Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ США: ДИНАМИКА, СТРУКТУРА, РИСКИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ США: ДИНАМИКА, СТРУКТУРА, РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1591
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / США / ДОЛЛАР США / ФРС / БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ / КАЗНАЧЕЙСТВО США / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / ВВП / ДИНАМИКА / ДОХОДЫ / ОБЛИГАЦИИ / СТРУКТУРА / КРИЗИС / ТЕХНИЧЕСКИЙ ДЕФОЛТ / БЮДЖЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНГРЕССА США / ДЕРЖАТЕЛИ / РИСКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ / ВАЛЮТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пятышев Кирилл Олегович

Статья исследует государственный долг США по состоянию на конец 2020 г. как в ретроспективе, так и его текущее состояние. Подробно рассматривается причины и динамика его роста с 1945 по 2020 гг., факторы, которые сейчас и в ближайшем будущем будут её определять, а также структура и свойства государственного долга второй крупнейшей экономики мира. Отдельным аспектом рассматривается его влияние на экономическую систему Соединённых Штатов и те системные риски, которым он её подвергает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL DEBT OF THE UNITED STATES: DYNAMICS, STRUCTURE, RISKS

The article explores the national debt of the US through both its retrospective and current state as of the end of 2020. It also investigates the dynamics and the reasons for its growth from 1945 till 2020 in detail, main drivers which influence it now and will influence in sight as well as its structure and other crucial characteristics. Another aspect of the US national debt which is to be considered is its influence on the US economic system and comprehensive risks to which this enormous bubble poses it to.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ США: ДИНАМИКА, СТРУКТУРА, РИСКИ»

Государственный долг США: динамика, структура, риски The national debt of the United States: dynamics, structure, risks

Пятышев Кирилл Олегович

Студент 3 курса,

Международный институт энергетической политики и дипломатии (МИЭП-МГИМО), Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России,

РФ, г. Москва e-mail: [email protected]

Pyatyshev Kirill Olegovich

3nd year student,

International Institute for Energy Policy and Diplomacy (MIEP-MGIMO),

MGIMO University, Russia, Moscow e-mail: [email protected]

Аннотация.

Статья исследует государственный долг США по состоянию на конец 2020 г. как в ретроспективе, так и его текущее состояние. Подробно рассматривается причины и динамика его роста с 1945 по 2020 гг., факторы, которые сейчас и в ближайшем будущем будут её определять, а также структура и свойства государственного долга второй крупнейшей экономики мира. Отдельным аспектом рассматривается его влияние на экономическую систему Соединённых Штатов и те системные риски, которым он её подвергает.

Annotation.

The article explores the national debt of the US through both its retrospective and current state as of the end of 2020. It also investigates the dynamics and the reasons for its growth from 1945 till 2020 in detail, main drivers which influence it now and will influence in sight as well as its structure and other crucial characteristics. Another aspect of the US national debt which is to be considered is its influence on the US economic system and comprehensive risks to which this enormous bubble poses it to.

Ключевые слова: государственный долг, США, доллар США, ФРС, бюджет, расходы, Казначейство США, монетарная политика, обслуживание долговых обязательств, ВВП, динамика, доходы, облигации, структура, кризис, технический дефолт, Бюджетное управление Конгресса США, держатели, риски, национальный долг, валюта.

Key words: national debt, the USA, US dollar, FRS, budget, expenses, the US Department of the Treasury, monetary policy, debt servicing, GDP, dynamics, revenue, bonds, structure, crisis, technical default, the Congressional Budget Office, holders, risks, social debt, currency.

Вступление

«Николай II говорил: «У России два союзника: госдолг США и Йеллоустонский вулкан»» - на этот и подобные «мемы» можно часто наткнуться в отечественном сегменте интернета. Оставляя тему Йеллоустонской кальдеры геологам, можно утверждать, что проблема американского государственного долга вот уже не один год занимает умы не только экономистов, но и обывателей, как отечественных, так и зарубежных. Очередную волну интереса к этому явлению спровоцировали н сообщения о резком росте этого выдающегося показателя до 27 трлн долларов из-за выделения ФРС порядка 4,5 трлн $ на поддержку экономики США в течение «коронакризисного» 2020 г., что является беспрецедентным показателем, как в американской, так и в мировой практике. Но как может существовать этот гигантский долговой пузырь? Из чего он состоит, как достиг таких размеров и какова его вероятность лопнуть? Какие существуют риски для самих США и держателей их долга? Ответы на эти вопросы автор данной работы постарается дать ниже.

Динамика

По итогам 2019 г. госдолг США составил 112,9% ВВП - по этому показателю США не входят в первую десятку, уступая таким странам, как Люксембург, Ирландия и Япония. Зато по его абсолютным значениям

Соединённые Штаты вырвались далеко вперёд. Как так получилось? За последние 70 лет долговые обязательства единственной сверхдержавы (eng. - «National debt») начали свой путь от отметки в 257 млрд $ и достигли (на 05.02.2021), как уже отмечалось выше, 27,8 трлн. Так, с 1950 г. он вырос более чем на 9510%.

Динамика американского госдолга с 1950 по 2020 г. (млрд долл)

30000

20000 #

10000 в

I . 1 • t

1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2020 2030

Рисунгок 1 «Динамика американского государственного долга с 1950 по 2020 г. (млрд долл)» Данные: Казначейский департамент Мин. Финансов США: динамика госдолга 1950-1999; 2000-2019

Причин этому можно выделить несколько. Во-первых, после Второй Мировой войны США стали одной из двух сверхдержав, а с 1991 г. - единственной, что повлекло фантастические траты на внешнюю политику и поддержание лидирующих позиций своих вооружённых сил в мире (в 2019 г. военные расходы американского бюджета составили рекордные 456 млрд). По самым скромным оценкам только прямые расходы на Холодную войну обошлись США в 11 трлн $. Не сильно изменилась ситуация и после её окончания - так, во время вторжения в Ирак в 2003 г. госдолг прибавлял в среднем по 2 млрд $ в день. Во-вторых, триллионные затраты на социальные и экономические реформы, начавшиеся с конца 80-ых, самой известной и дорогостоящей из которых стала реформа здравоохранения Б. Обамы («medicare program»), обошедшаяся американскому бюджету приблизительно в 1,6 трлн. Эта и подобные реформы в сфере развития науки, здравоохранения и образования также привели к необходимости привлекать заёмные средства в колоссальных масштабах. Отдельно исследователи отмечают рост госдолга, как следствие «рейганомики», которая стала главной причиной его трёхкратного роста в период президентства Р. Рейгана с 1981 по 1989 г., когда госдолг вырос с 1,1 до 3,23 трлн долл. К другим причинам роста государственных заимствований следует отнести поддержку экономики в годы кризисов, что особенно заметно проявилось в годы энергетического кризиса 1973 г., а также в годы циклических кризисов 1979 и 2008 г. Все вышеперечисленные «статьи расходов» превратили американский бюджет в хронически дефицитный, а государственные заимствования - нормальной практикой в бюджетно-налоговой политике США. В ближайшем будущем восходящая динамика определённо сохранится. На то существуют несколько причин: во-первых, начавшийся «коронакризис» потребовал закачки уже порядка 5 трлн долларов в американскую экономику и с большой долей вероятности потребует дополнительных мер поддержки, учитывая то, что согласно заявлению главы ФРС Дж. Пауэлла мягкая монетарная политика и программа количественного смягчения будет сохраняться, пока инфляция не разгонится до 2%, а безработица не выйдет на уровень естественной (-2%) (по прогнозу МВФ полное восстановление американской экономики даже в условиях начавшейся вакцинации возможно не ранее конца 2023 г.), что неизбежно приведёт к необходимости занимать ещё и ещё, ведь на балансе ФРС сохраняется не более 7 трлн $; во-вторых, это растущие военные затраты продиктованные дальнейшим перевооружением американских ВС и выходом из «ДОН» и «РСМД» и, следственно, демонтажем их механизмов, в условиях чего у США станут развязаны руки на строительство дорогостоящих систем ракет средней и малой дальности (для чего, собственно, по мнению российского МИД, и был произведён выход из этих договоров), средств их транспортировки, а также новых летательных средств и

радиолокационных систем; в-третьих, это инфраструктурные инициативы 46-го президента США Дж. Байдена, направленные на создание фундамента для перехода США к углеродно-нейтральной экономике, что также будет стоить около 2 трлн долл. американскому бюджету. В долгосрочной перспективе Бюджетное управление Конгресса США (далее СВО) также предсказывает рост госдолга до 180% от ВВП к 2050 г.

Структура

Государственный долг США состоит из двух структурных составляющих: публичного долга (public debt) перед внутренними и внешними держателями: бизнеса и физических лиц внутри страны и правительствами других стран и иностранным бизнесом - и долга перед государственными организациями, включенными в систему федеральных органов власти и органов власти штатов (intragovernmental holdings debt): целевыми, пенсионными и социальными фондами, национальными агентствами и т. д.

Структура госдолга США в трлн долл. на 17 ноября

2020 г.

public debt

Intragovernmental debt

Рисунок2 «Структура госдолга США в трлн долл. на 17.11.2020» Данные: https://www.treasurydirect.gov/govt/reports/pd/pd debttothepenny.htm

Главными инструментами привлечения заёмных средств выступают казначейские долговые обязательства, эмитируемые в основном в виде облигаций. Они бывают краткосрочными (bills) (1-3 года), среднесрочными (notes) (3-9 лет) и долгосрочными (bonds) (10 и более лет). Есть и особый вид облигаций с инфляционной защитой (Inflation - Protected Securities), который становится всё более популярным в связи с повышающейся неопределённостью и ожиданием возможного роста инфляции в 2021 г. на мировых финансовых рынках.

В этом плане госдолг США отличается от структуры государственного долга абсолютного большинства стран, которые берут заёмный капитал у международных финансовых организаций, у других государств и у частных финансовых институтов не в своей валюте. Соединённые штаты, являясь мощнейшей экономикой мира и обладателем самой прочной валюты, которой на сегодняшний день Международным Валютным Фондом отводится роль мировой резервной, используют это для избегания прямого кредитования - в долларах номинировано до 84% обязательств (17,2 трлн $). Желание иметь постоянный валютный доход объясняет интерес других государств к американским долговым обязательствам - на 31.12.2019 г. доля иностранных держателей составляла около 34% или 6,7 трлн долларов. В кратко- и среднесрочной перспективе данный фактор будет обуславливать сохраняющийся спрос на американские казначейские облигации со стороны, как развитых, так и развивающихся стран.

Риски

В кратко- и среднесрочной перспективе главные риски связаны прежде всего с ростом расходов на обслуживание долга. Какой бы сильной не была американская финансовая система, а растущий государственный долг ведёт к росту затрат на его обслуживание, которые в 2019 составили 363 млрд, а уже в 2020 г по оценкам СВО составят 585 млрд, что существенно уменьшит финансовую гибкость Правительства США и приведёт к увеличению дефицита бюджета. Тем не менее, доллар и американские казначейские облигации едва ли утратят свою привлекательность мировой резервной валюты и относительно безрискового инвестиционного

инструмента, которым будут пользоваться финансовые органы десятков стран. Здесь очевидные риски просматриваются в долгосрочной перспективе, на горизонте 10-15 лет, и связаны они с тем, что доллар может быть потеснён на пьедестале лидирующей международной резервной валютой (главными конкурентами здесь остаются китайский юань, японская йена и швейцарский франк). В таком случае характер финансовых потоков изменится и США уже станет труднее привлекать капитал извне, что станет чувствительно для американской финансовой системы, ведь иностранные акторы являются держателями порядка 48% всего госдолга Соединённых Штатов. Более того, КНР и Япония на двоих держат американских гособлигаций почти на 4,7 трлн долл и в случае роста популярности их или иных валют, они, скорее всего, сократят свои позиции в этих ценных бумагах. В таком случае США будут вынуждены либо повышать премию держателям своих облигаций, либо искать другие способы привлечения внешних заимствований.

Динамика роста затрат на обслуживания госдолга США в млрд долларов

249-И-И

2016 2017 2018 2019 2020

^^—Обслуживание госдолга

Рисунок 3 «Динамика роста затрат на обслуживание государственного долга США в млрд. долл.»

Данные: бюджет США за 2019, статистика СВО

В условиях разрушительного кризиса (например, текущего) и по мере роста расходов на обслуживание растущего госдолга в дальнейшем, которые по прогнозам СВО к 2030 г. могут составить около 1 трлн, ситуация может осложниться. Учитывая, что в настоящее время американский бюджет дефицитный, а последствия нынешнего кризиса трудно прогнозируемы (хотя ясно, что это самый мощный кризис с момента Великой Депрессии) в среднесрочной перспективе может обозначиться возможность моратория на выплату процентов по долговым обязательствам или, случись другой серьёзный экономический катаклизм, технического дефолта, что непременно отразится на долларе, удельный вес которого в расчётных операциях по миру на сегодня составляет около 40%, и на всей мировой финансовой системе. Ровно по этой же причине и не следует ожидать одновременных или скоординированных предъявлений держателей американских гособлигаций к погашению долговых обязательств - последствия ударят и по финансовым системам кредиторов. Теоретически в долгосрочной перспективе коллапс возможен при значительном росте затрат на обслуживание долга при замедлении, отсутствии роста или сокращения доходов американского бюджета и исчерпании источников привлечения заёмных средств (например, при ослаблении доллара или низкого кредитного рейтинга). Однако всё это в теории и явно не стоит на повестке сегодняшнего или даже завтрашнего дня. На сегодняшний день у США есть и возможности, и средства для своевременного погашения и исполнения своих обязательств по обслуживанию государственного долга, что отражено в кредитном рейтинге, равном AAA (по Fitch) или AA+ (по версии S&P). Что касается возможного коллапса финансовой системы, то здесь наибольшая опасность исходить от национального долга США - негосударственные и государственные некоммерческие организации Соединённых Штатов по разным оценкам задолжали от 130 до 150 трлн долл., в 5 раз превышает долг американского государства.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что такой гигантский госдолг вовсе не является следствием экономической слабости или кризисных явлений во второй экономике мира, а даже наоборот, учитывая особенности его природы, и как они вытекают из экономического статуса США в мире. Несмотря на отмеченный ускоряющийся рост и, соответственно, на рост расходов на его обслуживание в кратко- и среднесрочной перспективе не стоит ожидать, что он станет главной головной болью для Соединённых Штатов, их главной уязвимостью и с малой долей вероятности приведёт коллапсу американской финансовой системы.

Список используемой литературы:

1. Мировая экономика и международные экономические отношения. Полный курс: учебник/коллектив авторов; под ред. Д.Э.Н. А.С. Булатова - 3-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2019. - 916с. - (Бакалавриат): Главы 14.6 - 14.7

2. Соколова Е.С. Мировая экономика и мировые финансы: глобальные проблемы и перспективы: по материалам II Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию факультета международных экономических отношений (Москва, 8 ноября 2016 г.) : монография / Соколова Е.С. — Москва : Русайнс, 2020. — 263 с

3. Статья: «Роль госдолга США в мировом движении капитала»: https://mirec.mgimo.ru/2011-04/rol-gosdolgs-usa

4. Статья: «Безграничная власть: сможет ли другая валюта потеснить доллар на мировом рынке»: https://Yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.forbes.ru%2FfinansY-i-investicii%2F364901-bezgranichnaYa-vlast-smozhet-li-drugava-valvuta-potesnit-dollar-na

5. Бюджет США на 2019 г.:

a. https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/02/budget-fv2019.pdf

b. https://www.usa. gov/budget - комментарии правительства США

6. Доклад ВБ: «Показатели внешней задолженности»: https://blogs.worldbank.org/opendata/international-debt-statistics-2020-external-debt-stock-low-and-middle-income-countries

7. ФРС США:

a. ЗВР США: https ://www.federalreserve. gov/data/intlsumm/usresvassets20200131 .htm

b. Пресс-релиз по мерам поддержки от 09.04.2020: https://www.federalreserve.gov/newsevents/pressreleases/monetarv20200409a.htm

c. Пресс-релиз по мерам поддержки от 27.01.2021:

https://www.federalreserve.gov/newsevents/pressreleases/monetarv20210127a.htm

8. Казначейский департамент Министерства Финансов США:

a. Динамика госдолга в 2020: https ://www.treasurvdirect.gov/govt/reports/pd/pd debttothepennv. htm

b. Динамика госдолга в 2000-2019: https://www.treasurvdirect.gov/govt/reports/pd/histdebt/histdebt histo5.htm

c. Динамика госдолга в 1950-1999: https://www.treasurvdirect.gov/govt/reports/pd/histdebt/histdebt histo4.htm

d. Информация о причинах, обусловливавших динамику госдолга: https://www.treasurvdirect.gov/govt/reports/pd/histdebt/histdebt postwar.htm https://www.treasurvdirect.gov/govt/reports/pd/histdebt/histdebt presentdav.htm

e. Структура: https://www.treasurv.gov/resource-center/data-chart-center/tic/Pages/external-debt.aspx

f. Динамика процентных выплат по облигациям: https://home.treasurv.gov/data/treasurv-coupon-issues-and-corporate-bond-vield-curve/corporate-bond-vield-curve

g. Доли зарубежных держателей американских долговых обязательств: https://ticdata.treasurv.gov/Pubnsh/mfh.txt

9. Кредитные рейтинги стран: https://ru.tradingeconomics.com/countrv-list/rating

10. Сообщения РБК о госдолге США: https://www.rbc.ru/economics/02/11/2019/5dbca6559a7947040c93748f

11. Инфографика по государственным долгам стран в абсолютных значений и в отношении к ВВП: http://svspb.net/danmark/vneshnii-dolg-stran.php

12. СВО:

a. Бюджетно-экономический прогноз 2020-2030: https://www.cbo.gov/publication/56189

b. Динамика основных микро- и макроэкономических показателей: https://www.cbo.gov/data/budget-economic-data

c. Статья о динамике госдолга с 2008 по 2019 г.: https://www.cbo.gov/publication/56165

13. Статья «Ведомостей» о рисковом потенциале госдолга США: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/11/13/786321-ssha-1-trln-gosdolga

14. Ознакомительный видеоматериал по госдолгу США:

https://www.youtube.com/watch?v=u2iPcCmtbFQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.