Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Право
УДК 343.37
Государственный финансовый контроль и уголовная ответственность
Селивановская Ю.И.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры экономического права Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ, доцент кафедры налогообложения Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье рассматриваются преступления, которые могут быть выявлены в ходе реализации полномочий органов исполнительной власти РФ, осуществляющих финансовый контроль. Анализируются изменения уголовного законодательства 2015 г. и их влияние на борьбу с преступлениями в сфере экономической деятельности.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, экономические преступления, преступления в сфере экономической деятельности.
Финансовый контроль - это регламентированная правовыми нормами деятельность государственных, муниципальных, общественных организаций и хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования [1, с. 333]. При этом под государственным финансовым контролем понимается система действий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию государственных денежных фондов. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации государства.
Государственный финансовый контроль осуществляется различными органами государственной власти. Со стороны исполнительной власти подобный контроль осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфин-надзором), Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторингом), Федеральной таможенной службой, а также Федеральным казенным учреждением «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», которое не является органом государственной
власти, но в ходе своей деятельности осуществляет государственный контроль. Остановимся подробнее на полномочиях указанных органов власти и на преступлениях, которые выявляются в ходе реализации этих полномочий.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [2]. В ходе осуществления своих полномочий Росфиннадзором могут быть выявлены нарушения, содержащие в себе признаки следующих составов преступлений: незаконное получение государственного целевого кредита (ч. 2 ст. 176 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ [3]); уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ); совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 1931 УК РФ); неце-
143
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Право
левое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ); нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам [4]. В ходе осуществления своих полномочий Федеральной налоговой службой могут быть выявлены нарушения, содержащие в себе признаки следующих составов преступлений: уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ); неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ); сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которого должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ); незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 1711 УК РФ); незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 1712 УК РФ); незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 1731 УК РФ); незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 1732 УК РФ).
В соответствии с Положением о федеральной таможенной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809), Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных, связанных с ними преступлений и правонарушений [5]. В ходе осуществления своих полномочий Федеральной таможенной службой могут быть выявлены нарушения, содержащие в себе признаки следующих составов преступлений: уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ); контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 2001 УК РФ).
Одной из существенных проблем привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, выявленных в ходе осуществления государственного финансового контроля, являются специальные случаи освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные статьями особенной части УК РФ. Так, в примечании к ст.ст. 198, 199 и 1991 УК РФ указывается, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное одной из указанных статей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Получается, что лицо, которое умышленно, то есть осознанно уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, организации или не исполняет обязанности налогового агента в крупном размере, освобождается от уголовной ответственности в случае уплаты всех задолженностей, то есть для него не наступает никаких правовых последствий такого уклонения, в том числе и судимости. Возникает вопрос, зачем налогоплательщикам своевременно и
144
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Право
в полном объеме исполнять обязанность по уплате налогов и (или) сборов, если они смогут это сделать после выявления факта правонарушения без негативных последствий. При этом всегда остается вероятность того, что налоговые органы и правоохранительные органы не смогут выявить факт правонарушения. Федеральным законом от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 761 УК РФ была дополнена частью третьей следующего содержания: лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 г. деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 193, ч.ч. 1 и 2 ст. 194, ст.ст. 198, 199, 1991, 1992 УК РФ, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации. В этом случае не применяются положения частей первой и второй настоящей статьи в части возмещения ущерба, перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения и полученного дохода [6]. Этой же статьей УК РФ предусматриваются следующие случаи освобождения от уголовной ответственности: лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст.ст. 198-1991 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме; лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 171, ч. 1 ст. 1711, ч. 1 ст. 172, ч. 2 ст. 176, ст. 177, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 184, ч. 1 ст. 185, ст. 1851, ч. 1 ст. 1852, ст. 1853, ч. 1 ст. 1854, ст. 193, ч. 1 ст. 194, ст.ст. 195-197 и 1992 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода,
полученного в результате совершения преступления. Подобные основания освобождения от уголовной ответственности способствуют пополнению доходной части бюджета нашего государства, однако, не способствуют борьбе с экономическими преступлениями, так как не работает предупредительная функция уголовного закона.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу (утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808), Федеральная служба по финансовому мониторингу (Рос-финмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Основным полномочием Рос-финмониторинга является осуществление контроля за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере [7]. В ходе осуществления указанного полномочия могут быть выявлены нарушения, содержащие в себе признаки следующих составов преступлений: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ).
В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 12 декабря 2005 г. № 327 «Об утверждении Положения «О федеральном казенном учреждении «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», учреждение осуществляет федеральный пробирный надзор, в том числе государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, государственный контроль при вывозе из Российской Федерации и ввозе в Российскую Федерацию драгоценных металлов и контроль в рамках своей компетенции за исполнением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на территории Российской Федерации [8]. В ходе осуществления своих полномочий Федеральным казенным учреждением «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» могут быть выявлены нарушения, содержащие в себе признаки следующих составов преступлений: нарушение
145
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Право
правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК РФ); незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ); нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ).
Таким образом, органы исполнительной власти РФ, осуществляя государственный финансовый контроль, активно способствуют борьбе с экономическими преступлениями.
Литература:
1. Финансы и кредит: учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 512 с.
2. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 2004. - № 25. - Ст. 2561.
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ.
- 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 2004. - № 40.
- Ст. 3961.
5. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
6. Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2015. - № 124.
7. Указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 2012. - № 25. - Ст. 3314.
8. Приказ Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 327 (с изм. и доп.) «Об утверждении Положения о федеральном казенном учреждении «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» / [Документ опубликован не был] // СПС «Гарант».
State Financial Control and Legal Responsibility Yu.I. Selivanovskaya
Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev
The paper deals with the crimes that may be revealed in the process of exercise of responsibilities of the Russian Federation executive bodies, carrying out the financial control. The author analyzes the changes introduced into the Criminal Code in 2015 and their impact on the struggle against the economic crimes.
Key words: state financial control, economic crimes, crimes in the sphere of business.
146