Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственные символы / государственный гимн / идеология государства.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герман Е. С.

В статье рассмотрен один из государственных символов Российской Федерации – государственный гимн, как отражение исторических, идеологических, политических, культурных и иных традиций государства. Обосновывается, что государственные символы играют роль социально-политических феноменов и отражают в символичной форме конкретно-историческую эпоху, ее официальную идеологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА»

os4 проблемы правопонимания ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-44-47 ГЕРМАН Елена Сергеевна,

NIION: 2018-0076-1/23-7 Кандидат юридических наук, доцент кафедры

MOSURED: 77/27-023-2023-1-7 конституционного и административного права

Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, е-mail: mail@law-books.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье рассмотрен один из государственных символов Российской Федерации - государственный гимн, как отражение исторических, идеологических, политических, культурных и иных традиций государства. Обосновывается, что государственные символы играют роль социально-политических феноменов и отражают в символичной форме конкретно-историческую эпоху, ее официальную идеологию.

Ключевые слова: государственные символы, государственный гимн, идеология государства.

HERMAN Elena Sergeevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation

THE NATIONAL ANTHEM AS A REFLECTION OF THE IDEOLOGY

OF THE STATE

Annotation. The article considers one of the state symbols of the Russian Federation - the national anthem, as a reflection of the historical, ideological, political, cultural and other traditions of the state. It is proved that state symbols play the role of socio-political phenomena and reflect in a symbolic form a concrete historical epoch, its official ideology.

Key words: state symbols, national anthem, ideology of the state.

Идеология государства, даже в тех странах, которые официально отказались от идеологии, всегда являлась и является базисом принимаемых им политических решений. Очевидно, что власть, которая не имеет парадигмы своего дальнейшего развития на основе определенных идей и принципов, оказывается недееспособной и безжизненной.

В соответствии со ст. статей 13 Конституции Российской Федерации «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» [1]. Если до недавнего времени данные идеологемы были подтверждением демократического режима государства, то сегодня, наличие указанных конституционных норм вызывает тревогу и критику со сто-

роны научного сообщества. Последние 70 лет в России общественный дискурс активно избегал слова «идеология», так как его употребление вызывало ассоциации с официальной коммунистической идеологией, единственно существовавшей в советском обществе. С распадом СССР государственная идеология конституционно была запрещена, заявлено идеологическое многообразие. Но в результате вместо многообразия наступил «идеологический вакуум», который пытались заполнить в худшем случае - демократическими идеалами, в лучшем - несуществующей национальной идеей.

По мнению автора, идеология нужна любому государству, особенно современной России. В современных геополитических реалиях, когда против России развернута полномасштабная война, официальное отрицание в стране государственной идеологии изначально ослабляет пози-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

цию нашего государства в мире, поскольку именно государственная идеология призвана консолидировать общество, укреплять единство страны. Отрицание же государственной идеологии, усиливает социально-психологический дискомфорт и напряженность не только на международной арене, но и внутри российского общества.

Именно поэтому представляется крайне важным сегодня не только говорить о необходимости нормативного закрепления государственной идеологии на уровне Основного Закона страны, но и анализировать содержание уже имеющихся идеологических составляющих государства, таких как государственный герб, государственный гимн и государственный флаг.

Указанные символы государства, отражают в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции государства и проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.

Государственные символы играют роль социально-политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом. Особый интерес представляет история складывания российской национально-государственной символики, отражавшей историю эволюции Российского государства.

Государственная символика несет в себе отпечаток эволюции национально-государственной идеологии, изменение содержания которой отражается в изменении формы символа. Любое государство стремится максимально отобразить в символике собственное могущество, военную силу, мощь, другие позитивные свойства и качества.

Указанные характеристики актуальны для всех государственных символов страны, в том числе и для государственного гимна страны - главной, торжественной песни страны. Государственный гимн отражает идеологию страны, содержание его основного закона. гимн - это торжество достижений прошлого, настоящего и мысли о будущем, в зависимости от уровня развития культуры общественной формации и ее идеологических структур.

До 1816 г. Россия жила без гимна. До Петра 1 все государственные празднества сопровождались церковными песнопениями, а приблизительно в 1710 гг. в обиход вошел популярный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

марш Преображенского полка — один из самых известных русских военных маршей. Преображенский марш в качестве музыкальной эмблемы элитного Преображенского полка стал главным маршем России. Кураторами полка были все российские императоры, поэтому он всегда исполнялся в таких торжественных случаях, как, например, открытие памятника императору, других воинских церемониях.

С 1791 г. стали в торжественных случаях исполнять полонез Козловского на стихи Державина «Гром победы раздавайся!» — неофициальный русский национальный гимн конца XVIII — начала XIX столетия. Данная композиция была создана в 1791 году Гавриилом Державиным (слова) и Осипом Козловским (музыка) на мотив полонеза. Поводом к созданию гимна явилось взятие русскими войсками под командованием А. В. Суворова османской крепости Измаил в ходе Русско-турецкой войны 1787— 1791 гг. Впервые был исполнен 28 апреля 1791 года в Таврическом дворце на грандиозном празднике, заданном Г. А. Потёмкиным для императрицы.

С 1801 г. данный гимн был заменен на духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» — гимн, написанный весной 1794 года композитором Дмитрием Бортнянским на стихи Михаила Хераскова. Широко использовался как неофициальный государственный гимн Российской империи с конца XVIII века до момента утверждения композиции «Боже, Царя храни!» в 1830-х годах; в нотных изданиях XIX века сопровождался отметкой «национальный русский гимн». Текст гимна насыщен христианской символикой и основан на 47-м псалме, а музыкально написанный в трёхдольном размере гимн близок к большому знаменному распеву.

Большинство исследователей полагают, что первым официальным гимном России и стал государственный гимн Российской Империи «Молитва русских» (1816 —1833), музыкой которого был напев британского гимна. С конца XVIII века мелодия гимна Великобритании использовалась сразу несколькими державами, включая Россию. Появление в Российской империи официального гимна связано с победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и прославлением императора Александра I. Слова гимна взяты из стихотворения В. А. Жуковского, первые две строфы которого впервые были напечатаны в журнале «Сын отечества» за 1815 год и назывались «Молитва русского народа». В конце 1816 года Александр I издал указ, который установил порядок исполнения гимна. Гимн был предназначен для исполнения на встречах Императора.

Анализируя содержание нетрудно заметить, что «александровский» гимн, в отличие от «николаевского», обращен единственно к Богу. Таким образом, возникшая в это время формула российской государственности «православие, самодержавие, народность» получила у Жуковского переосмысление по восходящим ценностям: самодержавие - народность - православие (что чрезвычайно схоже с нарождавшейся тогда же концепцией славянофильства). Жуковский подчеркивал, что гимн принадлежит не ему, а народу, и возражал: «... какая же это моя песня? Она народная!» [2].

«Александровский» гимн оставался государственным гимном России вплоть до 1833 года, когда был сменён гимном «Боже, Царя храни!» -официальным государственным гимном Российской империи с 1833 по 1917 годы.

30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент - Александрийский столп - в честь победы над Наполеоном в Отечественной воине 1812 года. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которыми впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России «Боже, царя храни!» Музыка государственного гимна и позднее производила сильнейшее впечатление на многие поколения русских людей. Князь Владимир Сергеевич Трубецкой писал в «Записках кирасира»: «Секунда - и старый литаврщик энергичным движением разом опустил руку. во все усиливающемся человеческом вопле вдруг с новой силой и торжеством родились воинственные звуки наших полковых труб, запевших гимн, полный величия. К горлу подступил какой-то лишний, мешающий комок, усилилось ощущение бегающих мурашек в спине. Да, что и говорить, хорошо был сочинен старый Российский гимн! Что вдохновило господина Львова - не знаю, но в строгие и спокойные гармонии этого небольшого хорала ему удалось вложить огромную идею силы и величия» [2].

Простая величественность музыки Львова берет за душу с первых же тактов. Вдохновенная стройность российского гимна поражала и иностранцев - настолько, что в Дрездене Львову некоторые немцы признавались, что теперь стали русскими. В русской истории останется не только колоссальный хор на коронации Александра III, но прежде всего сохранятся погибающий под пение «Боже, Царя храни!» крейсер «Варяг» и коленопреклоненные, как молитву поющие гимн русские военнопленные I мировой войны.

В 1908 г. к 75-летию гимна «Боже, царя храни!» в одном из периодических изданий русской православной церкви появилась небольшая

статья, в полной мере отражающая идеологическую составляющую общества того времени: «... Жуковский, сумел немногими словами выразить заветную думу боголюбивого и царелюбивого русского народа. Эти слова, эти звуки везде к месту, везде к случаю: в сражении перед лицом неприятеля, у храма Божьего после молебствия, в толпе на площади, в школе после уроков, .В этих величаво простых словах и звуках поистине выразилась самая важная государственная мысль, самое глубокое народное чувство: «Боже, Царя храни!». Как крестное знамение приводит в трепет всякую злую силу, так каждому врагу народа русского грозно звучат вещие слова: «Царствуй на страх врагам!». И до того пришлись по душе народу эти слова и эти звуки, что он не хочет и не ищет иных, 75 лет уже наш прекрасный народный гимн восторгает и умиляет русские сердца, и не у нас других слов, нет другой песни, ни лучше, ни краше....и да услаждает он сердца грядущих наших поколений, как услаждал сердца наших отцов и дедов, объединяя будущее в прошлом и настоящем в этой заветной русской мысли - молитве [3].

Анализируя всех из указанных государственных гимнов Российской Империи, очевидными становятся и духовно-нравственные ориентиры того времени - «тебя Господь поем и славим», «Славься Екатерина - нежная нам мать», «Русь православная, перводержавная», «Боже, царя храни!», «Царствуй на славу нам».....

Гимн как соединение музыкальной и стихот-ворно-текстовой составляющих занимает особое положение в воздействии на эмоционально-психологическое состояние человека, общества: приподнятость, торжественность гимнов создают атмосферу оптимизма, уверенности в силе своего государства, его мощи. Государственный гимн представляется композиционно более сложным символом, чем государственные герб и флаг. Во-первых, гимн состоит из двух частей - музыки и стихотворения, каждая из которых может восприниматься самостоятельно, вне связи друг с другом, и в то же время должны тесно взаимодействовать составлять единое целое. Во-вторых, музыкальное воздействие считается наиболее сильным, эффектным среди всех иных видов воздействия и восприятия (зрительное, слуховое и др.). Очевидно поэтому дискуссия о новом Государственном гимне России в период его подготовки, обсуждения и принятия в 2000 году оказалась наиболее острой, вызвала протест со стороны ряда политических деятелей, общественных кругов. Принятие нового государственного гимна России, проходило в обстановке напряженной идейно-политической борьбы. Лидеры правых партий (Союз правых сил и близкие к ним) уви-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

дели в музыке нового российского гимна угрозу возрождения тоталитарного строя, авторитарного режима, чем пугали лидеры правых сил российское общество в первый год правления В.В. Путина. В острых дискуссиях и был принят федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации» [4].

Принятие нового государственного гимна России стало своеобразным идейно-политическим компромиссом между государственной властью и политической оппозицией. Приняв государственные символы царской России - герб и флаг, власть пошла на компромисс в принятии гимна, оставив музыку в старой советской редакции и приняв новую стихотворную редакцию. Гимн, безусловно, сыграл свою консолидирующую, идеологическую роль в обществе, способствовал восстановлению преемственности поколений, сохранил уважительное отношение к старшим поколениям россиян. Новые поколения в зависимости от изменяющихся условий внесут перемены в слова и музыку гимна, когда государство и общество ощутят необходимость подобных перемен.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.

[2] Артамонов В.А. Соболева Н.А., Символы России. М., 1993. - 430 с.

[3] Серебренников Н.В. Гимн России «Боже! Царя храни!...». Тверь 2002. - 45 с.

[4] Шевченко Л.В. История становления государственной символики и ее роль в укреплении российского государства в 1990 — е годы. Авто-реф., Курск. 2004. - 24 с.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenar. golosovaniem 12 dek. 1993 g.

[2] Artamonov V.A. Soboleva N.A., Simvoly Rossii. M., 1993. - 430 s.

[3] Serebrennikov N.V. Gimn Rossii «Bozhe! Carya hrani!...». Tver' 2002. - 45 s.

[4] SHevchenko L.V. Istoriya stanovleniya gosu-darstvennoj simvoliki i ee rol' v ukreplenii rossijskogo gosudarstva v 1990 — e gody. Avtoref., Kursk. 2004. - 24 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.