Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / stra- tegic planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По данным Федерального казначейства, за январь–октябрь 2014 г. доходы федерального бюджета увеличились относительно аналогичного периода предыдущего года на 0,6 п.п. ВВП за счет роста нефтегазовых доходов. Расходы федерального бюджета за рассматриваемый период сократились соответственно на 0,2 п.п. ВВП; профицит федерального бюджета за январь–октябрь 2014 г. достиг 1,9% ВВП. Несмотря на воздействие на бюджетную систему страны множества внешних и внутренних негативных факторов, таких как торгово-политические санкции, снижение цен на углеводороды, замедление темпов экономического роста, Правительство РФ пока отказалось пересматривать основные параметры федерального бюджета на последующий трехлетний период, и 21 ноября 2014 г. проект федерального бюджета был принят Госдумой РФ без существенных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to the data of the Federal Treasury, in January-October 2014 federal budget revenues increased by 0.6 p.p. of GDP on the respective period of 2013 due to growth in oil and gas revenues. Within ten months of 2014, federal budget expenditures fell by 0.2 p.p. of GDP on the respective period of the previous year; in January-October 2014 the surplus of the federal budget amounted to 1.9% of GDP. Despite the impact of numerous external and internal negative factors, such as sanctions, a decrease in prices on hydrocarbons and slowdown of economic growth rates, the Government of the Russian Federation refused for the time being to revise the main parameters of the federal budget for the next three-year period and on November 21, 2014 the draft federal budget was approved by the Lower Chamber of the Federal Assembly without significant changes.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

Макроэкономика

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По данным Федерального казначейства, за январь—октябрь 2014 г. доходы федерального бюджета увеличились относительно аналогичного периода предыдущего года на 0,6 п.п. ВВП за счет роста нефтегазовых доходов. Расходы федерального бюджета за рассматриваемый период сократились соответственно на 0,2 п.п. ВВП; профицит федерального бюджета за январь-октябрь 2014 г. достиг 1,9% ВВП.

Несмотря на воздействие на бюджетную систему страны множества внешних и внутренних негативных факторов, таких как тор-гово-политические санкции, снижение цен на углеводороды, замедление темпов экономического роста, Правительство РФ пока отказалось пересматривать основные параметры федерального бюджета на последующий трехлет-

ний период, и 21 ноября 2014 г. проект федерального бюджета был принят Госдумой РФ без существенных изменений.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-октябрь 2014 г.

За январь-октябрь 2014 г. доходы федерального бюджета составили 10 890,8 млрд. руб., или 20,1% ВВП, на 0,6 п.п. ВВП превысив соответствующий показатель предыдущего года. Нефтегазовые доходы выросли при этом до 10,3% ВВП (6113,1 млрд. руб.), что на 0,6 п.п. ВВП выше, чем за первые десять месяцев 2013 г., в то время как ненефтегазовые доходы остались на уровне января-октября предыдущего года, составив 9,8% ВВП.

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета РФ в январе-октябре 2013 и 2014 гг.

Январь-октябрь 2014 г. Январь-октябрь 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 11 890,8 20,1 10 739,7 19,5 0,6

в том числе:

Нефтегазовые 6113,1 10,3 5359,6 9,7 0,6

Ненефтегазовые 5777,7 9,8 5380,1 9,8 0,0

Расходы 10 764,2 18,2 10131,0 18,4 -0,2

в том числе:

Процентные 368,6 0,6 321,5 0,6 0,0

Непроцентные 10395,6 17,6 9809,5 17,8 -0,2

Профицит (+) / Дефицит (-) 1126,6 1,9 608,7 1,1 0,8

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -4986,5 -8,4 -4750,9 -8,6 0,2

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 59258 55003

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Расходы федерального бюджета за рассматриваемый период достигли 10 764,2 млрд. руб. (18,2% ВВП), что оказалось на 0,2 п.п. ВВП меньше. чем за соответствующий временной интервал 2913 г. По итогам первых десяти месяцев 2014 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,9% ВВП (1126,6 млрд. руб.), на 0,8 п.п. ВВП превысившим сальдо исполнения федерального бюджета за январь-октябрь 2013 г.; при этом объем ненефтегазового дефицита в долях ВВП сократился относительно соответствующего периода предыдущего года на 0,2 п.п. и составил 8,4% ВВП. (См. табл. 1.)

За первые десять месяцев текущего года налоговые доходы федерального бюджета в долях ВВП выросли по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. по большинству налоговых поступлений.

Доходы от внешнеэкономической деятельности в долях ВВП не изменились и составили 7,4% ВВП; в абсолютном выражении их прирост за год составил 7,6% - при общем приросте доходов федерального бюджета за январь-октябрь 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 10,7%.

Поступления НДПИ увеличились на 0,2 п.п., или на 14,9% в абсолютном выражении. Поступления по внутреннему НДС выросли на 0,3 п.п. ВВП (+16,9% в абсолютном выражении), в то время как по импортному НДС доходы сократились на 0,2 п.п. ВВП, увеличившись в абсолютном выражении относительно января-октября 2013 г. всего на 2,0%.

Доходы по налогу на прибыль организаций увеличились на 0,1 п.п. ВВП, или на 15,8% в абсолютном выражении. Поступления внутренних акцизов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года не изменились и составили 0,7% ВВП (прирост в абсолютном выражении - 13,1%), в то время как по импортным акцизам доходы незначительно сократились (на 0,01 п.п. ВВП), увеличившись на 17,7% в абсолютном выражении. (См. табл. 2.)

Расходы федерального бюджета в долях ВВП за рассматриваемый период относительно января-октября 2013 г. изменялись разнонаправленно. (См. табл. 3.)

В целом динамика и структура доходов и расходов федерального бюджета за январь-октябрь текущего года не продемонстрировали каких-либо существенных отклонений от

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-октябре 2013 и 2014 гг.

Январь-октябрь 2014 г. Январь-октябрь 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ввп п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 10 823,5 18,2 9808,5 17,8 0,4

в том числе:

Налог на прибыль организаций 351,6 0,6 303,6 0,5 0,1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1816,3 3,1 1553,9 2,8 0,3

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1394,2 2,3 1366,0 2,5 -0,2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 423,2 0,7 374,7 0,7 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 57,2 0,1 48,6 0,09 -0,01

НДПИ 2401,0 4,0 2090,8 3,8 0,2

Доходы от внешнеэкономической деятельности 4380,0 7,4 4070,9 7,4 0,0

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

среднегодовых трендов, и возможно, что первые признаки воздействия негативных внешних и внутренних факторов проявятся здесь только в следующем году. В федеральном бюджете на 2015 г. запланированы ассигнования в рамках антикризисного фонда правительства, которые в случае необходимости будут направляться на поддержку ключевых госкомпаний, в объеме более 127 млрд. руб., в том числе средства, которые были сэкономлены на трансферте Пенсионному фонду России из-за продления моратория на формирование накопительной составляющей пенсий на 2015 г.

Продолжается обсуждение вопроса о механизме финансирования инвестиционных проектов за счет средств ФНБ. При этом рассматриваются два варианта - размещение средств стабилизационного фонда в банках для дальнейшего финансирования всех утвержденных проектов и непосредственное выде-

ление средств на конкретные проекты1. Однако, как показывает практика, в том числе реализации проектов в рамках Инвестиционного фонда, основная проблема расходования средств ФНБ заключается не столько в механизмах инвестирования, сколько в подходах к оценке обоснованности/эффективности проектов и контролю за целевым использованием государственных средств. Тем не менее, учитывая, что общий лимит инвестирования средств ФНБ составляет 60% от общего объема фонда (около 2 трлн. руб.), можно ожидать, что желающих получить деньги из него окажется более чем достаточно.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-сентябрь 2014 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъек-

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за январь-октябрь 2013 и 2014 гг.

Январь-октябрь 2014 г. Январь-октябрь 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 10 764,2 18,2 10131,0 18,4 -0,2

в том числе:

Общегосударственные вопросы 715,7 1,2 649,6 1,2 0,0

Национальная оборона 1969,8 3,3 1552,7 2,8 0,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1554,5 2,6 1493,1 2,7 -0,1

Национальная экономика 1432,5 2,4 1247,1 2,3 0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 84,6 0,1 97,4 0,2 -0,1

Охрана окружающей среды 33,7 0,06 20,8 0,04 0,02

Образование 537,3 0,9 567,5 1,0 -0,1

Культура и кинематография 71,9 0,1 64,1 0,1 0,0

Здравоохранение 412,2 0,7 340,4 0,6 0,1

Социальная политика 2824,2 4,8 3139,3 5,7 -0,9

Физическая культура и спорт 36,4 0,06 48,2 0,09 -0,03

СМИ 64,3 0,1 66,8 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 368,6 0,6 321,5 0,6 0,0

Межбюджетные трансферты 658,4 1,1 522,1 0,9 0,2

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 http: //minfin.ru/ru/press/ speech/index.php?id_4=23662

тов РФ за первые девять месяцев текущего года составили 6325,3 млрд. руб., или 12,0% ВВП, что выше уровня января-сентября предыдущего года на 0,4 п.п. ВВП, или на 11,2% в абсолютном выражении. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в долях ВВП сократились за исследуемый период по сравнению с аналогичным временным отрезком

2013 г. на 0,1 п.п. ВВП, увеличившись в абсолютном выражении на 6,8% - до 6150,4 млрд. руб. (11,7% ВВП). (См. табл. 4.)

Изменения в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-сентябрь

2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. произошли только по налогу на прибыль: поступления по нему увеличились на 0,4 п.п. ВВП - до 2,8% ВВП, а в абсолютном выражении их прирост составил 24,0%. По другим налоговым и неналоговым поступлениям доходы региональных бюджетов в долях ВВП остались на уровне соответствующего периода предыдущего года, а именно:

• по НДФЛ - 3,5% ВВП (+7,0% в абсолютном выражении);

• по налогу на имущество - 1,3% ВВП (+5,5%);

• по внутренним акцизам - 0,7% ВВП (-2,7%);

• по налогу на совокупный доход - 0,4% ВВП (+7,6%);

• по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ -2,2% ВВП (+12,0%).

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам первых девяти месяцев текущего года по большинству разделов в долях ВВП изменились незначительно или остались на уровне января-сентября предыдущего года. Сократились расходы по разделам «Национальная экономика», «Здравоохранение» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому (соответственно до 2,0, 1,7 и 1,0% ВВП). Выросли же расходы по разделу «Социальная политика»- на 0,2 п.п. ВВП -до 2,0% ВВП. (См. табл. 5.)

По итогам января-сентября 2014 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с профицитом в размере 174,9 млрд. руб., или 0,3% ВВП, что на 0,5 п.п. ВВП выше уровня соответствующего периода 2013 г.

Объем государственного долга субъектов РФ по состоянию на 01.10.2014 составил 1736,3

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-сентябре 2013 и 2014 гг.

Январь-сентябрь 2014 г. Январь-сентябрь 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 6325,3 12,0 5686,8 11,6 0,4

в том числе:

Налог на прибыль организаций 1483,2 2,8 1196,2 2,4 0,4

НДФЛ 1857,8 3,5 1735,0 3,5 0,0

Акцизы внутренние 357,7 0,7 367,4 0,7 0,0

Налог на совокупный доход 241,0 0,4 224,2 0,4 0,0

Налог на имущество 672,9 1,3 637,9 1,3 0,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 1175,2 2,2 1049,1 2,2 0,0

Расходы 6150,4 11,7 5760,4 11,8 -0,1

Профицит (+) / Дефицит (-) 174,9 0,3 -73,6 -0,2 0,5

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 52540 48869

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

млрд. руб.; его прирост за первые девять месяцев текущего года выразился значением в 17,2 млрд. руб. с учетом новых субъектов РФ - Республики Крым и г. Севастополя. В общем объеме государственного долга субъектов РФ бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы, составляют около 31%, или 540,2 млрд. руб., а кредиты кредитных организаций - около 38% (660,6 млрд. руб.). Отметим, что Минфин России принял решение о переносе срока погашения бюджетных кредитов, полученных субъектами РФ на финан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сирование дорожного хозяйства в объеме более 80 млрд. руб., с 2015-2016 гг. на двадцать лет.

Тем не менее в общем объеме государственного долга сумма реструктурированных бюджетных кредитов не столь значительна, и возможно, что через год-два проблема региональной задолженности потребует новых, уже системных решений - в частности, законодательного ограничения объемов и форм заимствований, изменения подходов к разграничению доходных источников и корректировке объемов межбюджетных трансфертов. ■

Таблица 5

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-сентябрь 2013 и 2014 гг.

Январь-сентябрь 2014 г. Январь-сентябрь 2013 г. Отклонение, млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 6150,4 11,7 5760,4 11,8 -0,1

в том числе:

Общегосударственные вопросы 395,6 0,7 369,2 0,7 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 67,3 0,1 62,5 0,1 0,0

Национальная экономика 1036,5 2,0 1033,5 2,1 -0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 533,9 1,0 518,2 1,1 -0,1

Охрана окружающей среды 15,2 0,03 15,2 0,03 0,0

Образование 1711,3 3,2 1593,2 3,2 0,0

Культура и кинематография 214,1 0,4 192,5 0,4 0,0

Здравоохранение 911,5 1,7 873,4 1,8 -0,1

Социальная политика 1030,5 2,0 908,1 1,8 0,2

Физическая культура и спорт 119,5 0,2 104,2 0,2 0,0

СМИ 29,5 0,06 27,9 0,06 0,0

Обслуживание государственного 7„ 1 ^ 1 __ 7 . 1

и муниципального долга

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.