Научная статья на тему 'Государственные закупки как предмет статистического анализа'

Государственные закупки как предмет статистического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №44-ФЗ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКУПКИ ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Светлана Александровна

Основной задачей регулирования закупочной деятельности государства является увеличение экономической и социальной эффективности. Решение многих проблем осуществления закупок возможно на основе данных статистического анализа, что требует высокого профессионализма от специалистов, осуществляющих закупки. Опрос, проведённый в 2015 году среди заказчиков показал, что более 80% респондентов считают что с новыми правилами увеличились затраты на каждую процедуру закупки. Самыми большими по затратам заказчики назвали подготовку конкурсной документации (50%), размещение информации о проведении закупки на официальном сайте (26%), расходы, связанные с повышением квалификации сотрудников, занимающихся закупочной деятельностью (36%), составление отчётной документации (35%). Для формирования комплекса современного статистического инструментария интерес представляют положения закона об информации о закупках. Ст. 6 №44-ФЗ устанавливает ряд принципов закупочной деятельности, среди которых есть принцип о прозрачности и открытости информации о проведении закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные закупки как предмет статистического анализа»

Государственные закупки как предмет статистического анализа

Сергеева Светлана Александровна

Преподаватель кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», аспирант кафедры отраслевой и бизнес - статистики РЭУ им. Плеханова ugmzmag@yandex.ru

Основной задачей регулирования закупочной деятельности государства является увеличение экономической и социальной эффективности. Решение многих проблем осуществления закупок возможно на основе данных статистического анализа, что требует высокого профессионализма от специалистов, осуществляющих закупки. Опрос, проведённый в 2015 году среди заказчиков показал, что более 80% респондентов считают что с новыми правилами увеличились затраты на каждую процедуру закупки. Самыми большими по затратам заказчики назвали подготовку конкурсной документации (50%), размещение информации о проведении закупки на официальном сайте (26%), расходы, связанные с повышением квалификации сотрудников, занимающихся закупочной деятельностью (36%), составление отчётной документации (35%). Для формирования комплекса современного статистического инструментария интерес представляют положения закона об информации о закупках. Ст. 6 №44-ФЗ устанавливает ряд принципов закупочной деятельности, среди которых есть принцип о прозрачности и открытости информации о проведении закупок. Ключевые слова: государственные закупки, ФЗ №44-ФЗ, статистический анализ, регулирование закупочной деятельности

Основной задачей регулирования закупочной деятельности государства является увеличение экономической и социальной эффективности. Закупки товаров, работ, услуг находятся в центре внимания государства и общества. Широкий общественный резонанс получают поправки в федеральные законы, регламентирующие осуществление закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Тем не менее, регулирование закупочной деятельности сопряжено с рядом проблем. Решение многих проблем осуществления закупок возможно на основе данных статистического анализа, что требует высокого профессионализма от специалистов, осуществляющих закупки [2;3].

Федеральный закон №4-ФЗ ввёл дополнительные требования к государственным органам, занимающимися аудитом, контролем и мониторингом государственных закупок [4]. Казалось бы - вот решение проблем: обобщаем и анализируем критерии и показатели аудита, мониторинга и разрабатываем комплекс современного статистического инструментария закупок. Но, как показывает практика закупочной деятельности, статистический анализ носит зачастую формальный характер.

Опрос, проведённый в 2015 году среди заказчиков показал, что более 80% респондентов считают что с новыми правилами увеличились затраты на каждую процедуру закупки. Самыми большими по затратам заказчики назвали подготовку конкурсной документации (50%), размещение информации о проведении закупки на официальном сайте (26%), расходы, связанные с повышением квалификации сотрудников, занимающихся закупочной деятельностью (36%), составление отчётной документации (35%). Около 18% респондентов заявили об отсутствии увеличения затрат на закупочную деятельность[5].

Для оценки отношения участников контрактной системы к нововведениям был проведен опрос, который показал, что для большинства заказчиков (84,2%) осуществление закупок по новым правилам с 2014 г. требует больших затрат. Как наиболее значимые заказчики оценили затраты на подготовку технических заданий и иной документации по закупкам (49,3% опрошенных), затраты на размещение информации о закупках на общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru (26,6% респондентов), затраты на повышение квалификации сотрудников (привлечение сторонних организаций) для участия в закупках (35,7%), составление заказчиком различных отчетов (35,7% опрошенных). В то же время, 19 % опрошенных заказчиков отметили, что никаких затрат или издержек организация в связи с введением нового порядка регулирования закупок не несет. Также следует отметить, что по оценке заказчиков и для представителей бизнеса участие в закупках и исполнение контракта по новым правилам с 2014 г. усложнилось. Такого мнения придерживаются 59,8% опрошенных[5].

Для понимания необходимости статистического анализа закупок рассмотрим результаты проекта «Public procurement in Europe» компании PwC. Данные этого исследования показали основные издержки государственных заказчиков. Основываясь на этом исследовании можно сказать, что:

- наиболее существенные издержки относятся к оформлению контрактной документации,

- на втором месте по затратности находятся издержки, относящиеся к сфере администрирования закупок,

- большие различия в размере издержек в закупочной деятельности наблюдаются среди разных бюджетных отраслей (от 0,1% от закупочной стоимости в строительстве до 1,2% в медицинской отрасли),

- для разнличной стоимости контрактов издержки тоже меняются (от 0,1% для процедуры общей стоимостью от 500 000 руб. до 15% для процедур до 100 000 руб.).

- отмечаются повышение трудозатрат (более чем в два раза) среди закупочной деятельности государственных организаций.

Основными путями решения этих проблем являются:

■ централизация государственной закупочной деятельности среди мелких заказчиков для сокращения затрат на закупочную деятельность;

■ при принятии изменений в законодательство нужно учитывать издержки всех сторон государственной закупочной деятельности;

■ регулярно проводить оценку издержек подрядчиков.

О

3

ю

5

*

2 а

6

CS CS

сч £

Б

а

2 ©

Необходимость строгого статистического учета позволяет говорить о возможности внедрения вышеназванных предложений.

Для формирования комплекса современного статистического инструментария интерес представляют положения закона об информации о закупках. Ст. 6 44-ФЗ устанавливает ряд принципов закупочной деятельности, среди которых есть принцип о прозрачности и открытости информации о проведении закупок:

• Размещение всей информации в единой информационной системе.

• Обеспечение доступа к информации.

• Контроль информационной достоверности.

Принцип открытости информации не распространяется на закупки содержащие государственную тайну и закупки, проводимые закрытыми способами. Для обеспечения формирования контрактов и доступности информации о ходе закупочной деятельности 44-ФЗ ввёл типовые контракты, которые используются при подготовке закупочной документации и котрактных проектов. Типовые контракты подготавливаются для самых популярных и востребованных услуг, которые можно определить на основе статистической информации. Анализ закупочной деятельности показал, что публикации информации о закупке с искаженной информацией, влияющей на выбор подрядчика приводило заключение контракта с заранее выбранным подрядчиком. Проблемы с получением актуальной информации о закупках приводит к уменьшению конкуренции из-за сокращения участия добросовестных подрядчиков. При этом следует отметить, что ошибки текста размещаемый информации о выборе подрядчика не всегда являются следствием умышленных действий заказчиков и не всегда влекут за собой ограничение открытости закупок вследствие ограничений доступа к информации о конкретном заказе. По результатам анализа информации о закупках, размещенной на официальном сайте, были выявлены следующие типовые способы искажения данных:

• описание, относящиеся к предмету закупки, заменяются схожими цифрами;

• описание содержит латинские буквы, вставленные вместо кириллических букв;

• описание содержит грамматические ошибки, включающие увеличение межстрочного интервал, лишних пробе-

лов между словами и буквами, применение нижнего подчёркивания;

• отсутствие ключевых слов для удобства поиска (отсутствует код ОКПД, номер лота и т.д.);

• в ключевых поисковых словах отсутствует указание на объект закупки, указывается только факт проведение закупки или обобщённый вариант, мешающей корректной идентификации предмета закупки;

• ключевые поисковые слова заменены на сходные по написанию, но полностью изменяющие понимание предмета закупки;

• орфографические и пунктуационные ощибки, содержащиеся в описании;

• опечатки в описании.

Эти и другие факторы информационного искажения той или иной закупки требуют тщательного статистического анализа для определения возможных управленческих выводов и принятия необходимых управленческих решений. Управленческая компетентность заказчиков в своей структуре содержит достаточно широкий круг вопросов, среди которых умение работать со статистической информацией - одно из приоритетных[1].

Литература

1. Гладилина И.П. Управленческая компетентность в структуре профессионализма заказчика // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-5. - С. 1013-1016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/

2. Дёгтев Г.В., Акимов Н.А., Гладили-

на И.П. Профессионализм заказчиков как приоритетный фактор развития контрактной системы в сфере закупок // Советник президента. - 2014. - № 125. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /sovetnikprezidentaru/ 125/ 8_goszakaz.html

3. Карманов М.В. Статистика и кор-

рупция в современной России // Вопросы статистики, 2013. - №2.

4. Федеральный закон от 05.04.2013

N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». http:/ / www.consultant.ru/. Дата обращения: 29.11.2016.

5. Гладилина И.П., Васильева И.А.,

Сергеева С.А. Инновационные подходы к управлению в контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Инновации и инвестиции. 2014. №3. с.50-54

6. Бочкова Ю.А. Анализ эффективно-

сти функционирования системы государственных закупок. // Инновации и инвестиции. 2015. №9. с.6-8

Public procurements as subject of the statistical analysis

Sergeyeva S.A.

Moscow city university of management of the Government of Moscow

The main objective of procurement control of the state is increase in cost and social efficiency. The solution of many problems of implementation of purchases is possible on the basis of data of the statistical analysis that demands high professionalism from the specialists conducting

procurement. Survey conducted in 2015 among customers showed that more than 80% of respondents consider that with new rules costs for each procurement procedure increased. The biggest on costs customers called preparation of the tender documentation (50%), placement of information on purchase execution on the official site (26%), the expenses connected with advanced training of the employees who are engaged in purchasing activity (36%), creation of reporting documentation (35%). Provisions of the law on information on purchases are of interest to forming of a complex of modern statistical tools. The Art. 6 No. 44-FZ establishes a number of the principles of purchasing activity among which there is a principle about transparency and openness of information on carrying out purchases.

Keywords: public procurements, Federal Law No. 44-FZ, statistical analysis, procurement control

References

1. Gladilina I.P. Managerial competence

in the structure of the professionalism of the customer // Fundamental research. - 2015. - No. 2-5. - P. 1013-1016. [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.rae.ru/fs/? Section = content & amp; op = show_article & amp; article_id = 10006242

2. Degtev GV, Akimov NA Gladilina I.P.

Professionalism of customers as a priority factor in the development of the contract system in the sphere of procurement // Advisor to the President. - 2014. - No. 125. [Electronic resource]. - Access mode: http: //

sovetnikprezidenta.ru/125/ 8_goszakaz.html

3. Karmanov M.V. Statistics and corruption in modern Russia / / Problems of Statistics, 2013. -? 2.

4. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013

(as amended on 03.07.2016) «On the contract system in the sphere of procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs». http: // www.consultant.ru/. Date of circulation: 29.11.2016.

5. Gladilina IP, Vasilieva IA, Sergeeva SA

Innovative approaches to management in the contract system of procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs // Innovations and investments. 2014. №3. p.50-54

6. Bochkova Yu.A Analysis of the effectiveness of the public procurement system. // Innovations and investments. 2015. № 9. p.6-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.