Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / strategic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По данным Федерального казначейства, за январь–август 2014 г. доходы федерального бюджета выросли относительно соответствующего периода предыдущего года на 0,9 п.п. ВВП; доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые семь месяцев текущего года увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего на 0,2 п.п. ВВП. Расходы федерального бюджета за январь-август текущего года сократились относительно сопоставимого временного интервала 2013 г. на 0,2 п.п. ВВП; расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за исследуемый период оказались на 0,1 п.п. ВВП ниже расходов за январь-июль прошлого года. По результатам исполнения бюджетов был зафиксирован профицит: у федерального бюджета за январь–август 2014 г. – в размере 2,0% ВВП, у консолидированного бюджета субъектов РФ за январь июль 2014 г. – в размере 0,7% ВВП. 18 сентября 2014 г. Правительством Российской Федерации был утвержден проект федерального бюджета на среднесрочную перспективу, а первые комментарии по основным параметрам налогово-бюджетной политики на этот период были даны министром финансов на инвестиционном форуме в Сочи. По его мнению1, следующий год с точки зрения финансовой и экономической стабильности станет одним из самых сложных со времени кризиса 1998 г. как для страны в целом, так и для частного сектора экономики и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to the data of the federal Treasury, in January-August 2014 federal budget revenues rose by 0.9 p.p. of GDP as compared to the respective period of the previous year; within 7 months of 2014 the revenues of the consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation rose by 0.2 p.p. of GDP as compared to January-July 2013. Within 8 months of 2014, federal budget expenditures decreased by 0.2 p.p. of GDP as compared to the respective period of 2013; within 7 months expenditures of the consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation were 0.1 p.p. of GDP lower than in June-July 2013. On the basis of the results of execution of budgets, surplus is registered: 2.0% of GDP in January-August 2014 as regards the federal budget and 0.7% of GDP in January-July 2014 as regards the consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation. On September 18, 2014, the Government of the Russian Federation approved the draft law of the federal budget in the mid-term prospect, while the initial comments on the main parameters of the fiscal policy were given by the Minister of Finance at the Investment Forum in Sochi. According to the Finance Minister, the next year will be the most difficult in terms of financial and economic stability both for the country in general and the private sector and the population in particular.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

Макроэкономика

государственный бюджет

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По данным Федерального казначейства, за январь—август 2014 г. доходы федерального бюджета выросли относительно соответствующего периода предыдущего года на 0,9 п.п. ВВП; доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые семь месяцев текущего года увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего на 0,2 п.п. ВВП. Расходы федерального бюджета за январь-август текущего года сократились относительно сопоставимого временного интервала 2013 г. на 0,2 п.п. ВВП; расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за исследуемый период оказались на 0,1 п.п. ВВП ниже расходов за январь-июль прошлого года. По результатам исполнения бюджетов был зафик-

сирован профицит: у федерального бюджета за январь—август2014 г. — в размере 2,0% ВВП, у консолидированного бюджета субъектов РФ за январь июль 2014 г. — в размере 0,7% ВВП.

18 сентября 2014 г. Правительством Российской Федерации был утвержден проект федерального бюджета на среднесрочную перспективу, а первые комментарии по основным параметрам налогово-бюджетной политики на этот период были даны министром финансов на инвестиционном форуме в Сочи. По его мнению1, следующий год с точки зрения финансовой и экономической стабильности станет одним из самых сложных со времени кризиса 1998 г. как для страны в целом, так и для частного сектора экономики и населения.

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета РФ в январе-августе 2013 и 2014 гг.

Январь-август 2014 г. Январь-август 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Доходы 9438,9 20,6 8417,1 19,7 0,9 в том числе:

Нефтегазовые 4887,3 10,6 4180,6 9,8 0,8

Ненефтегазовые 4551,6 10,0 4236,5 9,9 0,1

Расходы 8531,9 18,6 8026,0 18,8 -0,2 в том числе:

Процентные 283,2 0,6 246,7 0,6 0,0

Непроцентные 8248,7 18,0 7779,3 18,2 -0,2

Профицит (+) /Дефицит (-) 907,0 2,0 391,1 0,9 1,1

Ненефтегазовый профицит (+)/дефицит (-) -3980,3 -8,6 -3789,5 -8,9 0,3

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 45867 42676 Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 http://minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id_4=22918

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-август 2014 г.

За январь-август 2014 г. доходы федерального бюджета составили 9438,9 млрд. руб., или 20,6% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП выше относительно соответствующего периода предыдущего года. Нефтегазовые доходы составили при этом 10,6% ВВП, на 0,8 п.п. ВВП превысив показатель за первые восемь месяцев 2013 г.; ненефтегазовые доходы также увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - на 0,1 п.п. ВВП, составив 10,0% ВВП.

Расходы федерального бюджета за январь-август 2014 г. выразились значением в 8531,9 млрд. руб. (18,6% ВВП), что на 0,2 п.п. ВВП ниже, чем за аналогичный временной интервал предыдущего года. По итогам исследуемого периода федеральный бюджет исполнен с профицитом в 2,0% ВВП (907,0 млрд. руб.), на 1,1 п.п. ВВП превысившим сальдо исполнения федерального бюджета за январь-август 2013 г., при этом объем ненефтегазо-

вого дефицита в долях ВВП сократился относительно соответствующего периода предыдущего года на 0,3 п.п. ВВП, составив 8,6% ВВП. (См. табл. 1.)

За первые восемь месяцев текущего года доходы федерального бюджета в долях ВВП увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. за счет роста поступлений по внутреннему НДС на 0,3 п.п. ВВП, по импортным акцизам - на 0,01 п.п. ВВП, по НДПИ - на 0,4 п.п. ВВП и по доходам от внешнеэкономической деятельности - на 0,1 п.п. ВВП. Сократились поступления в доходную часть федерального бюджета только по импортному НДС - на 0,2 п.п. ВВП, а по налогу на прибыль и внутренним акцизам они остались на уровне января-августа предыдущего года - 0,6 и 0,7% ВВП соответственно. (См. табл. 2.)

Расходы федерального бюджета в долях ВВП за январь-август текущего года относительно аналогичного периода предыдущего изменились следующим образом: • выросли расходы по разделам «Национальная оборона» - на 0,5 п.п. ВВП, «На-

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-августе 2013 и 2014 гг.

Январь-август 2014 г. Январь-август 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 8519,9 18,5 7604,6 17,8 0,7

в том числе:

Налог на прибыль организаций 278,1 0,6 241,4 0,6 0,0

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1393,9 3,0 1170,9 2,7 0,3

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1082,4 2,3 1065,9 2,5 -0,2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 328,4 0,7 290,6 0,7 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 43,8 0,1 37,0 0,09 0,01

НДПИ 1941,7 4,2 1640,3 3,8 0,4

Доходы от внешнеэкономической деятельности 3451,6 7,5 3158,5 7,4 0,1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

циональная экономика» - на 0,1 п.п. ВВП, «Охрана окружающей среды»- на 0,02 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0,2 п.п. ВВП; • снизились расходы по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому, «Социальная политика» - на 1,0 п.п. ВВП, «Образование» - на 0,2 п.п. ВВП, «Физическая культура и спорт» - на 0,03 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета за исследуемый период в долях ВВП остались на уровне января-августа 2013 г. (См. табл. 3.)

Объемы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за август текущего года сократились соответственно на 256,6 и 204,0 млрд. руб. за счет курсовой разницы и по состоянию на 01.09.2014 составили 2838,6 и 2884,8 млрд. руб.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-июль 2014 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые семь месяцев текущего года составили 5067,5 млрд. руб., или 12,5% ВВП, на 0,2 п.п. ВВП превысив уровень января-июля предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за анализируемый период сократились в долях ВВП по сравнению с аналогичным временным интервалом 2013 г. на 0,1 п.п. ВВП и составили 4758,5 млрд. руб. (См. табл. 4.)

Изменения в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-июль 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. произошли по двум статьям: выросли поступления по налогу на прибыль организаций на 0,3 п.п. ВВП и по безвозмездным поступлениям от

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за январь-август 2013 и 2014 гг.

Январь-август 2014 г. Январь-август 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 8531,9 18,6 8026,0 18,8 -0,2

в том числе:

Общегосударственные вопросы 568,7 1,2 502,4 1,2 0,0

Национальная оборона 1717,2 3,7 1356,7 3,2 0,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1218,9 2,6 1171,8 2,7 -0,1

Национальная экономика 1073,7 2,3 928,2 2,2 0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 72,6 0,1 72,8 0,2 -0,1

Охрана окружающей среды 29,1 0,06 16,5 0,04 0,02

Образование 426,9 0,9 463,5 1,1 -0,2

Культура и кинематография 51,9 0,1 47,8 0,1 0,0

Здравоохранение 313,7 0,7 282,1 0,7 0,0

Социальная политика 2183,0 4,7 2445,9 5,7 -1,0

Физическая культура и спорт 26,3 0,06 37,7 0,09 -0,03

СМИ 47,0 0,1 50,7 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 283,2 0,6 246,7 0,6 0,0

Межбюджетные трансферты 519,6 1,1 402,9 0,9 0,2

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-июле 2013 и 2014 гг.

Январь-июль 2014 г. Январь-июль 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 5067,5 12,5 4561,8 12,3 0,2

в том числе:

Налог на прибыль организаций 1227,3 3,0 1014,9 2,7 0,3

НДФЛ 1463,0 3,6 1361,8 3,7 -0,1

Акцизы внутренние 273,5 0,7 279,3 0,7 0,0

Налог на совокупный доход 227,4 0,5 212,0 0,6 -0,1

Налог на имущество 591,8 1,5 559,7 1,5 0,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 893,7 2,2 778,8 2,1 0,1

Расходы 4758,5 11,8 4403,1 11,9 -0,1

Профицит (+) / Дефицит (-) 309,0 0,7 158,7 0,4 0,3

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 40380 37079

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

других бюджетов бюджетной системы РФ на 0,1 0,1 п.п. ВВП по каждому. Поступления за иссле-п.п. ВВП; в то время как поступления по НДФЛ и дуемый период в долях ВВП по внутренним ак-по налогу на совокупный доход сократились на цизам и по налогу на имущество остались на

Таблица 5

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-июль 2013 и 2014 гг.

Январь-июль 2014 г. Январь-июль 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 4758,5 11,8 4403,1 11,9 -0,1

в том числе:

Общегосударственные вопросы 307,1 0,8 285,3 0,8 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 50,4 0,1 45,3 0,1 0,0

Национальная экономика 768,7 1,9 727,7 1,9 0,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 382,2 0,9 363,5 1,0 -0,1

Охрана окружающей среды 11,4 0,03 11,1 0,03 0,0

Образование 1396,4 3,4 1290,9 3,5 -0,1

Культура и кинематография 167,8 0,4 150,9 0,4 0,0

Здравоохранение 697,3 1,7 675,5 1,8 -0,1

Социальная политика 796,4 2,0 703,2 1,9 0,1

Физическая культура и спорт 91,3 0,2 79,4 0,2 0,0

СМИ 23,0 0,06 21,7 0,06 0,0

Обслуживание государственного и муниципального долга 61,4 0,1 42,9 0,1 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

уровне соответствующего временного интервала предыдущего года.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам первых семи месяцев текущего года по большинству разделов в долях ВВП изменились незначительно или остались на уровне января-июля предыдущего года. В частности, сократились расходы по трем разделам: «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование» и «Здравоохранение» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому; выросли же расходы только по разделу «Социальная политика» -на 0,1 п.п. ВВП. (См. табл. 5.)

По итогам января-июля 2014 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с профицитом в размере 309,0 млрд. руб., или 0,7% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП выше уровня первых семи месяцев 2013 г.

Анализ основных параметров проекта федерального бюджета на 2015 г. и на период

2016-2017 гг., утвержденного на заседании Правительства России в середине сентября текущего года, показывает неизменность позиции Минфина России относительно следования бюджетному правилу, сдерживания расходов и использования средств стабилизационных фондов.

В 2015-2017 гг. дефицит федерального бюджета не выходит за рамки бюджетного правила и составляет 0,6% ВВП по каждому году. Доходы федерального бюджета в 2015 г. составят 20,4% ВВП и сократятся в 2017 г. до 18,2% ВВП; расходы федерального бюджета в 2015 г. запланированы на уровне 21,0% ВВП и снизятся в 2017 г. до 18,8% ВВП.

В столь жестких рамках налогово-бюджетной политики в последующий трехлетний период значимым фактором экономического развития становятся институциональные реформы. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.