Научная статья на тему 'Государственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе: проблемы правового регулирования'

Государственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе: проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
893
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косоногова С. В.

В статье освещаются основные проблемы правового регулирования финансового контроля в уголовноисполнительной системе и предлагаются пути их решения. Автором дана подробная характеристика ведомственного финансового контроля в уголовноисполнительной системе, а также охарактеризованы субъекты контрольной деятельности. Большое внимание уделено проблеме юридической силы ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих процедуру финансового контроля в УИС, кроме этого, сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Косоногова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе: проблемы правового регулирования»

Государственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе: проблемы правового регулирования

С.В. КОСОНОГОВА - начальник кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук

В статье освещаются основные проблемы правового регулирования финансового контроля в уголовно-исполнительной системе и предлагаются пути их решения. Автором дана подробная характеристика ведомственного финансового контроля в уголовно-исполнительной системе, а также охарактеризованы субъекты контрольной деятельности. Большое внимание уделено проблеме юридической силы ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих процедуру финансового контроля в УИС, кроме этого, сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования в указанной сфере.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль в современном мире выступает непременным атрибутом всей системы государственного управле-

ния и важным направлением государственной политики1. Проблемы развития и совершенствования государственного финансового контроля

Актуальные вопросы юриспруденции

41

особенно актуальны в Российской Федерации, данный институт требует более четкого нормативного правового регулирования, создания действенной системы государственных органов финансового контроля.

Органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, с одной стороны, выступают бюджетополучателями, с другой - имеют собственные производственные мощности (государственные унитарные предприятия, центры трудовой адаптации осужденных, учебно-производственные (трудовые) мастерские), прибыль которых является источником формирования доходной части бюджета. Следовательно, учреждения и органы ФСИН России подлежат всестороннему финансовому контролю, как и все иные его субъекты.

Правовую основу финансового контроля в уголовно-исполнительной системе составляет Бюджетный кодекс Российской Федерации2, Налоговый кодекс Российской Федерации3, Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации»4, Указ Президента России от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»5, Приказ ФСИН России от 11 августа 2005 г. № 712 «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний»6, Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. № 217 «Об утверждении Инструкции по проведению ревизий(проверок)финансово-хозяйственной, производственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений и органов ФСИН России»7.

Согласно Указу Президента России от 25 июля 1996 г. в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральную налоговую службу, Федеральную службу страхового надзора, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба), Федеральную таможенную службу, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

В УИС кроме общегосударственного контроля значительную роль играет ведомственный контроль, который осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими государственный финансовый контроль в Российской Федерации. Цель проведения ведомственного финансового контроля - обеспечение рационального (эффективного) использования материальных и финансовых ресурсов в УИС, профилактика бесхозяйственности, недостач, хищений денежных средств и товарно-материальных ценностей: вооружения, боеприпасов, ценных бумаг, бланков строгой отчетности и другого имущества, приобретаемого за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также сохранности вещественных доказательств, бесхозного имущества, в том числе находок.

Ведомственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе осуществляется на основании Приказа ФСИН России от 11 августа 2005 г. № 712 и Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. № 217. Ведомственный финансовый контроль со стороны ФСИН России8 осуществляет Главная контрольно-ревизионная инспекция ФСИН России (ГКРИ ФСИН России).

Анализируя ведомственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе, следует отметить серьезные недостатки в его правовом регулировании. Как справедливо отмечает Э.С. Карпов, «за время существования системы ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах ФСИН России было принято достаточно большое количество нормативных правовых актов, регулирующих различные стороны осуществления контрольных мероприятий. Однако при детальном их рассмотрении возникает вопрос об их юридической силе»9. В действительности большинство нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах ФСИН России, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в установленном порядке, что противоречит положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной реги-страции»10. Следовательно, возникает необходимость в принятии нормативного правового акта в виде положения, регламентирующего процедуру проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений ФСИН России по всем направлениям. Это позволит избежать дублирования норм, содержащихся в различных инструкциях, а также правовых коллизий.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ

Следует отметить, что на организацию государственного финансового контроля в уголовно-исполнительной системе существенно влияет отсутствие единого федерального закона, регулирующего порядок осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации, а также системы органов государственного финансового контроля. Как отмечалось ранее, функции по осуществлению государственного финансового контроля, в том числе и в уголовно-исполнительной системе, возлагаются на различные органы государственного власти - как исполнительной, так и представительной. Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность указанных органов, свидетельствует о том, что их функции часто дублируются. Так, согласно ст. 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансового бюджетного надзора»11 полномочиями по контролю за использованием средств федерального бюджета наделены Счетная палата Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Также необходимо указать на отсутствие взаимодействия между органами, что не способствуют успешному функционированию института государственного финансового контроля.

Представляется, что снятия коллизий в законодательном обеспечении финансового кон-

троля и восполнения дефицитных норм можно добиться, лишь приняв специальный федеральный закон «О государственном финансовом контроле», разработки которого как в науке финансового права, так и на законодательном уровне ведутся уже на протяжении многих лет. Тем не менее данная проблема не решена и на сегодняшний день.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что основной проблемой совершенствования законодательства о государственном финансовом контроле в целом и ведомственного финансового контроля в УИС в частности является разработка и принятие федерального закона о финансовом контроле.

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Коробкина Л.М. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган государственного финансового контроля // Финансовое право. 2007. № 5.

2 См.: СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2009. № 29. Ст. 36219.

3 См.: СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2009. № 29. Ст. 3642.

4 См.: СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167; 2009. № 7. Ст. 772.

5 См.: СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3696; 2001. № 30. Ст. 3156.

6 См.: http: // www.spbustavsud.ru

7 Опубликован не был.

8 См.: Абзац 5 п. 4 Приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 11 августа 2005 г. № 712 «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний» // СПС Эталон.

9 Карпов Э.С. Государственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 3.

10 См: СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

11 См.: СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2561 н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.