УДК 35.078.3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Колмыкова М.А., канд. социол. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: [email protected]
Соловьева К.О., студент группы 14ГиМУ(бп)МУ, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: [email protected]
Актуальность исследования продиктована возможностью увеличения эффективности системы государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды. Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, однако развитие научно-технической сферы общества и стремительный промышленный прогресс пагубно влияют на природно-климатические условия и экологическую ситуацию во всем мире. В качестве одного из вариантов решений выявленных проблем предлагается создание экологического фонда.
Ключевые слова: государственный экологический контроль, экологическое законодательство, органы государственной власти, охрана окружающей среды, экологический фонд, источники загрязнения.
На современном этапе развития человечества во всем мире ведется работа по контролю и надзору за промышленными предприятиями, которые наносят вред окружающей среде, и Российская Федерация не является исключением.
Отметим, что экологический контроль (надзор) - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт окружающей среды.
Для углубленного изучения проблемы был проведен анализ перечня документов экологического законодательства, которое подразделяется на общую и особенную часть, что представлно на рисунке 1.
Рисунок 1 - Экологическое законодательство РФ
Организация и осуществление государственного экологического контроля регламентируется также Конституцией РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Водным, Лесным и Земельным кодексами РФ, федеральными законами и специальными подзаконными актами [1].
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», а именно ст. 75, за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность [2]. Также законодательством Российской Федерации утвержден перечень экологических правонарушений и преступлений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом. Так, например, к экологическим правонарушениям относится порча земель, а к экологическому преступлению - незаконная добыча и охота.
Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Система органов государственной власти федерального уровня, осуществляющих управление в сфере окружающей среды, включает в себя следующие учреждения: министерство природных ресурсов и экологии РФ, федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, федеральная служба по надзору в сфере природопользования, федеральное агентство лесного хозяйства, федеральное агентство водных ресурсов, федеральное агентство по недропользованию.
В Оренбургской области осуществляет свою деятельность Министерство экологии, природных ресурсов и имущественных отношений, входящий в структуру министерства отдел государственного контроля непосредственно осуществляет государственный экологический контроль и надзор.
Основные направления проведения государственного экологического надзора отделом включают в себя: использование и охрана водных объектов; обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов; охрана атмосферного воздуха; геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр; организация и функционирование особо охраняемых природных территорий [2].
Однако контрольная деятельность осуществляется только на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю [4]. На территории Оренбургской области действуют 881 хозяйствующих субъекта, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, а также 2934 объекта, подлежащие региональному государственному экологическому надзору.
В 2017 году государственными инспекторами в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области проведено 911 плановых и внеплановых проверочных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Оренбургской области и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включая 236 рейдовых осмотров территории области.
В результате проведения надзорных мероприятий в 2017 году выявлены и пресечены свыше 1570 нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в результате всем нарушителям законодательства были выданы предписания с конкретными сроками исполнения [5].
Обобщая вышесказанное, можно выделить самые распространенные нарушения законодательства:
- осуществление деятельности в отсутствие установленных нормативов допустимых выбросов и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии стационарных источников выбросов;
- невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду либо несвоевременное ее внесение;
- отсутствие паспортов на опасные отходы 1-ГУ класса;
- самовольное занятие водного объекта либо нарушение правил охраны водных объектов и правил водопользования;
- безлицензионное пользование недрами, либо недропользование с нарушениями условий лицензионного соглашения [3].
Несмотря на активную работу государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на территории всей страны, в Российской Федерации и в Оренбургской области в том числе, на сегодняшний день существует большой перечень экологических проблем.
Напомним, что Оренбургская область относится к регионам со сложной экологической обстановкой. Это обусловлено развитой минерально-сырьевой базой, мощным промышленным комплексом и использованием устаревших технологий.
Главными источниками загрязнения атмосферы г. Оренбурга являются предприятия газодобывающей и газоперерабатывающей промышленности, теплоэнергетики, машиностроения, а также передвижные источники загрязнения.
Таким образом, среди проблем реализации государственного экологического контроля можно условно выделить такие, как:
1) сложность, непроработанность экологического законодательства и недостаточное взаимодействие и координация между уполномоченными органами власти разных уровней;
2) неэффективность системы государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды;
3) недостаточное внимание властей к экологическим проблемам;
4) отсутствие механизмов экономического стимулирования природоохранной деятельности.
В качестве решения указанных проблем предлагается идея создания экологического
фонда.
Актуальность данного проекта продиктована возможностью увеличения эффективности системы государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды, которая в силу непроработанности экологического законодательства, нецелового использования денежных средств, а также недостаточного внимания властей к проблемам экологического характера, нуждается в поддержке общественности к экологическим проблемам, стимулировании природоохранной деятельности посредством создания государственных экологических фондов.
Стоит отметить, что Экологический фонд Оренбургской области - это государственный фонд, средства в который поступают от предприятий, учреждений, организаций, граждан в виде:
платы за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;
сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;
средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц.
Однако экологический фонд являются не просто финансовым механизмом. Он также служат в качестве:
полезного регулярно проводимого форума, в котором принимают участие различные заинтересованные стороны, такие как центральные и местные органы власти, НПО, частные структуры и международные доноры, для обсуждения и разрешения важных вопросов, связанных с охраной окружающей среды;
ключевых факторов в развитии национальной стратегии и политики в области охраны окружающей среды;
источника технических экспертов, которые могут работать с государственными и частными структурами для разработки гибких и эффективных подходов к управлению;
фактора, способствующего наращиванию потенциала НПО, принимающих участие в сохранении биоразнообразия;
привлечение финансовых средств в области защиты природы и окружающей
среды.
Экологический фонд будет состоять из основных четырех компонентов:
1) основной фонд, которые инвестируется с целью получения дохода;
2) юридические структуры, которые обуславливают цели и процедуры деятельности Фонда, в том числе процедуры по инвестированию основных фондов. В большинстве случаев экологические фонды создаются в форме юридического лица, в том числе в качестве трастовых фондов, фондов и ассоциаций;
3) надзорная структура, которая принимает решение о том, как использовать средства. Члены правления должны представлять различные группы, такие как местные сообщества, НПО, государственные органы, частный сектор, научные круги и организации-доноры Оренбургской области;
4) управленческая структура, которая отвечает за управлением фондом и реализацию программ по предоставлению грантов. Экологический фонд будет работать тесно с национальными природоохранными организациями и правительством области, которые обычно независимы от экологического фонда.
Контроль деятельности по созданию Экологического фонда будет осуществлять Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. Содействие в реализации проекта ожидается от администрации города Оренбурга, общественных организации и объединений.
Эффективность проекта будет оцениваться по следующим критериям:
увеличение уровня финансового обеспечения природоохранных мероприятий; увеличение количества крупных предприятий, участвующих в защите природы Оренбургской области на 10%;
привлечение финансовых средств в области защиты природы и окружающей
среды;
- увеличение количества природоохранных акций в области и городе;
объединение предприятий города и области в природоохранной деятельности и
т.д.
Таким образом, решение выделенных проблем посредством создания Экологического фонда поспособствует повышению эффективности системы государственного экологического контроля и как следствие - улучшению экологической ситуации, как в Оренбургской области, так и на территории Российской Федерации в целом.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст с историко-правовым комментарием. - М.: Норма, 2006. - С. 42.
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http: www.consultant.ru - (дата обращения: 25.03.2018).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ ФЗ от 30.12.2001 [Электронный ресурс] / Консультант Плюс: справочная правовая система. -Режим доступа: http://www.consultant.ru - (дата обращения: 25.03.2017).
4. О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 2001 № 285 [Электронный ресурс] / Консультант Плюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86393/ - (дата обращения: 25.03.2018).
52
5. Информация о выполнении надзорных мероприятий за 2017 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. - Режим доступа: http://mpr.orb.ru/ecology/132/ - (дата обращения: 25.06.2017).