Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ / ТЕНДЕР / КОНКУРС / ТОРГИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Александр Сергеевич, Островский Роман Вадимович

Введение. В первой статье цикла показаны основные результаты анализа нормативно-правовых документов по организации тендеров на строительные и проектные работы в ведущих зарубежных странах. Во второй статье проведен анализ ключевых положений отечественного тендерного законодательства, касающихся вопросов строительства, реконструкции и проектирования объектов капитального строительства. Настоящее исследование является заключительной статьей цикла, излагается концепция организации закупок строительных объектов и работ. Материалы и методы. При проведении исследования авторы старались не касаться юридических вопросов, их интересовали главным образом организационно-экономические проблемы, возникающие перед участниками строительного процесса. Поэтому анализировались различные схемы организации строительства и модели поведения участников в создаваемых конфигурациях взаимоотношений. Даны новые определения главным понятиям в области действия нормативных документов. Результаты. Предложены правила поведения участников тендерных процедур - заказчиков и претендентов (проектировщиков, подрядчиков). Приведены три фазы жизненного цикла объекта: подготовка к торгам, проведение торгов и выполнение контрактов. Выделены два основных типа предмета контракта - комплексные и частные контракты. Впервые предложено лимитировать косвенные затраты изготовителей материалов, конструкций и оборудования, что может привести к сдерживанию инфляции в строительстве. Выводы. Целесообразно инициировать разработку и принятие федерального закона о государственных закупках в сфере капитального строительства. Необходимо рассмотреть заключение комплексных контрактов на строительство объектов и частных контрактов на выполнение работ, поставку оборудования и материалов, оказание услуг. В контракте с техническим заказчиком следует предусматривать резерв времени по сравнению с обязательствами отдельных исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROCUREMENT IN CONSTRUCTION. SUGGESTIONS FOR IMPROVEMENT

Introduction. The first article of the series showed the main results of the analysis of regulatory documents on the organization of tenders for construction and design work in leading foreign countries. The second article analyzes the main provisions of the domestic tender legislation concerning the construction, reconstruction and design of capital construction facilities. This article is the final article of the cycle; it proposes a concept for the public procurement for construction projects and works. Materials and methods. The authors tried not to touch on legal issues. They were mainly interested in organizational and economic problems faced by participants in the construction process. Therefore, various schemes of construction organization and models of behavior of participants in the created configurations of relationships were considered. New definitions of the basic concepts in the scope of normative documents are given. Results. As a result of the study, the rules of conduct of participants in tender procedures - customers and applicants (designers, contractors) are proposed. At the same time, three phases of the object’s life cycle are considered: preparation for bidding, bidding and execution of contracts. There are two main types of the subject of the contract -- complex and particular contracts. For the first time, it is proposed to limit the indirect costs of manufacturers of materials, structures and equipment, which can lead to curbing inflation in construction. Conclusions. It is advisable to initiate the development and adoption of a federal law on public procurement in the field of capital construction. It is necessary to consider the conclusion of complex contracts for the construction of facilities and private contracts for the performance of works, the supply of equipment and materials, and the provision of services. The contract with the technical customer should provide for a time reserve in comparison with the obligations of partial contractors.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 658.716 : 65.02 : 69.009 : 346.34 DOI: 10.22227/1997-0935.2022.4.501-515

Государственные закупки в строительстве — предложения

по совершенствованию

Александр Сергеевич Павлов, Роман Вадимович Островский

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

(НИУМГСУ); г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. В первой статье цикла показаны основные результаты анализа нормативно-правовых документов по организации тендеров на строительные и проектные работы в ведущих зарубежных странах. Во второй статье проведен анализ ключевых положений отечественного тендерного законодательства, касающихся вопросов строительства, реконструкции и проектирования объектов капитального строительства. Настоящее исследование является заключительной статьей цикла, излагается концепция организации закупок строительных объектов и работ. Материалы и методы. При проведении исследования авторы старались не касаться юридических вопросов, их интересовали главным образом организационно-экономические проблемы, возникающие перед участниками строительного процесса. Поэтому анализировались различные схемы организации строительства и модели поведения участников в создаваемых конфигурациях взаимоотношений. Даны новые определения главным понятиям в области действия нормативных документов.

Результаты. Предложены правила поведения участников тендерных процедур — заказчиков и претендентов (про- < в ектировщиков, подрядчиков). Приведены три фазы жизненного цикла объекта: подготовка к торгам, проведение $ С торгов и выполнение контрактов. Выделены два основных типа предмета контракта — комплексные и частные кон- П н тракты. Впервые предложено лимитировать косвенные затраты изготовителей материалов, конструкций и оборудо- ^ и вания, что может привести к сдерживанию инфляции в строительстве. м *

Выводы. Целесообразно инициировать разработку и принятие федерального закона о государственных закупках ф Г в сфере капитального строительства. Необходимо рассмотреть заключение комплексных контрактов на строительство Й С объектов и частных контрактов на выполнение работ, поставку оборудования и материалов, оказание услуг. В кон- • * тракте с техническим заказчиком следует предусматривать резерв времени по сравнению с обязательствами от- ^ I дельных исполнителей. о М

Public procurement in construction. Suggestions for improvement

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственные закупки, строительно-монтажные работы, тендер, конкурс, торги, конку- < 9 ренция, зарубежный опыт 0 7

Г 1

П о

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Павлов А.С., Островский Р.В. Государственные закупки в строительстве — предложения | з

по совершенствованию // Вестник МГСУ. 2022. Т. 17. Вып. 4. С. 501-515. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.4.501-515 0 <

n (

n r

Автор, ответственный за переписку: Александр Сергеевич Павлов, PavlovAS@mgsu.ru. 0 n

со со

Alexander S. Pavlov, Roman V. Ostrovskii ^ 6

J** 6

Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); Moscow, h g

Russian Federation e °

--U i

ABSTRACT • )

Introduction. The first article of the series showed the main results of the analysis of regulatory documents on the organization < T

of tenders for construction and design work in leading foreign countries. The second article analyzes the main provisions £. 0

of the domestic tender legislation concerning the construction, reconstruction and design of capital construction facilities. £ £

This article is the final article of the cycle; it proposes a concept for the public procurement for construction projects and £ 7

works. 1 ■

Materials and methods. The authors tried not to touch on legal issues. They were mainly interested in organizational £ W

and economic problems faced by participants in the construction process. Therefore, various schemes of construction jf 5

organization and models of behavior of participants in the created configurations of relationships were considered. New u c

definitions of the basic concepts in the scope of normative documents are given. e k

Results. As a result of the study, the rules of conduct of participants in tender procedures - customers and applicants , ,

2 2

(designers, contractors) are proposed. At the same time, three phases of the object's life cycle are considered: preparation

for bidding, bidding and execution of contracts. There are two main types of the subject of the contract — complex and O O particular contracts. For the first time, it is proposed to limit thi equipment, which can lead to curbing inflation in construction.

particular contracts. For the first time, it is proposed to limit the indirect costs of manufacturers of materials, structures and 2 2

© А.С. Павлов, Р.В. Островский, 2022 501

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

Conclusions. It is advisable to initiate the development and adoption of a federal law on public procurement in the field of capital construction. It is necessary to consider the conclusion of complex contracts for the construction of facilities and private contracts for the performance of works, the supply of equipment and materials, and the provision of services. The contract with the technical customer should provide for a time reserve in comparison with the obligations of partial contractors.

KEYWORDS: public procurement, construction works, erection works, bidding, tender, competition, international experience

FOR CITATION: Pavlov A.S., Ostrovskii R.V. Public procurement in construction. Suggestions for improvement. Vest-nik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2022; 17(4):501-515. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.4. 501-515 (rus.).

Corresponding author: Alexander S. Pavlov, PavlovAS@mgsu.ru.

N N N N

0 О N N

¡г (u

U 3

> (Л

с и U N

si

1 ?

<D <D

О ё

w

E О

DL °

^ с

ю °

S g

о ЕЕ

О) ^

т- ^

ел ел

■8 El

О И

ВВЕДЕНИЕ

В первой статье цикла1 были приведены основные результаты анализа нормативно-правовых документов по организации тендеров на строительные и проектные работы в ведущих зарубежных странах. Во второй статье2 проведен анализ ключевых положений отечественного тендерного законодательства, касающихся вопросов строительства, реконструкции и проектирования объектов капитального строительства (ОКС). Настоящая статья является заключительной статьей цикла, в ней предлагается концепция организации закупок строительства объектов и строительных работ.

В ходе анализа изучено законодательство США, Китая, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Новой Зеландии, руководящие документы международных организаций. Научные труды посвящены разнообразным подходам к выбору подрядчиков [1-6], методам обработки данных и эффективности цифровой трансформации [7-12]. Среди работ отечественных авторов встречаются обзоры и критические анализы тендерного законодательства, однако мало исследуется специфика тендеров в области строительства [13-22]. Рассмотрены также главные положения отечественного законодательства, включая федеральные законы3 и главные подзаконные акты на уровне постановлений Правительства, с точки зрения участвующих в строительстве фигурантов: подрядчиков и заказчиков, проектировщиков и поставщиков. Изучены особенности размещения государственных заказов, а также деятельности заказчиков, в той или иной степени контролируемых

1 Русакова ЕА., Павлов А.С. Государственные закупки в строительстве — зарубежная практика // Вестник МГСУ 2022. Т. 17. Вып. 2. С. 242-252. DOI: 10.22227/19970935.2022.2.242-252

2 Павлов А.С. Государственные закупки в строительстве — критический обзор // Вестник МГСУ 2022. Т. 17. Вып. 3. С. 377-385. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.3.377-385

3 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ; О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

государством. Ряд постулатов законодательства подвергнут критике в связи с не раз отмечавшимися в литературе недостатками. Установлено, что некоторые требования отечественного законодательства входят в противоречие как с интересами подрядчика, так и с интересами государственных заказчиков, а значит, и государства в целом.

На этом фоне представляется целесообразным хотя бы конспективно изложить основные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и системы организации договорных отношений в области капитального строительства. Как следует из предыдущих работ цикла, для этого необходимо изменение федерального законодательства, возможно, создание отдельного закона о закупках в области капитального строительства.

Цель исследования, результаты которого отражаются в предлагаемом цикле статей, — разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию федерального законодательства в области государственных закупок строительных объектов и работ. Задачей данной статьи является разработка конкретных предложений по методам проведения торгов при выборе строительных подрядчиков, по совершенствованию договорных отношений и взаимодействия с заказчиками, другими участниками процессов жизненного цикла (ЖЦ) строительных объектов. Необходимо сопоставить существующие законодательные правила и предлагаемые концептуальные положения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Согласно Конституции РФ (ст. 104), право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству России. Законопроекты, касающиеся финансовых вопросов, должны получить заключение Правительства, это оправдано и логично. Поэтому научное сообщество любого уровня не может вносить какие-либо предложения по совершенствованию федерального законодательства непосредственно, а только через полномочные органы, например, через Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.

При проведении исследования авторы старались не касаться юридических вопросов, их интересовали главным образом организационно-экономические проблемы, возникающие перед участниками строительного процесса. Поэтому рассматривались различные схемы организации строительства и модели поведения участников в создаваемых конфигурациях взаимоотношений. Разумеется, некоторые из этих моделей носят умозрительный характер и должны быть опробованы хотя бы на уровне деловых игр. Поэтому авторы просят воспринимать представленные предложения как гипотезу и повод к дискуссии по затронутым вопросам.

В частности, в договорных отношениях следует выделить три ключевых этапа: подготовку заказчиков и участников строительства, осуществление тендерных процедур, заключение и исполнение контракта. Раздельно исследуются заключение комплексных контрактов на строительство объектов и частных контрактов на выполнение отдельных видов работ, поставку оборудования и материалов, оказание услуг. Для заводов-поставщиков материалов, конструкций и оборудования рассмотрена возможность введения ограничений по максимальному уровню косвенных расходов и уровню плановой рентабельности, поскольку именно материальные ресурсы, а не подрядные организации «разгоняют» инфляцию: уровень материальных затрат обычно намного превышает половину сметной стоимости.

При определении продолжительности строительства в контракте требуется установить резерв времени. В таком случае контроль и нормирование сроков ключевых событий строительства должны производиться без учета резервов времени, с соблюдением системы стимулирования и мотивации субподрядчиков и поставщиков.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате исследования предложены следующие формулировки правил подготовки, заключения и исполнения строительных контрактов (приведенные числовые значения условны).

Основные определения и области применения

Введем следующие определения4:

• строительный объект — искусственный объект недвижимости с определяемыми проектной документацией оборудованием, мебелью и инвентарем;

• жизненный цикл строительного объекта — последовательность этапов существования строительного объекта от инвестиционного замысла до ликвидации;

• финансирование строительства — предоставление денежных средств для строительства; объединяет инвестирование и техническое содержание (фи-

4 Определения в ряде случаев отличаются от принятых

в действующем законодательстве.

нансирование, не увеличивающее первоначальную стоимость основных средств), включая ремонт;

• объект контрактации — проектируемый или существующий строительный объект, для которого получено разрешение на строительство (реконструкцию, снос);

• субъект контрактации — инициатор проекта, инвестор, государственный (муниципальный) заказчик, претендент, подрядчик, проектировщик, поставщик;

• заказчик — государственный (муниципальный) заказчик или представитель контролируемого государством юридического лица, а также лицо, действующее от его имени;

• технический заказчик — лицо, организующее выполнение проекта от имени государственного (муниципального) заказчика или инвестора, включая подбор исполнителей, заключение договоров и контроль их выполнения. Для исполнения услуг технический заказчик должен являться членом саморегулируемой организации заказчиков в строительстве. Для контрактов со сметной стоимостью свыше 10 млрд руб. участие технического заказчика обязательно;

• подрядчик — юридическое или физическое лицо, выполняющее работы и оказывающее услуги, связанные с реализацией ЖЦ строительного объекта.

Область действия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка, заключение и реализация контрактов на любые этапы ЖЦ строительного объекта за счет бюджетных средств, средств публично-правовых лиц и юридических лиц, контролируемых государством. К таким лицам относятся государственные корпорации и компании, публично-правовые компании, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества, в капитале которых доля государства составляет более 50 %, их дочерние и «внучатые» общества с такой же контролируемой долей, а также субъекты естественных монополий, включая поставщиков коммунальных услуг.

Принципы контрактной системы

Принципы контрактной системы в области строительства в дополнение к Федеральному закону № 44-ФЗ3 — адекватность конкурсных процедур объему и характеру задач, учет особенностей ЖЦ строительного объекта, действенная конкуренция, взаимная ответственность заказчика и подрядчика, антикоррупционная направленность.

Цена контракта

Цена контракта определяется по предложению претендента, выигравшего торги по условиям, объявленным в извещении. Цена контракта включает все действующие налоги и не может быть изменена в зависимости от организационно-правовой формы или налогового режима претендента. Цена контракта

< п 3 н

О Г и 3

О м

а СО

У 1

о со

и ¡5

Г I о

о 2 О?

о

со со

о

2 6 > §

а (

Но

и ®7

. он

■ £

(Л п

(Я у

с о

Ф Ж

, ,

2 2

О О

2 2

2 2

сч N N N

о о

сч сч * *

К (V

и 3 > (Л

С «

аа N

51

Ф О)

о ё

ел

Е о

£ ° ^ с

ю о

£ !

о ЕЕ

О) ^

т- ^

ел ел

■8 £

Е!

О И

на строительство или выполнение работ может быть увеличена после выявления победителя торгов за счет затрат на перебазирование строительной организации от места фактической дислокации к месту проведения работ и других затрат, которые невозможно предвидеть на стадии объявления торгов.

Предмет контрактации

Контракты разделяются на комплексные и частные.

1. Предметом заключения комплексного контракта может являться:

• строительство — любой из перечисленных ниже предметов заключения контрактов или их сочетание;

• возведение (новое строительство) — создание нового строительного объекта;

• реконструкция — изменение основных параметров строительного объекта, включая его назначение, объем, площадь, этажность, состав и расположение помещений;

• модернизация—замена, усовершенствование или восстановление технологического оборудования и технологических систем с необходимым изменением строительной части;

• капитальный ремонт — замена, усиление или восстановление строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения без изменения основных параметров;

• техническое обслуживание и текущий ремонт — дополнительные технические мероприятия, обеспечивающие нормальную эксплуатацию строительного объекта;

• реставрация — восстановление первоначального или исторически наиболее значимого облика строительного объекта—памятника истории и культуры;

• консервация — перевод созданного или недостроенного строительного объекта в неиспользуемое состояние с обеспечением его сохранности;

• снос — полная ликвидация строительного объекта;

• демонтаж—частичная ликвидация конструкций и систем строительного объекта;

• рекультивация — восстановление или улучшение состояния земельных и лесных участков после выполнения строительства.

В соответствии с условиями комплексного контракта исполнитель обеспечивает ввод объекта в эксплуатацию. Комплексные контракты могут быть заключены «под ключ» (ЕРС-, ЕРСМ-контракт); при этом помимо строительно-монтажных и других работ контракт включает проектирование (выполнение проектной и/или рабочей документации), поставку и монтаж оборудования, гарантийные испытания, ввод в эксплуатацию, другие необходимые действия для создания законченного строительного объекта.

Если подрядчик проводит не все работы собственными силами, он становится генеральным под-

рядчиком, который может нанимать субподрядчиков. Участие субподрядчиков может контролироваться заказчиком объекта на условиях настоящего закона и контракта. Генеральный подрядчик реализует своими силами часть работ, минимальная доля которых может быть оговорена в условиях конкурса.

2. Предметом заключения частного контракта по связанным со строительством товарам, работам и услугам может быть:

• выполнение отдельных видов работ: строительных, монтажных, пусконаладочных, ремонтных, консервационных, реставрационных и их сочетаний;

• проведение проектных и геодезических работ, изысканий и обследований;

• поставка оборудования инвестиционного назначения, включая оборудование длительного цикла изготовления и серийное оборудование;

• поставка материальных ресурсов инвестиционного назначения, включая строительные материалы, изделия и конструкции;

• поставка технических ресурсов инвестиционного назначения, включая продажу и аренду строительной техники;

• осуществление прочих работ и оказание услуг инвестиционного назначения, включая услуги технического заказчика, консультационные и инжиниринговые услуги.

При объявлении тендеров по частным контрактам государственный (муниципальный) заказчик берет на себя обязанности координировать строительство объекта в целом. Однако тендеры на частные контракты могут быть объявлены в дополнение к комплексному контракту, в этом случае генеральному подрядчику по комплексному контракту может быть вменена координация строительства объекта в целом. Взаимоотношения генерального подрядчика, субподрядчиков и исполнителей частных контрактов регулируются договорами между ними, причем по условиям государственного (муниципального) контракта тексты договоров, документы приемки и оплаты работ должны быть доступны государственному (муниципальному) заказчику. В договоре генерального подряда может быть оговорен минимальный и максимальный процент, удерживаемый генеральным подрядчиком за услуги по договору субподряда.

Подготовка к заключению контракта

1. Для комплексных контрактов подготовка проводится заказчиком в четыре этапа. На этих этапах последовательно устанавливается примерная, предполагаемая, сметная и договорная стоимость объекта.

Первый этап подготовки — разработка задания (инвестиционного замысла, намерения) инициатором проекта. Задания разрабатываются на основании документов стратегического планирования, национальных и региональных программ, других документов перспективного развития. Задание должно содержать наименование и назначение объекта, главные ожи-

даемые показатели объекта, примерный объем финансирования и его источники, график реализации ключевых мероприятий. Задание может также содержать архитектурную и/или технологическую концепцию объекта. Потребность в финансировании выявляется на основе проектов-аналогов или по иным укрупненным показателям. Затраты на разработку задания выделяются из средств инициатора или из соответствующего бюджета, в этом случае они не должны превышать 0,1 % примерного объема финансирования строительства.

Второй этап подготовки — обоснование инвестиций. На этом этапе составляется эскизный проект объекта строительства, определяется предполагаемая сметная стоимость объекта, экономическая и социальная эффективность объекта, объем финансирования и его источники, график реализации мероприятий, разрабатывается техническое (архитектурно-планировочное) задание на проектирование.

Для объектов с примерной сметной стоимостью до 100 млн руб. допускается не проводить обоснование инвестиций; эффективность мероприятия определяется на основании результатов первого этапа подготовки. Составляется комплект необходимой исходно-разрешительной документации.

Для объектов с примерной сметной стоимостью свыше 1 млрд руб. вместо обоснования инвестиций выполняется технико-экономическое обоснование проектных решений. Оно должно содержать анализ задачи, описание вариантов основных проектных решений, их технико-экономическое обоснование, выбор площадки размещения объекта, результаты предварительного согласования места размещения объекта, техническое (архитектурно-планировочное) задание на проектирование. При составлении технико-экономического обоснования учитывается отраслевая направленность объекта, вид и масштаб планируемого мероприятия, вид разрешенного использования земельного участка, мнения населения, местных и региональных органов власти, другие факторы.

Предполагаемая сметная стоимость объекта на втором этапе устанавливается на основании укрупненных сметных норм и результатов первого этапа. Бюджетные затраты на разработку обоснования инвестиций или комплекта исходно-разрешительной документации не должны превышать 0,5 %, а технико-экономического обоснования — 1 % предполагаемой сметной стоимости объекта (мероприятия).

Объекты и мероприятия, отобранные по результатам обоснования инвестиций, объединяются в проект инвестиционной программы. Разработка и утверждение инвестиционной программы проводится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, документами долгосрочного бюджетного планирования субъектов федерации и муниципальных образований. Включение объектов в проект программы производится исходя из наилучшей экономической или со-

циальной эффективности, с учетом надлежащего обеспечения общественной безопасности. Инвестиционная программа должна содержать: перечень объектов строительства и планируемых мероприятий, места размещения объектов, основные ожидаемые показатели объектов, предварительный объем финансирования и его источники, график реализации мероприятий, а также дополнительные данные в зависимости от специфики программы.

В том случае, если объект или мероприятие не включен в инвестиционную программу по причине недостаточной эффективности, обоснование инвестиций или технико-экономическое обоснование теряет силу. По решению инициатора проекта и за его счет оно может быть доработано с целью участия в последующих инвестиционных программах.

Для мероприятий по строительству объектов, а также для поставки оборудования длительного цикла изготовления в составе инвестиционной программы выделяются первоочередные затраты. Первоочередные затраты включают затраты на услуги технического заказчика и услуги по проведению торгов, на осуществление изысканий, обследований, разработку проектной и тендерной документации и специальных технических условий, выполнение < л

предварительных согласований и разрешений, науч- $ с

? н

но-исследовательских и опытно-конструкторских к | работ. Сумма указанных затрат определяется заказ- 3 к чиком на основании укрупненных показателей с при- о Ё

и С

влечением данных объектов-аналогов и запросов * у

потенциальных участников. Правительство РФ мо- М 1

жет устанавливать минимальные и максимальные о М

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

границы первоочередных затрат в долях от сметной у 1

стоимости объекта в зависимости от вида и размера о 9

объекта. > 0

На выполнение первоочередных работ и услуг 2 3

о

заключаются отдельные контракты на торгах. Запре- 2 рр

О>

щается корректировать цену уже заключенных кон- О о

трактов по результатам исполнения указанных работ >1

и услуг. Допускается включать в условия контракта о м

— 2

премии и штрафы для исполнителей по результатам о м

выполнения указанных работ и услуг, которые в сум- о о

ме не должны быть более 25 % цены контракта. 2 §

На третьем этапе подготовки комплексных кон- о 0

трактов реализуются инженерные и экономические о о

изыскания, в необходимых случаях — обследование > =

существующих зданий и сооружений, линейных объ- * **

ектов. На этом этапе разрабатывается также проект- 0 ч

ная документация, включая перечни и ведомости с |

объемов работ, сметную документацию. При необ- ^ 7

ходимости разрабатываются специальные техниче- 1.

■>1 ш

ские условия, проводятся научно-исследовательские ■

и опытно-конструкторские работы, разрабатывается ( у

с о

тендерная документация, план управления проектом, * *

предложения о составе лотов. В установленных за- * *

коном случаях результаты инженерных изысканий 00

и проектная документация передаются застройщиком 22 или техническим заказчиком на экспертизу.

N N N N О О

N N * *

¡г <»

и 3 > (Л

С «

и N

^

Л ^

Ф О)

О ё

ел

Е о °

^ с ю °

£ ! о ЕЕ

о ^

ел ел

«г?

■8 £ ^ Е!

О (Я

За год до объявления конкурса заказчик публикует предварительную информацию о планируемых торгах, в которой исходя из обоснования инвестиций или технико-экономического обоснования указываются место строительства, наименование и основные параметры строительного объекта, включая предварительную сметную стоимость объекта. При сметной стоимости объекта до 100 млн руб. допускается публиковать предварительную информацию за три месяца до объявления торгов.

На четвертом этапе заказчик подготавливает тендерную документацию по лотам, к разработке которой может привлекаться проектировщик. В состав тендерной документации должны входить:

• требования к участникам;

• условия подведения итогов торгов;

• сведения о месте строительства;

• график выполнения работ и график финансирования строительства;

• проектная (рабочая) документация, включая сметную документацию, задание на проектирование, результаты инженерных изысканий и обоснования инвестиций (технико-экономического обоснования проектных решений).

График финансирования строительства составляется поквартально с учетом корректирующих (дефляционных) коэффициентов изменения сметной стоимости строительных материалов, заработной платы строительных рабочих, эксплуатации строительных машин, накладных расходов, сметной прибыли и других косвенных расходов подрядчиков, технологического оборудования, прочих затрат, работ и услуг. Корректирующие коэффициенты изменения сметной стоимости разрабатываются и уточняются поквартально на предстоящий пятилетний период уполномоченным органом Правительства РФ.

Лоты включают все позиции сметной документации, за исключением резерва средств на непредвиденные работы и затраты, затрат на содержание технического заказчика и строительный контроль, других работ и услуг, которые не передаются подрядчикам, а также стоимости технологического оборудования и материальных ресурсов, не закупаемых подрядчиком.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты хранится в финансирующем банке (казначействе) на отдельном счете и не может быть использован без разрешения распорядителя (главного распорядителя) бюджетных средств. В экстренных случаях резерв расходуется с разрешения государственного (муниципального) заказчика с последующим обоснованием.

Для снижения рисков при установлении продолжительности строительства в тендерной документации может быть установлен резерв времени. Резерв времени, понимаемый как разница между контрольным сроком технического заказчика и контрольным сроком подрядчика (генерального подрядчика),

не должен превышать 15 % продолжительности, определенной в проекте организации строительства. Резерв времени, понимаемый как разница между контрольным сроком генерального подрядчика и последним контрольным сроком субподрядчиков, не должен превышать 10 % продолжительности, определенной в проекте организации строительства.

При заключении контракта «под ключ» лот для генерального подрядчика может включать оборудование, закупаемое подрядчиком; проведение пуско-наладочных работ, включая комплексное опробование и гарантийные испытания; а также до 50 % объема затрат на строительный контроль и до 50 % резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

В условиях контракта могут быть внесены условия о выплате премии за ввод объекта в строй досрочно или в срок, а также об удержании штрафа при опоздании ввода по вине подрядчика. Условия могут быть представлены шкалой в зависимости от степени отклонения от договорных условий.

В качестве критериев для определения победителя конкурса по комплексному контракту используются общая эффективность инвестиций, цена контракта, продолжительность строительства, техническая и кадровая оснащенность подрядчика, опыт предыдущих аналогичных работ и иные критерии по решению заказчика. В качестве интегрального критерия возможно применять средневзвешенный балл.

Информация, предоставляемая заказчиком, должна быть легко читаема, допускать поиск по ключевым словам. Требования к претендентам должны относиться к предмету торгов и не могут носить индивидуальный характер. Нарушение заказчиком указанных требований является поводом для отмены конкурса, а в случае повторения указанных действий — запрета проведения конкурсов по строительству в течение года.

2. Частные контракты готовятся государственным (муниципальным) заказчиком или инвестором в тех случаях, когда он берет на себя координацию всех работ и поставок, а также сдачу объекта в эксплуатацию.

За год до объявления конкурса заказчик публикует предварительную информацию о планируемых торгах, в которой указываются место и характер строительства, наименование и основные параметры работ и услуг, включая предварительную сметную стоимость работ (услуг). При сметной стоимости работ (услуг) до 100 млн руб., а также для поставки строительных материалов, изделий и серийно изготавливаемого оборудования допускается публиковать предварительную информацию за три месяца до объявления торгов.

Для частных контрактов на выполнение отдельных видов работ подготовка включает два этапа. На первом этапе на базе проектной (рабочей) документации разрабатывается перечень объемов работ,

определяются сметная стоимость единицы работ и стоимость конкурсной массы в целом.

На втором этапе заказчик подготавливает тендерную документацию. Претендентам предоставляется доступ к проектной документации вместе со сметной документацией, заданием на проектирование, результатами инженерных изысканий и обоснования инвестиций (технико-экономического обоснования проектных решений).

Общая конкурсная масса разбивается на лоты. Для конкурса на осуществление работ лот состоит из выборки позиций сметной документации на выполнение соответствующих работ, за исключением резерва средств на непредвиденные работы и затраты, затрат на содержание технического заказчика и строительный контроль, других работ и услуг, которые не передаются подрядчику.

В контракте могут быть оговорены условия о выплате премии за выполнение работ досрочно или в срок, а также об удержании штрафа при опоздании ввода по вине подрядчика. Условия могут быть представлены шкалой в зависимости от степени отклонения от договорных условий. Могут быть также разработаны и включены условия о стимулировании повышения качества работ и долговечности объекта.

Для частных контрактов на поставку технологического оборудования подготовка проводится техническим заказчиком в три этапа.

На первом этапе идут необходимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и эскизное проектирование. Для этого заказчиком должен быть организован открытый или закрытый конкурс, при единственной заявке или соответствующем обосновании проводится закупка у единственного поставщика. В эскизном проекте должна быть определена примерная стоимость единицы оборудования. Затраты на эскизное проектирование возможно оплатить из бюджета не более чем трем претендентам, причем цена каждого эскизного проекта не должна превышать 0,5 % примерной стоимости единицы оборудования.

Заказчик проверяет расчет примерной стоимости оборудования инвестиционного назначения. При этом учитываемые накладные расходы не должны превышать 200 % затрат на оплату труда рабочих, а рентабельность не должна превышать 20 % добавленной стоимости и одного процента от остальной части себестоимости единицы оборудования. Правительство РФ может установить повышенные (не более чем вдвое) нормативы накладных расходов и рентабельности для изготовления отдельных видов оборудования.

На втором этапе реализуется конструкторская документация в виде технического проекта оборудования. Для решения этой задачи следует организовать открытый или закрытый конкурс, при единственной заявке или соответствующем обосновании осуществляется закупка у единственного поставщика. Заказ-

чик составляет техническое задание на основании эскизных проектов. Исполнителю — победителю конкурса предоставляются материалы выполненных эскизных проектов.

В техническом проекте должна быть определена предполагаемая стоимость единицы оборудования, устанавливаются предельная масса и габариты оборудования, характеристики присоединения и потребляемой мощности, другие характеристики, необходимые для проектирования.

Заказчик проверяет расчет предполагаемой стоимости. При этом учитываемые накладные расходы и рентабельность определяются, как при проверке примерной стоимости. Технический проект оборудования передается проектировщику строительного объекта для разработки проектной документации.

На третьем этапе заказчик готовит тендерную документацию для закупки оборудования длительного цикла изготовления. Стоимость разработки рабочей ремонтной и эксплуатационной документации включается в стоимость оборудования. Для закупки может быть организован открытый или закрытый конкурс, при единственной заявке или соответствующем обосновании проводится закупка у единственного поставщика. В условиях конкурса должно быть оговорено, в каких пределах по результатам разработки рабочей документации могут быть уточнены характеристики оборудования, и в какие сроки проектировщику передаются уточненные характеристики оборудования. Могут быть также разработаны и включены условия премирования за высокое качество оборудования, выявляемое в процессе эксплуатации.

Для частных контрактов на поставку строительных конструкций индивидуального изготовления подготовка к торгам организуется в два этапа. Полномочия по закупке могут быть переданы генеральному подрядчику в соответствии с положениями контракта на строительство.

На первом этапе заказчик на основе обоснования инвестиций устанавливает требования к строительным конструкциям и рассчитывает предполагаемую цену конструкции.

На втором этапе заказчик готовит тендерную документацию для объявления конкурса. Для торгов на оказание услуг, поставку строительных материалов и конструкций, продажу и аренду строительной техники предоставляется доступ к техническим спецификациям и в необходимых случаях к проектной документации. Лоты для конкурсов на поставку строительных конструкций формируются, исходя из проектной и сметной документации.

Для частных контрактов на поставку строительных материалов и изделий, серийно изготавливаемого оборудования, поставку и аренду строительной техники, оказание услуг предоставляется доступ к техническим спецификациям и при необходимости к проектной документации.

< п

О Г

И 2

0 сл

а СО

1 2 У 1

о со

и -

> ! о

2 3 О

О? о

со

СО

о Ш 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 6 > §

а (

Гм

7

. он ■

(Л п (Я у С О

® Ж , ,

22 о о 10 10 10 10

N N N N О О

СЧ СЧ * *

К (V и 3 > (Л

с и аа N

5]

Ф О)

О ё

ел

Е о °

^ с ю °

£ ! о ЕЕ

О) ^ т- ^

ел ел

■8 £

Е!

О И

Проведение торгов и заключение контракта

Торги с целью заключения контракта по строительству и связанным со строительством работам, товарам и услугам осуществляются в следующих формах:

• открытый конкурс;

• закрытый конкурс;

• конкурентные переговоры;

• закупка у единственного поставщика;

• электронный редукцион.

Иные формы размещения заказов запрещаются.

Для проведения торгов распорядитель бюджетных средств или вышестоящая организация заказчика создает конкурсную комиссию. Объявление о закупке производится на специализированной электронной площадке. Документооборот о торгах ведется в электронной форме. Порядок подачи и рассмотрения заявок устанавливается уполномоченным органом Правительства РФ.

При длительности реализации контракта более года в условия конкурса включается применение корректирующих (дефляционных) коэффициентов. Размер обеспечения заявки от претендента на участие в конкурсе на комплексный контракт не должен превышать 1 % сметной стоимости при стоимости до 100 млн руб., 0,75 % при стоимости до 1 млрд руб. и 0,5 % при стоимости свыше 1 млрд руб.

1. При объявлении открытого конкурса заказчик публикует извещение о конкурсе и тендерную документацию. Последний срок подачи заявок на конкурс должен быть не ранее:

• 20 календарных дней после публикации при сметной стоимости до 100 млн руб. и для лотов без указания объемов работ;

• 30 календарных дней при сметной стоимости до 1 млрд руб.;

• 40 календарных дней при сметной стоимости до 10 млрд руб.;

• 50 календарных дней при сметной стоимости свыше 10 млрд руб.

Претендент может до подачи заявки проверить проектную документацию, включая сметную документацию, перечень и объем работ. При обнаружении ошибок претендент может подать одну или две жалобы в конкурсную комиссию не позже чем за 10 дней до последнего срока подачи заявок. Количество замечаний в одной жалобе не ограничивается. В замечании указывается ошибочный пункт сметы или номер чертежа, обоснование замечания со ссылкой на нормативный документ, предложение по исправлению.

При совпадении замечаний от разных претендентов жалобы объединяются. Комиссия обязана принять жалобы к рассмотрению, продлив срок подачи заявок на время рассмотрения и ответ заявителю, но не более 5 календарных дней на одну жалобу. При выявлении необходимости дополнительных

работ и затрат поправки могут быть внесены в тендерную документацию без снятия лота с конкурса.

В случае удовлетворения жалобы по существу претендент, заключивший контракт, не сможет далее в ходе работ подавать претензии по увеличению цены контракта. При отказе в удовлетворении жалобы по существу результаты конкурса могут быть обжалованы в суде в течение 30 календарных дней после подведения итогов.

Заявка претендента должна содержать предложение по цене контракта, продолжительности строительства и выполнения работ, а также информацию в соответствии с условиями объявленного конкурса. Заявка может также содержать предложения по совершенствованию проектного решения, применению прогрессивных строительно-монтажных технологий.

Предложение по цене контракта не может быть менее чем 80 % и более чем 105 % сметной стоимости лота без учета корректирующих (дефляционных) коэффициентов и затрат на перебазирование организации. Если в предложении названа цена, выходящая за указанные пределы, при рассмотрении заявки принимаются соответствующие предельные значения цены.

Если при подведении итогов конкурса интегральный критерий нескольких претендентов одинаков, предпочтение отдается заявке с наименьшей предложенной ценой (с учетом удовлетворенных замечаний в жалобах претендентов). Если интегральный критерий и цены в заявках нескольких претендентов одинаковы, предпочтение отдается заявке с меньшей заявленной продолжительностью строительства. Заказчик имеет право установить резерв времени, при использовании которого технический заказчик освобождается от штрафных санкций по контракту.

Если по интегральному критерию, цене предложения и по продолжительности заявки одинаковы, предпочтение отдается заявке, поступившей ранее других.

Заявка претендента на комплексный контракт должна содержать согласие основных субподрядчиков (объем работ или поставок которых составляет более 10 % стоимости контракта) на участие в исполнении контракта. Допускается выдача одним субподрядчиком согласия на участие в составе исполнителей различных претендентов на роль генерального подрядчика. Допускается также выдача согласия субподрядчиком, если он участвует в том же конкурсе в качестве претендента на роль генерального подрядчика.

Заявка претендента может содержать альтернативные предложения по совершенствованию объемно-планировочных, конструктивных и технологических решений, если они соответствуют заданию на проектирование. Заявка претендента может содержать альтернативные формулировки текста контракта. В случае победы претендента, предложивше-

го альтернативную формулировку, окончательный текст устанавливается конкурсной комиссией в течение 15 календарных дней после вынесения решения о присуждении контракта. Стоимость доставки оборудования, материалов и конструкций, шефмонтажа и шефналадки оборудования, монтажных и наладочных операций (при их наличии) должна быть выделена отдельно.

2. Закрытый конкурс проводится в том случае, если проектная документация объекта содержит служебную информацию с грифом «для служебного пользования», коммерческой, военной или государственной тайны. Информация о закрытом конкурсе рассылается претендентам, имеющим допуск к закрытой информации. В остальном принципы подачи заявок и подведения итогов конкурса соответствуют проведению открытого конкурса.

3. Конкурентные переговоры организуются для комплексных контрактов, строительно-монтажных работ и поставки оборудования на сумму свыше 10 млрд руб. Они ведутся в два тура. Первый тур выглядит в виде открытого или закрытого конкурса. Для второго тура конкурсная комиссия отбирает не менее трех претендентов (при наличии), показавших наилучшие результаты в первом туре. В состав комиссии включаются представители антимонопольной службы, федерального или регионального исполнительного органа по строительству, местных органов власти, саморегулируемой организации, владельца земельного участка.

Во втором туре претенденты представляют комиссии свои технические решения по строительству объекта, графики строительства, обосновывают расход ресурсов. На каждом заседании заслушивается только один претендент, представители остальных претендентов не допускаются. Заседания комиссии проводятся не более трех раз для каждого претендента, интервал между заседаниями составляет не менее трех и не более десяти календарных дней. В результате обсуждения претенденты могут изменять первоначальные предложения как по техническим решениям, так и по цене контракта и продолжительности строительства. Все заседания комиссии записываются аудиовизуальными средствами и сохраняются до окончания действия контракта.

Итоги второго тура подводятся по условиям конкурса, указанным в тендерной документации.

4. Закупка у единственного поставщика осуществляется, если по результатам объявленного конкурса или первого тура конкурентных переговоров подана только одна заявка. Такая закупка проводится также при специальном обосновании уникальности заказываемого оборудования, строящегося объекта.

5. Электронный редукцион (аукцион со снижением цены) производится при торгах на сумму до 10 млн руб., а также для контрактов на консервацию и снос. Для таких контрактов обоснование инвестиций необязательно.

Реализация контракта

Перед подписанием контракта претендент, выигравший конкурс, составляет проект сметы выполнения контракта, которая подлежит утверждению заказчиком. В смете требуется перечислить платежные этапы и работы, подлежащие реализации на каждом этапе. Итоговая сумма сметы без учета корректирующих (дефляционных) коэффициентов должна соответствовать цене контракта, предложенной победителем конкурса. Корректирующие коэффициенты могут по итогам квартала (года) уточняться по фактическим показателям инфляции, если это предусмотрено в контракте.

При продолжительности исполнения контракта свыше одного года подробные планы работ и платежные этапы составляются на первый год строительства и укрупненно — на последующие годы. На каждый последующий год планы работ и платежные этапы могут корректироваться дополнительными соглашениями заказчика и подрядчика. При этом общая сумма платежных этапов без учета корректирующих (дефляционных) коэффициентов должна соответствовать цене контракта.

При увеличении цен на строительные материалы, строительные машины, технологическое оборудование и другие материальные ресурсы более чем на пять процентов за год заказчик компенсирует фактическую инфляцию по сравнению с заложенным в смету контракта корректирующим коэффициентом. Компенсация рассчитывается по каждому элементу материальных затрат в отдельности на основании платежных документов подрядчика и выплачивается сверх предусмотренного резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

В случае обнаружения необходимости выполнения непредвиденных работ и затрат, не предусмотренных проектной документацией, подрядчик должен сообщить об этом заказчику и предложить проект дополнительного соглашения. Заказчик принимает решение о проведении и оплате указанных работ и затрат или об отказе от их выполнения. Суммарное увеличение цены контракта в ходе его реализации не может превышать установленную в контракте величину резерва средств на непредвиденные работы и затраты, за исключением компенсации фактической инфляции. Неиспользованный остаток резерва должен быть возвращен инвестору (в бюджет).

При исчерпании суммы резерва и невозможности продолжать стройку контракт подлежит расторжению. Заказчик принимает решение о достройке объекта с объявлением нового конкурса, консервации или ликвидации объекта, а также о предъявлении претензий по возмещению убытков. Распорядитель бюджетных средств, вышестоящий орган государственного (муниципального) заказчика принимает решение о степени вины заказчика и о принятии соответствующих мер, вплоть до запрета объявления

< п

О Г

И 2

О

а СО

1 2

У 1

о со

и -

> ! о

2 3 О

О? о

со

СО

о Ш 0

2 6 > §

а (

Гм

7

. он ■

(Л п (у

с о ® X

22 О о 10 10 10 10

заказчиком тендеров по строительству в течение года. Такое же решение может принять Счетная палата.

При обнаружении контролирующими органами признаков «обналичивания» денежных средств подрядчиком (генеральным подрядчиком, субподрядчиком) заказчик теряет право объявления тендеров по строительству в течение года. Информация о соответствующих действиях подрядчика передается правоохранительным органам.

Для частных контрактов на выполнение работ, поставку строительных материалов и изделий, строительных конструкций массового изготовления объем работ (поставок) возможно указать справочно. Основным условием контракта при этом является укрупненная или единичная удельная цена работы (поставки). При изменении заказчиком объема работ в пределах 10 % удельная цена не изменяется, заключение дополнительного соглашения не требуется. При уменьшении заказчиком объема работ (поставок) более чем на 10 %, но менее чем на 20 %, удельная цена работ (поставок) увеличивается на пять процентов. В случае уменьшения заказчиком объема работ более чем на 20 % заключается дополнительное соглашение об увеличении удельной цены и умень-

шении объема работ (поставок). В случае непреодолимых разногласий по поводу дополнительного соглашения контракт расторгается без определения вины сторон.

После заключения договора заказчик в 20-дневный срок выплачивает аванс в размере платежа первого месяца по графику финансирования, но не более 30 % общей цены контракта. Принятие работ и поставок производится заказчиком с проведением в необходимых случаях контрольных проверок и испытаний. Оплата работ осуществляется ежемесячно по фактически принятым работам за вычетом доли аванса, приходящейся на данный месяц. Последние 10 % суммы платежного этапа (кроме последнего) по смете контракта выплачиваются только после принятия заказчиком работ данного этапа в целом. Последние 6 % цены контракта выплачиваются после проведения заключительных операций по приемке объекта (работ, поставок), в необходимых случаях — гарантийных испытаний и комплексного опробования, из них три процента — после окончания гарантийного срока службы объекта.

Сопоставление основных действующих и предлагаемых положений приведено в таблице.

N N N N О О N N

К

О >

с m

Сопоставление основных действующих и предлагаемых концептуальных положений Comparison of the main existing and proposed conceptual provisions

Предмет рассмотрения Subject of consideration Существующие правила Existing rules Концептуальные предложения Conceptual proposals

Законодательство Legislation Единое для всех видов поставок One for all types of deliveries Специальное законодательство для торгов по строительству Special legislation for tendering for construction

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роль заказчика Customer role Покупатель: разрабатывает условия тендера, текст договора Buyer: develops tender terms, contract text Организует ЖЦ, обеспечивает условия работ, поставляет оборудование, контролирует результаты, сдает объект в эксплуатацию Organizes housing and communal services, provides working conditions, delivers equipment, monitors results, puts the facility into operation

Роль подрядчика Contractor role Продавец: участвует в тендере, исполняет договор Seller: participates in the tender, performs the contract Разрабатывает встречные предложения по совершенствованию проекта, организует и выполняет работы Develops counter-proposals to improve the project, organizes and performs the work

Ответственность заказчика Customer liability Отвечает за нарушения законодательства о закупках Responsible for procurement law violations Отвечает за несоблюдение обязанностей, может быть внесен в «список нарушителей» Responsible for failure to comply, can be included in the "list of violators"

Ответственность подрядчика Contractor liability Отвечает за нарушения законодательства о закупках Responsible for procurement law violations Отвечает за несоблюдение обязанностей, может быть внесен в «список нарушителей» Responsible for failure to comply, can be included in the "list of violators"

<U <D

О %

E3 Г

si

О И

Е о

DL ° ^ с

ю о

s 1

о ЕЕ

fee

СП ^ т- ^

(Л (Л

Продолжение таблицы / Continuation of the Table

Предмет рассмотрения Subject of consideration Существующие правила Existing rules Концептуальные предложения Conceptual proposals

Виды контрактов Contract Type Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг Delivery of goods, works, services Комплексный контракт на строительство объекта, в том числе «под ключ» Частный контракт на выполнение отдельных видов работ, услуг Complex contract for construction of the facility, including "turnkey" Private contract for certain types of work, services

Предмет контракта Subject of contract Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг Delivery of goods, works, services Любые этапы ЖЦ объекта Any stages of the object housing and communal services

Подготовка к торгам на строительство объекта Preparation for the tender for the construction of the facility Разработка проектной документации (иногда обоснования инвестиций), условий тендера Development of project documents (sometimes investment justifications), tender terms Разработка задания, обоснования инвестиций, технико-экономического обоснования, проектной документации, условий тендера Development of the task, justification of investments, feasibility study, project documentation, tender conditions

Состав конкурсной комиссии Contest committee Определяется заказчиком Customer specific Могут входить представители ФАС, СРО, органов власти и самоуправления May include representatives of FAS, SRO, government and self-government

Организация торгов для крупных контрактов Tendering for large contracts Не отличается от остальных No different than the others Проводятся конкурентные переговоры претендентов с независимой комиссией Competitive negotiations between applicants and an independent commission

Предложения по улучшению проекта и договора Proposals for improving the draft and the treaty Не принимаются во внимание Do not take into account Могут быть заявлены в определенные сроки, должны быть рассмотрены комиссией Can be declared within a certain time, should be considered by the commission

Отношения генподрядчика с субподрядчиками General contractor's relationship with subcontractors Не контролируются Out of control Контролируются заказчиком в целях обеспечения качества и эффективности строительства Controlled by the customer to ensure quality and efficiency of construction

Начальная цена контракта Initial contract price Начальная цена не может быть превышена на торгах. Демпинг практически не контролируется The starting price cannot be exceeded in the auction. Dumping is practically not controlled Цена уточняется по мере подготовки проекта, с учетом поправок участников торгов. На торгах может быть предложена в определенном диапазоне The price is specified as the project is prepared, taking into account the amendments of the bidders. At the tender can be offered in a certain range

Цена выполнения контракта Contract price Как правило, твердая цена Usually, a firm price Цена прогнозируется по кварталам, индексируется в период строительства Price forecast for quarters, indexed during construction

Штрафы и премии подрядчику Fines and bonuses to contractor Штрафы предусматриваются договорными условиями Fines are stipulated by contract Штрафы, премии и неустойки предусматриваются договорными условиями для обеих сторон Fines, premiums and penalties are stipulated in the contractual terms for both parties

< П

® е

<л t з

3 О (Л

с

0 сл

t СЯ

1 z У 1

J со U

> I

n °

С 3

о СЛ 0?

о n

CO CO

l\J CO

о

>6

CD CD

l С

3 e

. DO

■ T

s □

W У

с о

ф X

2 2

О О

2 2

2 2

Окончание таблицы / End of the Table

Предмет рассмотрения Subject of consideration Существующие правила Existing rules Концептуальные предложения Conceptual proposals

Параллельное выполнение проектной документации и изготовление оборудования Parallel implementation of project documents and manufacture of equipment Не рассматривается Irrelevant Увязывается на этапах подготовки к тендеру на строительство Linked at the tender stages for construction

Первоочередные затраты, включая затраты на перебазирование строительных организаций Priority costs, including relocation of construction companies Не выделяются Do not stand out Выделяются в сумме затрат, уточняются после подведения итогов тендера Are allocated in the amount of costs, refined after the results of the tender

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты Contingency and cost reserve Не рассматривается Irrelevant Остается на специальном счете распорядителя бюджетных средств Remains in the special account of the budget manager

Резерв времени при выполнении работ Time reserve when performing work Не предусмотрен Do not provide Устанавливается договорными условиями Is established by contract

Цены на конструкции и оборудование инвестиционного назначения Prices for construction and equipment for investment purposes Не контролируются Out of control Процент косвенных затрат и рентабельность лимитированы по образцу сметного нормирования Indirect cost percentage and profitability are limited based on estimated rationing

Документооборот тендера Tender document circulation Описан подробнейшим образом Described in detail Описывается в инструкции Described in the instruction

N N N N О О

N N * *

It

U >

С

ta

<U О)

о %

E о

DL ° ^ с Ю °

S? ]s

о EE

fee

en ^

W (Л

ЕЗ

Si

О (Я

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С целью совершенствования закупочных процедур в области строительства и реконструкции зданий и сооружений целесообразно инициировать разработку и представление федерального закона о государственных закупках в сфере капитального строительства. В статьях закона следует отразить вопросы подготовки заказчиков и участников строительства, проведения тендерных процедур, заключения и исполнения контракта. Необходимо раздельно рассмотреть заключение комплексных контрактов на строительство объектов и частных контрактов на выполнение работ, поставку оборудования и материалов, оказание услуг. Для заводов-поставщиков материалов, конструкций и оборудования возможно ввести ограничение по максимальному уровню косвенных расходов и уровню плановой рентабельности.

В контракте государственного заказчика с техническим заказчиком стоит предусматривать резерв времени по сравнению с обязательствами отдельных исполнителей: проектировщиков, строителей, монтажников.

Для подрядных организаций требуется запретить демпинг путем фиксирования нижней и верхней границы цены контракта. Проведение аукционов и ре-дукционов, иных закупочных процедур необходимо ограничить. Напротив, для крупных проектов рекомендуется развивать конкурентные переговоры, обеспечивающие итеративное сближение позиций сторон. Следует сделать равноправными отношения заказчика и исполнителя контракта, обеспечить равную ответственность за исполнение своих функций. Это будет являться предпосылкой для превращения подрядчика из «врага» заказчика в партнера и соратника.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Boadu E.F., Sunindijo R.Y., Wang C.C., Frimpong S. Client-led promotion of health and safety through the procurement process on public construction projects in developing countries // Safety Science. 2022. Vol. 147. P. 105605. DOI: 10.1016/j.ssci.2021.105605

2. Martin L., Benson L. Relationship quality in construction projects: A subcontractor perspective of principal contractor relationships // International Journal of Project Management. 2021. № 39 (6). C. 633-645. DOI: 10.1016/j.ijproman.2021.05.002

3. Cheaitou A., Larbi R., Housani B.A. Decision making framework for tender evaluation and contractor selection in public organizations with risk considerations // Socio-Economic Planning Sciences. 2019. Vol. 68. P. 100620. DOI: 10.1016/j.seps.2018.02.007

4. Loosemore M., Alkilani S.Z., Murphy R. The institutional drivers of social procurement implementation in Australian construction projects // International Journal of Project Management. 2021. Vol. 39. Issue 7. Pp. 750-761. DOI: 10.1016/j. ijproman.2021.07.002

5. Gallego J., Rivero G., Martínez J. Preventing rather than punishing: An early warning model of malfeasance in public procurement // International Journal of Forecasting. 2021. Vol. 37. Issue 1. Pp. 360-377. DOI: 10.1016/j.ijforecast.2020.06.006

6. Khoso A.R., Yusof A.M., Chen Z.-S., SkibniewskiM.J., ChinK.-S., KhahroS.H. Comprehensive analysis of state-of-the-art contractor selection models in construction environment-A critical review and future call // Socio-Economic Planning Sciences. 2021. Vol. 79. P. 101137. DOI: 10.1016/j.seps.2021.101137

7. Maréchal F., Morand P.-H. Are social and environmental clauses a tool for favoritism? Analysis of French public procurement contracts // European Journal of Political Economy. 2021. Pp. 102140. DOI: 10.1016/j. ejpoleco.2021.102140

8. Li J., Kassem M. Applications of distributed ledger technology (DLT) and Blockchain-enabled smart contracts in construction // Automation in Construction. 2021. Vol. 132. P. 103955. DOI: 10.1016/j. autcon.2021.103955

9. McNamara A.J., Sepasgozar S.M. Intelligent contract adoption in the construction industry: Concept development // Automation in Construction. 2021. Vol. 122. P. 103452. DOI: 10.1016/j.autcon.2020.103452

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. YevuS.K., YuA.T.W., Darko Y.A. Digitalization of construction supply chain and procurement in the built environment: Emerging technologies and opportunities for sustainable processes // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 322. P. 129093. DOI: 10.1016/j. jclepro.2021.129093

11. OwusuE.K., ChanA.P.C., Ameyaw E. Toward a cleaner project procurement: Evaluation of construction

projects' vulnerability to corruption in developing countries // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 216. Pp. 394-407. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.01.124

12. Rodríguez M.J.G., Montequín V.R., Fernández F.O., Balsera J.V. Spanish Public Procurement: legislation, open data source and extracting valuable information of procurement announcements // Procedia Computer Science. 2019. Vol. 164. Pp. 441-448. DOI: 10.1016/j.procs.2019.12.204

13. Юзвович Л.И., Исакова Н.Ю., Истомина Ю.В., Харжавин К.Е., Гоголина И.Н. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты: монография. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. 233 с.

14. Кауфова Ф.Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования законодательства // Молодой ученый. 2017. № 50 (184). С. 296-298.

15. Береженцева И.О. Международный опыт проведения подрядных торгов в строительстве // Молодой ученый. 2018. № 48 (234). С. 370-372.

16. Парфильева Е.Н., Нуруллина А.И. Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за рубежом // Вопросы экономики и управления. 2018. № 1 (12). С. 14-17.

17. Семенова Ф.З., Борлакова М.Б., Боташе-ва Л. С. Зарубежный опыт организации государственных закупок // Фундаментальные исследования. 2016. № 6-2. С. 465-469.

18. Жигит А.А., ХамидуллинаК.И., Лашкин С.А. Комплексная оценка проведения электронного аукциона при проведении государственных закупок услуг (на примере строительного подряда) // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 1. С. 68-74.

19. Камалян А.М. Правовое регулирование государственных закупок в Европейском Союзе : ав-тореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2018.

20. Федорова И.Ю., Пипия Ю.С. Организация системы государственных закупок в Японии и возможности опыта их применения в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2021. Т. 12. № 1. С. 34-55. DOI: 10.18184/2079-4665.2021. 12.1.34-55

21. Анчишкина О.В. Контрактная система Российской Федерации: особенности функционирования сферы государственных и муниципальных закупок, закупок отдельных видов юридических лиц // Экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 4. С. 53-88.

22. Смотрицкая И.И. Контрактная система закупок в контексте российских реформ // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 6. С. 9-25. DOI: 10.24411/2073-6487-201910067

< П

tT

iH О Г

0 w

t СО

1 z y i

J CD

U ¡3

r i

n °

C 3

0 CC

01

о n

CO CO

n NJ

Ш 0

с 6

r §

•)

mM

® 7

. DO

■ T

s □

(Л У

с о <D X

, ,

2 2 О О 2 2 2 2

Поступила в редакцию 25 января 2022 г.

Принята в доработанном виде 4 апреля 2022 г.

Одобрена для публикации 4 апреля 2022 г.

Об авторах : Александр Сергеевич Павлов — доктор технических наук, профессор, профессор кафедры строительства объектов тепловой и атомной энергетики; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; заместитель руководителя Департамента экспертизы и оптимизации проектных решений; Всероссийский научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций (ВНИИАЭС); 109507, г. Москва, ул. Ферганская, д. 25; РИНЦ ID: 79850, Scopus: 57212719485, ResearcherlD: AAH-4585-2021, ORCID: 0000-0001-6638-5554; PavlovAS@mgsu.ru;

Роман Вадимович Островский — аспирант кафедры строительства объектов тепловой и атомной энергетики; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ID: 920855, Scopus: 57221052924, ORCID: 0000-0001-7886-4659; rchkp@rambler.ru.

Вклад авторов:

Павлов А.С. — разработка концепции контрактных отношений, подготовительных этапов, заключения контракта, определения цены контракта.

Островский Р.В. — разработка концепции договорной продолжительности строительства, исполнения контракта.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

N N N N

0 О N N

¡É (V U 3 > (Л

с и m N

il

1 ?

<D О)

О ё

REFERENCES

Е о

CL ° ^ с

ю о

s 1

о ЕЕ

feo

СП ^ т- ^

г

Él

о И

1. Boadu E.F., Sunindijo R.Y., Wang C.C., Frim-pong S. Client-led promotion of health and safety through the procurement process on public construction projects in developing countries. Safety Science. 2022; 147:105605. DOI: 10.1016/j.ssci.2021.105605

2. Martin L., Benson L. Relationship quality in construction projects: A subcontractor perspective of principal contractor relationships. International Journal of Project Management. 2021; 39(6):633-645. DOI: 10.1016/j.ijproman.2021.05.002

3. Cheaitou A., Larbi R., Housani B.A. Decision making framework for tender evaluation and contractor selection in public organizations with risk considerations. Socio-Economic Planning Sciences. 2019; 68:100620. DOI: 10.1016/j.seps.2018.02.007

4. Loosemore M., Alkilani S.Z., Murphy R. The institutional drivers of social procurement implementation in Australian construction projects. International Journal of Project Management. 2021; 39(7):750-761. DOI: 10.1016/j.ijproman.2021.07.002.

5. Gallego J., Rivero G., Martínez J. Preventing rather than punishing: An early warning model of malfeasance in public procurement. International Journal of Forecasting. 2021; 37(1):360-377. DOI: 10.1016/j. ijforecast.2020.06.006

6. Khoso A.R., Yusof A.M., Chen Z.-S., Skib-niewski M.J., Chin K.-S., Khahro S.H. Comprehensive analysis of state-of-the-art contractor selection models in construction environment-A critical review and future call. Socio-Economic Planning Sciences. 2021; 79:101137. DOI: 10.1016/j.seps.2021.101137

7. Maréchal F., Morand P.-H. Are social and environmental clauses a tool for favoritism? Analysis of French public procurement contracts. European Journal of Political Economy. 2021; 102140. DOI: 10.1016/j. ejpoleco.2021.102140

8. Li J., Kassem M. Applications of distributed ledger technology (DLT) and Blockchain-enabled smart contracts in construction. Automation in Construction. 2021; 132:103955. DOI: 10.1016/j.autcon.2021.103955

9. McNamara A.J., Sepasgozar S.M. Intelligent contract adoption in the construction industry: Concept development. Automation in Construction. 2021; 122:103452. DOI: 10.1016/j.autcon.2020.103452

10. Yevu S.K., Yu A.T.W., Darko Y.A. Digita-lization of construction supply chain and procurement in the built environment: Emerging technologies and opportunities for sustainable processes. Journal of Cleaner Production. 2021; 322:129093. DOI: 10.1016/j. jclepro.2021.129093

11. Owusu E.K., Chan A.P.C., Ameyaw E. Toward a cleaner project procurement: Evaluation of construction projects' vulnerability to corruption in developing countries. Journal of Cleaner Production. 2019; 216:394-407. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.01.124

12. Rodríguez M.J.G., Montequín V.R., Fernández F.O., Balsera J.V. Spanish Public Procurement: legislation, open data source and extracting valuable information of procurement announcements. Procedia Computer Science. 2019; 164:441-448. DOI: 10.1016/j. procs.2019.12.204

13. Yuzvovich L.I., Isakova N.Yu., Istomina Yu.V., Kharzhavin K.E., Gogolina I.N. Public procurement system: theoretical and practical aspects: monograph. Ekaterinburg, Ural Federal University, 2019; 233. (rus.).

14. Kaufova F.B. Problems of the contract system of public procurement and ways to improve legislation. Young Scientist. 2017; 50(184):296-298. (rus.).

15. Beryozhentseva I.O. International experience of contract bidding in construction. Young Scientist. 2018; 48(234):370-372. (rus.).

16. Parfileva E.N., Nurullina A.I. Analysis of the contract system in the field of public procurement abroad. Issues of Economics and Management. 2018; 1(12):14-17. (rus.).

17. Semenova F.Z., Borlakova M.B., Botashe-va L.S. Foreign experience of state procurement. Fundamental Research. 2016. 6-2:465-469. (rus).

18. Zhigit A.A., Khamidullina K.I., Lashkin S.A. Comprehensive evaluation of electronic auction at the purchase of public services purchases (on the example

of construction contract). Russian Economic Bulletin. 2020; 3(1):68-74. (rus.).

19. Kamalyan A.M. Legal regulation of public procurement in the European Union. Diss. PhD. Moscow, 2018. (rus.).

20. Fedorova I.Yu., Pipiya Yu.S. Organization of the public procurement system in Japan and the possibilities of experience of their application in Russia. MIR (Modernization. Innovation. Research). 2021; 12(1):34-55. DOI: 10.18184/2079-4665.2021.12.1.34-55 (rus.).

21. Anchishkina O.V. Russian Federation contract system: functioning peculiarities of state and municipal procurement and certain types of legal entities procurement. Economic theory, analysis, practice. 2017; 4:5388. (rus.).

22. Smotritskaya I.I. Contract procurement system in the context of Russian reforms. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2019; 6:9-25. DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10067 (rus.).

Received January 25, 2022.

Adopted in revised form on April 4, 2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Approved for publication on April 4, 2022.

V B

Bi o n o t e s : Alexander S. Pavlov — Doctor of Technical Sciences, Professor, Professor of the Department of n H Construction of Thermal and Nuclear Power Facilities; Moscow State University of Civil Engineering (National k S Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; Deputy Head of the 3 ^ Department of Expertise and Optimization of Design Solutions; All-Russian Research Institute for Nuclear Power S r

со

Plants Operation (VNIIAES); 25 Ferganskaya st., Moscow, 109507, Russian Federation; ID RISC: 79850, Scopus: 57212719485, ResearcherlD: AAH-4585-2021, ORCID: 0000-0001-6638-5554; PavlovAS@mgsu.ru;

Roman V. Ostrovskii — postgraduate of the Department of Construction ofThermal and Nuclear Power Facilities; h ^ Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, 2 9 Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 920855, Scopus: 57221052924, ORCID: 0000-0001-7886-4659; rchkp@ o 7

r 1

rambler.ru. n 9

2 3

0 2

Contributions of the authors: q r

Alexander S. Pavlov — development of the concepts of contractual relations, preparatory stages, awarding of the S 2 contract, determination of the contract price. O S

Roman V Ostrovskii — development of the concept of contractual duration of construction, contract execution. OO 2 The authors declare that they have no conflicts of interest. a 3

n 4 r 6 t (

01

r n • )

® . . DO

■ T

s □

s y

M 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.