Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5218
852
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / КЛАССИФИКАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ПРИЗНАКИ КОНТРОЛЯ / ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хребтова Т. П.

В представленной статье исследуются положения ученых в сфере финансового права о теоретических и правовых основах государственного финансового контроля, понятиях и сущности финансового контроля, его содержании и видах. Рассмотренные теоретические положения и рекомендации могут представлять интерес и быть полезны как для ученых-финансистов, так и для практических работников в сфере финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FINANCIAL CONTROL: ESSENCE, CONTENT, TYPES

The presented article examines the provisions of scientists in the field of financial law on the theoretical and legal foundations of state financial control, concepts and essence of financial control, its content and types. The theoretical provisions and recommendations considered in the article may be of interest and be useful for both financial scientists and practitioners in the field of finance.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ»

УДК 347.73

10.52070/2500-3488_2021_1_838_279

Т. П. Хребтова

кандидат юридических наук

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

Института международного права и правосудия

Московского государственного лингвистического университета

доцент кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте»

факультета логистики и общетранспортных проблем

Московского автомобильно-дорожного государственного технического

университетап (МАДИ)

ankaleva@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

сущность, содержание, виды

В представленной статье исследуются положения ученых в сфере финансового права о теоретических и правовых основах государственного финансового контроля, понятиях и сущности финансового контроля, его содержании и видах. Рассмотренные теоретические положения и рекомендации могут представлять интерес и быть полезны как для ученых-финансистов, так и для практических работников в сфере финансов.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль; финансовый контроль; содержание государственного финансового контроля; сущность финансового контроля; классификации финансового контроля; признаки контроля, виды контроля.

T. P. Khrebtova

PhD (Law)

Assoc. Prof. Department of Civil Law Disciplines Institute of International Law and Justice Moscow State Linguistic University

Assoc. Prof. Department of Legal and Customs Regulation in Transport Faculty of Logistics and General Transport Problems

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADi) ankaleva@mail.ru

state financial control: essence, content, types

The presented article examines the provisions of scientists in the field of financial law on the theoretical and legal foundations of state financial control, concepts and essence of financial control, its content and types. The theoretical provisions and recommendations considered in the article may be of interest and be useful for both financial scientists and practitioners in the field of finance.

Key words: state financial control; financial control; the content of state financial control; the essence of financial control; financial control classification; signs of control, types of control.

Введение

Принципиально важным для правовой науки и практической деятельности в сфере финансов является отграничение понятий «государственный финансовый контроль» и «государственный аудит», с этой целью в данном исследовании поставлена задача рассмотреть теоретические и правовые основы государственного финансового контроля, понятие и сущность финансового контроля.

Некоторые аспекты государственного финансового контроля

Как показал проведенный в ходе исследования анализ научной литературы в трактовках понятий «контроль» в области финансов или «финансовый контроль» (далее - финансовый контроль) рассматриваются две цели контроля - это установление корреляции реальных показателей от плановых, либо дополнительно определение результата управленческого воздействия.

Так, С. О. Шохин, Л. Н. Воронина определяют финансовый контроль как систему государственных и общественных органов, наделенных полномочиями по контролю финансово-хозяйственной деятельности организаций, с целью оценки экономической эффективности их деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и своевременности и полноты поступления доходов в государственный бюджет [Шохин, Воронина 1997, с. 240]. Надзор, в свою очередь, осуществляется с целью исполнения законов и осуществляется непрерывно. Таким образом, при трактовке финансового контроля через надзор искажается цель контроля.

Другие авторы, например Ю. М. Воронин, рассматривают финансовый контроль не только как процесс по определению законности, но и как процесс по оценке эффективности и результативности деятельности объекта управления [Воронин 2005, с. 430].

Аналогично понятие «государственный финансовый контроль» (ГФК) рассматривают либо как контрольную функцию управления, либо как контрольную функцию финансов.

Так, отдельные специалисты [Рябухин 2004; Грачева 2002] непосредственно связывают ГФК с контрольной функцией финансов.

Действительно, ГФК является контрольной функцией финансов, которая предполагает контроль распределения валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению [Финансы, денежное обращение ... 2006, с. 39]. Таким образом, исходя из приведенной трактовки, в рамках ГФК предполагается только определение правомерности формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Однако, указывая связь ГФК с контрольной функцией финансов, говорить о том, что в этом проявляется его сущность некорректно, так как ГФК включает в себя также и управленческую функцию.

В отношении классификации ГФК, как показало исследование, в научных публикациях указывают различные основания для классификации:

B. В. Бурцев предлагает 38 различных оснований классификации [Бурцев 2002, с. 64-67];

C. В. Степашин, В. А. Двуреченских, Е. А. Чегринец, Ю. А. Чер-навин приводят четыре основания: в политической сфере - в первую очередь парламентский контроль; в сфере права включает судебный контроль, конституционное правосудие, прокурорский контроль и надзор; в области финансов - это государственный финансовый контроль; технический контроль - в области применения специальных требований, правил и нормативов [Степашин и др. 2005, с. 77].

Ю. М. Воронин в монографии «Государственный, и финансовый контроль» классифицирует ГФК по двум основаниям: временному (предварительный, текущий и последующий) и пространственному (внешний и внутренний) [Воронин 2005, с. 165]. При этом Ю. М. Воронин также не дает толкование понятий внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, однако приводит отличительные особенности пространственных форм ГФК. Главное отличительной чертой, исходя из представленного сравнения характеристик внешнего и внутреннего ГФК, являются различные цели и ответственность субъектов контроля.

Цели внутреннего ГФК определяются непосредственно руководством объекта контроля, а внешнего ГФК - законодательной властью. Ответственность субъекты контроля несут перед разными потребителями: по внутреннему ГФК - перед исполнительной властью, т. е. непосредственно перед руководством проверяемого

органа исполнительной власти, по внешнему ГФК - перед обществом и законодательной властью.

Рассмотрев трактовки понятия финансового контроля и ГФК, а также их классификацию, можно сделать вывод, что полярность позиций специалистов обусловлена трактовкой различных форм ГФК. Так, для внутреннего ГФК приоритетным является определения правомерности (законности), а для внешнего ГФК - оценка эффективности объекта управления, т. е. приоритет отдается контрольной функции управления. Целеполагание внешнего ГФК, как показали приведенные далее в настоящей главе результаты исследования, наиболее характерно для государственного аудита.

В нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствует однозначное толкование понятий «финансовый контроль», «государственный финансовый контроль». Первым нормативным правовым актом, в котором применено понятие ГФК, является Указ Президента РФ от 25июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Однако трактовка понятия в Указе Президента РФ о мерах по обеспечению ГФК не дается, приводится только его содержание и включает в себя контроль:

- исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- организации денежного обращения;

- использования кредитных ресурсов;

- состояния государственного внутреннего и внешнего долга;

- государственных резервов;

- предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Министерство финансов РФ в своих ведомственных подзаконных актах определяет ГФК как систему мероприятий по контролю соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по использованию государственных средств [Бюджетная политика ... 2004].

Исходя из Указа Президента РФ о мерах по обеспечению ГФК, можно сделать вывод, что ГФК включает в себя бюджетный контроль, денежно-кредитный, валютный контроль и налоговый.

Система органов ГФК включает в себя:

- субъектов контроля в законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органах местного самоуправления;

- субъектов контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления.

В целях исследования в дальнейшем в работе рассматривается ГФК в бюджетной сфере (бюджетный контроль).

ГФК в бюджетной сфере в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ) в разделе IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль» подразделяется на:

- предварительный и последовательный;

- внутренний и внешний.

Следует отметить, что с различными редакциями БК РФ меняется и классификация ГФК. Так, в первоначальной редакции БК РФ (от 31 июля 1998 г.) в ст. 265 ГФК подразделялся на три формы: предварительный, текущий и последующий. Начиная с редакции БК РФ от 27 июля 2013 г., ГФК подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

При этом понятие, цели и задачи внешнего и внутреннего ГФК в нормативных правовых актах РФ не определены. Правовой вакуум в этой области ограничивает развитие внешнего и внутреннего контроля, а также приводит к различному пониманию миссии контрольно-счетных органов как субъектов контроля.

Председатель Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - КСП Москвы) В. А. Двуреченских отмечает, что основное отличие внутреннего и внешнего ГФК, заключается в том, что потребителями результатов данных форм контроля являются различные субъекты: по внутреннему контролю - руководство объекта контроля, по внешнему контроль - гражданское сообщество, законодательное собрание, мэр Москвы [Интервью Председателя ... 2014].

Деятельность органов внутреннего контроля в органах исполнительной власти регулируется отдельными нормативными правовыми актами на федеральном и региональных уровнях.

Другие полномочия органов внешнего ГФК установлены законодательными нормативными актами, регламентирующими их деятельность.

Таким образом, для создания юридической основы правового регулирования финансовой деятельности государственных органов необходимо изменение, дополнение законодательных и иных обязательных юридических правил.

Значение государственного финансового контроля обусловлено повышением качества государственного управления, обеспечением подотчетности властных структур обществу.

Выводы

В ходе исследования сущности, содержания и видов государственного финансового контроля предлагается сделать следующие выводы:

В отношении понятия «государственный финансовый контроль» в научной литературе и в нормативных правовых актах РФ единая трактовка отсутствует, что приводит к различному пониманию данной категории, определению сущности ГФК.

Специалисты рассматривают ГФК, с одной стороны, как процесс по определению законности, связывая его с контрольной функцией финансов, с другой - как процесс, предполагающий также оценку эффективности использования финансовых ресурсов, выделяя приоритетно контрольную функцию управления, т.е. определяются различные виды ГФК (внешний и внутренний), имеющие различное целепологание.

Сущность внешнего ГФК, проявляющаяся в контрольной функции управления, характерна для государственного аудита, направленного на оценку эффективности управления государственными ресурсами, оценку эффективности управленческого воздействия на субъект управления.

Государственный финансовый контроль (в сфере бюджетных правоотношений) - процесс по определению органами исполнительной власти правомерности использования государственных ресурсов.

Парламентский контроль - контроль, осуществляемый законодательными органами власти за законностью, правомерностью, результативностью и эффективностью деятельности органов исполнительной власти посредством органов государственного аудита.

Теоретическая и практическая значимость результатов проведенного исследования представляется для всех органов государственной власти в связи с осуществлением ими финансовой деятельности. Единое планирование и ведение бюджетной отчетности позволит повысить ясность распределения и расходования бюджетных средств, что, в итоге приведет к упрощению контроля и повышению экономии, как бюджетов организаций, так и государства в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРы / REFERENCES

Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика: монография. М.: Дашков и К°, 2002. [Burtsev, V V. (2002). Organizacija sistemy gosudarstvennogo finansovogo kontrolja v Rossijskoj Federacii: Teorija i praktika. (Organization of the system of state financial control in the Russian Federation: Theory and practice). Moscow: Dashkov i K (In Russ)]

Бюджетная политика и бюджетная система России: итоги 2000-2003 гг. и задачи на перспективу: в 2 т. М.: Министерство финансов РФ, 2004. Т. 1. [Bjudzhetnaja politika i bjudzhetnaja sistema Rossii: itogi 2000-2003 gg. i zadachi na perspektivu (2004). (Fiscal Policy and Budgetary System of Russia: Results of 2000-2003 and Prospects for the Future,). (Vol. 1). Moscow: Ministry of Finance of the Russian Federation. (In Russ)].

Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль. М.: Финансовый контроль, 2005. [Voronin, Yu. M. (2005). Gosudarstvennyj finansovyj kontrol'. (State financial control). Moscow: Financial control. (In Russ)].

Грачева Е. Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы законодательного обеспечения: материалы научно-практической конференции. М.: Финансы и статистика, 2002. [Gracheva, E. Yu. (2002). Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' v Rossijskoj Federacii: sostojanie, problemy i perspektivy zakonodatel'nogo obespechenija: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (State financial control in the Russian Federation: state, problems and prospects of legislative support: materials of the scientific-practical conference). Moscow: Finance and Statistics. (In Russ)].

Интервью Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы журналу «Бюджет», август 2014 г. URL: http://www.ksp.mos.ru/info/interviews/ interviews_arh/2333/ [Interv'ju Predsedatelja Kontrol'no-schetnoj palaty Moskvy zhurnalu «Bjudzhet», avgust 2014 g. (Interview of the Chairman of the Moscow Chamber of Control and Accounts to the Budget magazine). (In Russ)].

Рябухин С. Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов: монография. М.: Наука, 2004. [Ryabukhin, S. N. (2004). Audit jeffektivnosti ispol'zovanija gosudarstvennyh resursov (Audit of the efficiency of the use of public resources). Moscow: Science. (In Russ)].

Степашин С. В. [и др.] Власть - Демократия - Контроль / С. В. Степашин, В. А. Двуреченских, Е. А. Чегренец, Ю. Ф. Чурнавин. М.: Финансовый контроль, 2005. [Stepashin S. V. et. al. (2005). Vlast' - Demokratija - Kontrol' (Power - Democracy - Control). Moscow: Financial Control.

Шохин С. О., Воронина Л. Н. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: научно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. [Shokhin, S. O., Voronina, L. N. (1997). Bjudzhetno-finansovyj kontrol' i audit. Teorija i praktika primenenija v Rossii: nauchno-metodicheskoe posobie. (Budgetary and financial control and audit. Theory and practice of application in Russia: scientific and methodological guide). Moscow: Finance and Statistics. (In Russ)]. Финансы денежное обращение и кредит: учебник / Сенчагов В. К., Архипов А. И. [и др.] ; под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби : Проспект, 2006. [Senchagov, V. K., Arkhipov A. I. et al. (eds.) (2006). Finansy denezhnoe obrashhenie i kredit (Finance, money circulation and credit). Textbook. 2nd ed., revised. M.: TK Welby : Prospect Publishing House. (In Russ)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.