Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврова Д.А., Шнайдер О.В.

Проанализированы отечественные исследования представителей науки финансового права по определению основных подходов к пониманию финансово-правовой категории «государственный финансовый контроль». Обосновано необходимость в выработке единой концепции системы государственного финансового контроля РФ в соответствии с международными стандартами. Исследованы основные позиции относительно соотношения понятий «государственный финансовый контроль» и «государственный финансовый аудит». Результатом исследования является сформулированное определение «государственного финансового аудита» как основного вида государственного финансового контроля, направленного на проверку эффективности использования бюджетных средств или других активов государства бюджетными учреждениями, государственными предприятиями и субъектами хозяйствования, предупреждения финансовых правонарушений, проверку точности ведения бухгалтерского учета и правильности финансовой отчетности, функционирования системы внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FINANCIAL AUDIT AS A TYPE OF FINANCIAL CONTROL

Analyzed domestic research representatives of the science of financial law to determine the main approaches to understanding the financial and legal category of "state financial control". The necessity of developing a unified concept of the system of state financial control of the Russian Federation in accordance with international standards is substantiated. The main positions regarding the relationship between the concepts of "state financial control" and "state financial audit" are investigated. The result of the study is the formulated definition of "state financial audit" as the main type of state financial control aimed at checking the effectiveness of the use of budgetary funds or other state assets by budgetary institutions, state enterprises and business entities, preventing financial offenses, checking the accuracy of accounting and the correctness of financial reporting, functioning of the internal control system.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

LAVROVA Daria Alexandrovna and others

STATE FINANCIAL AUDIT AS A TYPE OF FINANCIAL ..

Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 4(41)

е-ISSN: 2712-9772

V 7TK" ЧЧО S' ^11 ^11 l/^i (TliON l©2022 Контент доступен по лццешнн СС BY-NC 4.0

•У/А14 jjy-j. J11.J11 |(сс) tjJCSj This is an open access article under the СС BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129772 2022 11 04 03 lfcae3MI^Mhttps://cteativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

© Автор(ы) 2022

ЛАВРОВА Дарья Александровна, студентка

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, Россия, Москва, kda212@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6344-9313

ШНАЙДЕР Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента бизнес - аналитики, Факультет налогов, аудита и бизнес-анализа

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, Россия, Москва, OVSHnajder@fa.ru

AuthorlD: 675345

SPIN: 7909-9560

ORCID: 0000-0001-5985-0243

ScopusID: 57205549015

Аннотация. Проанализированы отечественные исследования представителей науки финансового права по определению основных подходов к пониманию финансово-правовой категории «государственный финансовый контроль». Обосновано необходимость в выработке единой концепции системы государственного финансового контроля РФ в соответствии с международными стандартами. Исследованы основные позиции относительно соотношения понятий «государственный финансовый контроль» и «государственный финансовый аудит». Результатом исследования является сформулированное определение «государственного финансового аудита» как основного вида государственного финансового контроля, направленного на проверку эффективности использования бюджетных средств или других активов государства бюджетными учреждениями, государственными предприятиями и субъектами хозяйствования, предупреждения финансовых правонарушений, проверку точности ведения бухгалтерского учета и правильности финансовой отчетности, функционирования системы внутреннего контроля.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, государственный финансовый аудит, финансовая отчетность.

STATE FINANCIAL AUDIT AS A TYPE OF FINANCIAL CONTROL

© The Author(s) 2022

LAVROVA Daria Alexandrovna, student

Financial University under the Government of the Russian Federation 125993, Russia, Moscow, kda212@mail.ru SHNAIDER Olga Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Business Analytics Financial University under the Government of the Russian Federation 125993, Russia, Moscow, OVSHnajder@fa.ru

Abstract. Analyzed domestic research representatives of the science of financial law to determine the main approaches to understanding the financial and legal category of "state financial control". The necessity of developing a unified concept of the system of state financial control of the Russian Federation in accordance with international standards is substantiated. The main positions regarding the relationship between the concepts of "state financial control" and "state financial audit" are investigated. The result of the study is the formulated definition of "state financial audit" as the main type of state financial control aimed at checking the effectiveness of the use of budgetary funds or other state assets by budgetary institutions, state enterprises and business entities, preventing financial offenses, checking the accuracy of accounting and the correctness of financial reporting, functioning of the internal control system.

Keywords: state financial control, state financial audit, financial reporting.

Одним из основных принципов управления государственными финансами является государственный финансовый контроль. В науке финансового права исследованию аспектов, связанных с изучением категории «государственный финансовый контроль», уделено достаточное внимание. Однако до сих пор не произведено единого подхода к определению соотношения правовых категорий «государственный финансовый контроль» и «государственный финансовый аудит». Успешное решение проблем, связанных с реализацией функции управления государственными финансами, возможно только при правильном понимании содержания правовых категорий «государственный финансовый контроль» и «государственный финансовый аудит». Учитывая это исследование соотношения, указанные финансово-правовые категории актуальны для науки финансового права РФ.

Анализ последних исследований и публикаций. Отдельные аспекты сущности категорий «государственный финансовый контроль» и «государственный финансовый аудит» в рамках научных исследований из разных отраслей правовой и экономической наук рассматривали: Н. П. Владимирова, В. М. Дереконь, О. П. Мельник, В. В. Миргород-Карпова, Ю. И. Пивовар, И. И. Попадинец, В. П. Прасюк, О. Г. Рябчук, Л. А. Савченко,

Т. А. Голоядова, А. С. Ярошенко и др.

Формулировка цели статьи. Учитывая такие соображения, цель статьи состоит в том, чтобы через призму определения финансово-правового понятия «государственный финансовый аудит» разделить его соотношение с финансово-правовым понятием «государственный финансовый контроль».

Изложение основного материала. В настоящее время нет единого взгляда ученых относительно видов и форм государственного финансового контроля. Л. А. Савченко утверждает, что существует необходимость решить вопросы классификации финансового контроля на виды, формы, методы, поскольку ее отсутствие предопределяет неоднозначную трактовку различных понятий в нормативно-правовых актах, что отражается на деятельности органов контроля [1, с. 23]. Понятие «государственный финансовый контроль» по-разному трактуется в науке финансового права. Так, Л. В. Овсянников определяет государственный финансовый контроль как процесс реализации права государства законными методами защищать финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мероприятий [2, с. 6]. Государственный финансовый контроль как система непрерывных контрольных действий по функ-

Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 4(41)

е-ISSN: 2712-9772

ЛАВРОВА Дарья Александровна и другие ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ ...

ционированию объектов управления определяется Н. П. Владимировой [3, с. 43]. Государственный финансовый контроль как институт публичного управления определяет Ю. И. Пивовар [4, с. 17]. Профессор Л. А. Савченко указывает, что государственный финансовый контроль - это функция государства, которая имеет возможность реализоваться через очерченные направления ее деятельности в налоговой, бюджетной, банковской сферах финансовых правоотношений [5, с. 17]. В. В. Миргород-Карпова государственный финансовый контроль предлагает трактовать как функцию государственного управления, которая отражается в форме контроля за движением государственных средств, имущества и управлением ими и реализуется в деятельности четко определенной системы органов государственной власти. Учитывая отсутствие единого общепринятого определения финансово-правовой категории «государственный финансовый контроль» и общей трактовки сущности этой категории, ученые выражают позицию относительно необходимости принятия закона, который даст возможность решить отдельные проблемы функционирования и реализации системы финансового контроля в РФ [6, с. 98]. Согласно международным стандартам в финансовом праве, термин «государственный финансовый контроль» не применяется, а используется понятие «государственный финансовый аудит». Также наиболее обширными подходами к установлению соотношения государственного финансового аудита и государственного финансового контроля, которые существуют в финансово-правовой литературе и законодательстве, являются следующие: 1) государственный финансовый аудит - это вид государственного финансового контроля; 2) государственный финансовый аудит - это функция государственного финансового контроля; 3) государственный финансовый аудит - это форма государственного финансового контроля; 4) государственный финансовый аудит - это метод государственного финансового контроля; 5) государственный денежный аудит - это тип денежного контроля [7].

Так, в соответствии с действующим законодательством, государственный финансовый контроль обеспечивается органом государственного финансового контроля через проведение государственного финансового аудита, инспектирования, проверки закупок и мониторинга закупки. Кроме того, государственный финансовый аудит определяется как разновидность государственного финансового контроля и состоит в проверке и анализе органом государственного финансового контроля фактического положения дел о законном и эффективном использовании активов государства, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности, функционировании системы внутреннего контроля [8]. В то же время государственный финансовый аудит также охарактеризован как разновидность государственного финансового контроля, заключающегося в осуществлении проверки и анализа фактического положения дел о законном и эффективном использовании государственных или коммунальных средств и имущества [9]. То есть законодатель определяет государственный финансовый аудит как разновидность государственного денежного контроля.

В. М. Прасюк предлагает для решения вышеупомянутых проблем нормативно-правового регулирования государственного финансового контроля на законодательном уровне определить государственный финансовый контроль как регламентированную специальными нормами права публичную деятельность, осуществляемую специализированными публичными органами финансового контроля, направленную на обеспечение законности, рациональности, эффективности управления публичными финансовыми активами с целью выявления, устранение финансовых правонарушений. Также ученый определяет такие формы государственного финансового контроля: общие (финансовый аудит, ау-

дит эффективности) и специальные (аудит деятельности субъектов хозяйствования; аудит государственных (региональных) целевых программ; аудит выполнения бюджетных программ; аудит местных бюджетов; аудит использования информационных технологий; аудит инвестиционных проектов, аудит Пенсионного фонда, фондов общеобязательного государственного социального страхования) [10, с. 63]. В. М. Дереконь также трактует финансовый аудит как основную форму финансового контроля и выделяет такие его отдельные составляющие, как государственный аудит (проводится государственными органами) [11, с. 123]. Я. С. Ярошенко, на основании анализа действующего законодательства по вопросам государственного финансового контроля, основными его формами определяет: 1) аудит эффективности; 2) финансовый аудит [12, с. 408]. В. Ф. Пихоцкий отмечает, что государственный финансовый аудит - это форма государственного финансового контроля, направленная на помощь бюджетным учреждениям, государственным предприятиям, а также субъектам хозяйствования, получающим государственные активы, для предупреждения финансовых правонарушений, эффективного использования государственных и коммунальных активов, законности ведения бухгалтерского учета и составление правдивой финансовой отчетности [13, с. 206]. Мы соглашаемся с позицией Л. А. Савченко, которая определяет государственный финансовый аудит как основную форму государственного финансового контроля, предусматривающего анализ финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта по определению достоверности ведения им учета и финансовой отчетности, законности осуществления финансовых операций и соответствия их установленным нормам, а также исследования экономичности, эффективности и результативности административной деятельности соответствующих органов, организаций относительно публичных активов, с целью внесения рекомендаций по устранению выявленных недостатков [14, с. 55].

В. Г. Бутаенко соглашается с мнением, что государственный финансовый аудит должен охватывать также проверку и анализ эффективности деятельности определенного экономического субъекта, а не только ограничиваться проверкой законности использования государственных средств, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности [15, с. 101]. Т. О. Голоядова определяет государственный финансовый аудит как разновидность государственного финансового контроля. [16, с. 56]. А. Г. Рябчук вообще определяет государственный финансовый аудит как одну из функций управления, которая направлена на выявление отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления бюджетными финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений - на своевременное употребление соответствующих превентивных мер.

От эффективности государственного финансового аудита зависит экономическое благополучие каждого региона и страны. Ученая обращает внимание на то, что в самих названиях и определениях отдельных видов государственного аудита существуют противоречия, требующих урегулирования, ведь международные стандарты различают финансовый аудит (проверка по субъектам хозяйствования) и аудит администрациион-ной деятельности (аудит эффективности выполнения государственных и местных бюджетов) [17, с. 94]. Так, А. М. Савченко государственный финансовый аудит определяет как один из видов государственного финансового контроля, предотвращающего финансовые правонарушения субъектами государственного сектора экономики, разрешающего эффективно использовать бюджетные средства и правильно вести их учет [18, с. 770]. В то же время, Ю. С. Холосенко поддерживает позицию, что финансовый аудит может быть как неотъемлемой. частью финансового контроля, так и самостоятельной дея-

ГРНТИ: 060000. Экономика. Экономические науки

13

LAVROVA Daria Alexandrovna and others

STATE FINANCIAL AUDIT AS A TYPE OF FINANCIAL ..

Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 4(41)

е-ISSN: 2712-9772

тельностью, то есть аудит может существовать как часть целого (финансового контроля) и как отдельный вид экспертизы финансового состояния предприятия [19, с. 255]. Да, Е. М. Романов подчеркивает, что государственный финансовый контроль - это одна из важнейших функций государственного управления, что должно проявлять несоответствие установленным нормам, оценивать влияние таких несоответствий на хозяйственную деятельность, определять причины их возникновения и предоставлять рекомендации органам власти. Кроме этого, ученый определяет государственный финансовый аудит как одну из форм финансового контроля, который сравнительно недавно начали использовать в государственном управлении. Ученый отмечает, что в других странах финансовый аудит трансформировался в одну из основных форм проведения финансового контроля [20, с. 33]. Так, А. П. Мельник считает, что финансовый аудит рассматривает его как часть внутреннего государственного финансового контроля. Ученый отмечает, что государственный внутренний финансовый контроль рассматривается как совокупность трех составляющих: внутренний контроль, внутренний аудит и их гармонизация. Целью государственного внутреннего финансового аудита является предоставление независимых рекомендаций, направленных на совершение деятельности органов публичного сектора [21, с. 25]. Я. И. Лин метко подчеркивает, что отсутствует единый подход к соотношению указанных правовых понятий.

Соглашаемся с его мнением, что наиболее расхожа позиция ученых, что государственный финансовый аудит является методом государственного финансового контроля. Ведь большинство ученых считают, что методами государственного финансового контроля являются наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия [22, с. 286]. Государственный внешний финансовый контроль (аудит) обеспечивает Счетная палата путем осуществления финансового аудита, аудита эффективности, экспертизы, анализа и других контрольных мер [23]. То есть указанным Законом вообще аудит отождествляется с государственным внешним финансовым контролем. Метко подчеркивает И. И. Попадинец, что под формами государственного финансового контроля следует понимать внешнее выражение конкретных действий по количественной, стоимостной и качественной стороне. Ученый отмечает, что к формам государственного контроля относится ревизия, проверка, следствие, хозяйственный спор, обследование, аудит. В то же время ученый отмечает, что в научной среде не сформировано единого подхода к определению форм государственного финансового контроля, часто граничащих с видами государственного финансового контроля [24, с. 225].

ВЫВОДЫ

Следовательно, учитывая вышеизложенное, необходимой для РФ является гармонизация национального законодательства с международными нормами и стандартами, соответственно с которыми в финансовом праве понятие «государственный финансовый контроль» не используется, а применяется понятие «государственный финансовый аудит». Таким образом, можно заключить, что государственный финансовый аудит является основной формой государственного финансового контроля, направленной на проверку эффективности использования бюджетных средств или других активов государства бюджетными учреждениями, государственными предприятиями и субъектами хозяйствования, предупреждение финансовых правонарушений, проверку точности ведения бухгалтерского учета и правильности денежной отчетности. Также объективно необходимо разработать единый подход к пониманию системы государственного финансового контроля и определению места государственного финансового аудита в указанной системе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Савченко Л. А. Правовые проблемы финансового контроля в Украине: автореф. дис. док. юрид. наук: спец. 12.00.07 — администра-

тивное право и процесс; финансовое право; информационное право Харьков, 2022. 29 с.

2. Овсянников Л.В. Закон о государственном финансовом контроле: все-таки нужен президентский контроль. Президентский контроль. 2018. No 9. С. 5-9. 3. Владимирова Н. П. Сущность государственного финансового контроля. Современные проблемы финансового мониторинга: сб. материалов IV Всеукр. науч.-практ. конф.: 10 апреля 2015 г. Харьков: ХНЭУ им. С. Кузнеца, 2017. С. 40-44.

3. Пивовар Ю. И. Организационно-правовые основы взаимодействия милиции и органов финансового контроля: автореф. дис. канд. юрид. наук: спец. 12.00.07 — административное право и процесс; финансовое право; информационное право Киев. нац. ун-т внутр. дел, 2018. 19 с.

4. Савченко Л. А. Правовые проблемы финансового контроля. Ирпень: Академия ГНС Украины, 2018. 408 с.

5. Миргород-Карпова В. В. Теоретические основы и проблематика определения сущности государственного финансового контроля. Правовые горизонты. 2017. Вып. 5(18). С. 95-104.

6. Петрушевский Ю. Л. Организация и осуществление государственного финансового контроля в сфере ЖКХ. Эффективная экономика. 2019. No 2.

7. Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля. 26.01.2021 г. No 2939-X11. URL: https://zakon.rada. gov.ua/laws/show/2939-12#Text.

8. Хозяйственный кодекс РФ.

9. Прасюк В. П. Проблемы нормативно-правового регулирования государственного финансового контроля и направления его совершенствования. Южноукраинский юридический журнал. 2019. No 4. С. 6064.

10. Дереконь В. М. Направления совершенствования функционирования аудита в системе финансового контроля. Предпринимательство, хозяйство и право. 2021. No 4. С. 123-124.

11. Ярошенко А. С. Реформирование системы государственного финансового контроля с учетом положительного зарубежного опыта. Сравнительно-аналитическое право. 2020. No 1. С. 408-411

12. Пихоцкий В. М. Становление государственного аудита для эффективного функционирования системы государственного контроля. Экономическая политика и деньги. 2017. No 50. С. 198-207.

13. Правовые основы финансового контроля: учеб. способ. / Л. А. Савченко. Киев: Юринком Интер, 2018. 504 с.

14. Бугаенко В.Г. Проблемы государственного финансового аудита бюджетных учреждений. Вестник КНТЭУ. 2019.No Четвёртое С. 100-106.

15. Голоядова Т. А. Правовое регулирование государственного финансового аудита. Южноукраинский юридический журнал. 2021. No 1. С. 55-58.

16. Рябчук О. Г. Необходимость развития и усовершенствования государственного финансового аудита. Малый и средний бизнес (право, государство, экономика). 2018. No3-4. С. 94-98.

17. Савченко А. М. Современное состояние и перспективы развития государственного финансового аудита деятельности субъектов государственного сектора экономики. Инфраструктура рынка. 2019. Вып. Тридцать семь. С. 769-774.

18. Холосенко Ю. С. Направления усовершенствования государственного финансового аудита. Сборник статей соискателей высшего образования второго (магистерского) уровня Учебно-научного института учета, анализа и аудита УниверситетаГФС Украины: в 3-х ч. Ч. 2. Ирпень, 2019. 304 с.

19. Развитие государственного финансового контроля: монография /Е. М. Романов, С. М. Гончарук, С. В. Приймак, Л. Я. Даниляк; под общ. ред. проф. Романива Е. М. Львов: Пространство М, 2017. 174 с.

20. Мельник О.П. Аудит в системе государственного внутреннего финансового контроля. Международный юридический вестник: сб. науч. Национального университета государственной налоговой службы. 2019. Вып. Первый С. 24-29.

21. Лин Я. И. Аудит в системе инструментов оценки эффективности государственного финансового контроля. Вестник Университета банковского дела НБУ. 2018. No 2. С. 284-289.

22. О Счетной палате.

23. Попадинец И.И. Определение организационно-правовых форм финансового контроля: проблемные вопросы теории и практики. Право и общество. 2018. No 1. С. 222-227.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 29.11.2022 Revised date: 18.12.2022 Accepted date: 27.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.