Научная статья на тему 'Государственные закупки и заказы: некоторые проблемы, возникающие между заказчиками и поставщиками'

Государственные закупки и заказы: некоторые проблемы, возникающие между заказчиками и поставщиками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКАЗЧИКИ / ПОСТАВЩИКИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT / LEGISLATION / CUSTOMERS / SUPPLIERS / THE FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цуцкарева А.А.,

В данной статье проведен обзор государственных и муниципальных закупок, рассмотрена роль Федеральной антимонопольной службы в осуществлении закупочной деятельности, произведен обзор статистических данных с сайта Министерства финансов. Обозначены некоторые проблемы, связанные с конфликтом интересов и вытекающей из него коррумпированностью, а также проблемы, касающиеся уровня квалификации работников в закупочной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT PROCUREMENT AND ORDERS: SOME PROBLEMS BETWEEN CUSTOMERS AND SUPPLIERS

This article reviewed public and municipal procurement, reviewed the role of the Federal Antimonopoly Service in procurement, reviewed statistics from the Ministry of Finance website. Certain problems associated with a conflict of interest and the resulting corruption are indicated, as well as problems related to the skill level of workers in the procurement sphere.

Текст научной работы на тему «Государственные закупки и заказы: некоторые проблемы, возникающие между заказчиками и поставщиками»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ И ЗАКАЗЫ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКАМИ И ПОСТАВЩИКАМИ

А.А. Цуцкарева, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24411/2500-1000-2019-11441

Аннотация. В данной статье проведен обзор государственных и муниципальных закупок, рассмотрена роль Федеральной антимонопольной службы в осуществлении закупочной деятельности, произведен обзор статистических данных с сайта Министерства финансов. Обозначены некоторые проблемы, связанные с конфликтом интересов и вытекающей из него коррумпированностью, а также проблемы, касающиеся уровня квалификации работников в закупочной сфере.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, законодательство, заказчики, поставщики, Федеральная антимонопольная служба.

Государственные и муниципальные закупки на сегодняшний день являются одним из основных направлений в развитии экономики нашей страны. Они представляют собой процесс осуществления закупок на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг от имени государственного или муниципального учреждения. Закупки производятся путем проведения торгов и заключения контракта с единственным поставщиком.

Согласно Гражданскому законодательству РФ, заключая государственный или муниципальный контракт, поставщик обязуется передать товары заказчику (иному лицу по указанию заказчика), а заказчик в свою очередь обязан обеспечить оплату поставленных товаров [1].

Что касается способов организации закупок, то чаще всего применяются такие, как закупка у единственного поставщика, электронный аукцион, а также запрос котировок.

Исходя из данных, представленных на сайте Министерства финансов Российской Федерации, за 1-3 квартал 2018 года было заключено чуть больше 2,5 млн. контрактов, на общую сумму 4,7 трлн. рублей.

Структура государственных и муниципальных закупок свидетельствует о тесной взаимосвязи между государством с одной стороны и предприятиями и физическими лицами, занимающихся деятельностью по

выполнению и обслуживание государственного заказа, с другой стороны.

Стоит заметить, что Федеральная антимонопольная служба, деятельность которой направлена на устранение нарушений Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также на восстановление конкурентных условий для их осуществления, проводит контрольные мероприятия в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, а также рассматривает жалобы и обращения участников закупок.

По статистическим данным за первые девять месяцев 2018 года в ФАС было подано 61772 жалобы (обоснованными из них признаны 20474 жалобы), рассмотрено 21194 дела об административных правонарушениях (вынесено 17784 постановлений), что касается реестра недобросовестных поставщиков, то из 10404 обращений в реестр были включены сведения о половине из них [2].

Исходя из вышеуказанных цифр, следует отметить, что сфера государственных и муниципальных закупок довольно попу-

лярная, однако, в некоторых местах неусовершенствованная, что отражено в количественных показателях жалоб и обращений, а также в многочисленной судебной практике.

Контрактная система, прежде всего, определяет экономические отношения между государством и бизнесом. В процессе осуществления госзакупок обеспечиваются потребности как заказчика, так и подрядчика, в результате чего спрос и предложение уравниваются. Но такой показатель, как экономическая эффективность, порождает коррумпированность процесса закупок. В результате государственных проверок и мониторинга закупочных процедур зачастую выявляются коррупционные правонарушения, в результате чего может наступить и уголовная ответственность.

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ показал, что еще одной распространенной проблемой является конфликт интересов между заказчиком и поставщиком [3]. Судебная практика свидетельствует о большом количестве случаев, при которых лицо, действующее со стороны заказчика, состоит в браке, является близким родственником, опекуном, усыновителем учредителя или представителя поставщика. Данный факт проверяется при заполнении документации, где есть требование к поставщику сообщить о наличии родственных связей. В вышеуказанном разъяснении ВС РФ рассмотрены дела, где наличие родственных связей выяснялось на различных уровнях алгоритма госзакупок. Конфликт интересов должен отсутствовать с момента подачи заявки на участие в аукционе до момента выявления победителя. Если же участник зарегистрировался, скрыв родственные связи, то здесь есть несколько путей развития событий:

1. Конфликт интересов стал известен после регистрации участника закупок -участник должен быть отстранен от аукциона.

2. Аукцион проведен, участник, скрывший данные о наличии родства, выиграл -контракт не должен заключаться.

3. Родственные связи выяснились после заключения контракта - такой контракт признается ничтожным.

Положение о запрете конфликта интересов законодатель также закрепил в Законе о контрактной системе в части требований к участникам закупок. Действительно, установление факта личной заинтересованности препятствует свободному развитию закупочной деятельности, а также свидетельствует о недобросовестной конкуренции.

Конфликт интересов в закупочной деятельности является предпосылкой для возникновения еще одной проблемы в области государственного и муниципального заказа - коррупции. Начало коррумпированности начинается с планирования бюджета, на данном этапе идет утверждение политических решений, в последствии происходит исполнение бюджета.

Сегодня проблема коррупции актуальна, случаи выявления коррупционных нарушений в результате государственных проверок и мониторинга закупочных процедур встречаются очень часто. Участники закупок тщательно продумывают мошеннические схемы, начиная от сговора по поводу суммы, заканчивая умышленными недостоверными данными в ЕИС.

Антикоррупционная политика, прежде всего, должна быть направлена на усиление контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы. Кроме того, Л.И. Малахова ссылается на учащенные случаи коррумпированности на региональном и местном уровнях, исходя из обзоров судебной практики [4, с. 27]. Решением проблемы может послужить ужесточение уголовной и административной ответственности за рассматриваемые правонарушения, тщательный контроль при регистрации участников торгов и на последующих этапах, а также повышение уровня специалистов в сфере закупок.

Отсюда можно выделить еще одну проблему - низкий уровень подготовки специалистов, осуществляющих закупочную деятельность. Недостаточность кадров

связана с отсутствием образовательной программы, подготавливающей специалистов по направлению «Специалист в сфере закупок». Неоспоримый факт наличия множества курсов повышения квалификации по данной теме, но обучение в течение 4-5 лет и курсы продолжительностью в несколько академических часов, наверняка, по-разному подготовят настоящего специалиста. Увеличение заинтересованности молодых кадров, достойная заработная плата и развитие карьеры могут являться предпосылками для повышения уровня квалификации сотрудников, обеспечивающих закупки для государственных и муниципальных нужд [5, с. 69-70].

На сегодняшний день закупочная деятельность является достаточно молодой для нашей страны, поэтому она нуждается

торые, обладая знаниями, указанными в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» [6], смогут добросовестно выполнять свои трудовые функции.

Таким образом, система государственных закупок является коллизионной по причине недобросовестности заказчиков и поставщиков, вытекающей в конфликт интересов, коррумпированность, когда удовлетворяются не только потребности заказчика и наличествует экономия бюджета, но и имеет место личная выгода. А также отсутствие квалифицированных кадров является не менее важной проблемой. Думается, что искоренение хотя бы одной из рассмотренных проблем может явиться началом для решения другой.

в квалифицированных специалистах, ко-

Библиографический список

1. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 29 января.

2. Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I-III кварталов 2018 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/ (дата обращения: 24.03.2019).

3. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс] URL: http://www.vsrf.ru/files/6387/ (дата обращения: 25.03.2019).

4. Малахова Л.И. Коррупционные проявление как основная проблема системы государственных закупок в России // Плехановский барометр. 2017. № 9. С. 26-28.

5. Кижваткина Е.П., Паулов П.А. Отсутствие квалифицированных кадров как одна из основных проблем государственных и муниципальных закупок // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборн. научн. конф. 2017. С. 69-70.

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. N 625н "Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» // Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 октября 2015 г. № 39210.

GOVERNMENT PROCUREMENT AND ORDERS: SOME PROBLEMS BETWEEN

CUSTOMERS AND SUPPLIERS

A.A. Tsutskareva, Student

Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. This article reviewed public and municipal procurement, reviewed the role of the Federal Antimonopoly Service in procurement, reviewed statistics from the Ministry of Finance website. Certain problems associated with a conflict of interest and the resulting corruption are indicated, as well as problems related to the skill level of workers in the procurement sphere.

Keywords: state and municipal procurement, legislation, customers, suppliers, the Federal Antimonopoly Service.

Keywords: state and municipal procurement, legislation, customers, suppliers, Federal anti-monopoly service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.