Научная статья на тему 'Государственные закупки как эффективный инструмент регулирования развития экономики региона'

Государственные закупки как эффективный инструмент регулирования развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5432
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПРЕФЕРЕНЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / GOVERNMENT PROCUREMENT / GOVERNMENT PROCUREMENT FUNCTIONS / GOVERNMENT REGULATION OF THE ECONOMY / REGIONAL ECONOMY / PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Ольга Александровна

Статья посвящена исследованию роли государственных закупок в развитии экономики региона на современном этапе. Система государственных закупок рассматривается как эффективный инструмент регулирования экономики региона. Определяются основные функции государственных закупок и их характеристики. Анализируется современный механизм регулирования экономики региона через систему государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public procurement as an effective instrument of regulation of development of regional

The article investigates the role of public procurement in the economic development of the region at the present stage. Public procurement is considered as an effective tool for regulating the economy of the region. The main function of public procurement and given their characteristics. The modern mechanism of regulation of the economy of the region through the system of public procurement.

Текст научной работы на тему «Государственные закупки как эффективный инструмент регулирования развития экономики региона»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

О.А. ПОПОВА

Ольга Александровна ПОПОВА — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления».

В 1992 г. окончила Восточно-Сибирский технологический университет. В 2001 г. — аспирантуру в Иркутской государственной экономической академии.

Автор 20 научных публикаций.

Сфера научных интересов — региональная экономика, стратегическое управление, экономика природопользования, управление государственными и муниципальными закупками, маркетинг.

^ ^ ^

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Анализ мировой практики показывает, что государственные закупки являются важным инструментом регулирования рынка, поддержки экономической и социальной стабильности, обеспечения роста экономики.

Сегодня наблюдается устойчивый рост объема закупок товаров, работ и услуг для нужд государства, муниципальных образований и компаний, контролируемых государством. Растет государственный заказ на региональном уровне. Ежегодный объем бюджетных — государственных и муниципальных — закупок в России составляет примерно 8 трлн руб., или около 20 % ВВП.

Государственные закупки выполняют ряд важнейших функций в развитии экономики:

1. Воспроизводственная функция. Механизм государственных закупок позволяет удовлетворить государственные нужды в товарах, работах и услугах в заданных объемах и с требуемым уровнем качества, что обеспечивает стабильные экономические взаимосвязи с участием государства как хозяйствующего субъекта.

2. Стимулирующая функция. Государственные закупки являются инструментом создания инвестиционного климата, регулирования отраслевой и региональной структур экономикии служат фактором роста совокупного спроса.

3. Функция ценового регулирования. Государственные закупки, влияя на уровень цен, оказывают косвенное воздействие на динамику цен в рыночной экономике в целом.

4. Стратегическая функция. Направленность развития является одним из ключевых факторов существования социально-экономической системы, и с этой позиции государственные закупки задают такую направленность на краткосрочную перспективу, обеспечивая, в частности, определенный уровень государственных услуг, что, в свою очередь, свидетельствует о степени социальной ориентации политики государства.

5. Инновационная функция. Государственные закупки через закупки инновационной и высокотехнологичной продукции реализуют один из принципов контрактной системы — принцип стимулирования инноваций. Реализация данной функции может происходить через бюджетное финансирование инновационных разработок напрямую, путем проведения конкурсных процедур, или через стимулирование спроса на новые продукты и технологии, регулируя и стимулируя инновационную деятельность.

На протяжении многих лет объем государственных закупок в таких отраслях, как машиностроение, электротехническая отрасль, компьютерные технологии и др., был невысоким, в результате чего

ГРНТИ 06.61.33 © О.А. Попова, 2014

62

О.А. Попова

произошло техническое и технологическое отставание предприятий, банкротство или перепрофилирование таких производств, как производство медицинской аппаратуры, электротехники, спецтранспорта и др. Рост спроса на такую продукцию со стороны государственных заказчиков показал зависимость от импорта и неспособность промышленности удовлетворить спрос на современную продукцию.

Таким образом, государство как субъект экономической деятельности, осуществляя значительные объемы закупок для удовлетворения общественных потребностей, содействует росту экономики и ее инновационному развитию.

На современном этапе государственные закупки становятся одним из значимых инструментов регулирования (стимулирования) преобразований в приоритетных отраслях экономики благодаря применению определенных преференций. Так, с помощью преференций можно поддерживать в рамках международной торговли отечественного производителя, а на внутреннем рынке, к примеру, малый бизнес, некоторые общественные организации (например, работающие с применением труда инвалидов и т. д.), организации, осуществляющие свою деятельность по социальной поддержке и защите граждан, профилактике и охране здоровья, по решению других социальных проблем, и т. д. При этом, как показывает международный и российский опыт, предоставление преференций должно носить взвешенный, сбалансированный характер. Они не должны проходить у отдельных категорий поставщиков иждивенческие ожидания или приводить к монополизации некоторых сегментов отраслевых и локальных рынков. Такие негативные последствия влекут за собой падение качества поставляемой для государственных и муниципальных нужд продукции и необоснованное завышение цен, а также стагнацию отдельных отраслей экономики и потерю их конкурентоспособности.

В целом влияние государственных закупок на экономику проявляется в следующем.

1. Применение национального режима при осуществлении закупок

Законом о контрактной системе установлен национальный режим при осуществлении закупок к товарам, происходящим из иностранного государства [6]. Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5] определены товары, происходящие из иностранных государств, в отношении которых определены условия допуска для целей осуществления закупок. Такой перечень очень объемный и включает в себя продукты питания, посуду, оборудование для металлургии, ядерные реакторы, экскаваторы, дробилки, мельницы, изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления и другие товары.

Такая система преференций для отечественных поставщиков в рамках государственных закупок, производителей дружественных государств, таких как Республика Беларусь, Республика Казахстан, определяет равный доступ на рынок всех участников соглашения.

Применение национального режима в части ограничения допуска иностранной продукции обусловлено защитой основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей.

Так, установлены запреты на допуск товаров легкой промышленности, согласно утвержденному перечню [4], установлен особый режим допуска товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств [3], и отдельных товаров, работ (услуг) для нужд обороны и безопасности государства [2]. Эти меры запрещают закупать зарубежную продукцию, если внутри страны производится аналогичная, или обязывают иностранные фирмы заключать договоры с местными фирмами на выполнение ряда производственных операций либо поставлять продукцию через них.

2. Поддержка субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

Государство через систему государственных закупок осуществляет экономическую поддержку бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, инвестируя средства бюджета.

Правилами контрактной системы предусмотрены преференции субъектам малого предпринимательства (СМП) и социально ориентируемым некоммерческим организациям (СО НКО):

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

63

— заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом положений Закона о контрактной системе;

— начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

— при определении поставщиков, участниками закупок могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

По данным Министерства экономики РФ, объем государственных закупок, осуществляемых среди СМП и СО НКО, возрос на 18 %. Так, за 9 месяцев 2013 г. было опубликовано процедур на сумму 169,3 млрд руб., за аналогичный период 2014 г. — 369,3 млрд руб. [1]

Таким образом, государственные закупки у СМП и СО НКО являются инструментом для реализации:

— государственной политики по поддержке малого предпринимательства социальной направленности;

— мер по повышению эффективности отечественной экономики.

3. Формирование спроса на современную продукцию

Повышая требования государственных заказчиков к продукции поставщиков, совершенствуя правовое регулирование, государство способствует формированию спроса на современную продукцию. Так, Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» вводит новую норму к осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд. Государственные и муниципальные закупки допускаются только при условии соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ и услуг.

Одним из нововведений, предусмотренных в контрактной системе, является нормирование закупок, позволяющее определить перечень обязательных требований и ограничений, предъявляемых к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг. При этом данные товары, работы, (услуги) не должны иметь избыточные потребительские свойства и не являются предметами роскоши, такой подход позволяет воздействовать на спрос товаров, работ (услуг) и формировать оптимальную структуру регионального рынка.

Рынок государственных закупок позволяет сориентировать собственных производителей на принятие эффективных управленческих решений в области инвестиций, структурных преобразований для производства продукции, обеспечивающей конкурентоспособность экономики в целом.

На наш взгляд, государственные закупки позволяют перейти к более эффективной модели развития региональной экономики, учитывающей такие факторы, как наличие и распределение природных, производственных, трудовых и других ресурсов. Таким образом, государственные закупки формируют экономическое пространство, в котором есть возможности развития всех субъектов экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 10.10.2014).

2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск отдельных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны и безопасности государства» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СПС «Консультант-Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.