Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД / ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ / STATE ENVIRONMENTAL CONTROL / ENVIRONMENTAL LEGISLATION / PUBLIC AUTHORITIES / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ENVIRONMENTAL FUND / SOURCES OF POLLUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колмыкова М.А., Соловьева К.О.

Актуальность исследования продиктована возможностью увеличения эффективности системы государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды. Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, однако развитие научно-технической сферы общества и стремительный промышленный прогресс пагубно влияют на природно-климатические условия и экологическую ситуацию во всем мире. В качестве одного из вариантов решений выявленных проблем предлагается создание экологического фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ECOLOGICAL CONTROL:PROBLEMS AND SOLUTIONS

The relevance of the study is dictated by the possibility of increasing the effectiveness of the state environmental control system in the field of environmental protection. According to the Constitution of the Russian Federation, every citizen has the right to a favorable environment, but the development of the scientific and technical sphere of society and rapid industrial progress adversely affect the climatic conditions and the ecological situation throughout the world. As one of the solutions to the problems identified, it is proposed to create an environmental fund.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 35.078.3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Колмыкова М.А., канд. социол. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: mari_kol@mail.ru

Соловьева К.О., студент группы 14ГиМУ(бп)МУ, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: kristu96@mail.ru

Актуальность исследования продиктована возможностью увеличения эффективности системы государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды. Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, однако развитие научно-технической сферы общества и стремительный промышленный прогресс пагубно влияют на природно-климатические условия и экологическую ситуацию во всем мире. В качестве одного из вариантов решений выявленных проблем предлагается создание экологического фонда.

Ключевые слова: государственный экологический контроль, экологическое законодательство, органы государственной власти, охрана окружающей среды, экологический фонд, источники загрязнения.

На современном этапе развития человечества во всем мире ведется работа по контролю и надзору за промышленными предприятиями, которые наносят вред окружающей среде, и Российская Федерация не является исключением.

Отметим, что экологический контроль (надзор) - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт окружающей среды.

Для углубленного изучения проблемы был проведен анализ перечня документов экологического законодательства, которое подразделяется на общую и особенную часть, что представлно на рисунке 1.

Рисунок 1 - Экологическое законодательство РФ

Организация и осуществление государственного экологического контроля регламентируется также Конституцией РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Водным, Лесным и Земельным кодексами РФ, федеральными законами и специальными подзаконными актами [1].

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», а именно ст. 75, за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность [2]. Также законодательством Российской Федерации утвержден перечень экологических правонарушений и преступлений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом. Так, например, к экологическим правонарушениям относится порча земель, а к экологическому преступлению - незаконная добыча и охота.

Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Система органов государственной власти федерального уровня, осуществляющих управление в сфере окружающей среды, включает в себя следующие учреждения: министерство природных ресурсов и экологии РФ, федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, федеральная служба по надзору в сфере природопользования, федеральное агентство лесного хозяйства, федеральное агентство водных ресурсов, федеральное агентство по недропользованию.

В Оренбургской области осуществляет свою деятельность Министерство экологии, природных ресурсов и имущественных отношений, входящий в структуру министерства отдел государственного контроля непосредственно осуществляет государственный экологический контроль и надзор.

Основные направления проведения государственного экологического надзора отделом включают в себя: использование и охрана водных объектов; обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов; охрана атмосферного воздуха; геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр; организация и функционирование особо охраняемых природных территорий [2].

Однако контрольная деятельность осуществляется только на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю [4]. На территории Оренбургской области действуют 881 хозяйствующих субъекта, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, а также 2934 объекта, подлежащие региональному государственному экологическому надзору.

В 2017 году государственными инспекторами в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области проведено 911 плановых и внеплановых проверочных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Оренбургской области и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включая 236 рейдовых осмотров территории области.

В результате проведения надзорных мероприятий в 2017 году выявлены и пресечены свыше 1570 нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в результате всем нарушителям законодательства были выданы предписания с конкретными сроками исполнения [5].

Обобщая вышесказанное, можно выделить самые распространенные нарушения законодательства:

- осуществление деятельности в отсутствие установленных нормативов допустимых выбросов и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии стационарных источников выбросов;

- невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду либо несвоевременное ее внесение;

- отсутствие паспортов на опасные отходы 1-ГУ класса;

- самовольное занятие водного объекта либо нарушение правил охраны водных объектов и правил водопользования;

- безлицензионное пользование недрами, либо недропользование с нарушениями условий лицензионного соглашения [3].

Несмотря на активную работу государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на территории всей страны, в Российской Федерации и в Оренбургской области в том числе, на сегодняшний день существует большой перечень экологических проблем.

Напомним, что Оренбургская область относится к регионам со сложной экологической обстановкой. Это обусловлено развитой минерально-сырьевой базой, мощным промышленным комплексом и использованием устаревших технологий.

Главными источниками загрязнения атмосферы г. Оренбурга являются предприятия газодобывающей и газоперерабатывающей промышленности, теплоэнергетики, машиностроения, а также передвижные источники загрязнения.

Таким образом, среди проблем реализации государственного экологического контроля можно условно выделить такие, как:

1) сложность, непроработанность экологического законодательства и недостаточное взаимодействие и координация между уполномоченными органами власти разных уровней;

2) неэффективность системы государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды;

3) недостаточное внимание властей к экологическим проблемам;

4) отсутствие механизмов экономического стимулирования природоохранной деятельности.

В качестве решения указанных проблем предлагается идея создания экологического

фонда.

Актуальность данного проекта продиктована возможностью увеличения эффективности системы государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды, которая в силу непроработанности экологического законодательства, нецелового использования денежных средств, а также недостаточного внимания властей к проблемам экологического характера, нуждается в поддержке общественности к экологическим проблемам, стимулировании природоохранной деятельности посредством создания государственных экологических фондов.

Стоит отметить, что Экологический фонд Оренбургской области - это государственный фонд, средства в который поступают от предприятий, учреждений, организаций, граждан в виде:

платы за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц.

Однако экологический фонд являются не просто финансовым механизмом. Он также служат в качестве:

полезного регулярно проводимого форума, в котором принимают участие различные заинтересованные стороны, такие как центральные и местные органы власти, НПО, частные структуры и международные доноры, для обсуждения и разрешения важных вопросов, связанных с охраной окружающей среды;

ключевых факторов в развитии национальной стратегии и политики в области охраны окружающей среды;

источника технических экспертов, которые могут работать с государственными и частными структурами для разработки гибких и эффективных подходов к управлению;

фактора, способствующего наращиванию потенциала НПО, принимающих участие в сохранении биоразнообразия;

привлечение финансовых средств в области защиты природы и окружающей

среды.

Экологический фонд будет состоять из основных четырех компонентов:

1) основной фонд, которые инвестируется с целью получения дохода;

2) юридические структуры, которые обуславливают цели и процедуры деятельности Фонда, в том числе процедуры по инвестированию основных фондов. В большинстве случаев экологические фонды создаются в форме юридического лица, в том числе в качестве трастовых фондов, фондов и ассоциаций;

3) надзорная структура, которая принимает решение о том, как использовать средства. Члены правления должны представлять различные группы, такие как местные сообщества, НПО, государственные органы, частный сектор, научные круги и организации-доноры Оренбургской области;

4) управленческая структура, которая отвечает за управлением фондом и реализацию программ по предоставлению грантов. Экологический фонд будет работать тесно с национальными природоохранными организациями и правительством области, которые обычно независимы от экологического фонда.

Контроль деятельности по созданию Экологического фонда будет осуществлять Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. Содействие в реализации проекта ожидается от администрации города Оренбурга, общественных организации и объединений.

Эффективность проекта будет оцениваться по следующим критериям:

увеличение уровня финансового обеспечения природоохранных мероприятий; увеличение количества крупных предприятий, участвующих в защите природы Оренбургской области на 10%;

привлечение финансовых средств в области защиты природы и окружающей

среды;

- увеличение количества природоохранных акций в области и городе;

объединение предприятий города и области в природоохранной деятельности и

т.д.

Таким образом, решение выделенных проблем посредством создания Экологического фонда поспособствует повышению эффективности системы государственного экологического контроля и как следствие - улучшению экологической ситуации, как в Оренбургской области, так и на территории Российской Федерации в целом.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст с историко-правовым комментарием. - М.: Норма, 2006. - С. 42.

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http: www.consultant.ru - (дата обращения: 25.03.2018).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ ФЗ от 30.12.2001 [Электронный ресурс] / Консультант Плюс: справочная правовая система. -Режим доступа: http://www.consultant.ru - (дата обращения: 25.03.2017).

4. О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 2001 № 285 [Электронный ресурс] / Консультант Плюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86393/ - (дата обращения: 25.03.2018).

52

5. Информация о выполнении надзорных мероприятий за 2017 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. - Режим доступа: http://mpr.orb.ru/ecology/132/ - (дата обращения: 25.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.