользование в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2007. С. 89.

2 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (постатейный) / С. Н. Волков, М. И. Васильева, Е. А. Галиновская [и др.], отв. ред. С. Н. Волков, науч. Ред. Ю. Г. Жариков. М.: Юстицинформ, 2009.

В итоге должно наблюдаться значительное снижение количества неиспользованных земель и использования их не по назначению.

Следующий вид контроля за рациональным использованием долей земельных участков — это муниципальный земельный контроль. Следует отметить документ, который впервые указал на данный вид контроля после принятия закона: «Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2007 году».

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 муниципальный земельный контроль организуется городских и сельских поселениях, муниципальных районах и городских округах.

Судебная и административная практика показывает, что полномочия в сфере муниципального земельного контроля зачастую возлагаются формально на различные подразделения местной властей в таких сферах как сельское хозяйство, архитектурные службы, экологические и проч. Зачастую создаются комитеты, комиссии и рабочие группы, которые рассматривают отдельные вопросы о земле и земельных участках.

Если проанализировать основные показатели муниципального земельного контроля, то можно сделать вывод о том, что общее количество выявленных муниципальными инспекторами нарушений постоянно увеличивается. Вместе с тем общее количество лиц, которые привлекаются государственными инспекторами к административной ответственности по материалам проверок, относительно не возрастает.

Необходимо отметить, что лиц, привлеченные к ответственности по проверкам, проведенным муниципальными инспекторами, недостаточно много на протяжении последних несколько лет. В тоже время лиц, привлеченных к ответственности по материалам органов местного самоуправления превышает количество лиц, привлеченных к ответственности органами государственного контроля в целом. Данный факт имеет место по причине более высокого качества проверок земельных инспекторов по сравнению с государственными. По некоторым оценкам, один муниципальный земельный инспектор в среднем выявляет одно нарушение законодательства в год.

Удельная доля штрафов, наложенных и взысканных государственными инспекторами по материалам проверок органов муниципального контроля, составляет менее 10% от суммы наложенных и взысканных штрафов. Необходимо отметить независимости этого показателя от деятельности муниципальных инспекторов, так как определение размера штрафа и принуждения к уплате штрафа относятся к компетенции органов государственного контроля.

1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 3820.

Таким образом, в целях совершенствования законодательства, регулирующего государственный и муниципальный земельный контроль следует предложить Концепцию земельного контроля в РФ, который уточнит полномочия органов государственной и муниципальной власти в этой сфере.

Помимо этого, представляется необходимым внести изменения в законодательство, регламентирующее земельные правоотношения, предусматривающие установление размера ответственности в зависимости от площади и стоимости (рыночной и кадастровой) земельного участка, на котором земельное правонарушение совершено, а также необходимость привлечения к ответственности на основе сведений о дистанционном зондировании.

Также необходимо принимать правила, регламентирующие ежегодную подготовку Государственного доклада о состоянии и использовании земель в РФ с обязательным указанием в них сведений обо всех видах земельного контроля на всех уровнях власти, а также сравнительный анализ деятельности органов контроля. Вместе с тем данные о государственном контроле должны быть представлены каждому уполномоченному органу государственного контроля.

Библиографический список

1. Варламов А. А. Земельный кадастр: в 6 т. М.: Колос, 2004. Т. 2. Управление земельными ресурсами.

2. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (ред. от 27.12.2014) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 (ред. от

27.12.2014) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору».

4. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от

11.11.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370».

5. Приказ Роснедвижимости от 08.08.2007 № П/0184 «Об утверждении Положения об оценке эффективности деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель» // Документ опубликован не был.

6. Приказ Росреестра от 06.07.2010 № П/344 «О показателях деятельности территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению государственной функции по государственному земельному контролю» // «Вестник Росреестра». 2010. № 3.

7. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

8. Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 (ред. от 28.04.1993) «О земельной реформе» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР». 1990. № 26. Ст. 327.

9. О мерах, принимаемых Росреестром по повышению эффективности и качества государственного земельного контроля: решение коллегии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 мая 2011 года. // http://docs.cntd.ru/ document/902291573.

10. Рускова Н. В. Эффективное управление человеческими ресурсами как основа успеха организации // Земельный вестник России. 2003. № 2.

11. Деградация сельскохозяйственных земель России и меры по ее предотвращению / авторский коллектив ученых под редакцией академика Российской академии сельскохозяйственных наук ГА. Романенко // Современное сельскохозяйственное землепользование в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2007.

12. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (постатейный) / С. Н. Волков, М. И. Васильева, Е. А. Галиновская [и др.], отв. ред. С. Н. Волков, науч. Ред. Ю. Г. Жариков. М.: Юстицинформ, 2009.

13. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.