Научная статья на тему 'Государственный аудит как особый вид финансового контроля'

Государственный аудит как особый вид финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1277
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный аудит как особый вид финансового контроля»

Немаловажно определить те факторы, которые будут способствовать уверенному социально-экономическому положению территории в конкуренции с другими. Это служит причиной необходимости исследования проблем конкурентоспособности региональной экономики на современном этапе. Быстрота изменений происходящих в мировой экономике и модификация факторов, оказывающих влияние на экономический рост с производственных на инновационные, требуют корректировки понятия «конкурентоспособность региона», исходя из следующего:

1. В соответствии с мировыми тенденциями особое значение для развития конкурентоспособности региона приобретают инновационные, интеллектуальные и инвестиционные ресурсы;

2. Наличие у субъекта региональных ресурсов, степень их разработанности, способность территории наращивать свой потенциал, используя наукоемкие и высокотехнологичные производства;

3. Динамика экономического потенциала должна быть на том уровне, который бы обеспечивал стабильный рост ВРП и повышал уровень жизни населения;

Укрепление экономического положения территории состоит в формировании механизма управления конкурентоспособностью региона. Механизм управления ресурсной базой развития региона должен быть направлен на объединение усилий органов регионального управления и методов рыночного перераспределения ресурсов. Это будет способствовать реализации регионообразующих экономических проектов. Основные функции механизма управления заключаются в следующем:

• регулярный мониторинг качества источников ресурсов региона;

• поиск способов оптимизации ресурсного потенциала территории;

• анализ возможных альтернатив использования доли ресурсной базы;

• планирование и прогнозирование будущего состояния ресурсной базы развития;

• информационная поддержка общерегиональных проектов развития;

• доступ к информации независимых субъектов хозяйствования.

Список использованной литературы:

1. Болдырева, Любовь Валентиновна. Модернизация региональной финансовой системы в посткризисной экономике : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.10 / Болдырева Любовь Валентиновна;.- Ростов-на-Дону, 2011.- 210 с.

2. http://www.aif.ru

3. http://www.gks.ru

© И.В. Цой, 2015

УДК 33

Чекменева Татьяна Николаевна

студентка 4 курса факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве

Российской Федерации» г. Москва, РФ, E-mail: tachekmeneva@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ КАК ОСОБЫЙ ВИД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация

В данной статье раскрывается понятие государственного аудита в качестве внешнего финансового контроля государства. Проведена связь управленческого звена с объектом управления в результате финансовой деятельности в государстве.

Ключевые слова

Финансовый контроль, государственный аудит, внешний и внутренний контроль.

Жизнь государства в современном обществе невозможно представить без финансового контроля. Финансовый контроль - это определение довольно комплексное, соединяющее в себе и понятие законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных операций. В основе финансового контроля лежит нормативная и отчетная информация. Финансовый контроль государства предстает в виде способа осуществления обратной связи управленческого звена с объектом управления, осуществляющим хозяйственные и финансовые операции и процессы. Финансовый аудит в государстве обеспечивает независимую оценку и разумную уверенность в представлении отраженных в отчетности показателей финансового состояния, финансовых результатов деятельности и использования государственных ресурсов в соответствии с общепринятыми принципами. В результате финансового аудита формируется также мнение о состоянии внутреннего контроля органа государственной власти, соответствии его деятельности законодательным и нормативным актам, условиям выделения государственных ресурсов [2,с.79].

Государственный аудит является одним из ключевых институтов гражданского общества, выступающий как неотъемлемая часть системы общественно-экономического регулирования. Государственный аудит объединяет в себе те сферы деятельности, которые относятся к системе внешнего независимого публичного контроля, а именно контроль за деятельностью органов государства по управлению общественными ресурсами. В нашей стране функции государственного аудита осуществляет Счетная палата РФ. Возникновение данного органа внешнего контроля обусловлено тенденциями современного государства. В нашей стране орган финансового контроля возник не так давно, именно поэтому требуется довольно много времени и усилий для совершенствования государственного аудита. Понятия «государственный контроль» и «государственный аудит» находятся в тесной взаимосвязи.

Значение органов государственного аудита невозможно не оценить. Ведь именно с помощью государственного аудита искореняются из нашей жизни такие финансовые нарушения как коррупция.

Совершенствование государственного финансового контроля не должно прекращаться. Необходимо систематизировать деятельность по осуществлению мониторинга и выявлению причин недопоступления доходов в бюджет. Для этого следует руководствоваться оценкой качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета, а также переходом к глубокому анализу экономической эффективности существующей системы налоговых льгот и преференций с целью их дальнейшей оптимизации. Результатом такой систематизации будет высокое качество реализации полномочий Счетной палаты по проведению комплексного анализа мер налоговой политики с точки зрения их стимулирующего воздействия на развитие, модернизацию и структурную перестройку экономики, следствием всего станет улучшение делового климата в нашей стране.

Действенный независимый финансовый контроль выступает в качестве абсолютной нормы современного демократического общества, в обновлении и усовершенствовании всей нормативно-правовой базы. Важным направлением развития государственного финансового аудита является усовершенствование процедуры планирования аудита и оптимизации использования времени, отведенного на проведение аудита. На ближайшее время приоритетными задачами для главного аудитора страны, а именно Счетной палаты РФ является увеличение результативности своей аудиторской работы, во главе которой стоит информационная прозрачность всех процессов своей деятельности.

Список используемой литературы:

1. Стратегия деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2013-2019 годы

2. Бутова Т.В., Щукин И.А.Современные методы повышения эффективности государственного управления. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 45. С. 079-080.

3.Кабанова О.В. Государственный аудит и измерение социального развития /Вестник АКСОР. -№ 3/2011(18). - С. 47 - 53

©Т. Н. Чекменева, 2015

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 111.1+117+539

Баранов Геннадий Владимирович

доктор философских наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал, г. Омск, РФ E-mail: 2014gennadii@mail.ru

СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ПРИРОДНОГО БЫТИЯ Аннотация

предлагается гипотеза объяснения структурных уровней природы по критериям методов и концепций физических наук; обосновывается вариант десяти структурных уровней природного бытия

Ключевые слова

материя; природа; Вселенная; структурные уровни природы

Важной областью исследований по специальности «09.00.01 Онтология и теория познания» является «Взаимоотношение структурных уровней материи в микро-, макро- и мегамире...» [1]. Общая онтологическая теория (концепция) материи ещё не создана. По мнению автора, понятия материи и природы (природного бытия) при объяснении единства онтологии и научного естествознания могут оцениваться в качестве синонимов. В этой познавательной ситуация понятием «природа» называется «часть материального бытия, существующая по автономным/самостоятельным естественным закономерностям независимо от психики и вещественной деятельности индивида/людей» [2, с. 228-229].

Структурные уровни природного бытия - познанные специалистами физических наук и иных естественных наук с применением методов физики состояния природы по критерию сложности в пределах Вселенной. «Основные части физически познанной природы: Вселенная; галактический уровень; звёздный уровень; планетарный уровень; уровень живого вещества, или жизни; молекулярный уровень; атомный уровень; атомно-ядерный уровень; уровень элементарных частиц; протовакуум» [3, с. 16].

Современная стадия функционирования и эволюции природного бытия, по мнению специалистов физических наук, реализуется в составе суперобъекта бытия, названного термином «Вселенная». Вселенная по критериям основной космологической парадигмы «Стандартная космологическая модель Вселенной» в настоящее время находится на стадии эволюции с названием «эра вещества» [4, с. 37]. По критерию величин «состав» и «масса» вещество - это фундаментальная часть, множество объектов природы, состоящих из предельно простейших неделимых дискретных материальных частей природы - элементарных частиц - с массой покоя более нуля; или - вещество есть состояние природы с массой покоя больше нуля. Основные универсальные размерные классы вещества по критерию «пространственные размеры»: микромир, макромир, мегамир [5, с. 94-95].

Микромир, или микровещественное состояние природы - объекты природы с размерами от 10-8 см до10-33 см. Величина 10-33 см оценивается специалистами физики пределом возможностей логического объяснения по законам современной квантовой физики и методами математической физики состояния объекта природы. Специалисты физических наук способны экспериментально познавать объекты микромира с размером до 10-15 см.

Макромир, или макровещественное состояние природы - объекты природы с размерами от 10-8 см до 1021 см в пределах описания, объяснения и прогнозирования с применением методов наук классической механики. В составе мегамира представлен мезомир - объекты природы, соизмеримые по своим физическим величинам с физическими показателями жизни человека в его естественном состоянии. Мегамир, или мегавещественное состояние природы - объекты природы с размерами более 1021 см до пределов возможностей физического описания и объяснения линейного размера Вселенной.

Вселенная - предельный уровень природы. «Вселенная - это часть природы, отличающаяся максимально гигантскими пространственно-временными, вещественно-полевыми, энергетическими и структурными параметрами, или величинами, доступными для астрономических исследований» [4, с. 32].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.