Научная статья на тему 'Государственные закупки образовательных организаций'

Государственные закупки образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1259
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

В статье рассмотрен порядок размещения заказов, который применяется образовательными учреждениями (казенными, бюджетными нового типа и автономными) при государственных закупках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные закупки образовательных организаций»

Бюджетная политика

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Многие образовательные организации РФ имеют форму бюджетных учреждений, которые с 01.01.2011 поделены законодательством на три типа — казенные, бюджетные нового типа и автономные учреждения. Бюджетные учреждения могут выступать государственными и иными заказчиками при размещении заказов, в том числе на поставки товаров для нужд государства или нужд самого бюджетного учреждения. Однако категория заказчика не влияет на сам порядок размещения заказов на поставку товаров для государственных, муниципальных нужд и бюджетных учреждений. Рассмотрим порядок размещения заказов, который применяется образовательными учреждениями при государственных закупках.

Система государственных закупок основана на специальном порядке размещения заказов для удовлетворения государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений (далее — размещение заказов). Основным нормативным документом, определяющим регламент размещения заказов, выступает Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).

Закон № 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения заказов в целях:

— обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов;

— эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;

— расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия;

— развития добросовестной конкуренции;

— совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;

— обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов;

— предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере госзакупок.

Чтобы понять, каким образом бюджетные образовательные учреждения осуществляют госзакупки, в первую очередь следует обозначить, что в законодательстве понимается под государственными, муниципальными нуждами и нуждами бюджетных учреждений и когда образовательные учреждения могут выступать государственными заказчиками, а когда — иными.

Статья 3 Закона № 94-ФЗ относит к государственным нуждам обеспечиваемые за счет федерального бюджета или региональных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ понимаются обеспечиваемые федеральными

бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов РФ (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

В свою очередь под муниципальными нуждами в ст. 3 Закона № 94-ФЗ понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений. Иными словами:

— под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджетов разного уровня и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, а также государственных (муниципальных) заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых, в частности, для осуществления внешних и внутренних функций и полномочий самой РФ, ее субъектов, атакже государственных (муниципальных) заказчиков;

— под нуждами бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые соответствующими бюджетными учреждениями (независимо от источников финансирования) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Статьей 4 Закона № 94-ФЗ определено, что государственными, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Напомним, что сегодня такие типы бюджетников, как бюджетные учреждения с расширенными правами и автономные учреждения, не признаются

получателями бюджетных средств различного уровня. В силу чего эти типы бюджетных учреждений (независимо от их отраслевой направленности) исключены из состава государственных, муниципальных заказчиков. Их законодатель именует иными заказчиками, на что прямо указывает ст. 4 Закона № 94-ФЗ.

Таким образом, в качестве государственных (муниципальных) заказчиков, которые вправе заключать контракты от имени самой РФ, ее субъектов или же муниципальных образований РФ, могут выступать лишь бюджетные образовательные учреждения, отнесенные законодательством в состав казенных учреждений. Все иные бюджетные образовательные учреждения могут выступать лишь иными заказчиками, заключающими гражданско-правовые договоры на обеспечение бюджетных нужд от имени самого образовательного учреждения. Кстати, ранее такой порядок применялся в отношении автономных учреждений, на что указывает письмо Минэкономразвития России от 18.01.2008 № Д04-90 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ».

Обратите внимание, действуя в качестве заказчика, размещать заказы, в том числе на поставку товаров, бюджетные образовательные учреждения могут самостоятельно, через уполномоченные органы либо силами специализированных организаций.

Причем выбор такой специализированной организации осуществляется образовательным учреждением (далее — заказчик) тоже путем размещения заказа на оказание услуг для нужд заказчиков в порядке, определенном Законом № 94-ФЗ, на что указывает п. 2 ст. 6 Закона № 94-ФЗ.

Согласно ст. 8 Закона № 94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного, муниципального контракта или же гражданско-правового договора.

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом участники размещения заказа должны отвечать обязательным требованиям, установленным ст. 11 Закона № 94-ФЗ.

Как следует из ст. 10 Закона № 94-ФЗ, размещение заказа может осуществляться:

— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

— без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Способ размещения заказа определяется заказчиком. При этом общепринятым способом размещения заказов являются торги. Все остальные могут применяться заказчиком только в случаях, непосредственно предусмотренных Законом № 94-ФЗ. На это указывает обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.

Одной из форм проведения торгов является конкурс. Под конкурсом, по Закону № 94-ФЗ, понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта и заявке которого на участие в конкурсе присвоен первый номер.

Причем проведение торгов в форме конкурса возможно, если стоимость контракта на поставку товаров не превышает 500 000 руб., а сами товары не включены в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от27.02.2008 № 236-р.

При этом конкурс может быть открытым или закрытым. Проведение закрытого конкурса возможно только в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте государственного контракта. Особенности проведения закрытого конкурса установлены ст. 30 Закона № 94-ФЗ.

Все иные заказы размещаются заказчиком посредством проведения открытого конкурса. Причем анализ Закона № 94-ФЗ позволяет отметить, что процедура его проведения заключается в следующем.

Конкурсная комиссия. При размещении заказа путем проведения конкурса заказчиком в первую очередь создается конкурсная комиссия. Решение о ее создании принимается заказчиком до опубликования в официальном печатном издании или до размещения в Интернете на официальном сайте размещения заказов извещения о проведении конкурса. Он же определяет и состав комиссии (не более пяти человек), порядок ее работы, а также назначает председателя. При этом п. 2 ст. 7 Закона № 94-ФЗ закреплено право заказчика включать в состав конкурсной комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повыше-

ние квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.

Конкурсная комиссия осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, ведет отбор участников конкурса, рассматривает, оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе, определяет победителя торгов, а также ведет соответствующие протоколы.

Проведение конкурса. Обращаем внимание, что при проведении конкурса заказчик может установить требование о денежном обеспечении заявки на участие в конкурсе, размер которого ограничен

5 % от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В отношении таких участников размещения заказа, как субъекты малого предпринимательства, размер указанного обеспечения ограничен 2 % цены лота. Если денежное обеспечение заявки на участие в конкурсе установлено, то оно в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и в обязательном порядке указывается заказчиком в конкурсной документации.

Кроме того, в отношении участника конкурса, с которым будет заключен контракт, заказчик может принять решение об установлении требования

06 обеспечении исполнения контракта. Причем если стоимость контракта не превышает 50 000 000 руб., то речь идет о праве заказчика, а при большей стоимости это уже вменяется в обязанность последнему.

Размер обеспечения исполнения контракта колеблется от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта. Причем, если условиями госконтракта предусмотрена выплата аванса, то обеспечение исполнения госконтракта не может устанавливаться заказчиком в сумме меньшей аванса. Отметим, что в качестве обеспечения исполнения контракта могут выступать:

— безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией;

— договор поручительства;

— денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита).

Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником конкурса, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Обратите внимание, если лицом, с которым по результатам торгов заключается контракт, выступает бюджетное учреждение, то представления обеспечения исполнения контракта не требуется.

При проведении открытого конкурса на размещение заказа на поставку товаров заказчик на

официальном сайте размещения заказов (www. zakupki. gov. ru) должен разместить извещение о его проведении. Причем в общем случае сделать это необходимо заранее — не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным заявкам.

Обратите внимание, нарушение заказчиком сроков размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса даже на один рабочий день может привести к административной ответственности заказчика. Согласно ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) такое административное нарушение грозит должностному лицу заказчика штрафом в сумме Зтыс. руб. Кроме того, оштрафовать на 10 тыс. руб. может и само образовательное учреждение, размещающее заказ.

При просрочке более, чем два рабочих дня, сумма штрафа значительно возрастает. Так, должностные лица заказчика могут потерять 30 тыс. руб., а сам заказчик — 100 тыс. руб.

В извещении о проведении конкурса заказчиком указываются сведения, перечисленные в п. 4 ст. 21 Закона № 94-ФЗ:

— форматоргов;

— наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

— предмет контракта с указанием количества поставляемого товара;

— место поставки товара;

— начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);

— срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором она размещена, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;

— место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;

— преимущества, предоставляемые производителям товаров в лице учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и (или) организаций инвалидов, если такие преимущества имеются. В отношении указанных лиц заказчик вправе устанавливать преимущества в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15 % в порядке и в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленными Правительством РФ.

Напоминаем, что перечни таких товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обратите внимание, при невозможности размещения извещения на www. zakupki. gov. ru заказчик может воспользоваться любыми средствами массовой информации, в том числе и электронными, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо размещения на официальном сайте.

Конкурсная документация. Для проведения конкурса заказчиком разрабатывается конкурсная документация, в которой указываются все требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности и потребительским свойствам, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Обращаем внимание, что запрещено включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам и потребительским свойствам товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у него опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом № 94-ФЗ.

Кроме того, запрещено включать в конкурсную документацию информацию о товарных знаках, наименовании места происхождения товара или наименовании производителя и любую иную информацию, которая может повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа на поставку товара. Согласны с таким подходом и суды, на это, например, указывает постановление ФАС Уральского округа от 05.07.2010 № Ф09-5070/10-С1 по делу № А50-35604/2009.

Обратите внимание, если в конкурсной документации содержится указание на иностранный товарный знак, то в нее заказчик обязан включить указание на бренд российского аналога (товара).

О том, какие конкретно сведения включаются заказчиком в конкурсную документацию, сказано в п. 4ст. 22 Закона № 94-ФЗ. При этом все сведения, указанные в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса. Обязательным приложением конкурсной документации выступает проект контракта, а если конкурс проводится по нескольким лотам, то проект контракта составляется по каждому лоту отдельно.

Обратите внимание, конкурсная документация размещается заказчиком на официальном сайте заказов одновременно с извещением о проведении открытого конкурса. Причем она должна быть доступна для ознакомления всем желающим без взимания платы.

Кроме того, по заявлению заинтересованного лица заказчик должен предоставить ему в течение двух рабочих дней конкурсную документацию в письменном или в электронном виде. За предоставление конкурсной документации в письменном виде заказчиком может устанавливаться плата, размер которой ограничен расходами на изготовление копий документов и расходов на доставку почтовой связью. Если заказчиком документация предоставляется на платной основе, то это обязательно указывается в конкурсной документации.

Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которая установлена конкурсной документацией. Порядок подачи заявки, а также сведения, указываемые в ней, установлены ст. 25 Закона № 94-ФЗ.

Обратите внимание, последним днем на прием заявок для участия в конкурсе является день вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме, на что указывает п. 7 ст. 25 Закона № 94-ФЗ.

Имейте в виду, что пропуск данного срока может привести к весьма негативным последствиям, на это указывает постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2010 по делу № А19-10521/09. Исследовав материалы данного дела, арбитры пришли к выводу, что участник размещения заказа, не подавший заявку к моменту вскрытия конвертов, утрачивает право на участие в конкурсе.

Статьей 26 Закона № 94-ФЗ определено, что вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в электронной форме заявкам производится конкурсной комиссией публично в один день, во время и в месте, указанных в извещении о проведении открытого конкурса.

Получив заявку участника, конкурсная комиссия проверяет ее на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и на соответствие участников размещения заказа требованиям ст. 11 Закона № 94-ФЗ, после чего ею принимается решение об участии участника размещения заказа в конкурсе. При этом законом на такие действия комиссии отведено всего 20 дней со дня вскрытия конвертов. Процедура принятия решения о допуске к конкурсу оформляется протоколом, который визируется всеми членами конкурсной комиссии и заказчиком.

Обратите внимание, если в результате рассмотрения заявок всем участникам размещения заказа отказано в конкурсе или же к нему допущен только один участник, то конкурс признается не-состоявшимся. Такие правила установлены п. 5 ст. 27 Закона № 94-ФЗ.

Несмотря на это, в последнем случае заказчик обязан передать единственному участнику размещения заказа проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных этим участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации.

Затем, в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, установленном конкурсной документацией, конкурсная комиссия производит оценку и сопоставление заявок, поданных участниками и допущенных к конкурсу. Оценка и сопоставление заявок осуществляются комиссией в течение 10 дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Обратите внимание, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., то срок, выделяемый законом на оценку и сопоставление заявок, может быть увеличен до 30 дней.

Понятно, что основным критерием отбора заявок является ценовое предложение участника размещения заказа. В то же время на основании п. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ в качестве иных критериев оценки могут применяться:

— функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

— расходы на эксплуатацию товара;

— расходы на техническое обслуживание товара;

— сроки (периоды) поставки товара;

— срок предоставления гарантии качества товара;

— объем предоставления гарантий качества товара.

Обращаем внимание, что при оценке заявок конкурсная комиссия руководствуется Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.

Как следует из п. 8 ст. 28 Закона № 94-ФЗ, на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер. Номера присваиваются по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок, содержащих аналогичные условия. Обращаем внимание, что установление дополнительных критериев оценки одинаковых заявок законодательством не предусмотрено. С этим согласна и арбитражная практика, на что в частности указывает определение ВАС РФ от 16.08.2010 № ВАС-10381/10 по делу № А40-21079/09-26-238.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

С победителем конкурса заказчик в порядке, предусмотренном ст. 528 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), заключает государственный или муниципальный контракт. Если заказчиком выступает бюджетное образовательное учреждение, не имеющее статуса казенного учреждения, то заключается гражданско-правовой договор на поставку товаров.

В общем случае заказчик не вправе отказаться от заключения контракта. В то же время из общего правила имеются исключения. Перечень случаев, когда заказчик обязан отказаться от заключения контракта, содержится в п. 3 ст. 9 Закона № 94-ФЗ. К таковым относятся следующие случаи:

— победитель конкурса находится в стадии ликвидации или признан банкротом;

— деятельность победителя конкурса приостановлена в административном порядке;

— участник указал в заявке на участие в конкурсе заведомо ложные сведения;

— имущество победителя конкурса по решению суда находится под арестом;

— у победителя конкурса имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что он не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.

Список литературы

1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от21.07.2005 № 94-ФЗ.

2. Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд: постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.